DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_8_712 УДК 332.14
Сулейманова Наиля Рестемовна,
аспирант, Казанский (приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, е-mail: [email protected]
Демьянова Ольга Владимировна,
доктор экономических наук, доцент, Казанский (приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, е-mail: kafpro-715@ yandex.ru
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ПО ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
В статье анализируются проблемы цифровой трансформации регионов. Изучены проекты стратегий цифровой трансформации, выявлены преуспевающие и отстающие субъекты. Определены факторы, влияющие на успешную реализацию проекта цифровой трансформации в регионе. Сделаны выводы о наиболее приоритетных направлениях цифровизации в регионах.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая экономика; цифровая трансформация региона; проекты стратегий цифровой трансформации; цифровая трансформация экономики.
UDC 332.14
Suleymanova Nailya Restemovna,
PhD student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, е-mail: nailia18@ mail.ru
Demyanova Olga Vladimirovna,
Doctor of Economics, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia, e-mail: [email protected]
REGIONAL FACTORS FOR THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TRANSFORMATION PROJECTS
The article analyzes the problems of digital transformation of regions. The projects of digital transformation strategies have been studied, successful and lagging subjects have been identified. The factors influencing the successful implementation of the digital transformation project in the region are identified. Conclusions are drawn about the most priority areas of digitalization in the regions.
Keywords: digitalization; digital economy; digital transformation of the region; draft digital transformation strategies; digital transformation of the economy.
В настоящее время наблюдается состояние перехода на новые модели развития, которые отличаются активным внедрением цифровых технологий, а цифровая трансформация становится важнейшей стратегией для всех отраслей промышленности. Проекты внедрения цифровых решений как инновационные проекты отличаются своей динамичностью, уникальностью событий и высокой степенью неопределенности [1]. До последнего времени развитие цифровых
технологий в России происходило медленнее, чем в ведущих государствах, но даже в условиях относительно плавного перехода к автоматизации и отсутствия масштабной технологической безработицы, что возможно за счет больших денежных вливаний, адаптация к цифровой экономике необходима. Между тем российские регионы достаточно разнородны в плане потенциала цифровиза-ции и возможностей для адаптации к меняющимся условиям [5].
Цифровая трансформация региона - глубокие и всесторонние изменения в производственных и социальных процессах, связанные с заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий. Цифровая трансформация охватывает не только производственную деятельность, но и изменение организационных структур компаний и бизнес-моделей, а также процессы жизнедеятельности населения [3].
Цифровая трансформация является одной из пяти национальных целей развития России до 2030 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4].
Развитие цифровой сферы объявлено в России одним из важнейших направлений. Основными целями государственной информатизации являются улучшение качества жизни граждан, создание условий для повышения уровня открытости власти, ликвидация цифрового неравенства. Цифровая трансформация в России немыслима без участия регионов, она является комплексной стратегией регионального развития. Главная задача правительства - повышение вовлеченности регионов в реализацию национального проекта «Цифровая экономика» и обеспечение учета их реальных возможностей и интересов. Большинство регионов связывает развитие цифровой экономики с информационным обществом как объединяющим блоком на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Однако в развитии цифровизации регионов существуют определенные проблемы. Среди основных выделим следующие:
- недостаточное финансирование ИТ-проектов;
- кадровый дефицит,
- несогласованность действий между разными уровнями власти.
Кроме того, в отдаленных и малонаселенных регионах существует проблема, связанная с отсутствием или слабым развитием региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
По поручению правительства регионами были подготовлены проекты стратегий цифровой трансформации. Стратегии регионов
включают более 4,6 тыс. проектов. Самые важные направления - это цифровизация госуслуг и переход субъекта на надежную и современную ИТ-инфраструктуру. В среднем стратегии включают в себя по 10 отраслей, которым регионы будут уделять наибольшее внимание. Максимальное количество направлений цифровизации у Пермского края (18), Чувашии (17), Забайкальского края (16), по 15 отраслей включили республики Саха (Якутия), Татарстан и Курская область.
На каждом этапе ведомство координировало работу отраслевых федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в части проверки документов, подготовки рекомендаций и замечаний. Особый акцент в документах был сделан на качестве предоставления государственных услуг гражданам. Органы власти, которые оказывают гражданам различные социальные услуги, будут планово переводить самые востребованные из них в электронный вид. В стратегиях также указаны программные продукты на базе отечественных технологий, что является ключевым мероприятием, помогающим обеспечить независимость российской инфраструктуры и защищенность киберпространства.
Рейтинг цифровой зрелости регионов, опубликованный 12 августа 2021 г. Министер -ством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, делит субъекты на 3 категории: с высоким (со значениями свыше 50 %), со средним (от 25 % до 50 %), с низким значением цифровой зрелости (меньше 25 %).
Критериями оценки послужили численность региональных специалистов, использующих информационно-коммуникационные технологии, расходы на внедрение и использование цифровых решений организаций в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики, финансовых услуг, здравоохранения и государственного управления [2].
Девять передовых регионов - это Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Липецкая, Московская, Нижегородская области, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
В число регионов со средним уровнем цифровой зрелости попали 62 субъекта, с низким - 14. Это Адыгея, Дагестан, Еврейская автономная область, Ингушетия, Ка-
бардино-Балкария, Калмыкия, Крым, Омская область, Северная Осетия, Свердловская область, Ставропольский край, Удмуртия, Чечня и Чукотский автономный округ.
Вклад регионов в цифровую зрелость -это как раз работа, связанная со здравоохранением, образованием, госуправлением, общественным транспортом, которая проводится в городах и муниципальных образованиях.
Характеризуя цифровую зрелость, надо в большей степени смотреть не на количественные показатели, которые уже научились мерить, а на эффект от цифровой трансформации [7].
Также можно поделить регионы на следующие три части: 1) регионы, которые берут федеральные деньги и федеральные сервисы и делают то, что от них просят федеральные власти; 2) регионы, которые делают то же самое, но у них есть одно, два или три направления, где они пытаются продемонстрировать какую-то свою уникальность; 3) регио -ны-лидеры, которые пытаются «застолбить» лучшую практику сразу по многим направлениям.
Москва, Московская область, Татарстан заявляют себя в качестве лидеров, готовы внедрять искусственный интеллект в медицине или онлайн-сервисы управления многоквартирными домами. Остальные регионы ориентируются на них. Внедряют уже апробированные технологии [8].
Нами был проведен сравнительный анализ стратегических планов национальных
республик России. Регионы имеют различный уровень экономического развития как в целом, так и по различным направления жиз -недеятельности.
Самые первые выводы после знакомства с различными планами стратегии цифровой трансформации следующие:
- органами государственного управления регионов выполнена большая работа по исполнению поручения президента;
- планы по всем регионам сильно отличаются, что доказывает то, что само явление трансформации цифровой экономики как общефилосовская категория пока не имеет стандартов и требует выработки общих подходов в вопросе глобальных изменений в экономике и общественной жизни страны;
- необходимость корректировки разного уровня документов, разбор ситуации в научных кругах.
Несмотря на то что, казалось бы, главным вопросом на повестке дня является реализация цифровой трансформации экономики, в подавляющем своем главным направлением трансформации рассматривается само государственное управление как вид деятельности и также сильное внимание уделяется таким направлениям как, здравоохранение, социальная сфера, образование, транспорт и логистика и т. д. Из табл. 1 видно, что из 1083 проектов реализации по выбранной выборке регионов вышеупомянутым отраслям деятельности уделено существенное внимание.
№ п/п Наименование проекта Количество проектов Доля проектов ( %)
1 Проекты развития в области образования и науки 175 16,16
2 Проекты развития в области Здравоохранения 158 14,59
3 Проекты развития в области «Развитие городской среды» 73 6,74
4 Проекты развития в области «Транспорт и логистика» 57 5,26
5 Проекты развития в области «Государственное управление» 245 22,62
6 Проекты развития в области «Социальная сфера» 167 15,42
7 Проекты развития в области «Промышленность» 31 2,86
8 Проекты развития в области «Сельское хозяйство» 58 5,36
9 Проекты развития в области «Строительство» 19 1,75
10 Проекты развития в области «Культура» 11 1,02
11 Проекты развития в области «Молодежная политика» 1 0,09
12 Проекты развития в области «Экология и природопользование» 35 3,23
13 Проекты развития в области «Массовые коммуникации и средства массовой информации» 2 0,18
14 Проекты развития в области «Туризм» 4 0,37
Таблица 1 - Проекты цифровой трансформации экономики национальных регионов Российской Федерации
15 Проекты развития в области «Физическая культура и спорт» 4 0,37
16 Проекты развития в области « Имущество и земельные отношения» 1 0,09
17 Проекты развития в области «Финансовые услуги» 13 1,20
18 Проекты развития в области «Безопасность « 16 1,48
19 Проекты развития в области Энергетическая структура» 8 0,74
20 Проекты развития в области «Торговля и предпринимательство» 4 0,37
21 Проекты развития в области «связь» 1 0,09
Итого 1083 100,00
Новый технологический уклад, несомненно, даст преимущество той стране, которая сумеет максимально использовать возможности движущегося параметра нового техно -логического уклада. Для того чтобы вырваться вперед и иметь реальные конкурентные преимуществами стране необходимо поднять производительность труда в производственных сферах и качество производимой продукции. В стране много делается в сферах материального производства, однако создается впечатление, что в этом вопросе до сих пор не наблюдается системного подхода. Регионами мало обращается внимания на основные отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство). К сожалению, мы видим, что недостаточно внимание уделено в стратегических планах регионов материальной сфере производства.
Уровень цифровой трансформации предприятий различается по регионам. Цифровая трансформация является главной проблемой и возможностью. Планируя проведение цифровых преобразований, организации должны учитывать культурные изменения, с которыми они сталкиваются, поскольку работники и организационные лидеры еще только приспосабливаются к незнакомым технологиям. Цифровая трансформация со своим низким порогом входа создала уникальные вызовы и возможности для рынка, усиливая конкуренцию между предприятиями [6].
Типичными барьерами реализации проектов внедрения цифровых решений являются недостаточный уровень готовности к цифро-визации, отсутствие полноты информации об объекте, явлении, недостаточность необходимых компетенций участников проекта, неэффективные бизнес-процессы и непредвиденные затраты.
Для того чтобы внедрить проекты цифровой трансформации, необходимо определить факторы успешной реализации.
Итак, какие факторы влияют на успешную реализацию проекта цифровой трансформации в регионе?
1. Показатели социально-экономического развития. Для российских регионов характерна большая дифференциация в социально-экономическом развитии. Цифровой разрыв между регионами является одной из форм пространственной дифференциации и существенным образом влияет на их социально-экономическое развитие. Показатели социально-экономического развития регионов-лидеров и уровень индекса «Цифровая Россия» взаимообусловлены: передовые в социально-экономическом развитии регионы являются лидерами названного индекса. Об огромной дифференциации регионов по социально-экономическому развитию свидетельствует, например, региональный размах вариации по объему ВРП на душу населения.
2. Стартовые условия, имеющийся цифровой потенциал региона. Для успешного внедрения проектов цифровой трансформации важно оценить имеющийся цифровой потенциал и понимать, насколько регион готов к изменениям. Здесь важным является заинтересованность руководства региона в цифровой трансформации.
3. Финансирование ИТ-проектов в регионе. Недостаточное финансирование является проблемой. Так как в регионе зачастую недостаточно средств для реализации проектов, чаще всего требуется поддержка государства.
4. Привлечение инвестиций в регион. Существуют регионы, которые являются инвестиционно привлекательными, и этим регионам гораздо проще привлечь инвестиции для реализации проектов цифровой трансформации.
5. Состав населения региона по степени трудоспособности. Наличие кадрового потенциала в регионе. Тут важно учесть, либо в регионе имеются нужные кадры,
либо необходимо их привлечь из соседних регионов.
5. Грамотное изучение рынка региона. Изучение рынка региона и необходимости конкретной трансформации в регионе. В каждом регионе свои особенности и свои потребности. При внедрении необходимо учесть региональные особенности.
6. Географические особенности, расположение региона рядом с развитыми регионами, откуда можно привлекать временные кадровые ресурсы.
7. Размещение и распределение промышленных объектов в регионе.
8. Миграционные потоки. Тут важно, насколько регион является привлекательным для мигрантов. Мигранты - это и трудовой потенциал региона в том числе.
9. Стратегии в отношении крупных и малых городов, сельских населенных пунктов. Успех проектов цифровой трансформации будет достигнут, если такие проекты будут реализованы по всему региону, как в городах, так и селах. Важно понимать, насколько регион уделяет внимание развитию сел и деревень.
10. Уровень поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.
Регионам следует учесть задачи по циф-ровизации в своих стратегиях социально-экономического развития, соответствующих программах и планах, при этом необходимо учесть, что цифровая экономика - это прежде всего именно экономика, а цифровые технологии и платформенные решения являются инструментом ее развития, модернизации, дают новые возможности роста, создают высокотехнологичные рабочие места, новые рынки, масштабно преобразуя все сферы жизнедеятельности. И здесь перед всеми регионами с точки зрения обеспечения преобразований приоритетных отраслей экономики с использованием цифровых технологий и платформенных решений стоят одинаковые задачи, они обозначены указом президента. Но все регионы имеют свою региональную специфику, свои особенности, приоритеты и разный уровень социально-экономического развития, разные стартовые условия, и, соответственно, стратегии и подходы по развитию цифровой экономики регионов будут значительно различаться. Другими словами, регионам необходимо
сконцентрироваться на решении задачи прорывного экономического развития своих регионов, основанного на цифровых технологиях и платформенных решениях.
Таким образом, при планировании цифровой трансформации нужно учесть стартовые условия и особенности регионов, правильно определять последовательность и направленность преобразований: важно учитывать географические особенности, сложившуюся систему расселения, размещения и распределения промышленных объектов, их закономерности, миграционное потоки. Необходимы отдельные стратегии в отношении крупных и малых городов, сельских населенных пунктов.
Список литературы
1. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В, Стешенао В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Инновации и цифровая экономика. 2020. Т. 36. № 2. С. 390-412.
2. Авдеева И. Л., Цысов А. С. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 24-30.
3. Байгильдин Д. Р., Шинкевич А. И. Технологические платформы и инновационные кластеры как эффективные модели развития промышленного комплекса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 5-10.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». СПС «КонсультантПлюс».
5. Babur V.L, Daryakin A.A, Yalalova N.F, Financial Engineering Tools for Stress Testing in Banks // Springer Proceedings in Business and Economics. 2020. Vol., Is.. P.147-157.
6. Ajupov Ajdar A., Ahmadullina Aliya A., Belyaev Rais M., Assessment of the Level of Development of Digital Technologies in the Banking Sector // HELIX. 2019. Vol.9, Is.4. P.5248-5251.
7. Daryakin, A., Ahmadullina, A., Zagidullina, Z., Khasanova, A. Trajectories of transformation of international financial architecture in the conditions of a new normality // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol.497, Is.1. Art. № 012068.
8. Daryakin, A.A., Naurskov, A.V., Valeev, Y.D., Kamalova, A.A. Financial and technological challenges in shaping ecosystems of financial and credit industry // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2019. Vol.11, Is.8 Special Issue. P.1909-1912.
Referenses
1. Tsenzharik M.K., Krylova Yu.V., Steshenao V.I. Digital transformation of companies: strategic analysis, factors of influence and models. Innovations and digital economy. 2020. V.36. No. 2. C 390-412.
2. Avdeeva I. L., Tsysov A. S. Modern analysis and prospects for the development of digital technologies in industrial economic systems. Natural-humanitarian research. 2020. No. 2 (28). S. 24-30.
3. Baigildin D. R., Shinkevich A. I. Technological platforms and innovative clusters as effective models for the development of the industrial complex. Innovative economy: prospects for development and improvement. 2020. No. 1 (43). S. 5-10.
4. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030".
5. Babur V.L, Daryakin A.A, Yalalova N.F, Financial Engineering Tools for Stress Testing in Banks. Springer Proceedings in Business and Economics. 2020. Vol., Is.. P.147-157.
6. Ajupov Ajdar A., Ahmadullina Aliya A., Belyaev Rais M., Assessment of the Level of Development of Digital Technologies in the Banking Sector. HELIX. 2019. Vol.9, Is.4. P. 5248-5251.
7. Daryakin, A., Ahmadullina, A., Zagidullina, Z., Khasanova, A. Trajectories of transformation of international financial architecture in the conditions of a new normality. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol.497, Is.1. Art. № 012068.
8. Daryakin, A.A., Naurskov, A.V., Valeev, Y.D., Kamalova, A.A. Financial and technological challenges in shaping ecosystems of financial and credit industry. Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2019. Vol.11, Is.8 Special Issue. P.1909-1912.
MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 3, tom 8, 2022 717