Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 62-71. St. Petersburg Economic Journal. 2021. № 4. Р. 62-71.
Научная статья УДК 338.2
DOI: 10.24412/2307-5368-2021-4-62-71
ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Medical institutions digital transformation approaches and methods
Елена Константиновна ТОРОСЯН
ординарный доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербург, кандидат экономических наук, etorosyan@mail.ru
Elena K. TOROSYAN
Associate Professor of the Faculty of Technological Management and Innovations, the ITMO University, St. Petersburg, Candidate of Economic Sciences, etorosyan@mail.ru
Дарья Андреевна КИЙКОВА
магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций Национального исследовательского университета ИТМО, Санкт-Петербург, daria_kiykova@list.ru
Dariya A. KIYKOVA
Master's student of the Faculty of Technological Management and Innovations, the ITMO University, St. Petersburg, daria_kiykova@list.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются подходы и методы цифровой трансформации медицинских учреждений, которые позволяют подходить системно к анализу этого процесса и управлять им. На цифровую трансформацию медицинских учреждений влияет множество факторов как внешней, так и внутренней среды организации. Авторами представлены подходы куправ-лению процессом цифровой трансформации в целом и применение рассмотренных подходов относительно ее этапов для цифровой трансформации медицинских учреждений. На основе анализа открытых источников были исследованы четыре метода для проведения цифровой трансформации медицинских учреждений, определены направления цифровой трансформации сферы здравоохранения. Выбранные методы были проанализированы на предмет ограничений по охвату направлений цифровой трансформации. Каждый из рассмотренных методов цифровой трансформации медицинских учреждений рассмотрен и обоснован с целью возможной реализации на практике.
© Торосян Е. К., Кийкова Д. А., 2021.
Ключевые слова: цифровая трансформация, медицинские учреждения, цифровизация, подходы к цифровой трансформации, методы цифровой трансформации, этапы цифровой трансформации
Abstract.
The article discusses approaches and methods of medical institutions digital transformation, which allow a systematic approach to the analysis and management of this process. The digital transformation of medical institutions is influenced by many factors both external and internal to the organization. The authors present approaches to managing the process of digital transformation in general and the application of the considered approaches to its stages for the digital transformation of medical institutions. Based on the analysis of open sources, four methods for conducting the medical institutions digital transformation were investigated, and the directions of digital transformation in the health sector were identified. The selected methods were analyzed for limitations on the scope of digital transformation directions. Each of the considered methods of medical institutions digital transformation was considered and justified for the purpose of possible implementation in practice.
Keywords: digital transformation, medical institutions, digitalization, approaches to digital transformation, methods of digital transformation, stages of digital transformation
Цифровизация и цифровая трансформация медицинских учреждений в России имеет особую значимость, поскольку требует внедрения множества цифровых решений [1]. Цифровая трансформация, в свою очередь, направлена не только на внедрение цифровых продуктов в процессы компаний, но и на изменение процессов, подходов в управлении и корпоративной культуре. Проведение таких серьезных изменений требует применения современных подходов к управлению [2]. На цифровую трансформацию медицинских учреждений влияет множество факторов, как условия внешней среды организации, так и внутренняя ее специфика. Необходимо учитывать тот факт, что выбранная система управления и стратегия также являются одним из факторов успешной деятельности организации [3], поэтому при проведении мероприятий, связанных с внедрением цифровой трансформации в медицинских учреждениях, следует уделить внимание как выбору подходов и методов цифровой трансформации, так и встраиванию данной деятельности в общую стратегию организации.
Существует различная классификация подходов к цифровой трансформации:
1) подход в зависимости от инициирующей стороны;
2) подход в зависимости от типа стратегии;
4) подход в зависимости от типа изменений;
4) подход в зависимости от модели оказания медицинской помощи;
5) проектный подход.
Первый из них известен как подход в зависимости от инициирующей стороны -«сверху-вниз» и «снизу-вверх». При подходе «сверху-вниз» трансформация инициируется высшим руководством, из-за этого может изменяться бизнес-модель организации. При подходе «снизу-вверх» инициативы поступают от низших звеньев системы управления, т. е. от различных подразделений учреждений и организаций [4].
Следующий подход основан на зависимости от типа изменений и известен как процессный и технологический. Процессный подход предполагает проработку процессов в учреждении и дальнейшую их цифровизацию с использованием цифровых инструментов.
Технологический подход основывается на реализации совокупности технологий, внедрение которых позволит предприятию перейти в цифровое пространство [5].
Наиболее подробно рассмотрим третий подход, разделяемый на три типа, в соответствии с особенностями построения стратегии организации.
Первый тип - внедрение цифровых технологий в основные бизнес-процессы, что оказывает существенное влияние на бизнес-модель организации. Он является наиболее рискованным, так как организация должна иметь высокий уровень цифровой зрелости и готовности к цифровой трансформации.
Второй - создание отдельных цифровых проектов, без влияния на основные бизнес-процессы организации или с точечным влиянием на них. Данный подход позволяет проводить цифровую трансформацию плавно, по этапам. Данный подход является менее рискованным, так как проводится апробация на пилотных проектах на отдельно выделенных для этого бизнес-процессах.
Третий тип - создание бизнеса в полностью цифровой среде (платформенная бизнес-модель) [6].
Особенность четвертого подхода к цифровой трансформации - выбор модели оказания медицинской помощи (диагноз-центричная или пациенто-центричная модели). Подход к цифровой трансформации медицинских учреждений можно рассмотреть с точки зрения применяемой в учреждении модели оказания медицинской помощи. В особом приоритете в РФ - переход на управление, основанное на данных, что соответствует тренду датацен-тричности. Датацентричность неразрывно связана и с остальными трендами - пациен-то-центричность, превентивность, ценностно-ориентированное здравоохранение и циф-ровизация, и, таким образом, способствует развитию системы здравоохранения в целом. В РФ идет постепенное развитие в области данных трендов, но пока достаточно медленно, так как существующие классические средства информатизации здравоохранения разработаны и используются в рамках диагноз-центричной модели организации помощи.
Данная модель оказания медицинской помощи направлена на лечение неотложных и острых состояний, т. е. медицинское вмешательство происходит по факту выявления проблемы.
Для достижения трендов пациенто-центрич-ности, превентивности и ценностно-ориентированного здравоохранения необходимо работать так же в пациенто-центричной или, как ее иначе называют, биопсихосоциальной модели.
Биопсихосоциальная модель определяет результат возникновения болезни взаимодействием биологических факторов, личностных (психологических) и социальных факторов [7]. Биопсихосоциальная модель при этом учитывает биомедицинскую (диагноз-центричную) модель, которая определяет возникновение болезни только по биологическим факторам. Пациенто-центричная модель оказания медицинской помощи направлена на профилактику заболеваний. Данная модель подразумевает использование таких информационных систем, как системы персонифицированного мониторинга, системы консультаций (телемедицина). На сегодняшний день они применяются, но это скорее исключение, чем правило [8].
Пятый подход, используемый в цифровой трансформации, известен как проектный. Любое внедрение изменений происходит в результате внедрения проекта, как непрерывный процесс, постепенное внедрение изменений проводится поэтапно. Для того, чтобы успешно осуществлять цифровую трансформацию, необходимо внедрять проектный подход к управлению наравне с процессным, который применяется для управления уже устоявшимися и стандартизированными изменениями. Проектный подход позволяет системно подходить к наиболее актуальным задачам и добиваться поставленных целей в соответствии с разработанной программой развития орга-низации[9]. Также данный подход позволяет наиболее полно учитывать полученный опыт, в том числе и негативный, реализуя пилотные проекты и внедряя в процессы наиболее успешные из них.
Цифровая трансформация может проводиться с использованием нескольких подходов одновременно. Например, гибридный подход, соединяющий подходы «снизу-вверх»
и «сверху-вниз», позволяет организациям двигаться в соответствии со стратегией и в то же время корректировать ее или внедрять более подходящие инструменты для работы «на местах». Данный подход вовлекает сотрудников в процесс цифровой трансформации, что позитивно сказывается на развитии корпоративной культуры, которая является необходимым элементом цифровой трансформации любой организации. Такие подходы как процессный и технологический эффективнее всего применять вместе, так как без изменения процессов внедрение самых современных цифровых решений не приведет к заметному изменению в результатах работы, в таком случае происходит только автоматизация рабочих процессов.
Кроме того, различные подходы могут применяться на разных этапах цифровой трансформации. В соответствии с «Комплексным подходом к цифровой трансформации» [10] выделяют следующие шаги проведения цифровой трансформации организации:
1) оценка цифровой зрелости организации;
2) выбор целевых процессов для цифровой трансформации, разработка целевой стратегии, дорожной карты развития организации;
3) реализация пилотного проекта цифровой трансформации организации;
4) масштабирование процессов цифровой трансформации в организации на другие подразделения и организацию в целом.
В таблице 1 рассмотрено применение рассмотренных ранее подходов относительно этапов цифровой трансформации.
При анализе цифровой зрелости организации необходимо учитывать ситуацию в отрасли в целом, так, например, в соответствии с исследованием цифровой зрелости российских компаний, проведенным SAP и Deloitte, цифровая зрелость медицинских компаний занимает 8-е место из 9, что является достаточно низким уровнем, если сравнивать с мировыми тенденциями. В среднем по России цифровая зрелость компаний в сфере здравоохранения оценивается на уровень 2 из 5 - «Развивающий»; для сравнения: например, банковская сфера, имеющая самый высокий уровень цифровой зрелости, находится между уровнями 3 и 4 - «Исполняющий» и «Продвинутый».
В соответствии с критериями оценки в данном исследовании, медицинские организации взаимодействуют с клиентом через персонифицированный контент, но при этом системный мониторинг потребностей клиента проводится достаточно редко. Проблемными зонами для сферы являются: создание цифро-
Таблица 1 - Подходы к цифровой трансформации медицинских учреждений Table 1 - Approaches to medical institutions digital transformation
Подход Тип На каких этапах может применяться
В зависимости от инициирующей стороны Сверху-вниз 2 и 3
Снизу-вверх На всех этапах
В зависимости от типа изменений Технологический 2,3,4
Процессный
В зависимости от типа стратегии Внедрение цифровых технологий в основные бизнес-процессы 2
Создание отдельных цифровых проектов
Создание бизнеса в полностью цифровой среде
В зависимости от модели оказания медицинскои помощи Диагноз-центричная модель 2,3,4
Пациенто-центричная модель
Проектный подход - На всех этапах
вых бизнес-моделей, управление, автоматизация и оптимизация процессов, определение структуры управления рисками и цифровыми стандартами, определение и использование компетенций и инструментов, позволяющих сотрудникам работать более эффективно [11]. Перечисленные зоны относятся к проблемным, так как их уровень развития в России оценивается значительно ниже, чем в среднем по миру.
Исходя из исследования, самыми проработанными с точки зрения информативности для сферы здравоохранения являются следующие области и критерии: бренд-менеджмент, портфель продуктов, клиентский опыт и виртуализация. Всего в исследовании выделено пять направлений (клиент, стратегия, технологии, операционная деятельность, организация), каждое из которых разделяется на несколько критериев. Наиболее проработанные критерии для сферы здравоохранения имеются в следующих направлениях: клиенты, технологии и стратегия, которые и являются на данный момент основными движущими силами для медицинских учреждений (рисунок).
На рисунке представлены средние оценки цифровой зрелости направлений сферы здравоохранения, темным цветом выделены наиболее развитые направления.
Так как цифровая трансформация здравоохранения является одним из стратегических приоритетов в РФ, то и для государственных, и для частных медицинских учреждений весьма необходима поддержка государства.
На основе анализа открытых источников [12-15] были выделены четыре метода для проведения цифровой трансформации медицинских учреждений.
Первый метод - метод четырех уровней, который предполагает развитие цифровых стратегий на четырех уровнях деятельности, рассмотренных ниже.
Первый уровень деятельности - маркетинг, цифровой канал. Здесь основной фокус сделан на анализ клиентского опыта. В данном случае происходит цифровая интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему организации.
Второй уровень - совершенствование ИТ и бизнес-процессов.
стратегия
технологии клиент
организация
операционная деятельность
1,6
Рисунок - Направления цифровой трансформации сферы здравоохранения Figure - The health care digital transformation directions
Примечание. Составлено авторами на основе исследования SAP и Deloitte [11].
Третий уровень - цифровизация существующих и создание новых цифровых продуктов и услуг.
Четвертый уровень - совершенствование бизнес-модели организации [12].
Данный метод является общим, может применяться организациями различных сфер деятельности.
Второй метод основан на методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Имеются разработанные методические рекомендации, которые определяют структуру и содержание стратегии, порядок мониторинга ее реализации, а также форму отчетности госкомпании для представления в министерство цифры России [13]. Данные методические рекомендации могут быть использованы любыми компаниями и учреждениями, поскольку содержат детальные указания по плану работ, рекомендации к содержанию стратегии, направления цифровой трансформации и необходимые для использования технологии, описание КПЭ (ключевые показатели эффективности) и их расчетных методов [13]. Следует отметить, что методические рекомендации дают единый подход к старту процесса и единое понимание терминов.
Третий метод основан на использовании Методических указаний к проекту «Бережливая поликлиника». Лежащий в основе проекта японский метод Кайдзен (технология непрерывного совершенствования рабочего процесса) обеспечивает в медицинском учреждении среду постоянных изменений.
В данном случае реализуемый проект на основе Методических указаний решает ряд задач, от сокращения сроков ожидания пациентами медицинской помощи до формирования лидерской среды в медицинском учреждении, способном проводить улучшения на основе применения проектного подхода.
Проект состоит из четырех этапов:
1) подготовка и открытие проекта;
2) диагностика и целевое состояние;
3) внедрение улучшений;
4) закрепление результатов и закрытие проекта [14].
В Методических указаниях к проекту подробно описываются методы выявления проблем (5W, диаграмма Исикава, пирамида проблем и т. д.), даны рекомендации по составлению плана мероприятий, рекомендации по проведению мониторинга устойчивости внедренных улучшений, рекомендации по составлению стандартной рабочей карты (необходима для стандартизации процесса), рекомендации по применению инструмента 5С для содержания рабочего места.
Четвертый метод основан на оценке зрелости инфраструктуры организации. Оценка зрелости инфраструктуры позволяет выявить слабые места организации, дает понимание возможностей использования инфраструктуры информационных технологий организации. На основе этих данных становится возможным выстроить дорожные карты постепенного перехода от одного уровня зрелости к другому.
В работе [15] представлен алгоритм, позволяющий на основе оценки зрелости выстроить цифровую трансформацию медицинского учреждения. Алгоритм состоит из семи шагов:
1. Определение уровней зрелости.
2. Определение ключевых областей процессов (технологических доменов). Выделяют пять технологических доменов: транспорт, сотрудничество, безопасность, мобильность и центр обработки данных.
3. Генерация целей (функций субдомена).
4. Разработка ключевых практик (возможностей, которые будут соответствовать каждой цели).
5. Формулировка мероприятий.
6. Определение критических / некритических возможностей для каждой ключевой практики (из шага 4).
7. Назначение веса важности поддомену цели (из шага 3) для каждой ключевой практики (из шага 4).
Данный метод позволяет определить восемь уровней зрелости: административный, тактический, фиксированный, мобильный, внешний, интегрированный, контекстуали-зированный, оркестрированный. Следует отметить, что на административном уровне в медицинских учреждениях в настоящее
время имеется частичная цифровизация, преобладает информация в «бумажном» виде, а на уровне «оркестрированный» присутствует возможность координировать процессы централизованно и автоматически, имеется гибкая инфраструктура, адаптируемая к меняющимся потребностям объекта.
Этот метод позволяет медицинским учреждениям оценить зрелость своей инфраструктуры с точки зрения цифровой трансформации, согласованной с бизнес-стратегией организации с увязкой с ее планируемым бизнес-результатом.
В таблице 2 представлены вышеописанные методы цифровой трансформации, выявленные ограничения и указано, какие из направлений цифровой трансформации медицинских учреждений из исследования SAP и Deloitte (клиент, стратегия, технологии, операционная деятельность, организация) прорабатываются при применении каждого из методов.
В итоге, метод, в результате применения которого будут проработаны все пять направ-
лений цифровой трансформации, описан в методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, однако следует отметить, что данные методические рекомендации имеют общие рекомендации по проведению аудита и составлению стратегии. Метод четырех уровней хотя и позволяет проработать четыре из пяти направления цифровой трансформации, но не имеет подробного разъяснения по этапам его выполнения. С другой стороны, метод, основанный на методических указаниях к проекту «Бережливая поликлиника», имеет четко выстроенную методологию, описание необходимых шагов и техник, это позволяет перестроить медицинское учреждение таким образом, что процессы должны будут постоянно совершенствоваться, перестраиваться в соответствии с вновь появляющимися требованиями и цифровыми инструментами. Ограничение данного метода - проект детально проработан для одного типа медицинских
Таблица 2 - Методы цифровой трансформации Table 2 - Digital transformation methods
Метод Ограничения Направления цифровой трансформации из исследования SAPиDeloitte
Метод четырех уровней Предназначен для различных сфер, метод больше подходит для частных медицинских учреждений 4 из 5, нет информации о проработке направления «организация»
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием Предназначен только для составления стратегии, даны поверхностные рекомендации по проведению аудита текущего состояния Прорабатываются все направления
Методические указания к проекту «Бережливая поликлиника» Проект подходит для одного типа медицинских учреждений - поликлиник 4 из 5, не прорабатывается направление «стратегия»
Метод на основе оценки зрелости инфраструктуры Необходимость локализовать его для российского здравоохранения (разработан на данных австралийского здравоохранения) 2 из 5, не прорабатываются направления «стратегия», «организация» и «операционная деятельность»
Таблица 3 - Методы и необходимые для их реализации подходы Table 3 - Methods and required approaches for their implementation
Метод Необходимые для реализации метода подходы
Метод четырех уровней Подход в зависимости от инициирующей стороны (сверху-вниз) Подход в зависимости от типа стратегии
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием Подход в зависимости от инициирующей стороны (сверху-вниз) Подход в зависимости от типа стратегии
Методические указания к проекту «Бережливая поликлиника» Подход в зависимости от инициирующей стороны (сверху-вниз и снизу-вверх) Проектный подход
Метод на основе оценки зрелости инфраструктуры Подход в зависимости от инициирующей стороны (сверху-вниз)
учреждений - поликлиник. Метод на основе оценки зрелости инфраструктуры разработан специально для сферы здравоохранения, но его необходимо адаптировать для российского здравоохранения, поскольку при его применении прорабатываются только два направления цифровой трансформации из пяти.
Тем не менее несколько представленных подходов могут использоваться одновременно. Каждый из рассмотренных методов цифровой трансформации имеет необходимые для их реализации подходы, представленные в таблице 3.
В таблице 3 указаны только необходимые подходы для реализации конкретного метода, при этом при проведении трансформации могут свободно использоваться и другие подходы.
Таким образом, в статье были представлены результаты исследования подходов к цифровой трансформации организаций, в том числе медицинских учреждений, и проанализирована возможность их применения на различных этапах процесса цифровой трансформации. Кроме того, были проанализированы методы цифровой трансформации медицинских учреждений, выявлены их ограничения и направления трансформации, которые были проработаны на предмет обоснования использования того или иного метода. Результаты проведенного анализа позволяют выбрать наиболее подходящие подходы и методы для проведения цифровой трансформации в медицинском учреждении с целью обеспечения эффективности ее деятельности.
Список источников
1. Кийкова Е. В., Торосян Е. К., Богданова О. Б. [и др.]. Цифровизация бизнес-процессов медицинских учреждений // Современные наукоемкие технологии 2020. № 12. С. 63-70.
2. Попсуйко А. Н., Данильченко Я. В., Бацина Е. А. [и др.]. Технологии управления: от теории к практике применения в учреждениях здравоохранения// Социальные аспекты здоровья населения. 2020. № 5 (66). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/1195/30/lang,ru/ (дата обращения: 06.10.2021).
3. Цифровая трансформация в России - 2020. URL: https://komanda-a.pro/projects/ dtr_2020 (дата обращения: 06.10.2021).
4. The Digital Storm will Impact Every Industry. URL: https://www.sap.com/cis/ documents/2018/11/6ca72e20-2a7d-0010-87a3-c30de2ffd8ff.html (дата обращения: 04.09.2021).
5. Тарасов И. В. Подходы к формированию стратегической программы цифровой трансформации предприятия // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. № 10(2). С. 182-191.
6. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. № 3. С. 390-420.
7. Кондратьев Г. В., Юдин С. А., Вершинин Е. Г. [и др.]. Биопсихосоциальный подход в медицине: теория и практика реализации // Успехи современного естествознания. 2014. № 9. С. 14-16.
8. ГулиевЯ. И., Казаков И. Ф., Мартюшев-Поклад А. В. [и др.]. Пациент-центрированная онлайн-платформа как сервис цифровой экосистемы медицинской помощи // Врач и информационные технологии. 2020. № 5. С. 70-75.
9. Сидорова Н. П., Басова С. Н., Торопова Т. А. Применение проектного подхода в системе управления // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). C. 91-100.
10. PWC & SIEMENS PLM Software Alliance. Комплексный подход к цифровой трансформации производственных предприятий. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ iot/transform-brochure-rus.pdf (дата обращения: 29.08.2021).
11. Цифровая зрелость российских компаний. URL:https://sapmybiz.ru/digital-maturity/ (дата обращения: 17.06.2021).
12. Бауэр В. П., Подвойский Г. Л., Котова Н. Е. Стратегии адаптации компаний США к цифровизации сфер производства // Мир новой экономики. 2018. № 2. С. 78-89.
13. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. URL: https://digital.gov.ru/ru/ documents/7342/ (дата обращения: 17.06.2021).
14. Применение методов бережливого производства в медицинских организациях. Открытие проектов по улучшениям. Методические рекомендации. URL: https://docs. cntd.ru/document/561183958 (дата обращения: 18.06.2021).
15. Williams P. A., Lovelock B., Cabarrus T., Harvey M. Improving Digital Hospital Transformation: Development of an Outcomes-Based Infrastructure Maturity Assessment Framework // JMIR Med Inform. 2019. 7(1) .doi: 10.2196/12465. PMID: 30632973; PMCID: PMC6329893.
References
1. Kiikova, E. V., Torosyan, E. K., Bogdanova, O. B., Kiikova, D. A., & Svyazhina, A. S. (2020). Digitalization of medical institution business processes. Modern Science-based Technologies, (12), 63-70.
2. Popsuiko, A. N., Danilchenko, Y. V., Batsina, E. A., Karas, D. V., Kryuchkov, D. V., & Artamonova, G. V. (2020). Management technologies: From theory to practice of application in health care institutions. Social aspects of public health, (5(66)). Retrieved November 6, 2021, from http://vestnik.mednet.ru/content/view/1195/30/lang,ru/
3. Digital transformation in Russia - 2020. (n.d.). Retrieved October 6, 2021, from https:// komanda-a.pro/projects/dtr_2020
4. The digital storm will impact every industry. (n.d.). Retrieved September 4, 2021, from https://www.sap.com/cis/documents/2018/11/6ca72e20-2a7d-0010-87a3-c30de2ffd8ff.html
5. Tarasov, I. V. (2019). Approaches to the strategic program formation of digital transformation of the enterprise. Strategic Decisions and Risk Management, (10(2)), 182-191.
6. Tsenzharik, M. K., Krylova, Y. V., & Steshenko, V. I. (2020). Digital transformation of companies: Strategic analysis, influencing factors and models. St Petersburg University Journal of Economic Studies.
(3), 390-420.
7. Kondratyev, G. V., Yudin, S. A., Vershinin, E. G., Khvastunova, E. P., Sidorova, D. A., & Veshneva, S. A. (2014). Biopsychosocial approach in medicine: Theory and practice of implementation. Advances in Current Natural Sciences, (9), 14-16.
8. Guliev, Y. I., Kazakov, I. F., Martyushev-Poklad, A. V., Panteleev, S. N., & Yankevich, D. S. (2020). Patient-centered online platform as a service to the digital health care ecosystem. Physician and Information Technology, (5), 70-75.
9. Sidorova, N. P., Basova, S. N., & Toropova, T. A. (2019). Application of the project approach in the management system. Power and Administration in the East of Russia, (4 (89)), 91-100.
10. PWC & SIEMENS PLM Software Alliance. A comprehensive approach to the digital transformation of manufacturing enterprises. (n.d.) Retrieved August 29, 2021, from https://www.pwc.ru/ru/publications/iot/transform-brochure-rus.pdf
11. Digital maturity of Russian companies. (n.d.). Retrieved June 17, 2021, from https:// sapmybiz.ru/digital-maturity/
12. Bauer, V. P., Podvoisky, G. L., & Kotova, N. E. (2018). Strategies for adapting U.S. companies to the digitalization of areas of production. The World of the New Economy, (2), 78-89.
13. Methodological recommendations for the digital transformation of state corporations and companies with state participation. (n.d.). Retrieved June 17, 2021, from https://digital. gov.ru/ru/documents/7342/
14. Application of lean production methods in medical organizations. Opening improvement projects. Methodological recommendations. (n.d.). Retrieved June 6, 2021, from https://docs.cntd.ru/document/561183958
15. Williams, P. A., Lovelock, B., Cabarrus, T., & Harvey, M. (2019). Improving digital hospital transformation: Development of an outcomes-based infrastructure maturity assessment framework. JMIR Medical Informatics, 7(1). https://doi.org/10.2196/12465
Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 20.12.2021.
The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 20.10.2021; accepted for publication 20.12.2021.