Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высокотехнологичная индустрия / государственная поддержка / территория опережающего развития / кластеры / high-tech industry / state support / territory of advanced development / clusters

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович

В статье исследуются возможности оказания региональной поддержки развитию наукоемкой индустрии на базе современного экономического инструментария. Предложены направления регулирования проблемных направлений государственной поддержки и мобилизации средств инвесторов для восстановления отечественной индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FACTORS OF HIGH-TECH INDUSTRY DEVELOPMENT

The article explores the possibilities of providing regional support to the development of the knowledge-intensive industry on the basis of modern economic tools. The directions of regulation of problematic areas of state support and the mobilization of investors' funds for the restoration of the domestic industry are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ»

36 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №3 (69), 2023 Berezina Yulia Stepanovna, student

Golivtsova Natalia Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

State Institute of Economics Finance Law and Technology, Gatchina ANALYSIS OF COMPETITIVE ADVANTAGES (USING THE EXAMPLE OF THE VICTORIA ART BEAUTY SALON IN GATCHINA)

Annotation. The article provides a competitive analysis of Gatchina beauty salons, consisting of basic steps that must be studied to assess the competitive environment of the organization. The analysis of competitors will help to obtain specific information about the activities of similar organizations, thereby the market in which the VICTORIA art beauty salon operates will be studied. Keywords: competitive environment, market of hairdressing and beauty salons, competitive advantages.

УДК 338.2

Зайцев Анатолий Александрович

Канд. экон. наук, проректор по инновациям

АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»,

г. Воронеж, Россия

(e-mail: azairsev@gmail.com)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВЫС ОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙИНДУСТРИИ

Аннотация. В статье исследуются возможности оказания региональной поддержки развитию наукоемкой индустрии на базе современного экономического инструментария. Предложены направления регулирования проблемных направлений государственной поддержки и мобилизации средств инвесторов для восстановления отечественной индустрии.

Ключевые слова: высокотехнологичная индустрия, государственная поддержка, территория опережающего развития, кластеры

Экономическая система России во многом определяется промышленной безопасностью, которая зависит от конкурентоспособности высокотехнологичного сектора. В постсоветский период развития темпы роста промышленного производства в существенной степени зависели от состояния предприятий, выпускающих сложную продукцию, предназначенную для производственного потребления и бытовых нужд. Ориентация на ценовой фактор привела к использованию, в основном, относительно дешевых товаров, производимых на территории стран тихоокеанского бассейна и Китая. Результатом явилась утрата ряда производств в силу значительного отставания по уровню конкурентоспособности многих сложных изделий, в том числе, обеспечивающих национальную безопасность России.

Современная геополитическая обстановка диктует актуальную необходимость восстановления отечественной индустрии и, прежде всего, промышленного сектора территорий [1,10].

Ситуация со структурой промышленного производства во многих регионах складывается в пользу производства малотрудоемкой продукции, не требующей значительных инновационных вложений в радикальное обновление производственных фондов. На место крупных производителей в промышленности пришли мелкие фирмы, занимающиеся, в основном, производством несложной продукции, т.е. не требующей значительных производственных затрат (производство продуктов питания, предметов одежды, простейших бытовых приборов и др.). Реструктуризация промышленного производства осуществилась в сторону замещения сложной в технологическом отношении индустрии на более простые, не требующие высоких профессиональных качеств и значительных затрат на технологическое оснащение, процессов.

В Воронежской области процессы деиндустриализации привели к резкому снижению объемов машиностроительной продукции в широком смысле (снижены объемы производства в станкостроении, дорожном машиностроении, авиакосмической отрасли, сфере радиоэлектроники и т.п.). К последствиям реструктуризации региональной промышленной системы в Воронежской области можно отнести:

- падение имиджа региона как индустриального центра Черноземья;

- снижение профессиональных характеристик наемных работников, занятых на промышленных предприятиях;

- уменьшение доли специалистов с высокими профессиональными компетенциями в общей численности занятых в индустриальном секторе;

- деформация системы подготовки кадров для промышленности (как инженерных, так и рабочих кадров) из-за недостаточного регулирования системы денежных доходов и перемещения интересов молодежи из производственной сферы в сферу обращения;

- снижение уровня жизни населения из-за сокращения количества высокодоходных рабочих мест

- утрата промышленного имиджа территории и частично территориальной промышленной позиции во многих традиционных отраслях (сельскохозяйственное машиностроение, радиоэлектроника, транспортное машиностроение);

- неустойчивость позиций региона в межрегиональном разделении труда, падение уровня конкурентоспособности части продукции.

В регионе намечены комплексные меры по восстановлению промышленного производства, реализуется проект по реиндустриализации [2,9]. Его главная цель - включение Воронежской области в число лидеров промышленного производства к 2024 г. В качестве целевого показателя определен рост объема промышленной продукции на 250 млдр руб. Такой показатель роста должен быть достигнут за счет модернизации сохранив-

шихся производств и открытия новых. Для осуществления новой индустриализации в области используется обширная палитра региональных преференций [8]. Основное усилие сосредоточено на повышении инвестиционной привлекательности региона. Синергетический эффект может быть получен при внедрении комплекса мер, таких как:

-включение административного ресурса, т.е. в прогрессивном смысле, лоббирование интересов эффективных промышленных инвесторов на территории региона;

- предоставление предпринимателям особых площадок, где введены льготные арендные режимы, налоговые льготы,

- финансовая поддержка новых производств.

В настоящее время в Воронежской области реализуется свыше 240 разнообразных мер государственной поддержки экономического развития, из которых около трети предназначены для развития промышленных предприятий [2,6,7,8]. Активное применение государственной поддержки обеспечивает стабильный инвестиционный климат и влияет на рост наукоемкого сектора промышленности.

В регионе используются многие инновационные инструменты, направленные на активизацию деятельности промышленных структур:

- создан региональный фонд развития промышленности, в который выделяются средства, предназначенные для точечного стимулирования роста наиболее актуальных для региона производств;

-систематически ведется работа по формированию промышленных кластеров [4,5]. В настоящее время функционируют несколько промышленных кластеров, один из которых ориентирован на производство инновационной компонентной базы электроники;

- для удобства использования построена прозрачная система получения мер государственной поддержки промышленными предприятиями (алгоритм представлен на информационных каналах Воронежской области);

- на территории области действуют промышленные площадки, на которых происходит освоение новых техпроцессов, адаптация новых производств к условиям конкурентного рынка.

В общем виде существующая система государственной поддержки ре-индустриализации представлена на рисунке 1.

Эффективность кластеров заключается в возможности привлечения в процесс восстановления высокотехнологичного производства малых и средних фирм, у которых недостаточно собственных ресурсов и инвестиционных источников для модернизации производства и освоения конкурентоспособной, востребованной рынком продукции. В качестве наиболее прогрессивных и эффективных кластеров в Воронежской области может быть упомянут кластер по производству нефтехимического и нефтегазового оборудования, в который в настоящее время входят почти двадцать предприятий, осуществляющих комплекс работ по конструкторской и технологической подготовке производства изделий для конъюнктурной от-

расли по добыче и переработке углеводородного сырья. По итогам 2022 г. предприятиями кластера выпущено продукции на сумму свыше 42 млрд руб.

Рисунок 1 - Региональные инструменты поддержки восстановления высокотехнологичного промышленного производства

На предприятиях кластера с помощью привлеченных инвесторов установлено уникальное оборудование, позволяющее собирать нефтегазовые установки широкого размерного ряда, активно идут процессы импортоза-мещения. Можно отметить, что нефтегазовый кластер является самым значительным драйвером реализуемого проекта «Новая индустриализация региона». В качестве проблемных вопросов в настоящее время могут быть выделены такие задачи как оптимизации налоговой нагрузки, закупка специализированного оборудования, в ряде случаев, не производящихся отечественными предприятиями, а также недостаток узких специалистов-профессионалов.

Одним из ведущих кластеров является также межрегиональный насосо-строительный кластер, в который входят свыше десяти предприятий Воронежской и Липецкой областей. Деятельность кластера осуществляется в направлении разработки, изготовления, испытания и сервисного обслуживания нефтяных, химических и шламовых насосов, потребляемых нефтяной промышленностью. Преимуществом данного кластера является научно-методическое обеспечение проектирования насосов. В качестве проблемного направления по данному кластеру можно выделить увеличение выпуска спецтехники оборонного назначения, а также насосов и турбин, используемых в энергетических системах. Оперативность процессов налаживания производства продукции сдерживается из-за ограниченности конструкторских разработок, а также разноуровневости развития смежных производств.

В последнее время на территории Воронежской области активизировалось развитие радиоэлектронного кластера, функционирующего с 2010 г. Основной продукцией кластера является оборонная продукция для радиоэлектронной борьбы, гражданско-телекоммуникационная продукция, оборудование для цифровых комплексов, радиостанции и радиопередатчики. В данный кластер в настоящее время включены шестнадцать участников. В качестве приоритетов развития кластеров можно обозначить формирование конкурентоспособных брендов, развитие инновационного потенциала за счет активизации научных исследований и разработок и оптимизация кадрового потенциала. Особым направлением кластера является привлечение в качестве участников малых и средних фирм.

Проанализировав состояние ведущих кластеров, определяющих развитие высокотехнологичного промышленного сектора можно констатировать, что набольшую остроту вызывают проблемы конструкторской подготовки производства, модернизация производственного оборудования и обеспеченность квалифицированными кадрами в соответствии с узким профилем.

Поддержку развития перспективных кластеров в высокотехнологичном секторе следует начинать с разработки проекта регионального специалите-та на базе опорного вуза Воронежской области.

На территории области также действуют специальные площадки, где отрабатываются наиболее перспективные промышленные технологии или осваиваются новые производства. В регионе созданы три технопарка: «Космос-Нефть-Газ», технопарк «Авиационный», технопарк «Содружество». Причем последний выступает как ведущий проект, поддерживающий развитие полупроводникового машиностроения. Парк «Содружество» может служить пилотным проектом в качестве реализации взаимодействия вузов и научных учреждений (ВГТУ, Зеленоградский инновационно-технологический центр).

Эффективность деятельности технопарков заключается в возможности привлечения федеральных и региональных инновационных источников, конструкторского потенциала, технологических проектов для обновления производственных процессов и выпуска конкурентоспособной продукции. Промышленные технопарки в определенной степени способствуют созданию позитивного имиджа инженерных специальностей, что будет эффективно для снижения дефицита кадров в высокотехнологичном секторе.

Помимо технопарков в области созданы индустриальные парки; государственные («Масловский», специализирующийся на машиностроении и метеллообработке, «Лискинский», «Бобровский», «Подгоренский»); частные («Перспектива» и «Воронеж», расположенные в Ново-Усманском районе Воронежской области)).

Особые перспективы открываются перед индустриальными парками при соединении их с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), которые образованы в ряде муниципальных территорий (г. Воронеж, Павловск, Новая Ус-

мань). Как правило ОЭЗ располагаются в узле транспортных коммуникаций, вблизи трудоизбыточных районов, на специально отведенных территориях, где не существует ограничения для строительства объектов промышленного производства. На промышленных площадках региональными органами власти созданы условия для деятельности или строительства промышленных предприятий. В качестве преференций могут быть представлены следующие льготы: снижение ставки налога на прибыль в течение первых пяти лет, освобождение от транспортного, земельного налога, налога на имущество от пяти до десяти лет, присвоение территории статуса свободной таможенной зоны, внедрение льготных тарифов платы за природные ресурсы.

На особых экономических территориях осуществляются пилотные проекты по отработке новых технологических процессов, созданию импортозамещающей продукции [3]. ОЭЗ будут диверсифицировать свою деятельность, привлекая в качестве резидентов предприятия промышленности и строительных материалов, сельхозпереработки, транспортного обслуживания.

Региональный фонд развития промышленности Воронежской области в качестве основных направлений деятельности декларирует финансовую поддержку по программе «совместные займы», развитие промышленной инфраструктуры, региональную поддержку промышленных инвестиционных проектов, проведение ярморочно-выставочных мероприятий в промышленности. В основном поддержка предприятий осуществляется в форме льготных займов и бесплатной информационно-консультационной помощи. Сдерживающими барьерами для осуществления региональных мер поддержки развития промышленности являются:

- несовершенство организационно-правовой документации для получения льготных кредитов и займов;

- недостаточный уровень формализации конкурсного отбора инновационно-инвестиционных проектов для включения их в совокупность разработок, претендующих на получение преференций;

- невысокий уровень обеспечения малых и средних фирм консалтинговой поддержкой;

- ограниченность объемов финансирования из-за недостатка региональных ресурсов;

- сложность и долговременность получения софинансирования из федеральных источников.

Для активизации региональных мер поддержки развития высокопроизводительной индустрии необходим тщательный экспертный анализ лучшей практики по развитию промышленности, разработка типовых рекомендаций для регионов с разным уровнем промышленного развития, регулярное проведение семинаров, деловых совещаний с обсуждением наиболее актуальных региональных вопросов поддержки восстановления промышленного производства.

Список литературы

1. Голубев С.С. Факторы обеспечения экономической безопасности высокотехнологичных и наукоёмких предприятий субъектов Российской Федерации / С.С. Голубев, В.С. Чеботарев // Экономика высокотехнологичных производств. - 2021. - Том 2. - № 3. - С. 181-200. https://doi.Org/10.18334/evp.2.3.113446.

2. Государственная программа Воронежской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утв. постановлением Правительства Воронежской области от 30.10.2015г. № 840. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/430660676 (дата обращения 15.05.2023г.)

3. Гуляева В.Б. Роль территорий опережающего социально-экономического развития в сокращении межрегионального неравенства //Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт: Сборник научных статей по материалам конференции / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 42-49.

4. Мяснянкина О.В. Кластерные инициативы региона: опыт реализации и перспективы / О.В. Мяснянкина, Т.С. Наролина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. -№3(37). - С. 192-200.

5. Мяснянкина О. В. Кластерная политика как инструмент инновационного развития и средство обеспечения конкурентоспособности // Управление инновационно-инвестиционной деятельностью: к 80-летнему юбилею проф. Ю.П. Анисимова: сборник материалов Всероссийской юбилейной науч.-практ. конф. - Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежсктий государственный технический университет». 2019. С. 109-114.

6. Мяснянкина О.В., Преображенский Б.Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: особенности и направления развития / О.В. Мяснянкина, Б.Г. Преображенский //Регион: системы, экономика, управление. - 2017. - №4(39). С. 71-79.

7. О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 779. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420291916. (дата обращения 15.05.2023г.)

8. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения: постановление Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 08.04.2021г. № 564; от 23.12.2022 г. № 2407). Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102445793&backlink=1& &^=102388360 (дата обращения 15.05.2023г.)

9. Стратегия социа*льно-экаономическаого развития Воронежской области на* период до 2035 года*: за*каон Воронежской обла*сти от 20.12.2018 года* № 168-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550300779. (дата обращения 15.05.2023г.)

10. Трещевский Ю.И. Промышленность Воронежской области - анализ состояния в макроокружении / Ю.И. Трещевский, А.А. Бурданцева, И.С. Кириллова // Регион: системы, экономика, управление. - 2018. - №4(43). С. 178-188.

Zaitsev Anatoly Alexandrovich

Candidate of Economic Sciences, Vice-Rector for Innovation AONO VO "Institute of Management, Marketing and Finance", Voronezh, Russia (e-mail: azairsev@gmail.com)

REGIONAL FACTORS OF HIGH-TECH INDUSTRY DEVELOPMENT

Annotation. The article explores the possibilities of providing regional support to the development of the knowledge-intensive industry on the basis of modern economic tools. The directions of regulation ofproblematic areas of state support and the mobilization of investors' funds for the restoration of the domestic industry are proposed.

Keywords: high-tech industry, state support, territory of advanced development, clusters

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.