Научная статья на тему 'Региональные электоральные процессы в постсоветский период'

Региональные электоральные процессы в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
413
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ / ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ / REGIONAL ELECTORAL PROCESSES IN MODERN RUSSIA / TENDENCIES AND FACTORS OF REGIONAL ELECTORAL PROCESSES IN POST-SOVIET RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чувилина Наталья Борисовна

В статье обозначены этапы развития российских региональных электоральных процессов в постсоветский период, выделены тенденции их развития и обозначены обусловливавшие его факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stages of the Russian regional electoral processes development in post-Soviet period are emphasized in the article, tendencies of Russian regional electoral processes development in post-Soviet period are marked out, and the factors that caused the development of these tendencies are brought out.

Текст научной работы на тему «Региональные электоральные процессы в постсоветский период»

Центр и регионы

Наталья ЧУВИЛИНА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье обозначены этапы развития российских региональных электоральных процессов в постсоветский период, выделены тенденции их развития и обозначены обусловливавшие его факторы.

The stages of the Russian regional electoral processes development in post-Soviet period are emphasized in the article, their tendencies are marked out, and the factors that caused the development of these tendencies are brought out.

Ключевые слова:

региональные электоральные процессы в современной России, тенденции и факторы региональных электоральных процессов в постсоветской России; regional electoral processes in modern Russia, tendencies and factors of regional electoral processes in post-Soviet Russia.

ЧУВИЛИНА

Наталья Борисовна — к.полит.н, доцент кафедры политологии Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан [email protected]

Региональные электоральные процессы в постсоветской России зарождались и развивались в условиях глубоких общенациональных политических и социально-экономических трансформаций. Последние в существенной мере обусловили этапы, специфические черты и динамику этих процессов.

В региональных электоральных процессах в постсоветской России условно можно выделить три этапа: этап генезиса региональных электоральных процессов (1988 — ноябрь 1993 г.); первый этап развития региональных электоральных процессов (декабрь 1993 — 1999 г.); второй этап развития региональных электоральных процессов в условиях усиления централизации власти в Российской Федерации (с 2000 г. — по настоящее время).

В России в постсоветский период главными акторами региональных электоральных процессов выступали федеральные и региональные элиты. Развитие региональных электоральных процессов во многом обусловливалось логикой развития взаимоотношений федеральной и региональной власти, политическими амбициями региональных элит и внутрирегиональными политическими процессами, усилиями федеральной власти сохранить территориально-государственное единство страны и обеспечить управляемость в период кардинальных политических и социально-экономических трансформаций.

Сегодня можно выделить следующие тенденции, характеризующие изменение роли и влияния отдельных факторов и акторов региональных электоральных процессов на различных этапах их развития.

На этапе зарождения региональных электоральных процессов (1991

— 11.1993 г.) следует говорить о тенденции равновесного влияния на них внешних и внутренних политических, элитных, социальных и социально-экономических факторов. Но уже на первом этапе развития региональных электоральных процессов (12.1993 — 1999 г.) наиболее значимую роль в развитии региональных электоральных процессов стали играть внутренние политико-институциональные, политические, элитные, политико-режимные факторы.

С 2000 г. баланс влияния между внутренними и внешними факторами стал меняться в пользу внешних факторов, и с 2002—2003 гг. можно говорить о том, что тенденция влияния внешних политических, политико-институциональных, режимных и элитных факторов стала определяющей для региональных электоральных процессов. Кроме того, влияние внешних факторов поступательно усиливалось в 2003—2007 гг., и с начала 2008 г. единственным значимым

фактором динамики региональных политических и электоральных процессов оказался фактор политики федерального центра.

Смена доминирующих факторов региональных электоральных процессов на втором этапе их развития была обеспечена изменением внешних политико-институциональных условий их протекания в результате федеративной и административной реформ, введения процедуры отстранения президентом страны глав региональной власти от должности и проведения политики выстраивания административной вертикали власти, а также благодаря активной роли федеральной исполнительной власти в качестве актора региональных выборов в 2000—2004 гг. Усиление влияния внешних факторов в 2003—2007 гг. было реализовано посредством перехода к смешанным избирательным системам на выборах депутатов региональных парламентов с последующей модернизацией избирательного и партийного законодательства в 2004—2006 гг., отменой губернаторских выборов.

Другой существенной тенденцией региональных электоральных процессов стало сначала усиление на первом этапе (12.1993—1999 г.) роли правящих региональных элит в качестве акторов региональных электоральных процессов, сменившееся на втором этапе (с 2000 г.) снижением их роли и повышением роли правящих федеральных элит. Соотношение сил между региональными и федеральными элитами в региональных электоральных процессах начало меняться с 2000 г. и в 2002—2003 гг. в качестве доминирующего актора региональных электоральных процессов утвердилась федеральная исполнительная власть.

Развитие данной тенденции на первом этапе электоральных процессов в регионах было вызвано институционализацией и укреплением региональной исполнительной власти, сумевшей перехватить инициативу у парламентариев и сформировать такие институциональные и правовые рамки протекания региональных электоральных процессов, которые максимизировали возможности региональной власти и поддерживаемых ею кандидатов, затрудняли шансы на победу и просто на участие конкурирующих гражданских акторов; постепенным осваиванием региональной властью административных, организа-

ционных, партийных методов влияния на ход и результаты выборов; слабым состоянием федеральной власти ввиду высокой конкуренции различных элитных групп, перманентно кризисных условий функционирования, недостаточности финансовых ресурсов.

В свою очередь, развитие тенденции к снижению роли региональных элит и повышению значения федеральной исполнительной власти было связано с общим усилением позиций федеральной исполнительной власти вследствие смены президента страны и консолидацией федеральных элит вокруг фигуры нового президента, с улучшением экономической ситуации в стране после финансового кризиса 1998 г. и с появлением у федерального центра необходимых финансовых ресурсов для влияния на регионы, с проведением окрепшей федеральной исполнительной властью политики повышения управляемости регионами через изменение внешних общефедеральных политико-институциональных, политических и режимных условий протекания региональных электоральных процессов, что проявилось в федеральной, административной, партийной, избирательной реформах.

Анализ показывает, что постсоветские региональные процессы отличались слабостью гражданских акторов — политических партий, общественных организаций, электората по сравнению с государственными элитными акторами. Только бизнес смог стать заметным актором электоральных процессов в регионах.

В связи с этим можно говорить о такой важной тенденции развития региональных электоральных процессов в постсоветской России, как усиление роли бизнеса в качестве актора данных процессов.

Формы участия и стратегии бизнеса в региональных электоральных процессах изменялись на различных этапах и имели специфику в различных регионах1. Кроме того, в отдельных регионах федеральный и региональный бизнес выступали как акторы, более сильные или сопоставимые по силе с региональной властью и успешно с

1 Паппэ Я. Отношения федеральной экономической элиты и власти в России в 2000—2004 гг.: торможение в центре и новая стратегия в регионах // Региональная элита в современной России / Под. общ. ред. Я. Фрухтманна. — М. : Либеральная миссия, 2005, стр. 84—89; Зубаревич Н. Пришёл, увидел, победил? (Крупный бизнес и региональная власть) //Pro et Contra, т. 7, № 1, зима 2002 г., стр. 112-117.

ней конкурирующие, в других регионах — в качестве более слабых, подчинённых региональной власти акторов (региональный бизнес) или сильных, но лояльных и поэтому менее автономных акторов по отношению к региональной власти (федеральный бизнес).

От цикла к циклу в целом росло представительство бизнеса в региональных парламентах. В 1999—2004 гг. усиливались позиции крупного федерального бизнеса в региональной исполнительной власти в отдельных регионах, а представители регионального бизнеса стали главами Магаданской (В. Цветков, 1996 г.), Калининградской (Л. Горбенко, 1996 г.), Волгоградской (Н. Максюта, 1996 г.), Пермской (Ю. Трутнев, 2000 г.) областей, Ненецкого АО (В. Бутов, 1996 г.), Приморского края (С. Дарькин, 2001 г.), Якутии (В. Штыров, 2001 г.). Даже отмена губернаторских выборов не повлияла на тенденцию укрепления федерального бизнеса, поскольку ослабление региональной исполнительной власти объективно способствовало усилению влияния федерального бизнеса в тех регионах, где ранее региональная исполнительная власть превосходила его по силе влияния.

Изменение участия регионального бизнеса в выборах характеризовалось переходом от относительно автономной роли в 1993—1997 гг. к подчинённому положению по отношению к региональной исполнительной власти в большинстве российских регионов по мере её укрепления, консолидации региональных политических режимов и происшедшего сращивания власти и бизнеса.

Для федерального и для регионального бизнеса была характерной тенденция изменения форм участия в региональных выборах с беспартийной (1999—2002 гг.) на партийно-беспартийную (2003г.) и партийную формы с использованием различных партий в качестве инструмента реализации своих политических амбиций в 2003—2005 гг. и переориентация на «Единую Россию» (2006—2007 гг.) и частично на «Справедливую Россию» (с 2007 г.) как инструменты своего политического участия.

Основной тенденцией, характеризующей участие политических партий в региональных электоральных процессах, была тенденция постепенного утверждения партий в качестве актора выборов при снижении уровня их автономии и усилении

инструментальной роли партий в региональных выборах. Только благодаря нормативным требованиям и стимулам, которые содержались в законе «О политических партиях» (2000 г.), и переходу к смешанным избирательным системам на выборах депутатов региональных парламентов, партии, начиная с 2003 г., пришли во все регионы, и их участие в региональных выборах приобрело системный характер.

Достаточно активным и автономным участие не зависимых от региональной власти политических партий, избирательных блоков и избирательных объединений в региональных выборах было в 1993— 1995 гг. и 1996—1997 гг. в отдельных российских регионах1. В дальнейшем роль партий в губернаторских выборах ослабла, а на выборах депутатов региональных парламентов стали использоваться «губернаторские списки кандидатов» и губернаторские «партии власти» в виде региональных политических движений, избирательных блоков и объединений, выступавшие инструментом влияния губернаторов на региональные выборы.

На втором этапе региональных электоральных процессов партийные механизмы управления региональными выборами стала использовать федеральная власть, последовательно выстраивавшая и усиливавшая эти механизмы на протяжении 2000—2006 гг. Федеральная власть, изменяя партийное и избирательное законодательство в 2004—2006 гг., создавала условия, способствующие превращению «Единой России» в мощный инструмент управления региональными электоральными процессами.

Выстраивание федеральной властью партийного механизма управления региональными и федеральными выборами сопровождалось противоречивыми тенденциями участия партий в региональных выборах на втором этапе региональных электоральных процессов: повышением активности партий в региональных выборах в период 2003—2007 гг., сменившимся снижением активности у непарламентских партий и сохранением активного участия у парламентских партий в 2008—2009 гг.; расширением числа партийных участников региональных выборов в 2003—2005 гг., сменившимся постепенным сокращением

1 Выборы глав исполнительной власти субъектов РФ. 1995—1997. Электоральная статистика. — М. : Весь Мир, 1997, стр. 40-41.

2009'09

ВЛАСТЬ

59

числа партий - участников региональных выборов в 2006-2008 гг.; некоторым повышением роли гражданских партий в формировании персонального состава региональных парламентов в 2003-2005 гг., сменившимся снижением роли гражданских партий и усилением, начиная с 2006 г., роли федеральных «партий власти»; последовательным сокращением числа гражданских партий и расширением до двух числа «провластных» партий - акторов региональных выборов. Учитывая общую политико-режимную ситуацию и сокращение после декабря 2007 г. числа партий

- активных акторов региональных выборов до четырёх парламентских партий, можно констатировать, что не зависимых от федеральной власти партий после думских выборов 2007 г. практически не осталось.

В целом региональные общественные организации в постсоветский период прошли путь от одного из относительно самостоятельных акторов региональных электоральных процессов в период их зарождения и в первом цикле региональных парламентских и губернаторских выборов к утрате своей автономности, превратившись в дальнейшем в подчинённый региональной власти субъект, выполняющий инструментальные функции в региональных политических и электоральных процессах.

Подводя итоги, отметим, что в постсоветский период основными тенденциями развития региональных электоральных процессов были усиление роли государства

в лице правящих федеральных и региональных элит, ослабление влияния гражданских акторов — политических партий и электората, повышение управляемости региональных электоральных процессов со стороны региональных и федеральных властных акторов, усиление инструментальной роли региональных выборов в региональных и общефедеральном политико-властных процессах.

Вышеозначенные векторы эволюции региональных электоральных процессов обусловливались взаимоотношениями федеральной и региональной власти, противоречивостью их интересов и устремлений, характером и темпами элитных процессов, специфичностью существующей внешней и внутренней социальной, элитной, политико-культурной и экономической среды, политико-институциональными и правовыми условиями протекания электоральных процессов, слабостью их гражданских акторов.

Дальнейшая эволюция региональных электоральных процессов в России связана как с региональной политикой федеральной властвующей элиты в условиях экономического кризиса, так и с ходом самоорганизации регионального гражданского общества.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта № 08-03-84321 а/У «Особенности электорального процесса в Республике Башкортостан в избирательных кампаниях 2007—2008 гг.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.