ИСТОРИЯ РОССИИ
© 2013
А. А. Нисковский, М. И. Козлова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕТСКОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМИ КРАЯ): КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
В статье проводится анализ проблематики социалистической индустриализации в рамках регионального дискурса. Выделены общие и частные черты социально-экономических и социально-политических процессов 1920-1940-х гг. на территории Республики Коми как регионального субъекта по отношению к СССР. Делается вывод о наличии кон -фликта интересов федеральной и местной властей по вопросам модернизации региона.
Ключевые слова: локальная история, индустриализация, социально-экономические и социально-политические процессы, конфликт интересов, ГУЛАГ
Социокультурные трансформации в XX в. способствовали возникновению кризисных ситуаций. Одним из переломных моментов отечественной истории можно считать период 1920-1940-х гг., когда появилась необходимость воссоздавать разрушенное войнами народное хозяйство и выстраивать отношения с Западом. При этом одним из главных пунктов экономической программы советских чиновников оказалось создание и развитие промышленности в регионах, что в дальнейшем послужило импульсом к комплексным переменам в экономике СССР.
С точки зрения отечественной историографии, Коми край был одним из периферийных регионов, на которые оказал влияние общесоюзный процесс индустриализации (см. примечание 1). В послереволюционный период в этом регионе промышленность не развивалась, что привело к дефициту промышленного пролетариата, являвшегося главной социальной опорой большевиков и сильному влиянию крестьянской партии эсеров. Очевидно, что пришедшее в область с советской властью местное партийное руководство в лице коммунистической партии считало своими основными задачами развитие края как в политическом, так и в социально-экономическом аспектах с учетом интересов Коми региона.
Нисковский Антон Анатольевич — младший научный сотрудник Коми НЦ УрО РАН сектора Отечественной истории ИЯЛИ. E-mail: [email protected]
Козлова Мария Игоревна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела планирования и организации научно-исследовательской деятельности Сыктывкарского государственного университета. E-mail: [email protected]
В 1920-е гг. наметился переход к новому этапу формирования общественной поддержки большевиков в Коми крае. Регион, менее пострадавший от войн и экономической разрухи, стал выгодным местом для заселения специалистов из других областей для освоения новых, экономически перспективных территорий и развития народного хозяйства страны. В это время активно велись геологоразведочные работы, в регионе планировалось также создать полный цикл обработки лесной продукции: лесозаготовка, деревообработка, лесохимия.
Первым опытом построения стратегической программы промышленного развития этого региона стали решения 1-го (январь 1922 г.) и 2-го (1922 г.) Коми областных съездов Советов. Они определили основные задачи и направления работы на будущее: лесозаготовки как финансовая база для развития новых отраслей — лесопереработки, освоения геологических богатств края. В то же время планировалось сохранить традиционные местные отрасли — замшевое производство, металлургию и другие.
На 6-м областном съезде Советов (20-27 марта 1927 г.) руководство области вынесло решение, по которому предполагалось максимальное выделение средств из областного бюджета на промышленность (прежде всего лесодобывающую и лесоперерабатывающую), получение дотационных средств из госбюджета для усиления ее планового развития, начало всестороннего изучения состояния существующих промышленных предприятий и их перспектив (Кажим, Нювчим, Серегово). Помимо этого были приняты резолюции по новым отраслям и предприятиям: «... ускорить проектирование и экономическое обоснование постройки механизированного завода по разработке точильного камня; ... изучить вопрос о возможности строительства лесохимического завода; .разрешить проблему строительства Вымского комбината (районной ГЭС, целлюлозного завода, лесозавода, бумажного и других)»1. От Областного исполнительного комитета требовалось добиться включения этих объектов в 15-летний генеральный план капитального строительства, разрабатываемый ВСНХ и Госпланом РСФСР и СССР. В то же время под давлением партийных органов оговаривалась необходимость выделения средств на изыскания нефти в Ухтинском нефтеносном районе и включения их в общий план геологоразведочных работ по СССР на 1927-1928 гг.
В декабре 1928 г. генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И. В. Сталин одобрил проект первого пятилетнего плана развития Коми края. План предусматривал возрастание удельного веса промышленной продукции в общем объеме производства с 39 до 62 %. В первую очередь должно было начаться комплексное изучение и разработка месторождений угля и нефти в Печорском регионе, а также ускоренное автодорожное строительство и прокладка железной дороги2, что противоречило интенциям местных чиновников. ЦК ВКП (б) главной промышленной составляющей Коми края считал добывающую промышленность, а местная власть опиралась на развитие лесной индустрии.
Осуществление программы индустриализации без экстремальных мер было невозможно. Промышленный потенциал области был незначительным. В 1928 г. в Коми крае было всего шесть фабрично-заводских предприятий, в том числе одно
1 6-й областной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Коми автономной области 1927, 193-194.
2 История Коми АССР 1981, 223.
деревообрабатывающее — небольшой лесопильный завод в Усть-Сысольске, пущенный в 1926 г. Общее число промышленных рабочих немногим превышало 500 человек. Транспортная система не была развита. Трудовые ресурсы области не обеспечивали выполнение намеченных планов. По переписи населения 1926 г., на территории республики проживало 225 000 человек, из них городского населения только 10 000 человек3. Поэтому, несмотря на категорические протесты областных съездов Советов и Коми облисполкома, 14 января 1929 г. СНК РСФСР принял постановление о включении области в состав Северного края. Все указания ЦК партии, ВЦИК и правительства с этого времени носили обязательный характер и не подлежали несанкционированному обсуждению, что объяснялось изменением внутриполитической обстановки в стране. Этим объясняется то, что председатель Коми облисполкома В.П. Юркин, выступая на 7-м областном съезде Советов, состоявшемся в марте 1929 г., назвал решение о включении области в состав Северного края правильным и единственно верным. Но им были озвучены и причины для сохранения самостоятельности Коми края: обширность области, оторванность от центра в Архангельске, развитие в будущем угольно-нефтяной промышленности (что, несомненно, было направлено в адрес верховной власти страны), которое могло стать в будущем основой для полной экономической самостоятельности; национальный фактор4.
В 1929 г. в область намечалось вложить 36 000 000 рублей, а ведущей отраслью считалась лесная промышленность во главе с целлюлозно-бумажным комбинатом. Однако в официальном сообщении говорилось: «. пущен Усть-Усинский консервный завод и Сереговский курорт . Начато строительство Усть-Сысольского терпентинного завода . продолжается строительство . Визинг-ской гидроэлектростанции. Развернуты широкие геологические изыскания . начата опытная разработка нефти, радия и угля»5. Нам кажется, что данный факт отражает политическую конъюнктуру того периода, достаточно типичен и обнаруживает доминирование интересов центральной власти над планами регионов. В то же время претворение в жизнь интенций советских чиновников сопровождалось известными поправками локального уровня, как то: выбор места возведения того или иного объекта, использование части ресурсов и продукции новых отраслей промышленности для местных нужд и т.д.
В 1930-е-1950-е гг. в Коми АССР располагались крупные лагеря НКВД, которые руками заключенных осуществляли промышленное освоение природных богатств республики и всего Европейского Севера страны. Использовались они практически во всех видах производства, но прежде всего в горнодобывающей промышленности и дорожном строительстве, требовавших массового привлечения рабочей силы. В одном из самых крупных лагерей ГУЛАГа в Коми — Ух-то-Печорском исправительно-трудовом лагере — за годы его существования (1932-1938) находилось общей сложностью 179900 человек, и это не считая другие ИТЛ6. Другими трудовыми кадрами индустриализации, ставшими важным
3 Государственное учреждение Республики Коми «Национальный архив Республики Коми». Р-140. Оп. 1. Д. 1623. Л. 2.
4 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 2306. Л. 2, 15.
5 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 2306. Л. 34-35.
6 Рогачев, И11р://%'%гмг.Аппо^г.ги/Н£е/т11ех.рЬр?ГО=1684
компонентом формирования этнодемографической структуры населения региона, так же как и заключенные ИТЛ, являлись высланные крестьяне. В Коми области к 1931 г. численность спецпереселенцев — бывших «кулаков» — составила 40325 человек7. Они трудились в основном в лесной отрасли народного хозяйства. Впоследствии И. Г. Коюшев вспоминал, что поставленная правительством задача создания социальной базы советской власти из рабочих, занятых на новых строительствах, в принципе не могла быть решена, так как «... к нам привезли тысячи раскулаченных отовсюду, мы для них построили поселки и передали Комилесу, как постоянный кадр. Но эти вновь испеченные «рабочие» люто ненавидят нас и не могут быть опорой партии и советов... Для освоения Печоры завозятся тысячи заключенных, тоже «рабочие», . их тоже нельзя считать нашей социальной опорой»8.
На 9-м областном съезде Советов (1-6 февраля 1931 г.), в год 10-летия создания Коми автономии, президиум ВЦИК принял специальное юбилейное постановление по докладу ОИК об итогах советского, хозяйственного и культурного строительства за 10 лет ее существования. Главными достижениями были названы выполнение основной хозяйственно-политической задачи — развитие лесной промышленности и усиление лесоэкспорта, рост лесозаготовок в 6 раз с 726 000 кубических метров в 1913 г. до 4 442 000 в 1930-1931 гг., а также изучение природных богатств, позволившее поставить практически вопрос о широкой эксплуатации угольных и нефтяных месторождений. В качестве главных недочетов назывались недостаточная механизация лесозаготовок, медленная подготовка кадров квалифицированных рабочих из коренного населения. Если исходить из сложившихся в тот период тенденций промышленного развития региона, определявшихся как центральной, так и локальной властями, основными направлениями экономической модернизации области выступали лесное хозяйство (главная отрасль области по версии местных управленцев), каменноугольная и нефтяная индустрии9.
27 марта 1932 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны «О развитии каменноугольной промышленности в районе бассейна р. Печоры», в котором говорилось следующее: «Признать, что произведенные геолого-разведочные работы по углю в Печорском бассейне определяют наличие значительных запасов каменноугольных месторождений промышленного значения. Считать, что развитие каменноугольной промышленности Печорского бассейна должно проводиться в комплексе с развитием производительных сил Печорского района, в котором транспортное строительство (водное и железнодорожное) является решающим звеном»10. А 13 ноября 1932 г. Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление «Об организации Ухто -Печорского треста», который, по сути, стал официальным юридическим лицом Ухтпечлага. На него была возложена реализация программы по развитию северных районов Коми АССР11. Показательно, что в результате этих
7 Игнатова, http://pokayanie-komi.narod.ru/ignatova_osuschestvlenie
8 ГУ РК «НА РК». П-392. Оп. 2. Д. 63. Л. 51.
9 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 2306. Л. 126-128.
10 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 1571. Л. 402-404.
11 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. ЦК КПСС. Оп. 3. Д. 906. Л. 40-44.
мер правительство республики было фактически устранено от активного участия в управлении огромной части собственной территории.
Коми область постепенно выходила на уровень передовых промышленных районов СССР. В 1931-1934 гг. в строительство области было вложено 135 000 000 руб. Валовая продукция народного хозяйства выросла с 78 000 000 до 105 000 000 руб., в том числе валовый объем промышленности вырос с 47 000 000 до 66 000 000 руб.12. Данное положение объясняется тем, что ввиду происходивших в стране модернизационных процессов и под воздействием центральной власти с начала 1930-х гг. руководство Коми АО стало уделять внимание не только лесозаготовке, но и развитию других отраслей (добыча и переработка угля, нефти, железных руд, торфа, сланцев и прочее), расширению геолого-разведывательных работ. Это нашло отражение в выступлениях делегатов и решениях 10-го областного съезда Советов, проходившего 23-30 декабря 1934 г.13
В начале 1934 г. на 17-м съезде ВКП (б) председателем Госплана, заместителем председателя СНК и СТО В. В. Куйбышевым был поднят вопрос региональной политики индустриализации, в которой «. одной из крупнейших проблем Северного края. является развитие угольных и нефтяных месторождений бассейна р. Печоры, что позволит обеспечить высококалорийным топливом Северный флот, промышленность Мурманского округа и Северного края»14. Кроме того, в июне 1935 г. у деревни Крутой, которая располагалась близ поселка Чи-бью, забил «мощный газовый фонтан», ознаменовавший собой открытие первого в стране крупного месторождения газа15, что в дальнейшем послужило отправной точкой развития этого вида промышленности в Коми крае.
5 декабря 1936 г. 8-й Всесоюзный Чрезвычайный съезд советов утвердил Конституцию СССР, которая, в свою очередь, определила новый статус Коми региона как автономной советской социалистической республики. Это событие стало естественным итогом 15-летнего экономического и культурного развития Коми края.
Форсированное развитие промышленности и сельского хозяйства стали результатами советского строительства в регионе. Однако в дальнейшем индустриальном развитии края, особенно северных его территорий, встала большая проблема — добыча леса, угля, нефти и газа постепенно налаживалась и увеличивалась, а транспортировка осуществлялась в небольших количествах, поскольку транспортная система фактически отсутствовала. В связи с этим в 1937 г. была выдвинута идея создания пенитенциарной системы железнодорожной магистрали, призванной решить вопросы ротации грузов в другие регионы. Создание железнодорожного полотна способствовало не только промышленному развитию, но и сыграло градообразующую роль для северных городов края, таких как Печора, Сосногорск, а также стимулировало развитие всех остальных городов и поселений в Коми АССР.
12 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 2465. Л. 6-6об.
13 ГУ РК «НА РК». Р-3. Оп. 1. Д. 96. Л. 1.
14 XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б) 1934, 209.
15 История индустриализации Северного района (Архангельская, Вологодская области и Коми АССР). 1926-1941 1970, 380.
9 мая 1940 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали и развитии добычи воркуто-печорских углей»16. С открытием движения по Северо-Печорской магистрали отпадала необходимость ввозить донецкий уголь, бакинскую нефть и нефтепродукты в северные и северо-западные промышленные центры и порты Балтийского, Баренцева и Белого морей. Позднее, в связи с немецкой оккупацией Донбасса в 1941-1943 гг., дававшего 55 % добычи угля в СССР, надобность в полезных ископаемых края увеличивалась.
В годы Великой Отечественной войны уголь был стратегически важным для страны ресурсом, особенно для осажденного Ленинграда, где удельный вес печорских углей составлял от 60 до 70 %. То же самое касалось нефти. Поэтому в военный период 1941-1945 гг. первоочередными стройками в Коми крае являлись именно Северо-Печорская магистраль (в качестве связующего звена), Ухтинское нефтяное, а также Воркутинское угольное месторождения. К концу Великой Отечественной войны Печорский бассейн давал стране 3 300 000 тонн угля (2,3 % общесоюзной добычи) и был третьим по значимости угольным бассейном на европейской части Советского Союза после Донбасса и Подмосковного бассейна17.
Таким образом, нами был выявлен конфликт интересов верховной власти СССР и местных чиновников Коми края в вопросах развития промышленности региона: центральная власть ориентировалась на развитие тяжелой и добывающей промышленности, местная власть стремилась развивать лесную, местную промышленности. В результате синтеза интересов были осуществлены планы обеих сторон, а процесс индустриализации Коми края имел ряд особенностей: распределение отраслей промышленности, темпы развития, приток населения, лагерный метод освоения и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Игнатова Н.М. 2009: Осуществление политики спецпереселения и изменения в составе и численности спецпереселенцев-«бывших кулаков» в середине 1930-х-1950-е гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pokayanie-komi.narod.ru/ignatova_ 08шсИе8Мете
История индустриализации Северного района (Архангельская, Вологодская области и Коми АССР). 1926-1941. 1970: Сборник документов. Архангельск.
Савельева Э. А. (ред.) 1981: История Коми АССР. Сыктывкар.
Рогачев М. Б. 2009: ГУЛАГ в Коми крае (1929-1960). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finnougr.ru/life/index.php?ID=1684
Угольная промышленность СССР. 1917-1967. 1969: Сборник документов. М.
XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). 1934: Стенографический отчет. М.
16 ГУ РК «НА РК». П-1. Оп. 2. Д. 844. Л. 20-23.
17 Угольная промышленность СССР. 1917-1967 1969, 43.
REGIONAL ASPECTS OF SOVIET INDUSTRIALIZATION: CONFLICT OF INTERESTS (BASED ON KOMI REGION)
A.A. Niskovsky, M.I. Kozlova
The article presents the analysis of socialist industrialization issues through the context of regional discourse with the focus on general and specific properties of socially political and socially economic processes during 1920-s — 1940-s on the territory of Komi Republic, regional subject of the USSR. It was inferred that here was a conflict of interests federal and local authorities concerning region modernization.
Key words: local history, industrialization, socially economic and socially political processes, conflict of interests, GULAG