Научная статья на тему 'Региональные аспекты реализации стратегии модернизации России в контексте современных рыночных реформ'

Региональные аспекты реализации стратегии модернизации России в контексте современных рыночных реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокожердьев Василий Васильевич, Константиниди Христофор Александрович, Соболев Эдуард Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты реализации стратегии модернизации России в контексте современных рыночных реформ»

ХРОНИКА РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЖИЗНИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

В.В. Сорокожердьев,

Х.А. Константиниди, Э.В. Соболев

24 марта 2016 г. в рамках IV Московского экономического форума прошел круглый стол под названием «Антикризисная стратегия регионального развития: миф или реальность?», инициированный и организованный при активном участии Финансового университета при Правительстве РФ, Министерства экономики Краснодарского края, фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани». На заседании обсуждались пути создания конкурентоспособной системы управления экономическим развитием регионов.

Модератором круглого стола выступил Х.А. Константиниди - начальник управления государственных программ Министерства экономики Краснодарского края, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Финансового университета при Правительстве РФ. В своем докладе он особо подчеркнул, что в условиях кризиса и несовершенства действующего законодательства требуется пересмотр как подходов выстраивания системы стратегического управления регионом, так и подготовки самих стратегических документов.

Научным руководителем круглого стола стал в очередной раз президент фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани» В.В. Сорокожердьев, отметивший, что при всех многочисленных (и подаваемых властью

© Сорокожердьев В.В., Константиниди Х.А., Соболев Э.В., 2016 г.

в качестве эпохальных) переменах, произошедших в подсистеме территориального государственного управления, очевидно, что эти изменения никак не знаменуют собой свершившийся прорыв, а тем более - исторический переход к новому типу государственного регулирования, а только лишь его имитацию. Именно этот фактор является главным препятствием для реализации имеющегося мощного социально-хозяйственного потенциала российских регионов.

Открыл работу круглого стола и выступил с докладом министр экономики Краснодарского края А.А. Руппель. Он проанализировал действующую систему управления регионом на примере Кубани, высказал предложения для ее совершенствования в контексте реализации положений Федерального закона о стратегическом планировании в РФ.

Ведущими спикерами на круглом столе, задавшими тон дискуссии по наиболее актуальным темам современного территориального развития, выступили: В.М. Пушкин, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ; Р.В. Фаттахов, руководитель департамента макрорегулирования и регионального развития («Трансформация пространственного развития России»); М.К. Ремчуков, заместитель генерального директора группы компаний «Базовый элемент» («Фонд экономического развития Юга»); Наташа Гранд, директор Института идентичности INSTID, PhD, Лондон («Региональная идентичность как инструмент развития. Пример программы Visit Tatarstan»); В.В. Шулаев, директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ («Время драйверов. Фокусировка развития и продвижения»); С.В. Ореханов, вице-президент Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия», руководитель Объединенной рабочей группы по сопровождению иностранных инвесторов («Региональные центры промышленных активов - новые возможности и механизмы привлечения инвесторов в субъекты Российской Федерации»); С.С. Слепаков, профессор Северокавказского федерального

университета («Воспроизводство хозяйственной жизнедеятельности российских регионов как элемент антикризисной стратегии»); П.В. Строев, директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений («Агломерации как локомотивы территориального развития»); С.Н. Наумов, заведующий сектором государственных инвестиций Центра инвестиционной политики и инноваций («Основные направления использования опыта государств - участников СНГ в области поддержки малого и среднего предпринимательства в целях обеспечения устойчивого развития субъектов Российской Федерации»).

Также в дискуссии приняли участие: О.В. Белецкая, заместитель министра экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики; В.Л. Патрушев, советник губернатора Белгородской области; В.В. Варяник, директор по региональному развитию Центра экономики инфраструктуры, DBA.

Дискуссия была посвящена проблематике формирования жизнеспособных стратегий развития, конкурентной системы управления экономикой регионов в современных условиях ресурсных и инвестиционных ограничений, падения уровня жизни основной массы населения и общей стагнации экономики.

Практически все спикеры критически оценивали ситуацию в региональном управлении, которое в условиях углубления системного кризиса, продолжающегося снижения платежеспособного спроса и потребительской активности, инвестиционного спада в условиях внешних инвестиционных ограничений приводит к нарастанию дефицита региональных и муниципальных бюджетов, обострению региональных проблем и диспропорций.

В ходе работы круглого стола участники также уделили большое внимание эффективности существующей системы стратегического управления развитием регионов, состоянию институциональной среды, а также сделали попытку выявить скрытые возможности и предложили некоторые механизмы устойчивого развития регионов, повышения

Региональные аспекты реализации стратегии модернизации России..

конкурентоспособности региональных экономических систем.

Во главу угла был поставлен вопрос о необходимости перестроить сложившиеся системы в связи с изменениями в макроэкономической ситуации, на финансовых и потребительских рынках, вызванными геополитическими трансформациями. На форуме были обозначены проблемы, посвященные спаду внутреннего потребительского спроса, унификации регионов, территориальному планированию, а также ограничениям инвестиционных проектов.

Эксперты отмечали, что для реализации потенциалов регионов нужно учитывать их специфику и специализацию, поэтому необходим индивидуальный подход к территориальному развитию, также следует рассматривать диверсифицированную экономику региона в разрезе специализации муниципалитетов.

Стратегии регионального развития формировались в 2006-2008 гг., и в процессе реализации в них вносились корректировки, но, как правило, планирование было оторвано от стратегического управления развитием. В результате ускоренных геополитических трансформаций существенно меняются макроэкономическая ситуация и положение на потребительских и финансовом рынках, отметили участники дискуссии. Сегодня необходима перестройка системы стратегического управления экономическим развитием, которая должна иметь встроенные механизмы оперативной адаптации к динамично изменяющейся внешней среде.

Участники дискуссии пришли к мнению, что для создания и успешного функционирования конкурентоспособной системы в регионах необходимо непосредственное участие всех заинтересованных сторон: от широких кругов населения до деловых кругов. Кроме того, разработанная стратегия должна учитывать их интересы.

Было также отмечено, что в условиях ограниченности ресурсов для развития, сохранения кризисной ситуации в экономике стратегическое управление становится все

более значимым инструментом в управлении территорией. Без стратегических планов власть не может осуществлять эффективное управление территорией, ориентировать свой бюджет на решение приоритетных задач и принимать антикризисные решения.

Работа по совершенствованию системы стратегического планирования и управления в регионах проводится уже не первый год. При этом, несмотря на то, что на федеральном уровне отсутствовали нормативно-правовые документы, обязывающие органы власти регионов и муниципальных образований использовать инструменты стратегического планирования, в них целенаправленно велась работа по на формированию системы эффективного стратегического планирования, позитивные результаты которой (в частности, в Белгородской области и Краснодарском крае) уже стали видны.

Приоритетное значение в ходе дискуссии было уделено современным аспектам пространственного развития, которое в настоящее время становится ключевым звеном в системной трансформации экономики России. Эффективная пространственная организация экономики играет определяющую роль в продуктивном использовании территориальными образованиями различного иерархического уровня (странами, регионами, муниципальными образованиями) имеющихся ресурсов. В связи с этим сегодня необходима общегосударственная программа развития городов. Прежде всего это касается создания условий для более продуктивного использования имеющегося человеческого потенциала. Необходимы новые управленческие подходы и в целом - новая парадигма пространственного развития России, в основу которой должен быть положен принцип неразрывности и взаимной обусловленности развития крупных, малых городов и регионов, задачи развития которых необходимо решать комплексно в рамках единой пространственно-экономической структуры.

Также активно дискутировалась проблематика участия крупного бизнеса в фор-

мировании оптимальных макро- и микроэкономических пропорций как составной части общей системы стимулирования позитивных процессов в экономике и социальной сфере, осуществляемых государством, бизнесом и гражданским обществом. Здесь продуктивной является концепция развития «видимой руки» - стимулирование государством в первую очередь частных инвестиций, которые в наибольшей мере способствуют росту конкурентоспособности как на территориальном, так и на глобальном уровне.

В современном территориальном развитии большое значение принадлежит рекреационной сфере. В частности, была представлена программа Visit Tatarstan, в которой реализован подход, в корне отличающийся от старого понимания туристического рынка как сферы, ограниченной числом достопримечательностей. Новое понимание: туристы едут в Татарстан посмотреть на его особый образ жизни, уклад, получить новый опыт. При этом аутентичный образ жизни понимается как неисчерпаемый ресурс для развития региона.

В современный период, как отмечалось рядом докладчиков, города и регионы РФ ощутили конкуренцию за все виды территориальных ресурсов (прежде всего это жители, кадры, студенты, туристы, бизнес, инвесторы) - не только с российскими, но и с зарубежными территориями. В дальнейшем можно прогнозировать только развитие данной тенденции.

В то же время для укрепления собственных позиций здесь имеется ряд препятствий. В частности, существующие стереотипы восприятия российских регионов, а сопротивление информационной среды превращает брендинговые проекты территорий РФ в долгострой или приводит к их быстрому сворачиванию. Для преодоления стереотипов и информационных фильтров в настоящее время нужно опираться на сильных партнеров - на драйверы территорий. Выгода здесь очевидная и обоюдная: сегодня вы коммуникационно помогаете своим драйверам, и уже в этом году они начинают помогать территории.

В центре внимания участников дискуссии находились проблемы активизации инвестиционного процесса применительно к условиям отдельных регионов страны. В частности, положительно оценен подход на основе изучения регионального опыта и проблем, с которыми сталкиваются инвесторы в регионах РФ; этот подход реализуется Общероссийской общественной организацией «Инвестиционная Россия» совместно с Объединенной рабочей группой по сопровождению иностранных инвесторов, которые начали проект по созданию в России региональных центров промышленных активов (РЦПА). По сути, РЦПА - это В2В-сервисы для привлечения инвестиций в регион и развития межрегиональных и международных связей, которые планируется объединить в федеральную сеть. Их создание опирается на существующие в регионах компании, работающие с промышленными активами и инвесторами, которым предоставляется «дорожная карта» по созданию РЦПА, оказывается консультационная помощь. При этом никаких государственных и региональных ресурсов не требуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.