Научная статья на тему 'Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы'

Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / MODERNIZATION / ECONOMIC DEVELOPMENT / LEGAL RELATIONS / INVESTMENT / ECONOMIC POLICY / ECONOMIC EFFICIENCY / SOCIAL BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокожердьев Василий Васильевич, Пшениснова Седа Рафаэловна, Солонина Светлана Викторовна

В статье изложены основные положения докладов, представленных на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы», посвященной рассмотрению актуальных экономико-правовых аспектов реализации стратегии модернизации России, а также проблем достижения необходимой экономической эффективности и социальной сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокожердьев Василий Васильевич, Пшениснова Седа Рафаэловна, Солонина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of achieving economic efficiency and social balance: imperatives, legal and economic mechanisms

The article presents the main points of papers presented at the plenary session of the International scientific-practical conference «Problems of achieving economic efficiency and social balance: imperatives, legal and economic mechanisms» which was devoted to consideration of topical economic and legal aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia, and problems of achieving the necessary economic efficiency and social balance.

Текст научной работы на тему «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы»

Сорокожердьев Василий Васильевич

кандидат экономических наук,

президент Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани» (e-mail: sorich@mail.ru)

Пшениснова Седа Рафаэловна

кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента и маркетинга

Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: Seda_pshen@mail.ru)

Солонина Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов

Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: Svevic@mail.ru)

Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы

В статье изложены основные положения докладов, представленных на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы», посвященной рассмотрению актуальных экономико-правовых аспектов реализации стратегии модернизации России, а также проблем достижения необходимой экономической эффективности и социальной сбалансированности.

Ключевые слова: модернизация, экономическое развитие, правовые отношения, инвестиции, экономическая политика, экономическая эффективность, социальная сбалансированность.

V.V. Sorokozherdiev, Master of Economics, President of the Krasnodar Regional Public Charity Foundation «Scientific and Educational Initiatives of Kuban»; e-mail: sorich@mail.ru;

S.R. Pshenisnova, Master of Economics, Assistant Professor of a Chair of Management and Marketing of the Krasnodar branch of the Financial University of the Government of the Russian Federation; e-mail: Seda_pshen@mail.ru;

S.V. Solonina, Master of Economics, Assistant Professor of a Chair of Economics and Finance of the Krasnodar branch of the Financial University of the Government of the Russian Federation; e-mail: Svevic@mail.ru

Problems of achieving economic efficiency and social balance: imperatives, legal and economic mechanisms

The article presents the main points of papers presented at the plenary session of the International scientific-practical conference «Problems of achieving economic efficiency and social balance: imperatives, legal and economic mechanisms» which was devoted to consideration of topical economic and legal aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia, and problems of achieving the necessary economic efficiency and social balance.

Key words: modernization, economic development, legal relations, investment, economic policy, economic efficiency, social balance.

На Международной научно-практической конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы,

правовые и хозяйственные механизмы», которая состоялась 25-26 апреля 2014 г. в Краснодарском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

342

(г. Краснодар), были рассмотрены актуальные экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России в различных сферах и отраслях национального хозяйства.

Основными организаторами данной конференции выступили Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».

Важное значение в обеспечении научного уровня конференции, а также в организационной и научно-методической подготовке ее проведения имело содействие со стороны Центрального экономико-математического института РАН и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Активное содействие в проведении конференции и обеспечении необходимых научных контактов осуществлялось со стороны Международного союза экономистов и предпринимателей «Круг Кондратьева» (Франция) и Международной политэкономической ассоциации (Москва). Общественная поддержка в проведении конференции оказывалась со стороны Краснодарской региональной просветительской общественной организации «Общество «Знание», Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В работе конференции приняли участие, в соответствии с тематикой и направленностью, представители экономической науки высшей школы из ряда авторитетных вузов России и Южного макрорегиона, а также правоведы, социологи и бизнесмены. Общее количество участников составило 60 человек, в том числе более 40 докторов и кандидатов наук.

В ходе работы конференции состоялось пленарное заседание, а также, помимо основной дискуссии по обсуждению докладов, заслушанных на пленарном заседании, прошли заседания секций по следующим темам: «Приоритеты и механизмы формирования эффективной и сбалансированной модели социохозяйственно-го развития России», «Становление правовой системы Российского государства в посткризисный период», «Потенциал и перспективы становления финансовой сферы экономики» и заседание круглого стола на тему «Проблемы модернизации и новой индустриализации экономики в условиях технологического перелома в мировом хозяйстве».

С приветствием к участникам конференции обратились Соболев Эдуард Васильевич - кандидат экономических наук, директор Краснодарского филиала Финансового университета при

Правительстве Российской Федерации, Констан-тиниди Христофор Александрович - кандидат экономических наук, доцент, начальник управления государственных программ министерства экономики Краснодарского края,

Каленский Павел Валерьевич - кандидат юридических наук, заместитель руководителя аппарата, председатель комитета по науке и образованию Краснодарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Сорокожердьев Василий Васильевич - кандидат экономических наук, президент КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани».

Открыл основное пленарное заседание конференции докладом на тему «Стратегия опережающего развития: вызовы налоговой и финансовой системам» доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета (Москва) А.В. Бузгалин. В частности, рассматривая реформы в России, он отметил, что, несмотря на ряд очевидных успехов, в течение последних лет они испытывают серьезное торможение, при этом возникают все новые нерешенные проблемы развития налогово-фи-нансовой системы страны, которые тяжелым бременем ложатся на экономику и социальную сферу. Сложность нынешнего состояния российских финансов проявляется, прежде всего, в том, что банковская система не обеспечивает дешевое и доступное кредитование бизнеса, а фондовый рынок - необходимые ресурсы для длинного финансирования инвестиций, существующая налоговая система в большей мере поощряет крупный бизнес и угнетает малые его формы (в том числе и за счет жесткого налогового администрирования). Также крайне неэффективно действует механизм формирования доходов и налогообложения населения. Но данное положение, в свою очередь, является следствием государственного волюнтаризма и засилья коррупционных группировок, возникающих при сращивании бюрократических и привилегированных бизнес-структур в управлении экономикой и в непосредственной организации экономической деятельности. Соответственно, финансово-налоговая политика будет эффективна только как инструмент промышленной и социальной политики, а для реального и промышленного секторов должны вводиться сегментированные налоги, зависящие от роли предприятий в национальной экономике.

В докладе на тему «Противоречия и потенциал развития финансовой системы России» доктор экономических наук, профессор завкафедрой «Экономика и финансы» Краснодар-

343

ского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодар) Л.Л. Игонина акцентировала внимание на том, что роль финансовой системы России в ресурсном обеспечении развития реального сектора и социальной сферы определяется ее структурно-функциональными характеристиками, которые детерминированы как внутренними факторами, заданными спецификой модели экономической эволюции, так и внешними факторами, возникающими в результате включения в глобальные процессы. При этом в основу методологии анализа, использованной в докладе, положена модель оценки финансового развития экспертов Мирового банка, которая включает индикаторы финансовой глубины: финансовой инклюзивности, финансовой устойчивости и эффективности финансовых институтов, рынков и операций.

По мнению автора доклада, современной российской монетарной политике присущи эндогенный характер, обусловленный качественной зависимостью от внешнеэкономических факторов и шоков, устойчивая ориентация на сжатие денежного предложения и модификация каналов трансмиссии. Особенности проводимой бюджетно-налоговой политики выражаются в более низкой доле перераспределения ВВП, чем в развитых странах, и бюджетных расходов, направляемых на поддержку экономики и социальной сферы, уравнительном налогообложении при игнорировании рентного характера доходов, недейственности инвестиционных и экологических льгот, введении бюджетного правила, предполагающего приоритеты резервирования, а не инвестиционного использования дополнительных доходов, росте заимствований на внутреннем и внешнем рынке.

В связи с этим изменение сложившейся ситуации требует разработки целеориентиро-ванной системы программных мер на основе реализации комплексного подхода, выбора соответствующих инструментов финансовой политики (денежно-кредитной, валютной, процентной, бюджетной, налоговой, ценовой и пр.) и их встраивания в комплементарные технологии макроэкономической политики при достоверной оценке во взаимосвязи с ролью в достижении поставленных целей.

В докладе кандидата экономических наук, доцента начальника управления государственных программ администрации Краснодарского края, завкафедрой «Менеджмент и маркетинг» Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодар) Х.А. Константиниди на тему «Фор-

мирование инвестиционной привлекательности Краснодарского края в контексте региональной экономической политики» было разносторонне обосновано положение о том, что социально-экономическое развитие Краснодарского края реализуется на основе стратегического планирования в соответствии с утвержденной в регионе стратегией социально-экономического развития. Стратегия содержит стоящие перед краем цели и задачи, в ней указаны основные векторы развития. На основе стратегии в крае сформирована программа социально-экономического развития региона, в которой структурно расписаны основные направления, сформирована система целевых показателей.

Важнейшим инструментом реализации программы социально-экономического развития края являются целевые программы, реализуемые на Кубани, которые с 2014 г. трансформируются в государственные программы Краснодарского края. Таким образом, в Краснодарском крае сформирована система стратегического планирования с интегрированным инструментарием реализации мероприятий, направленных на комплексное решение задач достижения приоритетных целей развития региона. В современных условиях первостепенное значение приобретает привлечение инвестиций (как иностранных, так и отечественных) в экономику Краснодарского края. В связи с этим одним из приоритетных стратегических направлений развития Краснодарского края, согласно принятой Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г., является совершенствование системы продвижения конкурентных преимуществ Краснодарского края и целенаправленного привлечения потенциальных инвесторов на основе использования передовых маркетинговых технологий.

Кандидат экономических наук президент Краснодарского регионального общественного благотворительного фонда «Научно-образовательные инициативы Кубани» (Краснодар) В.В. Сорокожердьев, сделавший доклад на тему «Трансформация стратегии социохозяй-ственного развития России: теневые и реальные аспекты», обратил внимание на то, что проводимая в России в настоящее время экономическая политика испытывает серьезный кризис, который в целом негативно отражается на состоянии хозяйства и общества. Это положение в достаточной мере подтверждается весьма болезненным прохождением экономического кризиса 2008-2009 гг., медленным восстановлением хозяйства в последующие годы и особенно такими процессами, как фактический

344

переход в рецессию и последовательная утрата конкурентных позиций в мировой экономике. Во многом такое положение дел объясняется превалированием в проводимой в стране экономической политике теневых механизмов, что, в свою очередь, позволяет определенным властно-коммерческим структурам навязывать экономические и социальные цели, идущие вразрез с действительными интересами общества. Выход из сложившейся ситуации видится в развитии разнообразных форм социального партнерства, позволяющих использовать творческий потенциал бизнеса и гражданского общества.

В докладе доктора экономических наук, профессора заместителя директора Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Краснодар) С.И. Берлина на тему «Особенности функционирования рекреационной экономики в Краснодарском крае» нашли отражение проблемы реформирования и модернизация экономического механизма в современной России применительно к рекреационной сфере, в рамках которой особую актуальность приобретает вопрос о границах рынка рекреационных услуг. С одной стороны, сокращение платежеспособного спроса и падение уровня жизни ведут к тому, что многие виды рекреационных услуг становятся недоступными для значительного числа потенциальных потребителей, с другой стороны, рекреационные услуги приносят трудноизмеримый, но очевидный социальный эффект, являясь составной частью процесса воспроизводства рабочей силы. На взгляд автора доклада, экономико-правовые границы рынка в сфере рекреационных услуг определяются финансово-экономической политикой государства в вопросах регулирования рекреационной экономики и характером социальной политики.

В докладе также отмечается, что на современном этапе реформирования и модернизации система управления развитием рекреационной сферы в России не получила должной динамики развития. Однако прямое и косвенное воздействие государства на рекреационную сферу несомненно и проявляется, прежде всего, в формировании нормативно-правовой базы для осуществления рекреационной деятельности. При этом наиболее сложной проблемой при реализации разработанной концепции государственного регулирования рекреационной экономики является формирование целевых инвестиционных ресурсов. Такое формирование должно базироваться на балансе интересов участников рекреационной финансово-хозяйственной деятельности, представленных своими

индивидуальными институциональными, социокультурными и профессиональными концепциями, исходя из целей, масштабов и эффективности затрат на социальное воспроизводство.

Доктор экономических наук, доцент завкафедрой «Менеджмент и маркетинг» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Новороссийск) О.Н. Бабурина посвятила свой доклад на тему «Поступательное развитие трансграничных регионов России: Краснодарского края и Республики Крым в контексте черноморского экономического сотрудничества» наиболее актуальным аспектам реализации стратегии модернизации России, связанным с развитием территорий, прежде всего на Юге России. По мысли автора доклада, активизация многостороннего экономического сотрудничества стран - участниц ЧЭС может стать одним из факторов поступательного развития трансграничных регионов Юга России - Краснодарского края и нового субъекта Российской Федерации -Республики Крым. Территория стран ЧЭС не только является важнейшим геополитическим центром современного мира, но и обладает огромным рекреационным и туристским потенциалом. В эпоху холодной войны социалистические страны этого региона были в основном закрыты для иностранных туристов. Многообразие традиций, форм искусства, исторических и социально-культурных достопримечательностей привлекает в страны ЧЭС туристов со всего мира. В настоящее время каждое государство этого региона самостоятельно продвигает свои услуги на мировом рынке. Однако этих усилий уже бывает недостаточно, чтобы конкурировать со странами, специально интегрированными для увеличения туристского потока. В связи с этим предлагается консолидировать усилия причерноморских стран для позиционирования Черного моря как единого туристского пространства и формирования единого черноморского туристского бренда.

По итогам проведенного анализа автор доклада делает вывод о том, что регионализация в Черноморском регионе объективно предоставляет государствам возможность плодотворно использовать свою территориальную близость, географическое сходство, традиционные исторические и культурные связи и общность интересов. Последовательное объединение усилий стран ЧЭС, дополняющая природа их экономик позволит противостоять вызовам глобализации, главным из которых является неравное распределение выгод для ее участников, и получить новые возможности как для России в целом, так

345

и для Краснодарского края в частности. Наряду с внутренними факторами роста, трансграничный регион получает дополнительные внешние факторы развития, в качестве которых выступает система международных экономических взаимосвязей, приносящая выгоды всем участникам ЧЭС, в первую очередь Краснодарскому краю и Республике Крым.

В совместном докладе кандидата экономических наук, доцента Кубанского государственного технологического университета Г.М. Мишулина и кандидата экономических наук, доцента Российской академии правосудия Д.В. Дудника (Краснодар) «Экономико-правовые методологические проблемы модернизации российского образования» нашли отражение актуальные проблемы методологии модернизации высшего образования в Российской Федерации как следствие отсутствия дифференцированного подхода к формированию правовых и экономических условий для реализации, с одной стороны, потребности граждан в высшем образовании, а с другой - государственных и общественных целей развития; приведены авторские подходы к использованию организационных, экономических и правовых инструментов для разрешения обозначенных проблем.

Авторы доклада отмечают, что в настоящее время в соответствии с принципами государственной политики Российской Федерации в сфере образования происходят масштабные изменения, связанные с ее адаптацией к новым социоэкономическим условиям, складывающимся под воздействием, в первую очередь, факторов глобализации. Качественного изменения всей системы современного образования

также требуют научно-технический прогресс, трансформация экономических, производственных и социальных отношений и развитие новых образовательных технологий. В то же время выстроенная в начале прошлого века, в эпоху индустриализма отечественная система образования, позволявшая эффективно решать актуальные на тот период времени задачи по формированию морально-нравственных ориентиров населения в рамках существовавшей идеологии, в современном мультикультурном, постиндустриальном обществе, требующем постоянного обновления знаний и профессиональных компетенций, не столь эффективна.

Рассматривая основные направления государственной политики в сфере образования как определенную «пирамиду» целей, приоритетов и задач, в которой повышение конкурентоспособности национальной экономики является связующим звеном, авторы предлагают считать первоочередным внедрение предложенного механизма в сферу экономического и технико-технологического направления образования как составляющих, интеграция которых позволит реализовать целый ряд государственных приоритетов.

По итогам конференции организована подготовка к опубликованию сборника статей по основным направлениям работы конференции, а также коллективной монографии, в которой размещаются материалы, представленные наиболее авторитетными участниками. Для подтверждения практической апробации представленных на конференции результатов научных исследований ее участникам были выданы соответствующие свидетельства.

346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.