УДК 338.24
Тамара Сергеевна Добрыднева
(кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства и маркетинга Алтайского государственного университета, Барнаул) E-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Рассматриваются первые результаты реализации программы импортозамещения в Алтайском крае. Особое внимание уделено таким вопросам, возникающим в ходе реализации данной программы, как уточнение целей и приоритетов мероприятий, обобщение накапливаемого опыта управления крупной целевой программой в регионе.
Ключевые слова: программа импортозамещения, цели, приоритеты, поддержка импортозамещения, управление экономикой региона.
Tamara S. Dobrydneva
(Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Chair of Economics, Business and Marketing,
Altai State University, Barnaul) E-mail: [email protected]
REGIONAL SPECIFICS OF IMPORT SUBSTITUTION PROGRAM REALIZATION
The paper looks into the first results of import substitution program realization in Altay region. The author deals with the issues that arise during the program execution, such as specification of goals and priorities and synthesis of managerial experience gained during large-scale special purpose program implementation in the region.
Keywords: import substitution program, goals and objectives, priorities, import substitution support, regional economy management.
Импортозамещение является в настоящее время одним из важнейших стратегических направлений развития отечественной экономики. Имея весьма длительную предысторию с середины 1990-х гг., реально осуществимым импортозамещение стало только в настоящее время в связи со сложившимся комплексом благоприятных условий. Жизненная его важность определяется тем, что в данной проблеме объединились как экономическая необходимость развития производства в условиях санкций, так и определенный социальный заказ со стороны общества, воспринимающего сложившуюся политическую ситуацию как реальный шанс для отечественной экономики. Другими словами, возможности, открывающиеся на данном направлении, должны использоваться по максимуму, мероприятия проводиться быстро и решительно, цели должны ставиться реально достижимые.
Стратегия импортозамещения реализуется в условиях фактического отсутствия единой управляемой производственно-экономической системы в стране, и основная ее тяжесть ложится на управленческие и координирующие структуры регионов. Поэтому и успешность ее будет во многом определяться качеством работ регионов по подготовке
и поддержке реализации комплекса соответствующих мероприятий. Отраслевыми управлениями Алтайского края была проведена аналитическая работа по анализу структуры импорта региона, уровня развития межрегиональной торговли, межрегиональных и внутрирегиональных кооперационных связей, прогнозированию развития рынков сбыта импортозамещающей продукции, определен уровень импортозависимости предприятий края, а также возможностей региональных предприятий в решении проблем дефицита продукции, возникших в других субъектах Российской Федерации. В результате серьезных подготовительных работ был разработан руководящий документ - План мероприятий (Дорожная карта) по содействию импортоза-мещению в Алтайском крае на 2015 г., который содержит перечень мероприятий, ответственных исполнителей и сроки исполнения [1].
Отличительной чертой краевой Дорожной карты является то, что система мер по реализации импортозамещения вписана в действующую систему поддержки экономики края, дополняя ее необходимыми мероприятиями. Такой подход является наиболее целесообразным, поскольку импортозамеще-ние не может долгое время оставаться на по-
ложении отдельной самостоятельной линии развития. В конечном итоге оно должно органически вписаться в общие направления развития региона, хотя и скорректировав их при этом. Импортозамещение является важной, но все же временной задачей и не должно рассматриваться как самостоятельная долгосрочная стратегия. Скорее всего, оно утвердится в статусе возможности, либо крупного благоприятствующего фактора развития.
Дорожная карта для Алтайского края разработана в реальных границах, комплексно и достаточно обоснованно. Каковы же первые результаты ее реализации? Следует отметить, что Алтайский край вошел в десятку регионов-лидеров по реализации стратегии импортозамещения в 2015 г. по данным исследования аналитического центра «Клуб регионов» [2]. По отдельным же направлениям ситуация характеризуется следующими показателями.
Согласно данным Сибирского таможенного управления объем импорта Алтайского края в 2015 г. уменьшился в стоимостном выражении по сравнению с 2014 г. на 37,2 %. По товарным группам ситуация следующая: стоимостной объем импорта машиностроительной продукции уменьшился в 2,2 раза, химической продукции - на 24,3%, текстиля, текстильных изделий и обуви - на 23,3%, металлов и изделий из них - на 35,2%, продовольственных товаров увеличился на 0,9%.
Доля импортной продукции в балансах продовольствия до введения эмбарго в среднем составляла 3-5% и в 2015 г. не изменилась. Наибольший удельный вес импорта по-прежнему наблюдается по свежим овощам и фруктам от 10 до 75% [3].
В целях импортозамещения в соответствии с Дорожной картой проведены серьезные мероприятия. Сформирован и постоянно пополняется перечень приоритетной номенклатуры продукции и приоритетных проектов для решения проблем импорто-замещения, включая инновационные и научно-исследовательские проекты. В специализированную информационную систему Алтайского края внесены данные о 51 проекте, направленном на импортозамещение. Промышленными предприятиями Алтайского края разработаны предложения по включению своих производственных мощностей в отраслевые планы импортозамещения по 84 позициям семи отраслей промышленности. Некоторые проекты относятся к продукции, не производимой в России вообще. Так, на площадке завода «Алтайский Химпром» реализуется инвестиционный проект стои-
мостью 3,1 млрд руб. со сроком реализации 2014-2018 гг. ООО «Бия-Синтез» намерено организовать производство по выпуску ряда химических продуктов, по которой доля импорта составляет 100 %. Их реализация позволит вытеснить от 15 до 40% такой продукции. ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» в рамках реализации инвестиционных проектов по импортозамещению рассматривает возможность производства шин для внедорожников и квадроциклов, 90% которых импортируются.
Для реализации проектов и мероприятий используются различные механизмы поддержки. В 2015 г. научным коллективам региона предоставлено 47 грантов на поддержку исследовательских проектов. Общая сумма поддержки составила 17 млн руб., из которой 8 млн руб. - средства федерального бюджета. По линии государственной поддержки в рамках федерального конкурса «Коммерциализация» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Москва) получено на реализацию своих проектов 43,3 млн руб. на условиях 100 % софинансирования. Гранто-вая поддержка губернатора в объеме 10 млн руб. оказана инновационной деятельности предприятий кластера сельхозмашиностроения. Суммы небольшие, но существенные для ограниченных бюджетных возможностей края.
Для участия предприятий Алтайского края в Федеральной программе проектного финансирования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.10.2014 № 1044, сформирован и направлен в Минэкономразвития России перечень крупных инвестиционных проектов (21 проект) общей стоимостью свыше 55,6 млрд руб., из которых 16 проектов - в отраслях промышленности, 5 проектов - АПК. В 2015 г. на общую сумму 368 млн руб. оказана государственная финансовая поддержка 478 субъектам предпринимательской деятельности на расширение и модернизацию производства продукции, способствующей импортозамещению [4].
Особое место в рамках импортоза-мещения в регионе занимает агропромышленный комплекс. Алтайский край является крупнейшим аграрным регионом Российской Федерации. На долю сельского хозяйства края приходится 16 % ВРП, в сельской местности проживает 44 % населения (более 1 млн чел.). По площади пашни (6,5 млн га) регион занимает первое место среди субъектов Российской Федерации, поголовью крупного рогатого скота (на 01.01.2016 — 817,3 тыс.
голов) - 4-е место. В дополнение к действовавшим ранее мерам государственной поддержки сельского хозяйства в ходе реализации Программы импортозамещения введены следующие новые механизмы:
1 )компенсация части прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) молочного направления, картофеле- и овощехранилищ, тепличных комплексов, оптово-распределительных, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров;
2 )грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы;
3 )субсидирование содержания маточного поголовья мясного и помесного крупного рогатого скота;
4 )поддержка развития овощеводства и семенного картофелеводства и др.
Общий объем федеральной господдержки отрасли и социальной сферы села в 2015 г. составил более 6,4 млрд руб., в том числе привлечено из федерального бюджета более 5,5 млрд руб., что практически в 1,5 раза выше уровня 2014 г.
В результате некоторые эффекты были получены уже в 2015 г., хотя моментальной отдачи в сельском хозяйстве ожидать нельзя. Индекс производства в отрасли составил 107,5 %, в том числе в растениеводстве — 115,7 %. Известно, что в растениеводстве важен погодный фактор, однако высокие результаты, достигнутые по таким культурам, как гречиха, — 370 тыс. тонн (наивысший показатель за всю историю выращивания гречихи в крае), и сахарная свекла — 819,6 тыс. тонн (один из самых высоких показателей), уже можно отнести к результатам реализации стратегии развития. В животноводстве хорошие результаты получены в молочной промышленности - рост на 8,1%. Поставки молочной продукции на другие региональные рынки в 2015 г. были увеличены более чем на 40 тыс. тонн (в пересчете на молоко), или на 6,7 %. Доля Алтайского края в российском производстве сливочного масла составила 7,4 %, а по сырам и сырным продуктам — 14,4 % [4].
В АПК реализуются многочисленные программы и работы, как связанные с им-портозамещением, так и не связанные с ним. В чистом виде импортозамещение выделить затруднительно. Понятно, что любое мероприятие, направленное на развитие АПК в крае, нельзя формально включить в Программу импортозамещения, однако некото-
рым важнейшим мерам и механизмам поддержки такой особый статус необходим.
В рамках государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в АПК, наиболее крупные и значимые включены в Перечень инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, утвержденный распоряжением Минсельхо-за России от 28.03.2015 № 24-р. В Алтайском крае реализуется 5 проектов, включенных в Перечень, на общую сумму кредитного ресурса около 1,2 млрд руб. Три проекта в области молочного скотоводства и переработки молочной продукции и один проект в области мясного скотоводства в 2016 г. получили финансовую поддержку.
Производство сельхозпродукции обеспечило положительные результаты для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, где индекс промышленного производства в 2015 г. составил 105,2 %. Наибольший рост производства получен в плодоовощной промышленности - 264%, в производстве прочих пищевых продуктов - 111,0%, молочной промышленности - 108,1% [5]. Край полностью обеспечивает собственное население основными продуктами питания и поставляет до 90% производимых пищевых продуктов в другие регионы страны.
Одним из важнейших условий, которое позволит полное использование имеющегося потенциала отрасли в крае наряду с обеспечением ее сырьем нужного ассортимента и качества, является снижение импортоемкости производства. Доля потребления импорта в производственном процессе по таким элементам, как оборудование и запасные части к нему, расходные материалы, часть сырья и других ресурсов достигает 80-90% по отдельным позициям. Перечень основных видов импортируемой продукции, используемой при выработке пищевых продуктов в крае, сформирован, но вопрос замещения находится вне области возможностей края и зависит от других отраслей экономики. Снижение импортоемкости будет зависеть и от предприятий машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Как видно, за прошедшее время импор-тозамещение как направление развития экономики можно считать сформировавшимся по содержанию работ, управленческим структурам, комплексу мер поддержки и др. Проведены первоочередные мероприятия, и в дальнейшем речь должна идти об углублении, расширении и обеспечении необходимыми ресурсами. Проявляются и вопросы относительно целей импортозамещения, его приори-
тетах в регионе, перспективах развития и др. В первую очередь необходимо отметить, что сформировались два относительно самостоятельных направления, к которым относятся промышленность и АПК. В промышленности же основное внимание сосредоточивается на территориальных кластерах, поскольку именно они реализуют инновационные направления развития.
Относительно целей и приоритетов дальнейшего развития необходимо уточнить, на импортозамещении каких именно продуктов следует сосредоточить усилия, поскольку распыление средств, как известно, не дает требуемого эффекта. Выбор может производиться по разным признакам, из которых мы рассмотрим два. Во-первых, по признаку добавленной стоимости, где можно выделить конечный и промежуточный продукты, во-вторых, по технологически-отраслевому признаку выделяется продукция АПК и промышленности.
С точки зрения экономической выгоды для региона предпочтительна конечная продукция с высокой степенью переработки. Помимо прибыльности такая продукция обеспечивает занятость и тем самым социальный эффект. Для Алтайского края такой продукцией является преимущественно продукция АПК, поскольку производство других товаров народного потребления развито слабо. К ней также относятся некоторые виды промышленной продукции, производство которых объединяется территориальными кластерами (биофармацевтическим, сельхозмашиностроения и др.), т.е. имеются законченные технологические цепочки и межотраслевые комплексы. Такая продукция также обеспечивает занятость и социальный эффект.
Другие же виды промышленной про-
дукции, относящиеся к промежуточному продукту, для края не будут являться приоритетными, однако они важны для экономики других регионов и страны в целом. Отсюда вытекает еще один признак приоритетности — масштабность и технологическая значимость проекта. Для региона по данному признаку будут приоритетными проекты, укладывающиеся в его возможности: инновационные, организационные, финансовые, административные, кадровые и др. Крупные же проекты, а также межотраслевые или межрегиональные выходят за пределы компетенции региона и требуют государственной координации. Поддержка таких проектов как раз и осуществляется за счет федеральных средств и программ.
Роль федерального центра важна и потому, что в форме импортозамещения происходит сейчас восстановление производств, утраченных в регионе и стране за время реформ. Естественным рыночным путем процессы восстановления и балансирования отраслевой структуры экономики протекают медленно, и здесь необходима государственная политика.
Программа импортзамещения должна быть многоотраслевой и предусматривать реализацию всех возможностей края. Однако для дальнейшего ее развития нужно определиться с приоритетами в самой программе. Полагаем, что для Алтайского края приоритетным является АПК в целом, и в особенности производство тех видов продукции, доля импорта в обеспечении страны которыми велика.
По оценке ФТС России и Росстата, доля отечественного производства в общем объеме ресурсов характеризуется следующими показателями (табл.).
Доля отечественного производства некоторых видов сельхозпродукции в общем объеме ресурсов, %
Вид продукции Доля отечественного производства Снижение импорта в 2015 г. к 2014 г.
Сахар 93,8 24,7
Зерно 99,2 21,2
Масло растительное 83,9 + 17,7
Картофель 97,3 8,8
Говядина 77,6 31,5
Свинина 90,9 19,4
Птица 94,1 80,0
Молоко и молокопродукты 80,2 23,4
Примечание:
таблица составлена автором по данным ФТС России и Росстата [6; 7].
Как видно из данных таблицы, по большинству базовых продуктов ситуация в России близка к полному самообеспечению. Проблемными являются позиции растительных масел, говядины и молока. И об импор-тозамещении при наращивании их производства можно говорить с полным правом. Для Алтайского края эти направления развития являются традиционными, а импортозамеще-ние по сути дела только повышает их государственный статус и выводит на новый уровень. Это положительный момент для Алтайского края, поскольку тем самым импортозамеще-ние органически вписывается в долгосрочную стратегию развития региона, снижаются будущие рыночные риски, а также опасность бюрократической кампанейщины по мере появления новых важных государственных задач.
Важным вопросом импортозамещения является обеспечение качества продукции. Оно не должно быть ниже, чем у замещаемых импортных товаров. И если серьезно подойти к данной задаче, то это способно принести серьезные дивиденды в будущем. По мере достижения цели импортозамещения и насыщения внутреннего рынка потенциал производства позволит более активно выходить на внешние рынки. Продукция сравнимого или повышенного (прежде всего в аспекте экологичности) качества окажется при этом конкурентоспособной, а производство будет в значительной мере адаптировано к требованиям внешних рынков. Важным вопросом, который при этом придется решать, является сертификация и стандартизация продукции и производств, контроль качества в соответствии с международными требованиями. Без этого стимулировать предприятия к производству конкурентоспособной и экспорто-ориентированной продукции невозможно.
В заключение хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, требующее повышенного интереса науки к практике им-портозамещения, заключающееся в том, что
импортозамещение является по сути дела попыткой и неким вариантом возвращения планирования в экономику. Народнохозяйственное планирование исчезло с началом перестройки и в настоящее время как система отсутствует, хотя его необходимость в рыночной экономике доказана опытом разных стран. В современной отечественной экономике можно сколько угодно долго и серьезно разрабатывать цели, строить планы по их достижению, но реальных рычагов для обеспечения выполнения планов свободными рыночными субъектами у государства либо у администрации регионов нет.
Предшествующие государственные программы, работавшие в благоприятной ситуации начала XXI в., скорее относились к использованию выделяемых государством средств на решение назревших проблем, нежели к постановке и достижению целей развития производства. Импортозамещение отличается как раз тем, что в этой области происходит отработка структур и методов планомерного решения крупных производственных задач. Причем в эту работу вовлечены не только центральные структуры правительства, но и администрации всех регионов России. Первым крупным мероприятием, проведенным в данном направлении в Алтайском крае, является преобразование Дорожной карты, или плана мероприятий по содействию импортозамещению в Алтайском крае на 2015 г., в региональный план по им-портозамещению до 2020 г. В качестве следующего шага можно рассматривать инициативу губернатора Алтайского края о разработке концепции «особых аграрных регионов» как территорий концентрации дополнительных ресурсов с целью реализации импортозаме-щения. Опыт разработки и реализации, полученный в рамках данных программ и инициатив, обязательно должен быть изучен с целью возможностей применения создаваемых планово-организационных механизмов для решения других крупных целевых задач.
Библиографический список
1.План мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в Алтайском крае на 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://econom22.ru/importozameshchenie/.
2. Импортозамещение-2015: регионы России [Электронный ресурс]. - URL: http://club-rf.ru/theme/438.
3.Государственная поддержка импортозамещения в 2015 г. / Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: www.econom22.ru/press-centre/ publication/otchet2015_karlin.pdf.
4.Таможенная статистика внешней торговли Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. - URL: http://stat.customs.ru/.
5.Отчет об итогах социально-экономического развития Алтайского края в 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econom22.ru/press-centre/publication/otchet2015.
б.Алитическая информация о развитии отраслей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.
ffprom22.ru/industry/analytical-development/ 7.Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс] - URL: http:// www.customs.ru.
8.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru.
References
1. Plan meropriyatiy («dorozhnaya karta») po sodeystviyu importozameshcheniyu v Altayskom krae na 2015 god [Electronic resourse]. - URL: http://econom22.ru/importozameshchenie/
2.Importozameshchenie-2015: regiony Rossii [Electronic resourse]. - URL: http://club-rf.ru/theme/438.
3.Gosudarstvennaya podderzhka importozameshcheniya v 2015 godu. - Chief Administration of Economics and Investment of Altai Krai [Electronic resourse]. - URL: www.econom22.ru/press-centre/publication/otchet2015_karlin.pdf.
4. Customs foreign trade statistics of the Federal Customs Service of Russia [Electronic resourse]. - URL: http://stat.customs.ru/.
5.Otchet ob itogakh sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Altayskogo kraya v 2015 godu [Electronic resourse]. - URL: http://www.econom22.ru/press-centre/publication/otchet2015.
6.Aliticheskaya informatsiya o razvitii otrasley [Electronic resourse]. - URL: http://www.ffprom22.ru/ industry/analytical-development/
7. Federal Customs Service of Russia. Official Website. [Electronic resourse]. - URL: http://www.customs. ru.
8.Federal State Statistics Service. Official Website. [Electronic resourse]. - URL: http://www.gks.ru