УДК 368 (045)
Региональные аспекты развития российского страхового рынка
Рассмотрены региональные аспекты развития российского страхового рынка, показаны диспропорции, выявлены основные проблемы и направления развития; особое внимание уделено необходимости формирования и реализации региональных стратегий развития.
Ключевые слова: региональное развитие; российский страховой рынок; территориальные диспропорции страхового рынка; страховые компании.
Regional aspects of the Russian insurance market are considered; existing disproportions are highlighted; main challenges and development prospects are identified. special attention is paid to the necessity of formation and implementation of regional development strategies.
Keywords: regional development; Russian insurance market; territorial disproportions of the insurance market; insurance companies.
Кириллова Надежда Викторовна
д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры. «Страховое дело» Финансового университета nvk_66@mail.ru
общая характеристика страхового рынка
Региональное развитие в России традиционно характеризуется диспропорциями (табл. 1), и страховой рынок также неоднороден (табл. 1, 2). Наибольшее число учтенных страховых организаций зарегистрировано в Москве — 218, Московской области — 31, Санкт-Петербурге — 24, Республике Татарстан — 14, Кемеровской области — 13, Свердловской области — 12, Тюменской области — 11, Ростовской области — 9, в Самарской области и в Хабаровском крае — по 8 организаций [1]. Наряду с этим, в стране есть территории, где нет ни одной страховой компании.
Высокая концентрация и территориальный дисбаланс страхового рынка обусловлены многими причинами, в том числе разнородным
промышленным, аграрным, трудовым потенциалом; высокой концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне; концентрацией административных и деловых ресурсов.
Концентрация страховых услуг происходит на фоне сокращения общего числа страховщиков, зарегистрированных на территории Российской Федерации. По итогам 2012 г. количество страховых компаний сократилось с 579 до 469, при том что капитал страховщиков увеличился на 16,7% (это обусловлено в первую очередь требованиями российского законодательства об увеличении уставного капитала, вступившими в силу с 1 января 2013 г.) [2].
Характеристика региональных и муниципальных страховых рынков
Региональные и муниципальные страховые рынки характеризуются следующими показателями:
• долей страховых премий и страховых выплат в общем количестве по России;
• вкладом страховых компаний в экономику региона;
• обеспечением качества жизни граждан; инвестиционными доходами населения; страховой поддержкой жилищного строительства, кредитованием, образованием;
• долей страховых премий в ВРП;
• объемом страховых премий и выплат на душу населения;
Таблица 1
Основные социально-экономические и страховые показатели федеральных округов Российской Федерации
Федеральный округ Числ. нас./ экон. акт. население, млн чел. Уровень экон. акт. нас. % Количество орг., август 2013 ВРП, млн руб., 2011 ВРП на душу населения, млн руб., 2011 Ден. дох. надушу нас., август, 2013, тыс. руб. Стоим, мин. набора прод. питания руб.2 Стоим, набора потребит, товаров, руб.3 Премии Выплаты Фин. рез. стр. орг., 2012, млн руб. Кол. стр. орг., приб./ убыток, %
всего на 1000 орг. млрд руб. % к сумме млрд руб. % к сумме
Центральный 37,1/21,1 70,2 13683 7,1 16170448,5 420102,4 32,5 2795,7 11752,1 455,9 56,4 205,88 55,7 67688,7 91/9
Северо-Западный 13,5/7,6 70,8 4953 8,4 4710926,6 345301,2 25,3 3044,6 10862,8 80,33 9,9 40,36 10,9 545,3 79/21
Южный 22,9/7,1 66,6 2030 6,8 2745086,5 197948,2 23,3 2587,6 9680,8 37,49 4,6 17,72 4,8 4,7 82/18
Приволжский 30,2/15,7 68,6 5659 7,8 6987511,5 234121,9 21,7 2465,5 9473,1 98,43 12,2 46,62 12,6 942,8 91/9
Уральский 12,3/6,6 70,3 2952 7,7 6270016,8 517533,6 27,4 2975,5 10802,9 58,73 7,3 27,85 7,5 -1441,7 79/21
Сибирский 19,5/9,9 67,6 4095 7,9 4795595,4 249039,0 19,5 2817,9 9876,6 51,23 6,3 21,7 5,9 606,8 90/10
Дальневосточный 6,5/3,5 70,2 1334 7,3 2520793,5 401695,6 27,1 4163,0 13836,8 16,83 2,1 5,36 1,5 360,0 84/16
Северо-Кавказский 9,1/4,5 65,6 674 5,2 1064842,8 112491,6 19,8 2639,3 9417,3 10,08 1,2 3,95 1,1 17,8 100/0
Всего 141,9/76 68,9 35380 7.4 45265221,6 316626,6 25,1 2758,2 10550,3 809,06 100,0 369,44 100,0 68724 89/11
1 Составлено по данным URL: http://www.gks.ru, http://www.minregion.ru (дата обращения: 25.11.2013).
2 Стоимость минимального набора продуктов питания, сентябрь, 2013.
3 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров в сентябре 2013 г.
Таблица 2
количество страховых компаний, зарегистрированных в субъектах Российской Федерации
Страховые организации, ед. Число субъектов Российской Федерации
2012 г. 2011 г.
до 10 38 38
от 11 до 20 4 6
от 21 до 40 2 2
от 41 до 60 - -
61 и более 1 1
• уровнем обеспеченности страховыми услугами (в настоящее время значительным разрывом между центром и регионами);
• убыточностью в целом по рынку и по отдельным видам;
• долей обязательного страхования;
• наличием зарегистрированных региональных (муниципальных) страховых компаний;
• наличием и участием в региональных программах федеральных страховых компаний;
• развитием сетей продаж;
• наличием региональных (муниципальных) страховых программ по добровольным и обязательным видам страхования;
• использованием механизмов господдержки страхования (сельскохозяйственное стра-хование1)
• участием средств региональных бюджетов в страховании (как, например, дотации на страховые премии сельхозпроизводителям Приморья);
• инициированием, функционированием и развитием микрострахования;
• формированием и реализацией страховой региональной политики;
• участием страховщиков в ликвидации финансовых последствий и катастрофических ущербов стихийных бедствий, техногенных аварий;
• наличием крупных потенциальных и фактических страхователей;
1 По данным комитета Госдумы по аграрным вопросам программа сельхозстрахования с господдержкой выполняется не в полной мере: в 2011 г.— по факту застрахованные посевы 20,1% к плановому показателю 35%, в 2012 г. застраховано около 20%, по плану 40%. URL: (дата обращения: 25.11.2013).
• страховой региональной историей (положительным и негативным опытом взаимодействия со страховщиками; количеством жалоб, судебных разбирательств).
Основные проблемы региональных страховых рынков — отсутствие, малое количество и низкая капитализация местных страховых компаний при одновременном демпинге федеральных компаний; неразвитые сети продаж, что не позволяет оказывать услуги необходимого объема и качества, снижает доступность страховых услуг.
Во многом это обусловлено отсутствием государственной региональной страховой политики, региональных страховых стратегий, территориальных задач и целей развития в государственных стратегиях развития российского страхового рынка; региональных страховых программ в планах и функционировании регионов.
задачи по формированию региональных страховых рынков
Для формирования и развития региональных страховых рынков необходимо решить следующие задачи:
• разработка и принятие региональных страховых стратегий с учетом основных региональных особенностей и потребностей развития;
• совершенствование нормативной базы;
• формирование страховой региональной (муниципальной) инфраструктуры (создание систем идентификации и дифференциация потребителей с учетом регионального развития; стимулирование страховых сетей продаж; содействие формированию и развитию институтов досудебного урегулирования споров; создание систем повышения страховой грамотности);
Региональные страховые программы
Обеспечение страховых программ
экономика и управление
Региональные потребности
дифференциация потребителей
оценка качества страховых предложений
приоритетные инвестиционные региональные проекты
специфика промышленного,
аграрного, климатического, транспортного ч развития
Доступность страховых услуг
региональные и федеральные страховые компании
страховая инфраструктура
интегральные сети продаж
процедуры заключения договоров и урегулирования убытков
взаимодеиствие с региональными фондовым и кредитным рынками
значимые региональные виды страхования (техногенных и природных катастроф, медицинское, аграрное)
обязательное страхование
'-
добровольное страхование
--
система мониторинга страховых и инвестиционных программ
образовательная,
социальная, информационная поддержка
взаимодействие бюджетных и страховых механизмов
норамативно-правовая база, в т.ч. конкурсов страховых компаний
Рис. Региональная страховая
• разработка финансовых механизмов взаимодействия бюджетных и страховых инструментов;
• определение приоритетных инвестиционных проектов и совместное участие в них;
• информационная поддержка конкурсов страховых компаний;
• вовлечение населения в страхование жизни (информационная поддержка, региональные социально ориентированные проекты, строительство, кредитование);
• разработка финансовых и правовых механизмов страхования имущественных интересов физических лиц при финансовом участии и предоставлении гарантий органов государственной власти;
• формирование и реализация программ благоприятной страховой среды ведения среднего и малого бизнеса;
• формирование и реализация программ благоприятной страховой среды крупных промышленных предприятий и аграрных страхователей — драйверов региональных рынков;
стратегия: основные аспекты
• формирование и развитие каналов продаж страховых продуктов;
• формализация типовых страховых правил.
выработка региональной страховой стратегии
Разработку и принятие региональных страховых стратегий необходимо осуществлять с учетом основных региональных особенностей и потребностей развития (рис.).
В настоящее время лишь в Стратегии развитии страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г. упомянута необходимость регионального развития, в частности касающаяся расширения региональных программ развития отдельных видов страхования с учетом отраслевой, географической, демографической и природно-климатической специфики субъектов Российской Федерации; учета региональной специфики деятельности обществ взаимного страхования; вариативности условий сельскохозяйственного страхования с господдержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных
товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности.
На региональном уровне не сформированы механизмы регионального развития страхования, проводимые мероприятия разрозненны и неоднородны.
Практически не используется для развития регионального страхования механизм гарантийных фондов при участии бюджетных средств. В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, гарантийный фонд представляет собой юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.
Поручительства и гарантии могут на конкурсной основе предоставляться коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. При этом объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии не должен превышать 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией [3].
Региональные гарантийные фонды по программе Минэкономразвития России созданы в 79 субъектах Российской Федерации (кроме Ненецкого АО, Чукотского АО, Республики Тыва и Еврейской АО). В настоящее время активность использования этого механизма проявляется лишь в сфере кредитования.
Вместе с тем выдвигаются отдельные предложения по созданию региональных страховых компаний, где соучредителем станет администрация края [4]. Причем предложения мотивируются неэффективным использованием бюджетных средств, когда, например, в Приморском крае до 80% премий по сельхозстрахованию
субсидируются из федерального бюджета и краевых программ поддержки сельхозстрахования, и заключаются в государственном управлении страховой компанией и возможности при отсутствии страховых выплат вернуть страховые премии в бюджет.
Особое значение в создании и реализации региональных стратегий развития страхования имеют крупные промышленные страхователи (цена одного лота страхования имущества — 200 млн руб. [5]), интересы и возможности которых необходимо учитывать в создании и реализации региональных страховых стратегий.
литература
1. Обзор деятельности страховщиков в 2012 г. (по результатам федерального статистического наблюдения по форме № 1-ск «сведения о деятельности страховщика»). URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2013).
2. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 25.11.2013)
3. Рекомендации Минэкономразвития России по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства URL: http://base.consultant.ru.
4. URL: http://www.zrpress.ru/finance/primorje (дата обращения: 25.11.2013)
5. URL: http:// www.mmk.ru (дата обращения: 25.11.2013).
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.11.2013)
7. 9. Мониторинг Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-сентябре 2013 года». URL: http://www.economy. gov.ru (дата обращения: 25.11.2013)
8. URL: http:// www.insur-info.ru (дата обращения: 25.11.2013)