Научная статья на тему 'Региональные аспекты концепции регулирования системы туристической индустрии'

Региональные аспекты концепции регулирования системы туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
265
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов Ю. В., Черкасова И. И.

Рассмотрены основные вопросы, касающиеся регулирования процесса совершенствования организационно-качественных параметров туристической индустрии на примере Владимирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of regulating the sector of tourism

The authors discuss the main issues of quality assurance and organization improvement in the tourism sector of the Vladimir region.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты концепции регулирования системы туристической индустрии»

2. Совместно с органами исполнительной власти области обеспечить предоставление субъектам малого предпринимательства полной информации об изданных нормативно-правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, в том числе и в условиях Особой экономической зоны.

3. Сохранить налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, установленные законодательством Российской Федерации.

4. Распространить порядок налогообложения, учета и отчетности на более широкий круг субъектов малого предпринимательства с установлением предельного совокупного уровня их налогообложения.

5. Предоставить налоговые льготы банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства.

6. Обеспечить малое предпринимательство финансовыми ресурсами за счет средств, ежегодно предусматриваемых областной администрацией отдельной строкой при формировании областного бюджета в размере не менее 0,5 % от доходной части бюджета.

Об авторе

Л.В. Пурыжова — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

УДК 338.48

Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Рассмотрены основные вопросы, касающиеся регулирования процесса совершенствования организационно-качественных параметров туристической индустрии на примере Владимирской области.

The authors discuss the main issues of quality assurance and organization improvement in the tourism sector of the Vladimir region.

В современных условиях, когда динамичность социально-экономических процессов увеличилась настолько, что для сохранения контроля над ситуацией требуется оперативное принятие управленческих решений, огромное значение приобретает грамотный профессиональный инновационный подход на основе оценки качественных параметров микро-, мезо- и макросреды: конкретной туристической организации, регионального рынка туристических услуг, тенденций развития отечественного и международного туристического бизнеса.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 83 — 90.

84

Большую пользу может принести двусторонняя связь: поддержание паритетных отношений между государственными органами управления, общественными организациями и отраслевыми объединениями производителей, частью которых являются промышленные предприятия туристической индустрии.

Сложная структура субъектов хозяйствования в регионе образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на их основные связи и процессы. Составными частями такой системы и исполнителями тех или иных функций управления являются государство, местные органы власти, национальные и местные (региональные) туристические организации и, наконец, непосредственно промышленные предприятия. Это достигается управленческой деятельностью, которая представляет собой сочетание функций, каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между предприятиями, требующих осуществления большого комплекса мероприятий.

Объектом управления любой системы всегда выступает определенный (производственный, экономический, социальный) процесс, в данном конкретном случае — процесс регулирования регионального туристического рынка на основе совершенствования организационнокачественных параметров. Предметом исследования, прежде всего, являются отношения между элементами системы и отношения элементов системы с внешней средой.

К субъектам регулирования процесса совершенствования организационно-качественных параметров туристической индустрии Владимирской области следует относить представительные и исполнительные органы власти на местах.

Меры государственной поддержки основываются на следующих принципах: объектами поддержки являются не сами предприятия, а производимая ими продукция или услуги; государственная поддержка предоставляется предприятиям независимо от форм собственности и строится на контрактной основе; привлечение предприятий к деятельности, связанной с государственной поддержкой, осуществляется на конкурсной основе при наличии технико-экономического обоснования инвестиционной деятельности; государственная поддержка распространяется на ограниченный круг важнейших производств в соответствии с экономическими и социальными приоритетами программы, в первую очередь на мероприятия, связанные со строительством объектов недвижимости, имеющих длительную окупаемость, но важную социальную значимость, и с образованием и переподготовкой кадров по международным стандартам.

Необходимо отметить, что в настоящее время индустрия туризма — это наиболее динамично развивающийся сектор человеческой деятельности. По оценке, данной генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и Социальным Советом ООН и Всемирной туристической организацией, «туризм в новом веке превратится в ведущую отрасль мировой экономики. Являясь чрезвычайно важным инструментом в деле улучшения экономического и социального положения многих государств, в частности развивающихся, он стал одним из основных факторов развития национальных экономик государств».

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации туризм следует развивать и управлять им на контролируемой, комплексной и устойчивой основе, применяя основные принципы планирования. Подобный подход возможен лишь при сочетании территориально-отраслевого подхода к управлению и планированию развития туризма в регионе. Планирование развития туризма рекомендуется осуществлять на всех уровнях: международном, национальном, региональном, местном, а также в отношении конкретных туристических организаций, предоставляющих туристические услуги. Национальное и региональное планирование закладывает основы для развития туризма страны и ее отдельных регионов.

Планирование туризма как взаимосвязанная система должна быть нацелена на комплексное развитие всех ее частей, факторов — как спроса, так и предложения, физических и институциональных элементов. Эта система будет функционировать намного эффективнее и принесет желаемые выгоды, если она будет планироваться на комплексной основе с согласованным развитием всех ее компонентов. Иногда этот комплексный системный подход также называется всеобъемлющим, потому что в процессе планирования и разработки учитываются все элементы туризма.

Именно поэтому целесообразно говорить о комплексности развития туризма в регионе, что позволит координировать развитие того или иного вида туризма, оптимизировать доходы от туризма и сопутствующих ему отраслей. Тем самым подтверждается необходимость комплексного развития региона и применения территориально-отраслевого принципа в управлении ими, который наиболее уместно применять для развития определенных видов туризма в сочетании с историко-культурным и ландшафтным принципом, способствующим формированию оптимальной функциональной и пространственной структуры региона, а также выбору перспективных направлений каждой из входящих в состав комплекса отраслей хозяйства.

Туризм является специфической социально-культурной деятельностью и как объект управления имеет ряд особенностей, вытекающих из свойств и услуг, предоставляемых туристическими организациями, которые необходимо учитывать при организации управления. Одной из особенностей туризма является сложность взаимосвязей между его составными элементами. В туристической индустрии наблюдается разнообразие туристических предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления, независимо от ведомственной принадлежности и форм их собственности, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.

Другой особенностью туризма как объекта управления является то, что существуют определенного рода противоречия между владельцами объектов туристической инфраструктуры, местными жителями и приезжими туристами, так как в данной ситуации прослеживаются различные интересы.

86

Третьей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристического продукта. Туристический продукт проявляется в виде услуги, поэтому его важнейшим признаком является присутствие клиента и его неотделимость от источника формирования. В связи с этим при реализации туристического продукта усиливается личностный аспект. Поведение клиента зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом, регулированию межличностных отношений. Это, прежде всего, относится к работе туристических фирм, услуги которых предоставляются при непосредственном контакте с людьми. Поведение туриста влияет на отношение к нему принимающих его людей и на других путешествующих.

Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристическим услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоянии оплатить. Особенность туристического продукта заключается также и в специфике туристического спроса. Спрос на туристические услуги не однороден в силу различных причин. Разнообразие потребителей туристических услуг — еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов — экономической ситуации в стране, экологии региона и социальных факторов (условия жизни и труда, уровень образования, наличие свободного времени и т. д.) — является еще одной из причин различного спроса на туристические услуги. В условиях становления рыночных отношений накопились социально-экономические проблемы, решение которых создает потребность координации туристической деятельности, поддержки и содействия развитию секторов туристической сферы, создания благоприятных условий для их дальнейшего развития.

Следующая особенность туризма как объекта управления выражается в комплексности туристических услуг. Туристическая услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг, и зависимость между отдельными услугами может иметь значительные последствия при управлении предприятием. Так как отдельные дополнительные услуги выполняются различными фирмами, следовательно, эти предприятия в высокой степени зависят друг от друга. Один из вариантов выхода из данной ситуации представляется в кооперации.

В последние годы особенно возросло значение совместной работы между туристическими предприятиями. Такая совместная работа предприятий может осуществляться как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях. Совместная работа туристических предприятий, или горизонтальное разделение работы организаций, имеющих одинаковые интересы, проводится в сферах размещения, обслуживания, оздоровления, транспорта и др. Для эффективной реализации управленческих функций необходимо анализировать всю систему разрозненных туристических предприятий различных форм собственности, но осуществляющих совместную деятельность и выступающих инструментом конкурентного преимущества туристического бизнеса региона. Посредством стратегического управления данными туристическими предприятиями происходит воздействие на всю сферу туризма, складываюшуюся на данной территории.

На современном этапе развиваются гостиничные цепи, или гостиничные группы как горизонтальные совместные объединения отдельных предприятий, при этом полностью сохраняется их финансовоэкономическая и управленческая самостоятельность. Реализация стратегии по содействию развитию гостиничных коопераций при тесном взаимодействии с органами власти, туристическими, банковскими и другими структурами позволит решить многие проблемы по регулированию стратегии перспективного развития, прогнозированию социально-экономических процессов, привлечению инвестиций, сокращению уровня безработицы, расширению выпуска конкурентоспособных услуг в туризме Владимирской области.

Для выявления приоритетного направления туристической деятельности, реализуемого через процессы управления, экономического обоснования, технологического обеспечения и квалифицированного становления профессиональных кадров необходим анализ действующей ситуации на туристическом рынке и выявления условий дальнейшего стратегического развития туризма данного региона.

Особенности туристической отрасли как объекта управления указывают на то, что региональная политика администрации Владимирской области должна содействовать решению ряда оперативных задач, нацеленных на стратегические изменения туристического бизнеса, и при этом необходимо учесть то, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли, и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер деятельности в сферу туризма невозможно.

Стратегическое управление для современной России — это принципиально новый вид профессиональной деятельности. Отмечается недостаточность методических разработок в области стратегического управления применительно к туристической индустрии в целом и туристических предприятий в частности. Большинство руководителей гостиничных предприятий не имеют ясного представления о сущности стратегического управления, его методах и подходах, недооценивают его роль.

Туристический бизнес существует в рамках общего экономического и правового поля российского предпринимательства, поэтому для любого региона, в том числе и Владимирского, — это не только сфера экономики, но и составляющая его туристического имиджа. Представляется целесообразным создание специализированных территориально-отраслевых органов различного уровня управления Владимирского региона, что позволит выбрать наиболее перспективные направления для развития регионального туризма Владимирской области, а также существенно повысит эффективность управления с учетом конкретных особенностей каждой составной части инфраструктуры данного региона. Поэтому для формирования туристического имиджа Владимирского региона необходима разработка общей стратегии развития туризма в перспективе, т. е. определить его философию бизнеса.

В современных рыночных условиях муниципальные образования Владимирской области получили право на экономическую и финансовую самостоятельность, в том числе право на формирование самостоятельного бюджета и на разработку прогнозов социально-экономическо-

88

го развития территории. При этом органы местного самоуправления имеют возможность оптимально распорядиться социально-экономической и производственной инфраструктурой регионального туристического рынка. Но чтобы использовать потенциал данной инфраструктуры, его необходимо знать.

Для решения проблемы получения информации о предприятиях регионального туристического рынка возникает необходимость создания структуры, занимающейся оперативным аналитическим и информационно-статистическим обеспечением руководства области и муниципальных образований.

Система управления информационными ресурсами муниципальной и региональной статистики может реализоваться через систему автоматизированного сбора, обработки и санкционированного доступа к информации в рамках областной информационной системы. Вся информация, полученная за счет средств областного бюджета, должна являться собственностью администрации Владимирской области с вытекающими отсюда принципами управления.

Рекомендуемая модель регионального регулирования системы туристической индустрии строится из следующих предположений: экономической и организационно-технической готовности всех муниципальных образований самостоятельно вести статистический учет и первичную обработку информации в необходимом объеме в соответствии с методологией государственной статистики и внутренней потребностью в информации, это касается и районных администраций. При этом государственные полномочия в объеме, требуемом для ведения региональной и муниципальной статистики, должны быть переданы администрации Владимирской области, которая в необходимом объеме может передать государственные полномочия муниципальным образованиям.

Следует отметить, что фундаментальной основой современной системы управления является стратегическое управление, и прежде всего его концептуальная основа — стратегическое планирование. Стратегическое планирование помогает поддерживать определенные экономические пропорции, с его помощью обеспечивается согласованное целенаправленное функционирование всех звеньев туристической системы региона. Это особый вид практической деятельности — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективную деятельность в долгосрочной перспективе.

В условиях рыночных отношений, т. е. в условиях маркетинговой среды, необходимо разрабатывать принципиально новые подходы к управлению туристической сферой. Достаточный туристический потенциал Владимирского региона дает возможность развития въездного и внутреннего туризма, однако этому препятствует неразвитая в регионе инфраструктура. Решить проблему создания современной инфраструктуры могут только совместные усилия участников туристического рынка. Это невозможно сделать, если нет согласованности в управле-

нии, да и несовершенство статистики туризма существенно затрудняет выявление реального экономического эффекта туристической отрасли.

Специфика управления туризмом на мезо- и микроуровне изучена слабо. Сложившаяся на сегодняшний день в условиях маркетинговой среды ситуация заставляет искать иной путь интенсификации работы туристической отрасли — за счет совершенствования управленческой деятельности.

Большинство туристических фирм являются независимыми участниками рынка, поэтому регулировать их можно только с помощью законодательства. Законодательные основы туризма до сих пор находятся на стадии становления. В современных условиях механизм управления туризмом с позиции маркетинга недостаточно отлажен. Управление туризмом осуществляется в различных организационных структурах, включающих три уровня: макро-, мезо- и микроэкономический. Участники рынка могут влиять только на мезо и микроэкономический уровни. Государство же регулирует туристическую индустрию путем создания федеральных целевых и региональных программ, то есть на макро- и мезоуровне.

Туристические предприятия, объективно заинтересованные в совершенствовании управления туризмом на государственном уровне, имеют свои конкретные задачи, от решения которых зависит успешное продвижение фирмы на рынке на основе маркетингового подхода. Эти задачи могут быть решены без больших финансовых вложений за счет принятия верных управленческих решений, основанных на использовании теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в сфере менеджмента и маркетинга туризма.

Управление туризмом на основе маркетинговых исследований и планирования может создать экономические, социальные и экологические преимущества, не вызывая деградации туристических ресурсов, сохраняя их для использования в будущем. Управление развитием туризма в регионе на маркетинговой основе позволяет устанавливать тесные взаимосвязи между туризмом и другими секторами экономики, сочетать государственные интересы с интересами частных структур и местного населения.

В настоящее время система управления туризмом в большинстве стран, имеет преимущественно территориальный характер, позволяющий воздействовать на отраслевое развитие страны. Туризму должна отводиться концептуальная роль в процессе реализации модели устойчивого развития, при которой можно достигнуть удовлетворения жизненных потребностей современного поколения без лишения такой возможности будущих поколений, при этом определяется взаимосвязь между экономическими, маркетинговыми, экологическими и социальными возможностями общества.

Целевыми установками управления является создание оптимальных условий для реализации комплексного экономического и социального развития региона, обеспечение необходимого инвестиционного климата, повышение уровня деловой активности и экономики, обоснование сбалансированности туристической специализации, полная занятость, экономическая безопасность.

89

90

Стратегия развития индустрии туризма может быть отражена в целевых программах, содержащих функции индикативного планирования, с помощью которых региональные власти могут позитивно влиять на хозяйствующие субъекты данного региона.

Формирование целостной системы целей программы осуществляется с учетом реальных возможностей их достижения, на основе полученной системы разрабатывается программная структура, которая представляет собой иерархически упорядоченный комплекс видов деятельности, призванных обеспечить достижение целей процесса развития туризма.

Проблема развития туризма как стимула социально-экономического развития региона решаема путем создания и реализации комплексных государственных программ регионального развития, одной из которых и является федеральная целевая программа «Золотое кольцо России».

Важным фактором реализации программы станет комплекс мер по подготовке и изданию пакета материалов о туристических возможностях Владимирской области, специализированных каталогов, дающих исчерпывающую информацию о туристических фирмах, предприятиях, о достопримечательностях, организация рекламных кампаний в средствах массовой информации, открытие рекламно-информационной страницы в Интернете, с другой стороны, для планомерного развития туристической индустрии необходимо обеспечение мер государственной поддержки на региональном уровне.

Об авторах

Ю.В. Кузнецов — д-р экон. наук, проф., СПбГу.

И.И. Черкасова — канд. экон. наук, доц., СПбГу.

УДК 338.482:159.9

К. Хебель

РОЛЬ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА ТРИГОРОДА И ХЕЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Рассматриваются экономические эффекты и результаты маркетингового исследования по реализации концепции водного трамвая.

Tourists are attracted to the Trigorod region and the Hel peninsula by their beaches, windsurfing and diving clubs, bicycle routes along Hel Peninsula. The article focuses on the economic effects as well as the results of marketing research carried out during the implementation of "the water tram" project. The results of the marketing research allowed the author to evaluate the efficiency of the project.

Тригород, состоящий из трех городов: Гданьска, Гдыни и Сопота, расположен на севере Польши в Поморском воеводстве и является од-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 5. Экономика. С. 90 — 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.