Научная статья на тему 'Региональное многообразие демографического развития России'

Региональное многообразие демографического развития России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
181
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блинова Татьяна Викторовна, Кутенков Рудольф Петрович, Былина Светлана Геннадиевна

Решается задача научного обоснования выбора и реализации региональных стратегий демографического развития России на основе классификации субъектов федерации по значениям основных демографических параметров. Приводятся результаты классификации, содержащие для каждой типологической группы описание диапазона изменения значений типообразующих факторов, состав входящих регионов и наименования регионов, репрезентирующих группу в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the scientific grounding of the choice and the realization of regional strategies for demographic development of Russia is decided on the basis of the classification of the subjects of federation on the values of the basic demographic parameters. The article describes the results of the classification containing each typological group the description of the range of variations of values of type forming factors, the composition of the regions and the names of the regions, representing a group as a whole.

Текст научной работы на тему «Региональное многообразие демографического развития России»

УДК 314(470)

Т.В. Блинова, Р.П. Кутенков, С.Г. Былина

РЕГИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Решается задача научного обоснования выбора и реализации региональных стратегий демографического развития России на основе классификации субъектов федерации по значениям основных демографических параметров. Приводятся результаты классификации, содержащие для каждой типологической группы описание диапазона изменения значений типообразующих факторов, состав входящих регионов и наименования регионов, репрезентирующих группу в целом.

T.V. Blinova, R.P. Kutenkov, S.G. Byilina REGIONAL DIVERSITY IN THE DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

The problem of the scientific grounding of the choice and the realization of regional strategies for demographic development of Russia is decided on the basis of the classification of the subjects offederation on the values of the basic demographic parameters. The article describes the results of the classification containing each typological group the description of the range of variations of values of type forming factors, the composition of the regions and the names of the regions, representing a group as a whole.

Демографическое пространство России характеризуется высокой гетерогенностью. Российские регионы различаются не только стадией демографического перехода, на которой они находятся, но и типами демографического развития, особенностями воспроизводства и размещения населения, разной его миграционной активностью. Неравномерность демографического развития и межрегиональная социальнодемографическая дифференциация российских регионов предопределяет разные подходы к выбору и реализации региональных стратегий, а усиление поляризации рассматривается как серьезное ограничение использования универсальных мер демографической политики. Нами были выделены «условные типы» регионов в демографическом пространстве РФ, отражающие, во-первых, общие закономерности демографического развития и стадии демографического перехода, во-вторых, специфические особенности демографической ситуации, сложившейся в регионах России, в-третьих, фундаментальный принцип сосуществования различных типов социальнодемографического развития в их системном многообразии. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в регулировании демографического развития участвуют как эндогенные, так и экзогенные факторы, а на формирование, например, потребности в детях (или определенном стиле жизни человека) влияет вся «система ценностей» семьи и личности, в формировании которой участвует социокультурная, духовная, экономическая, политическая и другие подсистемы общества. Поэтому современное демографическое развитие регионов РФ можно понять только во взаимодействии всех подсистем общественного развития.

Опираясь на указанные теоретические посылки, предложенная классификация решает вполне определенную практическую задачу и в этом смысле является целевой. Дело в том, что региональная специфика свидетельствует о необходимости расчета сценарных демографических прогнозов для каждого региона в отдельности, что практически сложно осуществить. В этой связи авторами предлагается стратегия, в соответствии с которой непосредственно прогнозированию предшествует этап классификации регионов по значениям основных демографических характеристик. Для каждой полученной по результатам классификации типологической группы определяются типичные регионы, отражающие основные демографические тенденции группы, и по каждому подобному региону строятся сценарные демографические прогнозы с использованием методики, ранее разработанной авторами [1]. В дальнейшем, в случае необходимости, может проводиться конкретизация прогнозов для регионов, не вошедших в число типичных.

В данной работе решаются ключевые проблемы намеченной стратегии, связанные с построением классификации и выборки типичных регионов. В качестве типообразующих факторов определены основные характеристики воспроизводства и структуры населения: коэффициенты рождаемости и смертности в расчете на 1000 чел. населения региона, процент лиц в возрасте 0-15 лет и в трудоспособных возрастах (16-59 (54) лет) от общей численности населения региона. Для интерпретации результатов классификации также использовались обобщающие демографические показатели: естественный прирост (убыль) в расчете на 1000 чел. населения и ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2005 г. В расчетах использованы данные по всему (сумма городского и сельского) населению регионов-субъектов РФ в 2005 г., приведенные в [2]. Исходя из задач исследования и надежности демографической информации, ряд регионов был исключен (города Москва, Санкт-Петербург и др.). По результатам классификации выделено пять типологических групп регионов. Первую группу образуют 19 регионов с наиболее низкими значениями демографических показателей. В ее состав входят такие области как Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Оренбургская, Пермская. Коэффициенты рождаемости и смертности находятся соответственно в диапазонах от 7,8 до 9,7 и от 18,2 до 24,5 чел. в расчете на 1000 населения. По России в целом значения этих коэффициентов в 2005 г. составляли 10,2 и 16,1 чел. Низкая рождаемость и высокая смертность обусловливают высокую естественную убыль, составляющую от 10 до 14 чел. на 1000 населения, что в 2 раза превышает среднероссийское значение (5,9). Только в четырех регионах группы продолжительность жизни при рождении в 2005 году соответствует среднероссийскому уровню (65,3 года). Это Воронежская (66,2), Тамбовская (65,5), Орловская (65,1) и Оренбургская (65,0) области. В восьми регионах (почти в половине численности группы) продолжительность жизни ниже, чем в среднем по России, на 2 года и более. Во Владимирской области - 63,3 года, еще ниже - в Пермском крае (62,3), Ивановской (62,1), Смоленской и Ленинградской (62), Новгородской (61,6), Тверской (61,4) и Псковской (60,2) областях. В структуре населения регионов первой группы доля лиц моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) составляет, в основном, 14,1-15,4% при

среднероссийском значении 16,3%. Также более низкая, чем по России, доля лиц в трудоспособных возрастах (60-62,5% и 63,3%). Как следствие, процент лиц в пенсионных возрастах выше, чем по России, на 3-4 процентных пункта. Если сложившаяся тенденция не изменится, то депопуляционная динамика будет усиливаться.

В состав второй классификационной группы (9 регионов) входят области: Белгородская, Липецкая, Московская, Калининградская, Ростовская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская и Республика Мордовия. Вторая группа отличается от первой более низкими значениями коэффициента смертности (16-18,1 чел. на 1000 чел. населения и более высокой продолжительностью жизни при рождении. Значения последнего показателя в

семи регионах группы выше, чем в среднем по России, и достигают в Белгородской и Ростовской областях соответственно 66,9 и 68,4 года (2005 г.). В Нижегородской (63,4 г.) и Калининградской (61,5 г.) областях средняя продолжительность жизни примерно такая же, как в большинстве регионов первой группы. Показатели рождаемости и структуры населения по возрасту в регионах первой и второй групп являются схожими. Однако за счет более низкой смертности и более высокой средней продолжительности жизни депопуляционные явления во второй группе выражены менее остро, чем в первой. В частности, естественная убыль населения в 2005 г. составила, в зависимости от региона, от 7 до 9,7 чел. на 1000 населения. Учитывая низкую долю возрастов 0-15 лет (14-15,4%), можно прогнозировать, при сохранении сложившихся тенденций, дальнейшее сокращение численности населения регионов второй группы на один и более процентов в год.

Третья, самая многочисленная группа, содержит 22 региона, демографические характеристики которых близки к среднероссийским. Она включает следующие регионы РФ: республики: Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Карелия, Адыгея; области: Омская, Кемеровская, Новосибирская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Архангельская, Вологодская, Кировская, Пензенская, Самарская, Волгоградская; края: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский. Коэффициент рождаемости изменяется по регионам группы от 9,4 до 10,9 чел. (среднероссийское значение - 10,2 чел.), коэффициент смертности для большинства регионов составляет 15,2-18,7 (средний по России - 16,1). Доля возрастов 10-15 лет - в пределах 15,6-17,7% (по России - 16,3%). Процент лиц в трудоспособных возрастах - от 61 до 66. Наиболее существенное отличие третьей классификационной группы от первых двух - в превышении коэффициента рождаемости и процента лиц, моложе трудоспособного возраста. Значения коэффициента смертности существенно ниже, чем в регионах первой группы, и ниже, чем в большинстве регионов второй группы. Диапазоны значений процента трудоспособных возрастов для трех рассмотренных групп пересекаются. Естественная убыль населения (-4; -8,3 чел. на 1000 населения) в третьей группе ниже, чем в первой, и ниже, чем в большинстве регионов второй группы. Третья группа менее однородна по рассматриваемым показателям, чем две первые. Ее особенность - наличие регионов, в которых относительно высокая рождаемость сочетается с высокой смертностью, а низкая смертность сопровождается низкой рождаемостью. Например, в Кемеровской области коэффициенты рождаемости и смертности составили соответственно 10,8 и 18,7, в Вологодской - 10,5 и 18,6, в Кировской 10,9 и 17,9, в республике Татарстан 9,8 и 13,8. По показателю средней продолжительности жизни в третьей группе можно выделить подгруппы со значениями ниже среднероссийского (Кемеровская (61,6 г.), Архангельская (62,9 г.) и Вологодская (63,1) области, Хабаровский (61,9) и Приморский (62,8) край, республики Карелия (62,1) и Марий Эл (63,4)), близких к среднероссийским (девять регионов с продолжительностью жизни 64-66 лет) и выше среднероссийских. В составе последней подгруппы Краснодарский (67,5 г.) и Ставропольский (67,7) края, республики Чувашия (66,4), Татарстан и Адыгея (68,0), Волгоградская область (67,0). С учетом отмеченных особенностей одна из основных задач демографической политики для третьей классификационной группы должна состоять, прежде всего, в снижении смертности до уровней 13-14 чел. на 1000 населения, уже достигнутых в ряде регионов группы.

Четвертая группа, состоящая из 12 объектов, включает: республики: Коми, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Удмуртия, Хакасия; области: Астраханская, Мурманская, Иркутская, Томская, Амурская, Сахалинская, а также Красноярский край. Основная типологическая характеристика, детерминирующая демографическое развитие регионов четвертой группы - более высокая рождаемость, чем в среднем по России и в регионах третьей группы. В 11 из 12 регионов этой группы значение коэффициента рождаемости больше 10,5 чел. Исключение составляет Мурманская область (9,8 чел.), которая также характеризуется одним из наиболее низких по группе значением коэффициента смертности (13,4 чел.). В целом по большинству регионов группы этот коэффициент варьируется от

12,3 до 15,7, но в четырех его значения превышают среднероссийские. Это республика Хакасия (17,4), Сахалинская (17,4), Иркутская (17) и Амурская (16,9) области. Естественная убыль населения по регионам четвертой группы ниже, чем в среднем по России, и находится в пределах от -1,1 до -6 чел. на 1000 населения. Как и в третьей группе, снижение естественной убыли достигается за счет относительно высокой рождаемости, компенсирующей потери от высокой смертности. Например, в уже отмеченной Хакасии коэффициент рождаемости составляет 11,5 чел., коэффициент смертности - 17,4 чел., естественная убыль -5,9 чел. В Сахалинской, Иркутской и Амурской областях коэффициенты рождаемости и естественной убыли составляют соответственно 11,4; 11,9; 12,1 и -6; -5,1; -4,8. Отмеченные сочетания объясняются относительно высокой долей молодежи в структуре населения регионов четвертой группы: возраста 0-15 лет составляют 16,1-19%, трудоспособные возраста - в основном 62,6-69,5%. С особенностями структуры (низкая доля пенсионных возрастов) также связана в основном более низкая, чем по России, средняя ожидаемая продолжительность жизни. В 7 регионах четвертой группы она менее 64 лет, в том числе в Сахалинской, Амурской и Иркутской областях - 60-61 г. В республике Удмуртия, Астраханской и Томской областях - 64-65 лет, в Башкортостане - 66,5 и в Северной Осетии 69,6 лет. Представляется, что перспективы улучшения демографической ситуации в регионах четвертой группы, в особенности, северных, сибирских и дальневосточных, связаны, в основном, со снижением смертности населения в трудоспособных возрастах.

Пятая группа объединяет 12 регионов с наиболее благоприятными значениями типообразующих демографических характеристик. В состав этой группы входят: республики: Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Калмыкия, Дагестан, Алтай, Саха (Якутия), Тыва, Бурятия; области: Тюменская, Читинская, Камчатская,

Магаданская. Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста в большинстве регионов составляют соответственно от 11 до 19,4, от 6 до 15 и от -2,6 до +9,6 чел. на 1000 населения. Процент

возрастной группы 0-15 лет находится в пределах 19,5-27,0%, группы трудоспособного населения - от 61 до 69%. Как и в четвертой группе, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2005 г. варьируется по регионам в широких пределах. В республиках Алтай, Бурятия, Тыва и Магаданской области она составила 60-62,6 года. В Камчатской, Читинской областях и республике Саха соответственно 63,5-65 лет. В Калмыкии и Тюменской области около 67 лет, и выше всего в республиках Северного Кавказа: 69 лет в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской, 73 года в Дагестане. Отметим, что в двух последних регионах наиболее высокий по пятой классификационной группе процент лиц в пенсионных возрастах. С учетом высокой рождаемости актуальной проблемой улучшения демографической ситуации в пятой группе, в особенности в сибирских и дальневосточных регионах, является, как и в четвертой группе, снижение смертности в трудоспособных возрастах.

При определении регионов, репрезентирующих типологические группы, учитывались пространственная протяженность последних, а также хорошо просматривающаяся тенденция улучшения демографической ситуации в направлении с северо-запада к югу и востоку России. В результате в качестве регионов, отражающих демографические тенденции первой группы, нами рекомендованы Орловская, Ленинградская области и Пермский край. Вторая группа репрезентируется Саратовской областью. Третью, наиболее многочисленную и неоднородную группу могут представлять Вологодская, Самарская и Свердловская области, Краснодарский и Алтайский края. Четвертую - республика Башкортостан, Астраханская и Иркутская области. Пятую -республика Дагестан, Тюменская и Магаданская области. Предлагаемая типология отражает как общие закономерности, так и специфические особенности демографического развития регионов России. В последующей работе она будет уточняться в зависимости от задач исследования демографического развития России. Выполненный кластерный анализ

свидетельствует о высокой гетерогенности демографического пространства России, позволяя сделать вывод о необходимости проведения дифференцированной социальнодемографической политики.

Выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 07-06-00395).

ЛИТЕРАТУРА

1. Динамика и прогнозы демографических процессов в современной России / Т.В. Блинова, Р.П. Кутенков, В. А. Русановский, С.Г. Былина. Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2006. 68 с.

2. Демографический ежегодник России: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат, 2006. 561 с.

Блинова Татьяна Викторовна -

доктор экономических наук,

ведущий научный сотрудник Института аграрных проблем РАН, г. Саратов

Кутенков Рудольф Петрович -

доктор экономических наук,

главный научный сотрудник Института аграрных проблем РАН, г. Саратов

Былина Светлана Геннадиевна -

научный сотрудник Института аграрных проблем РАН, г. Саратов

Статья поступила в редакцию 16.07.07, принята к опубликованию 05.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.