Региональное кино России: к проблеме определения1
К.А. Кравченко
Региональное кино есть органичная часть современной российской культуры и мощная форма культурного и художественного самовыражения регионов. Существующие исследования российского кинематографа почти полностью лишены теории регионального кинематографа ввиду специфичности новизны феномена. В этой статье - попытка инициирования академической дискуссии по этому вопросу. В результате анализа медиаматериалов и исследований российского кинематографа были выявлены следующие характерные черты регионального кино: подача специфической региональной темы и выражение региональной идентичности, историческая и культурная достоверность.
Ключевые слова: теория кино, региональное кино, российский кинематограф, якутский кинематограф
Russian regional cinema: the problem of definition
Karolina A. Kravchenko
Regional cinema is an organic part of modern Russian culture and a powerful form of cultural and artistic expression of the regions. Existing studies of Russian cinema are almost completely devoid of the theory of regional cinema due to the specificity of the novelty of the phenomenon. This article is an attempt to initiate an academic discussion on this issue. As a result of the analysis of media materials and research of Russian cinema, the following specific features of regional cinema were identified:
1 Публикация подготовлена под руководством кандидата философских наук Любови Сергеевны Московчук.
presentation of a specific regional theme and expression of regional identity, historical and cultural authenticity.
Keywords: film theory, region, regional cinema, Yakut cinema
Потенциал регионального кинематографа требует особого дискурсивного пространства. За период 2013-2018 гг. в России было снято 146 региональных кинокартин (статистика последних лет пока не представлена) [9]. В то время как для большой части россиян региональное кино не стало частью регулярного зрительского опыта, оно привлекло внимание искушенных зрителей, включая киноведов, кинокритиков и журналистов. Наблюдающееся среди специалистов разноголосие в определении и характеристиках региональных фильмов ставит перед теорией кино насущную задачу: проанализировать и выделить характерные черты и специфику регионального кино и на их основании дать ему дефиницию, чтобы создать общую плоскость понимания этого феномена.
Основные кинематографические регионы России: Якутия, Татарстан, Башкирия, Чувашия, Екатеринбург, Калмыкия, Новосибирск, Сахалин, Чечня, Бурятия, Иркутск. Через понятие «регион» мы можем обозначить любую часть Российской Федерации с четко выраженным географическим положением, обладающим экономической и культурной самобытностью. Однако разные исследователи по-разному проводят региональные границы.
Под «региональным, кинематографом» часто понимают кинопроекты, съемочная группа которых базируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а сам кинопродукт распространяется в локальных (местных) кинотеатрах, часто - в границах одного региона. Например, «Решала» (2012, Р. Асхаев) - Бурятия, «Мулла» (2018, А. Галиаскаров, Р. Фазлиев) - Татарстан, «Здесь живёт музыка»(2020, М. Степанова) - Иркутск. Однако такое понимание часто расходится с тем, как различа-
ются формулировки и смыслы, которые вложены в понятие «региональное кино» различными деятелями и исследователями кино.
По мнению Д. Якунина [5] и С. Тыркина [10], региональное кино - это кино, снятое молодыми авторами; такое кино имеют размытую внутреннюю специфику, не всегда с привязкой к культуре региона.
В последние годы конкурсы и фестивали кино, в которых принимают участие авторы из различных регионов, заметно увеличились, это мы можем заметить по брошюре «Карта регионального кино. Презентация успешной практики», которая была представлена Молодежным центром Союза кинематографистов России в 2018 г. В этом отношении региональное кино часто можно обозначить как дебютное [14].
Независимые кинофестивали, организованные в стране в 2010-х годах внесли значительный вклад в развитие регионального кинематографа. На таких фестивалях и конкурсах, как Байкальский фестиваль регионального кино, конкурс регионального кино «Региональное кино России», конкурс документального кино «Россия - взгляд в будущее» были показаны фильмы, снятые на языках народов России. Эта инициатива не только предоставила альтернативу киноиндустрии, ориентированную на работы именитых авторов; самое главное - она способствовала повышению осведомленности о мультикультурном российском обществе. Однако появлению региональных талантов мешает отсутствие кинематографических институтов, что привело к созданию Межрегионального кинорезерва творческой молодежи [3]. Например, из примерно дюжины якутских режиссеров, чьи фильмы были показаны на международных кинофестивалях, никто не имел возможности полноценно изучить кинематографическое ремесло в своем регионе, дома.
Потребность молодых кинематографистов в самореализации в сочетании с технологическими иннова-
циями и инициативами социальных институтов побудила к производству современных региональных фильмов.
По мнению Н. Егоровой [6], Л. Карась [7], региональное кино можно обозначить, как тенденцию снимать кино в провинциях, благодаря финансированию из бюджета Министерства Культуры. Такая тенденция благотворно влияет на развитие региона и имидж российской кинопродукции; а также предполагает децентрализацию кинопроизводства.
Позиционирование такого характера негласно присутствует в материалах Министерства культуры, Фонда поддержки регионального кино, и в запуске системы рибейтов (налоговых возвратов). Российская киноиндустрия борется с иностранным продуктом и голливудской монополией на развлечения, чтобы привлечь внимание отечественной аудитории. В последнее время Россия пытается перенять зарубежный опыт, запустив систему налогового стимулирования в отдельных регионах с целью поддержки развития регионального кинопроизводства. Создан ряд услуг для поддержки киносектора, которые направлены на поддержку отечественной кинокультуры и поощрение социальной сплоченности в создании региональной инфраструктуры.
Кокорин A.M. пишет, что «...с 1990-х гг. начинает развиваться новое культурное явление - участие территорий в создании кинопродукта» [9, с. 60]. Хотя в истории нашей страны уже существовал феномен фильмов, созданных на базе региональных кинопроизводств, которые несли идеологическую миссию, т.н. «партийные фильмы», но по преимуществу они были этнографическими [4]. Региональные кинокартины и в настоящее время помогают поддерживать мифологию грандиозности, богатства и величия страны. Отказываясь от жесткого индивидуализма Запада, они формулируют ценности единства, общности и этнического разнообразия страны.
Историк кино Валерий Фомин говорит: «Вопрос регионального кинематографа - это даже не вопрос куль-
турный. Это вопрос политический, поскольку, только воссоздав, через наш кинематограф, единство страны в её богатейшем многообразии, мы можем вновь стать великой сильной державой, которой будем гордиться и мы сами, и наши дети» [12]. Такое позиционирование регионального кино также сформулировано в большинстве материалов средств массовой информации. Мы можем заметить, что отдельные инициативы правительства смогли продвинуть региональное кинодвижение; однако мы также можем отметить, что поддержка регионального кинематографа остается недостаточной. На сегодняшний момент только якутское кино обладает серьезной финансовой поддержкой. Успех якутского кинематографа укрепил идею о том, что пришло время изменить представление о региональных фильмах и региональной кинокультуре.
Одной из проблем понимания регионального кино как провинциального является то, что часто фильмы, которые позиционируют себя региональными, имеют отношение к региону только сюжетно; съемочная группа привлекается из Москвы и Санкт-Петербурга. Однако продюсеры «из Центра» далеки от региональных проблем, они могут искажать региональную тематику, зачастую лишь эксплуатируя региональные особенности.
В частности, мы можем предположить, что даже продюсерские проекты могут позиционировать себя «региональными» (напр. фильм 2018 г. «На районе», реж. О. Зуева). Кинематографисты в такой ситуации часто жертвуют точностью визуальных образов ради драматического воздействия. Однако стоит отметить, что даже в таком воплощении региональное кино меняет ландшафт регионального кинематографа, несмотря на его маргинальное положение.
Региональный кинематограф долгое время характеризовался нехваткой ресурсов и социальных структур, необходимых для поддержания кинопроизводства. Сегодня с появлением этих элементов в различных регионах страны ожидается, что характер и динамика регио-
нального кинематографа изменятся. Благодаря внедрению доступных технологий кинопроизводства и инициативам местных и национальных учреждений уже намечается тенденция роста количества кинематографических сообществ.
Можно выделить точку зрения M. Luxmoore [19], М. Аброшиной [1], М. Битоковой [2], А. Таежной [15], И. Чувиляева [17], П. Пугачева [11], согласно которой мы можем понимать региональное кино как попытки снять независимое кино с сильными культурными корнями; часто - кино национальных республик / кино о национальных меньшинствах.
При данном подходе раскрывается идея о «немонолитности» российского кинематографа; кино включает в себя большое культурное, региональное и этническое разнообразие. Появление местного кинематографа можно наблюдать в нескольких частях мира. Одним из наиболее часто отмечаемых факторов, обусловивших это явление, является доступ к технологическим инновациям. Доступ к недорогим средствам производства фильмов позволил определенным творческим группам участвовать в процессе культурного производства.
Региональное кино выражает «стремление к достоверности видения, к документализму, к подлинности предметного мира на экране, его фактурности» [13, с. 62]. Оно подчеркивает важность децентрализованного взгляда на национальную культуру. Такое кино выражает многокультурное общество в стране в попытке привлечь внимание к фильмам, поступающим из разных регионов. За разнообразием культурных ориен-таций в стране скрывается общая потребность рассказывать истории о местном опыте. Важность раскрытия собственной истории прослеживается в исследованиях регионального кино разных стран. Исследователь кино Teddy Co пишет: «Важно уметь рассказывать свои собственные истории из своей собственной культуры, из своего собственного региона» [18].
Появление современных региональных фильмов также во многом определяется неудовлетворенностью молодых кинематографистов тем, как мейнстрим-кинематограф трактует социальную реальность региона. Когда кинематографисты «извне» рассказывают местные истории, присутствует опасность искажении местных концепций в результате попытки режиссера связать незнакомый опыт со своим собственным.
Из всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, более половины приходится на Якутию, регион с территорией, в пять раз превышающей территорию Франции, но населением всего в миллион человек. Кинофестивали от Финляндии до Южной Кореи в последние годы включали специальные показы якутского кино. Кроме якутского на родных языках снимают фильмы в Чечне, Калмыкии, Бурятии, Татарстане и других национальных республиках. Региональное кино здесь - это ответ на запрос смотреть фильмы на родном языке.
Российское региональное кино, снятое на родном языке, стало известно на фестивалях за пределами страны благодаря выпускникам мастерской Александра Николаевича Сокурова. Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко стали своеобразным символом Кавказа для оптики Другого, выразив национальные особенности Кабардино-Б^карии.
Производство фильмов на миноритарных языках (значительная часть кино в национальных республиках снята на языке региона) - вопрос сохранения не только языка, но и вообще уникальной культуры национального или этнического меньшинства. Региональная поддержка кино имеет значение для стимулирования и защиты развития культурного сектора и способствует региональной и местной культурной самобытности, культурному разнообразию и расширению культурных возможностей.
Однако, несмотря на очевидные положительные моменты в контексте развития культуры, региональное
кино сталкивается с большим количеством проблем. Финансирование является серьезной проблемой и для независимого регионального кинематографа, поскольку кинематографисты могут потратить годы на сбор капитала для одного фильма, а норма прибыли редко бывает достаточной для финансирования второго фильма. «Пугало» (2020, Д. Давыдов), «Софичка» (2016, К. Коваленко) и другие недавние независимые фильмы получили много наград, но прогнозируемо небольшие кассовые сборы. Распространение таких фильмов происходит онлайн, продвижение и распространение на национальном уровне чрезвычайно дорого и рискованно, а любой другой подход неэффективен. Крупные дистрибьюторы не хотят рисковать с непроверенными режиссерами.
Тем не менее якутское кино стало уникальным событием и на международных фестивалях: главный приз «Кинотавра» в 2020 году получил фильм «Пугало» на якутском языке, а фильм 2021 года «Нуучча» (В. Мунку-ев ) завоевал Гран При на международном фестивале в Чехии. Якутия сегодня входит в тройку лидеров по количеству снимаемых фильмов после Москвы и Петербурга. Дмитрий Давыдов вспоминает, как во время посещения кинофестиваля в Новой Зеландии в 2019 году был впечатлен тем, как, начиная с 1970-х годов, коренные маори использовали кинематограф для возрождения своего языка [19].
Якутских режиссеров Степана Бурнашева и упомянутого выше Дмитрия Давыдова воодушевил недавний успех южнокорейского фильма «Паразиты». «Через кинематограф у Якутии есть шанс показать миру, что есть такой народ, такой язык и такое место. Мы можем использовать это, чтобы познакомить мир с нашей культурой», - сказал Бурнашев во время съемок в Якутске своего последнего фильма под названием «БиЬиги кыЬыммыт» («Наша зима»). Он добавляет: «Люди по всему миру сейчас смотрят корейское кино. Почему они тоже не могут смотреть якутские фильмы?» [19, с. 12].
В рамках настоящего исследования было выявлено, что, несмотря на большое количество определений понятия «региональное кино», мы все же можем обозначить основные его характеристики: подача специфической региональной темы, историческая и культурная достоверность, которая достигается через визуальную ясность образов. «Специфическая региональная тема» означает, что тема фильма должна быть связана с выражением региональной идентичности. Освещение изучения регионального кинематографа должно постоянно пересматриваться. С обсуждением регионального кинематографа приходит откровение о неизведанной реальности и творческом потенциале регионов. Могут быть проведены дальнейшие исследования регионального кинематографа с упором на другие области, такие как: анализ содержания региональных фильмов и профиля региональных кинематографистов; изучение перспектив его коммерциализации и его потенциала в качестве инструмента передачи и сохранения культуры; а также изучение существующей государственной политики, направленной на развитие регионального кинематографа.
Несмотря на изложенные в статье подходы к определению регионального кинематографа, еще слишком рано давать ему категорическое определение. Учитывая, как быстро внедряются технологические инновации, и как быстро остальные участники движения адаптируются к этим инновациям, региональное кино может развиваться стремительно. То, что его определяет сегодня, в ближайшие несколько лет может утратить актуальность. Поэтому так важна дискуссия о нем.
Литература
1. Аброшина М. Возвращаясь к истокам. О чем снимают татарские режиссеры и почему это заслуживает внимания URL: https: //lenta.ru/articles/2021/10/29 /tatrkino/_ ращения: 05.05.2022).
2. Битокова М. Зачем нужно региональное кино? URL: https: //nalchik.bezformata.com/listnews/zachem-nuzhno-regionalnoe-kino/79614400/ (дата обращения: 06.05.2022).
3. Брошюра «Карта регионального кино. Презентация успешной практики» URL: https://kinomaiak.ru/stati/broshjura-karta-regionalnogo-kino-prezentacija-uspeshnoj-praktiki/ (дата обращения: 23.05.2022).
4. Головнев И.А. Кабардино-Балкария на советском экране: «этнографическая фильма» Анатолия Терского // Известия СОИГСИ. 2021. № 40 (79). С 23-36.
5. Дмитрий Якунин: «Для молодых кинематографистов открываются новые возможности». URL: https://www. proficinema.ru/interviews/detail.php?ID=347523 ^ата обращения: 02.05.2022).
6. Егорова Н. На «Ленфильме» обсудили региональное кино и развитие проката документалистики. URL: https://unikino.ru /lenfilm-spb-cult-forum-6/ ^ата обращения: 05.05.2022).
7. Карась Л. Регионы - новые драйверы российского кинематографа. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/ 19082-regiony--novye-drayvery-rossiyskogo-kinematografa (дата обращения: 05.05.2022).
8. Ключевые тренды российского кино // Европейская аудиовизуальная обсерватория (Совет Европы). Страсбург, 2018.
9. Кокорин A.M. Социально-экономические процессы развития региональной киноиндустрии. // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2019. №3. С.58-76.
10. Мироненко X., Баженова О. Стае Тыркин о кинофестивале дебютов «Движение». URL: https://festagent.com/ru/articles /dvizhenie_stas_tyrkin (дата обращения: 02.05.2022).
11. Пугачев П. «Придуманное слово стало нарицательным» — Бурятское кино в топе. URL: https://seance.ru/articles /reshala-brat/ (дата обращения: 05.05.2022).
12. Региональное кино в России - стратегия развития. URL: https/ https://unikino.ru/ (дата обращения: 06.05.2022).
13. Савельева E.H. Жанровые и стилистические особенности фильмов сибирской тематики в российском кинематографе 1960-х гг. // Вестник Томского гос. ун-та. 2007. № 305. С. 62-66.
14. Стартовал конкурс кинодебютов от Фонда А. Сокурова
URL: https: //moviestart.ru/2020/09/22/startoval-konkurs-
kinodebyutov-ot-fonda-a-sokurova/ (дата обращения:
02.05.2022).
15. Таежная А. Новое якутское кино в 12 фильмах URL: https:/ /kinoart.ru/cards/novoe-yakutskoe-kino-v-12-filmah | (дата обращения: 05.05.2022).
16. Что такое «Межрегиональный кинорезерв творческой молодёжи»? URL: https://www.gikit.ru/news/2021/06/chto-takoe-mezhregionalnyy-kinorezerv-tvorcheskoy-molodyozhi (дата обращения: 23.05.2022).
17. Чувиляев И. Как я перестал бояться и полюбил региональное кино. URL: https://seance.ru/articles/ 2morrow_offside/ (дата обращения: 09.05.2022).
18. Co T. Cinema Rehiyon, Crossing Over // Cinema Rehiyon 5, 5-8 February. 2013. Pp. 18-21.
19. Luxmoore M. Deep In Siberia, 'Sakhawood' Is Putting The Global Film Industry On Alert. URL: https://www.rferl.org/a/ russia-siberia-movie-industry-indigenous-culture-sakhawood/ 31304753.html (дата обращения: 06.05.2022).