Научная статья на тему 'Региональное инновационное развитие: проблемы и перспективы на примере Ульяновской области'

Региональное инновационное развитие: проблемы и перспективы на примере Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНАЯ БАЗА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИКА / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ECONOMIC POTENTIAL / RESOURCE BASE / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / STANDARD OF LIVING / EXTERNAL ECONOMY / RESEARCH AND DEVELOPMENT / STATE REGULATION / MONETARY INCOME / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амерханова Алсу Камилевна

В статье рассмотрена региональная экономика России в результате принятия новых экономических отношений, смене всей системы управления самым радикальным образом требующая решения серьезной задачи по выработке нового механизма управления в экономике и социальной жизни в каждом регионе страны отдельно. Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Стратегия инновационной политики в регионе направлена на развитие научных исследований и разработок, рост объёмов производства и реализации наукоёмкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий (организационных, управленческих и др.). Инновационный потенциал предельно возможный уровень вклада нововведенческой деятельности в улучшение финансовых показателей предприятия при оптимальном использовании имеющихся инновационных ресурсов. Целью статьи является анализ состояния трудового потенциала в Ульяновской области и выявление проблем, связанных с регулированием трудовых ресурсов в контексте государственной политики региона. Чтобы справиться с такой задачей и целью, необходимо тщательно изучить законы общественного воспроизводства, их проявление в каждом отдельном регионе. Для благоприятного и эффективного развития каждого отдельного региона необходимо научиться учитывать взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов региональной экономики и грамотно ими управлять. Только в этом случае возможно эффективное развитие региональной экономики и улучшение благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION

In article the regional economy of Russia as a result of acceptance of the new economic relations, change of all control system radically requiring the solution of a serious problem on development of the new mechanism of management in economy and social life in each region of the country separately is considered. One of key factors of social and economic development of the region is activization of innovative activity. The strategy of innovative policy in the region is aimed at the development of research and development, increase in production and selling of the knowledge-intensive products, the solution of social problems with use of the latest technologies (organizational, administrative, etc.). Innovative potential extremely possible level of a contribution of novovvedenchesky activity to improvement of financial performance of the enterprise at optimum use of the available innovative resources. The purpose of article is the analysis of a condition of labor potential in the Ulyanovsk region and identification of the problems connected with regulation of human resources in the context of state policy of the region. To cope with such task and the purpose, it is necessary to study carefully laws of public reproduction, their manifestation in each certain region. For favorable and effective development of each certain region it is necessary to learn to consider interrelations and interdependence of all elements of regional economy and it is competent them to operate. Only in this case perhaps effective development of regional economy and improvement of welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Региональное инновационное развитие: проблемы и перспективы на примере Ульяновской области»

Amerkhanova Alsu Kamilyovna REGIONAL INNOVATIVE ...

economic sceinces

УДК 330:353

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2018

Амерханова Алсу Камилевна, ассистент кафедры правоохранительной деятельности Колледжа государственной и муниципальной службы Ульяновской области Ульяновский государственный университет (432071, Россия, Ульяновск, улица Энтузиастов, д. 1а, e-mail: alsuschka13@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрена региональная экономика России в результате принятия новых экономических отношений, смене всей системы управления самым радикальным образом требующая решения серьезной задачи по выработке нового механизма управления в экономике и социальной жизни в каждом регионе страны отдельно. Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Стратегия инновационной политики в регионе направлена на развитие научных исследований и разработок, рост объёмов производства и реализации наукоёмкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий (организационных, управленческих и др.). Инновационный потенциал - предельно возможный уровень вклада нововведенческой деятельности в улучшение финансовых показателей предприятия при оптимальном использовании имеющихся инновационных ресурсов. Целью статьи является анализ состояния трудового потенциала в Ульяновской области и выявление проблем, связанных с регулированием трудовых ресурсов в контексте государственной политики региона. Чтобы справиться с такой задачей и целью, необходимо тщательно изучить законы общественного воспроизводства, их проявление в каждом отдельном регионе. Для благоприятного и эффективного развития каждого отдельного региона необходимо научиться учитывать взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов региональной экономики и грамотно ими управлять. Только в этом случае возможно эффективное развитие региональной экономики и улучшение благосостояния населения.

Ключевые слова: экономический потенциал, ресурсная база, социально-экономическая политика, уровень жизни, внешняя экономика, исследования и разработки, государственное регулирование, денежные доходы, качество жизни.

REGIONAL INNOVATIVE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS ON THE EXAMPLE OF THE ULYANOVSK REGION

© 2018

Amerkhanova Alsu Kamilevna, Assistant of the Department of Law Enforcement of the College of State and Municipal Service of the Ulyanovsk Region Ulyanovsk State University (432071, Russia, Ulyanovsk, street Entusiastov, 1a, e-mail: alsuschka13@mail.ru)

Abstract. In article the regional economy of Russia as a result of acceptance of the new economic relations, change of all control system radically requiring the solution of a serious problem on development of the new mechanism of management in economy and social life in each region of the country separately is considered. One of key factors of social and economic development of the region is activization of innovative activity. The strategy of innovative policy in the region is aimed at the development of research and development, increase in production and selling of the knowledge-intensive products, the solution of social problems with use of the latest technologies (organizational, administrative, etc.). Innovative potential -extremely possible level of a contribution of novovvedenchesky activity to improvement of financial performance of the enterprise at optimum use of the available innovative resources. The purpose of article is the analysis of a condition of labor potential in the Ulyanovsk region and identification of the problems connected with regulation of human resources in the context of state policy of the region. To cope with such task and the purpose, it is necessary to study carefully laws of public reproduction, their manifestation in each certain region. For favorable and effective development of each certain region it is necessary to learn to consider interrelations and interdependence of all elements of regional economy and it is competent them to operate. Only in this case perhaps effective development of regional economy and improvement of welfare of the population.

Keywords: economic potential, resource base, social and economic policy, standard of living, external economy, research and development, state regulation, monetary income, quality of life.

Одна из главных проблема дефицита строится на не устойчивом инвестиционном климате, который связан не только с внутриэкономическими проблемами самого региона, а проблемами в сфере инвестиционного развития самого государства. Самый значимый удар в этой области был нанесен в 2015 году, за неделю российскими фондами было утрачено более 196 млн $, которые были выведены иностранными инвесторами [1]. По прошествии месяца, инвесторы продолжали вывод своих денежных вложений, и таким образом, к концу 2015 года, потерянная сумма достигла отметки в 350 млн $.

С того момента, поток инвестиций находился в подвешенном состоянии, в период до 2017 года, который стал более стабильным в экономическом плане, что и объяснило новый поток инвестиций. Таким образом, становится понятно из чего вытекает проблема, а именно, из нестабильной экономической составляющей самого государства, а не региона [2].

Однако не только экономический спад повлек плохую инвестиционную компанию, во многом важную роль играет коррупция. Многие наверняка слышали историю про попытки Нидерландской компании «IKEA» построить первые магазины в Москве. Разные

коммерческие и государственные организации, пытались получить свою выгоду от этой идеи, требуя взятки у менеджеров IKEA [3].

Позже эта история превратилась в книгу, с которой ознакомились многие руководители иностранных компаний. Теперь же, остается только догадываться, какой прилив инвестиций мог бы ожидать как страну, так и в частности, отдельные ее регионы, уменьшив мы процент коррупционных сделок. А ведь инвестиции из вне, страны, и есть создание новых рабочих мест, и дополнительные поступления денег в бюджет.

При всем этом, в регионе так же стоит острая проблема малого бизнеса, чью роль никак нельзя переоценивать, не только в развитии областей, но и страны в целом. Как в пример, можно привести более развитые государства, такие как Австралия, Канада, и Сингапур, в которых основную роль экономической составляющей занимают малые предприятия и в частности, стартапы. В этих странах на малые и средние предприятия приходится от 70 до 85% общего выпускаемого объема производства [4].

При том как в Ульяновской области, так и в России, имеется более узкая направленность на общую доход-

экономические науки

Амерханова Алсу Камилевна РЕГИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ...

ность, которая в большинстве своем, направлена на крупный бизнес, другие частные предприятия, или государственные организации, занимающиеся промышленной деятельностью [5].

Что является неправильной точкой зрения на эту ситуацию, в рамках развития государственного и регионального бюджета. Так же, из-за поглощенного рынка сбыта крупным бизнесом, малый в свою очередь, развивается слишком медленно. Решив эту проблему, мы создаем новые рабочие места, и увеличиваем средний объем производства по региону [6].

Другими словами, развивая малый бизнес в Ульяновской области, можно убить сразу двух несколько зайцев. Ведь малое предпринимательство является частью и имеет ключевое значение в современной рыночной экономике, оказывая значительное влияние на решение экономических и социальных проблем [7].

Решение этой проблемы могло бы сильно улучшить качество жизни в регионе, но развитие малого бизнеса на данный момент, очень трудоемкая задача, по ряду причин:

• Коррупция.

• Высокая цена арендной платы.

• Высокий уровень налогообложения.

• Неразвитая инфраструктура.

Следовательно главная проблема этой ситуации, заключается в одном. В развитых странах, государство собирает значимую сумму налогов, на стадии процветании малого бизнеса. В нашей стране, как и в Ульяновской области, вас валяет налогообложениями на стадии основания [8].

При всех нынешних пробелах регионального бюджета, в частности стоит острая проблема постоянного его обворовывания, как в пример, можно привести факт хищения 3,5 млрд рублей, выделенных с регионального бюджета на закупку медицинской техники и лекарственных препаратов, в июле 2018 года. И все это только один из зафиксированных случаев кражи, а количество нераскрытых фактов хищения, явно больше [9]. На ум так же сразу приходит инцидент в 2015 году, связанный с переездом региональных министерств, и чиновников в главное административное здание завода ООО «УАЗ» [10].

На что планировалось потратить свыше 500 миллионов бюджетных рублей. Такие нерациональные траты и привели нас к дефициту бюджета, однако в этом случае, люди не стали просто соглашаться с решениями правительства, и вышли на улицу бойкотировать решение, связанное с переездом, так как посчитали это бессмысленной тратой бюджетных денег [11].

С чем сложно не согласиться. Однако деньги всегда выделяются на вещи, вкладывать в которые просто нету необходимости, но при этом, на что бы они не выделялись, они не выделяются в нужной мере, на проблемы финансового спектра, и устранению теневой экономики. Как и в частности на проблемы промышленного производства, которое из-за физического и морального устаревания основных средств производства, перестали давать свои плоды. Несмотря на это, правительство говорит лишь о том, что регион с каждым годом увеличивает объем производства, хотя сухая статистка говорит совсем об обратном. Почему они так говорят, и почему так происходит, думаю и так будет понятно, лишние проблемы как показала практика, нашему правительству не нужны [12].

Мы так же обратим внимания на еще более тяжелую проблему, связанную с небольшими выплатами заработных плат в регионе, ведь цены на продукты и прочие товары сельского хозяйства в последнее время показывают только лишь рост. С чем это связано, никто точно сказать не может, ведь зачастую, рост необоснованный, из-за чего в итоге страдает население [13].

Как показывают официальные данные на 2018 год, средняя зарплата в Ульяновской области варьируется в районе 37 тысяч рублей, и будь она такова в дей-

ствительности, в регионе не было бы таких проблем с недовольством населения от полученных заработных плат. Из опроса, проведенного в 2017 году, в котором приняло участие порядка 1200 жителей население, становится понятно, что только 300 из них, имеют заработную плату, приближенную к этой сумме. Зачастую низкие зарплаты возникают из-за появления новых рабочих мест, и достигают сумм порядка 10-15 тысяч рублей, на которые очень трудно выживать в наше время [14]. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей развития Российской Федерации и Ульяновской области в 2014-2018 годах представлен в таблице 1.

Таблица 1 Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей Российской Федерации и Ульяновской области в 2014-2018 годах*

Показатели Отчёт 2014 года Отчёт 2015 года Отчёт 2016 года Оценка 2017 года Прогноз 2018 года

1. Темпы р оста ВРП Ульяновской области и ВВП РФ, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущем»- году

Ульяновская 100,5 98,1 93,0 100,1 100,5

Российская Федерация 100,7 96,3 99,8 102,1 102,1

2. Индекс промыл пленного производства, в процентах к предыдущему году

Ульяновская 102,9 100,8 100,8 102,5 102,5

Российская Федерация 101,7 96,6 101,3 102,0 102,5

3. Индекс производства продукции сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году

Ульяновская область 96,5 91,9 116,0 100,0 102,0

Российская Федерация 103,7 103,0 101,5 102,0 102,0

4. Номинальная начисленная среднемесячная sapa отная плата, руо.

Ульяновская 21267,6 22346,0 24368,6 25730,0 27460,0

Российская Федерация 32495,0 34030,0 36746,0 38740,0 413940

5. Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

Ульяновская область 106,7 90,0 90,7 93,0 97,0

Российская Федерация 99,3 96,8 94,1 101,0 101,5

* согласно прогнозу Минэкономразвития Российской Федерации и НИИ

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов характеризуются постепенным увеличением темпов роста региональной экономики. Согласно данным прогноза, объём валового регионального продукта (ВРП) Ульяновской области вырастет в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 0,5 процента (в целом по РФ валовый внутренний продукт (ВВП) вырастет на 2,1 процента), объём промышленного производства увеличится на 2,5 процента (в РФ вырастет на 2,5 процента), реальные располагаемые доходы населения области сократятся на 3,0 процента (в РФ - вырастут на 1,5 процента). Несмотря на такой уровень заработной платы, мы видим постоянно растущие цены на тарифы в ЖКХ. В 2017 году, стоимость всех тарифов так же выросла на 4% в регионе, и на 4,6%, непосредственно в Ульяновске [15,16].

Все эти проблемы отчасти возникают из-за неправильно стратегического планирования властей Ульяновской области, которое отражается в отсутствии ряда плановых стратегических документов, планов по разработке программы развития инвестиционной стратегии, и необразованность в сфере добычи, и использования местных полезных ископаемых [17,18]. Не смотря на все это, хочется верить, что наше поколение сможет обеспечить стабильную, процветающую жизнь, с отличным уровнем здравоохранения, высоким уровнем зарплат, и низким числом преступной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Булатова А. С. Макроэкономика — Учебник для бакалавров — М: Юрайт. — 2014. - 406 с.

2. Мартынов В. Л. Экономическая и социальная география России // Регионы страны [Электронный ресурс]: учебное пособие — СПб: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — 2015. — 356 с. — Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/19325.

3. Пиньковецкая Ю.В. Малый бизнес в регионах РФ: производственная функция // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — №9. — С. 100 — 107.

4. Фролко С. В. Развитие бизнес-процессов в условиях модерни-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4(25)

251

Amerkhanova Alsu Kamilyovna REGIONAL INNOVATIVE ...

economic sceinces

зации региональной экономики [Электронный ресурс]: монография // Саратов: Вузовское образование, 2014. - 274 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11395

5. Щербакова Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики //Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 306 - 309. - URL https:// moluch. ru/archive/94/21017//krd. ru/departament-ekonomicheskogo-razvi-tiya-investitsiy-i-vneshnikh-svyazey/elektronnyy-e-k/ekonomicheskoe-r-p/ social_ekonom_razvitie/results-january-march-2017.

6. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minregion.m/OpenFile.ashx/Download?AttachID=184.

7. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России //Научный эксперт. - 2007. - № 4. - С.20-31.

8. Михеев А.А. Развитие кластеров в региональных экономических системах: преимущества, проблемы, пути поддержки // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3. - С. 375-378.

9. Приказ Министерства регионального развития РФ № 14 от 27 февраля 2007 г. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minregion.ru/ OpenFile.ashx/Strategia_trebovaniya_Prikaz.PDF?AttachID=984

10. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Ин-т проблем региональной экономики РАН; отв. ред. Е.Б. Костяновская. - СПб: Наука, 2016. - 618 с.

11. Региональные факторы экономического роста / Н.В. Васильева, Т.А. Голикова, Е.Н. Десятко и др.; под общ. Ред. С.Н. Максимова. — СПб.: СПбГИЭУ, 2016. - 238 с.

12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ. 2015. - 495 с.

13. Пиньковецкая Ю.С. Предпринимательство в Российской Федерации: генезис, состояние, перспективы развития. Ульяновск: УлГУ. 2013. - 226 с.

14. Пиньковецкая Ю.С. Управление развитием кластеров в региональной экономике. Ульяновск: УлГУ. 2013. - 146 с.

15. Погодина Е.А., Катаев Е.Н. Оценка ситуации и пути регулирования миграционных потоков в Ульяновской области // Региональная экономика: теория и практика. 2013. - № 37(268). - С. 51-57.

16. Региональная экономика / под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. М.: ИНФРА-М. 2016. - 666 с.

17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. URL: Link.

18. Федеральная служба государственной статистики. URL: Link.

Статья поступила в редакцию 09.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.