pISSN 2073-1477 (Print) elSSN 2311-8733 (Online)
О НЕОБХОДИМОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ
Регион в национальной экономике
Мария Николаевна КОНДРАТЬЕВА3, Татьяна Николаевна РОГОВА1
Ь,^
а доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и организации производства, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация mnk@ulstu.ru
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Российская Федерация
t.rogova@ulstu.ru • Ответственный автор
История статьи:
Получена 18.01.2017 Получена в доработанном виде 06.03.2017 Одобрена 18.04.2017 Доступна онлайн 14.07.2017
УДК 332.1 JEL: R11, R58
Ключевые слова: регион, инновации, экономический рост, развитие, постиндустриальная экономика
Аннотация
Предмет. В современных посткризисных реалиях необходимо искать пути ускоренного экономического роста. Важным условием осуществления преобразований является инновационная деятельность субъектов экономики. Перспективный характер изменениям во многом придает заинтересованность органов региональной власти, что выражается в непосредственном участии при реализации проектов территориального развития. Активное сотрудничество участников инновационного процесса приводит к позитивным изменениям социально-экономической ситуации в регионе и способствует переходу на новый этап постиндустриальной экономики.
Цели. Определение места Ульяновской области в социально-экономическом пространстве Российской Федерации и обоснование необходимости инновационного развития региона для обеспечения долгосрочного и устойчивого экономического роста.
Методология. Для достижения цели исследования в статье использованы диалектический метод, методы сравнения, анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы. Результаты. Предложена модель регионального инновационного развития, предусматривающая совместное взаимодействие субъектов «тройной спирали» (государства, бизнеса, университета), необходимых для генерирования инновационных продуктов и технологий. Показано место и представлен удельный вес социально-экономических показателей Ульяновской области среди субъектов Российской Федерации. Рассчитаны темпы роста валового регионального продукта и темпы роста основных социально-экономических показателей. Приведен обзор проектов инновационного развития территории. Определены факторы, сдерживающие инновационную деятельность экономических субъектов. Выводы. Для успешной деятельности региона в социально-экономическом пространстве Российской Федерации необходимы его инновационное развитие и переход к экономике знаний, ставящей на первый план интеллектуальные способности человека, его профессионализм и компетентность, а также повсеместное использование информационных технологий.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Кондратьева М.Н., Рогова Т.Н. О необходимости инновационного развития региона в посткризисных условиях // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 7. - С. 1212 - 1222. https://doi.org/10.24891/re .15.7.1212
Экосистема, благоприятствующая инновациям и созданию предприятий, становится движущей силой, способной создавать новые технологии и бизнес-концепции, овладевать ими и реализовывать их в регионе.
В ежегодном послании Федеральному Российской Федерации в декабре Президент России В.В. Путин «разработать предметный план рассчитанный до 2025 г., реализация позволит уже на рубеже 2019-2020 гг. выйти на
1 Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия -государство. Инновации в действии. Томск: ТУСУР, 2010. С. 128.
Г. Ицковиц1
Собранию 2016 г. поручил действий, которого
темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции Российской Федерации в глобальной экономике». Международный валютный фонд сделал прогноз роста мировой экономики на 2017 г. в 3,4% (3,1% - в 2016 г.)2. Следовательно, посткризисный рост российской экономики должен быть 3,5% и выше. Подобную цель следует поставить и региональным властям, так как от их усилий не в последнюю очередь
2 МВФ снизил свой прогноз темпов роста мировой экономики в связи с «брекситом», предупреждает о рисках для экономических перспектив.
URL: https://www.imf.Org/ru/News/Articles/2016/07/18/18/11/NA07192016-IMF-Cuts-Global-Growth-Forecasts-on-Brexit-Warns-of-Risks-to-Outlook
будет зависеть, сумеет ли страна достичь намеченных результатов [1]. Активное включение регионов в макроэкономические процессы позволит достичь синергетического эффекта в обеспечении долгосрочного устойчивого экономического роста. Экономисты Н.Б. Баева, Д.В. Ворогушина и Е.А. Пронина [2] связывают развитие региона с наличием стратегии, учитывающей потенциал территории и созданием условий для опережающего роста экономики. Эту мысль развивает известный российский ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАН, академик РАН А.И. Татаркин: «...для вывода социально-экономического и общественного развития Российской Федерации на траекторию устойчиво стабильного развития предлагается, во-первых, определить образ будущего общества, к которому готово и стремится большая часть российского населения; во-вторых, публично оформить образ будущего общества в виде экономической политики государства и общества, в которой должны быть прописаны этапы, последовательность, движущие силы и источники ее реализации, государственные органы и конкретные должностные лица, ответственные за ее последовательную и системную реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях...» [3].
Таким образом, цель настоящей статьи заключается в обосновании необходимости инновационного развития Ульяновской области как важнейшего условия достижения экономического роста в посткризисных условиях.
В качестве иллюстрации сравним место Ульяновской области среди субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям в посткризисных 2009 и 2015 гг., используя статистические данные (табл. 1).
Согласно логике, в табл. 1 предпочтительнее иметь отрицательный результат, так как он свидетельствует, что регион улучшил позиции среди других регионов страны. Данные таблицы констатируют о том, что Ульяновская область из 85 субъектов Российской Федерации в основном имеет позиции во второй половине списка. За анализируемый период в регионе на 19 пунктов поднялось вверх место по уровню безработицы (с 45-го на 26-е место). Самое большое падение на 25 пунктов видим по показателю «Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования» (с 18-го на 43-е место).
Больше конкретики дает удельный вес социально-экономических показателей региона среди субъектов Российской Федерации (табл. 2). Анализ данных, представленных в этой таблице, показывает, что удельный вес основных социально-экономиче ских показате лей Ульяновской области в общей структуре Российской Федерации в 2015 г. составляет менее 1%. Увеличение удельного веса наблюдается по показателям валового регионального продукта, объему отгруженных товаров по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». По всем остальным позициям наблюдается снижение удельного веса. Тем не менее подобная статистика не уменьшает значимости региона в составе страны. Однако для более полной картины необходимо рассмотреть темпы роста показателей в динамике (табл. 3).
Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что отрицательная динамика наблюдается по показателям численности населения, численности безработных и экспорту. По остальным показателям отмечен незначительный рост.
Одним из важнейших показателей экономического роста выступает валовой региональный продукт. Рассмотрим значения и темпы роста валового регионального продукта Ульяновской области за 2009-2015 гг. (рис. 1).
Анализ данных, представленных на рис. 1, показывает, что наблюдается положительная динамика роста валового регионального продукта в абсолютных значениях и понижательный тренд темпов его роста. В среднем за анализируемый период валовой региональный продукт повышался на 10,4% в год.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 указал, что «...главные причины торможения экономики кроются, прежде всего, в наших внутренних проблемах - это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата». Это же характерно и для региона.
Общеизвестно, инновационной деятельности препятствуют такие факторы, как3:
• недостаток финансовых средств для инвестирования;
3 Руководство Осло. Руководство по сбору и анализу данных по инновациям. М.: Организация экономического сотрудничества и развития, 2010. 107 с.
ория и практика, 2017, т. 15, вып. 7, стр. 1212-1222
оигпа1/геаюп/ 1213
• низкий спрос на предлагаемую продукцию, возникающий по причине установления высокой цены, обеспечивающей получение нормальной прибыли;
• отсутствие квалифицированного персонала, способного осуществлять инновации;
• отсутствие соответствующей инфраструктуры;
• трансакционные издержки, связанные с поиском партнеров.
Ульяновская область предпринимает значительные усилия для преодоления негативных тенденций развития и минимизации влияния кризиса и санкций на экономику региона. По мнению экономиста В.В. Тарасенко, приоритетной задачей выступает поступательное развитие территории с упором на использование лучших мировых практик4. Так, одной из инициатив региональных властей стало создание «Технологической долины» - проекта по привлечению и поддержке высокотехнологичных компаний (по аналогии с Силиконовой долиной), что будет способствовать созданию новой модели регионального развития, ориентированной на наукоемкую продукцию и технологическое предпринимательство5.
Помимо этого, в моногородах Ульяновской области (Инза, Новоульяновск, Димитровград) будут созданы территории опережающего социально-экономического развития в целях привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на предприятиях, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия6. Экономист Н.В. Кашина видит преимущества те р р итор ий о пе р е жающ е го р аз вития в минимальном налогообложении, безбарьерной среде и максимальном участии государства в создании инфраструктуры [4].
Еще одним проектом, с которым связывают большие надежды, является строительство ветропарка мощностью 35 МВт с последующим расширением до 300 МВт7. Планируется, что ветропарк изменит существующую структуру
4 Тарасенко В.В. Территориальные кластеры: Семь инструментов управления. М.: Альпина Паблишер, 2015. 201 с.
5 Проект «Технологическая долина» в Ульяновской области станет приоритетным.
URL: http://www.infox.ru/hi-tech/tech/2016/12/08/Proyekt___Tyehnologi.phtml
6 О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П: постановление правительства Ульяновской области от 13.12.2016 № 616-П. URL: http://law.ulgov.ru/doc/11825
7 Под Ульяновском построят крупный ветропарк.
URL: https://rg.ru/2016/11/24/reg-pfo/pod-uhanovskom-postroiat-krupnyj-optovyj -vetropark.html
М.Н. Кондратьева и др. / Региональная экономика: т 1214 http://fin-izdat.
энергобаланса в сторону увеличения доли альтернативной энергетики.
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что становление инновационной региональной экономики в Ульяновской области - не утопия, а вполне достижимая цель, несмотря на имеющиеся негативные тенденции (табл. 1-3). Регион определяет в качестве приоритета инновационный сценарий развития, направленный на образование высокотехнологичных наукоемких производств и активное привлечение инвесторов.
Уче ный-мате матик, член-корре спонде нт Российской академии наук Ю.Н. Павловский связывает появление «феномена» инновационной экономики с повсеместной компьютеризацией общества, ростом уровня образования и соответственно скоростью генерации новых знаний и технологий [5]. В этом аспекте солидарны с ним и экономисты В.А. Чемыхин и Т.Н. Полякова, утверждающие, что именно знания являются «источником экономического роста и развития» [6].
Выдающийся американский ученый, статистик и консультант по менеджменту У. Деминг важное место в «новой экономике» отводит «глубинным знаниям», базирующимся на «понимании системы, знании об отклонениях, теории познания и психологии» [7].
Таким образом, существует предпосылка к переходу на качественно новый этап развития региональной экосистемы, ориентированной на инновационность, экономику знаний, вхождение в новый технологический уклад постиндустриального общества (где в структуре валового внутреннего продукта более половины приходится на сферу услуг). Если брать в расчет Ульяновскую область, то этот показатель равен приблизительно 53%, а в Российской Федерации, по расчетам В.Л. Малькевича, - 58% [8].
Постиндустриальная экономика предполагает выдвижение на первый план интеллектуальных способностей человека и его профессионализма; формирование и функционирование меритократии («власть достойных»). По мнению экономиста А.М. Балашова, новаторская роль принадлежит предпринимателям. Он видит их предназначение в революционизировании производства, создании инноваций [9]. В свое время К. Маркс провидчески написал, что «изобретения становятся особой профессией, а применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов... По отношению
к формирующемуся человеку этот непосредственный процесс производства... является школой дисциплины, а по отношению к человеку сложившемуся, в голове которого закреплены накопленные обществом знания, он представляет собой применение знаний, экспериментальную науку, материально творческую и предметно воплощающуюся науку» [10].
Английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита Д. Рикардо в своем труде «Начала политической экономии и налогового обложения» писал, что на рубеже ХУШ-Х1Х вв. английский экономист, теоретик народонаселения Т. Мальтус и тот признавал: «Мы видели, что производительные силы, насколько бы они ни были развиты, сами по себе недостаточны, чтобы обеспечить создание соответственного богатства. Чтобы призвать эти силы к действию, необходимо, по-видимому, еще кое-что, а именно такое распределение продукта и такое приспособление его к нуждам будущих потребителей, чтобы меновая стоимость всей массы продукта постоянно увеличивалась» [11]. Распределение продукта Д. Рикардо раскрывает следующим образом: «.дозволение каждому человеку производить то, что ему угодно, и потреблять товар, который он сам произвел, или обменивать его на продукт труда других людей» [11]. Это обстоятельство имеет актуальность и в настоящее время в связи с проблемами достижения экономического роста как мировой экономики в целом, так и ее отдельных регионов. Речь идет и о благосостоянии, и о распределении общественных благ, и об удовлетворении потребностей - основных вопросах, составляющих предмет экономической науки8.
Важным этапом эволюционирования региона становится появление и функционирование субъектов тройной спирали «государство - бизнес -университет», способных генерировать
инновационные продукты (технологии). По мнению американского профессора Г. Ицковица, «критерием успешного развития региона, выделившегося на основе наукоемких технологий, является его способность плавно перейти от одной технологической парадигмы к какой-либо другой» [12].
Переход на инновационный этап развития связан с появлением инновационного пространства, в котором элементы тройной спирали (государство
(регион), бизнес-структуры и научные сообщества -университеты) совместно генерируют инновации (продуктовые и процессные). Эти процессы происходят во времени и пространстве (рис. 2).
Ульяновская область активно работает над становлением «общества будущего», основанного на знаниях и умственном труде, использующем последние достижения научно-технического прогресса. Переход на инновационный путь развития будет способствовать повышению конкурентоспособности территории в целом. Экономист И.М. Голова показывает зависимость инновационной конкурентоспособности региона от качества региональной инновационной системы, определяющейся «ее способностью создать надлежащие условия и сформировать стимулы для обучения человека на протяжении всей жизни, степенью вовлеченности разных групп субъе ктов предпринимательства в инновационные процессы, наличием каналов трансферта новых знаний и технологий, развитостью взаимосвязей между различными участниками инновационного процесса... » [13]. Согласно ее методике, Ульяновская область вошла в число пятнадцати регионов - лидеров по сводному индексу инновационной активности [13]. Еще в работах М. Портера обосновывается каузальная связь между процветанием страны и готовностью индустриальной сферы к модернизации [14, 15].
Исследователи Л.З. Янтилина и И.В. Таймурзин называют три варианта перехода к инновационной экономике:
• во-первых, инерционный, ставящий целью достижение благоприятного делового климата и характеризующийся низкой инновационной активностью;
• во-вторых, догоняющего развития, сочетающий локальное развитие технологий и использование импортных разработок;
• в-третьих, достижения лидерства, предполагающий существенные усилия со стороны государства в поддержке наукоемких производств [16].
По нашему мнению, Российская Федерация, равно как и регионы, должна стремиться к реализации третьего варианта, что связано с объективной необходимостью достижения глобальной инновационной конкурентоспособности.
8Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2009. 916 с.; Экономический словарь. М.: Проспект, 2010. 672 с.
Таблица 1
Место Ульяновской области среди субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям
Table 1
The position of the Ulyanovsk oblast among the constituent entities of the Russian Federation, by major socio-economic indicator
Показатель Место в 2009 г. Место в 2015 г. Изменение
Площадь территории 59 59 0
Численность населения на 1 января 2010 г. и 2016 г. 38 40 +2
Уровень занятости 59 48 -11
Уровень безработицы 45 26 -19
Среднедушевые денежные доходы в месяц 67 56 -11
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций 69 62 -7
Количество собственных легковых автомобилей на 1 000 чел. населения 53 57 +4
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 36 28 -8
Количество зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения 65 60 -5
Численность студентов образовательных организаций высшего образования на 10 000 чел. населения 39 28 -11
Валовой региональный продукт на душу населения в 2008 г. и 2014 г. 59 60 +1
Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости на конец года) 52 57 +5
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, в том числе: - добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 45 40 51 43 37 55 -2 -3 +4
Продукция сельского хозяйства 45 47 +2
Ввод в действие общей площади жилых домов на 1 000 чел. населения 26 12 -14
Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования 18 43 +25
Оборот розничной торговли на душу населения 61 64 +3
Количество персональных компьютеров на 100 работников 50-62 59-65 (+9) - (+3)
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на душу населения 60 47 -13
Инвестиции в основной капитал на душу населения 49 38 -11
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Таблица 2
Удельный вес Ульяновской области среди субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям (Российская Федерация - 100%)
Table 2
The Ulyanovsk oblast among the constituent entities of the Russian Federation, by major socio-economic indicator (Russian Federation as 100 percent), percentage
Показатель Удельный вес в 2009 г. Удельный вес в 2015 г. Изменение
Площадь территории 0,22 0,2 -0,02
Численность населения на 1 января 2010 г. и 2015 г. 0,92 0,9 -0,02
Среднегодовая численность занятых в экономике 0,9 0,9 0
Валовой региональный продукт в 2008 г. и 2014 г. 0,4 0,5 +0,1
Основные фонды в экономике 0,5 0,4 -0,1
(по полной учетной стоимости на конец года)
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической - - -
деятельности, в том числе:
- добыча полезных ископаемых 0,08 0,11 0,03
- обрабатывающие производства 0,57 0,68 0,11
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,57 0,52 -0,05
Продукция сельского хозяйства 1,9 0,7 -1,2
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» 10,4 0,8 -9,6
Ввод в действие общей площади жилых домов 3,4 1,1 -2,3
Оборот розничной торговли 3,63 0,6 -3,03
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей 0,94 0,4 -0,54
в бюджетную систему Российской Федерации
Инвестиции в основной капитал 11,4 0,6 -10,8
Экспорт 12 0,1 -11,9
Импорт 1,1 0,3 -0,8
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat Таблица 3
Темпы роста социально-экономических показателей Ульяновской области в 2009-2015 гг.
Table 3
Growth rates of the social and economic indicators of the Ulyanovsk oblast in 2009-2015
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Численность постоянного населения (на конец года), 99,5 99,1 99,3 99,4 99,5 99,6 99,6
тыс. чел.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, 84,7 135,7 140,2 124,6 114,9 112,4 111,3
млн руб.
Продукция сельского хозяйства, млн руб. 96,1 92,5 169,2 93,8 101,6 104,4 120,5
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 102 97 123,4 123,2 105,3 100,4 116,7
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 104,3 88 118,6 109,7 104,4 113,4 130
Оборот розничной торговли, млн руб. 102,7 118,1 111,3 115 111,7 110,2 103,4
Платные услуги населению, млн руб. 108,3 115,4 113,1 110,7 111,3 106,5 106,7
Среднемесячные доходы на душу населения, руб. 110,6 122 109 114,4 113,5 115,9 105,8
Среднемесячные расходы на душу населения, руб. 111 119 113,9 115,2 112,3 110,1 104,2
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 107,7 113,7 112,5 114 112,2 110,9 107,4
Средний размер назначенных месячных пенсий 135,6 123,5 108,6 110,4 109,5 108,2 110,9
(на конец года, с учетом компенсационных выплат), ру<5.
Общая численность безработных, тыс. чел. 124,1 97,7 80,4 80,1 98,7 82,9 103,2
Численность безработных, зарегистрированных 131,5 62 77,3 66,2 77,8 88,6 132,3
в органах государственной службы занятости (на конец года), тыс. чел.
Экспорт, млн долл. США 131,5 62 77,3 66,2 77,8 88,6 81,9
Импорт, млн долл. США 71,4 156,5 122,4 83,4 82,4 153,4 98,4
Источник: данные Росстата
Source: Rosstat
Рисунок 1
Валовой региональный продукт Ульяновской области, его темпы роста и тренд в 2009-2015 гг. Figure 1
Gross regional product of the Ulyanovsk oblast, its growth rate and trends in 2009-2015
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
О Темп роста ВРП, % ■ ВРП, млрд руб.
Источник: данные министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Source: The Ministry of Competition and Economic Development of the Ulyanovsk oblast's data
Рисунок 2
Модель регионального инновационного развития Figure 2
A model of regional innovation development
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Ивантер А., Рогожников М., Скоробогатый П. Атмосфера общих дел // Эксперт. 2016. № 49. С.15-19.
2. Баева Н.Б., Ворогушина Д.В., Пронина Е.А. Модели и методы опережающего развития региональной экономики // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 1. С. 169-179. doi: 10.17308/meps.2013.1/88
3. Татаркин А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 9-27. doi: 10.17059/2016-1-1
4. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 2. С. 569-585. doi: 10.17059/2016-2-21
5. Павловский Ю.Н. Устойчивое развитие и инновационная экономика // Экономические стратегии. 2008. Т. 10. № 8. С. 24-29.
6. Чемыхин В.А., Полякова Т.Н. Инновационная экономика: сущность и типы развития // Известия Юго-Западного государственного университета. 2009. № 3. С. 90-95.
7. Деминг У.Э. Новая экономика. М.: Эксмо, 2008. 208 с.
8. Малькевич В.Л. Россия-2016. Уроки новейшей истории. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2016. 304 с.
9. Балашов А.М. Роль предпринимательства в инновационном развитии и цикличность экономики // Экономика и социум. 2013. № 3. С. 87-94. URL: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal %20_3(8).pdf
10. Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Том II. М.: Эксмо, 2012. 1200 с.
11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эксмо, 2016. 1040 с.
12. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: ТУСУР, 2010. 238 с.
13. Голова И.М. Инновационная конкурентоспособность российских регионов // Экономика региона. 2015. № 3. С. 294-311. doi 10.17059/2015-3-24
14. Porter M.E., Ketels C.H.M., Miller K., Bryden R.T. Competitiveness in Rural U.S. Regions: Learning and Research Agenda. Institute for Strategy and Competitiveness Harvard Business School, 2004. 70 p. URL: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/EDA_RuralReport_20040621_f544123a-49fd-4dfa-b2aa-f304b818bba3.pdf
15. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
16. Янтилина Л.З., Таймурзин И.В. Предпосылки перехода экономики России к инновационной модели развития и ресурсное обеспечение инновационной экономики // Экономика и социум. 2013. № 3. С. 822-825. URL: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_3(8).pdf
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-1477 (Print) Region in National Economy
elSSN 2311-8733 (Online)
ON THE NECESSITY FOR THE REGION'S INNOVATIVE DEVELOPMENT IN POST-CRISIS ENVIRONMENT
Mariya N. KONDRAT'EVA", Tat'yana N. ROGOVAM
a Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation mnk@ulstu.ru
b Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russian Federation t.rogova@ulstu.ru
• Corresponding author
Article history:
Received 18 January 2017 Received in revised form 6 March 2017 Accepted 18 April 2017 Available online 14 July 2017
JEL classification: R11, R58
Keywords: region, innovation, economic growth, development, post-industrial economy
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Abstract
Importance The article discusses the innovation of economic entities, which is clearly an important condition for change.
Objectives The purpose of this article is to describe the position of the Ulyanovsk oblast in the social and economic space of the Russian Federation and provide the rationale for the innovative development of the oblast to ensure a long-term and sustained economic growth. Methods For the study, we used a dialectical approach, methods of comparison, analysis and synthesis, inductive and deductive methods, and other theoretical methods.
Results We propose a model of regional innovative development, involving the joint interaction of the Triple Helix actors (University-Industry-Government relationships) needed to generate innovative products and technologies. We have identified the position of the Ulyanovsk oblast among the constituent entities of the Russian Federation and provide an overview of the oblast's innovative development projects. The paper shows the constraints to innovation of economic agents. Conclusions The article reaffirms the need to innovate and move towards a knowledge-based economy that emphasizes human intelligence, professionalism and competence, as well as the widespread use of information technology.
Please cite this article as: Kondrat'eva M.N., Rogova T.N. On the necessity for the region's innovative development in post-crisis environment. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 7, pp. 1212-1222. https://doi.org/10.24891/re .15.7.1212
References
1. Ivanter A., Rogozhnikov M., Skorobogatyi P. [The atmosphere of common affairs]. Ekspert = Expert, 2016, no. 49. pp. 15-19. (In Russ.)
2. Baeva N.B., Vorogushina D.V., Pronina E.A. [Models and techniques for the development of the regional economy]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya, 2013, no. 1, pp. 169-179. (In Russ.) doi: 10.17308/meps.2013.1/88
3. Tatarkin A.I. [Regional Targeting of the Economic Policy of the Russian Federation as an Institution of Regional Spatial Development]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 1, pp. 9-27. (In Russ.) doi: 10.17059/2016-1-1
4. Kashina N.V. [Priority Development Areas: A New Tool for Attracting Investment in the Far East of Russia]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2016, vol. 12, no. 2, pp. 569-585. (In Russ.) doi: 10.17059/2016-2-21
5. Pavlovskii Yu.N. [Sustainable development and the innovation economy]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2008, vol. 10, no. 8, pp. 24-29. (In Russ.)
6. Chemykhin V.A., Polyakova T.N. [Innovation economy: the essence and types of development]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of South-West State University, 2009, no. 3, pp. 90-95. (In Russ.)
7. Deming W.E. Novaya ekonomika [The New Economics for Industry, Government & Education]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, 208 p.
8. Mal'kevich V.L. Rossiya-2016. Uroki noveishei istorii [Russia-2016. Recent history lessons]. Moscow, Obshchestvo sokhraneniya literaturnogo naslediya Publ., 2016, 304 p.
9. Balashov A.M. [A role of entrepreneurship in innovative development and the economic cycle]. Ekonomika i sotsium, 2013, no. 3, pp. 87-94. (In Russ.) URL: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_3(8).pdf'
10. Marx K. Kapital: kritika politicheskoi ekonomii. Tom II [Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie]. Moscow, Eksmo Publ., 2012, Vol. 2, 1200 p.
11. Ricardo D. Nachala politicheskoi ekonomii i nalogovogo oblozheniya [On the Principles of Political Economy and Taxation]. Moscow, Eksmo Publ., 2016, 1040 p.
12. Etzkowitz H. Troinaya spiral'. Universitety - predpriyatiya - gosudarstvo. Innovatsii v deistvii [The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action]. Tomsk, TUSUR Publ., 2010, 238 p.
13. Golova I.M. [Innovation Competitiveness of the Russian Regions]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2015, no. 3, pp. 294-311. (In Russ.) doi 10.17059/2015-3-24
14. Porter M.E., Ketels C.H.M., Miller K., Bryden R.T. Competitiveness in Rural U.S. Regions: Learning and Research Agenda. Institute for Strategy and Competitiveness Harvard Business School, 2004, 70 p. Available at: http://www.hbs.edu/faculty/Publication%20Files/EDA_RuralReport_20040621_f544123a-49fd-4dfa-b2aa-f304b818bba3 .pdf
15. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.
16. Yantilina L.Z., Taimurzin I.V. [Preconditions for the transition of Russia's economy to an innovative development model and the resources for an innovative economy]. Ekonomika i sotsium, 2013, no. 3, pp. 822-825. (In Russ.) Available at: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_3(8).pdf
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the
article, and the decision to submit the manuscript for publication.