Нестерова Т. П. Региональное и трансграничное сотрудничество Испании и Португалии со странами Северной Африки и Ближнего Востока в рамках Европейской политики соседства в начале XXI века / Т. П. Нестерова, Е. О. Зудова // Научный диалог. — 2016. — № 6 (54). — С. 173—181.
ERIHJHJ--
Журнал включен в Перечень ВАК
и L R I С Н ' S
Р1ККХЖ Л1Л DlRfCTORV
УДК 93+327(460+469)
Региональное и трансграничное сотрудничество Испании и Португалии со странами Северной Африки и Ближнего Востока в рамках Европейской политики соседства в начале XXI века
© Нестерова Татьяна Петровна (2016), кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), [email protected].
© Зудова Екатерина Олеговна (2016), аспирант кафедры зарубежного регионоведе-ния, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия), ек^еппа_ [email protected].
Рассматриваются различные виды кооперации испанских и португальских акторов с партнерами из Северной Африки и с Ближнего Востока, осуществляемой в рамках Европейской политики соседства. Особое внимание уделяется целям, задачам и возможностям политики добрососедства ЕС, а также ее значимости для создания устойчивого политического диалога и экономической интеграции на восточных и южных границах Сообщества. Актуальность исследования обусловлена современными реалиями и важностью сотрудничества европейских стран и регионов с иностранными партнерами в таких сферах, как безопасность, устойчивый рост территорий, социальное сплочение, экология и охрана окружающей среды, культура и сохранение исторического наследия. Рассматривается также участие стран Пиренейского полуострова в Программе трансграничного сотрудничества в Средиземноморском бассейне и реализация ими инициатив и проектов в рамках данной программы совместно с зарубежными партнерами. В частности, авторы останавливаются на двух проектах, представляющих особый интерес для изучения сотрудничества средиземноморских стран в сфере экотуризма и культуры: «МЕЕТ» и «СЛОУМЕД». Делается вывод, что для стран Пиренейского полуострова Средиземноморье является пространством для продуктивного диалога с регионами и государствами Северной Африки и Ближнего Востока.
Ключевые слова: Европейский Союз; Испания; Португалия; Средиземноморский регион; региональная политика; региональное сотрудничество; Европейская политика соседства.
1. Введение
Европейский Союз (далее — ЕС) в начале XXI века переживает множество сложностей в своем развитии. Миграционный кризис 2015— 2016 годов, референдум о выходе Великобритании из состава ЕС (2016) поставили под вопрос успешность европейских интеграционных процессов, в которых политические аспекты сотрудничества стали превалировать над изначально заложенными в основу европейской интеграции экономическими аспектами. В то же время европейская политика толерантности привела к тому, что Европа не смогла реально воздействовать на миграционную ситуацию в прилегающих к ней регионах. Европейская политика соседства (ЕПС, European Neighbourhood Policy, ENP) должна была стать инструментом, который помог бы странам Европы остановить миграционный поток из регионов Северной Африки и Ближнего Востока, а также из стран Восточной Европы.
Необходимость Европейской политики соседства как элемента внешней политики ЕС была обозначена Европейской комиссией в 2003 году накануне пятого, наиболее крупного расширения Евросоюза, произошедшего в 2004—2007 годах и включившего в состав ЕС 12 новых стран-участниц [European Neighbourhood Policy. What is it]. Идея данного направления политики и потребность в нем были обусловлены новыми географическими реалиями: принимая в свой состав новых членов, Европейский Союз обретал новых соседей и новые направления для кооперации.
Как отмечает современный исследователь И. В. Болгова, наступление «этапа пострасширения» нашло наглядное отражение в политике Европейского Союза в отношении новых соседей. ЕС стремится выработать новое концептуальное наполнение и новые инструменты взаимодействия в политическом и экономическом плане с государствами ближайшей периферии [Европейский Союз ..., 2012, с. 380].
2. Основные аспекты Европейской политики соседства (ЕПС)
В настоящее время посредством Европейской политики соседства ЕС достигает значительных результатов в сотрудничестве с 16 наиболее близкими странами южного и восточного направления, придерживаясь общих интересов и ценностей: демократии, верховенства права, уважения прав человека и социального сплочения. В том числе Европейская политика соседства регулирует отношения и кооперацию Евросоюза с такими пар-
тнерами, как Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Россия принимает участие в инициативах трансграничного сотрудничества в рамках ЕПС, но не является ее участником.
Ключевыми приоритетами современной политики соседства являются стабилизация регионов в политическом и экономическом плане, а также в сферах безопасности, миграции и мобильности. Политика добрососедства ЕС также предполагает несколько возможных вариаций: двустороннее сотрудничество, региональную и трансграничную кооперацию [European Neighbourhood Policy. What is it].
Основным механизмом финансирования данного направления политики является Инструмент Европейской политики соседства (European Neighbourhood Instrument, ENI). Для актуального программного периода 2014—2020 годов на реализацию проектов и программ ЕС запланировал 15,4 млрд евро (что, несомненно, будет корректироваться с учетом миграционной волны 2015—2016 годов).
Европейская политика соседства имеет следующие структурные подразделения:
— восточное партнерство (Eastern Partnership, EaP);
— южное соседство (Southern Neighbourhood);
— сотрудничество в рамках «широкого» европейского соседства (Neighbourhood-wide Cooperation) [Там же].
Современная европейская политика добрососедства опирается на два основных принципа: применение дифференцированного подхода к государствам-соседям для гарантии уважения желаний и стремлений партнеров и обеспечения интересов ЕС и граничащих с ним стран; а также увеличение вовлеченности и заинтересованности в партнерстве государств-членов ЕС и соседних стран, не входящих в ЕС.
3. Участие стран Пиренейского полуострова в Европейской политике соседства и их сотрудничество с североафриканскими и ближневосточными партнерами
Страны Пиренейского полуострова, Испания и Португалия, проявляют высокую заинтересованность в международном партнерстве и региональном сотрудничестве и являются активными участниками программ социально-экономического и культурного развития регионов, а также проектов по улучшению окружающей среды, повышению мобильности товаров, услуг и специалистов и установлению культурного диалога с государствами Северной Африки и Ближнего Востока.
Кооперация Испании и Португалии со странами Североафриканского и Ближневосточного регионов происходит в рамках многолетней Программы трансграничного сотрудничества в средиземноморском бассейне (Mediterranean Sea Basin Programme), которая позволяет реализовывать совместные проекты с такими странами, как Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Палестина, Сирия, Тунис.
Программа была запущена в 2007 году и в настоящее время переживает второе поколение.
Основными целями программы являются создание в приграничных территориях экономически процветающих, стабильных и безопасных зон, а также стремление предупредить возникновение барьеров между расширенным ЕС и соседними странами [ENI CBCMED].
Приоритетными для реализации программы считаются:
— малые территории, располагающиеся в приграничных областях (они участвуют в проектах двустороннего и многостороннего сотрудничества);
— крупные регионы, имеющие выход к Средиземному морю (они являются партнерами в инициативах многосторонней кооперации).
В Испании к регионам-участникам программы сотрудничества в средиземноморском бассейне относятся Каталония, Валенсия, Мурсия, Андалусия, Балеарские острова, автономные города Сеута и Мелилья; в Португалии — регион Алгарве [ENI CBCMED].
Партнеров программы объединяет прежде всего социально-экономический контекст, а именно гетерогенность средиземноморских стран по экономическим, географическим и культурным критериям; центральное положение в мировом морском пути; богатые природные ресурсы и культурное наследие (значимые, но уязвимые в связи с демографическими, экономическими и другими проблемами); стремление к развитию и поддержке инноваций; энергетическая независимость и возможность расширения использования возобновляемых источников энергии.
На период 2014—2020 годы бюджет программы планировался в размере 209 млн евро и распределялся следующим образом: на социально-экономическое развитие и сближение территорий отводится 40 % финансирования; на обеспечение экологической устойчивости в регионе — 30 %; на улучшение условий и потенциала для мобильности людей, товаров и капитала — 10 %; на укрепление культурного диалога и повышение качества управления на местном уровне — 20 % от общего бюджета [Там же].
Успешность применения программы доказывают значимые реализуемые проекты в области социально-экономического и культурного раз-
вития, а также в сфере охраны окружающей среды и устойчивого роста территорий.
Так, одним из интересных проектов является проект «МЕЕТ: Средиземноморский опыт экотуризма» (Mediterranean Experience of Eco-Tourism, MEET). Проект был рассчитан на период 2013—2015 годы и основан на росте популярности экологического туризма в последнее время, отмеченном Всемирной туристической организацией (World Tourism Organization) [MEET ...].
Средиземноморский регион открывает большие возможности и имеет обширный потенциал в данной области. Богатое разнообразие ландшафтов и экосистем вместе с уникальной социально-экономической и культурной мозаикой обеспечивают подходящие условия для развития экотуризма.
Проект направлен на диверсификацию туристического предложения и развитие круглогодичного туризма в средиземноморском регионе и располагает бюджетом около 5 млн евро. Участниками проекта являются регионы Испании, Италии, Франции и партнеры из Египта, Иордании и Ливана, в том числе автономное сообщество Каталония и Андалусийский центр средиземноморского сотрудничества (Испания), регион Лацио (Италия), Королевское общество охраны природы (Амман, Иордания), Кедровый заповедник «аль-Шуф» (Ливан) и др. [MEET].
Ожидается, что в результате реализации проекта будет достигнуто соглашение о кооперации в развитии экотуризма среди 90 национальных парков региона, а также соответствующих организаций, задействованных в туристической сфере. Кроме того, на основании 20 пилотных проектов предполагается разработать каталог комплексных туристических маршрутов, доступных в регионе. Участники программы также намерены организовать 6 туристических кластеров, включающих предприятия малого и среднего бизнеса, для развития и продвижения экотуризма на мировом уровне.
Также внимание привлекает проект «СЛОУМЕД: "неторопливая еда" как средство диалога в средиземноморском контексте» (Slow Food as a means of dialogue in Mediterranean Contexts, SLOWMED), рассчитанный на период 2014—2015 годы и направленный на развитие культурного диалога и креативности во всех ее проявлениях [Slow Food ...].
В условиях растущей глобализации местная кухня является важным фактором сохранения богатства и разнообразия средиземноморского региона. К тому же средиземноморская кухня не так давно была включена ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Вклад проекта SLOWMED в данный процесс выражается в поощрении трансферта
традиций между поколениями и привлечении специалистов культурного сектора к сохранению и продвижению кулинарного наследия.
В проекте участвуют информационные центры, фонды, ассоциации, музеи и различные департаменты Египта, Ливана, Испании, Португалии, Италии и Палестины, в том числе Новая александрийская библиотека (Египет), Фонд средиземноморской кухни (Каталония, Испания), ассоциация «Ин Локо» (Алгарве, Португалия), экомузей Баттирского ландшафта (Палестина) и др. Проект рассчитан на 2 года и имеет бюджет около 1 млн евро [Там же].
Среди ожидаемых результатов проекта — создание и продвижение документального фильма «4 кулинарных сезона средиземноморской кухни», а также сборника местных кулинарных рецептов; проведение всевозможных выставок, конференций и обучающих мастер-классов, касающихся кухни Средиземноморья и т. д. [см. также: Нестеров и др., 2016, с. 276—277].
4. Выводы
Изначально цель Европейской политики соседства, охватившей шесть стран восточного и десять государств южного направления, была сформулирована как «больше, чем партнерство, меньше, чем членство» [Европейский Союз ..., 2012, с. 381]. Ее концепция заключалась в организации нового институционального пространства для сотрудничества, которое должно было гарантировать безопасность и стабильность на новых границах Евросоюза после расширения 2004—2007 годов.
В настоящее время Европейская политика соседства является основным ресурсом и инструментом Европейского Союза для достижения тесного политического сотрудничества и максимально возможной степени экономической интеграции со странами-партнерами восточного и южного направления, основываясь на продвигаемых ЕС ценностях: демократии, верховенстве права, уважении прав человека и социальном сплочении.
Средиземноморское направление является важным пространством для кооперации стран Пиренейского полуострова с государствами региона, которая обеспечивается значительным числом участников совместных проектов в таких сферах, как экономическое развитие и социальное сплочение, транспортная инфраструктура и охрана окружающей среды, культурный диалог и интеграция.
Тем не менее события 2015—2016 годов показали, что успехов в реализации Европейской политики соседства в Средиземноморском регионе
не так много, как этого ожидали на начальном этапе реализации программы. «Арабская весна» 2011 года и вызванный политическими кризисами в Ливии, Египте, Тунисе, Сирии миграционный кризис создали серьезные проблемы для отношений Испании и Португалии (как и других стран ЕС) со странами Южного и Восточного Средиземноморья, через которые мигранты направляются в страны Европы. Именно урегулирование миграционного кризиса сможет способствовать активизации программ Европейской политики соседства, хотя в настоящее время даже предполагать, когда наступит такое урегулирование, практически невозможно.
Источники
1. ENI CBCMED. About the programme [Electronic resource]. — Access mode : http://www.enpicbcmed.eu/programme/about-the-programme.
2. Euro-Mediterranean Partnership (EUROMED) [Electronic resource]. — Access mode : http://eeas.europa.eu/euromed/index_en.htm.
3. European Neighbourhood Policy (ENP) [Electronic resource]. — Access mode : http://eeas.europa.eu/enp/.
4. European Neighbourhood Policy. What is it? [Electronic resource]. — Access mode : http://ec.europa.eu/enlargement/neighbourhood/ overview/index_en.htm.
5. MEET. Mediterranean Experience of Eco-Tourism [Electronic resource]. — Access mode : http://www.enpicbcmed.eu/ sites/default/files/meet_final_0.pdf.
6. Regulation (EU) No 232 / 2014 of the European Parliament and of the Council of 11 March 2014 establishing a European Neighbourhood Instrument [Electronic resource]. — Access mode : http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ :L:2014:077:0027:0043:EN:PDF.
7. Slow Food as a means of dialogue in Mediterranean Contexts [Electronic resource]. — Access mode : http://www.enpicbcmed.eu/ sites/default/files/slowmed.pdf.
8. SLOWMED and SIDIGMED, Together to create synergies in the Mediterranean basin [Electronic resource]. — Access mode : http://slowmed.eu/.
9. The project in brief [Electronic resource]. — Access mode : http://www. medecotourism.org/overview.asp.
Литература
1. Европейский Союз в XXI веке : время испытаний / под ред. О. Ю. Потемкиной. — Москва : Весь мир ; Институт Европы РАН, 2012. — 656 с.
2. История внешней политики Испании / Н. Е. Аникеева и др. — Москва : Международные отношения, 2014. — 504 с.
3. Нестеров А. Г. Сотрудничество еврорегионов Испании и Португалии в сфере культуры в контексте региональной политики Европейского Союза / А. Г. Нестеров, Е. В. Зудова // Научный диалог. — 2016. — № 2 (50). — С. 272—282.
4. Португалия : эпоха перемен / под ред. Н. М. Яковлевой. — Москва : ИЛА РАН, 2014. — 234 с.
5. España : vivir y crecer en la democracia. Actas del XI Simposio ruso-español "España : cuatro décadas de desarrollo en democracia" (Moscú, 2-3 de septiembre de 2015). — Moscú : ILA RAN, 2016. — 238 p.
Regional and Cross-Border Cooperation of Spain and Portugal with Countries of North Africa and the Near East in Framework of the European Neighbourhood Policy in the Beginning of XXI century
© Nesterova Tatyana Petrovna (2016), PhD in History, associate professor, Department of Foreign Region Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Екатеринбург, Россия), tpnesterova@ yandex.ru.
© Zudova Yekaterina Olegovna (2016), post-graduate student, Department of Foreign Region Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Екатеринбург, Россия), [email protected].
The different types of cooperation of Spanish and Portuguese actors with partners from North Africa and the Near East within the European neighbourhood policy are considered. Special attention is paid to the aims, objectives and opportunities of the EU neighbourhood policy and of its significance for creating a sustainable political dialogue and economic integration in the Eastern and southern borders of the Community. The research urgency is caused by modern realities and the importance of cooperation of European countries and regions with foreign partners in such spheres as security, sustainable growth of territories, social cohesion, ecology and environmental protection, culture and preservation of historical heritage. The participation of the countries of the Iberian Peninsula in the Cross-border Cooperation Programme in the Mediterranean basin is consider as well as the implementation of their initiatives and projects in the framework of this program together with our foreign partners. In particular, the authors focus on two projects of particular interest for the study of cooperation of Mediterranean countries in the field of ecotourism and culture: "МЕЕТ" and "SLOUMED". It is concluded that for the countries of the Iberian Peninsula the Mediterranean is a space for productive dialogue with the regions and states of North Africa and the Near East.
Key words: European Union; Spain; Portugal; Mediterranean region; regional policy; regional cooperation; European neighbourhood policy.
Material resources
ENI CBCMED. About the programme. Available at: http://www.enpicbcmed.eu/pro-
gramme/about-the-programme. Euro-Mediterranean Partnership (EUROMED). Available at: http://eeas.europa.eu/eu-
romed/index_en.htm. European Neighbourhood Policy (ENP). Available at: http://eeas.europa.eu/enp/.
European Neighbourhood Policy. What is it? Available at: http://ec.europa.eu/enlarge-ment/neighbourhood/ overview/index_en.htm.
MEET. Mediterranean Experience of Eco-Tourism. Available at: http://www.enpicbc-med.eu/ sites/default/files/meet_final_0.pdf.
Regulation (EU) No 232 / 2014 of the European Parliament and of the Council of 11 March 2014 establishing a European Neighbourhood Instrument Available at: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2014 :077:0027:0043:EN:PDF.
Slow Food as a means of dialogue in Mediterranean Contexts. Available at: http://www. enpicbcmed.eu/ sites/default/files/slowmed.pdf.
SLOWMED and SIDIGMED, Together to create synergies in the Mediterranean basin. Available at: http://slowmed.eu/.
The project in brief. Available at: http://www.medecotourism.org/overview.asp.
References
Anikeeva, N. E. 2014. Istoriya vneshney politiki Ispanii. Moskva: Mezhdunarodnyye otnosheniya. (In Russ.).
España: vivir y crecer en la democracia. 2016. Actas del XI Simposio ruso-español "España: cuatro décadas de desarrollo en democracia" (Moscú, 2-3 de septiembre de 2015). Moscú: ILA RAN. (In Spain.).
Nesterov, A. G., Zudova, E. V. 2016. Sotrudnichestvo evroregionov Ispanii i Portugalii v sfere kultury v kontekste regionalnoy politiki Evropeyskogo Soyuza. Nauchnyy dialog, 2 (50): 272—282. (In Russ.).
Potemkina, O. Yu. (ed.) 2012. Evropeyskiy Soyuz v XXIveke: vremya ispytaniy. Moskva: Ves' mir; Institut Evropy RAN. (In Russ.).
Yakovleva, N. M. (ed.) 2014. Portugaliya: epokha peremen. Moskva: ILA RAN. (In Russ.).