РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗЕРНОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА - НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РОССИИ
Е.П. Макарова,
доцент Аграрно-технологического института Российского университета дружбы народов (г. Москва),
кандидат экономических наук [email protected]
Статья посвящена вопросу организации региональной зерновой системы для увеличения производства зерна в Нечерноземной зоне РФ. Ее главная задача — распространение новых, наиболее продуктивных инновационных сортов зерновых культур регионального научно-исследовательского института, увеличение объемов производства элитных семян наиболее продуктивных сортов для удовлетворения всех заявок (потребности) всех участников системы, улучшение качества элиты, применение ресурсосберегающих технологий производства зерна, повышения плодородия почв. Конечная цель системы — увеличение производства высококачественного зерна в Нечерноземной зоне РФ и его реализации.
Ключевые слова: сельское хозяйство, производство зерна, аграрная политика, инновационная система, региональная зерновая система, Нечерноземная зона
УДК 338.43 ББК 65.32-1
Вопрос о стимулировании инноваций и создании инновационной системы в области сельского хозяйства РФ обсуждался многими авторами [1-6 и др.]. Нами установлена высокая эффективность деятельности инновационных систем в инновационном развитии сельского хозяйства в ряде стран мира [7]. Благодаря этому, сравнительно новому механизму управления развитием сельского хозяйства в рамках этой инновационной системы можно достичь больших результатов в повышении его эффективности на основе создания и использования инноваций [8,9].
В рамках инновационной системы решаются следующие производственные вопросы.
1. Развитие базы знаний, создание совместных инноваций и их диффузия.
2. Определение перспективных направлений инновационной деятельности, которые востребованы практикой.
3. Организация опытного производства и управление рисками.
4. Формирование рынка.
5. Мобилизация материальных и финансовых ресурсов.
6. Юридическое сопровождение инноваций.
7. Развитие бренда.
8. Эффективное взаимодействие все участников системы при решении конкретных задач инновационного развития.
9. Координация деятельности участников инновационного процесса.
10. Государственное и частное партнерство.
Задача системы: увеличить производство продукции сельского хозяйства и повысить его эффективность путем создания прорывных, особенно системных инноваций, решающих конкретные проблемы сельского хозяйства [10].
Организация инновационной системы способствует созданию благоприятных для инноваций факторов, в том числе развитие институтов, политики, инфраструктуры, финансирования, рынка (маркетинга). Опыт показывает, что конечным результатом эффективной деятельности инновационной сельскохозяйственной системы является общее повышение не только уровня экономики, но и благосостояния всего региона [8].
Участники инновационной сельскохозяйственной системы могут быть разные. Роль организатора и постоянного участника инновационной сельскохозяйственной системы, как правило, берут на себя местные власти — правительство.
Как известно, роль государства в обеспечении экономического развития сельского хозяйства долгое время отрицалась. Специалисты ВБ и МВФ проводили жесткую политику (доктрину так называемого Вашингтонского консенсуса), провозглашая рыночные силы главным механизмом развития сельскохозяйственной экономики и использования ресурсов, рассматривая государственное вмешательство как процесс, разрушающий
конкурентные цены, который ведет к неэффективности и душит экономику.
К настоящему времени, произошла коренная переоценка роли государства, что подробно изложено в отчете ФАО [11]. Анализ экономического развития сельского хозяйства 10 стран показал следующее. Во-первых, во всех ныне развитых странах правительство играло существенную роль в поддержке сельского хозяйства на ранних этапах экономического развития путем стабилизации цен и обеспечения вложений ресурсов, таких как семена и удобрения. Такая поддержка применялась длительное время и в ряде случаев применяется до сих пор. Во-вторых, одна неизменная политика на все случаи жизни имела разрушающие результаты. Многие развивающиеся страны, строго проводившие сельскохозяйственную политику в соответствии с рекомендациями Всемирного Банка разрушили свое сельское хозяйство. Установлено, что необходимо применять прагматичный подход, а не один идеологический: или про-го-сударственный, или про-частный подход. И, в-третьих, сельское хозяйство развивается лучше в тех условиях, когда государство проводит политику постоянной поддержки стабильности цен, обеспечения продовольствием, способствую, таким образом, политической стабильности, необходимой для инвестиций и развития сельского хозяйства. Даже обладая ограниченными финансовыми ресурсами, государство помогает процессу развития инноваций в стране. Так, создаются правила, планы, рыночные реформы благоприятные для инноваций. Осуществляются структурные реформы политики в сфере образования, научных исследований и тренингов, деловой активности, на рынке продукции и трудовых ресурсов с целью развития сети и рынка знаний, а также стимулирующие рост производства и реформы в налоговой сфере [11].
Властями используются различные механизмы для поддержания инноваций:
1) финансирование общественных и частных организаций и институтов (в большинстве стран ЕС);
2) финансирование проектов через программы, в том числе через единую для всех стран ЕС программу Leader, направленную на развитие инновационных идей и моделей сельского развития;
3) финансирование научных платформ и сетей (Швейцария и Германия);
4) распределение ваучеров среди частных фирм, которые они могут использовать для покупки знаний (ноу-хау) у научных учреждений или крупных компаний, имеющих научные подразделения (Нидерланды).
Финансовые программы направлены на создание:
1) продуктивных инноваций (для создания прибавочной стоимости и открытия новых рынков;
2) социальных инноваций (новых форм кооперации и сельского партнерства);
3) маркетинговых инноваций (развитие новых рыночных каналов);
4) инноваций в сельском сервисе (сельский туризм, прямая продажа продукции с ферм и другие);
5) организационных инноваций (совершенствование существующих организационных структур и других факторов, способствующих продвижению вышеупомянутых инноваций. Это, например, могут быть решения по развитию связи (коммуникаций), управлению сетями и др.
Все большее распространение получают частные инновационные фонды, формирующиеся разными способами. В Нидерландах и Франции все фермеры выплачивают контрибуцию, которая затем распределяется среди фермеров в рамках системы. В Германии, Нидерландах, Франции и Швейцарии все большее распространение получает частно-государственное партнерство в рассмотрении и выделении научных грантов и проведение тендеров.
Для стимулирования создания частных финансовых фондов сенат США в 2012 году принял Билл о создании Фонда продовольственных и сельскохозяйственных исследований (IFFAR). Этим законом утверждается новая модель инновационного научного сотрудничества в области сельского хозяйства между частными и государственными учреждениями (научными агентствами, университетами, академиями, колледжами, частными корпорациями и некоммерческими организациями). В последние годы финансирование сельскохозяйственной науки в США составляет около 12 млрд долл. США, при этом 4 млрд долл. — из госбюджета и 8 млрд долл. — это частные фонды. Чрезвычайно важно отметить, что в большинстве случаев частные научные исследования в сфере сельского хозяйства проводятся совместно с государственными учреждениями в инновационных центрах или научных парках. В целом открываются поистине неограниченные возможности для реализации научных идей.
В центре инновационной сельскохозяйственной системы находится инновационный центр — создатель и производитель инноваций. Это научное учреждение — НИИ или ВУЗ, научно-производственная фирма и т.п. В современных условиях — это команда высококвалифицированных специалистов, рождающих идеи и воплощающих их в новые сорта, новые технологии, другие коммерческие товары. В ряде стран в центре инновационных сельскохозяйственных систем находятся селекционно-семеноводческие центры, где над созданием новых, более продуктивных сортов и гибридов растений работает команда цитологов, генетиков, селекционеров, биотехнологов, фитопа-тологов, вирусологов и др. нужных специалистов.
Как известно, в РФ на науку возлагаются непомерные задачи. Она должна и создать инновации, и информировать о них фермеров, и внедрить их, чтобы заработать финансовые средства.
В инновационной системе наука работает в тесном контакте, как с правительством, так и с другими участниками системы — фермерами, специалистами информационно-консультационной службы (ИКС), брокерами инноваций и т.д. Фактически, наука в инновационной системе выполняет запрос на инновации всех участников инновационной системы.
Одна из причин низкого интереса к инновациям в области сельского хозяйства — это недостаточно убедительная информация об их экономической эффективности. Как известно, тысячи научных разработок пылятся на полках. Так, например, ежегодно селекционные учреждения выводят тысячи новых сортов. И все они в испытаниях превосходят стандарты. Тем не менее, не каждый фермер поспешит закупать новый сорт, так как совершенно не уверен в его надежности. Однако, если фермер участвует в инновационной системе, то риски закупки значительно снижаются, так как система гарантирует, что это не просто новинка, а действительно инновация, созданная в рамках системы и для участников системы, и которая обеспечит дополнительную прибыль всех ее участников.
Во многих странах основную роль распространителя информации об инновациях и их реализации исполняют специалисты ИКС [12]. Кроме того, в ряде стран в инновационной
системе между фермерами и научными учреждениями может работать существенная сеть различных посредников — брокеров инноваций, являющихся непременными участниками системы и принимающих участие в обсуждении всех вопросов инновационного развития [13].
Таким образом, в инновационной системе все участники заинтересованы в решении конечной цели — увеличении продуктивности и получения добавочной прибыли.
В настоящее время в России в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, а также Стратегией инновационного развития АПК РФ на период до 2020 года [14], стоит задача увеличить производство зерна. Одним из резервов, по нашему мнению, где это вполне возможно — это регион Нечерноземной зоны РФ, особенно Центральный район.
В последние годы здесь создана существенная инновационная ресурсная база для производства зерна с высокими хлебопекарными качествами [15]. Ученые Московского НИИСХ ЦРНЗ вывели ряд высокоурожайных сортов озимой и яровой пшеницы, отвечающих требованиям хлебопекарной промышленности. Так, в 1999 г. впервые в Московском НИИСХ был создан сильный сорт озимой пшеницы «Московская 39» — с высоким урожаем и высоким стабильным качеством зерна, морозоустойчивый. По высоте растений он на 25-30 см. короче знаменитого морозовыносливого сорта озимой пшеницы «Мироновская 808», первого пригодного для возделывания в этом регионе сорта. Главный автор — Баграт И. Сандухад-зе. При урожайности до 6 т/га сорт содержит 14-15 % белка и клейковины в муке 30-35 %. Затем этим селекционером были выведены сорта «Галина» и «Немчиновская 24» с урожайностью 12-13 т/га, а также «Московская 56», «Немчиновская 57», «Московская 40», «Немчиновская 17» и другие. Выше отмеченная озимая пшеница сорта «Немчиновская 57» имеет высокие хлебопекарные качества, морозовынослива, с урожайностью до 6,9 т/га. Сорт озимой пшеницы «Московская 39» за свои выдающиеся качества был признан лучшим сортом озимой пшеницы в Канаде.
В 2015 г. в институте выведен настоящий шедевр немчи-новской селекции: отобрана линия Эритроспермум 711 с урожайностью 141 ц/га с содержанием белка 16 % и до 23-30 % клейковины.
Кроме того, в Московском НИИСХ ЦРНЗ также создана серия новых более продуктивных сортов яровой мягкой пшеницы. Так, новый сорт Эстер формирует лучшее товарное зерно в Нечерноземной зоне и дает до 8,3 т/га зерна. Сорт Злата (выведен совместно с Владимирским НИИСХ) в 2014 г дал 10, 8 т/га. Зерно сорта МИС соответствует требованиям мягкой пшеницы, но пригодно для изготовления макарон. Высокую урожайность и ценные качества имеют и другие сорта яровой пшеницы института: «Амир» (более 7 т/га), «Энгелина» (7,5 т/га), «Любава» (8,2 т/га), «Лиза» (7,6 т/га).
Выведены также новые высокопродуктивные сорта озимой ржи, ячменя, овса и других культур.
Таким образом, в этом весьма важном регионе создана инновационная сортовая ресурсная база и современные инновационные технологии для увеличения на основе инноваций производства зерна, в том числе пшеницы и его переработки.
Очевидно, что реализовать на практике, то есть внедрить все новые сорта в производство институту не под силу. Да и его задача другая — селекция и первичное семеноводство новых сортов. Поэтому, надо создать механизм реализации созданного в институте научного потенциала. Этим механизмом, по нашему мнению, может стать региональная зерновая инновационная система кластерного типа.
Кратко, можно представить следующих ее участников:
1. Местные власти, правительство — организаторы системы и координаторы ее деятельности. Возможно также участие регионального отделения Национального союза зернопроиз-водителей.
2. Московский НИИСХ ЦРНЗ, селекционный центр института осуществляет научное обеспечение инноватизации зерновой отрасли в соответствии с решениями системы, в том числе выво-
дит новые сорта, производит исходный (оригинальный) материал своих сортов, разрабатывает сортовые ресурсосберегающие технологии, ресурсосберегающие севообороты и т. д.
3. Опытные хозяйства института — производство оригинальных и элитных семян, оценка новых сортов и технологий.
4. Элитхозы (производство высококачественных элитных семян наиболее продуктивных сортов).
5. Товарные хозяйства — производство высококачественного товарного зерна на основе инноваций: элитных семян и ресурсосберегающих технологий.
6. Элеваторы (хранение, обработка семян и зерна).
7. Переработчики зерна — мукомольные предприятия и макаронные фабрики (участвуют в оценке всех создающихся в институте новых и перспективных сортов).
8. Информационно-консультативная служба. По просьбе местных властей организует создание инновационной системы. Разрабатывает необходимую информацию, в том числе положение о системе, проекты договоров о совместной деятельности и др. Осуществляет прямую и обратную связь с фермерами, другими участниками инновационной системы. Координирует всю деятельность инновационной системы.
9. Региональный союз зернопроизводителей (как координатор производства зерна и его реализации).
10. Другие заинтересованные организации (например, предприятия по глубокой переработке зерна).
Все участники инновационной системы работают на основе договоров о сотрудничестве.
Главная задача данной зерновой инновационной системы — распространение новых, наиболее продуктивных инновационных сортов зерновых культур института, увеличение объемов производства элитных семян наиболее продуктивных сортов для удовлетворения всех заявок (потребности) всех участников системы, улучшение качества элиты, применение ресурсосберегающих технологий производства зерна, повышения плодородия почв. Конечная цель системы — увеличение
производства высококачественного зерна в Нечерноземной зоне РФ и его реализации.
В настоящее время площадь зерновых в ЦРНЗ составляет около 2,5 млн га, валовой сбор — 4, 6 млн т при средней урожайности зерновых — на уровне 2 т/га [16].
При переходе на выращивание новых, в 1,5-2 раза более урожайных сортов, применяя высокоинтенсивные и в то же время ресурсосберегающие технологии, можно увеличить валовой сбор зерновых культур в 2 раза и вырастить только в ЦРНЗ 10-12 млн т зерна и даже более. Это в рамках инновационной системы вполне реально.
Дополнительный сбор высококачественного зерна позволит решить проблему завоза в этот регион достаточно большого объема мягкой и твердой сильной или ценной пшеницы. Увеличение производства зерна ржи, ячменя, зернобобовых позволит улучшить и обогатить кормовые ресурсы для животноводства, повысить его продуктивность. В целом, данные меры приведут к созданию новых рабочих мест, повышению общего благосостояния россиян.
Программу и план реализации работы данной зерновой инновационной системы можно реализовать в виде дорожной карты, в которой необходимо указать конкретные области, площади основных зерновых культур и ожидаемый сбор зерна, а также рынки его сбыта. Для обеспечения урожая зерновых на уровне 5-6 т/га также рассчитывается необходимое количество минеральных удобрений и средств защиты по культурам и по областям. Для финансового обеспечения данного проекта необходимо предусмотреть источники в виде средств федерального бюджета (субсидии на минеральные удобрения, средства защиты растений, закупку элитных семян, орошение и другие), так и средства местных бюджетов. Отдельное место должны иметь собственные средства системы (оплата взносов участников), возможно начиная с четвертого-пятого года работы системы. Каждая область может применять для участников системы и другие льготы, в том числе налоговые.
Литература
1. Лачуга Ю.Ф. Научно-методическое обеспечение развития фундаментальных и поисковых научных исследований в области сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. — 2015. — № 2. — С. 3-11.
2. Петриков А.В. О приоритетных направлениях агропродовольственной политики России. // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т. 196. — С. 313-322.
3. Родионова И.А. Оценка инновационного развития сельского хозяйства России // Региональная экономика: теория и практика. — 2015. — № 41(416). — С. 56-65.
4. Санду И.С., Нечаев В.И., Федоренко В.Ф. и другие. Формирование инновационной системы АПК: организационно-экономические аспекты / Минсельхоз России. — М, 2013.
5. Узун В.Я. Государственная политика стимулирования инноваций в сельском хозяйстве // Роль инноваций в агропромышленного комплекса: сборник статей Никоновских чтений 2008. — М.: ВИАПИ, 2008.
6. Ушачев И.Г. и др. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы. — М: Изд-во Столичная издательская компания, 2008. — 152 с.
7. Макарова Е.П. Инновации как фактор развития аграрной экономики // «Шумпетерские чтения»: Матер. 2-й междунар. науч.-практ. конф. — Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета. — 2012.
8. Макарова Е.П. Региональная инновационная сельскохозяйственная система штата Индиана, США // Креативная экономика. — 2015. — Том 9. — № 8. — С. 963-974.
9. Макарова Е.П. Управление развитием постинтенсивного инновационного сельского хозяйства в Нидерландах // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3.
10. Макарова Е.П. Системные инновации на примере сельского хозяйства Нидерландов. // Теоретические и практические проблемы АПК. — 2013. — № 4 (17). — С. 52-56.
11. ФАО. Rethinking Public policy in Agriculture. Lessons from distant and recent history. Policy assistance series 7. Consolidated by Ha-Joon Change. Univ. of Cambridge, FAO, Rome, 2009
12. Макарова Е.П. Роль информационно-консультативной службы «Экстеншн» в развитии сельских территорий США // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Агрономия и животноводство. — 2007. — № 1-2, 21-26.
13. Макарова Е.П. Брокеры в инновационной системе // Горизонты экономики. — 2012. — №5. — С. 34-36.
14. Стратегия инновационного развития АПК РФ на период до 2020 года. МСХ РФ, РАСХН. — М. 2011.
15. Сорта селекции Московского НИИСЗ ЦРНЗ, каталоги.
16. Сайт Минсельхоза России. Режим доступа: URL: www.mcx.ru (дата обращения 01.09.2016)