Научная статья на тему 'Региональная стратегия для Азии, 2007-2013. Многолетняя программа для Азии (МИП), 2011-2013. (Среднесрочный обзор)'

Региональная стратегия для Азии, 2007-2013. Многолетняя программа для Азии (МИП), 2011-2013. (Среднесрочный обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная стратегия для Азии, 2007-2013. Многолетняя программа для Азии (МИП), 2011-2013. (Среднесрочный обзор)»

Региональная стратегия для Азии, 2007-2013. Многолетняя программа для Азии (МИП), 2011-2013.

(Среднесрочный обзор)1

1. Резюме

В соответствии с Инструментом сотрудничества в развитии (ИСР) стратегия Комиссии по развитию региона направлена на ликвидацию бедности путем поддержания всеобъемлющего устойчивого экономического роста, создание благоприятной окружающей среды и условий для торговли и интеграции в регионе, совершенствование управления, рост политической и социальной стабильности и содействие достижению к 2015 г. Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

Борьба с бедностью, распространением оружия массового поражения, наркотиков, решение вопросов, связанных с изменением климата, и других глобальных проблем также в большой степени зависят от создания эффективно работающих региональных объединений.

Несмотря на безусловно важные события в масштабах отдельных стран и региона в целом, было подтверждено, что центральные и основополагающие направления региональной стратегии, дополняющей 18 стратегий для каждой страны

1 Приняты решением Комиссии C(2010) 7863 от 17 ноября 2010. Перевод с англ. : Regional strategy for Asia 2007-2013. Multi-annual Programme for Asia (MIP) 2011-2013. Adopted by Commission decision C(2010) 7863 of 17 November 2010. MTR Document. 180

в регионе, являются по-прежнему неоспоримыми и существенными, что позволяет наметить и провести конкретные мероприятия в рамках Многолетней индикативной программы (МИП) на период 2011-2013 гг. В соответствии с Региональной стратегией для Азии, охватывающей период 2007-2013 гг., принятой Комиссией в июле 2007 г., предлагаемая вторая МИП концентрируется на трех областях деятельности, на которые должны быть выделены ассигнования в размере до 321 млн. евро. Предусматривается:

(1) Поддержка региональной интеграции (63 млн. евро, или около 20% от общих ассигнований)

Программы субрегионального сотрудничества охватывают сотрудничество с Форумом «Азия - Европа» (АСЕМ), Юго-Восточной Азией (поддержка ассоциации государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН) и Южной Азией.

(2) Стратегия и сотрудничество, основанное на передаче «ноу-хау» (168 млн. евро, или 52% от общих ассигнований)

Сотрудничество по вопросам окружающей среды, энергетики и изменения климата будет сфокусировано на трех основных направлениях: (1) дальнейшая поддержка регионального участия в целях содействия экологически ориентированному росту в Азии путем выделения средств для проектов, способствующих устойчивому потреблению и производству; (2) сотрудничество в области правоприменения, управления и торговли в лесном секторе (ФЛЕГТ), направленное на решение проблемы незаконных вырубок леса и улучшение управления лесным хозяйством; (3) создание Азиатского инвестиционного фонда содействия инвестициям в сфере решения проблем, связанных с изменением климата.

Высшее образование будет распространяться путем развития партнерства между европейскими и азиатскими образовательными учреждениями и посредством обеспечения академической мобильности студентов и ученых.

Международное сотрудничество в области здоровья человека и животных: Комиссия будет поддерживать межотраслевой подход в целях расширения возможностей на национальном и региональном уровнях по предотвращению, обнаружению и нейтрализации рисков в области санитарии в рамках подхода «Единое здоровье».

(3) Помощь перемещенным лицам в Азии (90 млн. евро., или около 28% от общего объема ассигнований). Помощь будет

предоставлена беженцам, внутренне перемещенным лицам, репатриантам, бывшим военнослужащим и другим комбатантам. Цель заключается в реинтеграции или интеграции перемещенных лиц в преобладающей социально-экономической среде, оказании поддержки местным общинам и районам расселения.

Помощь будет направлена на обеспечение связи между облегчением положения, реабилитацией и развитием и будет нацелена на сокращение разрыва между чрезвычайной помощью беженцам и планами долгосрочного развития, особенно в случаях задержек в предоставлении помощи. Будет оказываться помощь во время текущих кризисов и в экстремальных ситуациях.

2. Среднесрочный обзор

Партнерство ЕС и Азии расширяется, и ЕС стремится к более тесным отношениям в направлении, выходящем за рамки традиционного сотрудничества, чтобы охватить экономическую интеграцию и политическое сотрудничество. Для решения существующих проблем развития и расширения отношений ЕС и Азии в 2007 г. Комиссия приняла Региональную стратегию и 18 страновых стратегий, а также программы, оформляющие развитие сотрудничества с Азией. На период 2007-2013 гг. на программу Инструмент сотрудничества в развитии (ИСР) была выделена сумма в размере 5200 млн. евро.

Учитывая культурное разнообразие Азии, ее языков, религий, политических систем, традиций и народов, необходимо отметить, что указанные 18 стратегий охватывают все страны и обеспечивают детальный анализ на уровне страны, на основании которого будет сформулирована ее стратегия.

Так как региональная стратегия и предлагаемые мероприятия являются дополнением к 18 стратегиям, при оценке региональной стратегии необходимо учитывать страновой анализ и итоговые программы.

2.1 Развитие в политической, экономической, социальной и природоохранной областях

Являясь территорией проживания для более чем половины человечества, азиатский регион, находящийся в зоне действия Ре-

гиональной стратегии, характеризуется огромным разнообразием политических, экономических и социальных систем.

Несмотря на то что Азия уже продвинулась к Целям развития тысячелетия (ЦРТ), бедность остается основной проблемой, так как в регионе проживает до двух третей мирового населения, находящегося за чертой бедности. В то же время Азия обогнала Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), став основным торговым партнером Европы. Это торговое партнерство покрывает треть общего объема торговли Европы. Европейские прямые иностранные инвестиции в Азии составляют треть всех европейских инвестиций за рубежом.

Если рассматривать влияние экономического кризиса, то Азия преодолела его успешнее, чем кризис 1997/98 гг. Крупнейшие азиатские экономики пережили кризис хорошо. Однако, учитывая высокие показатели торговли / ВВП, большинство стран со средним уровнем доходов (ССД) серьезно пострадало от сокращения глобального спроса, так как внешняя торговля сократилась в 2009 г. примерно на 25% во всем регионе.

Чтобы избежать спада, все азиатские ССД приняли меры стимулирования в области налогообложения. Тем не менее рост замедлился во всех странах (замедление до 6,3% в 2008 г., более 9,5% в 2007 г.), а страны с низким доходом имеют мало возможностей для такого стимулирования. Влияние на трудовую занятость и реальную заработную плату различно, но везде чувствительно. Учитывая, что средний темп роста для развивающихся стран Азии, согласно прогнозам, должен был снизиться до 3,4% в 2009 г., недавние усилия, направленные на достижение ЦРТ, находились под угрозой.

Тем не менее, согласно прогнозам МВФ, экономическая деятельность в Азии должна была сравнительно быстро восстановиться в 2010 г., прогнозировался рост в среднем от 6 до 6,5%.

В некоторых странах существенные меры стимулирования способствовали стабилизации ситуации (например, экономика Китая, где процесс стимулирования начался в 2009 г., а средства на стимулирование экономики составили более 400 млрд. евро).

В других странах абсолютное число бедных увеличилось, например в Камбодже. Тем не менее по всей Азии общий уровень бедности несколько снизился. В странах, где уровень бедности растет и достижение ЦРТ находится под угрозой, например в Бангла-

деш, Комиссия реагирует на это в рамках страновой программы и усиливает внимание к проблеме бедности в дополнительных программах помощи.

Так как рост цен на товары продолжился, на повестке дня в 2010 г. оказалась проблема инфляции, что потребовало сдерживающих мер, предпринятых в Индии, Вьетнаме, Малайзии, а также в некоторой степени в Китае и Сингапуре.

В связи со снижением экспорта и сокращением переводов средств профицит операций в регионе предположительно снизится до 4,8% ВВП в течение ближайших двух лет. Развивающиеся финансовые отрасли Азии в значительной степени пережили кризис. Банковские кредиты продолжают поступать в производственный сектор, хотя доступ к кредитам для рискоинвестиций был ужесточен. Вместе с тем курсы акций пришли в норму, и приток капитала увеличился, особенно в странах, где имеется большой потенциал для расширения внутреннего спроса. Одним из рисков, связанных с экономическим развитием в регионе, было то, что замедление темпов роста и рост безработицы могли привести к социальной нестабильности, которая в дальнейшем могла сдерживать инвестиции и экономический рост. Тем не менее финансовый и экономический кризис сам по себе не привел к значительной политической и социальной нестабильности в регионе.

Поскольку азиатские страны продемонстрировали различный уровень устойчивости к кризису, ЕС пришлось дать адекватный ответ на этот вызов, что было зафиксировано в документах Стратегии. В наиболее пострадавших странах (Малайзия, Таиланд) ограниченная поддержка ЕС сосредоточена на поощрении торговли и инвестиций, научно-технического сотрудничества, а также на стимулировании надлежащего управления. Относительно бедные страны, получавшие основную помощь от ЕС в Азии (например, Афганистан, Пакистан, Индия, Непал, Бангладеш, Лаос, Филиппины и Мьянма), менее интегрированы в мировую экономику и поэтому меньше пострадали от кризиса. Помощь ЕС в этих странах в основном направлена на ликвидацию бедности и в социальные секторы. Учитывая негативные последствия экономического кризиса для стран с низкими доходами, Всемирный банк и Азиатский банк развития существенно расширили свои обязательства в пострадавших странах. Что касается Комиссии, ее бюджет может быть 184

и меньше, но он сфокусирован на проблемах здоровья и образования во многих странах в рамках наших страновых стратегий, и это означает, что мы продолжим играть важную роль в развитии политики по искоренению бедности. Кризис также выявил потребность в продолжении дальнейшей интеграции в регионе, что способствует росту и снижению уровня бедности.

В течение последних нескольких лет страны АСЕАН активизировали свои усилия в сфере интеграции. С вступлением в силу Устава АСЕАН в конце 2008 г. и принятием проектов по трем направлениям (экономическое, политика/безопасность, социокультурное) АСЕАН детализировал планы интеграции, что должно послужить основой для усиления сотрудничества ЕС и АСЕАН. Помощь в развитии торговли также будет рассмотрена в рамках АСЕАН, хотя большая часть поддержки в данном направлении будет осуществляться на страновом уровне. Дальнейшая финансовая интеграция проходит при увеличении числа участников Чиан-гмайской инициативы в марте 2010 г., что поддержит финансовую стабильность в Азии.

На природоохранную сферу в Азии оказывает все большее влияние рост населения в регионе, экономическое развитие и изменение климата. Таким образом, Азия столкнулась с огромным вызовом, связанным с деградацией окружающей среды. Общепризнано, что экономический рост привел к ухудшению окружающей среды. Более того, процент выброса парниковых газов в Азии сейчас составляет около 30% от общемирового, что дает основание предполагать, что к 2030 г. этот объем возрастет до 40%. В регионе, который вносит значительный вклад в глобальные выбросы парниковых газов и одновременно весьма чувствителен к последствиям изменения климата, необходимы деятельность и диалог по вопросам смягчения последствий изменения климата, а также адаптации к ним. Эти направления включены в наши национальные и региональные программы.

Азия остается основным источником квалифицированной рабочей силы. Большая часть миграционных потоков в ЕС носит тем не менее нелегитимный характер. Миграция - это вопрос, который систематически включается в регулярный политический диалог со странами-партнерами и в переговоры в рамках Соглашения о сотрудничестве и партнерстве (СПС).

Неустойчивое положение перемещенных лиц создает проблемы в ряде азиатских стран. Афганский кризис, превративший в беженцев более чем 2,8 млн. человек, влияет на Афганистан, Пакистан и Иран, в то время как бирманский кризис влияет на Мьянму, Таиланд и Бангладеш.

Продолжающиеся конфликты в некоторых странах приводят к нарушению прав человека. Права человека в целом остаются предметом озабоченности во всем регионе, где факторы нарушения прав человека включают смертную казнь, пытки и культуру безнаказанности и дискриминации.

2.2 Новые цели и обязательства политики Европейской комиссии и ЕС

Новые задачи политики ЕС будут учтены в качестве основных в региональных и национальных Многолетних индикативных программах путем систематического включения в текущий политический и отраслевой диалоги с азиатскими партнерами, а также посредством конкретных действий по решению отдельных вопросов на национальном и региональном уровнях.

Изменение климата является основным приоритетом ЕС, взявшим на себя ведущую роль в этой области. В марте 2010 г. в заключениях Совета по окружающей среде были признаны положительные итоги Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене и был подчеркнут тот факт, что необходимость в формировании глобального юридически обязательного соглашения в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК ООН) становится все более настоятельной. Совет подчеркнул необходимость укрепления двусторонних связей и региональных объединений с целью наведения мостов между сторонами и наращивания усилий в рамках РКИК ООН. В Копенгагенском соглашении признается, что стратегия развития при низком уровне выбросов необходима для устойчивого развития, и ЕС стремится к совместному с развивающимися странами изучению того, как соответствующая поддержка может способствовать национальным усилиям по смягчению последствий выбросов парниковых газов.

ЕС также намерен добиться быстрого развития механизмов Партнерства по сокращению выбросов СО2, связанных с уничто-

жением и деградацией тропических лесов в развивающихся странах (КЕББ+), и ускорить внедрение и распространение экологически безопасных низкоуглеродных технологий. В связи с этим ЕС подтвердил свое обязательство, принятое в соответствии с Копенгагенским соглашением, внести 2,4 млрд. евро в течение периода 2010-2012 гг. Вторая региональная многолетняя индикативная программа (МИП) направлена на действия, связанные с изменением климата, например на постоянную помощь в целях содействия устойчивому потреблению и производству, а также на создание регионального механизма для содействия инвестициям в экологию. Остается приоритетной и дальнейшая помощь в области правоприменения, управления и торговли в лесном секторе (ФЛЕГТ). Прогресс в области заключения Добровольных соглашений о сотрудничестве и рост объемов помощи ЕС азиатским странам в преодолении проблем, связанных с незаконной торговлей древесиной, выдвинули ФЛЕГТ в качестве первоочередного вопроса повестки дня. Большинство азиатских стран ощущают угрозу своим экономическим интересам в связи с использованием природных ресурсов и по поводу своего имиджа за рубежом и поэтому серьезно относятся к инвестициям в эту сферу.

Переговоры по вопросам Соглашений о свободной торговле (ССТ) с Индией были начаты в июне 2007 г. Был достигнут некоторый прогресс, но переговоры все еще не завершены. В отношении АСЕАН цель ССТ остается долгосрочной, но ЕС сейчас проводит переговоры на двусторонней основе с теми странами АСЕАН, которые хотят и могут их вести. Переговоры с Сингапуром начались в марте 2010 г., и другие страны АСЕАН, например Вьетнам, проявили к ним интерес.

ССТ увеличат доступ к рынку товаров и услуг, а также будут способствовать улучшению делового климата. Также будет оказываться техническая помощь участникам АСЕАН в исполнении их обязательств как участников ВТО и партнеров растущего числа членов ССТ, а также будет продолжаться предоставление технической помощи Индии и странам АСЕАН в области торговли. Оценки влияния устойчивого развития, которые включены в переговоры в рамках ССТ, определяют возможные социальные последствия от либерализации торговли, включая трудовые, социальные и экологические стандарты. Информируя участников переговоров о

возможных последствиях, эти исследования могут содействовать более устойчивой реализации тех или иных аспектов соглашений.

ЕС также усиливает комплексный подход к управлению миграционными потоками для достижения баланса между обеспечением безопасности и основными правами человека, а также в целях развития партнерских отношений, в частности, в контексте текущих переговоров СПС и диалога с нашими азиатскими партнерами. В некоторых странах соответствующая деятельность включена в страновые программы (например, на Филлипинах).

Успех усилий по искоренению бедности, а также в таких областях, как изменение климата, борьба с финансовым кризисом, распространение оружия массового поражения, наркотиков и при решении других глобальных проблем, будет зависеть от эффективности сотрудничества внутри региона.

Ввиду этого поддержка также будет оказана в развитии диалога в рамках форума «Азия-Европа» со странами - участницами АСЕАН. Политическая повестка дня и диалог по различным вопросам с отдельными государствами, форумом «Европа-Азия», АСЕАН и Южноазиатской ассоциации по региональному сотрудничеству охватят все темы и стратегические приоритеты ЕС. Только с Китаем на данный момент ведется 56 отраслевых диалогов с участием всех главных управлений Европейской комиссии.

В соответствии с Европейским консенсусом по содействию развитию Региональная стратегия и программы направлены на достижение всеобъемлющей цели сокращения масштабов бедности, способствуя развитию на основе европейских демократических ценностей: уважения прав человека, демократии, основных свобод и верховенства закона, надлежащего управления, тендерного равенства, солидарности, социальной справедливости и эффективности многосторонних действий, в частности в рамках ООН.

Комиссия тесно сотрудничает со специализированными учреждениями ООН. Действия в области защиты окружающей среды координируются Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а в сфере помощи переселенным лицам - Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) является членом руководящего комитета ФЛЕГТ, а

ВОЗ, ФАО и Всемирная зооветеринарная организация сотрудничают в области здравоохранения.

Наше сотрудничество с Всемирным банком также обширно, в настоящий момент ведется финансирование 16 видов деятельности общей суммой в 450 млн. евро на национальном и региональном уровнях.

Учитывая, что азиатские развивающиеся страны несут ответственность за свое развитие в рамках национальных стратегий, помощь ЕС там, где это возможно, будет проходить в соответствии со страновыми стратегиями и процедурами. Возможности для использования национальных систем для осуществления региональной деятельности объективно ограничены. Однако, когда это возможно, предпочтение будет отдаваться созданию условий, благоприятных для частной собственности. С этой целью Секретариатом АСЕАН предполагается провести экспертизу четырех основных направлений деятельности для возможного заключения Соглашения о финансовых вкладах в целях поощрения сотрудничества между ЕС и АСЕАН, если институциональная структура и возможности Секретариата это позволят.

В любом случае заключение Меморандума о взаимопонимании (МОВ) между Комиссией и Секретариатом АСЕАН с изложением целей, действий и ориентировочного бюджета должно рассматриваться как средство обеспечения прозрачности собственности. Однако нужно также отметить, что Секретариат АСЕАН стоит перед лицом ограничения полномочий и в сфере принятия решений, которые должны быть рассмотрены в следующей Многолетней индикативной программе.

ЕС и его государства-члены намерены сделать помощь Азии более эффективной путем усиления координации в регионе и при условии, что она дополняет другие виды оказания помощи в развитии и осуществляется в странах и регионах-бенефициариях. Для этого необходимо регулярное проведение консультаций и координационных совещаний с заинтересованными сторонами, организованных на местах в ходе реализации программы.

2.3 Результаты, эффективность и извлеченные уроки

Региональное сотрудничество в Азии сфокусировано на трех приоритетных направлениях (в скобках указаны выделенные суммы на период 2007-2010 гг.):

1) поддержка региональной интеграции в сотрудничестве с ключевыми партнерами (78 млн. евро): Форум «Азия - Европа» (АСЕМ), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК);

2) политика и сотрудничество, основанное на передаче «ноу-хау» (210 млн. евро) в сферах:

(а) окружающая среда, энергетика, изменения климата путем устойчивого производства и потребления и программы правоприменения, управления и торговли в лесном секторе;

(б) высшее образование;

(в) трансграничное сотрудничество в области здоровья людей и животных;

3) поддержка перемещенных лиц (112 млн. евро).

В 2007-2010 гг. на Многолетнюю индикативную программу было выделено 400 млн. евро, что в среднем составило 100 млн. евро в год. Подготовка и оказание помощи в течение первых трех лет осуществлялись ЕС в соответствии со Стратегией и были весьма успешны.

Около 315 млн. евро из ассигнованных 400 млн. евро были выделены к концу 2009 г., и в 2010 г. осуществлялась подготовка к выделению оставшихся 85 млн. евро В целом реализация многолетней индикативной программы продолжается, начали осуществляться важные программы; выполнение обязательств и финансирование идут по плану.

Азиатско-европейские форумы проводятся успешно и набирают силу, об этом свидетельствует растущее количество областей сотрудничества и растущее число участников. АСЕМ - это постоянный диалог между правительствами стран Азии и Европы. В период между саммитами и встречами министров иностранных дел проводятся дополнительные встречи экспертов. АСЕМ носит неформальный и многоотраслевой характер и поэтому способен рассматривать глобальные вопросы и вызовы. Также предусмотрено участие преподавателей и ученых. Одним из основных достижений

форума стало создание Трансъевроазиатской информационной сети, первого широкомасштабного исследовательского и образовательного интернет-ресурса, объединившего исследователей Азии и их коллег из Европы. На сегодняшний день более 60 млн. пользователей имеют доступ к этому ресурсу, способствуя успешному сотрудничеству азиатских и европейских исследователей.

Также АСЕМ предоставляет площадку для встреч неправительственных участников. Группы гражданских лиц, парламентарии и представители деловых сообществ встречаются в рамках Народного форума Азии и Европы, Парламентского партнерства Азия - Европа и Азиатско-Европейского делового форума, которые проводятся каждые два года в дополнение к саммиту АСЕМ.

Сингапурский азиатско-европейский фонд, финансируемый партнерами по АСЕМ (25% средств поступает от Комиссии), обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество между народами Азии и Европы посредством культурных обменов, интеллектуального сотрудничества и обмена визитами. Контакты Фонда с гражданским обществом и широкой общественностью дополняют диалоги в рамках АСЕМ. Информационный сайт Интернета обеспечивает прозрачность деятельности АСЕМ.

В течение последних двух лет АСЕАН претворил в жизнь программы институциональных реформ, запланированных во время принятия Региональной стратегии и способствующих существенному усилению интеграции. Устав АСЕАН был подписан в ноябре 2007 г. и вступил в силу в декабре 2008 г., что ускорило его применение. Уже создан Комитет постоянных представителей АСЕАН в Джакарте, а в октябре 2009 г. на саммите - Межправительственная комиссия по правам человека. Страны - участницы АСЕАН договорились увеличить расходы на Секретариат на 50%.

Проект экономического сообщества был принят в ноябре 2007 г., а детальные планы сообщества в области политики, безопасности и социокультурного сообщества - в марте 2009 г. Эти проекты, возникшие на основе Вьентьянской программы действий, упомянутой в Региональной стратегии, полностью поддерживаются Комиссией. Они формируют план создания Сообщества АСЕАН, в том числе образование единого рынка к 2015 г. Деятельность АСЕАН по усилению интеграции в регионе впечатляет и обеспечивается технической помощью и механизмом ведения пе-

реговоров в рамках текущей многолетней индикативной программы. Тем не менее стало очевидным, что одной из слабых сторон АСЕАН является недостаточная реализация региональных соглашений на национальном уровне. Многолетняя индикативная программа на 2011-2013 гг. должна учесть этот момент, осуществлять контроль на национальном уровне, оказывать поддержку Национальным секретариатам АСЕАН, целенаправленно расширяя их потенциальные возможности.

Южная Азия, напротив, характеризуется низким уровнем региональной интеграции, и наше прямое сотрудничество с СААРК сильно затруднено. Несмотря на то что в 2007 г. было выделено около 2,6 млн. евро на экономическое сотрудничество ЕС и СААРК, все усилия Комиссии, направленные на реализацию проекта, на данный момент не принесли результатов, так как государства -члены СААРК не уполномочили Секретариат СААРК подписать Соглашение о финансировании. В качестве альтернативы была разработана Программа гражданской авиации ЕС - Южная Азия-Фаза 2 стоимостью 5,2 млн. евро, предусматривающая прямое участие руководства гражданской авиации каждого государства - члена СААРК, но участия Секретариата СААРК на контрактной основе не предусмотрено. Стало понятно, что наше прямое сотрудничество с СААРК должно быть более ограниченным.

Подготовка и претворение в жизнь действий в области политики и сотрудничества по передаче «ноу-хау», а также помощи перемещенным лицам проходят сравнительно успешно и должны продолжиться согласно намеченным планам.

Что касается мер, охватывающих области охраны окружающей среды, энергетики и изменения климата, то стало ясно, что в регионе, который вносит значительный вклад в создание парникового эффекта и в то же время весьма уязвим к последствиям изменения климата, необходима дополнительная работа по смягчению последствий изменения климата.

С учетом достижений и извлеченных уроков во время реализации первой многолетней индикативной программы следует упрочить и увеличить наш вклад в содействие устойчивому потреблению и производству, а также в программу ФЛЕГТ с охватом более широкого круга стран.

Кроме того, необходимо выделить инвестиции для Азии, направленные на решение проблем изменения климата. Этот инструмент должен мобилизовать и дополнить ресурсы наших основных финансовых партнеров и обеспечить совместные европейские действия в соответствии с принципами Парижской декларации, направленные на улучшение координации между деятельностью доноров и финансовых учреждений. Этот проект должен быть вскоре запущен в ответ на проблемы, возникшие в результате экономического кризиса и изменения климата.

В период с 2007 по 2009 г. было проведено в общей сложности 21 мероприятие по мониторингу и экспертным оценкам ранее начатых действий. Они охватили в основном индивидуальные проекты в рамках инициативы Азия Про Эко 2 по обеспечению устойчивого производства и потребления, Азия Инвест - по поддержке делового сотрудничества и Азия Линк - по сотрудничеству в сфере высшего образования.

Большая часть проектов получила удовлетворительную оценку, однако в некоторых случаях были выявлены проблемы. Они были решены в оставшейся части проектов. Извлеченные уроки и предоставленные рекомендации были приняты во внимание во время разработки последующих проектов.

Кроме того, в 2009 г. Комиссия выделила 70 млн. евро на борьбу с птичьим и обычным гриппом, и эта программа считается весьма эффективной и полезной.

С другой стороны, было также подчеркнуто, что реализация проекта отстает от графика и что некоторые результаты недостаточно устойчивы. Однако общее заключение состоит в том, что ЕС внес значительный вклад в решение проблем в области ветеринарии и здравоохранения. Вопрос об устойчивости полученных результатов будет решаться при реализации следующих проектов.

Рекомендации, сделанные на основе докладов о мониторинге и проведенной экспертизе, принимаются за основу при рационализации текущих проектов, а также при планировании и подготовке дальнейших действий.

Среднесрочная оценка Программы по устойчивому потреблению и производству (Свитч Азия) была завершена в конце 2009 г. и охватила все действующие проекты. Хотя программа находится только в начале реализации, оценка показала, что первые результа-

ты обнадеживают и все подпроекты находятся в стадии реализации. Деятельность в рамках проекта Свитч Азия весьма существенна. Однако группа экспертов рекомендовала отменить разграничение производства и потребления в конкурсе заявок. Комиссия согласилась с этой рекомендацией, и будущие заявки не будут содержать это разграничение.

Наконец, следует принять во внимание, что оценки действий, начатых под эгидой многолетней индикативной программы, намечены на 2010, 2011 и 2012 гг., поскольку первые действия по текущим программам начали осуществляться только в 2008 г. Поэтому рекомендации по результатам экспертиз могут быть учтены на стадии определения и формулирования при детальной проработке программ и действий.

2.4 Уточнения и заключение

Будущая Многолетняя индикативная программа будет сконцентрирована на трех приоритетных направлениях, где региональный подход станет дополнением к национальным программам. В то время как наши страновые стратегии направлены прежде всего на искоренение бедности путем оказания помощи в области здравоохранения и образования, региональные программы коснутся тех проблем, которые лучше решать на региональном уровне.

Комиссия имеет явное конкурентное преимущество в отношении поддержки региональной интеграции. Помощь будет направлена на развитие региональной политики с опорой на европейский опыт и «ноу-хау» в рамках отраслевого диалога по вопросам политики и наращивания потенциала.

Прямая координация деятельности доноров происходит в рамках функционирования АСЕМ, АСЕФ и АСЕАН. В целях обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов действия АСЕАН должны быть определены и разработаны после согласования с донорами и другими заинтересованными сторонами на месте. Для достижения этой цели Комиссия содействует Секретариату АСЕАН в деле структурирования процесса координации доноров под его руководством. На этом пути заметен прогресс.

ЕС также стремится помочь Азии защитить окружающую среду и обеспечить устойчивое будущее для развития экономики в

регионе. Проблемы окружающей среды редко ограничены государственными границами, поэтому работа над ними в рамках разработанного подхода ведется на региональном уровне. Таким образом, наша поддержка программ Свитч Азия, ФЛЕГТ и будущих финансовых инструментов должна осуществляться на региональном уровне. Ужесточение доступа к внешнему финансированию и потребность в смягчении последствий климатических изменений требуют привлечения инвестиций. Гранты должны вызвать дополнительное финансирование со стороны европейских и других финансовых учреждений для ключевых инвестиций в инфраструктуру в области окружающей среды и энергетики.

Помощь в сфере высшего образования дополняет нашу поддержку базового образования, которая обусловлена ЦРТ-2 и направлена на всеобщий охват населения начальным образованием. Финансирование базового образования составляет более 15% ассигнований Инструмента сотрудничества в развитии (ИСР) для расширения двустороннего сотрудничества в целях развития Азии в период между 2007 и 2013 гг. В этом контексте следует подчеркнуть, что общая сумма расходов ИСР на развитие сотрудничества в Азии в области образования и здравоохранения составляет около 30% и, таким образом, превосходит 20%, предусмотренные Комиссией на базовое здравоохранение и образование.

Что касается предусмотренного международного сотрудничества в области охраны здоровья людей и животных, а также поддержки перемещенных лиц, региональный подход является необходимым, учитывая, что несколько стран пострадали от этих проблем и, следовательно, требуется обеспечение трансграничной помощи.

Комиссия придает большое значение координации деятельности доноров. В Многолетней индикативной программе 2011-2013 (МИП), таким образом, по-прежнему уделяется внимание координации и согласованию работы с государствами-членами и другими донорами, что готовит почву для соблюдения принципов дополнительности и разделения труда при заключении соглашений между донорами. Тесная координация действий доноров происходит на месте.

Финансирование в рамках программы ФЛЕГТ, которая, в частности, финансируется совместно Финляндией, Германией и Ве-

ликобританией, служит хорошим примером оперативной координации деятельности доноров на региональном уровне. Подразумевается, что в будущем и Нидерланды также будут участвовать в софинансировании. Для обеспечения тесной координации представители Департамента международного развития, ФАО и Германского общества по техническому сотрудничеству представлены в Руководящем комитете по управлению текущей программой, осуществляемой Европейским институтом леса, а в будущем ожидается привлечение средств и из других источников.

Переговоры с Европейским инвестиционным банком, Азиатским банком развития, Всемирным банком и другими донорами о согласовании финансовых поступлений также продолжатся. С этой целью будут дополнительно изучены возможности повышения оперативного сотрудничества с финансовыми учреждениями. Поступая таким образом, Комиссия твердо намерена повысить эффективность использования внешней помощи. Сотрудничество со Всемирным банком расширяется, и мы вносим большой финансовый вклад в целевые фонды Всемирного банка в Азии. Так как трастовые фонды и Рамочное соглашение по совместному финансированию между комиссией и Всемирным банком было продлено в марте 2009 г. еще на три года, наше сотрудничество может продолжаться на прочной основе. Что касается нашего сотрудничества с европейскими и другими международными финансовыми институтами, создание инвестиционного инструмента будет основой для структурированного оперативного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы также совместно с международными организациями, такими как Европейский институт леса, ЮНЕП, ФАО, ВОЗ и ВОЗЖ, реализуем финансирование ряда региональных инициатив, обеспечивая тем самым тесное оперативное сотрудничество. Хотя неправительственные организации будут играть важную роль в реализации помощи перемещенным лицам, УВКБ ООН останется основным партнером, учитывая его опыт и полномочия в деле защиты беженцев и перемещенных лиц, а также его важную роль в правозащитной деятельности.

Защита прав человека и демократии, равенства мужчин и женщин, хорошее управление, права ребенка и права коренных народов, обеспечение экологической устойчивости и борьба с ВИЧ/СПИД являются основными сквозными вопросами, прохо-196

дящими через все темы сотрудничества. Они решаются в ходе диалога на национальном и региональном уровнях и упорядочиваются в рамках программы в случае необходимости. В частности, в отношении действий в поддержку перемещенных лиц и приграничного сотрудничества в области охраны здоровья человека и животных будут проводиться соответствующие экспертизы.

Признавая, что политика ЕС, так же как и сотрудничество в области развития, может иметь большое воздействие на страны-партнеры, соответствующие установки систематически включаются в диалоги с нашими партнерами в регионе для обеспечения согласованности политики в целях развития.

Эти диалоги, реализация стратегий и соответствующих программ направлены на обеспечение согласованности в 12 областях: торговля, окружающая среда, изменение климата, безопасность, сельское хозяйство, рыболовство, социальные аспекты глобализации, занятость и достойные условия труда, миграция, научно-исследовательская деятельность и инновации, информационное общество, транспорт и энергетика.

Комиссия содействует включению этих областей в диалог азиатских партнеров на региональном и национальном уровнях, а также обеспечивает согласованность новых европейских инициатив в области политики и законодательства посредством консультаций всех заинтересованных служб Комиссии, а также путем организации независимых экспертиз.

Анализ и консультации в рамках Среднесрочного обзора (ССО) привели к следующим выводам: хотя произошли важные события, реализация Региональной стратегии по-прежнему значима и актуальна. Таким образом, наше региональное сотрудничество в период 2011-2013 гг. выстраивается на основе существующей Стратегии с целью консолидации необходимых усилий, начатых в рамках Первой индикативной программы.

Опираясь на значительные достижения и разработки в АСЕМ и АСЕАН, мы будем усиливать нашу поддержку АСЕМ и АСЕАН. Поддержка АСЕМ должна, таким образом, продолжиться и укрепляться в обозначенных направлениях. Вступление в силу Устава АСЕАН в конце 2008 г. стало важной вехой в дальнейшем развитии отношений ЕС - АСЕАН.

Что касается нашей прямой поддержки СААРК, то она по указанным выше причинам должна быть ограничена. Однако мы преследуем цель поддерживать интеграционные тенденции южноазиатских партнеров и включаем в МИП положения, в соответствии с которыми возможна поддержка трансграничного сотрудничества двух или более южноазиатских партнеров.

В отношении защиты окружающей среды, энергетики и изменения климата предлагается осуществить следующие действия. Учитывая достижения и уроки первой МИП, наш вклад в обеспечение устойчивого потребления и производства (Свитч Азия) и в области правоприменения, управления и торговли в лесном секторе (ФЛЕГТ) должен быть увеличен в целях закрепления прогресса и расширения числа участников. Для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним должен быть создан финансовый инструмент для Азии. Этот инструмент мобилизует и дополнит ресурсы наших главных финансовых партнеров.

Высшее образование остается стратегически важной частью устойчивого развития и борьбы с бедностью в Азии, и наша поддержка весьма востребована нашими партнерами. Должно продолжиться наше содействие в рамках программы «Эразмус Мундус».

Как показала недавняя пандемия А/И1№, трансграничное сотрудничество в области здравоохранения также остается важным. Помимо птичьего гриппа, в фокусе нашего внимания в ближайшие годы должны быть основные инфекционные заболевания, передающиеся в экосистеме от животных к человеку, и осуществлять это в рамках подхода «Единое здоровье».

Наконец, остается жизненно необходимой наша помощь перемещенным лицам. Дальнейшая помощь требуется в Афганистане, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Бангладеш, на Филиппинах, в Индонезии, Непале и Пакистане. Учитывая текущие и растущие потребности, ассигнования в соответствии с предыдущими обязательствами являются необходимыми.

Основываясь на вышесказанном, принимая во внимание существующие потребности и возможности освоения средств, на МИП 2011-2013 гг. предлагается выделить до 321 млн. евро. В 2007 г. был намечен рост до 375 млн. евро на вторую МИП, однако срочные потребности в Афганистане и Пакистане требуют увеличения

ассигнований на эти две страны, и выделенные средства могут достичь 107 млн. евро, что превысит предыдущие обязательства на 7%.

3. Азиатская региональная индикативная программа на 2011-2013 гг.

В соответствии с Инструментом сотрудничества в развитии (ИСР) Стратегия по развитию региона Европейской комиссии направлена на искоренение нищеты путем поддержки устойчивого экономического роста на широкой основе, содействие благоприятной окружающей среде и условиям для торговли и интеграции в регионе, совершенствование управления, повышение политической и социальной стабильности, а также содействие достижению ЦРТ. Основные показатели успешного осуществления этой Программы, таким образом, включают ЦРТ, и прогресс в регионе ведет к их достижению. В этой связи следует иметь в виду, что региональные программы дополняют 18 страновых программ. Они обеспечивают большую часть помощи в развитии сотрудничества и направлены на сокращение масштабов нищеты посредством принятия мер на национальном уровне.

Дальнейший стратегический диалог с основными азиатскими партнерами остается основным приоритетом, так же как обеспечение выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и оказание помощи в переговорах о Соглашении о свободной торговле в регионе. Глобальные вызовы наравне с изменением климата и проблемами прав человека и управления, станут предметом регулярных переговоров с азиатскими партнерами.

Региональная Стратегия для Азии на период 2007-2013 гг. и первая МИП, охватывающая период с 2007 по 2010 г., были приняты Европейской комиссией 24 июля 2007 г. В соответствии со Стратегией вторая МИП охватит период с 2011 по 2013 г. и будет сфокусирована на трех основных направлениях: (1) поддержка региональной интеграции; (2) политика и сотрудничество, основанное на передаче «ноу-хау»; (3) помощь перемещенным лицам. Основные цели и намеченные действия описаны ниже. Ожидаемые результаты, предположения и показатели, координация с государствами-членами, другими донорами и партнерами по развитию и

сопряженные вопросы будут полностью представлены во время разработки Ежегодных программ действий.

3.1 Поддержка региональной интеграции

Региональная интеграция будет осуществляться путем сотрудничества в рамках форума «Азия - Европа» (АСЕМ) с АСЕАН и Южной Азией.

Помощь, которую мы оказываем в рамках АСЕМ, направлена на: (1) активизацию диалога в рамках АСЕМ с помощью Инструмента диалога; (2) интенсификацию работы Азиатско-европей-ского фонда; (3) дальнейшее развитие трансъевроазиатской информационной сети для развития внутри- и межрегионального сотрудничества в области науки и образования.

Инструмент диалога в рамках АСЕМ

Основной целью является углубление сотрудничества между странами в азиатском регионе и усиление глобального партнерства в целях его развития, таким образом способствуя реализации пункта 8 ЦРТ. Особым средством является усиление результативного политического диалога и сотрудничество в рамках АСЕМ. Это будет достигнуто в соответствии с принципом избирательного лидерства АСЕМ, ориентируясь на те сферы, где Комиссия могла бы внести свой вклад в глобальное партнерство с целью развития. Будет поддерживаться диалог в следующих приоритетных сферах: (1) экономика и финансы; (2) трудовая занятость и социальная политика; (3) окружающая среда, энергетика и изменение климата; (4) развитие и (5) культурные различия и межкультурный диалог. В дополнение к этим общим вопросам будут рассматриваться специальные вопросы, такие как образование, снижение угрозы катастроф, корпоративная и социальная ответственность, достойные условия труда, социальная защита в соответствии с конвенциями МОТ, средний и малый бизнес, защита интеллектуальной собственности. Это развивающийся инструмент, который может также способствовать диалогу в других областях, таких как научные исследования, транспорт и миграция. Это внесет свой вклад в реализацию пункта 8 ЦРТ.

Фонд Азия - Европа (АСЕФ)

Цели фонда, основанного в 1997 г. в рамках АСЕМ, следующие: (1) обеспечение дальнейшего диалога между гражданскими обществами Азии и Европы; (2) укрепление связей между правительствами и группами гражданских обществ в Азии, включая региональные и местные власти; (3) вклад в политический диалог и академические дискуссии по темам межрегиональной значимости; (4) дополнение и помощь в проведении официального диалога и мероприятий АСЕМ.

Мы будем поддерживать АСЕФ в следующих ключевых областях: (1) диалог между культурами и цивилизациями, включая политический диалог по вопросам культуры между культурными сетями и организациями; (2) молодежь, образование и научное сотрудничество; (3)надлежащее управление, демократия и права человека; (4) окружающая среда и устойчивое развитие; (5) принцип многосторонности, регионализация и глобализация.

АСЕФ усилит сотрудничество с основными культурными, интеллектуальными, молодежными и массмедиа организациями для распространения информации и распределения ресурсов, информирования общественности о работе АСЕМ. Таким образом, эта помощь прямым образом будет способствовать реализации пункта 8 ЦРТ.

Трансъевроазиатская информационная сеть (ТЕЙН4)

Сеть имеет целью расширение и усиление научных и учебных связей, установленных в рамках сети предыдущего поколения (ТЕЙН3), и усиление межрегионального и внутрирегионального сотрудничества в области научных исследований и образования. Сеть обеспечит условия для сетевых исследований в Азии, особенно в слаборазвитых странах, что снизит цифровое неравенство в Азии. Сеть будет сфокусирована на: (1) вводе в действие Сети, получении дополнительных мощностей и других возможностей в целях консолидации, усиления и расширения связей, установленных ТЕЙН3, и получения дополнительного финансирования; (2) продвижении и поддержке путем стимулирования инновационных приложений (предоставление медицинских услуг, электронное обучение, прогнозирование состояния окружающей среды и т.д.) и

организации совместных исследований в рамках научных программ ЕС; (3) устойчивом развитии.

Помощь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Общая цель оказания помощи АСЕАН - это вклад в региональную интеграцию после принятия Устава АСЕАН и плана действий (дорожной карты) АСЕАН на 2009-2015 гг. Поддержка будет оказываться органам АСЕАН в выполнении их мандатов в соответствии с Уставом в целях осуществления проектов АСЕАН, опираясь на европейский опыт и «ноу-хау» посредством осуществления отраслевого диалога по вопросам политики и расширения потенциальных возможностей организации.

Измерение прогресса в достижении целей АСЕАН, в том числе сотрудничества в области статистики и переговоров о Соглашении в области свободной торговли, относится к общеотраслевой деятельности. К отраслевой деятельности относятся усилия по снижению риска катастроф. Ожидаемые результаты включают расширение потенциальных возможностей, гармонизацию юридических рамок, усиление координации, информированности и прозрачности. Деятельность может включать техническую поддержку Секретариата, в том числе на национальном уровне, включая тренинги, семинары, конференции, обмены визитами, учебные поездки, встречи групп специалистов и прочие контакты. Показатели включают рост интеграции в странах АСЕАН, измеряемый с учетом заявленных в трех проектах АСЕАН целей (таких как внутрирегиональное передвижение людей, товаров и капиталов, в том числе в рамках принятого законодательства), а также продолжающееся движение АСЕАН на пути к достижению Целей развития тысячелетия.

Деятельность в Южной Азии

Предлагается сосредоточить помощь странам СААРК, включая Афганистан, на создании регионального потенциала. Мероприятия будут способствовать взаимодействию институциональных сетей в Южной Азии и содействовать региональной интеграции в отдельных областях, а именно: окружающая среда и рациональное использование природных ресурсов, а также уменьшение

угрозы бедствий. Хотя наша прямая поддержка СААРК должна сократиться, мы по-прежнему поддерживаем интеграцию в регионе, допуская гибкость в подходе.

С этой целью мы намерены поддерживать инициативы и / или трансграничное сотрудничество между двумя или более южноазиатскими партнерами следующим образом:

(1) для регионов, подверженных стихийным бедствиям и неблагоприятным последствиям изменения климата: расширение возможностей в этой области должно быть обеспечено на региональном уровне, включая научные исследования, обучение, развитие системного подхода и обмен информацией для эффективного снижения риска бедствий и управления ими; важной заинтересованной стороной, которая должна принять участие в подготовке такого проекта, будет Региональный центр СААРК по борьбе со стихийными бедствиями в Нью-Дели;

(2) следует признать, что местные системы землепользования и изменение климата влияют на стабильность неустойчивых горных экосистем в Гиндукуш-Гималаях и на жизнь населения горных районов, а также имеют негативное воздействие на прибрежные районы и запасы пресной воды для всего региона; это существенно влияет на жизнь населения горных и прибрежных районов; региональная трансграничная программа, таким образом, предназначена для того, чтобы справиться с этими изменениями, адаптироваться к ним, извлечь максимальную пользу из новых возможностей.

3.2 Политика и сотрудничество, основанное на передаче «ноу-хау»

3.2.1 Окружающая среда, энергетика и изменения климата

Основными видами деятельности в этой сфере являются:

(1) устойчивый уровень производства и потребления в Азии;

(2) Правоприменение, управление и торговля в лесном секторе (ФЛЕГТ); (3) Азиатский инвестиционный инструмент (АИФ). Эти меры будут способствовать реализации пункта 7 ЦРТ и других целей, в частности пункта 1 ЦРТ.

Устойчивый уровень производства и потребления в Азии (Свитч Азия)

Устойчивый уровень производства и потребления в Азии -это действия, направленные на экологически ориентированный рост с помощью поддержки проектов, влекущих за собой устойчивый уровень производства и потребления в азиатской промышленности. Программа также усилит экологическое сотрудничество между Европой и Азией, вовлечет в процесс частный сектор. В ней намечены действия по решению основных экологических проблем в Азии, в частности, росту потребления в регионе природных ресурсов, в том числе электроэнергии, что привело к росту выбросов парниковых газов и ухудшению состояния окружающей среды из-за неустойчивых моделей и процессов производства и потребления, в том числе к утрате биологического разнообразия и обезлесения, неконтролируемым выбросам химических частиц, загрязнению воздуха и воды.

Хотя деятельность будет охватывать как производство, так и потребление, основными целевыми группами Программы будут обрабатывающая промышленность Азии, особенно малые и средние предприятия, с целью улучшения качества и расширения жизненного цикла продукции. Государственные учреждения и органы, а также розничные предприятия также будут охвачены ввиду их роли в системе государственных закупок. Наконец, потребительским организациям будет оказываться содействие в устойчивом потреблении и спросе на экологически чистые товары и услуги. Программа включает в себя стимулы участия наименее развитых стран и будет поддерживать деятельность на региональном уровне.

Правоприменение, управление и торговля в лесном секторе (ФЛЕГТ)

Эта программа предусматривает продолжение претворения в жизнь общего плана действий ЕС ФЛЕГТ и исполнения обязательств азиатских стран по предотвращению незаконной вырубки леса. Цель состоит в том, чтобы способствовать управлению природными ресурсами, сокращению бедности, улучшению управления лесным хозяйством в Азии. Основные результаты включают

укрепление и расширения возможностей национальных учреждений в области лесного законодательства, обмен опытом, в том числе в сфере контроля и судебного преследования. Кроме того, будет укрепляться региональное таможенное сотрудничество по предотвращению незаконной торговли древесиной. После первого этапа программы мероприятия будут сконцентрированы на обучении, размещении и обмене опытом участников лесного хозяйства.

Азиатский инвестиционный инструмент (АИФ)

Деятельность в этом направлении будет сосредоточена на изменении климата и «зеленых инвестициях». Она направлена на мобилизацию и дополнение ресурсов основных наших финансовых партнеров - Европейского инвестиционного банка, Германского банка реконструкции, Французского агентства развития и, возможно, Азиатского банка развития - и, таким образом, это будет содействовать привлечению инвестиций в области энергетики, окружающей среды и изменения климата, а также финансирования малого и среднего бизнеса. Основной целью АИФ является содействие дополнительным инвестициям и ключевым объектам инфраструктуры в области энергетики и окружающей среды.

Фонд будет предоставлять гранты для поддержки кредитов странам - партнерам Европейского инвестиционного банка и других международных и национальных финансовых институтов. Финансируя техническую помощь и предоставляя дополнительные гранты, данный финансовый инструмент будет поощрять правительства и государственные учреждения-бенефициарии осуществлять инвестиции в сферы энергетики и защиты окружающей среды, которые иначе были бы отложены ввиду нехватки ресурсов.

3.2.2 Высшее образование

Дальнейшая поддержка будет предоставлена для содействия партнерству между европейскими и азиатскими вузами, включая стипендии, способствующие мобильности на всех уровнях обучения. Общая цель заключается в содействии экономическому, научному и социальному развитию в Азии, что будет способствовать борьбе с нищетой в регионе. Конкретные цели заключаются в сле-

дующем: (1) упростить для азиатских стран, их студентов, ученых и вузов участие в системе высшего образования по мировым стандартам; (2) усилить содействие образовательным и межкультурным обменам; (3) оказывать помощь университетам и высшим образовательным учреждениям в Азии, поднять их академические стандарты и одновременно справиться с увеличением спроса на образование; (4) установить прочные связи между европейскими и азиатскими университетами, поддерживая развитие азиатских стран, тем самым способствуя борьбе с нищетой.

Мероприятия включают схемы мобильности для студентов и ученых, обмен передовым опытом между ЕС и азиатскими университетами. Поддержка деятельности может включать в себя семинары, ярмарки высшего образования, встречи сторон, исследования, предоставление информации о помощи в передаче знаний и повышении квалификации и их прозрачности. Страны-партнеры выиграют от европейского опыта сотрудничества в области высшего образования, мобильности и реформ. Эта программа дополняет мероприятия по развитию образовательного сектора на национальном уровне.

Показатели включают число студентов, ученых и преподавателей, которые работают в областях, связанных с потребностями региона, улучшение академических стандартов в азиатских университетах, расширение доступа учащихся из неблагополучных групп населения к высшему образованию, устойчивое партнерство между азиатскими и высшими учебными заведениями ЕС. Эти меры будут способствовать реализации пунктов 1, 3, 4 и 7 ЦРТ.

3.2.3 Сотрудничество в области охраны здоровья человека и животных

Комиссия остается ведущей силой в борьбе с гриппом, включая и новую пандемию. Масштаб ее деятельности был расширен с целью предотвращения других высокопатогенных и появляющихся болезней. Целью на ближайшие годы будет борьба с основными рисками и инфекционными заболеваниями, передающимися в экосистеме животным и людям. Эти усилия будут предприняты в рамках подхода «Единое здоровье», который получил международное признание как главная составная часть деятельности в сфе-

ре здравоохранения. Программа направлена на улучшение здравоохранения людей и животных, а также условий жизни посредством расширения возможностей региона, субрегионов и отдельных стран: 1)предотвращать, обнаруживать и отвечать на санитарные угрозы, существующие в экосистеме; 2)оптимизировать ресурсы посредством инновационного или усовершенствованного межотраслевого и регионального сотрудничества (ветеринария, сектор здравоохранения, экосистема, дикая природа).

Показатели будут включать не только стандартные показатели здоровья, но также и количество межсекторальных скоординированных мероприятий и действий по расширению возможностей предотвращения угрозы здоровью и других факторов риска.

3.3 Помощь перемещенным лицам в Азии

Около 28% фондов созданы специально для решения проблемы перемещенных лиц в условиях длительного кризиса и его последствий. Помощь будет оказываться беженцам, внутренне перемещенным лицам, репатриантам, бывшим военнослужащим и другим комбатантам путем возвращения их в страну происхождения или переселения в третьи страны. Такая помощь сейчас необходима в Афганистане, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Бангладеш, на Филиппинах, в Индонезии, Пакистане и Непале. Учитывая тот факт, что многие случаи касаются одновременно нескольких стран, необходим региональный подход. Афганский кризис, породивший 2,8 млн. беженцев, затронул Афганистан, Пакистан и Иран, в то время как бирманский кризис затронул Бирму/Мьянму, Таиланд и Бангладеш.

Целями этой программы является: (1) обеспечение связи между помощью перемещенным лицам, их реабилитацией в условиях кризиса и развитием; (2) обеспечение долговременного решения проблемы; (3) содействие становлению мира и примирению; (4) защита перемещенного населения; (5) удовлетворение потребностей демобилизованных бывших комбатантов и детей-солдат. Поддержка будет оказываться перемещенным лицам, а также местным общинам и зонам расселения. Так как поддержка направлена на связь неотложной помощи, реабилитации и развития, деятельность в этом направлении осуществляется Бюро Европейской

комиссии по гуманитарной помощи, а также в рамках страновых программ и с помощью других доноров.

Деятельность будет охватывать последствия афганского и бирманского кризисов, Индонезию, Непал, Индию, Филиппины, Шри-Ланку и Пакистан. Однако, так как существует вероятность возникновения новых кризисов, все страны, охватываемые региональной стратегией, имеют право получить подобное содействие, и финансовые вливания будут осуществляться таким образом, чтобы отвечать их особым нуждам. Хотя неправительственные организации будут играть важную роль в организации работ, УВКБ ООН останется главным партнером с учетом его опыта и мандата, а также роли в защите интересов беженцев и перемещенных лиц.

Эта деятельность включает предоставление базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также жилья, наращивание потенциальных возможностей и подготовку кадров в целях повышения уровня жизни, защиту прав человека, правового статуса перемещенных лиц, а также укрепление мира и восстановительных мер.

3.4. Принципы идентификации, мониторинга и оценок

Во время фазы идентификации при подготовке мероприятий самым тщательным образом будут применяться принципы эффективного управления проектным циклом и они будут включены в ежегодные программы действий. Для этого будут разработаны логические рамки, детализирующие следующее: (1) цель, на которую направляются финансовые средства; (2) результаты и ожидаемые выгоды для целевых групп; (3) прямые и косвенные результаты; (4) действия, которые необходимо осуществить, чтобы получить запланированные результаты, конечно, на основе детального бюджета.

Для оценки результатов финансовых вливаний в качественном и количественном отношениях показатели и источники проверки, так же как и механизмы претворения в жизнь, будут детализированы в Ежегодной программе действий. На проведение экспертиз и аудитов будут выделены специальные бюджетные ассигнования, чтобы должным образом контролировать реализацию всех программ.

Это будет включать также независимые оценки потребностей и мониторинг ситуации. Так как экспертизы начала финансирования в рамках первой программы МИП запланированы на конец 2010 г., 2011 и 2012 гг., результаты и рекомендации будут учтены во время фазы идентификации при детальной разработке намеченных программ и действий.

Наконец, необходимо подчеркнуть, что в процессе определения и подготовки финансирования будут проводиться широкие консультации доноров и партнеров по развитию, чтобы обеспечить максимальную согласованность и координацию нашей помощи, обеспечивая ее эффективность.

3.5 Индикативный бюджет

Региональная стратегия охватывает период с 2007 по 2013 г. На период с 2007 по 2010 г. была выделена сумма в размере 400 млн. евро, что составило около 100 млн. евро в год в первый программный период.

Сумма, выделяемая на азиатскую региональную программу на 2011-2013 гг., составила 321 млн. евро, что в среднем составит 107 млн. евро ежегодно и будет на 7% больше, чем в предыдущий период. Эти средства дополняют мероприятия, финансируемые в рамках программ отдельных азиатских стран и тематических бюджетных линий.

Распределение средств в рамках региональной Многолетней программы для Азии (МИП) 2011-2013 гг. в размере 321 млн. евро (индикативная разбивка по приоритетным областям):

В млн. евро 20112013 Средние ежегодные ассигнования %

1. Поддержка региональной интеграции 63 21 20

2. Сотрудничество, основанное на передаче «ноу-хау» 168 56 52

3. Помощь перемещенным лицам 90 30 28

Всего 321 107 100

Хотя цель будет заключаться в осуществлении указанных индикативных ассигнований, гибкость в отношении ежегодных отчислений и распределение средств между приоритетными направлениями будут иметь важное значение. Поэтому ассигнования могут быть изменены на ± 20%. Это положение позволит выделить дополнительные средства определенным странам региона, что даст Комиссии возможность реагировать на чрезвычайные и непредвиденные обстоятельства, включая стихийные бедствия, проблемы безопасности и политические события.

Перевод с англ. Д.Н. Андросова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.