Научная статья на тему 'Региональная специфика электорального поведения населения'

Региональная специфика электорального поведения населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
457
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ / УПРАВЛЕНИЯ / ВЫСШИМ / УЧЕБНЫМ / ЗАВЕДЕНИЕМ / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проказина Н. В.

Основой долгосрочного экономического роста на базе инноваций в любой стране должна быть система образования, позволяющая, фиксировать достигнутые результаты, и использовать их как основу будущего развития. В связи с требованием, интернационализации образования, в «Стратегии 2020» инновационные подходы, к управлению высшим, учебным, заведением должны обеспечивать возможность успешного использования опыта зарубежных образовательных учреждений. В статье оценивается, насколько эффективно с поставленной задачей может справиться, существующая, организационная модель высшего учебного заведения, обладает, ли. она признаками самообучающейся, организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Проказина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная специфика электорального поведения населения»

УДК [316.334.3:324](470.319)

Проказина Н.В,

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал; зав. кафедрой социология и психология управления, доктор социологических наук, доцент, (Российская Федерация, Орел)

Региональная специфика электорального поведения населения

Основой долгосрочного экономического роста на базе инноваций в любой стране должна быть система образования, позволяющая фиксировать достигнутые результаты и использовать их как основу будущего развития. В связи с требованием интернационализации образования в «<Стратегии 2020» инновационные подходы к управлению высшим учебным заведением должны обеспечивать возможность успешного использования опыта зарубежных образовательных учреждений. В статье оценивается насколько эффективно с поставленной задачей может справиться существующая организационная модель высшего учебного заведения, обладает ли она признаками самообучающейся организации.

Ключевые слова: система высшего образования, формирование инновационной модели управления высшим учебным заведением, самообучающаяся организация, управление знаниями.

Существует несколько теорий электорального поведения, объясняющих природу электорального выбора. Каждая теория строит свою модель электорального поведения на каком-либо одном факторе электорального выбора, придавая другим факторам второстепенное значение.

Акцентировать внимание на какой-либо одной модели сложно, так как они работают в условиях бипартийной системы и бинарного политического раскола. В российских условиях целесообразно рассматривать модели электорального поведения в их синтезе.

Выделим основные характеристики трех основных моделей электорального поведения: социологической, социально-психологической и модели рационального выбора, обозначив их особенности.

С позиции социологического подхода понять поведение избирателей возможно через изучение особенностей их жизни, тех обстоятельств, в которых они пребывают, специфики социальной структуры, определяющих выбор их осознанного действия.

X

ш с; со

с

>

о

I—

о

X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

Социальные условия имеют политические последствия, потому что они влияют на вероятность социального взаимодействия внутри групп и за их пределами, воздействуя на общий поток социальной информации, связанной с политикой. Источники информирования влияют и на уровень информирования потенциальных избирателей о деятельности органов власти.

Социальные условия и характеристики важны не только потому, что прямо и неизбежно переходят в набор интересов и сопутствующих предпочтений, но и потому, что они определяют место индивида в социальной структуре и таким образом влияют на открытость политической информации.

С позиции социально-психологического подхода существует устойчивое взаимовлияние институтов политического представительства и политических ориентаций граждан.

Граждане получают достаточно большой объем информации о политических событиях, но при этом имеют очень ограниченные временные возможности для их анализа. Тем не менее большинство избирателей имеют устойчивую схему сортировки, оценки и интерпретации новой информации.

При этом лишь некоторые граждане обладают устойчивыми, целостными, непротиворечивыми идеологическими воззрениями и используют их для анализа политических процессов. Большинство же оценивает изменяющуюся политическую ситуацию через призму лояльности к определенной партии или политическим лидерам. Партийная, политическая идентификация создает некое «сито», с помощью которого индивид пытается просеять происходящие политические события и выяснить, что наиболее со-

ответствует его скрытым предпочтениям и ориентациям. Чем более устойчива идентификация с партией, тем более очевиден принцип этого выбора.

Очевидно, что положительные идеи преобладают, и именно они могут стать основной идеологической установкой в условиях электоральной ситуации.

Объектом, с которым избиратели солидаризируются, выступает партия, склонность к поддержке которой вырабатывается у индивида в процессе ранней социализации. Главным агентом формирования политической идентификации является семья, где происходит процесс ранней социализации и формируется партийная лояльность.

В этом случае влияние социальных параметров на политические предпочтения граждан не отрицается, однако оно опосредуется фактором партийной идентификации. Таким образом, партийная идентификация — это устойчивая установка в отношении к определенной политической партии, которая непосредственно влияет на электоральное поведение индивида.

Рационально-инструменталист-ский подход к моделированию электорального поведения основан на установке, что «каждый гражданин голосует за ту партию или кандидата, которые, по его мнению, предоставят ему больше выгод, чем другие». В результате существует довольно сильная корреляция между положением в экономике и результатами выборов, что не означает, что люди понимают в экономике больше, чем в политике. Изначально при голосовании избиратель исходит из того, что именно правительство несет ответственность за состояние экономики, и если жилось хорошо — голосуй за действующую политическую элиту, если плохо — за оппозицию.

В рамках теории рационального выбора избирателя следует учитывать и модель «перспективного голосования» в зависимости от набора конкретных проблем и предложений политических сил по их разрешению.

В результате важным представляется выделение двух осей голосования: ретроспективное — перспективное; эгоцентрическое — социотропное.

Ретроспективное голосование — когда избиратель, в основном оглядываясь назад, оценивает прошлую работу политической элиты/кандидата/ партии; перспективное — когда избиратель голосует в ожидании улучшения, которое «обещано» политической элитой/кандидатом/партией в ближайшем будущем в случае, если они будут избраны на новый срок.

Эгоцентрическое голосование — когда выбор избирателя основывается на оценке собственного экономического положения; социотропное — когда выбор избирателя основывается на оценке экономического положения страны и функционирования экономики в целом1.

На электоральное поведение граждан влияют многочисленные факторы, это подтверждают сложность, много-аспектность и вариативность электорального поведения населения в целом и на региональном уровне в частности. Поэтому считаем целесообразным использовать комплексный подход при анализе электорального поведения.

Охарактеризованные теоретические подходы позволяют в целом выделить два фактора, определяющих электоральную культуру населения на региональном уровне: осознание важности и значимости выборов, проявляющихся в ответственности избирателей, и компетентность избирателей, состоящая из определенного набора знаний, позволяющих

оценивать социально-политическую ситуацию в целом.

Для регионального уровня особую актуальность приобретают такие составляющие, как:

— отношение к выборам;

— доверие к выборам;

— электоральная активность населения.

Выделим региональные особенности факторов, влияющих на электоральное поведение, на основе результатов социологических исследований, проведенных кафедрой «Социология и психология управления» в 2009 — 2014 годах. Результаты социологических исследований, используемые в процессе выборных кампаний, позволяют не только осуществлять мониторинг, но и выявлять общие тенденции, закономерности, которые необходимо учитывать в процессе осуществления управленческой деятельности2.

Первая составляющая — отношение к выборам.

Результаты опросов показывают, что большинство опрошенных убеждены в том, что участие в выборах — это обязанность гражданина, — 56,8% опрошенных. Незначительно меньше число тех, кто считает, что участие в выборах дает возможность гражданам влиять на власть и судьбу страны, — 43,2%.

Большинство респондентов убеждены в том, что выборы в большей степени могут положительно повлиять на изменение ситуации в стране (28,5%), чем изменят личное положение (16,9%). Однако пессимистичные настроения в целом относительно выборов пока остаются доминирующими (таблица 1, таблица 2).

Таблица 1 — Распределение ответов на вопрос: «Как на Ваш взгляд, могут повлиять выборы на ситуацию в России?» (декабрь 2014)

Вариант ответа % ответивших

1. ситуация изменится в лучшую сторону 28,5

2. ситуация ухудшится 5,2

3. никак не повлияют 54,9

4. затрудняюсь ответить 11,4

Таблица 2 — Распределение ответов на вопрос: «Как, на Ваш взгляд, могут повлиять выборы на Вас лично?» (декабрь 2014)

Вариант ответа % ответивших

1. моя жизнь улучшится 16,9

2. моя жизнь ухудшится 3,1

3. никак не повлияют 69,5

4. затрудняюсь ответить 10,5

X

ш с; со

с

>

о |_

о

X .0

X

О X X ш со н о

о.

<

о о

о ш со

Влияние выборов на жизнь как страны в целом, так и лично для себя респонденты связывают в первую очередь со статусом выборов. Так, позитивные изменения в стране (42%), как и для себя лично (27,4%), избиратели в первую очередь связывают с выборами Президента. Отчетливо прослеживается патерналистская установка на выборы.

Позитивные изменения в жизни респонденты связывают и с выборами губернатора (31,8%) и главы муниципального образования (30,9%). Это подчеркивает не только укоренившуюся патерналистическую установку, но и значимость персонификации власти в целом (рисунок 1).

Главы муниципального образования

Депутатов городского/районного...

Депутатов Областного Совета народных депутатов

Губернатора

Депутатов Государственной думы

Президе нта

42

' ситуация в стране изменится влучшую сторону

I моя жизнь изменится в лучшую сторону

10 20 30 40

50

Рисунок 1 — Распределение ответов на вопрос: «Как могут повлиять результаты выборов на ситуацию в регионе и на Вас лично?»

Таким образом, отношение к выборам на региональном уровне является достаточно устоявшимся, с отчетливыми патерналистскими и персонифицированными ориентациями.

Вторая составляющая — доверие к выборам. Доверие к выборам складывается из нескольких показателей, но решающим выступает уверенность в законности, честности выборной кам-

0

пании. Так, по результатам опроса, проведенного в ноябре 2013 года на территории Орловской области, уверенных в законности и честности было 27,2% респондентов; 45,1% оказались неуверенными; 27,7% опрошенных затруднились с ответом. Однако результаты опроса, проведенного в декабре 2014 года, показывают, что ситуация после прошедших выборов губернатора области кардинально изменилась.

Так, уверенными в законности и честности выборов явилось 63,0% респондентов, неуверенными — 15,6%. Полученные результаты свидетельствуют о существенном изменении, происшедшем в установках и стереотипах избирателей Орловской области по итогам выборов губернатора. Это заслуга в первую очередь избирательной комиссий Орловской области (таблица 3).

Таблица 3 — Распределение ответов на вопрос: «Уверены ли Вы в законности и честности выборов?» (2013); «Уверены ли Вы, что выборы губернатора Орловской области 14 сентября 2014 года были законными и честными?» (2014)

Вариант ответа Ноябрь 2013 Декабрь 2014

1. Да 27,2 63,0

2. Нет 45,1 15,6

3. Затрудняюсь ответить 27,7 21,5

Существенную роль в доверии к выборам играет отношение к деятельности избирательных комиссий региона. Результаты исследований показывают, что чем

ниже уровень дистанции власти между избирательной комиссией и населением, тем выше уровень удовлетворенности в целом ее деятельностью (таблица 4.)

Таблица 4 — Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы деятельностью избирательных комиссий?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да Нет Затрудняюсь ответить

1. Участковой избирательной комиссии 43,7 32,4 23,9

2. Районной (городской) избирательной комиссии 38,3 35,0 26,8

3. Избирательной комиссии Орловской области 35,0 35,1 29,9

4. Центральной избирательной комиссии РФ 34,4 37,5 28,1

Таким образом, доверие к выборам напрямую связано с деятельностью избирательных комиссий всех уровней.

Третья составляющая — электоральная активность.

Электоральная активность, по нашему мнению, состоит не только в участии в процедуре выборов, но и во многом определяется готовностью ре-

спондентов работать в составе избирательных комиссий и выступать в роли наблюдателей.

Подавляющее большинство опрошенных не желают работать в составе избирательных комиссий (68,3%).

Основными причинами отказа респонденты называют недостаток вре-

мени (31,3%) и нежелание заниматься бумажной работой (20,1%).

Готовность работать в составе избирательных комиссий выразили 20,3% опрошенных (таблица 5). Основными причинами, побуждающими их к этой

деятельности, называют: заинтересованность в улучшении деятельности избирательных кампаний (42,5%) и желание приобрести опыт организации избирательных кампаний (24,7%)

Таблица 5 — Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы работать в составе избирательных комиссий?»

Хотели бы Вы работать в составе избирательной комиссии? Доля от числа ответивших, %

Да 20,3

Нет 68,3

Затрудняюсь ответить 11,4

X

ш с; со

Ё

с

>

о |_

о

X .0

X

>

О X X ш со н о

Q.

<

О

о

о ш со

Основным мотивом уклонения от участия в выборах является уверенность в бесполезности такого участия.

Поэтому стратегической задачей как на региональном, так и на федеральном уровнях выступает повышение доверия к выборам, к политической системе, к кандидатам, политическим партиям и общественным движениям.

References

1. Pashin L. A., Prokazina N.V. Oso-bennosti jelektoral'nogo povedenija zhitelej Orlovskoj oblasti, Srednerusskij

vestnik obshhestvennyh nauk, — 2012, - № 2, p.p. 63-68. (In Russ.)

2. Prokazina N.V. Formirovanie or-ganizacionno-institucional'nyh osnov ispol'zovanija rezul'tatov oprosov obsh-hestvennogo mnenija organami uprav-lenija v Rossii, Vestnik Povolzhskoj aka-demii gosudarstvennoj sluzhby, 2014, № 4 (43), p.p. 18 - 25. (In Russ.)

3. Prokazina N.V. Ustanovki gosu-darstvennyh grazhdanskih sluzhashhih otnositel'no sociologii i ee vozmozh-nostej v professional'noj dejatel'nosti, Kazanskaja nauka, 2012, № 1, p.p. 292 — 295. (In Russ.)

1 Пашин Л.А., Проказина, Н.В. Особенности электорального поведения жителей Орловской области / Н.В. Проказина, Л.А. Пашин // Среднерусский вестник общественных наук. — 2012.— № 2. — С. 63 — 68.

2 Проказина Н.В. Формирование организационно-институциональных основ использования результатов опросов общественного мнения органами управления в России // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2014. - № 4 (43). - С. 18-25;

3 Проказина Н.В. Установки государственных гражданских служащих относительно социологии и ее возможностей в профессиональной деятельности / Н.В. Проказина // Казанская наука. — 2012. — № 1. — С. 292-295.

Prokazina N.V. — Doctor of Sociological Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Social Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel, Russian Federation, e-mail: [email protected]

REGIONAL SPECIFICITY OF ELECTORAL BEHAVIOR OF THE POPULATION

The article deals with regional specificity of electoral behavior. The author focuses on the feasibility of the complex use of sociological, socio-psychological and retrospective approaches to the analysis of electoral behavior. Conclusions and provisions are based on the results of surveys conducted in 2009 — 2014.

Keywords: electoral behavior, voters, trust to electoral commissions, electoral activity of the population.

o

C

o;

<

x

X UJ CO I-

0

Q.

1

o o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.