Научная статья на тему 'Региональная система управления физкультурой испортом: пропедевтика'

Региональная система управления физкультурой испортом: пропедевтика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ УКОРЕНЕННОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА / ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТНИКА УПРАВЛЕНИЯ / PERSONALITY-CENTERED APPROACH / INTERIORIZATION / VALUE ATTITUDE / ETHNIC ROOTS OF NATIONAL KINDS OF SPORT / DIALOGIC COMMUNICATION / PROFESSIONAL AND KEY COMPETENCES OF A MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бумбошкин Владислав Матвеевич

В статье изложены концептуальные подходы в управлении физкультурой и спортом на региональном уровне. Особое внимание уделено личностно-ориентированному и этнокультурному подходам. Научная новизна описанной системы состоит в ее направленности на формирование не только физических, но и личностных качеств занимающихся физкультурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional system of physical education and sport management: propaedeutics

The article has stated conceptual approaches to management of physical culture and sport at regional level. Special attention is paid to personality-centered and ethnic cultural approaches. Scientific novelty of described system is that it is aimed at formation not only physical, but also personal features of those, who are engaged in physical culture and sport.

Текст научной работы на тему «Региональная система управления физкультурой испортом: пропедевтика»

В дальнейшем по мере усвоения материала такая потребность будет отпадать: чем меньше при анализе ученик делает ошибки, учитель потребует доказательств, чтобы выяснить причину их появления. Если, например, отвечающий, перечисляя признаки глагола расцветает, отнес его к глаголам совершенного вида, следует потребовать доказательств, в процессе которых обнаружится, оговорился ученик, или не умеет применить имеющиеся знания, или эти знания у него отсутствуют.

Следующее качество ответа - последовательность изложения материала. Обычно в ответах содержатся описания языкового явления, какие-либо выводы и примеры, которыми иллюстрируются эти положения или на анализе которых делаются обобщения. Например: «приставкой называется значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов или форм: закрыть, открыть. Оба глагола образовались от глагола крыть: первый с помощью приставки за-, второй - от-».

Если излагается материал большой по объе-

му, может быть выделена главная мысль, ведущая идея, которой объединяется весь материал и устанавливается последовательность его сообщения. Ведущей мыслью в теме «Значение и грамматические признаки прилагательного» будет то, что прилагательное обозначают признак предмета. Именно этим определяется содержание и последовательность изложения материала. К сожалению, эта сторона ответа не всегда принимается во внимание.

В основу ответа на одну и ту же тему можно положить разные идеи, что приводит и к разному построению ответа. Например, в ответах на тему «Употребление запятой при однородных членах» можно исходить из классификации союзов, которыми соединяются однородные члены, но можно построить ответы, учитывая тип правил по характеру директивы: сначала излагать позитивные правила (когда однородные члены разделяются запятой), потом негативные (когда запятая между однородными членами не ставится).[3; с. 116]

Литература

1. Орлова А.М. Усвоение синтаксических понятий учащимися. - М.: Просвещение, 2001. - 76 с.

2. Добромыслова В.А. О состоянии и задачах развития методики русского языка как науки. - М.: Просвещение, 2008. -191 с.

3. Текучев А.В. Грамматический разбор в школе. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1970. - 190 с.

Бабушкин Сергей Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Babushkin Sergey Matveevich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin st., 24a.

УДК 796:159.9

© В.М. Бумбошкин Региональная система управления физкультурой и спортом: пропедевтика

В статье изложены концептуальные подходы в управлении физкультурой и спортом на региональном уровне. Особое внимание уделено личностно-ориентированному и этнокультурному подходам. Научная новизна описанной системы состоит в ее направленности на формирование не только физических, но и личностных качеств занимающихся физкультурой и спортом.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, интериоризация, ценностное отношение, этническая укорененность национальных видов спорта, диалогическое общение, профессиональные и ключевые компетенции работника управления.

V.M. Bumboshkin

Regional system of physical education and sport management: propaedeutics

The article has stated conceptual approaches to management of physical culture and sport at regional level. Special attention is paid to personality-centered and ethnic cultural approaches. Scientific novelty of described system is that it is aimed at formation not only physical, but also personal features of those, who are engaged in physical culture and sport.

Keywords: personality-centered approach, interiorization, value attitude, ethnic roots of national kinds of sport, dialogic communication, professional and key competences of a manager.

Система управления физкультурой и спортом на региональном уровне в их современной интерпретации требует инновационных подходов. Наиболее распространенной ошибкой в традиционной системе было сведение физической культуры к физическому воспитанию. Физическая культура - это не утверждение культа здоровья и физических достижений, а культура развития здоровья как «состояния полного физического, ментального и социального благополучия» (ВОЗ,1978) и его использования не только и не столько для личного благополучия, сколько для деятельности во имя создания общества, в котором все члены будут полностью физически, ментально и социально благополучными, т. е. здоровыми в современном понимании здоровья.

Инновационный подход в управлении физкультурой и спортом означает внедрение новшеств (новаций) во все виды физкультурно-спортивной деятельности, связанное с новым толкованием традиционных понятий и традиционных видов деятельности, с преодолением сложившихся стереотипов.

Одного здоровья в предмете физкультуры и спорта даже в его современном понимании мало. Существует стереотип, смысл которого отражен в известной поговорке «В здоровом теле -здоровый дух». Однако не всегда в здоровом теле здоровый дух. Смысл физической культуры в том, чтобы всегда в здоровом теле был здоровый дух, была направленность на благополучие общества.

Деятельность по управлению физической культурой и спортом должна быть построена на лич-ностно-ориентированном подходе, который означает направленность физкультурно-спортивной деятельности не только на физическое развитие и достижения, но и на личностное развитие, формирование на занятиях физкультурой и спортом личностных качеств.

Нет сомнений в том, что в контексте освоения физических упражнений, спортивных приемов можно формировать такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, честность, толерантность, конкурентоспособность и др.

Как известно, любое физическое действие отражается во внутреннем плане, в психике. Происходит интериоризация внешних действий. Педагоги доказали, что интериоризацией можно управлять и формировать нужные личностные качества. Планомерная интериоризация физических действий по методике П.Я. Гальперина осуществляется, по всей видимости, проще, чем

интериоризация абстрактных понятий и действий. Из этого следует, что личностно-ориентированный подход в управлении системой физкультуры и спортом вполне доступен и актуален как для самих спортсменов, так и для общества в целом: личностные качества способствуют повышению спортивных достижений спортсменов, а общество получает гармонично развитых членов.

Ценностно-ориентированный подход в управлении физкультурой и спортом состоит в создании условий для формирования ценностного отношения к физкультуре и спорту и на его основе ценностного поведения, целью которого будет не только физическое, но и личностное развитие.

В современном мире физкультура и спорт признаются одной из основных ценностей человека. Ценностное отношение к физкультуре и спорту представляет собой субъективно окрашенное личностью отражение взаимосвязей своих потребностей с физкультурой и спортом, являющееся фактором, обусловливающим ее поведение. Поэтому важно, чтобы у личности появилась потребность в занятиях физкультурой и спортом, чтобы были обеспечены условия для появления этой потребности. Мы не будем здесь вдаваться в подробности характеристики ценностного отношения к физкультуре и спорту, отметим лишь два основных параметра его характеристики: модальность - его качественно -содержательная характеристика и интенсивность - показатель того, в какой степени запечатлены в физкультуре и спорте те или иные потребности личности.

Далее, в управлении физкультурой и спортом особое значение придается этнокультурному подходу.

В соответствии с примордиалистской парадигмой («primordial» в переводе с английского означает «изначальное, исходное, исконное») этничность, этническая принадлежность является укорененным свойством личности, т.е. имеет объективную, независящую от сознания основу [1, с.92] Нет сомнения в том, что, например, национальная бурятская борьба является атрибутом этничности. У бурят борьба, стрельба из лука, скачки на лошадях культивировались как «эрын гурбан наадан» (три игры мужей) и представляют собой мужское спортивное троеборье.

В прежние годы национальные виды спорта были оттеснены современными видами и стали забываться, но в последние годы они возрождаются и становятся популярными, что доказывает

их укорененность, заложенность в генетическом коде. Эта укорененность проявляется и на индивидуальном уровне. Известные мастера вольной борьбы, добившиеся выдающихся спортивных результатов, в числе факторов своей спортивной успешности не в последнюю очередь называют и этнический фактор, проявляющийся в стиле их мастерства.

Одним из важных элементов управления физкультурой и спортом в республике мы рассматриваем поддержание и развитие национальных видов спорта, организацию спортивной тренировки борцов и лучников на основе учета этнопедагогических и этнопсихологических характеристик личности спортсменов, воспитания у них ценностного отношения к этнокультурному ресурсу и освоения ими этого ресурса в гармоничном сочетании с современным арсеналом научных и практических достижений в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.

В системе управления физкультурой и спортом обязан найти реализацию гуманистический подход, означающий гуманизацию отношений между субъектами физкультурно-спортивной деятельности на всех уровнях, в первую очередь между педагогом (тренером) и учеником (спортсменом). Педагог не должен диктовать условия, навязывать свою волю, требовать безоговорочного подчинения ученика. Между педагогом и учеником должно иметь место диалогическое общение, совместное обсуждение ситуации, оба активны, при этом активность направлена не на партнера, а на предмет общения. Каждый (педагог и ученик) имеет собственное видение предмета. В ходе общения мнения пересекаются, возникает общее смысловое поле, открывающее каждому то, что ранее было известно ему в виду одностороннего ведения предмета общения.

В ходе диалогического общения может быть достигнуто глубинное педагогическое общение, как встреча двух поколений, когда действуют принципы принятия и доминантности на другого, появляется взаимопонимание, доверие, готовность к творческому взаимодействию.

В режиме диалогического общения педагога и ученика становится возможной реализация технологии педагогической поддержки, смысл которой состоит в том, что педагог актуализирует внутренний потенциал ученика для самостоятельного преодоления им встретившегося препятствия на пути к достижению цели.

Следует подчеркнуть роль человеческого фактора в эффективности управления физкуль-

турой и спортом. Система управления по-настоящему эффективна тогда и только тогда, когда она рассчитана на инициативу непосредственных исполнителей управленческих функций на всей вертикали управления снизу до верха. Речь идет не о простом исполнении директив и указаний сверху, а о критическом подходе к ним, о возможности разумной критики и оппонирования. Л.И. Лурье прав, говоря о том, что «управление не должно превращаться в поучения, приводить к бесправному положению подчиненных». «Управленческое решение правильно, - считает Л.И. Лурье, - если оно стало ценностью и приобрело смысл совместной деятельности всех участников процесса» [2, с.226]. В связи с этим появляется необходимость компе-тентностного подхода в управлении. Работник управления такой же участник всего физкуль-турно-спортивного процесса, как и другие участники, у всех единая цель. Поэтому любая проблемная ситуация должна найти компетентное решение. Работник управления должен обладать совокупностью профессиональных и ключевых компетенций. К числу базовых профессиональных компетенций управленца в области физкультуры и спорта относятся: методологическая - способность использовать правильные методы управления; технологическая - способность использовать различные технологии управления; менеджерская - способность к организации управленческого процесса; предпринимательская - способность к инновационной деятельности в управлении. К ключевым (универсальным) компетенциям работника управления следует отнести коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, способность видеть и решать проблемы, находить и использовать информацию, способность работать в команде, способность порождать новые идеи, работать в международной среде, способность оценивать последствия своей управленческой деятельности при разработке и осуществлении социально значимых проектов; углубленное знание правовых и этических норм в управленческой деятельности и др.

Система управления физкультурой и спортом на региональном уровне так многоаспектна и многомерна, что ее педагогическая модель требует подробного монографического описания. Здесь мы ограничились пропедевтическим изложением проблемы, кратким описанием наиболее значимых и актуальных, на наш взгляд, концептуальных подходов в решении проблемы.

Литература

1. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010.

2. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. - М.: Гардарики, 2006.

Бумбошкин Владислав Матвеевич, руководитель Республиканского агентства физической культуры и спорта, заслуженный тренер России, г. Улан-Удэ, e-mail: bvmsport@yandex.ru, тел.: (3012) 21-45-36 факс.: (3012)21-75-29, моб.тел.: 8 (9025) 65-66-93.

Bumboshkin Vladislav Matveevich, head of the Republican Agency of Physical Culture and Sport, Merited Coach of Russia, Ulan-Ude, e-mail: bvmsport@yandex.ru, tеl.: (3012) 21-45-36, fax: (3012)21-75-29, mob. tel.: 8 (9025) 65-66-93.

УДК 796

© В.М. Бумбошкин Физическая культура и спорт: современная интерпретация

В статье дано определение предмета «физкультура» как науки, описаны изменения в содержании и методах спортивной педагогики, изменения в физкультурном и спортивном образовании, обоснована необходимость непрерывного и мульти-культурного образования, учета гендерных особенностей в спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, предмет физкультуры, самоактуализация, физический интеллект, непрерывное образование, гендерные особенности, мультикультурализм, традиционная физическая культура бурят.

V.M. Bumboshkin

Physical culture and sport: a modern interpretation

The article defines the subject of physical culture as a science, the changes in the content and methods of sports pedagogy, in physical and sports education have been described, the necessity of continuous and multicultural education has been substantiated taking into consideration the gender features in sports, training and competitive activities .

Keywords: physical culture, subject of physical culture, self-actualization, physical intellect, continuous education, gender features, multiculturalism, traditional physical culture of Buryats.

В настоящее время наблюдается кардинальное изменение предмета и методов физической культуры. Во-первых, произошло расширение содержания предмета физкультуры. Она рассматривается как фундаментальная составляющая культуры в целом. Культура как таковая исторически появилась именно как культура физическая, как процесс и результат биологической адаптации популяций, которая осуществляется по отношению к экологическому и социально-политическому контекстам. Для физической культуры доминирующим является экологический контекст, т.е. окружающая среда, с которой взаимодействуют люди для обеспечения своих жизненных возможностей. В процессе этого выживания, этой борьбы за существование осуществляется биологическая адаптация, а вместе с ней формируется и развивается физическая культура.

Жизненные возможности включают как благоприятные, так и неблагоприятные факторы для развития физической культуры. Взаимодействие людей с физической окружающей средой может быть двух направлений: одно связано со стратегией изменить и подчинить себе окружающую среду, а второе - со стремлением жить в гармонии со средой, менять свое поведение, чтобы приспособиться к изменениям экосисте-

мы. Первое направление характерно для западной цивилизации, а второе - для восточной культуры: японской, китайской, индийской, монгольской. Это нашло отражение, в частности, в единоборствах. Физическая культура является основой культуры вообще и неотделима от культуры в целом, что мы и наблюдаем в восточных единоборствах.

В странах Востока, отмечают Н.В. Абаев и С.В. Калмыков, с древнейших времен практиковались различные системы психофизических упражнений, передававшиеся на протяжении многих столетий от поколения к поколению в общем комплексе культуры восточных народов и образующие множество относительно самостоятельных культурно-психологических традиций, которые основывались на тех или иных системах психосоматической тренировки и регуляции [1, с.5].

Благодаря происходящей в наши дни интенсивной интеграции западной и восточной физических культур наблюдается активное изменение предмета физической культуры.

Физическую культуру следует трактовать как науку, предметом которой служат физические и психофизиологические аспекты сохранения и развития здоровья в его современном понимании, здорового образа жизни или изменения не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.