Научная статья на тему 'Региональная система образования: вызовы глобализации'

Региональная система образования: вызовы глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ / ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ / ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дадаев Лема Мухадинович

В статье рассматривается динамика региональной системы образования в свете глобализационных императивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная система образования: вызовы глобализации»

Региональная система образования: вызовы глобализации REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM: CHALLENGES OF GLOBALIZATION

Дадаев Лема Мухадинович, д.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Dadayev Muhadinovich Lem, Ph.D., Associate Professor of Economics and Management, KNOW VPO "Kislovodsk Institute of Economics and Law" Аннотация. В статье рассматривается динамика региональной системы образования в свете глобализационных императивов.

Ключевые слова: глобализация социально-экономической жизни, особенности

экономического потенциала России, преобразования высшего образования, интернационализация, глобальное образование, многокультурное образование, гуманизация знаний, бизнес-образование.

Summary. This article discusses the dynamics of the regional education system in the light of globalization imperatives.

Key words: globalization of socio-economic life, particularly the economic potential of Russia, the transformation of higher education, internationalization, global education, multicultural education, humanizing knowledge, business education.

Интенсивное развитие регионального уровня российской системы образования, происходящее сегодня во всех территориях страны, осуществляется в контексте жестких императивов основных тенденций мировой и российской экономики. Среди этих тенденций особое значение для территориальной системы общего и высшего образования имеет тенденция к глобализации социально-экономической жизни современного российского общества.

Сегодня уже обобщены и систематизированы особенности и недостатки экономического потенциала России в глобализирующемся мире. К конкурентному потенциалу страны обычно относят - мощную природноресурсную базу, сохранившийся производственный потенциал (несмотря на высокий уровень физического и морального износа большей части основных производственных фондов), наличие достаточно высокого научнотехнического и интеллектуального потенциала, развитие уникальных технологий на базе имеющих стратегическое значение отраслей, обладание высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности, группа отраслей, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке (нефтяная, газовая, алмазная и

др.). К недостаткам также обычно относят такие, как - высокая затратность и ресурсоемкость производства, отставание от ведущих стран мира по уровню производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, нарастание технологического отставания от ведущих промышленно-развитых стран, нарастающий физический и моральный износ основных производственных фондов, ограниченность возможностей внутреннего накопления (что вместе с утечкой капитала усиливает зависимость экономического роста страны от иностранного капитала), сохраняющаяся неравномерность социальноэкономического развития регионов России, значительный удельный вес в экономике страны теневой экономики, бюрократизация и криминализация части российской экономики(1).

Следует согласиться с тем, что в России, при наличии достаточно высокого научно-технического и интеллектуального потенциала, уникальных технологий на базе отраслей, имеющих стратегическое значение, тем не менее, нарастает технологическое отставание от ведущих промышленноразвитых стран, изнашиваются основные фонды. На наш взгляд, эти проблемы носят комплексный характер и их решение возможно лишь в результате структурной модернизации технологической, инновационной и образовательной сфер экономики.

Такое решение представляется особенно актуальным в условиях нарастающей глобализации, устойчивости экономических позиций развитых стран, возрастания конкуренции между развивающимися странами в привлечении инвестиционных ресурсов и позиционировании российской экономики на международной арене.

Хотя в литературе активно обсуждаются основные аспекты и последствия регионализации и глобализации различных сфер российской экономики, однако разработки применительно к определённой сфере образования -региональной системе образования, - практически отсутствуют. Поэтому представляемый ниже материал, отражающий теоретические и статистические данные отечественных и зарубежных источников, призван в

известной мере восполнить соответствующий научно-методический пробел(2).

По нашему мнению, в центре научного поиска должны находиться два момента - интернационализация учебного плана подготовки обучаемых и понимание глобальных императивов, предъявляемых общему и высшему образованию.

Поскольку технологический прогресс продолжает сокращать пространства, усиливая связь и динамизм международной образовательной системы, то аналитики и педагоги фактически оказываются перед растущим вызовом адаптации к этим обстоятельствам, а также сопутствующим им глобальным проблемам, таким, как - торговля, инвестиции, экологические катастрофы. Перемена национальных и глобальных контекстов, развитие новых сетей взаимодействия требует изменения восприятия и методов интернационализации высшего образования.

В данной статье использованы разработки известных специалистов по проблемам развития средней и высшей школы, в частности, обобщены современные трактовки фундаментальных категорий «интернационализация» и «глобализация»; выявлены «плюсы» и «минусы» глобализации национального общего и высшего образования; раскрыт механизм участия крупного бизнеса в магистратуре; дана оценка механизму составления международных рейтингов вузов как своеобразного инструмента конкурентной политики в условиях глобализации высшего образования; показаны глобальные изменения, происходящие в мире, изменяющие и параметры общего и высшего образования; определён ведущий национальный императив в виде преобразования высшего образования; дана оценка высшего образования, вступающего в особый социальный возраст -возраст «глобализации».

Эти материалы могут быть полезны трояко. Во-первых, они дают представление о взглядах на общие проблемы глобализации среднего и высшего образования со стороны западных специалистов. Во-вторых, некоторые идеи

носят конкретный характер, позволяющие в последующем попытаться внедрить их в практику региональной системы образования. В-третьих, представленные материалы впервые вводят в научный оборот региональной экономики уникальные зарубежные научные материалы.

Процессы дифференциации и интеграции приобретают особое значение в современной системе образования - образовательные учреждения стали объединяться в муниципальных образовательных сетях, интегрируя ресурсы и центры управления, формируя, тем самым, новые возможности для совершенствования преподавания.

Хотя международная интеграция форм и методов образования оценивается как положительное явление, она, в то же время, требует усиления разнообразия образования путем использования внутренних различий. Анализ инновационной деятельности в современных российских школах показывает, что основные направления инновационной деятельности имеют отношение к разработке и усвоению содержания образования; эффективных технологий обучения, воспитания и развития детей; новых форм организации образовательного процесса и оптимальных структур, систем и механизмов управления.

Содержание фундаментальных для анализа сферы регионального образования научных категорий интернационализации (своеобразной предшественницы категории «глобализация») стала предметом многочисленных дискуссий среди экономистов в нашей стране и за рубежом. Так, например, Н. Косолапов дает трактовку понятий «интернационализация»-«регионализация» и «единый целостный мир»-«глобализация», исходя из осознания общности и различий группы данных явлений(З).

Интернационализация вовсе не является каким-либо новым термином в системе дефиниций экономической науки. Этот термин используется уже столетия в области политических наук и государственных отношений, но его популярность в сфере образования действительно возросла с начала 1980-х

годов. До этого времени международное образование являлось локальным процессом, характеризующим национальное образование лишь в некоторых странах. В 1990-е годы обсуждения, с использованием термина «международное образование», оказались в центре внимания, потребовав его отграничения от понятий «сравнительное образование», «глобальное образование» и «многокультурное образования». Сегодня же, в первом десятилетии 21-го века, этот набор усложнился за счет появления новых терминов - «транснациональное образование», «образование без границ» и «трансграничное образование»(4).

Термин «образование без границ» впервые появился в официальных докладах (с 2000-го года) в Австралии и Великобритании. В основном данный термин используется для характеристики процессов преодоления концептуальных, дисциплинарных и географических границ, традиционно присущих системе среднего и высшего образования. В этом аспекте представляется правомерным сопоставление термина «образование без границ» с термином «трансграничное образование», поскольку именно соотношение этих двух терминов определяет реальные границы региональной системы образования. В настоящее время в большинстве публикаций уже не оспаривается фактическое исчезновение жёстких границ между системами национального образования, хотя термин «трансграничное образование» неизбежно подчеркивает как раз факт их существования.

Оба подхода, по нашему мнению, отражают реалии сегодняшнего дня. В то же время, в период беспрецедентного роста объёмов дистанционного и электронного обучения простое признание или отрицание географических границ, по-видимому, еще недостаточно. В любом случае, растет значение, придаваемое границам, особенно когда в центре внимания оказывается регулирование ответственности учебных заведений (в первую очередь -университетов), тем более в области качества, финансирования и аккредитации.

Этот момент приобретает особую актуальность с позиции того, как определения могут формировать практическую политику в сфере образования, и как практика, в свою очередь, может повлиять на определение образовательной политики.

Учитывая изменения в механизмах обоснования и доставки методов трансграничного общего и высшего образования, важно рассмотреть вопрос о его определении и обеспечить смысл отражаемым в нем текущим изменениям и проблемам. Становится все более очевидным, что интернационализацию следует понимать, прежде всего, на национальном и отраслевом уровне, а также на организационном уровне. Таким образом, необходимо новое определение процесса интернационализации образования, чтобы в нём можно было охватить как все уровни образования (и динамику отношений между ними), так и отразить реалии сегодняшнего дня.

Самой сложной частью анализа развивающихся определений является учет его применения в различных странах, культурах и системах образования. Это - нелегкая задача. Ведь развивается скорее не универсальное определение, а, в первую очередь, то, что по смыслу подходит из широкого круга образовательных контекстов стран мира. Поэтому важно, чтобы в определении не указывались конкретные преимущества и результаты субъектов деятельности или участников интернационализации, так как эти элементы варьируются из учреждения в учреждение. Необходимо осознать, что международный аспект касается всех сторон образования и той роли, которую оно играет в обществе. Имея это в виду, можно предложить следующее рабочее определение: «интернационализация» как социальноэкономический феномен на национальном и институциональном уровнях определяется как процесс интеграции международных и межкультурных социально-экономических связей, их форм и институтов (или, применительно к глобализации региональной системы образования, - как общие цели, функции и способы доставки и реализации различных уровней образования).

Приведенные выше конкретные термины и концепции позволяют обосновать рабочее определение категории «интернационализации». Здесь особое значение приобретает подчеркивание «процессного» состояния

интернационализации, которое чаще всего используется для характеристики именно этого термина. Ведь он обозначает процесс эволюционного развития и качества концепции межграничного движения технологий, товаров и знаний.

В региональном аспекте процесс интернационализации часто рассматривается с точки зрения трехсторонней модели образования (ввода, обработки и вывода инновационно-образовательных знаний).

Если процесс интернационализации определяет материалы, результаты и выгоды регионального образовательного процесса, то становится, соответственно, меньше общих моментов в образовательном процессе, так как он должен, прежде всего, отражать особенности приоритетов страны, учреждения или конкретной группы заинтересованных лиц.

Международный, межкультурный и межотраслевой масштабы глобализации национального и регионального образования отражают три условия, которые обычно используют как «триадную» дефиницию. Действительно, понятие «международный» используется как характеристика отношений между нациями, культурами и странами. Но

интернационализация также имеет отношение к разнообразию культур, которые существуют в странах, сообществах и учреждениях, а, кроме того, используется и понятие «межкультурное» для выявления этого же аспекта. Наконец, «глобальное» отражает противоречивые перспективы общемировой сферы.

Эти три уровня дополняют друг друга и все вместе системно отображают богатство всего диапазона интернационализации образования.

Что касается концепция «интеграции», то она специально используется для обозначения процесса встраивания международного и межкультурного аспекта в политику и программы регионального развития, для обеспечения

того, чтобы международное измерение становилось центральным, а не маргинальным, и потому получало устойчивое состояние. Понятия цели, функции и поставки экономических программ развития предназначены для совместного межстранового использования.

Цель относится к общей роли и задачам, например, высшего образования (для страны или миссии института).

Функция относится к основным элементам или задачам, которые характеризуют национальную систему или отдельные институты. Они обычно включают преподавание, исследование и использование в интересах общества. Они касаются и предоставления образования, курсов и программ в данной стране или в других странах. Это включает не только доставку образовательных услуг традиционными высшими учебными заведениями, но и новыми провайдерами, такими, как - транснациональные образовательные компании, которые зачастую больше заинтересованы в глобальной доставке своих программ и услуг, чем в межкультурном обмене образовательноисследовательских услуг.

Одно из популярных определений, которое широко используется для описания интернационализации, - это её трактовка как процесса интеграции международного и межкультурного аспектов в преподавании, научных исследованиях и обслуживающих функциях этого института. Это определение не противоречит общепринятому, поскольку новое определение включает национальный, региональный и отраслевой уровни, а также рост числа и разнообразия новых видов образования и методов. В этом случае используется более общий круг целей, функций и доставки вместо характеристики конкретных функциональных условий обучения, научных исследований и служб. Используя в более широком аспекте предложенное определение, следует отметить, что оно может быть полезным для отрасли на институциональном уровне, а также для оценки различных услуг в широкой области постсреднего образования.

Динамичность отношений между интернационализацией и глобализацией образования является важной областью исследований. При внеидеологическом определении глобализации она принимается за безграничный поток технологий, экономики, знаний, людей, ценностей и идей через границы.

Глобализация влияет на каждую страну по-разному из-за национальных особенностей, традиций, культур и приоритетов. Поэтому глобализация позиционируется как многогранное явление, непосредственно воздействующее на образование. «По сути дела, глобализация образовательной среды - структурное и функциональное изменение национальных образовательных систем с целью их более полной вовлеченности в глобальную систему снижения социальных рисков, трансакционных издержек взаимодействия экономических субъектов, гуманизации знаний, стандартизации оценки качества жизни (товаров, услуг), интенсификации социально-экономической динамики и расширенного воспроизводства общественного интеллектуального капитала на глобальном уровне»(5).

Глобализация, безусловно, открывает новые возможности, проблемы и риски. Важно также отметить, что современные дискуссии не концентрируются на процессе глобализации именно образования. Наоборот, глобализация представляет процесс, влияющий на интернационализацию. Короче говоря, интернационализация изменяет мир образования, а глобализация меняют мир интернационализации. По сути, были предприняты значительные усилия в течение прошлого десятилетия для того, чтобы сохранить акцент на интернационализации образования и избежать использования термина «глобализация образования». Это имело неоднозначные результаты, но определенный успех был достигнут в том, что взаимосвязь между этими двумя терминами признается, однако они не считаются синонимами.

Высшее образование все чаще рассматривается как коммерческий продукт, который будет покупаться и продаваться, как и любой другой товар. Высшего уровня коммерциализация образование достигает именно на мировом рынке. Вот почему Всемирная торговая организация (ВТО) рассматривает ряд предложений относительно того, чтобы включить высшее образование в качестве одной из своих проблем в аспекте обеспечения импорта и экспорта высшего образования в зависимости от сложных правил и правовых механизмов в рамках ВТО (по протоколам освобождения от большинства ограничений). В Соединенных Штатах Национальный комитет по международной торговле в области образования (и группы для некоммерческих учебных заведений) поддерживают эту инициативу. Однако американский Совет по образованию не участвует в этой работе.

Инициатива ВТО по прямой коммерциализации образования может создать серьезную угрозу для традиционных идеалов университетского обучения, а также для национального и институционального контроля над образованием, и поэтому требует тщательного изучения.

Российская система образования находится в условиях подлинной революции в области подготовки квалифицированных кадров, той революции, которая может серьезно изменить понимание базовой роли университетов в инновационной экономике. Как справедливо отмечается в статье О. Белокрыловой, М. Скорева, «университеты как механизмы передачи и наращивания существующего запаса знаний являются основными производителями знаний во всех современных обществах. Будучи важнейшими социальными институтами, университеты обеспечивают ключевые ресурсы для экономической деятельности»(6). Возможны огромные непредсказуемые последствия, которые пока ещё мало осознаются и обсуждаются. Тем не менее, министерство торговли США уже занимает однозначную позитивную позицию относительно усиления коммерциализации высшего образования - и не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире.

Конечно, сегодня уже невозможно быть против глобализации, тем более, что она уже существует и как реальность, и как концепция. Это

объясняется тем, что высшие учебные заведения во всем мире являются объектом глобальной тенденции, которую можно определить как «массификация» образовательного процесса, со всеми ее последствиями -возникновением и влиянием новых коммуникационных технологий, подотчетностью научных учреждений - государственным и международным органам власти, мобильным характером научных профессий, глобальными исследовательскими сетями.

Многие из этих феноменов реализуют связь академических институтов и систем во всем мире, используя английский язык в качестве основной коммуникации для научного общения и обучения, особенно в сочетании с использованием Интернета, что делает такую связь проще и быстрее. Появление «многонациональных» высших учебных заведений дает возможность ускоренного распространения новых учебных и других нововведений для удовлетворения насущных потребностей учащихся, а также тех национальных экономик стран, которые не имеют ещё возможностей самостоятельного предоставления адекватных услуг в области высшего образования.

На протяжении веков университеты считались учреждениями, предоставляющими образование на уроках профессиональной специализации (права, медицины и теологии) и общенаучных дисциплин. Университеты, как независимые и значимые учреждения, помогли сохранить и интерпретировать историю и культуру общества.

В 19 веке к исследовательским функциям была добавлена функция социальной ответственности университетов, а затем - функция формирования и предоставления образовательных услуг для общества. Учебные заведения работали, в основном, под эгидой государства или церкви.

Поэтому высшее образование рассматривается сегодня как «общественное благо», как нечто, что является ценным вкладом в жизнь общества и индивида, и потому заслуживает социальной поддержки.

Университеты были местами обучения, научных исследований и услуг для общества путем применения знаний. Науке была предоставлена

значительная степень автономной изоляции от давления на неё со стороны общества - академическая свобода, именно потому, что высшее образование являлось широким благом для общества. Профессора были под защитой института постоянных контрактов, что гарантировало им академическую свободу в аудитории и научных исследованиях, позволяя не опасаться при этом санкций со стороны общества.

Сегодня же такие тенденции, как рост Интернета и глобализация знаний, обладают потенциалом для создания серьезных проблем для академических институтов и образовательных систем в небольших и депрессивных регионах. Следует согласиться с мнением М. Кастельса, что «на пороге XXI века возникает новая капиталистическая экономика, особенностью которой является не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений»(7).

Мир образования стал делиться на «центры» и «периферию», и центры все более и более доминируют над периферией, а периферия становится все более маргинальной. Существует не так уж много возможностей для академической системы (или - для самостоятельного развития отдельных вузов) в условиях усиления конкуренции и быстрого распространения технологий высшего образования на глобальной арене, поскольку в мире фактически доминирует группа университетов из промышленно развитых стран.

Традиционные академические центры становятся все более и более преобладающими (главным образом - в англоязычных странах Севера: Соединенные Штаты, Великобритания, Канада) и в Австралии, а также в крупных странах Европейского союза (в частности, в Г ермании и Франции, и до некоторой степени - в Италии и Испании).

Нормы, ценности, язык научных инноваций, знаний и изобретений этих признанных академических центров находятся в фокусе внимания национальных систем образования других стран, которые получают патенты в национальных и зарубежных ведомствах и поддержку со стороны

транснациональных корпораций (таблица 1). Как видно из данных таблицы, такие страны, как Австрия, Великобритания, Япония, США являются лидерами в патентовании изобретений, - как на национальном уровне, так и за рубежом, выступая «центрами» инноваций и технологий.

Таблица 1 - Патентование изобретений в России и в отдельных ______________зарубежных странах.____________________________

Поступило патентных заявок Выдано патентов

в национальные и зарубежные патентные ведомства с указанием страны в том числе в национальные и зарубежные патентные ведомства с указанием страны в том числе

национ альных заявок иностр анных заявок нацио нальн ых иност ранны х

Россия

1995 41357 17611 23746 25633 20861 4772

2002 120364 24049 96315 18114 15140 2974

Австрия

1995 66126 2419 63707 17560 1470 16090

2002 254032 3313 250719 20390 1581 18809

Великобритани я

1995 115754 25355 90399 48350 5242 43108

2002 284910 33671 251239 52593 5211 47382

Г ермания

1995 136615 51948 84667 56633 19727 36906

2002 310727 80661 230066 61153 22637 38516

Италия

1995 64955 1625 63330 29898 687 29211

2002 163951 4086 159865 34899 1285 33614

Люксембург

1995 58063 53 58010 10383 18 10365

2002 251564 193 251371 12176 104 12072

Нидерланды

1995 63739 4460 59279 23444 1144 22300

2002 165981 7496 158485 27482 3010 24472

Финляндия

1995 22725 2533 20192 2347 860 1487

2002 251609 2941 248668 11589 183 11406

Франция

1995 89766 16140 73626 55681 15299 40382

2002 182015 21959 160056 53415 10899 42516

Япония

1995 388957 335061 53896 109100 94804 14296

2002 486906 371495 115411 120018 108515 11503

США

1995 235440 127476 107964 101419 55739 45680

2002 381737 198339 183398 167334 86976 80358

Австралия

1995 37481 9325 28156 9672 1074 8598

2002 107257 10823 96434 14496 1675 12821

Источник: Россия и страны мира. 2006.: Стат. Сб./Росстат. - М., 2006. - стр.310. Раздел: Наука и технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, информационные технологии глобальных по масштабам функционирования компаний (таких, как, например, Microsoft или IBM, биотехнологических и фармацевтических фирм типа Мерк или Биоген, многонациональных издательств типа Elsevier или Bertelsmann) доминируют в новой международной торговле знаниями, наукоемкими товарами, информационными технологиями.

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 2, использование информационных технологий в России значительно уступает показателям развитых европейских стран. И если 91% организаций используют персональные компьютеры, то лишь 53% организаций используют Интернет, а число организаций, имеющих Web-сайты, составляют всего 15%.

Таблица 2 - Удельный вес организаций, использующих

информационные и коммуникационные технологии в 2005 г. ______________(в процентах от общего числа организаций)______________

Организации

использующие использующие имеющие

персональные Интернет Web-сайты

компьютеры

Россия 91 53 15

Австрия 97 95 70

Бельгия 97 95 65

Великобритания 94 90 74

Венгрия 88 78 40

Г ермания 97 94 72

Греция 98 92 56

Дания 98 97 82

Ирландия 97 92 60

Италия 96 92 54

Люксембург 97 92 59

Нидерланды 95 91 72

Норвегия 97 93 67

Польша 93 87 49

Финляндия 99 98 76

Швеция 96 96 85

Источник: Россия и страны мира. 2006.: Стат. Сб./Росстат. - М., 2006. - стр.315. Раздел: Наука и технологии.

О низкой степени информатизации свидетельствуют показатели динамики численности пользователей Интернет. Так, в России на 1000 человек лишь 111 являются пользователями Интернет, тогда как в странах Европы этот показатель больше в 3-5 раз (таблица 3). Как справедливо отмечает Н. Симония, «отличительной чертой нового этапа интернационализации выступает скачкообразное развитие информационных технологий»(8). И в этой ситуации отсталые регионы имеют всё меньше шансов на сохранение самостоятельности или конкурентоспособности в условиях глобализации.

Таблица 3 - Динамика численности пользователей сети Интернет

на 1000 человек населения.

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Россия 1,5 20 29 41 68 111

Австрия 18,9 337 392 412 458 475

Бельгия 9,9 292 310 328 386 406

Болгария 1,2 52,8 74,6 80,3 198 159

Великобритания 18,8 264 330 423 578 629

Венгрия 6,8 71,5 148 158 237 267

Г ермания 18,3 302 315 339 400 427

Греция 7,7 94,7 86,4 135 150 178

Дания 38,3 392 429 513 562 604

Ирландия 11,1 179 233 280 317 296

Испания 3,8 137 183 191 229 332

Италия 5,2 230 269 351 395 498

Люксембург 15,9 228 364 370 377 590

Нидерланды 64,5 438 491 506 522 616

Норвегия 64,1 433 464 307 346 394

Польша 6,5 72,5 98,4 230 232 236

Португалия 15,1 249 281 218 255 280

Финляндия 137 372 430 486 491 630

Франция 16,4 144 264 314 366 414

Чехия 14,5 97,3 147 255 304 500

Швейцария 35,5 291 307 412 465 472

Швеция 50,9 456 516 573 630 755

США 94,5 441 501 501 556 630

Австралия 27,7 345 397 535 568 653

Источник: Россия и страны мира. 2006.: Стат. Сб./Росстат. - М., 2006. - стр.270. Раздел:

Связь и средства информатизации.

В мировых центрах информатизации число персональных компьютеров на 1000 чел. населения составляет: 600 - в Великобритании, 762 - в США, в России данный показатель, при безусловной положительной динамике, в 2004 году составил лишь 132 (таблица 4).

Таблица 4 - Число персональных компьютеров

на 1000 человек населения (штук)

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Россия 18 63 75 89 105 132

Австрия 164 282 340 481 553 576

Бельгия 178 224 233 270 318 351

Великобритания 201 338 366 406 439 600

Г ермания 178 336 380 431 485 485

Дания 268 507 542 577 614 655

Ирландия 183 359 391 421 458 497

Испания 61 145 168 194 219 254

Италия 84 180 195 231 267 313

Люксембург 340 456 523 594 620 621

Нидерланды 200 394 428 467 508 685

Норвегия 273 489 508 528 549 578

Португалия 55 105 117 134 134 133

Финляндия 232 396 424 442 461 482

Франция 147 304 329 347 417 487

Швейцария 284 652 682 709 742 823

Швеция 249 507 561 621 688 761

США 326 572 625 624 624 762

Австралия 276 470 516 565 604 689

Источник: Россия и страны мира. 2006.: Стат. Сб./Росстат. - М., 2006. - стр.268. Раздел: Связь и средства информатизации.

Динамика числа персональных компьютеров за последние годы в России имеет положительную тенденцию, что связано с позитивными структурными сдвигами в экономике, относительным ростом доходов населения, общеэкономической стабилизацией. Однако очень важно подчеркнуть, что в условиях ускоренного экономического роста, структурной модернизации экономики, формирования инновационной модели развития российских регионов и их вхождения в глобализирующуюся

экономику информатизация выступает мощным фактором роста эффективности и конкурентоспособности.

Вместе с тем глобализация в сфере высшего образования усугубляет резкое неравенство между университетами мира. Как видно из данных таблицы 3.4, в десятке лучших университетов мира представлены университеты США и Великобритании, - стран, имеющих наиболее высокие показатели развития образовательной, информационной и инновационной сфер.

Таблица 4 - Ведущие университеты мира в 2006 году (рейтинг).

№ Название Страна Общи й балл Выпуск ники Препода ватели Стать и Масшта б

1 Harvard Univ США 100.0 98.6 100.0 100.0 60.6

2 Stanford Univ США 77.2 41.2 72.2 75.2 68.1

3 Univ Cambridge Великобритания 76.2 100.0 93.4 58.5 73.2

4 Univ California - Berkeley США 74.2 70.0 76.0 75.6 45.1

5 Massachusetts Inst Tech (MIT) США 72.4 74.1 78.9 69.1 47.5

6 California Inst Tech США 69.0 59.3 66.5 66.7 100.0

7 Princeton Univ США 63.6 61.0 76.8 52.1 67.3

8 Univ Oxford Великобритания 61.4 64.4 59.1 55.3 59.0

9 Columbia Univ США 61.2 77.8 58.8 51.6 37.0

10 Univ Chicago США 60.5 72.2 81.9 46.6 32.7

С ростом коммерциализации высшего образования ценности рынка расширяют своё социальное пространство и влияние. Одним из основных факторов этого процесса является изменение отношения общества к высшему образованию, которое в настоящее время рассматривается преимущественно в качестве «частного блага» в интересах тех, кто учится или проводит исследования. С этой точки зрения представляется оправданным, что потребители должны платить за эту услугу, как это они бы делали на любом другом рынке.

Таким образом, предоставление знаний становится просто еще одной коммерческой сделкой. Очевидно, что государство не может предоставить все необходимые ресурсы для расширения сектора высшего образования в

полном объёме. А университеты и другие учреждения ожидают, со своей стороны, еще большего финансирования. Они вынуждены реализовать стратегию, которая скорее характерна для обыкновенных предприятий, а не для образовательных учреждений. В этом контексте логично развитие государственных университетов в направлении дальнейшей приватизации - в сторону продажи продуктов знаний, установления партнерских отношений с корпорациями, а также посредством увеличения денежных сборов со студентов.

Распространение частных учебных заведений всех видов, особенно в рыночном секторе смешанной экономики, - еще один побочный продукт коммерциализации, точно так же, как и образовательная деятельность фактически предпринимательских компаний, странным образом именующих себя «университетами», но занимающихся в основном продажей фиктивной квалификации, непрофессиональной подготовкой и переподготовкой кадров, коммерческим присуждением ученых степеней и сертификатов своим клиентам.

Не удивительно, что в этих изменившихся обстоятельствах технология обеспечения «информационной продукцией» свободно продаётся на международном рынке. Дисциплины высшего образования во всех его проявлениях и формах скоро превратятся в предмет свободной купли-продажи.

Однако определённая проблема состоит в том, что правила ВТО (и связанное с ними Генеральное соглашение по торговле и услугам) являются юридически обязательными. Существует опасность того, что правила, касающиеся высшего образования, будут включены в международные соглашения без особого анализа их специфики. Дело в том, что когда что-нибудь становится частью требований и положений режима ВТО, то оно становится и объектом сложных механизмов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последствия подобной международной регламентации высшего образования действительно приобретают глобальный характер, - не только в

силу распространения на образовательные услуги нового свода международных правил, но и потому, что деятельность университета будет определяться теперь совершенно новым подходом: ведь главной целью ГАТС и ВТО является гарантия беспрепятственного (немонопольного) доступа на национальном рынке образовательных услуг ко всем образовательным продуктам и учреждениям всех видов (9).

Конечно, методы «торговли» в области высшего образования сложнее, но в сфере регионального образования в настоящее время актуально именно это - необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования и конкуренции в предоставлении образовательных услуг на региональном уровне, соблюдать руководящие принципы и положения института свободной торговли, особенно в сфере высшего образования.

ВТО должна гарантировать, что академические институты (или другие учебные заведения) могут создавать филиалы в любой стране, гарантировать качественный уровень экспортных образовательных программ, присуждать реальные дипломы и сертификаты с минимальным ограничением, инвестировать в зарубежные учебные заведения, давать работу инструкторам для своих иностранных предприятий, обеспечивать создание новых образовательных и учебных программ на основе технологий дистанционного обучения.

В ближайшем будущем образовательные продукты всех видов будут свободно экспортироваться из одной страны в другую. Авторское право, патент, лицензионные правила уже вошли в качестве детально регламентируемых объектов (и как составная часть) международных торговых договоров, но эта тенденция будет теперь дополнительно усилена образовательными услугами. В результате станет крайне затруднительно регулировать коммерческую деятельность в учебных заведениях, а также затруднять неконтролируемую миграцию разных образовательных программ через международные границы, поскольку желающие участвовать в импорте и экспорте образовательных услуг будут непосредственно и напрямую

обращаться в международные трибуналы для правового обеспечения своих действий. В настоящее же время юрисдикция над высшим образованием пока ещё находится полностью в руках национальных властей.

Все затронутые выше вопросы относятся к самой идее высшего образования, и важны для будущего науки, особенно в развивающихся и в малых странах. Сегодня определилась главная проблема национальной системы образования - как отдельным странам и отдельным университетам сохранять свою академическую независимость в мире, в котором они имеют минимальный правовой контроль над импортом или экспортом высшего образования? Как будет осуществляться аккредитация и контроль качества? Сохранится ли различие между государственным некоммерческим и частным коммерческим высшим образованием? Будет ли достаточная прибыль у высших учебных заведений, остающихся вне коммерческого сектора экономики?

Тем не менее, одно представляется бесспорным, - в ситуации, когда университеты являются частью ВТО, юрисдикция их автономии будет серьезно скомпрометирована, и высшее образование, а также научные исследования, станут просто еще одним интернациональным коммерческим продуктом с учетом международных договоров и бюрократических правил.

Наибольшее негативное влияние контроля ВТО над высшим образованием будет ощущаться именно в развивающихся странах. Эти страны имеют наибольшую потребность в академических институтах, которые могут способствовать национальному развитию, они проводят соответствующие исследования с учетом местных потребностей и участвуют в укреплении гражданского общества. При возникновении же международного академического рынка, регулируемого ВТО, университеты в развивающихся странах могут превратиться в зарубежные учреждения, работающие по программам заработка прибыли, но никак не содействия национальному развитию. Аккредитация и контроль качества, механизмы,

которые сейчас существуют во многих странах, будут связаны с транснационализацией образовательных услуг.

Кто должен контролировать высшее образование?

По нашему мнению, каждая страна должна поддерживать основной контроль над своими учебными заведениями. В то же время отдельные вузы нуждаются в максимальной степени автономии и академической свободе, если они хотят экономически процветать.

На протяжении столетий традиционные университеты играют ведущую роль в обществе. И хотя эта функция со временем изменилась, но она не исчезла. Задача новых инициатив и глобализации в целом является одной из самых серьезных современных задач для университетов.

За почти тысячелетие университеты определили себя как учреждения с основной образовательной миссией и общим пониманием социальной ценности науки. В течение большей части этого периода университеты понимались не только как учреждения, предоставляющие образование в практических областях знания, но и как центральные учреждения культуры в обществе.

Университеты были признаны в качестве специальных институтов общества именно потому, что их цели выходили за рамки повседневной торговли и не укладывались в них. Теперь всё это находится под угрозой.

Академическое сообщество само по себе в значительной степени ответственно за эти угрозы. Некоторые университеты слишком охотно входят в сферу коммерческой деятельности и идут на прямой компромисс с традиционными ценностями образования. Создание «ради прибыли» дочерних филиалов такими известными учреждениями, как Нью-Йоркский и Колумбийский университеты, является символом этих компромиссов. Университет Монаш, известный австралийский институт, создает прибыльные филиалы за рубежом. В Чикагском университете школа бизнеса открыла филиалы в Испании и Сингапуре. Университеты в Китае стали уделять много внимания обеспечению прибыльного консалтинга и созданию

высокотехнологичных компаний. Многие университеты пошли ещё дальше и стали продавать свои учебные курсы и ученые степени для клиентов во всех частях мира.

Чтобы выжить как интеллектуальным учреждениям, университеты должны уделять пристальное внимание своим основным обязанностям -преподаванию, обучению и исследованиям. Поддержка и сохранение традиционных академических ценностей будет непростым делом, но потери в результате растущей коммерциализации могут оказаться гораздо большими.

Правительствам и другим государственным органам необходимо предоставить университетам ту организационную, управленческую и финансовую поддержку, в которой они нуждаются для выполнения своей значимой социальной миссии. Общественность должна уважать основополагающие ценности высшего образования.

Развивающиеся страны имеют особые академические потребности, которые должны быть защищены. И любой договор в рамках и в стиле ВТО неизбежно нанесёт определённый ущерб формирующимся научным системам в развивающихся странах. Университеты третьего мира в настоящее время участвуют во многих международных проектах, но национальная экономическая политика должна предусматривать и программы безопасности в сфере национального образования (на основе национальных потребностей и предоставления права выбора между национальными и интернациональными программами и партнерами).

Рассматриваемые инициативы ВТО могут привести к давлению во всем мире на национальную систему университетов. Миссия университета -служить широкому общественному благу - будет ослаблена, и в университетах начнёт распространяться коммерческое давление на все стороны его жизни, тогда как национальный и региональный рынки образовательных услуг будут насыщены международными договорами и правовыми требованиями. Цель университета - внесение вклада в

национальное развитие и укрепление гражданского общества в развивающихся странах - будет невозможно реализовать.

Университеты - действительно особые социальные институты, со своей долгой историей и общественной миссией, которые заслуживают поддержки со стороны общества и государства. Любые насильственные действия над наукой разрушительны для одного из самых ценных институтов в любом обществе.

Таким образом, хотя глобализация - самый используемый сегодня термин в мире, но его значение определено не особенно точно. Это значит, что различия между глобализацией и интернационализацией также последовательно не определены, эти два слова иногда используются попеременно, хотя они вообще раскрывают довольно различные процессы. Поэтому в мире высшего образования должно быть найдено точное разнообразие определений обоих терминов.

Исходный пункт смыслового анализа - попытаться определить то, что данное понятие должно означать в сущности. Это обеспечивает методологическую перспективу корректного использования понятийного аппарата.

«Интернационализация» описывает именно индустриальные сети последней половины 19-го века и первой половины 20-го века. Эти сети были сконцентрированы на изготовлении продукции в границах данной страны (хотя и с международным распределением, а во многих случаях - с международной поставкой сырья).

«Глобализация», с другой стороны, описывает экономические процессы конца 20-ого столетия, в котором корпорации сосредоточили «блоки» процессов производства, используя новые способы информационной технологии и относительное отсутствие протекционистских национальных барьеров. Это позволило найти самые эффективные и глобальные средства производства и сборки индивидуальных модулей производства.

Промежуточный этап, объединяющий эти два периода, было временем «транснациональных корпораций», которые возникали, когда протекционизм в 1920-ых и 1930-ых годов превратил локализацию международных компаний в неэффективную форму - компании должны были двинуться от изготовления в рамках национальной экономики с элементами международного распределения - к региональному производству, но распределенному по привлекательным международным рынкам.

Однако и безотносительно к терминологии, которую каждый применяет так, как полагает необходимым, изменения буквально носятся в «воздухе» высшего образования. «Экономика знания» приобрела всеобщее признание, формируется и растет быстрее всех других сфер во всем мире, так что в большинстве передовых стран прирост национального богатства теперь зависит больше от образования и творческого потенциала кадров, чем от природных ресурсов внутри страны. Следовательно, ценность высшего образования и предъявляемые к нему требования растут во всем мире.

В то же самое время возникает главное глобальное политическое и экономическое изменение, принимающее форму преобразования локальных сфер «национального государства» в частные сферы «интернационального государства». Это изменение отражается в сокращении роли правительства во многих аспектах жизни национального социума и соответствующем увеличении важности глобальных рыночных сил в определении экономического статуса человека, группы и государства. Всё это привело к почти повсеместному уменьшению правительственной поддержки высшего образования на душу населения, так что в итоге высшее образование оказывается и всё более выдвинутым из традиционной защищенности в рамках его национальной роли в открытость конкурентоспособного глобального рынка.

Однако глобальный рынок для высшего образования очень опасен и максимально конкурентен. Например, корпорации, которые нанимают дипломированных специалистов, стали сами самостоятельно объединяться в

международные ассоциации образовательных корпораций. Это означает, что дипломированные специалисты, подготавливаемые в национальных вузах, нуждаются в новых навыках и увеличенном притоке знаний со стороны разнообразных культур. В сфере высшего образования эти глобальные корпорации (например, - Исполнительный комитет МВА) теперь ожидают, что передовые вузы проникнут в те секторы региональной экономики, где в мире имеются потенциальные студенты. И соревнование за талант студентов все более и более становится глобальным. Технология производит переворот в эффективности в областях коммуникаций и информационного управления, и они позволяют высшему образованию двигаться более настойчиво и эффективно в сферу широкой межрегиональной конкуренции.

Большинство традиционных действий учреждений «мультистрановой» системы национального высшего образования движется в направлении к модели "интернационализации": например, сконцентрированные и

скоординированные усилия по вербовке и импорту «международных» студентов, способность их адаптации к особенностям национальных вузов, или "экспорта" студентов в иностранные образовательные учреждения для исследования (или исследования за границей). Многообразные образовательные учреждения также определяют объединенные программы исследования и попадают в эту категорию.

Сегодня, однако, добавилась ещё особо важная модификация ко многим из этих программ. Ведь одна из самых значимых тенденций последних лет - то, что правительства большинства стран все более и более осознают ключевой вклад высшего образования в глобальную национальную классификацию, в создание национального богатства и благосостояния, привлечение значительных объёмов иностранной валюты. Так как сокращение финансовой роли правительства часто препятствует ему в оказании адекватной финансовой поддержки национальной высшей школе, то многие правительства проводят в соответствующей сфере целенаправленную национальную политику, которая предназначена в

значительной степени для того, чтобы сделать национальный центр образования глобальным - посредством международной поддержки действий своих самых эффективных университетов. Цели такой политики состоят в том, чтобы противодействовать снижающейся со стороны правительства финансовой поддержки высшему образованию через увеличение его доходов от притока международных студентов.

Другое существенное изменение представлено увеличивающимся использованием английского языка как основного языка в высшем образовании. Поскольку английский язык все более и более становится главным языком бизнеса и науки, то способность хорошо общаться на английском языке становится более обязательной для студентов, которые хотят преуспеть в эту новую эру. Как следствие, для высшего образования в стране важно предложить учебные курсы на английском языке не только для того, чтобы подготовить собственных граждан к глобальному соревнованию на мировом рынке труда, но также привлечь и лучших международных студентов. Хотя надёжные данные, показывают рост использования английского языка в высшем образовании, есть информация о том, что такое увеличение является постоянным, и это отмечено даже в таких же сильно различающихся между собой странах, как Малайзия, Корея и Франция.

Самое фундаментальное направление развития высшего образования, которое было предпринято как следствие экстранациональных изменений, состоит в том процессе, которое было предпринято более чем 40 странами, присоединившимися к Болонскому процессу. У этого процесса есть две главных цели.

Первая цель - использовать высшее образование для того, чтобы помочь сформировать, развить и усилить международную идентичность специалиста-выпускника европейской системы высшей школы (в самом широком смысле этого слова). В Европе знания, как теперь повсеместно признано, становятся незаменимым фактором ускорения социального и человеческого роста и - как обязательный компонент - объединяет и

обогащает качество принадлежности к так называемому «европейскому гражданству», способному предоставить своим членам необходимую профессиональную компетентность. Конечно, всё это должно столкнуться с трудностями и реалиями нового тысячелетия, с пониманием того, что разделенные ценности не являются препятствием для принадлежности к общему социальному и культурному статусу.

Вторая глобальная цель состоит в том, чтобы привлечь студентов всего мира к новому европейскому образованию. Живучесть и эффективность любой цивилизации могут быть измерены, так сказать, «международным обращением» её ценностей, значением европейской культуры, которое она имеет для других, неевропейских стран. В управленческом аспекте это означает, что следует гарантировать, что европейская система высшего образования приобретёт высшую степень международной привлекательности, равной её экстраординарным культурным и научным традициям.

Болонский процесс нацеливает мировое сообщество на то, чтобы профессиональное образование было организованно в два цикла - бакалавра и магистра, с сопоставимыми определениями этих уровней всюду по «Болонской зоне». Европейские вузы посвящают себя тому, чтобы создать общие системы проверки качества, общую систему кредита и работать над тем, чтобы удалить препятствия на пути студенческой подвижности. Временная дата для завершения процесса - 2010 год, к которому будет создана единая общеевропейская область высшего образования.

В пределах этой общеевропейской области высшего образования вырабатывается новый вид совместного подхода к высшему образованию, а в реальности - почти полное удаление национального образовательного компонента и протекционизма. Возникают новые виды образовательного сотрудничества, которое может быть создано в наступающем периоде в пределах этой новой области. Однако и в отношениях с другим миром, за

пределами европейской области, европоцентристская модель продолжает быть особой и самостоятельной целью.

Поскольку возможности глобализации многократно увеличились, большинство учреждений высшего образования стало двигаться вне «международной» модели европейского образования. Практически все страны используют некоторую форму образовательного протекционизма и обходят существующие барьеры, чтобы ввести в образовательные программы то, что превращает её в многонациональную программу. А вход в протекционистско-защищенную систему национального образования требует контактов с местными партнерами и их поддержку. В роли такого необходимого партнёра чаще всего будет выступать местное образовательное учреждение, иногда - служба поддержки, иногда - органы государственной власти.

Действуя в этом аспекте, многочисленные образовательные учреждения преуспели преимущественно в том, чтобы создать «иностранные» университетские городки или программы получения бакалавриатской или магистерской степени, то есть такие сферы, в которых местное учреждение, по существу, управляет учебным планом, академическим укомплектованием персоналом, входными критериями, и т.д. Это не было легким процессом. Однако из-за быстро изменяющихся положений относительно содержания и организации образования во многих странах возникают трудности с измерением и соответствием студенческим требованиям, в развитии контактов с необходимыми партнерами, в том, чтобы наблюдать за этими университетскими городками.

Потенциально намного более интересным - и намного более спорным -представляется подход, который вовлекает в экономическую технологию высшего образования франчайзинг. Это - инструмент, благодаря которому учебный курс или образовательная программа лицензирована или поставлена заграничным учреждением от своего имени (на условиях франчайзинга). Этот подход перемещает национальный вуз непосредственно в стадию

глобализации. Здесь учебный процесс собирается из своего рода «блоков» с помощью учебного плана, отделяемого от его производителя и поставщика.

Развитие учебного плана остаётся за местным вузом, поэтому его поставка становится своего рода «оффшором», выгодным заграничному поставщику по таким причинам, как эффективность и перспективность. В этот период контроль над качеством часто даёт основной повод для беспокойства. Такие проблемы сохраняются всегда. Здесь можно сослаться на то, что даже некоторые стадии процесса глобализации промышленности также в свое время тревожили управленцев относительно проверки контроля качества подрядчиков во всем мире. Таким образом, проблема качества в уполномоченном учреждении высшего образования превращается в процесс, развивающийся во времени и пространстве.

Высшее образование только начинает отвечать на те силы и вызовы, которые изменили большую часть мира. Очень скоро мысль и экспериментирование будут определять то, чем современное образование лучше и эффективнее предшествующего.

Часто считается само собой разумеющимся, что университеты -учебные заведения международного статуса. Универсальная природа знания, давняя традиция международной соборности и сотрудничества в исследовании, способностях преподавателей и студентов всегда способствовали тому, чтобы создавать и поддерживать такое впечатление. Однако сознательное стремление к этому, поскольку такое впечатление реально отражает повседневную действительность учреждений высшего образования в мире и его интернационализацию, сегодня превращается в основную цель Международной Ассоциации Университетов(10).

Межнационализация и глобализация сферы регионального образования приводят к эрозии регулирующих структур, которые управляют университетами и другими образовательными учреждениями на данной территории. Большинство современных региональных учреждений высшего образования - это продукты национальных событий и региональной

политики. Они фактически полностью объединены в границах территориальных инновационно-образовательных комплексов - как управленческих элементов национальных образовательных систем.

В международном общественном сознании региональные инновационно-образовательные комплексы характеризуются объединенным и освобожденным от монополизма региональным рынком квалифицированного труда, объединяющим профессионалов, их мобильность, постоянный выход на международную арену научного исследования и академического персонала, международное соревнование между университетами, между университетами и другими учреждениями и компаниями.

Национальное содержание структур образовательной политики создает ещё более напряженные отношения. Учреждения уже признают это и развивают товарищества, консорциумы и сети, чтобы усилить своё положение на глобальной арене мирового образования. Программы мобильности (такие, например, как ERASMUS/SOCRATES или UMAP) и схемы их реализации (такие, например, как европейская система передачи кредита) пытаются стимулировать межнационализацию в высшем образовании с подчёркнутой демонстрацией уважения к различным национальным вузовским традициям и структурам.

Глобализация бросает вызов этой более или менее дифференцированной политике и требует более стандартизированной, полной международной синхронизации структур высшего образования, систем ученой степени и даже учебных планов. Процесс, начатый с Болонской декларации (1999) в Европе является яркой иллюстрацией этого требования, однако, в контексте соглашений о свободной торговли (как, например, NAFTA или MERCOSUR), подобные тенденции международной гармонизации систем высшего образования развиваются и в других частях мира. В дальнейшем этот управляемый процесс, в конечном счете, может привести к обобщению управленческих структур, гегемонии английского

языка в высшем образовании и научных исследованиях, развитию совместимых систем передачи и накоплению кредита. Необходимо признать и утвердить международное признание степеней и дипломов, договорного согласия по основному знанию и компетентностям и их месту в учебных планах, особенно в определенных профессиональных областях.

Как в других социальных областях, глобализация создаст сопротивление и контртенденции в сфере высшего образования в виде признания важности национального языка, национальной архитектуры степени, культурного содержания и специфики учебных планов.

Важно отметить, что глобализация в высшем образовании не обязательно подразумевает международную стандартизацию и однородность, поскольку пытается выработать политику, уравновешивающую глобальный и национальный компоненты.

Гораздо в большой степени сопротивление глобализации в высшем образовании провоцируется его чрезмерной коммерциализацией, воспринимаемой как прямая девиация принципа справедливости в получении высшего образования.

Однако многие допускают ошибку, идентифицируя глобальную перспективу к высшему образованию с исключительно национальной структурой политики или его коммерциализацией. Международная регулирующая структура необходима для того, чтобы изменить изолированные национальные контексты высшей школы и до некоторой степени регулировать глобальную интеграцию систем высшего образования. Без такой структуры глобализация высшего образования просто невозможна.

Одно из самых видимых проявлений глобализации - появление рынка услуг высшего образования. Огромное увеличение уровня международных требований к высшему образованию, бюджетные проблемы, возможности, создаваемые новыми технологиями, коммуникации и интернетом, формируют окружающую среду, в которой новые, главным образом коммерческие, поставщики знаний могут успешно расширить поставку

образовательных услуг. Университеты из Северной Америки, Европы и Австралии берут на себя инициативы вывести свои образовательные стандарты на международный рынок высшего образования, активную вербовку международных, платных студентов, основывать университетские городки или предоставляя лицензии. Заключая соглашения с местными учреждениями на обеспечение дистантного образования, интернет-обучения и другие межнациональные действия, международные требования к уровню высшего образования тем самым пригласило и новых поставщиков услуг сектора высшего образования к выходу на мировую сцену.

«Бизнес-образование» также включает различные формы обучения, между которыми также возможны различные комбинации. Таковы, например, новые коммерческие частные университеты, «корпоративные университеты», компании СМИ, предоставляющие образовательные программы, профессиональные ассоциации, становящиеся

непосредственными активными участниками процесса высшего образования, и компании с высокими учебными потребностями, основывающимися на своих собственных учебных услугах. Многие из этих новых поставщиков интенсивно используют интернет как канал поставки знания; в некоторых случаях они развиваются в реальные «кибер-университеты» с очень ограниченным физическим присутствием преподавателей. Далеко отходя от старой академической культуры традиционных университетов, а иногда даже открыто подвергая сомнению эти традиции, стирая различия между академическим управляемым исследованием, образованием и профессиональным обучением, они бросают вызов старой идентичности университетов. В некоторых нишах, таких, как исследования менеджмента, их существенный рост представляет прямую угрозу положению на рынке существующих традиционных университетов, хотя во многих других секторах массовой поставки начальных степеней высшего образования их способность конкурировать с публично финансируемыми учреждениями очень ограничена. Однако в некоторых странах (главным образом в

Восточной Европе и развивающемся мире) их присутствие даже на этом уровне является существенным, из-за недостаточной внутренней возможности поставлять, в соответствии с ростом требований выпускников средних классах, согласных заплатить за качественное высшее образование.

Негативная реакция национальных правительств и традиционных университетов в некоторых странах на этих новых поставщиков иногда чрезмерна. Дело в том, что до некоторой степени их развитие даже обогащает сектор высшего образования, пробуждает к новшествам в старых учреждениях и бросает вызов продуктивности академической традиции. Это вновь поднимает важные проблемы доступа и качества глобального частного коммерческого высшего образования.

Эти моменты, конечно, окажут глубокое влияние на систему высшего образования во всем мире, даже если будет ещё много неизвестных элементов и точные последствия обозначившихся тенденций остаются неясными. Массовый характер глобализационного процесса и то обстоятельство, что его институты в основном избегают контактов с регулирующими структурами, установленными на национальном уровне политики, препятствует позитивному развитию мирового сообщества высшего образования. Однако воздействие глобализации на высшее образование требует всё-таки формирования специализированной международной регулирующей структуры.

Центральная проблема - регулирование деятельности новых поставщиков и различных форм межнационального высшего образования. Существуют огромные различия между странами в способах регламентации с частными университетами, коммерческими поставщиками и формами межнационального высшего образования. В некоторых странах (в качестве примера можно привести Грецию и Израиль) взят курс на почти полный отказ включать в признанный список тех иностранных поставщиков знаний в национальную систему высшего образования или признавать их дипломы и степени, которые не являются гражданами данной страны. Другие страны,

особенно в развивающемся мире (например, Малайзия), напротив, откровенно признают собственную неспособность удовлетворять увеличивающуюся потребность в высшем образовании своими национальными поставщиками и приветствуют иностранных поставщиков.

Можно сказать, что в большинстве стран традиционная точка зрения все еще состоит в том, что высшее образование - это общественная ответственность, что учреждения данной сферы должны быть признаны публично и бюджетно профинансированы, и что только участие государства дает формальную общественную законность квалификации вузов, жестко регулируя деятельность частных и иностранных поставщиков образовательных услуг.

При этом понятие «социальное» обычно идентифицируется с «национальным». Поэтому учреждения, которые имеют статус «общественных» у себя на родине, становятся уже «частными», участвуя в интернациональном образовательном процессе в других странах. Однако общественно-частное различие, которое было воспринято как существенный недостаток в политике национального высшего образования в течение долгого времени, становится второстепенным в условиях глобализации.

В принципе, нет никакой причины выступать против более позитивного и открытого отношения к частному и межнациональному высшему образованию, защищая «общественный» подход к высшему образованию как более оправданный. Следует признать, что частные образовательные учреждения и лица, не являющиеся гражданами данной страны, также могут выполнить общественные функции в сфере образования. Хотя у традиционных учреждений высшего образования есть определенная академическая культура и система ценностей, чтобы защитить себя, они должны быть достаточно сильными, чтобы участвовать в более конкурентоспособной ситуации с иностранными поставщиками, приезжающими из другой страны.

У монополии, созданной национальными образовательными структурами, несомненно, есть немало «протекционистских» аспектов и потому она не является оптимальной формой, способной ответить на вызовы сферы образования. Такая протекционистская политика рискует быть отвергнутой тенденциями межнационального высшего образования - как своеобразной торговой проблемой (по мере реализации потребности в либерализации высшего образования).

Иногда будущее сферы образования усматривают формированием полностью освобожденного от национальной специфики пространства глобального рынка высшего образования, на котором национальные власти и традиционные университеты больше не будут в состоянии «защитить» свои рынки и определять ценности студентов и общества. Такие представления оправдано представляются довольно крайними.

Тем не менее, фактический контекст глобальной и национальной политики в сфере высшего образования изменится коренным образом, если регламентация ВТО будет включать и услуги высшего образования как пакет обязательных межнациональных соглашений. Если они будут приняты, то с этого момента образовательные услуги могут быть свободно продаваемыми на глобальном рынке знаний. Более того, - поскольку эта международная регламентация является объектом интенсивного лоббирования коммерческих «образовательных» поставщиков, получая также поддержку от правительств некоторых развивающихся стран, которые рассматривают это как реальную возможность увеличить объёмы поставок высшего образования в их странах. Даже если формально государственная регламентация высшего образования будет максимально минимизирована, а увеличивающая конкуренция на международном рынке высшего образования станет следствием его либерализации, то это разрушит «общественный» подход к высшему образованию и традиционную академическую культуру в университетах. Для потенциального студента и широкой публики ситуация не будет очень ясна и прозрачна; фактическая ценность квалификаций, поставленных частными и

иностранными поставщиками, останется неясной в большинстве стран, даже основание, на котором образовательное учреждение будет позиционировать себя как университет, будет очень трудным для объяснения.

Однако исключительно защитная реакция, взывающая, прежде всего, к традиционному и преимущественно к национальному регулированию системы образования в целях поддержки «общественного подхода» и гарантии открытого доступа, а также примитивно понимаемое обеспечение «потребительской защиты» внутреннего общественного сектора высшего образования, была бы крайне консервативной, близорукой и неэффективной. То, что сегодня необходимо по-настоящему, это создание действительно международной и жизнеспособной структуры для того, чтобы эффективно контактировать с частными и межнациональными поставщиками, урегулировав интересы национальных правительств, традиционного общественного сектора высшего образования, коммерческих поставщиков и потребности со стороны требований студентов и интереса широкой публики.

В то же время важно с самого начала подчеркнуть, что такая международная структура отлична от национальной и возникает прежде, чем с ней вступает во взаимодействие национальная структура аккредитации. Эта структура должна в своей работе сделать всё, чтобы превысить основные требования, накладываемые на национальные вузы национальной управленческой системой, в то же время препятствуя усложнению бюрократической процедуры признания иностранных поставщиков. У этого стремления должна быть амбициозная цель - охватить пространство данного межнационального образования, а также действительную поставку знаний и образовательных технологий через Интернет. Такая международная регулирующая структура должна, как минимум, содержать:

- международный глоссарий общих понятий, определений и терминологии,

- некоторые основные правила предоставления поставщикам лицензии на право преподавания,

- интернационально стандартизированную процедуру регистрации (включая идентификацию того, кто может считаться ответственным),

- некоторые правила относительно правильного использования основных лейблов, таких как «университет», «докторантура», «профессор», «ученая степень», «аккредитованный»,

- удаление существующих барьеров в подвижности студентов и штата, которые не находили отражение в международных торговых соглашениях,

- некоторые основные элементы профессионального кодекса,

- основная договоренность проблем интеллектуальной собственности, связанная с частным высшим образованием,

- соглашение по проблемам потребительской защиты и правам на жалобу.

Частные и межнациональные поставщики образовательных технологий и образовательных услуг должны принять эти императивы как свой

собственный интерес для активного и эффективного участия в функционировании такой регулирующей структуры. Кроме того, в

дополнение к международной регулирующей структуре объединенный общественный и частный сектор высшего образования должен

стимулироваться так, чтобы установить их собственную саморегуляцию, чтобы исключить негативную практику и устранить шарлатанов,

поставщиков-жуликов и ненадежные учреждения выдачи дипломов. Будущее

- за теми международными образовательными структурами, которые могут построить систему международного доверия и уважаться как представительный сектор обслуживания. Необходимые для этого сильные ассоциации учреждений высшего образования могут возникнуть и из союза традиционных академических университетов и коммерческих поставщиков знания.

Новые вызовы процесса глобализации образования находят всестороннее практическое решение в международной мобильности дипломов, признании квалификаций и трансфертности кредитов на

получение образования. У этой проблемы есть два взаимосвязанных аспекта, которые фактически являются двумя сторонами одного и того же явления, а именно, - признание иностранных дипломов и ученых степеней, а также признание дипломов и степеней, поставляемых официально непризнаваемыми образовательными учреждениями. Ясно одно - в контексте растущей трансграничной подвижности квалифицированного труда и глобализации базовых интеллектуальных профессий строгие национальные регламентации относительно признания квалификации создают много дополнительных организационных проблем.

Литература:

1. См., напр.: Кочергина Т. «Позиционирование России в современной экономической геоструктуре» / Россия в глобализирующейся мировой экономике. Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2006. С. 16.

2. Косолапов Н. Глобализация: сущность и международно-политические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. №3. 2002. С.71.

3. См. материалы публикаций - Jane Knight, adjunct professor at the

Comparative International Development Education Centre, Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto(

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/newsletter/News33/text001.htm).

4. Лашко С. Интеграция системы экономического и бизнес-образования России в мировой рынок образовательных услуг. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета. 2008. С.67.

5. Белокрылова О., Скорев М. Влияние экономических институтов на производство и накопление знаний // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 1. №2. 2003. С. 79.

6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. М.: Академия. 1999. С.38.

7. Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. №3. 2001. С.35.

8. См. подр.: Ellen Hazelkorn. OECD: Consumer concept becomes a policy instrument. \ The report is in Higher Education Management and Policy, volume 16, number 2. 11 November 2007. OECD: Consumer concept becomes a policy instrument (источник - http://www.universityworldnews.com/article.php).

9. См. подр.: Globalization and higher education. Major changes occurring in the world are redefining the metrics of excellence for higher education (http://www.changinghighereducation.com/2006/07/globalization_a.html).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.