РЕГИОНАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ РИСКОВ ПРИ КРЕДИТОВАНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
С.А. МохИАЧЕВ, кандидат экономических наук, член-корреспондент Инженерной академии Удмуртской Республики Удмуртский филиал Московской финансово-промышленной академии Е.С. МОХИАЧЕВА, заместитель начальника отдела клиентских отношений ЦТУ Представительство ОАО АКБ «РОСБАНК»
Одной из основных проблем развития предпринимательства в России на современном этапе является недоступность кредитных ресурсов коммерческих банков и лизинговых схем, как правило, по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения по средне-и долгосрочным проектам малого и среднего предпринимательства. Для преодоления подобной проблемы в большинстве стран мира с развитой экономикой созданы с непосредственным участием государства и успешно функционируют различные схемы разделения рисков при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса. Участие государства в разделении рисков наряду с самим заемщиком и кредитующей финансовой организацией осуществляется, как правило, в лице специально созданной организации с доминирующим участием государства.
В России до начала XXI в., к сожалению, не было аналогов таких схем. Примерами регионов-первооткрывателей, где функционирует система разделения рисков, аналогичная созданным в зарубежных странах, являются Ленинградская область и Удмуртская Республика.
В августе 2003 г. создано открытое акционерное общество «Агентство кредитного обеспечения», единственным учредителем которого является субъект Российской Федерации — Ленинградская область [4]. Единственным видом деятельности Агентства является предоставление поручительств, гарантирующих выполнение Заемщиком обязательств по кредитным и лизинговым договорам при
недостатке необходимого залогового обеспечения у субъекта малого предпринимательства.
Программа предоставления кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства Удмуртии [2] (далее — Программа) разработана в соответствии с Республиканской целевой программой по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004—2008 гг. [3], и определяет основные направления и порядок развития Удмуртским государственным фондом поддержки малого предпринимательства (далее — УГФПМП) [1] системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий (поручительств) по кредитам, получаемым ими в банках, договорам финансовой аренды (лизинга).
Программа кредитных гарантий рассчитана на заемщиков, которые удовлетворяют условиям банка, но не могут предоставить обеспечения в виде залога. Таким заемщикам УГФПМП предлагает поручительство перед банком до 50 % суммы необходимого залогового обеспечения.
Например, субъекту малого предпринимательства необходим кредит в 100 тыс. руб. Для этого, по требованиям банков, ему нужно предоставить залог в виде транспорта, оборудования, недвижимости на сумму не менее 200 тыс. руб. При этом субъект малого предпринимательства должен за свой счет произвести оценку и застраховать это имущество, что в общей сложности составляет до
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
9
12 % от его стоимости. Если использовать гарантию УГФПМП, которая может составлять до 50 % необходимого обеспечения, то предприниматель предоставляет залог на сумму уже не 200 тыс. руб., а только 100 тыс. руб. и экономит на страховании и оценке имущества.
Гарантийный резерв УГФПМП (далее — гарантийный резерв) формируется УГФПМП за счет следующих источников:
• дополнительного имущественного взноса Правительства Удмуртской Республики в УГФПМП на программу кредитных гарантий;
• доходов, полученных от размещения гарантийного резерва в банках;
• средств, поступивших в оплату за предоставленные УГФПМП поручительства кредитным организациям за субъектов малого предпринимательства по их кредитам;
• добровольных взносов юридических и физических лиц и иных, не противоречащих законодательству, источников.
Средства гарантийного резерва могут быть размещены:
• в государственные ценные бумаги Российской Федерации;
• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
• высоколиквидные акции российских эмитентов, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг;
• денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
• депозиты в рублях в кредитных организациях;
• иных формах, предусмотренных действующим законодательством.
Средства гарантийного резерва размещаются на отдельном счете УГФПМП в банке. Средства гарантийных резервов расходуются в случае наступления гарантийного события и направляются банку-кредитору на возмещение неисполненных обязательств субъекта малого предпринимательства (заемщика) (далее — СМП) по кредитным договорам в соответствии с заключенными договорами поручительства. Размещение средств гарантийных резервов осуществляется на основе соглашений о сотрудничестве по кредитованию малых предприятий, заключаемых между УГФПМП и банками. В соглашении оговаривается:
• размер мультипликатора;
• способ размещения и размер средств гарантийного резерва, размещаемого в банке;
• условия размещения средств гарантийного резерва;
• порядок взаимодействия банка и УГФПМП с момента рассмотрения заявки на предоставление поручительства и до передачи долга по кредитному договору от банка к УГФПМП при взыскании средств по поручительству и др. Направления расходования средств гарантийного резерва:
• предоставление УГФПМП поручительств банкам в качестве обеспечения возврата кредитных средств, предоставляемых банками для финансирования проектов субъектов малого предпринимательства;
• покрытие расходов, связанных с возмещением УГФПМП банкам неисполненных обязательств СМП по кредитным договорам в соответствии с заключенными договорами поручительства на основании действующего законодательства;
• покрытие расходов, связанных с реализацией Программы.
После взыскания задолженности по кредитному договору или договору финансовой аренды (лизинга) с субъекта малого предпринимательства все полученные средства направляются на пополнение гарантийного резерва.
Поручительство УГФПМП предоставляется СМП, обладающим по согласованию сторон устойчивым финансовым состоянием, но не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления банку полноценного обеспечения возврата кредита (по критериям, установленным банком). При предоставлении поручительства УГ-ФПМП принимаются во внимание приоритетность направления деятельности и социальная значимость проекта СМП. Поручительство УГФПМП предоставляется в отношении кредитов, выданных в рублях. Поручительства УГФПМП предоставляются на возмездной основе. Размер оплаты за поручительство по кредитным договорам сроком на один год составляет до 2,5 % от суммы обеспечиваемых обязательств в зависимости от финансовых рисков и социальной значимости (приоритетности) проектов СМП. Размер оплаты увеличивается или уменьшается пропорционально сроку кредитного договора. Приоритетными проектами (направлениями деятельности) СМП являются:
• производство конкурентоспособных товаров, в том числе импортозамещающих;
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
10
региональная экономикА: теория и практика
• развитие услуг в ЖКХ и бытовое обслуживание
населения;
• проекты в научно-технической сфере, связанные
с разработками новых изделий и технологий.
В соглашении об оплате за предоставление поручительства, заключаемом между УГФПМП и СМП, предусматривается право УГФПМП осуществлять контроль за ходом реализации проекта СМП и обязанность СМП предоставлять документацию, необходимую для оценки его финансового состояния. Размер поручительства УГФПМП по кредиту, предоставляемому малому предприятию банком, не может превышать 50 % от общего объема необходимого обеспечения по кредиту, определенного банком. Оставшаяся часть обеспечения должна предоставляться СМП в виде залога или другим иным законным способом по согласованию с банком. Величина предоставляемого банку поручительства УГФПМП по одному СМП не может превышать 15 % от общей суммы гарантийных резервов.
Алгоритм функционирования программы кредитных гарантий включает ряд последовательных действий:
1) субъект малого предпринимательства, не имеющий достаточного залогового обеспечения, подает заявку в банк;
2) банк принимает решение о финансировании и по согласованию с СМП подает заявку на предоставление поручительства (прилагается выписка из решения кредитного комитета банка);
3) фонд принимает решение о предоставлении поручительства на условиях, оговоренных в договоре о сотрудничестве;
4) между УГФПМП и банком заключается договор поручительства;
5) после оплаты поручительства, которое составляет до 2,5 % от суммы предоставляемого поручительства, СМП получает кредит в банке;
6) все расчеты осуществляются в обслуживающем банке;
7) 90 % затрат СМП на привлечение поручительства компенсируется из средств бюджета Удмуртской Республики.
В целом, за все годы реализации программы объем выданных УГФПМП поручительств СМП при оформлении ими кредитов в коммерческих банках превысил 143 млн руб.
Это позволило активизировать участие в программе коммерческих банков. В настоящее время соглашения об участии в программе кредитных гарантий заключены с девятью коммерческими банками.
Реализация программы кредитных гарантий позволяет коммерческим банкам существенно снижать риски взаимодействия с субъектами малого предпринимательства при осуществлении кредитных операций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мохначева Е. С, Горшков Е. В. Анализ становления и развития системы государственной поддержки предпринимательства в Удмуртской Республике // Предпринимательство Удмуртии. Справочно-методическое пособие. — Ижевск: Министерство экономики Удмуртской Республики, АНО «Республиканский центр содействия развитию предпринимательства и страхового рынка в Удмуртской Республике», 2005. С. 9-15.
2. Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 28.10.2003 № 108-Ш «О республиканской целевой программе по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы».
3. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2004 № 248-р «О программе предоставления кредитных гарантий субъектам малого предпринимательства».
4. Смирнова Н. Г. О системе разделения рисков с участием государства при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Материалы Всероссийской конференции представителей малых предприятий, 26 апреля 2005 г. - М. : 2005.
региональная экономикА: теория и практика
и