Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: УСЛОВИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНСТРУМЕНТЫ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: УСЛОВИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТОРОВ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриванов Роман Игоревич, Красова Елена Викторовна, Врублевский Владислав Валерьевич

Статья рассматривает особенности региональной политики, проводимой Правительством Приморского края, в части развития международных инвестиционных проектов. Отмечается, что нормативно-правовые и институциональные условия инвестиционной деятельности за последние годы заметно улучшились, развиваются инструменты административной поддержки инвесторов и предпринимателей. Однако проектный потенциал в крае реализуется далеко не в полной мере. В качестве основного механизма, направленного на повышение инвестиционной привлекательности и снижения рисков для иностранных инвесторов, рассматривается государственно-частное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриванов Роман Игоревич, Красова Елена Викторовна, Врублевский Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY OF INTERNATIONAL INVESTMENT PROJECTS DEVELOPMENT IN PRIMORSKY TERRITORY: CONDITIONS, PROSPECTS, TOOLS

The article considers features of regional policy implemented by Primorsky Government in terms of international investment projects development. It has been concluded that the regulatory and institutional conditions for investment activities have been signifcantly improved for some recent years. Administrative tools to support investors and entrepreneurs are being developed. However, the project potential in the region is far from being fully realized. Public-private partnership is considered as a main mechanism aimed at increasing investment attractiveness and reducing risks for foreign investors.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ: УСЛОВИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИНСТРУМЕНТЫ»

Политические отношения и управление регионом Political Relations and Management of the Region

Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 1. С. 120-133.

Ojkumena. Regional researches. 2022. No. 1. P. 120-133.

Научная статья УДК 336.018(045)

DOI: 10.24866/1998-6785/2022-1/120-133

Региональная политика по развитию международных инвестиционных проектов в Приморском крае: условия, перспективы, инструменты

Роман Игоревич Гриванов, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия, roman.grivanov@vvsu.ru Елена Викторовна Красова, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия, elena_krasova@rambler.ru Владислав Валерьевич Врублевский, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия, vrublevskivv@gmail.com

Аннотация. Статья рассматривает особенности региональной политики, проводимой Правительством Приморского края, в части развития международных инвестиционных проектов. Отмечается, что нормативно-правовые и институциональные условия инвестиционной деятельности за последние годы заметно улучшились, развиваются инструменты административной поддержки инвесторов и предпринимателей. Однако проектный потенциал в крае реализуется далеко не в полной мере. В качестве основного механизма, направленного на повышение инвестиционной привлекательности и снижения рисков для иностранных инвесторов, рассматривается государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: региональная политика, Приморский край, международный инвестиционный проект, нормативно-правовые условия, институциональная структура, административная поддержка инвесторов, инструменты инвестиционной политики, государственно-частное партнерство

Для цитирования: Гриванов Р. И., Красова Е. В., Врублевский В. В. Региональная политика по развитию международных инвестиционных проектов в Приморском крае: условия, перспективы, инструменты // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 1. С. 120-133. DOI: 10.24866/1998-6785/2022-1/120-133

Original article

DOI: 10.24866/1998-6785/2022-1/120-133

Regional policy of international investment projects development in Primorsky Territory: conditions, prospects, tools

Roman I. Grivanov,

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, roman.grivanov@vvsu.ru

Elena V. Krasova,

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, elena_krasova@rambler.ru

Vladislav V. Vrublevskii,

Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, vrublevskivv@gmail.com

Abstract. The article considers features of regional policy implemented by Primorsky Government in terms of international investment projects development. It has been concluded that the regulatory and institutional conditions for investment activities have been significantly improved for some recent years. Administrative tools to support investors and entrepreneurs are being developed. However, the project potential in the region is far from being fully realized. Public-private partnership is considered as a main mechanism aimed at increasing investment attractiveness and reducing risks for foreign investors.

Key words: regional policy, Primorsky Region, international investment project, regulatory environment, institutional structure, administrative support for investors, investment policy instruments, public-private partnership For citation: Grivanov R. I., Krasova E. V., Vrublevsky V. V. Regional policy of international investment projects development in Primorsky Territory: conditions, prospects, tools // Ojkumena. Regional researches. 2022. No. 1. P. 120-133. DOI: 10.24866/1998-6785/2022-1/120-133

Обеспечение хозяйственной деятельности населения инвестиционными ресурсами является одной из основных задач управлениям территориями. Динамизм развития общественных процессов, углубление интеграционных связей между административно-хозяйственными единицами создают различные эффективные форматы инвестирования и открывают новые возможности как для инвесторов, так для тех, кто нуждается в финансировании. В этом контексте в научной литературе широко обсуждаются подходы к региональной политике и определению набора эффективных инструментов. С точки зрения как экономической эффективности, так и социальной ответственности наиболее востребованным форматом организации бизнеса сегодня является

© Гриванов Р. И., Красова Е. В., Врублевский В. В., 2022

государственно-частное партнерство. Рост предпринимательской инициативы в сочетании с решением актуальных социальных проблем территорий становится основополагающим принципом региональной политики [8; 1; 28; 26].

Одной из наиболее востребованных форм инвестирования является международный инвестиционный проект (МИП), представляющий собой разработку и поэтапную реализацию комплексного плана мероприятий по созданию нового или модернизации действующего производства за счет иностранного капитала. Преимуществом МИП для национального производителя является возможность привлечь значительные финансовые средства и выйти на мировой рынок. Однако для того, чтобы воспользоваться данным преимуществом, необходимо обеспечить как экономическую привлекательность самого проекта, так и достаточную конкурентоспособность территории, на которой будет осуществляться проект. В этом плане российские регионы находятся на острие инвестиционных интересов: с одной стороны, они могут использовать природно-географическую, сырьевую и инфраструктурную специфику своих территорий для формирования конкурентных преимуществ, с другой стороны, стремятся воспользоваться возможностями международного финансового рынка для реализации наиболее эффективных направлений развития и продвижения своей продукции на мировой рынок. Инвестиции, привлекаемые посредством МИП, существенно расширяют финансовую базу развития регионов в условиях хронического дефицита бюджетных средств и служат значимым индикатором уровня социально-экономического развития территории.

Среди других субъектов Дальневосточного федерального округа Приморский край является одним из лидеров по количеству осуществляемых инвестиционных проектов и по объему привлекаемых инвестиций. С одной стороны, это обусловлено богатыми природно-ресурсными запасами и выгодным географическим положением в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С другой стороны, активная позиция нынешнего правительства края в части улучшения инвестиционного климата и поддержки частных инвесторов способствует формированию условий для эффективных и безопасных инвестиций в независимости от их масштабов, источников, отраслевой направленности и форматов осуществления. Все это в итоге работает на прирост количества проектов, расширение перечня инвесторов, модернизацию производственной базы, рост объемов производства, создание рабочих мест, развитие экспортного потенциала и емкости внутреннего рынка региона. Так, общий объем инвестиций в основной капитал за 6 месяцев 2021 г. составил 68,7 млрд. руб., а индекс производства в регионе вырос на 33,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., при этом основной прирост обеспечили предприятия обрабатывающего сектора [5].

Вместе с тем объемы иностранных инвестиций имеют очень неустойчивую и непредсказуемую динамику из-за непрерывного воздействия разнонаправленных конъюнктурообразующих факторов и наличия внутренних проблем в регионе, тормозящих инвестиционный процесс. Колебания мирового спроса циклической и нециклической природы не способствуют стабильному функционированию рынка международных капиталов. Кроме того, при малейшем сомнении в выгодности или безопасности проекта инвесторы перенаправляют средства в другие объекты или территории вложения. В силу этого российские регионы среди всех источников инвестирования имеют наименьшие гарантии в привлечении частных инвестиций из-за рубежа при том, что последние требуют создания максимального режима благоприятствования и самых современных, гибких методов управления проектами. Приморье уже имеет опыт неуспешных МИП, который до сих пор изучается на предмет выяснения причин их провалов [3]. Несмотря на лидерство по общему количеству реализуемых проектов, Приморье — далеко не самый капиталоемкий регион в части иностранных инвестиций: по данным за 2019 и 2020 г., на край пришлось чуть более 6% всех ПИИ, поступивших в Дальневосточный федеральный округ (ДФО). Лишь 53% ПИИ реально участвует в капитале приморских предприятий, в то время как в целом по ДФО данный показатель составляет 92% (преимущественно за счет Сахалинской области) [16].

Целью настоящего исследования является рассмотрение условий, перспектив и инструментов развития МИП на территории Приморского края.

Одной из важных задач исследования выступает изучение проблем использования механизма государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций из-за рубежа.

Материалы и методы исследования

Высокая значимость указанной проблематики для развития Приморского края объясняет актуальность ее изучения в научной литературе. Среди многочисленных научных трудов можно выделить следующие основные направления исследований.

1. Концептуальные проблемы развития международных проектов на территории российских регионов и привлечения иностранных инвестиций. На фоне международной интеграции российское правительство и ученые рассматривают Дальний Восток как важнейшую геополитическую компоненту стратегического развития страны, предполагающую лидерство России в АТР в обеспечении азиатского рынка продуктами из дальневосточных ресурсов [23; 13; 2; 14].

2. Улучшение условий ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности Приморского края. Специалисты широко обсуждают недостатки администрирования, разделения полномочий, правового регулирования, репутационные риски и другие проблемы, которые объективно сокращают эффективность региональной политики и ведут к снижению потенциала развития территории в целом [9; 10].

3. Совершенствование инструментов развития МИП в Приморском крае. Среди наиболее многообещающих инструментов выделяют введение специальных режимов (территории опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ)), а также механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) [4; 11].

Методологической основой статьи являются современные положения теории региональной политики и экономики, концепции устойчивого развития территорий, теория государственного управления. Исследование базируется на общих методах научного анализа, включая систематизацию, обобщение, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, опирается на понятийный аппарат, используемый современной наукой в контексте таких категорий, как региональная политика, региональная экономика, инвестиции, международный инвестиционный проект, эффективность и другие.

Нормативно-правовые и институциональные условия развития

международных инвестиционных проектов в Приморском крае

Правительство края сосредотачивает свои усилия на создании условий, благоприятствующих привлечению прямых инвестиций из-за рубежа посредством развития нормативно-правовой базы, инвестиционной инфраструктуры и консультационной деятельности.

Среди нормативных документов, имеющих приоритетное значение для развития МИП, можно выделить следующие региональные нормативные акты [17]:

1) постановление администрации края № 668-па от 28.12.2018 г. "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года". Стратегия является базовым документом региональной политики на долгосрочную перспективу, определяет цели, приоритеты и основные направления развития края;

2) постановление администрации края № 495-па от 23.12.2013 г. "Об утверждении Инвестиционной стратегии Приморского края на период до 2030 года". Стратегия определяет направления государственной инвестиционной политики, указывает территории, отрасли и технологии опережающего развития;

3) постановление губернатора Приморского края № 54-пг от 16.04.2013 г. "О создании Совета по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при губернаторе Приморского края". Совет создан для обеспечения качественного и своевременного рассмотрения на правительственном уровне широкого круга вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов;

4) Стандарт деятельности органов исполнительной власти Приморского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Стандарт за-

крепляет комплекс мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиту прав инвесторов и повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей;

5) постановление администрации края № 373-па от 8.09.2017 г. "Об утверждении порядка заключения Приморским краем специальных инвестиционных контрактов". Данный порядок регулирует отношения между инвестором и субъектом РФ по вопросам внедрения или разработки современных технологий в целях освоения серийного производства промышленной продукции в регионе;

6) постановление администрации края № 560-па от 29.08.2019 г. "Об отборе инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Приморского края";

7) постановление администрации края № 437-па от 14.09.2018 г. "Об установлении значений целевых показателей критериев оценки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Приморского края";

8) постановление администрации края № 501-па от 24.12.2013 г. "Об утверждении единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна"";

9) закон Приморского края № 354-K3 от 10.05.2006 г. "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае";

10) закон Приморского края № 195-КЗ от 15.02.2008 г. "Об инновационной деятельности на территории Приморского края".

Региональная нормативно-правовая база, рассматриваемая с точки зрения поддержки МИП, соответствует целям, принципам и приоритетам российского государства по развитию ДФО, по эффективной политической и экономической интеграции России в АТР. Инвестиционная стратегия Приморского края сопряжена с целым рядом государственных программ по социально-экономическому развитию края, локализует МИП преимущественно в зонах ТОР и СПВ и предусматривает следующие основные механизмы государственной поддержки их реализации:

• развитие трансграничной инфраструктуры и повышение эффективности работы таможенных служб;

• привлечение финансирования от международных институтов;

• сфокусированное привлечение иностранных инвесторов, оказание поддержки резидентам ТОР и СПВ в режиме одного окна;

• развитие сервисов сопровождения и поддержки инвесторов на базе созданной в Приморье соответствующей институциональной структуры;

• развитие государственно-частного партнерства как механизма содействия реализации проектов.

На практике поддержку инвесторам оказывают целый ряд созданных правительством края некоммерческих структур, выполняющих широкий ряд организационных, посреднических, консультационных функций. Основными элементами такой структуры сегодня являются Инвестиционное агентство Приморского края и Корпорация развития Приморского края, базовый функционал которых представлен на рисунке 1.

Представленная институциональная структура сложилась сравнительно недавно путем совершенствования организации деятельности руководства края по содействию привлечения инвестиций в экономику региона из всех источников. Как видно из рисунка 1, отличительными чертами такой структуры являются:

• комплексность поддержки, т.е. сочетание прямой (непосредственной, в том числе через систему "единого окна") и косвенной (опосредованной, через элементы организационно-управленческой системы) систем поддержки инвесторов и предпринимателей;

• высокая степень вовлеченности государства и его административного ресурса в процесс создания благоприятных условий для инвестиций. Вовлеченность предусматривает активный диалог бизнеса и власти, участие государства в решении административных вопросов и продвижении МИП;

• системность работы с инвесторами, начиная от обычной разъяснительной работы до цифровизации целого ряда административных операций и процедур, традиционно требующих больших затрат времени и усилий. В част-

Гриванов Р И., Красова Е. В., Врублевский В. В. Региональная политика по развитию международных ..

124 -

Рисунок 1. Институционально-функциональная структура поддержки реализации международных инвестиционных проектов в Приморском крае Figure 1. Institutional and functional structure of support for the implementation of international investment projects in Primorsky Krai.

консультации по организационным и административным вопросам реализации МИП; поиск инвесторов под конкретный проект, поиск проектов под конкретного инвестора; помощь в обосновании и подготовке проекта (бизнес-план, финансовая модель, маркетинговая стратегия);

выбор механизмов финансирования проектов, включая концессионные соглашения в рамках государственно-частного партнерства; связь с аппаратом губернатора края по вопросам инвестирования.

- формирование инвестиционных площадок;

- сопровождение работы инвесторов;

- решение административных вопросов, защита;

- содействие комплексной реализации проектов;

- оформление земельных участков;

- информационная поддержка проектов;

- поддержка строительства транспортной и инженерной инфраструктуры.

ИНВЕСТОРЫ и РЕЦИПИЕНТЫ

Составлено авторами по данным порталов Правительства Приморского края, Инвестиционного портала Приморского края и Корпорации развития Приморского края.

Compiled by the authors according to the portals of the Government of the Primorsky Territory, the Investment Portal of the Primorsky Territory and the Primorsky Territory Development Corporation.

ности, потенциальные инвесторы могут рассчитывать на конкретную помощь в получении разрешений на строительство, регистрации прав собственности, подключении к инженерным сетям, получении поручительств по кредитам, а также на поддержку в случае нарушения прав предпринимателей. В российских бюрократических условиях ускорение и облегчение прохождения административных процедур является важным элементом системы поддержки инвесторов;

• информативность поддержки. В условиях расширяющегося информационного пространства потенциальным инвесторам достаточно легко получить всю необходимую информацию через Инвестиционный портал Приморского края1, сайты Корпорации развития Приморского края2 и Центра оказания услуг "Мой бизнес"3. Информационные ресурсы представлены также в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram-канале "Приморье для бизнеса".

Расширение институциональной поддержки позволило достичь определенных результатов в работе с инвесторами. Несмотря на сокращение деловой активности в 2020 г. в целом по миру из-за пандемии, объем привлеченных в край инвестиций удалось сохранить на уровне 2018 г. и продолжить наращивать численность резидентов СПВ и ТОР (таблица 1).

1 URL: https://invest.primorsky.ru/ru/.

2 URL: https://cdprim.ru/corporation.

3 URL: https://mb.primorsky.ru/mybusiness-center.

Таблица 1. Некоторые показатели результативности работы с инвесторами

в Приморском крае за 2018-2020 гг. Table 1. Some performance indicators of work with investors in Primorsky Krai for 2018-2020

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2020 к 2018

Общий объем привлеченных в край инвестиций, млрд. руб. 2,1 2,9 2,1 100%

Доля обращений о нарушениях прав предпринимателей, поддержанных в пользу бизнеса - 67,5% 87,0% + 19,5 п.п.

Количество резидентов СПВ, ед. на конец года 1072 1782 2264 2,1 раза

Количество резидентов ТОР, ед. на конец года 351 471 55B 1,6 раза

Место края в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 76 55 34 +42 позиции

Источник: [18; 19]. Source: [18; 19].

За 2021 г. количество резидентов СПВ и ТОР увеличилось еще на 5,5% и 19,2% соответственно, а рейтинг Приморья по условиям ведения бизнеса передвинулся с 34-го на 14-е место по России. На презентации результатов Национального рейтинга председатель Правительства Приморья В. Щербина отметила, что "мы продвинулись в вопросах строительства, подключения к электроэнергии. Приморский край — один из лучших регионов страны по лицензированию, инвестиционному порталу, поддержке бизнеса" [7]. Всё это позволяет говорить об улучшении нормативно-правовых и институциональных условий привлечения инвестиций и о в целом правильном подходе правительства края к региональной инвестиционной политике.

Перспективные международные инвестиционные проекты в Приморском крае и потенциал их реализации

К настоящему моменту в крае сложился определенный круг проектов, реализуемых либо планируемых к реализации в ближайшем будущем. Их осуществление способно внести большой вклад в ускоренное развитие Дальнего Востока России, а их потенциал во многом определит отраслевую и промышленную специфику края, уровень инфраструктурного развития дальневосточных территорий, технологический статус и, конечно, социальную привлекательность региона, обеспечивающую рост качества жизни, сокращение оттока населения и повышение его экономической и предпринимательской активности. Среди таких проектов можно выделить следующие4.

1. Развитие игорной зоны "Приморье", входящей в состав туристического кластера в бухте Муравьиная. Реализация первого этапа проекта предполагает строительство на 263 гектарах территории 12-ти разноуровневых гостиничных комплексов с казино и центрами семейного и молодежного отдыха. На октябрь 2021 г. объем частных средств, вложенных в объекты игорной зоны, составил 75,3 млрд. руб., что является примером крупнейшего проектного финансирования туристической отрасли на Дальнем Востоке России. Главными зарубежными инвесторами выступают компании Summit Ascent Holdings Ltd. (Гонконг), Naga Corporation Ltd. (Камбоджа), потенциальным инвестором является Plgen Holdings Co. Ltd. (Республика Корея). Участие в финансировании принимают и российские компании: ЗАО "Шамбала", ООО "Даймонд Форчун" и ООО "Гейминг Групп Приморье".

2. Строительство профессионального поля для гольфа на территории туристического кластера в бухте Муравьиная, вблизи игорной зоны "Приморье". Данный проект предполагает создание уникальной туристско-развлека-

4 Информация по проектам представлена на основе анализа данных Инвестиционного портала Приморского края. URL: https://invest.primorsky.ru/ru.

тельной инфраструктуры, включающей не только поле, но и клубный дом, гостиницу, ландшафтный парк с уникальными растениями, территории отдыха. Планируемый объем инвестиций составляет порядка 6 млрд. руб. Зарубежным инвестором проекта является южнокорейская компания "Хэчжунг Дивелоперс".

В целом в рамках формируемого туристического кластера в будущем предполагается привлекать в край до 8 млн. туристов в год. Совокупный объем инвестиций в развитие кластера может превысить 120 млрд. руб.

3. Производство мяса, молока, овощей, бобовых и зерновых культур на территориях опережающего развития. Так, в рамках ТОР "Михайловский" планируется создание российско-китайского агрохолдинга для выращивания риса, кукурузы и переработки сои мощностью 240 тыс. тонн в год. Зарубежной инвестиционной платформой для развития агробизнеса в Приморье выступают китайские компании Joyvio Group и Beidahuang Group. К региональному агропромышленному комплексу проявляют интерес и крупные южнокорейские компании Lotte International Co. и LH Corporation Co., а также компании из Вьетнама, Австралии и Новой Зеландии. Объем уже осуществленных инвестиций в агропромышленный комплекс Приморья в рамках ТОР составил почти 1 млрд. руб.

4. Производство диагностических тестов нового поколения по оперативному и безопасному выявлению туберкулеза у населения. Планируемый объем инвестиций составляет порядка 350 млн. руб., а зарубежным инвестором выступает LG Chem — крупнейшая химическая компания Республики Корея, входящая в состав LG Group.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Строительство Владивостокской кольцевой автодороги вдоль Амурского залива с мостом через пролив Босфор Восточный. ВКАД позволит разгрузить дороги города и создать оптимальную дорожную инфраструктуру. Данный крупномасштабный проект предполагается реализовать с инвестиционной и технологической поддержкой крупной китайской компании China Railway Construction Corporation.

6. Создание интеллектуальной парковки в Матросском сквере г. Владивостока. "Умная" парковка с использованием искусственного интеллекта может распознавать номерные знаки, обеспечивает управление парковкой, контролирует доступ транспортных средств и соблюдение правил дорожного движения, а также позволяет зарезервировать место на стоянке с помощью мобильного приложения. Проект выполнен при финансовой поддержке компании KT (Korea Telecom) — крупнейшего провайдера телекоммуникационных услуг в Республике Корея.

7. Разработка самого крупного на Дальнем Востоке России проекта типа "умный город", планируемого к реализации на базе судостроительного комплекса "Звезда" на территории промышленного парка "Большой Камень". Данный проект ориентирован на развитие социально-экономической инфраструктуры, создание комфортных условий для жизни и, как следствие, приток населения в городской округ Большой Камень. Общая площадь "умной" территории составляет 900 гектаров. "Умный город" разработан южнокорейской компанией LH при поддержке Министерства земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Республики Корея специально для Правительства Приморского края за счет средств международного гранта на сумму 600 тыс. долл. Для реализации проекта на практике в настоящее время ведется поиск инвесторов.

8. Строительство семейного центра "Аквапарадайз"(г. Владивосток). Создание центра предполагает возведение крытого аквапарка, отеля, торго-во-развлекательной зоны, спортивного комплекса, парковой зоны с велодорожками и площадками для занятий спортом. Это первый крупномасштабный проект по созданию инфраструктуры для всесезонного отдыха в черте города Владивостока. Планируемый объем инвестиций составляет 5,1 млрд. руб. Инвестором выступает крупнейший международный гостиничный оператор — компания Accor (Франция), уже имеющая опыт реализации проектов в Приморье: первым объектом Accor стал четырехзвездочный отель Novotel Vladivostok, открытый для гостей края в мае 2021 г. и расположенный в самом центре Владивостока.

9. Строительство Центра ядерной медицины (г. Владивосток). За счет создания центра планируется обеспечить потребности в диагностике и лечении онкологических заболеваний на всем Дальнем Востоке, включая соседние страны. Корпорация General Electric Healthcare является одним из поставщиков современной медицинской техники. Данный проект, реализуемый за счет средств российских инвесторов, тем не менее имеет статус значимого международного проекта, учитывая его экспортоориентированность.

10. Модернизация и расширение портовых мощностей Владивостокского морского торгового порта. Совершенствование системы обработки грузов будет способствовать расширению деятельности порта и росту его доходности. В качестве зарубежного инвестора рассматривается компания DP World (ОАЭ), которая до 2012 г. являлась акционером крупнейшего контейнерного терминала на Дальнем Востоке России — "Восточной стивидорной компании".

Вышеперечисленным не исчерпывается перечень региональных бизнес-инициатив, привлекательных для иностранных инвесторов. Следует отметить стремление компаний из Италии, Австрии, Германии, Индии установить долгосрочное комплексное сотрудничество с Приморьем в финансовой, торговой, транспортной сферах, а также в угольной, алмазогранильной отраслях, сельском хозяйстве. Приморская медицина, сфера услуг, включая цифровую экономику, являются инвестиционно интересными и для новых, и для традиционных партнеров края.

Следует отметить, однако, что не все рассматриваемые проекты на сегодняшний день имеют точную стоимостную оценку, установленные сроки реализации и четкий механизм финансирования. Работа по активизации частных инициатив и поиску инвесторов ведётся достаточно медленно и тяжело в силу инертности многих организационных процессов. С точки зрения региональной политики есть целый ряд проблем, решение которых необходимо для развития МИП. В первую очередь речь идет об использовании механизма государственно-частного партнерства в проектах с участием иностранного капитала.

Государственно-частное партнерство как инструмент развития международных инвестиционных проектов в регионе

По мнению бизнеса, наиболее существенными факторами, сдерживающими развитие МИП в Приморском крае, являются "административные барьеры, с которыми бизнесмены теряют чувство безопасности", "низкий уровень административной комфортности", "чрезмерное административное давление со стороны таможенных органов" [9, с. 116-117; 30], "неумение бизнеса и власти эффективно взаимодействовать" [12, с. 4]. Такая "ненадежность" или "небезопасность" родом из 1990-х гг. [25] постепенно сменяется четким перечнем инфраструктурных проблем [31; 27] и конкретными направлениями их решения [24; 29]. Слабые места российского административного регулирования могут быть в значительной степени устранены посредством механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) — одного из наиболее популярных во всем мире инструментов взаимодействия власти и бизнеса, который подразумевает привлечение частных инвестиций в государственную зону ответственности. ГЧП позволяет объединить инвестиции и распределить риски в соответствии с потенциалом каждой из сторон. При этом реализация проектов на основе ГЧП, как правило, направлена на достижение какого-либо очень значимого для экономики и общества результата.

Безусловно, административные барьеры характерны не только для Приморья как региона, привлекающего инвестиции, но и для всей страны в целом. Однако именно Приморский край на протяжении многих лет фигурировал как наиболее отстающий регион по уровню эффективности взаимодействия государства и бизнеса. В 2015—2016 гг. край занимал 74-е место среди всех субъектов Федерации по уровню развития ГЧП, в то время как Дальневосточный федеральный округ находился на втором месте по количеству проектов ГЧП, а соседний с Приморским Хабаровский край стал лидером в округе по темпам роста реализации проектов ГЧП. К сожалению, несмотря на развитие нормативной базы, совершенствование институциональной структуры и

Таблица 2. Место Приморского края в национальном рейтинге по уровню развития

государственно-частного партнерства, 2016-2020 гг. Table 2. Place of Primorsky Krai in the national ranking in terms of the level of development

of public-private partnership, 2016-2020

Год 2016 2017 2018 2019 2020

Приморский край 74 52 47 53 64

Для сравнения: Хабаровский край 21 16 11 32 17

Источник: [20; 21]. Source: [20; 21].

улучшение условий ведения бизнеса, к 2021 г. край так и не смог существенно продвинуться вперед в части применения механизма ГЧП (таблица 2).

Как отмечали составители рейтинга в 2017 г., Приморье имело хорошую обеспеченность специалистами в области ГЧП и доступность перечня объектов, в отношение которых планируется заключение концессионных соглашений. В то же время фиксировалось отсутствие межведомственного органа, ответственного за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП, и недостаточный учет ГЧП при планировании развития региона [21]. В настоящее время уполномоченным органом, ответственным за поддержку проектов ГЧП, является Инвестиционное агентство Приморского края, которое осуществляет масштабное информирование инвесторов о преимуществах механизма ГЧП. Со стороны регионального правительства действуют различные формы поддержки частных инвесторов и концессионеров, в частности, инвестиционные налоговые вычеты, предоставление государственных гарантий и субсидий, предоставление земельных участков в аренду на льготных условиях и другие. Инвесторы получают поддержку и со стороны специальных режимов — СПВ и ТОРов, например, налоговые, административные, таможенные преференции, а также комфортный на сегодняшний день минимальный размер инвестиций (500 тыс. рублей). Однако состояние нормативно-институциональной среды края в области ГЧП всё ещё рассматривается как слабое.

Согласно перечню проектов, реализуемых на территории Приморского края на принципах ГЧП, на начало 2022 г. в крае реализуется 19 проектов. В перечне планируемых к реализации проектов (в отношении объектов, по которым планировалось в 2021 г. заключить соответствующие соглашения) фигурирует 124 объекта. Почти 70% общего числа объектов в данных проектах — это объекты в сфере жилищно-коммунального хозяйства и 29% — в сфере образования, культуры, спорта и здравоохранения [19].

С позиций международных инвесторов проекты в области социального развития и снабжения за редким исключением не являются привлекательными, поскольку не приносят ощутимой прибыли при существенных затратах. Для Приморья в рамках активизации работы по внедрению механизмов ГЧП целесообразным является усиление международной инвестиционной составляющей этой работы в таких отраслях, как транспорт, дорожное строительство, портовая инфраструктура, здравоохранение, обрабатывающие производства, образование, отдых и т.д.

В настоящее время в крае нет реализуемых проектов на принципах ГЧП с участием иностранных партнеров. Одни специалисты связывают это с недостаточной конкурентоспособностью российского Дальнего Востока [10], другие — с ослабеванием конкурентных преимуществ самих иностранных инвесторов, которых вытесняют крупные российские компании [6]. Рассматриваются возможности частных концессионных инициатив из Республики Корея, Японии и Китая. Например, строительство современного завода по утилизации мусора при участии иностранных компаний WELLE Environmental Group из Китая и EUWELLE GmbH из Германии с объемом предполагаемых инвестиций в размере 12 млрд. руб., а также идеи по созданию реабилитационного центра

Таблица 3. Параметры реализации проекта строительства Владивостокской кольцевой автодороги,

с участием иностранного капитала Table 3. Parameters of the implementation of the Vladivostok ring road construction project,

with the participation of foreign capital

Параметр Характеристика

Формат реализации Концессия

Срок концессии 29 лет, в том числе 4 года - инвестиционный период

Концедент Правительство Приморского края

Инвестор China Railway Construction Corporation (CRCC), Китай

Платежный механизм Комбинированный: сочетание бюджетных платежей в виде капитального гранта на финансирование строительства с операционным платежом. Сбор платы с пользователей (тарифная выручка) поступает в распоряжение концедента

Общий объем инвестиций (без НДС, в ценах соответствующих лет) 93,2 млрд. руб.

Объем капитальных затрат (без НДС, в ценах соответствующих лет) 85,36 млрд. руб.

Доля бюджетного финансирования (капитального гранта) 80%> (федеральная и региональная части 50% и 30% соответственно)

Доля внебюджетного финансирования (инвестора) 20%

Расчетный индекс рентабельности инвестиций 1,17

Оценочный срок окупаемости (дисконтированный) 17,1 лет

Источники: [15; 19]. Sources: [15; 19].

в Приморье, обустройству парковок, строительству медицинского центра во Владивостоке и некоторые другие.

Наиболее многообещающим в этом направлении является проект строительства Владивостокской кольцевой автодороги, входящий в "Национальный перечень перспективных проектов 2021 года" и реализуемый в рамках Государственной программы "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2020-2027 годы. Согласно замыслу, четырехполосная ВКАД соединит Владивосток с островом Русский и закольцует движение вокруг центральной части города. Дорога общей длиной 18,2 км пройдет вдоль Амурского залива, при этом, предусматривается сооружение двух мостов: через Морской канал и через пролив Босфор Восточный [15; 22]. Основные параметры проекта отражены в таблице 3.

На сегодняшний день Россия имеет достаточный опыт реализации транспортных проектов, аналогичных строительству ВКАД, посредством механизма ГЧП: всего осуществляется 192 проекта, из них 56% - на основе концессионных соглашений. При этом, 63% общего числа проектов и 53% задействованных инвестиций реализуются именно в регионах [15]. Привлекательность выбранного платежного механизма строительства ВКАД для инвестора заключается, прежде всего, в гарантии возврата инвестиций, а для государства - в снижении финансовой нагрузки на бюджет, учитывая масштабность затрат. Согласно оценкам экспертов, совершенствование транспортного сообщения во Владивостоке и повышение транспортной доступности острова Русский за счет ВКАД приведет к комплексному освоению территорий городского округа, что позволит создать порядка 7 тысяч новых рабочих мест и нарастить туристский поток до 1,2 млн. посещений острова в год [19].

Принимая во внимание активное содействие проекту со стороны Правительства Приморского края, можно предположить, что строительство ВКАД — дело ближайшего будущего, поскольку на текущий момент компания-ин-

вестор CRCC уже закончила подготовку концессионного соглашения о строительстве первой очереди Владивостокской кольцевой автодороги. Следует отметить, что ВКАД — это первая частная концессионная инициатива КНР в сфере инфраструктурных проектов в России. CRCC является третьей крупнейшей строительной компанией Китая, осуществляющей проекты по строительству железных, автомобильных дорог, мостов, созданию комплексной транспортной инфраструктуры. Компания имеет большой опыт реализации инвестиционных проектов по всему миру, начиная от прединвестиционной стадии, проектирования и строительства до эксплуатации введенных ею объектов.

Заключение

Несмотря на неблагоприятную мировую экономическую конъюнктуру в последние годы, Приморский край объективно остается привлекательным объектом для зарубежных инвестиций. И нормативно-правовая база, и институциональная структура в регионе за последние годы претерпели существенные изменения к лучшему. Проводимые мероприятия по достижению "административного комфорта" позволяют последовательно повышать инвестиционную привлекательность края, формируя всё более благоприятные условия ведения бизнеса любого масштаба. Всё это в комплексе с теми мерами поддержки инвесторов, которые гарантированы особым статусом приморских территорий (Свободный порт Владивосток, территории опережающего развития), приводит как к активизации диалога с зарубежными инвесторами, так и к росту числа перспективных к реализации международных инвестиционных проектов.

Вместе с тем эффективность региональной политики Приморского края по развитию МИП зависит от решения целого ряда проблем. Одной из таких проблем является слабая проработка механизма государственно-частного партнерства с участием зарубежного капитала. Строительство ВКАД может стать первым значимым шагом на этом пути. Однако для устойчивого развития края и обеспечения достаточно стабильного потока частных инвестиций из-за рубежа необходимо дальнейшее совершенствование условий и инструментов, напряжение административных усилий.

Литература

1. Братющенко С.В., Селиверстов В.Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 4. С. 189-206.

2. Волынчук А.Б. Россия в Евразии: баланс геоэкономических и геополитических инструментов интеграции // Россия и АТР. 2018. № 1 (99). С. 51-64.

3. Воронцов Н.С. Нереализованные проекты свободных экономических зон в Приморье: исторический очерк // Россия и АТР. 2018. № 3 (101). С. 31-44.

4. Гриванов Р.И., Ван Л. Международные инвестиционные проекты Свободного порта Владивосток как фактор развития региональной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 79-82.

5. За полгода объем инвестиций в основной капитал составил в Приморье 68,7 миллиарда рублей // Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс]. URL: https://invest. primorsky.ru/ru/news/za-polgoda-obem-investitsii-v-osnovnoi-kapital-sostavil-v-primore-68-7-milliarda-rublei (дата обращения: 08.12.2021).

6. Зуенко И. Ю., Иванов С. А., Савченко А. Е. Китайские инвестиции на российском Дальнем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 11. С. 108-109.

7. Итоги национального инвестрейтинга в Приморье // Официальный сайт Правительства Приморского края [Электронный ресурс]. URL: https://www.primorsky.ru/news/238851/ (дата обращения: 08.12.2021).

8. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Алексеева Е.В., Кондрашова И.В. Эффективная модель инновационного развития региона: политика стимулирования предпринимательства // Modern Economy Success. 2019. № 3. С. 95-98.

9. Кутелева А.В., Сальникова П.О., Чернилевская К.Е., Шевчук Е.И. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития // Россия и АТР. 2021. № 1 (111). С. 104-124.

10. Латкин А.П., Суржиков В.И. Оценка инвестиционного климата приграничных районов Дальнего Востока // Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 11. С. 49-54.

11. Левченко Т.А. Развитие государственно-частного партнерства в Приморском крае: основные тенденции, факторы и перспективы // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 50-58.

12. Леонов С.Н. Особенности государственно-частного партнерства в развитии Крайнего Севера Дальнего Востока // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 5. С. 1-5.

13. Лузянин С.Г. Связанные одним поясом // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Т. 9. № 6. С. 41-59.

14. Минакир П.А., Прокапало О.М. Национальные проекты на Дальнем Востоке: проблемы и перспективы развития // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 1. С. 39-55.

15. Национальный перечень перспективных проектов // Сайт Ассоциации агентств инвестиций и развития [Электронный ресурс]. URL: https://naair.ru/articles/details/id/38 (дата обращения: 09.12.2021).

16. Прокапало О.М., Бардаль А.Б., Исаев А.Г., Мазитова М.Г., Суслов Д.В. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2020 г. // Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 2. С. 81-126.

17. Региональное законодательство // Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс]. URL: https://invest.primorsky.ru/ru/guide/laws (дата обращения: 08.12.2021).

18. Реестр резидентов свободного порта Владивосток. Корпорация развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (дата обращения: 11.02.2022 г.).

19. Результаты за 2020 год // Инвестиционный портал Приморского края [Электронный ресурс]. URL: https://invest.primorsky.ru/ru/ (дата обращения: 09.12.2021).

20. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/reyting_regionov_po_urovnyu_razvitiya_gchp/ (дата обращения: 09.12.2021).

21. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2017-2018 // Сайт Национального центра государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/digest/rating/views/ (дата обращения: 09.12.2021).

22. Строительство ВКАД и арендного жилья вошло в стратегию развития Владивостока до 2050 года // Официальный сайт Информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11861975 (дата обращения: 09.12.2021).

23. Чернышов М.М., Усманов Д.И., Юрьева А.А. Новые подходы к разработке стратегий устойчивого и сбалансированного развития регионов и макрорегионов, определению эффективности государственной региональной политики российской федерации // Проблемы рыночной экономики. 2021. № 3. С. 62-97.

24. Чжао Ч., Гордячкова О.В. Прямые инвестиции Китая в экономику Дальнего Востока России // Российско-китайские исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 101-109.

25. Bradshaw M.J., Lynn N.J. Resource-based development in the Russian Far East: Problems and prospects. // Geoforum. 1998. Vol. 29. No. 4. P. 375-392.

26. Buso M., Moretto M., Zormpas D. Excess returns in public-private partnerships: do governments pay too much? // Economic Modelling. 2021. Vol. 102, article 105586.

27. Ershova N. Investment climate in Russia and challenges for foreign business: The case of Japanese companies. // Journal of Eurasian Studies. 2017. Vol. 8. No. 2. PP. 151-160.

28. Fuest C., Huber B. Can regional policy in a federation improve economic efficiency? // Journal of Public Economics. 2006. Vol. 90. No. 3. P. 499-511.

29. Kichanov V., Kichanova V. Problems of the Development of the Infrastructure of the Far East (Russia). // IERI Procedia. 2014. Vol. 8. P. 83-86.

30. Lee J-Y. Russian Far East Development from the Korean Perspective. // Valdai Papers. 2019. Vol. 109, P. 51.

31. Lee R. The Russian Far East: opportunities and challenges for Russia's window on the Pacific. // Orbis. 2013. Vol. 57. No. 2. P. 314-324.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Bratyushhenko S.V., Seliverstov V.E. Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' biznesa kak institut gosudarstvenno-chastnogo partnerstva i ehffektivnoj regional'noj i sotsial'noj politiki // Region: EH-konomika i Sotsiologiya. 2007. № 4. S. 189-206.

2. Volynchuk A.B. Rossiya v Evrazii: balans geoehkonomicheskikh i geopoliticheskikh instrumen-tov integratsii // Rossiya i ATR. 2018. № 1 (99). S. 51-64.

3. Vorontsov N.S. Nerealizovannye proekty svobodnykh ehkonomicheskikh zon v Primor'e: is-toricheskij ocherk // Rossiya i ATR. 2018. № 3 (101). S. 31-44.

4. Grivanov R.I., Van L. Mezhdunarodnye investitsionnye proekty Svobodnogo porta Vladivostok kak faktor razvitiya regional'noj ehkonomiki // Azimut nauchnykh issledovanij: ehkonomika i upravlenie.

2018. T. 7. № 3 (24). S. 79-82.

5. Za polgoda ob"em investitsij v osnovnoj kapital sostavil v Primor'e 68,7 milliarda rublej // In-vestitsionnyj portal Primorskogo kraya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://invest.primorsky.ru/ru/news/ za-polgoda-obem-investitsii-v-osnovnoi-kapital-sostavil-v-primore-68-7-milliarda-rublei (data obrashheni-ya: 08.12.2021).

6. Zuenko I. YU., Ivanov S. A., Savchenko A. E. Kitajskie investitsii na rossijskom Dal'nem Vostoke // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2019. T. 63. № 11. S. 108-109.

7. Itogi natsional'nogo investrejtinga v Primor'e // Ofitsial'nyj sajt Pravitel'stva Primorskogo kraya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.primorsky.ru/news/238851/ (data obrashheniya: 08.12.2021).

8. Krutikov V.K., Dorozhkina T.V., Alekseeva E.V., Kondrashova I.V. EHffektivnaya model' inno-vatsionnogo razvitiya regiona: politika stimulirovaniya predprinimatel'stva // Modern Economy Success.

2019. № 3. S. 95-98.

9. Kuteleva A.V., Sal'nikova P.O., CHernilevskaya K.E., SHevchuk E.I. Svobodnyj port Vladivostok: tendentsii i perspektivy razvitiya // Rossiya i ATR. 2021. № 1 (111). S. 104-124.

10. Latkin A.P., Surzhikov V.I. Otsenka investitsionnogo klimata prigranichnykh rajonov Dal'nego Vostoka // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2017. № 11. S. 49-54.

11. Levchenko T.A. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Primorskom krae: osnovnye tendentsii, faktory i perspektivy // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universite-ta. Seriya: EHkonomika. 2020. № 3. S. 50-58.

12. Leonov S.N. Osobennosti gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii Krajnego Severa Dal'nego Vostoka // Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ehkonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosudarst-vennyj universitet ehkonomiki i prava). 2012. № 5. S. 1-5.

13. Luzyanin S.G. Svyazannye odnim poyasom // Kontury global'nykh transformatsij: politika, ehkonomika, pravo. 2016. T. 9. № 6. S. 41-59.

14. Minakir P.A., Prokapalo O.M. Natsional'nye proekty na Dal'nem Vostoke: problemy i perspektivy razvitiya // Regionalistika. 2021. T. 8. № 1. S. 39-55.

15. Natsional'nyj perechen' perspektivnykh proektov // Sajt Assotsiatsii agentstv investitsij i razvitiya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://naair.ru/articles/details/id/38 (data obrashheniya: 09.12.2021).

16. Prokapalo O.M., Bardal' A.B., Isaev A.G., Mazitova M.G., Suslov D.V. EHkonomicheskaya kon"-yunktura v Dal'nevostochnom federal'nom okruge v 2020 g. // Prostranstvennaya ehkonomika. 2021. T. 17. № 2. S. 81-126.

17. Regional'noe zakonodatel'stvo // Investitsionnyj portal Primorskogo kraya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://invest.primorsky.ru/ru/guide/laws (data obrashheniya: 08.12.2021).

18. Reestr rezidentov svobodnogo porta Vladivostok. Korporatsiya razvitiya Dal'nego Vostoka [EHlektronnyj resurs]. URL: https://erdc.ru/upload/reestr-spv.pdf (data obrashheniya: 11.02.2022 g.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Rezul'taty za 2020 god // Investitsionnyj portal Primorskogo kraya [EHlektronnyj resurs]. URL: https://invest.primorsky.ru/ru/ (data obrashheniya: 09.12.2021).

20. Rejting regionov po urovnyu razvitiya GCHP // Sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d22/ gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/reyting_regionov_po_urovnyu_razvitiya_gchp/ (data obrashheniya: 09.12.2021).

21. Rejting regionov po urovnyu razvitiya GCHP 2017-2018 // Sajt Natsional'nogo tsentra gosu-darstvenno-chastnogo partnerstva [EHlektronnyj resurs]. URL: https://rosinfra.ru/digest/rating/views/ (data obrashheniya: 09.12.2021).

22. Stroitel'stvo VKAD i arendnogo zhil'ya voshlo v strategiyu razvitiya Vladivostoka do 2050 goda // Ofitsial'nyj sajt Informatsionnogo agentstva TASS [EHlektronnyj resurs]. URL: https://tass.ru/ekonomi-ka/11861975 (data obrashheniya: 09.12.2021).

23. CHernyshov M.M., Usmanov D.I., YUr'eva A.A. Novye podkhody k razrabotke strategij ustojchi-vogo i sbalansirovannogo razvitiya regionov i makroregionov, opredeleniyu ehffektivnosti gosudarstvennoj regional'noj politiki rossijskoj federatsii // Problemy rynochnoj ehkonomiki. 2021. № 3. S. 62-97.

24. CHzhao CH., Gordyachkova O.V. Pryamye investitsii Kitaya v ehkonomiku Dal'nego Vostoka Rossii // Rossijsko-kitajskie issledovaniya. 2021. T. 5. № 2. S. 101-109.

25. Bradshaw M.J., Lynn N.J. Resource-based development in the Russian Far East: Problems and prospects. // Geoforum. 1998. Vol. 29. No. 4. P. 375-392.

26. Buso M., Moretto M., Zormpas D. Excess returns in public-private partnerships: do governments pay too much? // Economic Modelling. 2021. Vol. 102, article 105586.

27. Ershova N. Investment climate in Russia and challenges for foreign business: The case of Japanese companies. // Journal of Eurasian Studies. 2017. Vol. 8. No. 2. PP. 151-160.

28. Fuest C., Huber B. Can regional policy in a federation improve economic efficiency? // Journal of Public Economics. 2006. Vol. 90. No. 3. P. 499-511.

29. Kichanov V., Kichanova V. Problems of the Development of the Infrastructure of the Far East (Russia). // IERI Procedia. 2014. Vol. 8. P. 83-86.

30. Lee J-Y. Russian Far East Development from the Korean Perspective. // Valdai Papers. 2019. Vol. 109, P. 51.

31. Lee R. The Russian Far East: opportunities and challenges for Russia's window on the Pacific. // Orbis. 2013. Vol. 57. No. 2. P. 314-324.

Информация об авторах

Роман Игоревич Гриванов, канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия, e-mail: roman.grivanov@ vvsu.ru

Елена Викторовна Красова, канд. экон. наук, доцент кафедры международных отношений и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия, e-mail: elena_krasova@ rambler.ru

Владислав Валерьевич Врублевский, магистр по направлению "Международные отношения", Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия, e-mail: vrublevskivv@gmail.com

Information about the authors

Roman I. Grivanov, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of International Relations and Law, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, e-mail: roman.grivanov@vvsu.ru Elena V. Krasova, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of International Relations and Law, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, e-mail: elena_krasova@rambler.ru Vladislav V. Vrublevskii, Master in International Relations, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia, e-mail: vrublevskivv@gmail.com

Поступила в редакцию (Received) 14.12.2021

Одобрена после рецензирования (Approved) 02.02.2022

Принята к публикации (Accepted) 19.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.