Научная статья на тему 'Региональная политика Израиля и иранская проблема'

Региональная политика Израиля и иранская проблема Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
536
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Региональный баланс сил / израильско-иранские отношения / иранская ядерная программа / доктрина Беннета—Лапида / переговоры по возобновлению ядерного соглашения (СВПД). / Regional power balance / Israel-Iran relations / Bennet—Lapid Doctrine / Iranian nuclear program / negotiations on returning to the JCPOA.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карасова Татьяна Анисимовна

В последние десятилетия политическая структура Ближнего Востока претерпела значительные изме-нения. Возник новый региональный баланс сил, при котором в качестве ведущих центров выдвинулись Израиль, Турция, Иран и Саудовская Аравия (в меньшей степени). Постепенно Израиль стал одним из ключевых элементов региональной структуры, и его влияние на ближневосточную ситуацию усиливается. Основная характеристика региональной политики Израиля — его острый конфликт с Ираном, усилившийся с началом разработки иранской ядерной программы. Израиль считает Иран своим основным стратегическим противником, угрожающим существо-ванию не только еврейского государства, но и всего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Israeli regional policy and Iranian problem

Over the last few decades the Middle East political structure has changed a lot. Israel gradually became one of the main key powers in the regional architecture and its influence on the regional level is increasing. The State of Israel is trying to keep even relations with order leading regional powers. But the main characteristic of Israeli regional policy is acute conflict with Iran intensified over Iranian nuclear program. Israel views Iran to be a primordial strategic enemy and an existential threat not only to the Jewish state but within the region.

Текст научной работы на тему «Региональная политика Израиля и иранская проблема»

Theatrum mundi

Региональная политика Израиля и иранская проблема

© Карасова Т. А. © Karasova T.

Региональная политика Израиля и иранская проблема Israeli regional policy and Iranian problem

Аннотация. В последние десятилетия политическая структура Ближнего Востока претерпела значительные изменения. Возник новый региональный баланс сил, при котором в качестве ведущих центров выдвинулись Израиль, Турция, Иран и Саудовская Аравия (в меньшей степени). Постепенно Израиль стал одним из ключевых элементов региональной структуры, и его влияние на ближневосточную ситуацию усиливается. Основная характеристика региональной политики Израиля — его острый конфликт с Ираном, усилившийся с началом разработки иранской ядерной программы. Израиль считает Иран своим основным стратегическим противником, угрожающим существованию не только еврейского государства, но и всего региона.

Annotation. Over the last few decades the Middle East political structure has changed a lot. Israel gradually became one of the main key powers in the regional architecture and its influence on the regional level is increasing. The State of Israel is trying to keep even relations with order leading regional powers. But the main characteristic of Israeli regional policy is acute conflict with Iran intensified over Iranian nuclear program. Israel views Iran to be a primordial strategic enemy and an existential threat not only to the Jewish state but within the region.

Ключевые слова. Региональный баланс сил, израильско-иранские отношения, иранская ядерная программа, доктрина Беннета—Лапида, переговоры по возобновлению ядерного соглашения (СВПД).

Key words. Regional power balance, Israel-Iran relations, Bennet—Lapid Doctrine, Iranian nuclear program, negotiations on returning to the JCPOA.

В XXI в. Израиль начал все более активно входить в региональную политическую систему, стремясь освободиться от исторически сложившегося враждебного отношения мусульманских государств Ближнего Востока. Этот процесс проходил на фоне резких изменений конфигурации Ближневосточного региона, пережившего военные акции Запада в Ливии и Ираке, последствия «арабской весны», усиление терроризма и последовавший частичный пересмотр США своей ближневосточной политики.

В последние десять лет шел процесс переформатирования политической структуры региона. Возник новый региональный баланс сил, при котором в качестве ведущих центров постепенно выдвинулись Израиль,

КАРАСОВА Татьяна Анисимовна — ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.

Иран, Турция и Саудовская Аравия [26]. Ведущие государства соперничают между собой, они с разной интенсивностью вовлечены или активно участвуют в различных региональных конфликтах. Иран, Турция и Израиль ведут постоянную борьбу за ведущие позиции, а между Израилем и Ираном отношения открыто враждебные [32].

Долгое время о месте Израиля и его способности играть роль центра силы в регионе шли ожесточенные дискуссии. Израиль, несмотря на солидные успехи в военной и экономической областях и тесные партнерские отношения с США, не мог обеспечить себе лидирующие позиции на Ближнем Востоке. Он воспринимался как искусственное государственное образование, враждебное всем мусульманским государствам ре-гиона1.

Несмотря на большую роль Соединенных Штатов в поддержке израильского лидирующего статуса, он долгое время занимал место регионального аутсайдера [19]. Как справедливо подчеркивала известный российский востоковед И. Д. Звягельская, военные победы в ходе арабо-израильского конфликта только усиливали враждебность соседей. Они не могли признать его великой державой региона, поскольку в этом статусе ему категорически отказывали все арабские и неарабские государства Ближнего Востока [4].

Ставился вопрос: обладает ли Израиль набором характеристик, присущих ведущей региональной державе? Специалистами были выработаны следующие критерии: мобилизация в случае обострения конфликтов всего комплекса ресурсов «жесткой« и «мягкой» силы; поддержка и активное участие в обеспечении деятельности общерегиональных институтов, формулирование региональной повестки дня, сотрудничество со странами региона, готовность нести значимые расходы по финансированию регионального сотрудничества [24; 26].

В настоящее время Израиль отвечает большинству перечисленных критериев.

Он обладает мощным военно-технологическим и экономическим потенциалом. Израильская армия, опирающаяся на самые современные средства военной техники и, по ряду свидетельств, имеющая в своем распоряжении ядерное оружие, является сильнейшей в Ближневосточном регионе и сопоставима с уровнем наиболее развитых мировых держав.

Постепенно активизировалась экономическая региональная стратегия Израиля. Израильтяне сменили традиционный лозунг переговоров с арабскими странами «Мир в обмен на безопасность» на принцип «Экономи-

1 Началом процесса выхода из этого состояния стали Кэмп-Дэвидские соглашения с главной в то время региональной державой — Египтом в 1978 г.; а затем «соглашения Осло» — как результат мирного процесса 1993—1995 гг. — мирные договоры с Иорданией и палестинцами.

ка в обмен на безопасность». Это придало импульс росту экономического влияния Израиля в региональном масштабе [13]2.

Шел процесс сближения с рядом прозападных арабских стран, что дало возможность влиять на взаимоотношения региональных игроков и контролировать попытки выработки коллективной стратегии безопасности и сотрудничества [25]. Появилась возможность смещения конфликта с палестинцами с центральной повестки дня региона.

После подписания Израилем с рядом суннитских государств «Соглашений Авраама» он фактически стал играть роль одного из ключевых субъектов региональной системы [1; 7].

Успешное продвижение региональных амбиций Израиля (как и других ведущих государств региона) развивалось на фоне значительного ослабления гегемонистской и балансирующей роли США на Ближнем Востоке. В последние годы шло снижение уровня американских обязательств перед союзниками, и их влияние на региональную ситуацию значительно ослабло. Окончательно уйти из региона США не могут и не хотят, но, очевидно, больше не намерены непосредственно участвовать во внутренних конфликтах (примером служит их уход из Афганистана).

На этом фоне усиливается самостоятельная роль ведущих региональных игроков в решении проблем, связанных с безопасностью и конфликтностью Ближнего Востока, появились новые возможности для экономической интеграции в регионе.

Израиль пытается сохранять ровные отношения с другими региональными центрами силы — Турцией и Саудовской Аравией с целью поддержания такого соотношения сил в регионе, которое отвечает интересам его безопасности [21].

Динамика израильско-турецких отношений всегда была достаточно изменчива. Напряженность между Турцией и Израилем сохранялась в течение десяти лет3. Однако стороны все же сохранили сотрудничество в области экономики, разведки и безопасности. С 2015 г. по настоящее время Израиль и Турция ведут переговоры о нормализации двусторонних отношений. Обе стороны осторожно пытаются восстановить связи, разорванные в результате поддержки Турцией ХАМАС и критики Анкарой позиций Израиля на палестинском направлении [35].

2 В связи с обнаружением на севере Израиля крупного месторождения природного газа он превратился из страны, зависимой от внешних поставок энергоносителей, в нового игрока на рынке экспорта природного газа в регионе. Было заключено соглашение о поставках газа с Египтом (2015 г.). Разрабатываются проекты создания Средиземноморского узла по добыче и транспортировке природного газа при сотрудничестве Израиля, Египта и Кипра. Укрепление сотрудничества в Восточном Средиземноморье на базе использования запасов природного газа также важно для получения дипломатических выгод. Израиль укрепил свой альянс с Грецией и Кипром, особенно в области безопасности, энергетики, здравоохранения и туризма, и принял кипрскую инициативу по созданию трехстороннего секретариата Альянса в Никосии [26].

3 Судно «Мави Мармара», следовавшее из Турции на прорыв блокады сектора Газа, было захвачено израильским морским спецназом. В результате штурма погибли девять турецких граждан. Турция настаивала на извинениях, выплате денежной компенсации родственникам погибших и немедленном снятии блокады сектора Газа. Израиль настаивал на изменении внешней политики Турции и отказе от антиизраильской политики. Инцидент привел к фактическому замораживанию официальных двусторонних отношений.

Столь же непросты отношения Израиля с Саудовской Аравией. Геополитические и региональные возможности последней определяются ее статусом энергетической сверхдержавы. Саудовское королевство играет роль идеологического центра суннитского исламского мира, что определяет его лидирующий статус среди мусульманских государств региона. Противостояние Саудовской Аравии и Ирана в контексте современной обстановки на Ближнем Востоке ведет к обострению суннитско-шиитских противоречий.

На международной арене Израиль поддерживает сбалансированные отношения с основными мировыми державами — США, Россией и Китаем. Израиль заинтересован в том, чтобы соперничество глобальных держав не приводило к дальнейшей нестабильности в регионе [3].

За последние пять лет Ближний Восток радикально изменился. Соседние страны все больше осознают, что у них с Израилем больше общих интересов, чем противоречий. Совместно с Израилем в настоящее время, благодаря «Соглашениям Авраама», расширяются возможности для экономической и политической интеграции. Строятся взаимовыгодные планы в области климата, экономики, совместной безопасности. Эти процессы в Ближневосточном регионе будут развиваться как с участием Америки, так и без нее4.

Активно развивается сотрудничество в области безопасности: США, Израиль, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты впервые в 2021 г. провели совместные морские военные учения в Красном море. Тогда же между Израилем и Марокко были подписаны соглашения о сотрудничестве в области безопасности, разведки и продажи оружия. Начался процесс изменения отношений между такими традиционными противниками, как Саудовская Аравия и Иран; между государствами Персидского залива и Ираком, находящимся под сильным влиянием Ирана. Израиль и государства Персидского залива заинтересованы в ослаблении иранских позиций в Ираке и его выходе из конфликта между Израилем, его соседями и Ираном [27].

Место «иранской проблемы» в региональной политике Израиля

Основной характеристикой региональной политики Израиля является его острый конфликт с Исламской Республикой Иран. Региональная политика Израиля, наряду с довольно успешно продвигающимися отношениями с рядом арабских государств, продолжает сталкиваться с серьезными проблемами, связанными с политикой Ирана. Его ядерная программа и растущее влияние в регионе, по мнению израильского руководства, угро-

4 «Соглашения Авраама» открыли инвестиционные потоки в развитие двусторонних торговых отношений в регионе. Объем торговли между Израилем и Объединенными Арабскими Эмиратами, например, только за десять месяцев 2021 г. увеличился в 10 раз, достигнув 875 млн долларов. Трехстороннее соглашение по воде и энергии между Израилем, ОАЭ и Иорданией, подписанное в ноябре 2021 г., предусматривает план по строительству солнечной электростанции в Иордании, которая в свою очередь планирует экспортировать в Израиль энергии на 180 млн долларов в год. Со своей стороны, Израиль будет обеспечивать Иорданию опресненной водой объемом 200 млн м3 [25].

жают безопасности Израиля. Для старшего партнера Израиля — США Иран не представляет жизненной угрозы, но его ядерная программа и политика на Ближнем Востоке противоречат американским интересам [8].

Противостояние Израиля и Ирана особенно обострилось с началом активной разработки ядерной программы в период президентства М. Ах-мадинежада (2005—2013). Цель Израиля — всесторонняя изоляция Ирана на международной арене и подрыв его экономики для блокирования продвижения ядерных разработок. В 2015 г. президент Б. Обама, не выходя за рамки общего направления политики Белого дома в отношении Ирана, признал необходимость заключения соглашения с Тегераном с целью поставить его ядерную программу под контроль мирового сообщества.

Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписано представителями шести государств — Россией, Китаем, США, Францией, Великобританией и Германией. Израильская сторона подвергла принятое соглашение резкой критике, назвав его «плохой сделкой», открывшей дверь к иранской атомной бомбе.

В 2018 г. президент Д. Трамп, сменивший Б. Обаму, принял решение о выходе из ядерного соглашения. Он заявил о неэффективности соглашений, т. к. не удалось заблокировать возможности Ирана для продвижения ядерной программы, что дает ему возможность достичь так называемого ядерного порога. Не удалось также сдержать его политику поощрения деятельности террористических организаций и группировок в регионе. Вызывала беспокойство США и Израиля активизация иранских разработок и испытаний баллистических ракет и других видов оружия.

Одним из важных внешнеполитических мотивов для Вашингтона было не дать Тегерану шанса закрепить позиции на региональном уровне. Израильское правительство приветствовало решение Трампа о выходе из СВПД, оценив этот шаг как историческое решение, ведущее к активному противостоянию иранской ядерной программе и возможному созданию атомной бомбы [16].

Израильская стратегия в отношении Ирана включает три аспекта.

Первый — стремление препятствовать любой стране, в данном случае Ирану, стремящейся занять лидирующее положение в регионе. Иерусалим противодействует присутствию ИРИ в Сирии и Ираке, где сталкиваются интересы Израиля и Исламской Республики. Так называемая «кампания между войнами», или «теневая война» Израиля ("campaign between the wars" или "shadow war") [31] направлена на противодействие ИРИ и ее «прокси» в регионе.

Второй аспект непосредственно связан с израильской концепцией безопасности, в рамках которой Ирану отводится место основного стратегического противника, чья ядерная программа потенциально угрожает самому существованию Государства Израиль.

Третий аспект — иранская поддержка радикальных организаций типа ХАМАС и «Хезболла», провоцирующих террористические акции против Израиля. Израильская сторона считает, что, поддерживая террористические организации, Иран радикализирует обстановку на Ближнем Востоке [5].

Руководство Израиля не может смириться с растущими поставками иранского оружия в Ливан, Сирию, Ирак, Йемен и сектор Газа. Для Израиля также является неприемлемой поддержка ИРИ вопроса об одностороннем провозглашении независимости палестинского государства с последующими его признанием и, соответственно, защитой [5].

Израильское руководство последовательно проводит политику призыва к усилению санкционного режима против Ирана, хотя ИРИ, третья страна мира по величине запасов нефти, и так уже не одно десятилетие живет под экономическими санкциями, а последние три года практически находится в изоляции5. По оценкам ОПЕК, после выхода США из сделки доходы от иранского нефтеэкспорта сократились более чем на 80% в сравнении с 2017 г. — до 7,6 млрд долларов в 2020 г., а импорт упал на 65% [31].

Частично потери от санкций компенсировал Китай, который в своей ближневосточной политике большую роль отводит именно Ирану [36]. В 2020 г. Китай подписал Соглашение о всеобъемлющем партнерстве, включившее направление миллиардных инвестиций в энергетический и другие секторы иранской экономики, подвергшиеся санкционным ограничениям со стороны администрации Д. Трампа. Данное Соглашение продемонстрировало Америке и Израилю готовность китайского руководства противостоять карательным действиям со стороны Вашингтона и частично облегчить Ирану бремя санкций [39].

После выхода США из СВПД Иран поэтапно отказывался от своих обязательств по выполнению СВПД и значительно продвинулся в развитии своей ядерной программы и восстановлении ядерной инфраструктуры6. По этому поводу президент Дж. Байден в 2020 г. признал, что Иран стал ближе к ядерной бомбе, чем когда Д. Трамп вступил в должность [14].

Отношение Израиля к перспективам возобновления ядерного соглашения с Ираном

После прихода в Белый дом администрации Дж. Байдена на повестку дня вновь вышел вопрос о начале переговоров по возобновлению иранской

5 Под давлением США импорт нефти из Ирана, западные инвестиции в его экономику и бизнес-связи, включая финансовые, заблокированы. Все иранские активы в американских банках, включая золото, были заморожены, бизнес-контакты граждан и предприятий США с Ираном запрещены, введено эмбарго на импорт из Ирана, включая закупки нефти, и на поставки в страну любых товаров, кроме медицинских и продовольственных. В 1981 г., после освобождения иранцами американских заложников, активы Ирана были частично возвращены, а торговое эмбарго отменено. Однако уже в январе 1983 г., после взрыва боевиками, поддерживаемыми Ираном, посольства США и казарм морской пехоты в Ливане, США объявили Иран государством—спонсором терроризма: это лишило Иран возможности получать международную финансовую помощь. В 1987 г. был возобновлен запрет на экспорт в Иран и импорт из Ирана, включая нефть. Только за период 2018—2020 гг. Иран, согласно данным платежного баланса Центробанка страны, потерял две трети нефтяных доходов — поступления от экспорта нефти сократились с 63 млрд долларов в 2017 г. до 21 млрд — в 2021-м [12].

6 Было увеличено допустимое количество хранимого обогащенного урана и тяжелой воды, увеличен уровень обогащения с 3,76 до 4,5%, введены в стадию испытаний и задействованы в производстве новейшие и более эффективные центрифуги (что запрещено СВПД), возобновился процесс обогащения урана на заводе Фордо, что также было недопустимо в рамках ядерной сделки.

сделки. Возвращение к СВПД — один из наиболее острых внешнеполитических вопросов, стоящих перед администрацией США и израильским руководством в настоящее время. Перспективы возобновления ядерной сделки являются наиболее конфронтационным фактором не только для дальнейшего развития Ближневосточного региона, но и для американо-израильских отношений. С помощью нового соглашения администрация Байдена рассчитывала удержать Иран от продвижения ядерной программы и стабилизировать ситуацию в регионе.

С 2021 г. в Вене начались международные переговоры по возобновлению СВПД с участием Франции, Великобритании, Германии, России и Китая. США принимают в них косвенное участие. Венские переговоры начались в новых исторических условиях: по сравнению с 2015 г. резко изменились и геополитическая обстановка, и ближневосточная ситуация. Начало венских переговоров стало отражением новой глобальной и региональной политической ситуации.

Иранская проблема неизбежно вплетается в процесс нарастания политических и экономических разногласий между Россией и Западом, в первую очередь с США. За этот период в США уже дважды сменились президенты, и четырежды проходили парламентские выборы в Израиле. В результате последних выборов 2021 г. на смену кабинета министров под руководством Б. Нетаньяху к власти пришло широкое коалиционное правительство Беннета—Лапида. В Иране на президентских выборах в июне 2021 г. победил антизападный консерватор Эбрахим Раиси. На региональном уровне усилилась гонка конвенциональных видов вооружений между Ираном и израильско-суннитской коалицией.

В качестве предварительных условий Тегеран представил свое видение решения проблемы СВПД, сконцентрированное вокруг четырех требований в адрес Соединенных Штатов.

Во-первых, США должны предоставить гарантии невыхода из ядерного соглашения в будущем при любых администрациях в Белом доме.

Во-вторых, США должны возместить ущерб от введенных ими санкций, который оценивается иранцами в 1 трлн долларов.

В-третьих, Белый дом должен отменить все антииранские санкции.

В-четвертых, только при этих условиях Тегеран готов остановить развитие своей ядерной программы. Причем он готов не возвратиться к уровню этой программы от 2015 г., а только «заморозить» ее на достаточно высоком сегодняшнем уровне.

Иран также твердо дал понять, что не собирается обсуждать такие вопросы, как иранские ракеты и свою деятельность в регионе. Для иранских властей, контролируемых консерваторами, соглашение могло стать способом стабилизировать ситуацию в стране и усилить влияние в регионе. В ходе переговоров масштаб политических уступок, требуемых Ираном от Вашингтона, расширился. Иран потребовал убрать Корпус стражей исламской революции (КСИР) из списка террористических

организаций7 и разморозить иранские зарубежные активы на сумму свыше 7 млрд долларов [2].

Израильская стратегия и сегодня базируется на идее более активного принудительного сдерживания иранской ядерной программы. Израиль утверждает, что любая форма договоренности будет воспринята иранским руководством как тактическая победа и в еще большей степени поддержит его ядерные амбиции и претензии на гегемонию на региональном уровне.

Израиль, как и в 2015 г., пытается торпедировать перспективу заключения нового «плохого» варианта договора. По мнению израильского руководства, новая сделка не ограничит иранскую ядерную программу. После снятия санкций у Ирана высвободятся дополнительные финансовые и экономические ресурсы для развития ВПК и поддержки антиизраильских «прокси», увеличится финансирование боевиков «Хезболлы» в Ливане, ХАМАС, «Исламского джихада» и других террористических групп в Палестине. По мнению израильской стороны, требуемые уступки открывают Ирану путь к наращиванию его ядерного потенциала. Они фактически позволят другим странам и компаниям принимать участие в развитии иранской ядерной программы уже без риска американских экономических санкций [22].

Тегеран дал понять американцам, что дальше 60% обогащения урана он идти не собирается. Однако это не успокоило Израиль. По расчетам израильских специалистов, Иран хранит в танкерах около 80 млн баррелей нефти, которые готов немедленно пустить в продажу. Ежедневная норма продаж, по данным официальных иранских представителей, может составить дополнительно 1,2 млн баррелей в день, что приведет к снижению мировых цен на нефть и даст возможность Ирану привлечь покупателей из Европы [18].

Не лишены оснований и предположения, что администрация Байдена попытается использовать возобновленный договор для того, чтобы выпустить иранскую нефть на мировой рынок для замещения российского экспорта и давления на цены [33]. В случае подписания новой ядерной сделки иранская нефть может вернуться на мировой рынок в тот момент, когда в США приняли решение о запрете на импорт российских энергоресурсов, включая и нефть [6]. Впрочем, официальный представитель госдепа на переговорах Нед Прайс заявил, что США не намерены импортировать нефть из Ирана взамен российской вне зависимости от того, как завершатся переговоры по восстановлению иранской ядерной сделки, и не планируют заменить российскую нефть на иранскую [10].

Обуздание ядерных амбиций шиитского Ирана остается главным вопросом, стоявшим на повестке дня не только Государства Израиль, но и суннитских арабских стран региона. Там росла обеспокоенность тем, что возобновленное в новом варианте соглашение при условии снятия санкций даст Тегерану шанс ускорить экономическое развитие и станет фактором поощрения его политики, узаконив его как полноправного члена регионального и международного сообщества [15]. Вопрос о санкциях против

7 КСИР был внесен в эти списки в 2019 г. по инициативе президента Д. Трампа.

КСИР, который напрямую не вовлечен в ядерную программу, стал главным препятствием по возобновлению СВПД8.

«Доктрина Беннета»: «План Б»

После начала венских переговоров у израильтян сложилось мнение, что администрацию Байдена все меньше интересуют региональные проблемы Израиля, в частности, новые угрозы его безопасности, связанные со снятием санкций с Ирана. Вашингтон стремится любой ценой в кратчайшие сроки заключить новое соглашение с Ираном, ослабляя при этом возможности своего стратегического партнера к сдерживанию военной мощи ИРИ [38].

У израильского руководства есть понимание того, что фактически Израиль не имеет возможности заблокировать переговоры по ядерной программе Ирана. Снова, как и в 2015 г., израильтяне чувствуют себя брошенными и преданными своим старшим партнером. Это ведет к выводу о необходимости обеспечения своей безопасности с опорой на собственные силы [22]. Поэтому планы наращивания военной мощи и подготовки превентивных ударов по иранским ядерным объектам в настоящее время становятся все более актуальными и обсуждаются израильскими политиками и военным руководством все более серьезно.

Н. Беннет представил свой план дальнейшего наращивания противостояния Ирану, получивший в израильских СМИ название «Доктрина Беннета». Премьер-министр заявил о необходимости перевода системы от оборонной тактики к стратегическому наступлению, к концепции непрерывной атаки, ослаблению и истощению Ирана, поскольку 70% проблем безопасности государства связаны с Ираном [29].

План предусматривает привлечение огромных средств на ослабление иранского режима, к «выдворению его на задворки» Ближнего Востока [28]. Беннет, глава правой партии «Ямина», настроен более решительным образом, чем его союзник по коалиции, министр иностранных дел и будущий после Беннета премьер — центрист Я. Лапид. Хотя Лапид также не является поклонником ядерного соглашения, он предпочел бы возобновление переговоров при условии, чтобы США сохраняли экономические санкции до тех пор, пока режим в Тегеране не согласится на новые требования региональной безопасности.

В соответствии с «Доктриной Беннета» в первую очередь наметилась активизация усилий военно-разведывательных ведомств по сбору информации о ядерной программе Ирана и противодействию расширения его

8 В основном неэффективность переговоров, по мнению США, объясняется упорством Ирана, требующего выполнения всех его условий подписания договора. Однако следует учитывать все нарастающие противоречия внутри администрации Байдена. Через несколько месяцев предстоят промежуточные выборы в Сенат и палату представителей США, и шансы на успех демократической партии весьма шаткие. Подписание столь противоречивого договора, вызывавшего отрицательное отношение у многих влиятельных представителей военной элиты и самой администрации, могло бы еще больше повредить демократам. Впрочем, в дипломатических кругах возможности подписания договора в какой-либо форме до сих пор оценивают как 50:50.

военного потенциала. «Моссаду» поручено сделать все необходимое, чтобы не позволить Ирану обзавестись ядерным оружием и ракетами большой дальности. Израильская армия продолжает активную работу по повышению боеготовности9.

Ключевым элементом стратегии считаются усиление боеготовности и разработка новой системы лазерного перехвата (laser-based missile interceptor) в качестве наиболее эффективного обеспечения обороны страны. Деньги, которые предполагается выделить для исполнения этого «грандиозного» плана, по мнению премьер-министра, найдутся за счет снижения военной конфронтации Израиля с арабскими странами региона [28].

Беннет постоянно подчеркивает, что Израиль не считает себя обязанным подчиняться принятым пунктам будущего договора СВПД, т. к. вновь, как и в 2015 г., он (как и другие региональные государства, прежде всего государства Персидского залива) отстранен от участия в переговорах.

Израильское руководство не исключает, что в случае угрозы своей безопасности возможно нанесение превентивных ударов по иранским объектам, ибо по мере развития ядерной программы угроза регионального военного конфликта будет расти. Израиль считает себя свободным в своем праве предпринимать все необходимые акции в отношении Ирана вплоть до силовых решений иранского ядерного вопроса, даже если новое соглашение будет достигнуто.

По убеждению его руководства, без значительного сокращения распространения и контроля над современными видами иранского вооружения любые соглашения сегодня и в будущем не приведут к окончательному решению иранской проблемы. Ограничить новую сделку только решениями по ядерной программе было бы серьезной ошибкой [37].

Похоже, однако, что венские переговоры окончательно зашли в тупик. Принятое под давлением в конгрессе решение Байдена оставить КСИР в списках террористических организаций, подлежащих американским санкциям, очевидно, свидетельствует о признании Вашингтоном того, что шансы на подписание договора о возобновлении СВПД практически исчерпаны.

Израильская сторона расценивает это решение как свою победу и рассчитывает на дальнейшее усиление санкционного давления Белого дома на Иран.

Саммит в Негеве

Большое значение для израильского руководства имеет поддержка его позиций со стороны арабских государств, связанных с ним «Соглашениями Авраама».

В марте 2022 г. в Сде-Бокер, в пустыне Негев, где в свое время жил и был похоронен первый премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион, собрались главы внешнеполитических ведомств Израиля, США и некоторых араб-

9 Минобороны Израиля в январе 2022 г. подписало с США соглашение о поставке двух авиазаправщиков Boeing KC-46 и 12 вертолетов Lockheed Martin CH-53K [27].

ских стран — ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии и Судана (позже присоединились представители Египта и Марокко).

Цель Израиля — сплотить своих союзников для эффективного противостояния иранской «региональной агрессии» и выработать общую политическую и военную стратегию противодействия иранской угрозе. Проект стратегии получил предварительное название «Архитектура региональной безопасности» [11].

В ходе встречи обсуждалось создание объединения типа Ближневосточного альянса безопасности (Middle East security alliance — MESA) — координация региональной политики в новых условиях глобального обострения противоречий между великими державами. Участники обсуждали проекты создания совместной ПРО, стремясь таким образом создать собственную систему безопасности в условиях наметившегося ухода США с Ближнего Востока.

Участие госсекретаря Блинкена подтвердило, что фактически Израиль играет роль связующего звена между странами региона и Соединенными Штатами, особенно в свете значительного охлаждения отношений между США и Эмиратами. Собравшиеся министры обратились к администрации Байде-на с просьбой продолжить поддержку «Соглашений Авраама» в области региональной безопасности, энергетики, технологий и экономики [30]. Арабские представители выражали большую обеспокоенность не судьбой СВПД и перспективой ядерной угрозы (результатом первого же ядерного удара, по их мнению, будет фактическое самоубийство ИРИ), а усилением угрозы иранского конвенционального оружия и атак его региональных прокси.

Руководство арабских суннитских государств опасается, что возврат к договору по Ирану ослабит дальнейший интерес американцев к Ирану и его региональной политике, что даст ему возможность активизировать свою деятельность против арабских государств региона, прежде всего членов «Соглашений Авраама». В то же время все участники единодушно выступили против широких уступок иранскому режиму со стороны Америки. В первую очередь против возможности удалить КСИР из списка террористических организаций. Примечательно, что государства Персидского залива отказались выполнить просьбу Вашингтона об увеличении объемов добычи нефти и газа, чтобы помочь Западу преодолеть энергетический кризис [30].

Несмотря на ощутимые различия в подходах представителей каждой страны — участницы встречи к будущей реализации предлагаемого проекта новой «региональной архитектуры и безопасности», сам факт его выдвижения и обсуждения свидетельствует о продвижении интеграционных тенденций на Ближнем Востоке. А то, что главы дипломатических миссий ряда арабских стран собрались на израильской территории для переговоров, свидетельствует об усилении консолидирующей роли Израиля в регионе.

Арабские государства учитывают все последствия снижения американского присутствия в регионе и, как следствие этого, усиление роли Израиля. Встреча в Негеве подтвердила новую реальность: арабские государства

дали понять Соединенным Штатам, что они больше не принимают влияние Вашингтона как должное.

* * *

Ближний Восток переживает период трансформации от региона, политика которого во многом контролировалась внешними акторами, к региону, в котором государства формируют свою роль и место в региональной структуре, исходя из внутренней логики собственного развития и собственных интересов.

По мере ослабления прямого вовлечения американцев и других внешних акторов в ситуацию в Ближневосточном регионе внешняя политика основных региональных акторов, помимо интересов безопасности или физического выживания, концентрируется на усилении своего влияния в общерегиональной политической системе.

На этом фоне роль Израиля, как одного из наиболее значимых центров силы, способного объединить ряд суннитских арабских государств в рамках двусторонних договоров, в значительной мере направленных против его основного противника — Ирана, значительно расширилась.

Вашингтон продолжает играть активную роль в продвижении своих подходов к решению региональных проблем, что выразилось, например, в линии на возобновление на собственных условиях договора по ядерной программе Ирана. Новое ядерное соглашения могло бы открыть возможности снижения напряженности между ИРИ и США, что несомненно должно было отразиться на всей военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в мире. Однако при любом итоге переговоров нельзя утверждать, что новые соглашения будут полностью воплощены в жизнь.

Вряд ли можно рассчитывать на ослабление напряженности в отношениях между ИРИ и Израилем, поскольку последний выступает против любых смягчений давления на Иран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Беленькая М. Ближний Восток становится вызывающе неконфликтным // КоммерсантЪ. 2021. 30.12. — https://www.kommersant.ru/doc/5153184 (дата обращения: 04.06.2022).

2. Гасымов Н. Иранская карта: приструнить Россию, подорвать Ближний Восток // Эксперт. 2022. № 12.

3 . Грэм Г. Аргументы в пользу трехстороннего диалога между Израилем, Россией и США //30 лет полноформатных российско-израильских дипломатических отношений: прошлое, настоящее и будущее /под ред. Ц. Магена и Д. Ракова. М. : МГИМО(У), 2021.

4. Звягельская И. Д. Ближний Восток и Центральная Азия. : Глобальные тренды в региональном исполнении. М. : Аспект Пресс, 2018.

5. Иран: что скрывают от инвесторов ведущие СМИ мира? // Биржевой лидер. 2010. 26.12. — http://www. profi-forex.org/news/entry1008061258.html (дата обращения: 04.06.2022).

6. Иран стал заложником украинского кризиса // КоммерсантЪ. 2022. 09.03. — https://www.kommersant. ш^с/5249946 (дата обращения: 04.06.2022).

7. Карасова Т. А. Новые тенденции в региональной политике Израиля (2009—2019 гг.) // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 12. Т. 4. — DOI 10.24833/2071-8160-2019-4-67-180-200 (дата обращения: 04.06.2022).

8. Карасова Т. А. Современные тенденции отношений Израиля с Ираном // 40 лет Исламской республики Иран /отв. ред. М. С. Каменева. М. : ИВ РАН, 2020.

9. Китай продвигается на Ближний Восток // Вестник Кавказа. 2018. 24.07. — https://vestikavkaza.ru/ analytics/Kitay-prodvigaetsya-na-Blizhniy-Vostok.html (дата обращения: 04.06.2022).

10. МВФ: последствия конфликта на Украине почувствует вся мировая экономика // Прайм : агенство экономической информации. 2022. 15.03. — https://1prime.ru/state_regulation/20220315/836385841.html (дата обращения: 04.06.2022).

11. Первый день саммита в Негеве: четкий сигнал Тегерану // Детали (Израиль). 2022. 28.03. — https:// detaly.co.il/pervyj-den-sammita-v-negeve-chetkij-signal-tegeranu/ (дата обращения: 04.06.2022).

12. Рябова И., Кувшинова О., Касянчук Д. Иран: жизнь под санкциями // Эконс : экономический разговор. 2022. 04.03. — https://econs.online/articles/ekonomika/iran-zhizn-pod-sanktsiyami/ (дата обращения: 04.06.2022).

13. Труевцев К. Новая стратегия России на Ближнем Востоке: страны и направления // Международный дискуссионный клуб «Валдай». 2022. 21.02. — https://ru.valdaiclub.com/a/reports/novaya-strategiya-rossii-na-blizhnem-vostoke/ (дата обращения: 04.06.2022).

14. Сажин В. И. Избранный президент США Байден, Ближний Восток и Иран // Международная жизнь. 2020. 11.11. — https://interaffairs.ru/news/show/28067 (дата обращения: 04.06.2022).

15. Смагин Н. Триумф консерваторов. Зачем мировому сообществу договариваться с новым лидером Ирана // Carnegie Center. 2021. 25.06. — https://carnegie.ru/commentary/84849?utm_source=rssemail&utm_ medium=email&mkt_tok=MDk1LVBQVi04MTMAAAF98VNNp3bFdXGY75URWUPFxV0U_9xRrB0vXbMmeP S79Hb_5ms8Z83vi-CVY8LgR-78tzQDgw4n0gUHZnxyl6jc0_q-0ToXH3qMBX7VFLMFMk4 (дата обращения: 04.06.2022).

16. Ahren R., Cortellessa E. Netanyahu hails tough new US strategy on Iran as "the right policy" // The Times of Israel. 2018. 21.05. — https://www.timesofisrael.com/netanyahu-hails-new-us-strategy-on-iran-as-the-right-policy/ (дата обращения: 04.06.2022).

17. Barak R. Trump administration plans "flood" of sanctions on Iran by Jan. 20 // Axios. 2020. 08.11. — https://www.axios.com/trump-administration-iran-sanctions-january-3951f776-09c9-4e55-b0f5-4a9c80e9e974. html (дата обращения: 04.06.2022).

18. Bar'el Z. Russia's Ukraine Invasion Pushes the U.S. and Iran Together // Haaretz : Israel News. 2022. 09.03. — https://www.haaretz.com/israel-news/russia-pushes-to-tie-nuclear-deal-to-ukraine-peace-iran-has-other-plans-1.10655332 (дата обращения: 04.06.2022).

19. Beck M. Israel. Regional Politics in a Highly Fragmented Region // Regional Leadership in the Global System. Ideas, Interests and Strategies of Regional Powers / D. Flemes (ed.). Surrey : Ashgate, 2010.

20. Burns W. J., Sullivan J. Последняя месть Сулеймани. Чем обернется для США убийство иранского генерала // Carnegie Center. 2020. 29.01. — https://carnegie.ru/commentary/80896?mkt_tok=eyJpIjoiTWpGa09 UWTR0ak0wWkd0aiIsInQi0iI0b0lseUZZQ3p3WnZYWkpuYmlTUlJleTBERWNCcjd3NXIyYWNuNFJWT3V2Wm VJ0XUrMVN4RENUNVlmYU1sb3N0bGJw0EtWSUlSQlpnREIyT2ltN04xd3VRcURkNHd1THVIZ0NGazhxeTdPMj V0SmRHdWRzbFp1ZTZzSkNRUHdidyJ9 (дата обращения: 04.06.2022).

21. Butenschan N. Israel as a Regional Great Power: Paradoxes of Regional Alienation // Regional Great Powers in International Politics / I. B. Neumann (ed.). Oslo : Springer AG : The Norwegian Institute of International Affairs. — https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-349-12661-3_5 (дата обращения: 04.06.2022).

22. Click C. Washington's betrayal has only just begun // JNS : Jewish News Syndicate. 2022. 13.03. — https:// www.jns.org/opinion/washingtons-betrayal-has-only-just-begun/ (дата обращения: 04.06.2022).

23. Farnaz F., Myers S. L. Defying U.S., China and Iran Near Trade and Military Partnership // The New York Times. 2020. 11.07. — https://www.nytimes.com/2020/07/11/world/asia/china-iran-trade-military-deal.html (дата обращения: 04.06.2022).

24. Fawcett L. Regional leadership? Understanding power and transformation in the Middle East // Regional Powers and Regional Orders / N. Godehardt, D. Nabers (eds.). L. : Routledge, 2011. — https://www.taylorfrancis. com/books/e/9780203815984/chapters/10.4324/9780203815984-18 (дата обращения: 04.06.2022).

25. Green M., Ferguson H. The US is on the sidelines of a historic transformation in the Middle East // The Hill. 2022. 10.01. — https://thehill.com/opinion/international/588971-the-us-is-on-the-sideline-of-a-histor-ic-transformation-in-the-middle (дата обращения: 04.06.2022).

26. Guzansky Y. The Gulf Monarchies: Is Spring Far Behind? // One Year of the Arab Spring: Global and Regional Implications / Institute for National Security Studies. Memorandum № 113. 2012. March / Y. Guzansky, M. A. Heller (eds.). Tel Aviv, 2012. — https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/°/o28FILE%291330868085.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

27. Guzansky Y., Schneider Y. Iraq-Gulf Relations: An Anchor for Stability and Restraining Iranian Involvement in the Region? // Institute for National Security Studies. 2022. 16.05. — https://www.inss.org.il/wp-content/uploads/2022/05/no.-1599.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

28. Krasna J., Meladze G. The "Four Plus One": The Changing Power Politics of the Middle East // The Moshe Dayan Center for Middle Eastern and African Studies. 2021. 07.10. — https://dayan.org/content/four-plus-one-changing-power-politics-middle-east (дата обращения: 04.06.2022).

29. Lappin Y. "US-Israel gaps on Iran remain very large"// Israel Hayom. 2022. 04.01. — https://www.israelhayom. com/2022/01/04/us-israel-gaps-on-iran-remain-very-large/ (дата обращения: 04.06.2022).

30. Lis J. Bennett: Israel Won't Be Bound by Future Iran Deal, Will Maintain Freedom of Action // Haaretz : Israel News. 2021. 23.11. — https://www.haaretz.com/israel-news/2021-11-23/ty-article/.premium/bennett-israel-wont-be-bound-by-future-iran-deal-will-maintain-freedom-of-action/0000017f-dc09-d856-a37f-fdc9df6a0000 (дата обращения: 04.06.2022).

31. Lis J. Bennett's Magic Formula to Fight Iran Draws Criticism From Defense Officials // Haaretz : Israel News. 2022. 02.02. — https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-bennett-s-magic-formula-to-fight-iran-draws-crit-icism-from-defense-officials-1.10586222?utm_source=mailchimp&utm_medium=email&utm_content=author-alert&utm_campaign=Jonathan/20Lis&utm_term=20220202-23:01 (дата обращения: 04.06.2022).

32. The Middle East in 2021 // BICOM : Britain Israel Communications and Research Centre. 2021. January. — https:// www.bicom.org.uk/wp-content/uploads/2021/01/The-Middle-East-in-2021.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

33. The Negev Summit — What Next? // Institute for National Security Studies. 2022. 03.04. — https://www.inss. org.il/publication/negev-summit/?utm_source=activetrail&utm_medium=email&utm_campaign=/d7/99/d7/9 3/d7/99/d7/a2/d7/95/d7/9f/20/d7/90/d7/a4/d7/a8/d7/99/d7/9c/202022/20-/20/d7/90/d7/a0 /d7/92/d7/9c/d7/99/d7/aa (дата обращения: 04.06.2022).

34. PM Bennett says giving Iran sanctions relief will bring more terror // BICOM : Britain Israel Communications and Research Centre. 2022. 28.01. — https://www.bicom.org.uk/news/pm-bennett-says-giving-iran-sanctions-re-lief-will-bring-more-terror/ (дата обращения: 04.06.2022).

35. Ryan C. Regime security and shifting alliances in the Middle East // POMEPS Studies. 2015. № 16. International Relations Theory and a Changing Middle East.

36. Turak N. Russia backs down on demands in Iran nuclear deal talks, making revival of 2015 pact imminent // CNBC. 2022. 18.03. — https://www.cnbc.com/2022/03/18/russia-backs-down-on-demands-in-iran-nuclear-deal-talks-making-revival-of-2015-pact-imminent.html (дата обращения: 04.06.2022).

37. Turkey And Israel: A Relationship Unlikely To Be Fully Rekindled — Analysis // Eurasia Review. 2022. 04.03 — https://www.eurasiareview.com/04032022-turkey-and-israel-a-relationship-unlikely-to-be-fully-rekindled-analysis/ (дата обращения: 04.06.2022).

38. Scobell A. et al. At the Dawn of Belt and Road. China in the Developing World. — https://www.wita.org/ wp-content/uploads/2018/10/RAND_RR2273.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

39. Shepp J. The More Complicated Crisis Biden Will Inherit With Iran // The New York Magazine. 2020. 08.08. — https://nymag.com/intelligencer/2020/12/the-more-complicated-crisis-biden-will-inherit-with-iran.html (дата обращения: 04.06.2022).

40. Shine S., Zimmt R. Iran Prepares for the Biden Administration // INSS Insight. 2020. № 1404.

41. Yellinek R. How can China maintains good relations both with Israel and Iran? // MEI. 2020. 29.09. — https://www.mei.edu/publications/how-can-china-maintain-good-relations-both-israel-and-iran (дата обращения: 04.06.2022). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.