Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / REGIONAL POLICY / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / PERIPHERAL TERRITORIES / SPATIAL DEVELOPMENT / CROSS-BORDER TERRITORIES / INTENSITY OF CROSS-BORDER INTERACTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волынчук Андрей Борисович, Волынчук Яна Александровна

Цель: выявить степень, формы и механизмы влияния региональной политики на международную интеграцию депрессивных и слаборазвитых территорий, расположенных на периферии государств. Методы: разработан комплексный междисциплинарный подход, использующий теоретико-методологические инструменты различных дисциплин: науки о международных отношениях, экономики, социально-экономической географии, истории. При этом заявленный уровень междисциплинарности исследования обеспечивался в рамках системной парадигмы, которая определила арсенал использованных методологических подходов: теории «нового регионализма», мир-системного, экономико-географического и пространственно-временного подходов. Результаты: закономерности социально-экономического развития периферийных территорий, обусловленные воздействием международных интеграционных процессов и их пространственно-временной динамикой. В научном смысле выявление данных закономерностей позволяет построить модель интеграции на локальном уровне в трансграничном регионе. В практическом плане знание данных закономерностей позволяет оптимизировать управление развитием периферийных территорий. Научная новизна: Научная новизна поставленной задачи характеризуется прежде всего тем, что данное исследование - одно из немногих, которое анализирует весь комплекс политических и политико-экономических механизмов международного сотрудничества, формирующихся в пределах периферийных территорий отдельных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Волынчук Андрей Борисович, Волынчук Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY AND INTERNATIONAL INTEGRATION OF THE PERIPHERAL TERRITORIES

Purpose: to identify the degree, forms and mechanisms of the influence of regional policy on the international integration of depressed and underdeveloped territories located on the periphery of states. Methods: a comprehensive interdisciplinary approach was developed using theoretical and methodological tools of various disciplines: the science of international relations, economics, socio-economic geography, and history. At the same time, the declared level of interdisciplinarity of the research was provided within the framework of the system paradigm, which determined the arsenal of the used methodological approaches: the theory of «new regionalism», world-system, economic-geographical and spatio-temporal approaches. Results: patterns of socio-economic development of peripheral territories, due to the impact of international integration processes and their spatial and temporal dynamics. In a scientific sense, the identification of these patterns allows you to build a model of integration at the local level in the cross-border region. In practical terms , knowledge of these patterns makes it possible to optimize the management of the development of peripheral territories. The scientific novelty of the task is characterized primarily by the fact that this study is one of the few that analyzes the whole range of political, political and economic mechanisms of international cooperation, which are forming within the peripheral territories of individual countries.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 339.924

DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0024

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

© 2019

AuthorID: 147831 SPIN: 1660-3832 ResearcherID: I-221800-2014 ORCID: 0000-0002-5313-2897

Волынчук Андрей Борисович, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (690001, Россия, Владивосток, улица Пушкинская,89, e-mail: i-abv@yandex.ru) AuthorID: 178167 SPIN: 4500-8390

Волынчук Яна Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: FrolovaJana@yandex.ru) Аннотация. Цель: выявить степень, формы и механизмы влияния региональной политики на международную интеграцию депрессивных и слаборазвитых территорий, расположенных на периферии государств. Методы: разработан комплексный междисциплинарный подход, использующий теоретико-методологические инструменты различных дисциплин: науки о международных отношениях, экономики, социально-экономической географии, истории. При этом заявленный уровень междисциплинарности исследования обеспечивался в рамках системной парадигмы, которая определила арсенал использованных методологических подходов: теории «нового регионализма», мир-системного, экономико-географического и пространственно-временного подходов. Результаты: закономерности социально-экономического развития периферийных территорий, обусловленные воздействием международных интеграционных процессов и их пространственно-временной динамикой. В научном смысле выявление данных закономерностей позволяет построить модель интеграции на локальном уровне в трансграничном регионе. В практическом плане знание данных закономерностей позволяет оптимизировать управление развитием периферийных территорий. Научная новизна: Научная новизна поставленной задачи характеризуется прежде всего тем, что данное исследование - одно из немногих, которое анализирует весь комплекс политических и политико-экономических механизмов международного сотрудничества, формирующихся в пределах периферийных территорий отдельных стран.

Ключевые слова: региональная политика, международная экономическая интеграция, периферийные территории, территориальное развитие, трансграничные территории, интенсивность трансграничного взаимодействия.

REGIONAL POLICY AND INTERNATIONAL INTEGRATION OF THE PERIPHERAL TERRITORIES

© 2019

Volynchuk Andrei Borisovich, Doctor of Political Sciences

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB RAS

(690014, Russia, Vladivostok, 89 Pushkina St., e-mail: i-abv@yandex.ru) Volynchuk Yana Aleksandrovna, Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e-mail: FrolovaJana@yandex.ru) Abstract. Purpose: to identify the degree, forms and mechanisms of the influence of regional policy on the international integration of depressed and underdeveloped territories located on the periphery of states. Methods: a comprehensive interdisciplinary approach was developed using theoretical and methodological tools of various disciplines: the science of international relations, economics, socio-economic geography, and history. At the same time, the declared level of interdiscipli-narity of the research was provided within the framework of the system paradigm, which determined the arsenal of the used methodological approaches: the theory of «new regionalism», world-system, economic-geographical and spatio-temporal approaches. Results: patterns of socio-economic development of peripheral territories, due to the impact of international integration processes and their spatial and temporal dynamics. In a scientific sense, the identification of these patterns allows you to build a model of integration at the local level in the cross-border region. In practical terms, knowledge of these patterns makes it possible to optimize the management of the development of peripheral territories. The scientific novelty of the task is characterized primarily by the fact that this study is one of the few that analyzes the whole range of political, political and economic mechanisms of international cooperation, which are forming within the peripheral territories of individual countries.

Keywords: Regional policy, international economic integration, peripheral territories, spatial development, cross-border territories, intensity of cross-border interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Регионы стран, расположенных на периферии государственных территорий, более иных подвержены влиянию негативных факторов как мировой, так и национальной конъюнктуры. Это формирует и делает устойчивыми предпосылки возникновения застойных/депрессивных явлений в региональных экономических системах. Ситуация усугубляется тем, что периферийные территории обладают ограниченным набором источников роста, что, в свою

очередь, понижает вариативность инструментов региональной политики.

Специфическим фактором функционирования отдельных периферийных регионов является их приграничное положение. Это создает предпосылки для развития дополнительного источника роста - экономической интеграции, которая в условиях трансграничных взаимодействий, приобретает характеристики международной.

Принято считать, что международная экономическая интеграция это направляемый процесс сближения/

Волынчук Андрей Борисович, Волынчук Яна Александровна РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ...

сращивания национальных хозяйственных систем на основе международного разделения труда, который осуществляется на взаимовыгодной основе и аккумулирует позитивные изменения по обе стороны государственной границы.

Последние десятилетия теория и методология международной экономической интеграции развивались весьма активно. Однако большая часть работ была посвящена исследованию глобальных или же региональных процессов, где главными акторами взаимодействия выступают государства, которые реализуют свои экономические интересы в рамках мировой экономики или же в границах отдельных крупных регионов. В ходе интеграции правительства преследуют, в основном, две цели: 1) снижение политической напряжённости в международных отношениях, 2) ускорение экономического развития государства в целом и отдельных его регионов за счёт международного разделения труда, расширения экспорта, импорта инвестиций и технологий и т.п. Государство за счет интеграции может снижать издержки на региональную политику и увеличивать возможности экспорта. Без сомнения, международная экономическая интеграция «сверху» представляет собой осознанный и направляемый/управляемый процесс.

Однако, существует локальный уровень интеграции «снизу», который в большей степени опирается на объективные, но трудно управляемые механизмы рыночных отношений. Движущей силой сближения здесь выступают экономические интересы хозяйствующих субъектов, которые непосредственно осуществляют свою деятельность в условиях конкретных территорий.

Хозяйствующие субъекты/региональный бизнес ориентируются на получение прибыли. Это является главной задачей предпринимательства. По этой причине устойчивое развитие территории не является приоритетом бизнеса. Поэтому интеграция «снизу» не создаёт условий для долгосрочного экономического развития региона.

Государство же, как правило, имеет стратегию развития. Для него главные цели - это сохранение суверенитета, стабильность политической системы, экономики, закрепление населения, а интеграция - это сопутствующая задача, не главная цель, а скорее инструмент.

С теоретико-методологической позиции локальный уровень изучен недостаточно полно, что не позволяет органам государственной власти эффективно использовать потенциал трансграничной экономической интеграции для развития периферийных/слабо освоенных территорий. Для этого необходимо установить характер зависимости между содержанием региональной политики, проводимой государствами в отношении своих периферийных регионов и интенсивностью международной экономической интеграцией, принимающей формы трансграничного взаимодействия между хозяйствующими субъектами сопредельных территорий.

Актуальность исследования определяется недостаточной теоретической изученностью. В основном, изучается интеграция на межгосударственном уровне, в формате международных договоров и межправительственных организаций, а также формирование макрорегионов, включающих в себя несколько государств, посредством создания зон свободной торговли и т.п. Однако относительно интеграции, развивающейся «снизу», на локальном уровне, не выработано комплексной теории, объясняющей её движущие силы, механизмы, степень и пределы развития, влияние на политические решения национального уровня, согласование общенациональной внешней и внешнеэкономической политики с реалиями международных связей на периферии государства. Отметим, что исследование международной интеграции периферийных территорий затруднено дефицитом репрезентативных источников, в сравнении с межгосударственной интеграцией, по которой ведут статистику национальные статистические службы и между-

народные организации.

Составляющая предмет исследования проблематика расположена на стыке трех актуальных научных направлений, активно развивающихся в последние десятилетия - международная интеграция, региональная политика, социально-экономические и политические аспекты трансграничного взаимодействия. Это определяет необходимость вовлечения в исследование обширного арсенала теоретико-методологических разработок, представленных во множестве научных публикаций по обозначенным направлениям.

В первую очередь речь идет о теории международной интеграции, направлении, которое играет важную роль в определении содержания теории международных отношений, как инструмента познания современных реалий.

Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большинство исследователей признают, что единого подхода к исследованию интеграции не существует. Они соглашаются, что международная региональная интеграция, как и ее научный анализ, развивалась в соответствие с отдельными культурами, целями и периодами времени. В этой связи, речь следует вести как о трех поколениях исследований регионализма и региональной интеграции как общего феномена в теории международных отношений, так и целом ряде парадигм, сменявших друг друга и формировавших научные представления об этом феномене за последние почти семьдесят лет [1, 2].

Теоретические школы функционализма и неофункционализма, представляющие первое поколение исследований региональной интеграции, остаются актуальными, как это обнаружилось в связи с возрождением регионализма в 1990-е годы. Это подтверждается рядом зарубежных научных публикаций: E. Haas [3, 4], K. Deutsch, S. Burrell и др. [5]. Значение функционализма заключается в том, что он обеспечивают основания для неофункционализма, теории взаимозависимости и подходов многоуровневого управления. В свою очередь, неофункционализм, который был разработан как попытка объяснить интеграцию в Европе, как оказалось, может «работать» в любой региональной ситуации, обеспечивая теоретическую базу для изучения «сравнительного регионализма».

Новая популярность региональной интеграционной активности с конца 1980-х годов дали импульс теории «нового регионализма», как развивающейся теоретической схемы или исследовательской программы для интерпретации, объяснения, анализа и сравнения интеграционных процессов на региональном уровне, что нашло отражение в множестве западных научных публикаций: A. Robles [6], See B. Hettne, F. Söderbaum [7] и др.

Наконец, международная политическая экономия обычно подчеркивает, что главным обоснованием региональной экономической интеграции являются использование сравнительных преимуществ в издержках и эффекта масштаба. Сторонники этого подхода анализируют причины, побуждающие государства интегрировать свои экономики, при каких обстоятельствах это удается, и каковы последствия создания или отклонения международной торговли [8, 9].

Значительный вклад был внесен в исследование различных форм региональной интеграции и подходов к организации регионального сотрудничества в различных региональных контекстах целым рядом российских исследователей. В их работах было обращено внимание на объективный характер интеграционных процессов, а также роль государства в становлении и регулировании интеграционных процессов в современных условиях Они связали теорию интеграции с проблемами конкурентоспособности, выявили закономерности ее развития в современной мировой экономике, показали проблемы и обосновали связь и взаимозависимость конкуренто-

способности с международной интеграцией [10-12]. В целом ряде работ серьезное внимание было уделено проблематике сравнительной интеграции и анализу подходов к региональному сотрудничеству в различных частях современного мира [13].

Важность второго направления (региональная политика) связано с ролью государства в формировании стратегии территориального развития. Относительно причин и целей активного вмешательства государства в рыночный ход региональных социально-экономических процессов ведущие экономисты и географы высказывают сходные суждения [14-16].

Третье направление исследования предполагало изучение работ, имеющих трансграничную региональную тематику. В этой связи заметим, что аспект трансграничного взаимодействия российских регионов нашел свое отражение в междисциплинарных трудах политологов, экономистов, географов и историков. Особо надлежит отметить вклад следующих ученых: П.Я. Бакланов [17], П.А. Минакир [18], А.Б. Волынчук [19], С.К. Песцов [20] и др., а так же зарубежные специалисты Г. Розман [21], Т. Акаха [22], Х. Киммура [23] и многие другие.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. В ходе исследования решалась задача по выявлению механизмов влияния региональной политики на международную интеграцию депрессивных и слаборазвитых территорий, расположенных на периферии отдельных стран.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения основной задачи исследования был разработан комплексный междисциплинарный подход, использующий теоретико-методологические инструменты различных дисциплин: науки о международных отношениях, экономики, социально-экономической географии, истории. При этом заявленный уровень междисциплинарности исследования обеспечивался в рамках системной парадигмы, которая определила арсенал использованных методологических подходов:

- теории «нового регионализма». Они характеризуются комплексным характером, повышенным вниманием к региональной идентичности, изменениям в мировой экономике, возрастающей роли неправительственных акторов. Теоретические подходы «нового регионализма», как развивающейся теоретической схемы или исследовательской программы, хорошо подходят для интерпретации, объяснения, анализа и сравнения интеграционных процессов на региональном уровне. Согласно этой концепции, в Евразии и АТР, как и других регионах мира, оптимальные модели интеграции могут широко варьироваться.

- мир-системный подход. Плодотворным методом изучения процессов международной экономической интеграции периферийных территорий может служить мир-системный подход, который рассматривает политико-экономические процессы через призму эволюции рыночной мир-экономики, прежде всего в терминах «ядра» и «периферии».

- экономико-географический подход. Использование экономико-географического подхода к анализу развития периферийных/приграничных территорий позволяет выделить разноранговые территориальные структуры хозяйства, оценить факторы, условия и тенденций их динамики. Экономико-географический подход реализуется в двух направлениях: анализ формирования и развития территориальных структур и процессов социально-экономического комплексообразования в целом; экономическое районирование приграничных территорий и выделение экономически целостных ареалов - районов дробного и более крупных уровней [17].

- пространственно-временной подход. Он является одним из важнейших при исследовании развития регионов и управлении региональной экономикой. Согласно пространственно-временному подходу уровень экономического развития территории во многом определяется

ее положением относительно точек роста, центров производства, науки, культуры и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Специфика проведённого исследования позволила сформулировать ряд теоретических и эмпирических положений, которые в современных условиях трансформации мировой экономической системы имеют принципиальный характер.

1. Международная экономическая интеграция является одним из основных/доступных инструментов стимулирования социально-экономического развития сла-боосвоенных периферийных территорий.

2. В целях стимулирования социально-экономического развития слабоосвоенных периферийных территорий, региональная политика должна создавать благоприятные условия для активации процесса международной экономической интеграции и её развития.

3. Региональная политика ускоряет международную экономическую интеграцию периферийных территорий, когда учитывает особенности хозяйственной (территориальной и отраслевой) структуры и институционального базиса периферии.

4. Директивная модель региональной политики, не учитывающая особенности региональных политических, экономических и социальных реалий, инсценирует перенос интеграционных связей в неформальный статус. Тем самым исключая международную экономическую интеграцию из числа действенных инструментов стимулирования социально-экономического развития периферийных территорий.

5. Эффективная модель региональной политики использует различные формы влияния на процесс международной экономической интеграции периферийных территорий.

6. В качестве объективных предпосылок международной интеграции слабоосвоенных/депрессивных территорий выступает ситуация, когда один из регионов обладает уровнем развития, при котором вовлечение потенциала/ресурсов соседней территории рассматривается в качестве условия дальнейшего социально-экономического роста. При этом, второй регион располагает хотя бы одним конкурентным производственным фактором или ресурсом - емкий рынок, трудовые ресурсы, транзитное положение, природные ресурсы и т.п.

7. Отдельные страны реализуют различные подходы к социально-экономическому развитию своих периферийных территорий. Современная модель региональной политики российского государства направлена на решение задач социально-экономического развития периферийных территорий не только без учёта региональной специфики, но и без учета возможных эффектов/экс-терналий от развития международной экономической интеграции.

8. Как следствие международные интеграционные процессы периферийных территорий развиваются стихийно.

Таким образом, международная экономическая интеграция возможна, если сопредельные территории разных государств достигли некоторого минимального уровня социально-экономического развития, частности, что касается наличия трудовых ресурсов, транспортных магистралей, источников и сетей энергии, финансовых институтов. Если в условиях свободного рынка необходимые условия не сложились в результате предпринимательской инициативы, то данного минимального уровня позволит достичь только активная региональная политика центрального правительства. Региональная политика ускоряет интеграцию периферийных слаборазвитых территорий, так как ускоряет их социально-экономическое развитие и создаёт тем самым экономический базис международной интеграции. Депрессивным и слаборазвитым территориям нечем интегрироваться. Чтобы

Волынчук Андрей Борисович, Волынчук Яна Александровна РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ...

возникали такие форматы интеграции, как торговля и оказание услуг, производственная и научно-техническая кооперация, миграции, необходим определённый уровень развития хотя бы одного из регионов - участников международной интеграции. Однако региональная политика всё-таки решает, в первую очередь, внутригосударственные задачи социального и экономического развития, поэтому международная интеграция под её влиянием ускоряется только при наличии доброй воли или попустительства центрального правительства как субъекта региональной политики.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. В результате проведенного исследования установлено, что международная интеграция периферийных территорий (МИПТ) осуществляется на базе экономических процессов и формирует условия для устойчивой интеграции в других сферах международного регионального взаимодействия. На практике МИПТ может реализовываться в четырех основных формах:

1. Приграничная торговля. Эта форма МИПТ характеризуется проявлением простейших форм торгово-экономического взаимодействия. Обмен/торговля товарами/услугами локализован в приграничных «зонах» и осуществляется представителями двух стран при либерализации пограничного режима либо «стихийно», либо с минимальным контролем государства.

2. Трансграничный обмен факторами производства. Данная форма МИПТ подразумевает международный обмен экономическими факторами производства (труд, земля, капитал, информация/технологии), которые локализованы в пределах трансграничного региона с целью функционирования национальных производств, несвязанных механизмами хозяйственного взаимодействия.

3. Взаимодействие в сфере производства. Данная форма МИПТ демонстрирует длительные устойчивые связи между хозяйствующими субъектами, принадлежащих разным национальным экономикам, однако функционирующих при согласованной организации производства товаров и услуг на основе взаимодополняемости и комплексности.

4. Регионализация. Форма МИПТ подразумевает институциональное оформление региона через фиксацию формальных и неформальных институтов, возникших в ходе эволюции интеграционных процессов и сформировавших целостное экономико-территориальное пространство.

Таким образом, международная интеграция периферийных территорий является результатом длительного процесса накопления/аккумулирования количественных и качественных изменений в отдельных сферах международных взаимодействий, осуществляемых на различных уровнях межсубъектных отношений.

Для дальнейшего анализа и с целью систематизации фактологического материала, получаемого в ходе нашего исследования, возникла необходимость введении в исследовательский аппарат «маркера» - инструмента, который бы позволил формализовать разноплановые изменения, наблюдаемые при освоении периферийных территорий, которые детерминированы усилением или снижением интенсивности международной интеграции.

Маркер - это явление или факт, который фиксирует наступление некоторого события в результате воздействия международной интеграции на естественный процесс развития периферийной территории. Использование маркеров при оценке интенсивности интеграционных процессов позволяет перейти из области «качественных» суждений в область «количественных» оценок, так как факт всегда можно соотнести с конкретным временем, местом и частотой его проявления.

Изменения в характере освоения/развития периферийной территории накапливаются в различных сферах общественных отношений, основные из которых можно обозначить как: 1) политико-правовая сфера; 2) эко-

номика; 3) социально-гуманитарная сфера; 4) инфраструктура. В рамках каждой из этих сфер реализуются базовые процессы, направленность которых напрямую определяется «зрелостью» региональной интеграции. Наличие базового процесса в рамках определенной сферы выступает как условие возникновение и накопление изменений, вызванных интеграционными факторами, которые, в свою очередь, фиксируются маркерами.

Так для политико-правовой сферы основным процессом является изменения национального законодательства в сторону либерализации пограничного и таможенного режимов; разрешение осуществления отдельных видов экономической деятельности для иностранных/ трансграничных агентов. В качестве маркеров, фиксирующих изменения выступают: 1) наличие актуального/ действующего «специального» законодательства, направленного на формирование «прозрачных» правил международного регионального взаимодействия в различных сферах общественных отношений; 2) международные договора о сотрудничестве на региональном уровне в сфере культуры, экономики, экологии, науки и образования, безопасности. 3) официальные дипломатические представительства (консульские службы МИД стран), торговые представительства; научно-образовательные и культурные центры.

Для экономической сферы головным процессом, который отражает интенсивность международной интеграции, является активизация различных форм международного взаимодействия от приграничной торговли до производственной кооперации и экономического сотрудничества. Основными маркерами выступают: 1) объем прямых иностранных/трансграничных инвестиций в экономику периферийной территории (количество совместных предприятий, количество предприятий с 100 % иностранным капиталом); 2) объем экспорта/ импорта товаров и услуг в пределах трансграничного региона; 3) доля импортных (трансграничных) товаров и услуг на отдельных потребительских/факторных рынках региона; 4) объем и направления трансграничной трудовой миграции.

В социально-гуманитарной сфере международная интеграция проявляется через нивелирование барьерных и усиление контактных функций государственной границы посредством формирования общего/регионального социально-гуманитарного пространства. Основными маркерами выступают: 1) количество смешенных браков; 2) количество иностранных/трансграничных туристов; 3) научно-образовательный обмен (количество совместных научных проектов, экспедиций, количество иностранных студентов, обучающихся в регионе по различным программам высшего/среднего профессионального образования); 4) наличие/количество побратим-ских связей между городами и территориями.

Пространственная инфраструктура как сфера деятельности, которая создает условия для формирования единой/сопряженной системы пространственной организации территории посредством реализации совместных инфраструктурных проектов и национальных программ развития периферийных/слабоосвоенных территорий. Основными маркерами выступают: 1) количество действующих инфраструктурных объектов и сооружений, специализирующихся на обслуживании международных/трансграничных транспортных, товарных, туристических и др. потоков (количество автомобильных, железнодорожных, морских и авиационных пунктов пересечения государственной границы); 2) наличие (количество) международных транспортных коридоров и транспортно-логистических кластеров.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Предполагается, что наличие или отсутствие выше обозначенных маркеров в дальнейшем позволит диагностировать состояние международных интеграционных процессов в пределах периферийных территорий отдельных стран, в том числе и России. При этом, сле-

дует отдавать себе отчет в том, что в ходе дальнейшего исследования как сам состав маркеров, так и их содержание могут быть изменены или дополнены.

В качестве практического «полигона» исследования будет исследованы периферийные территории стран Северо-Восточной Азии с целью разработки методики адаптации региональной политики центра к социально-экономическим реалиям периферийных территорий и к специфике интеграционных процессов в трансграничных регионах, в которых входят данные территории. Ожидается, что методика, позволит повысить эффективность региональной политики в российских регионах, максимизировать прибыль и минимизировать издержки интеграционных процессов на периферийных территориях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Warleigh-Lack A. The EU, ASEAN and APEC in comparative perspective. / In: P. Murray (ed.) Europe and Asia: Regions in Flux. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. Pp. 23-41.

2. Murray P. Comparative Regional Integration in the EU and East Asia: Moving Beyond integration snobbery // International Politics. May 2010. Vol. 47. Issue 3-4. Pp. 308-323.

3. Haas E.B. The Uniting of Europe. Stanford: Stanford University Press, 1958. 552 p.

4. Haas E.B. International Integration: The European and the Universal Process // International Organization. 1961. Vol. 15. Pp. 366392.

5. Deutsch K.W. et al. Political Community and the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1957. Pp. 121-123.

6. Robles A. The Political Economy of Interregional Relations: ASEAN and the EU. Aldershot: Ashgate, 2004. 201 p.

7. Hettne See B., Soderbaum F. Theorising the Rise of Regioness. // New Political Economy, 2000. Vol. 5 No 3. Pp. 457-473.

8. Mattli W. Ernst Haas's Evolving Thinking on Comparative Regional Integration: Of Virtues and Infelicities // Journal of European Public Policy. 2005. Vol. 12(2). Pp. 327-348.

9. European Union and New Regionalism. Regional Actors and Global Governance in a Post-Hegemonic Era. Teld, Mario, (ed.) Aldershot: Ashgate, 2001. 330p.

10. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века: почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III тысячелетие» 2001. 480 с.

11. Воскресенский А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира: (К постановке проблемы) //Восток — Запад — Россия: Сборник статей. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 131-144.

12. Борко Ю. «От европейской идеи — к единой Европе. — М.: Деловая литература, 2003. 463 с.

13. Байков А.А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Тихоокеанской Азии. М.: Аспект Пресс, 2012. 256 с.

14. Артоболевский С.С. Западный опыт региональной политики: возможности и ограничения практического использования // Региональные исследования. 2008. № 3 (18). С. 3-16.

15. Лексин В.Н. Региональная политика России и ее «восточный вектор» //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. Т. 7. № 4 (36). С. 33-48.

16. Кузнецова О.В. Региональная политика России: дискуссионные вопросы современного этапа развития //Региональные исследования. 2016. №4. С. 10-16.

17. Бакланов П.Я, Ганзей С.С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток: Дальнаука, 2008. 216 с.

18. Минакир П.А. Новая восточная политика и экономические реалии //Пространственная экономика. 2015. № 2. С. 7-11.

19. Волынчук А.Б. Дальний Восток России — геополитическая экспертиза трансграничного взаимодействия // Политическая наука. 2010. № 3. С. 44-60.

20. Песцов С.К. Трансграничное сотрудничество и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 4. С. 15-21.

21. Rozman G. Northeast Asia's Stunted Regionalism: Bilateral Distrust in the Shadow of Globalization. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 401 p.

22. Akaha T. Politics and Economics in Northeast Asia. New York: St. Martin's Press, 1999. 241 p.

23. Kimura H. (eds.) Russia's Shift toward Asia. The Sasakawa Peace Foundation, 2007. Pp. 195-197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-014-00012.

Статья поступила в редакцию 30.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.