Научная статья на тему 'Региональная научно-практическая конференция «Этнические процессы на Южном Урале » (Магнитогорск, 30 апреля 2014 г. )'

Региональная научно-практическая конференция «Этнические процессы на Южном Урале » (Магнитогорск, 30 апреля 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная научно-практическая конференция «Этнические процессы на Южном Урале » (Магнитогорск, 30 апреля 2014 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

© 2014

И. Р. Атнагулов

«ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ»: по материалам региональной научно-практической конференции

Региональная научно-практическая Конференция «Этнические процессы на Южном Урале» была организована Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г. И. Носова и проходила 30 апреля 2014 г. на базе лаборатории археологических и этнографических исследований. В докладах были подняты актуальные проблемы истории, археологии и этнографии народов региона. Главными темами конференции была этническая история и межэтнические контакты народов Южного Урала.

Несомненный научный интерес представляет материал, озвученный в докладе А. В. Безрукова. Здесь представлены все имеющиеся на сегодняшний день в наличии письменные источники и указания древних авторов о народах Урала и характере взаимоотношений племен, обитавших на дальней периферии ойкумены, с античными городами и государствами. Согласно античной письменной традиции, восточными соседями скифов были кочевые племена, близкие скифам по образу жизни и известных грекам под именем «савроматов», а затем «сарматов», упоминаемые уже в «Истории» Ге -родота. Обращение к Геродоту не случайно, так как вся последующая античная историография, греческие и римские авторы, так или иначе обращаются к информации Геродота, касающейся племен и народов, населявших степи и леса вплоть до Южного Урала. Интерес античных авторов к региону обусловили исключительно выгодное географическое и стратегическое положение района, богатство природных ресурсов (медь, золото, драгоценные камни), наличие высокоценной пушнины.

Материалы Г. К. Валеева посвящены периоду вхождения северо-восточных башкир в состав Российского государства. История башкир Челябинской области восточнее р. Ай (Аргаяшский, Кунашакский, Сосновский, Чебаркульский, Нязепетровский, Каслинский районы), Свердловской, Курганской областей до присоединения к России была связана с историей Сибирского ханства. Зауральские башкиры вместе с некоторой частью населения Сибирского ханства: хантами, манси, татарами - начали принимать русское подданство с 1582 г. До 1585 г. основная часть башкир, живших в верховьях рек Миасс, Исеть, Ай, Уфа (племена кудей, ай, катай и др.), вероятно, приняли русское подданство. Это подтверждается тем, что в нач. 1590-х гг. они подверглись нападениям кучумови-чей, обвинявших их в измене. Они начали платить ясак с 1586 г., местом сбора ясака были назначены Уфа, Верхотурье, позднее также Тобольск и Чердынь. Кучума и его сыновей поддерживали татары Тайбугина рода, ногайцы, часть башкир - табынцев, сынрянцев и мякотинцев. Так, в 1600 г. в верховьях Ишима с сыновьями Кучума было «с женами и с детьми человек 300» тыбынцев и сынрянцев. В 1601 г. уфимский воевода М. Нагой отправил послов «уфимца сына боярского Гаврила Артемьева, новокрещена Рудака Федорова и татар в Сибирь и к царевичам» на встречу с государственным жалованным словом. Послы вначале прибыли в Каратабынскую волость к старосте Утямышу Анбарову, где были кучумовичи - аталык царевича Азима - Казанбердей, абыз Алебай и другие. Послы, отправившись из Каратабынской волости, нашли царевичей Каная и Азима между реками Ишимом и Обаги, где они обосновались на зиму. Людей с ними было «человек с 150, а все табынцы». Али с ними не было, он находился «от них в 5 днищах к Тобольску, а с ним де кочуют

380

АТНАГУЛОВ

братья их меньшие и сынрянцы и мякотинцы, а сказывают де с ними человек 300 и больше, а зимуют де они в разни для того, что им, живучи вместе, прокормить нечем». После разгрома Али в 1608 г в стане кучумовичей башкир не осталось. Последними отошли сынрянцы, но они не сразу приняли русское подданство, вначале платили ясак ногайским мурзам и кочевали в ишимских степях. В 1623 г. на сынрянцев наехал калмыцкий тайша Уруслан с требованием дани, но те отказали, говоря, «что дают оне государю ясак по вся годы». По этому случаю тюменский воевода Ф. Ф. Бобрищев-Пуш-кин писал в январе 1623 г. тобольскому воеводе М. М. Годунову, что «катайские де волости татарове и сынрянцы калмыцкому тайше Уруслану ясак давать не хотят, и с теми де вестями послали оне на Уфу катайские волости татарина, а сами де они откочевали к Каменю». Сынрянцы переселились в Верхотурский уезд. Так завершается история Сибирского ханства и вхождение зауральских башкир в состав Русского государства.

Материал С. У. Таймасова касается ногайско-русско-башкирских отношений в период вхождения Башкирии в состав Русского государства. До начала 1610-х гг. в Башкирии мирно сосуществовали башкиры, ногайцы и русские. Русские власти, очевидно, терпели ногайцев «по старой дружбе», а башкиры - по родству. Выражение «по сполу», видимо, означает - «по согласию». Исход ногайцев из Башкирии произошел в период междуцарствия (1610-1613 гг.). Смена династий неблагоприятно отразилась на ногайцах. Ведь с новой династией у потомков Едигея не было близких отношений. Этот факт в определенной степени объясняет безучастность русского правительства к судьбе ногайцев в последующие годы, когда они, теснимые калмыками, оставили берега Яика, потом Волги, и в 1630-х годах ушли на Кубань и в Крым. Некогда могущественная Ногайская Орда прекратила существование, а Башкортостан продолжил свой путь уже в составе Русского государства. Шежере сообщают об условиях, на которых башкиры «приклонились к Белому царю». Царь гарантировал своим новым подданным вотчинное право на земли, внутреннюю автономию, свободу вероисповедания и исполнения своих обрядов и обычаев. Они, как и казаки, были причислены в военное сословие и верно служили своей новой отчизне на протяжении многих лет.

Этнодемографическая характеристика башкир Челябинской области на рубеже ХХ-ХХ1 вв. по материалам переписей представлена челябинскими исследователями А. А. Рыбалко и О. В. Новиковой. Наиболее компактно, образуя единый массив, башкиры проживают в Аргаяшском, Кунашак-ском, а также на части Сосновского и Каслинского районов области. В Аргаяшском районе удельный вес башкир составляет 64%, в Кунашакском 49,2%, в Сосновском 14%. Удельный вес башкир в Аргаяшском районе вырос на 6%, в Кунашакском на 1,8%, в Сосновском сократился на 0,41%. На эти территории приходится 31,9% всех башкир области. Кроме того, традиционно высокий удельный вес башкиры имеют в Уйском районе (9,2%) и в самом юго-западном районе области - Ки-зильском (12%). Продолжился процесс урбанизации у башкир Челябинской области. Удельный вес городского населения превысил удельный вес сельского в 80-е годы XX века. В 1979 г. на сельское население приходилось 55,9%, в 1989 году доля городского составила 51,9%. Городское население в 80-е годы выросло на 41,9%, сельское на +3,7%. Сейчас доля городского населения у башкир области составляет 53,6%. К 2002 году численность городского населения данной национальности возросла на 6,6%, а сельское незначительно сократилось ( на 0,42%). Средний возраст этноса в области - 33,4 года. Этот же показатель, к примеру, у русских составляет 36,0 лет, у татар - 40,3 лет, украинцев - 50,5 лет; «моложе» башкир только казахи: 30,8 лет. Доля лиц моложе трудоспособного возраст у башкир составляет 21,72%, трудового - 64,87%, нетрудового - 13,38%. Из негативных тенденций следует отметить устойчивое снижение лиц данной национальности, считающих башкирский язык родным. В 1979 г. башкирский считали родным 88,2%, в 1989 году - 84,3%, в 2002 г. - 61,4%. Среди городского населения темпы заметно выше: 1979 г. - 79,3%, 1989 г. - 76,4%, 2002 г. - 47,05%, у сельского ниже: 1979 г. - 95,2%, 1989 г. - 92,7%, 2002 г. - 77,95%.

Свой материал о русско-башкирских взаимодействиях представила И. В. Лосеева. Известно, что появление русских на своих землях башкиры встретили настороженно. Начавшаяся колонизация Урала русскими в корне изменила обстановку на башкирских землях. Анализ архивных, экспедиционных материалов свидетельствует о том, что понимание между русскими и башкирами наблюдалось далеко не всегда. Дальнейшая история башкир в составе России отмечается тенденциями к сближению народов, что наблюдалось постоянно. Революция 1917 г., голод 1920-х гг., Великая От-

«Этнические процессы на Южном Урале»

381

ечественная война и послевоенные годы естественным образом заставили объединиться всех людей в регионе. Процесс освоения русскими обозначенных территорий имел глубокие социально-экономические последствия для народов Южного Урала: значительная часть башкирского населения под влиянием русского крестьянства переходила к оседлости и земледелию. Оседание кочевников-башкир на земле приводило к росту их материальной обеспеченности, что отразилось на естественном приросте местного населения края. Русские и башкиры принимали совместное участие в выполнении различных повинностей, вместе боролись против иноземных захватчиков. Все это не могло не способствовать установлению тесных хозяйственных и культурно-бытовых контактов между ними, которые приводили к передаче друг другу наиболее целесообразных хозяйственных навыков, некоторых элементов материальной, а иногда и духовной культуры.

И. Р. Атнагуловым был зачитан доклад по теме «Формирование нагайбаков во второй половине XVIII - первой половине XIX в.». В этом сообщении представлены этнические процессы в Южном Приуралье данного периода, связанные главным образом с возникновением такой этносословной группы, как нагайбаки. Особенность этих процессов состояла в том, что они происходили под воздействием государственной политики по военному обустройству края. Нагайбаки складывались, с одной стороны, в результате межэтнических контактов между группами крещёных татар Уфимской провинции, чувашей и, возможно, каких-то групп восточно-финского населения, с другой - явились результатом энергичных действий государства по рекрутированию населения в казачьи подразделения.

Если этническим субстратом нагайбаков являлись вышеперечисленные этнические группы, то в течение дальнейшего развития нагайбаков на них оказывали воздействие другие народы. Например, во второй половине XVIII в. в состав нагайбаков вошли группы среднеазиатского происхождения (персы, арабы, ташкентцы, каракалпаки и др.). Переселение в 1842 г. в Южное Зауралье изменило не только природно-географические условия обитания, но и окружающую этническую среду нагайбаков. Если в Белебеевском уезде они были расселены в окружении родственных им групп кряшенского населения, то на новой этнической территории они оказались в плотном окружении русских казаков и, кроме того, вступили в контакты с казахами. Всё это заметным образом повлияло на дальнейшую судьбу нагайбаков и формирование их этнической культуры.

Содержание материалов конференции позволяет сделать выводы о том, что этнические процессы на Южном Урале с древнейших времён происходили в русле взаимовлияний различных этнических массивов - иранского, тюркского и в новое и новейшее время - тюркского и славянского. Характер этих процессов менялся в зависимости от исторических эпох и влияний общественно-политических факторов. Центральное место в этих взаимоотношениях за последние примерно 400 лет занимают русско-башкирские, которым посвящена большая часть сообщений. Контакты между русскими и башкирами имели различный характер, как мирный, так и военный. Кроме того, Южное Приуралье XVIII в. было ареной более широкомасштабных славяно-тюркских отношений, связанных в основном с общественным строительством в Оренбургской губернии. Одним из таких моментов было формирование подразделений Оренбургского казачьего войска, в результате чего возникла этносословная группа нагайбаков, вобравшая в себя различные этнические компоненты.

К середине XIX в. на этнографической карте Южного Приуралья в основном сформировалась современная картина расселения народов, особенностью которой является сложный этнический состав большинства территорий, дисперсность расселения многих этносов и появление новых этно-сословных групп, возникших в результате межэтнических контактов.

И. Р. Атнагулов кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.