МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
УДК 3 76.2:3 7.013.77(5 74)
ББК 4458+ Ч404(5Каз) ГСНТП 14.29.01
Т. С. Джаниева Т. S. Dzhaniyeva Казахстан, Астана РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Аннотация. Статья посвящена проблеме развития системы комплексной реабилитации детей с церебральным параличом в Республике Казахстан. Представлены результаты апробации экспериментальной модели службы психолого-педагогического сопровождения процесса реабилитации детей с церебральным параличом, раскрывается структура, содержание и алгоритм психолого-педагогической помощи, отражены условия и принципы обеспечения ее эффективности.
Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь; детский церебральный паралич; региональная служба психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса; этнокультурные традиции казахского народа; реабилитационные потребности; вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения.
Сведения об авторе: Джаниева Тойжан Сейдалиевна, аспирант. Московский городской психолого-педагогический университет.
Место работы: старший коррек-ционный педагог АО «Республиканский детский реабилитационный центр», главный внештатный логопед-дефекто-лог Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Контактная информация: 010000 пр. Туран, 36.
E-mail: [email protected].
Код ВАК 13.00.03
Kazakhstan, Astana REGIONAL MODEL OF SERVICE OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN
WITH CEREBRAL PALSY IN A REHABILITATION CENTER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract. The article deals with the development of an integrated system for rehabilitation of children with cerebral palsy in the Republic of Kazakhstan It provides the results of testing an experimental model of service of psycho-pedagogical support to children with cerebral palsy during the rehabilitation process. The article highlights the structure, content and algorithm of psychological and educational assistance, and describes the conditions and principles of ensuring its efficiency.
Key words: psycho-pedagogical assistance, cerebral palsy. Regional service of psycho-pedagogical support of the rehabilitation process, etlino-cultural traditions of Kazakh people, rehabilitation needs, variable strategies of psycho-pedagogical support.
About the author: Dzhaniyeva Toizhan Seidaliyevna, Post-graduate Student, Moscow City Psychological-Pedagogical University.
Place of employment: Senior Correctional Pedagogue of the "Republican Children's Rehabilitation Center". Chief Non-staff Logoped-Defectologist of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan.
Республика Казахстан, г. Астана,
Специальное образование. 2014. № 4
97
Проблема становления региональных систем реабилитационной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья на постсоветском пространстве продолжает оставаться актуальной на протяжении последних десятилетий, так как стоящие перед ней задачи представляют собой важнейшую функцию государственной власти. Процессы модернизации и преобразования в данной области тесно связаны с общими изменениями, происходящими в системах образования, здравоохранения и социальной защиты Республики Казахстан.
Модернизация системы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития осуществляется в определенных геополитических и экономических условиях.
В первую очередь, необходимо учитывать, что под влиянием глубоких государственных и социально-экономических преобразований в Республике Казахстан произошли вынужденные реорганизации и распад научно-методических, финансово-экономических и иных связей, существовавших между центральной и региональными ведомственными структурами. Произошли изменения ценностных ориентиров и приоритетов не только в системе государственного устройства, но и в понимании и оценке стандартов качества жизни разных групп населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом исторически сложившееся влияние российской системы образования,
© Джаниева Т. С., 2014
здравоохранения и социальной защиты населения продолжает рассматриваться в качестве значимого фактора, определяющего направления развития и пути совершенствования национальной системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии в Казахстане.
Во-вторых, изменения в государственной социальной политике, которая направлена на разработку новой государственной системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе европейских ценностей и стандартов. Таким образом, существенное влияние на этот процесс оказывают европейские стандарты и тенденции развития реабилитационной психолого-педагогической помощи.
В-третьих, немаловажным является еще один фактор, связанный с возрождением самобытности и традиционных культурных ценностей Республики Казахстан. Обретение государственного суверенитета, процессы демократизации, которые разворачиваются в обществе, ставят задачи по осмыслению истории и самого общества, и его новых социальных институтов. На современном этапе актуальной становится задача возвращения забытых и утраченных явлений и традиций духовной жизни казахского народа, активно изучаются проблемы возрождения его культурно-исторического наследия, одним из компонентов которого является народная педагогика с богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Педаго-
98
Специальное образование. 2014. № 4
гические взгляды мыслителей и ученых, таких как Абу Наср Аль-Фараби, Коркут, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ахмед Югнаки (Жуйнеки), Ходже Ахмед Яссави, сыграли положительную роль в истории развития казахской системы образования — во многом они и поныне не утрачивают своего значения. Их учение представляет собой целостную и оригинальную педагогическую систему, в которой самобытно раскрываются многие педагогические вопросы, учитывается специфика образования детей на основе этнокультурных ценностей.
Наше исследование мы будем осуществлять в рамках анализа влияния обозначенных тенденций на процесс становления национальной системы психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с трудностью рассмотрения в рамках одного исследования особенностей реализации национальной модели психолого-педагогического сопровождения всех категорий лиц с ОВЗ мы подробно рассмотрим и оценим ее эффективность на примере оказания помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), в том числе при детских церебральных параличах.
В современных условиях отмечается увеличение случаев рождения детей с врожденными нарушениями центральной нервной системы, обусловливающими тяжелые отклонения в психическом и физическом развитии и последующую инвалидизацию. По мнению
экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в среднем 10 % всего населения земного шара составляют инвалиды, из которых 150 млн — дети. По данным статистических отчетов Национального генетического регистра Республики Казахстан, за последние 5 лет ежегодно в Казахстане рождается от 2000 до 3500 детей с врожденной и наследственной патологией, что составляет от 20,0 до 24,3 на 1000 новорожденных. По сведениям Министерства здравоохранения Республики Казахстан, частота перинатальных поражений центральной нервной системы составляет 7,5— 22,4% среди всех новорожденных. Такая ситуация рассматривается как социальное явление, нуждающееся в первоочередных мерах по анализу его причин и преодолению последствий. Социальная значимость изучаемой проблемы обусловлена анализом прогноза данного явления, указывающего на то, что к 2015 г. ожидается увеличение перинатальной патологии ЦНС на 11%. Число детей, рождающихся с заболеваниями нервной системы, приводящими к тяжелой инвалиди-зации, не сокращается, а имеет тенденцию к неуклонному росту.
В структуре детской инвалидности лидирующее положение (от 30 до 70 %) занимает детский церебральный паралич (ДЦП). В развитых странах его частота составляет 2,5—5,9 случаев на 1000 родившихся. При этом одни авторы отмечают тенденцию к снижению данной патологии за счет улучшения акушерской помощи, лечебных
Специальное образование. 2014. № 4
99
мероприятий и профилактики осложнений, а другие считают, что на протяжении ряда лет частота ДЦП остается стабильной, что, вероятно, связано с поражением нервной системы преимущественно в прена-тальном периоде. Вместе с тем большинство авторов прогнозируют увеличение частоты встречаемости заболевания, объясняя этот факт снижением смертности среди недоношенных и новорожденных детей с низкой массой тела, риск развития ДЦП у которых достаточно высок.
Психолого-педагогическая помощь детям с двигательными нарушениями рассматривается нами как система психолого-педагогических воздействий и влияний, обеспечивающих предупреждение и (или) преодоление комплекса проблем, а также актуализацию имеющегося у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) ресурсного потенциала (потенциальных возможностей) для их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
Основными условиями эффективности осуществления такой помощи в условиях реабилитационного центра являются:
- ее опора на современные научно-методологические основания;
- функционирование в рамках интеграционного структурного подразделения — службы психолого-педагогической помощи;
- обеспечение тесной взаимосвязи и взаимодействия всех участников реабилитационного процесса (высокопрофессиональной команды разнопрофильных специа-
листов, ребенка, родителей и (или) других представителей его ближайшего социального окружения);
- реализация принципа преемственности и согласованности в работе учреждений различной ведомственной подчиненности, предоставляющих социальные, образовательные, медицинские, рек-реационно-досуговые, культурно-просветительские и другие услуги семьям, воспитывающим детей с двигательными нарушениями;
- применение особой системной интегративной технологии — психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Интегративной технологией обеспечения помощи детям с нарушениями ОДА в условиях реабилитационного центра является психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного процесса (ППСРП), которое осуществляется в следующих направлениях:
1) комплексная диагностика с целью выявления индивидуальных особенностей, структуры нарушения, потенциальных возможностей развития ребенка с ДЦП, его реабилитационных потребностей;
2) психолого-педагогическая коррекция нарушений развития на основе междисциплинарного подхода к коррекционно-реабилита-ционной работе;
3) обеспечение системности, непрерывности и психолого-педагогического коррекционного воздействия в соответствии с индивидуальным реабилитационным маршрутом ребенка;
100
Специальное образование. 2014. № 4
4) интеграционное консультирование как технология координации усилий всех участников реабилитационного процесса и социальной среды;
5) совершенствование уровня профессиональной квалификации и компетентности специалистов системы комплексной реабилитации.
Каждое из указанных направлений решает соответствующие задачи, которые определяют общую стратегию психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра.
При создании экспериментальной модели психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра мы опирались на принципы, разработанные ведущими специалистами в сфере оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и членам их семей (Л. С. Выготский, В. И. Лу-бовский, И. Ю. Левченко, И. И. Ма-майчук, Е. М. Мастюкова, Н. М. Назарова, В. В. Ткачева и др.):
- принципы интеграции, целостности и комплексности предполагают создание единого коррекци-онно-реабилитационного пространства через координацию, согласованность и преемственность совместных усилий разнопрофильных специалистов в процессе психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП, их многоаспектное профессиональное взаимодействие;
- принцип преемственности включает учет возможностей дифференциации содержания, форм и
технологий психолого-педагогического воздействия специалистами различного профиля с целью оптимизации алгоритма их профессионального взаимодействия в едином реабилитационном пространстве. При этом необходимо учитывать традиционно сложившиеся сферы ответственности специалистов различного профиля, разнообразие применяемых ими технологий и организационно-содержательных аспектов психолого-педагогического воздействия, а также междисциплинарную согласованность последовательности этапов психолого-педагогического воздействия;
- принцип междисциплинарного синтеза методов и приемов психолого-педагогической коррекции;
- принцип многообразия форм психолого-педагогической помощи предполагает вариативность и оптимизацию применения стратегий психолого-педагогического сопровождения, в том числе индивидуализацию выбора организационно-содержательных характеристик психолого-педагогического воздействия с учетом потребностей ребенка с ДЦП и членов его семьи;
- принцип личностно ориентированного подхода;
- принцип социальной направленности психолого-педагогической помощи;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.
Основу психолого-педагогического сопровождения реабилитации
Специальное образование. 2014. № 4
101
детей с ДЦП составляет интегрированное взаимодействие специалистов в едином коррекционно-реабилитационном пространстве. Общая цель психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса — оптимизация и актуализация возможностей социальной адаптации ребенка с нарушениями ОДА к условиям современного общества — обеспечивается согласованным взаимодействием всех специалистов как на уровне постановки коррекционных задач, так и в конкретных видах практической деятельности.
Предлагаемая экспериментальная модель региональной службы психолого-педагогической помощи детям с двигательными нарушениями проходила апробацию и подтвердила свою эффективность в процессе реабилитации детей с ДЦП различного возраста, проходивших курс лечения с 2007 по 2012 г. в АО «Республиканский детский реабилитационный центр» (г. Астана) в Республике Казахстан.
В исследовании принимало участие 168 детей с различными формами и степенью выраженности двигательных нарушений при ДЦП в том числе 42 ребенка раннего возраста, 42 ребенка дошкольного возраста, 42 ребенка младшего школьного возраста и 42 ребенка подросткового возраста. При этом 84 детям (экспериментальная группа) реабилитационная помощь оказывалась в условиях АО «Республиканский детский реабилитационный центр» (г. Астана), другие 84 (контрольная группа) наблюдались
и получали курс реабилитационной помощи в других реабилитационных центрах Республики Казахстан.
Экспериментальная апробация предлагаемой модели осуществлялась поэтапно в рамках проводимого нами научного исследования.
Первый этап (2007—2009) — подготовительно-аналитический (разработка концепции исследования, выбор стратегии научного поиска, изучение литературы по проблеме исследования).
Второй этап (2009) — поисково-аналитический (комплексное изучение особенностей развития, соотношения сохранных и нарушенных функций в структуре ди-зонтогенеза участников исследования с целью определения потребностей, содержания и стратегии психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса детей с ДЦП и членов их семей в условиях АО «РДРЦ»).
На данном этапе нами был составлен диагностический комплекс, направленный на выявление соотношения показателей социальной адаптации и особенностей развития когнитивной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сфер детей с ДЦП, включенных в процесс реабилитации по экспериментальной и традиционной программам в разные периоды возрастного развития.
Для изучения особенностей социальной адаптации и коммуникативной сферы мы применили Шкалу адаптивного поведения Вайленд (Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS). S. Spanow, D. Baila, & D. Ci-
102
Специальное образование. 2014. № 4
cchetti, American Guidance Service, Inc. 1984; модифицированный вариант Jl. P. Сайфутдиновой, 2003— 2007) и методику экспертной оценки, которые предназначены для изучения детей с нормальным и нарушенным развитием в возрастном диапазоне от рождения до 18 лет.
При изучении особенностей когнитивной, эмоциональной, двигательной и речевой функций детей дошкольного возраста мы опирались на рекомендации и опыт, представленные в трудах Е. Ф. Архиповой,
A. А. Гусейновой, Л. А. Даниловой, Л. Т. Журбы, М. В. Ипполитовой, О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой и др.
Для исследования особенностей развития детей с ДЦП раннего и дошкольного возраста мы использовали такие методики, как «Профиль развития психоневрологических функций у детей» (авторы — И. А. Скворцов, О. А. Апексимова,
B. С. Петракова, Л. Е. Егорова, Ю. В. Самодуровская, 2002 г.), «Шкала психомоторного развития» (автор — Гриффите, перевод Е. С. Кешишян), «Методика диагностики нервно-психического развития детей» (авторы — Г. В. Пан-тюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт), методика «Гном», «График нервно-психического обследования младенцев и детей раннего возраста» (авторы — Г. В. Козловская, М. А. Калинина, А. В. Горюнова).
Для выявления индивидуальных показателей физического и психического развития детей с ДЦП младшего школьного, подро-
сткового и юношеского возраста мы также использовали традиционные экспериментально-психологические и проективные методики, соответствующие возрастным этапам обследуемых.
Третий этап (2009—2012) — экспериментальный (разработка, пилотная апробация и оценка эффективности деятельности экспериментальной службы психолого-педагогической помощи детям с ДЦП в условиях реабилитационного центра).
При создании модели учитывались современные тенденции и различные подходы к созданию систем комплексной психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, широко распространившиеся в России, Европе и США.
Деятельность службы психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в структуре реабилитационного центра состоит в обеспечении научно обоснованного психолого-педагогического сопровождения процесса реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и членов их семей.
Региональная модель службы психолого-педагогической помощи в условиях реабилитационного центра имеет модульную структуру, учитывающую разнообразие содержательно-организационных аспектов оказания комплексной помощи детям с ДЦП в Республике Казахстан.
В структуре службы психолого-педагогического сопровождения реа-
Специальное образование. 2014. № 4
103
билитационного процесса (ППСРП) нами были выделены следующие модули:
1. Модуль кадрового ресурсного обеспечения.
2. Модуль научно-методического обоснования и руководства.
3. Модуль содержательно-организационных аспектов функционирования службы ППСРП.
4. Модуль оценки и контроля качества психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Задачи отбора, оценки профессиональной эффективности и повышения квалификации кадрового состава реализуются в рамках модуля кадрового ресурсного обеспечения службы ППСРП на основе составления компетентностных моделей специалистов мультидис-циплинарной команды психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Цель — планирование, организация и контроль комплекса мероприятий, направленных на обеспечение соответствия уровня профессиональной подготовки специалистов службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса международным стандартам.
Модуль кадрового ресурсного обеспечения службы психолого-педагогического сопровождения выполняет следующие функции:
- определение квалификационных характеристик и составление компетентностных моделей профильных специалистов, обеспечивающих деятельность службы пси-
холого-педагогического сопровождения;
- первоначальный отбор специалистов на конкурсной основе;
- текущий мониторинг (оценка) профессиональной компетентности
- оценка профессиональной эффективности специалистов службы ППСРП;
- контроль и обеспечение повышения уровня квалификации специалистов;
- определение и своевременная реализация потребности в повышении квалификации профильных специалистов (курсы повышения квалификации, программы менторства, международных стажировок, система учета эффективности внедрения инновационного опыта);
- определение целесообразности и технологии привлечения ресурсов волонтерского и общественного движений для реализации задач психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса, осуществления досуговой деятельности в условиях реабилитационного центра.
Методы:
1. Определение квалификационных требований к профильным специалистам службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса (уровень мотивационно-личностной, когнитивной и практической компетентности в вопросах оказания педагогической и психологической поддержки детям с ОВЗ и членам их семей).
2. Собеседование, анкетирование и тестирование специалистов при
104
Специальное образование. 2014. № 4
приеме на работу, мониторинг и анализ качества работы претендентов на должность в испытательный период.
3. Текущий мониторинг и оценка показателей эффективности работы специалистов (по окончании реабилитационного курса проводится анкетирование и опрос родителей, оценка соотношения динамики развития различных сфер развития ребенка с тяжестью его первоначального состояния (командная оценка), полученные данные учитываются при составлении рейтинга специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение реабилитационного процесса).
4. Анализ факторов низкой профессиональной эффективности, определения потребности в программах совершенствования когнитивного, эмоционально-личностного и практического компонентов профессиональной компетентности специалистов, определение содержания, форм и сроков реализации, планирование программ повышения профессиональной квалификации.
Задачи обеспечения научных основ психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса реализуются в рамках модуля научно-методического обоснования и руководства службой ППСПР на основе анализа международного опыта применения эффективных стратегий психолого-педагогического сопровождения, мониторинга современных научных тенденций в разработке инновационных технологий психолого-педагогического воздействия, определения целесообразности и продук-
тивности их внедрения в систему работы реабилитационного центра; обеспечения функционирования системы обмена опытом в области диагностики и коррекции нарушений развития у детей с нарушениями функций ОДА, применения вариативных стратегий психолого-педагогического сопровождения на основе анализа реабилитационного потенциала детей с ДЦП.
Цель — планирование, организация и контроль комплекса мероприятий, направленных на обеспечение научно-методического обоснования деятельности службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Модуль научно-методического обоснования и руководства службой психолого-педагогического сопровождения выполняет следующие функции:
- анализа эффективности применения традиционных и современных технологий диагностики и коррекции в условиях реабилитационного центра;
- научного обоснования стратегии развития службы психолого-педагогической помощи, внесения предложений по рационализации и модернизации содержания диагностической и коррекционной работы с детьми при ДЦП;
- мониторинга и оценки эффективности современных технологий диагностики и коррекции;
- определения целесообразности и практической возможности внедрения инновационных разработок в систему работы реабилитационного центра;
Специальное образование. 2014. № 4
105
- координации процессов обобщения, распространения и внедрения практического опыта специалистами службы психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
Методы:
1. Ежемесячный аналитический обзор и ознакомление специалистов с современными научными достижениями в области психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП на основе материалов научно-практических конференций, публикаций в научных журналах, результатов научных исследований, отражающих международный инновационный опыт в области диагностики и коррекции нарушений развития, оптимизации психологической и педагогической помощи лицам с ОВЗ.
2. Руководство и анализ работы экспериментальных площадок, методических объединений, круглых столов и тематических брифингов специалистов службы психолого-педагогической помощи, позволяющих осуществлять обобщение, распространение, апробацию и внедрение инновационного опыта в области психо лого -педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП.
3. Анализ потребности, планирование и контроль реализации программы обмена инновационным опытом.
4. Анализ актуальной потребности, планирование и контроль реализации программы наставничества для молодых специалистов.
5. Анализ потребности, планирование и организация обучающих
семинаров, конференций, практикумов, тренингов профессионального роста.
6. Отчеты по результатам стажировок.
7. Обобщение инновационного опыта, издание научных материалов, отражающих достижения в работе специалистов службы психолого-педагогической помощи и перспективы его распространения.
Задачи контроля, организации и оптимизации оперативного функционирования службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса реализуются в рамках модуля содержательно-организационных аспектов функционирования службы ППСРП на основе обеспечения согласованной работы мультидисцип-линарной команды специалистов, обеспечивающих эффективность использования ресурсного потенциала центра в интересах всех участников реабилитационного процесса.
Цель — планирование, организация, руководство и контроль комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективного функционирования службы психо лого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Модуль содержательно-организационных аспектов функционирования службы психолого-педагогического сопровождения выполняет следующие функции: - Региональная адаптация международных стандартов психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с двигательными нарушениями.
106
Специальное образование. 2014. № 4
- Разработка в соответствии с инновационными достижениями и традиционным опытом в области психолого-педагогического сопровождения содержательно-организационных аспектов работы с ребенком, членами его семьи и персоналом реабилитационного центра.
- Обеспечение адресности оказываемой психолого-педагогической помощи, в том числе за счет уточнения и обоснования потребности детей с ДЦП и членов их семей в содержании такой помощи, анализа (на основе предварительной диагностики) объективной потребности в привлечении специалистов того или иного профиля.
- Оптимизация профессионального взаимодействия профильных специалистов (координаторов реабилитационного процесса, педагогов-психологов, логопедов, логопедов-БОС, учителей-дефектологов, психотерапевтов, эрготерапевтов, иг-ротерапевтов, музыкотерапевтов, Монтессори-педагогов, специалистов по сенсорной интеграции, учителей школы, воспитателей, сурдопедагогов, тифлопедагогов и др.) с целью обеспечения максимальной эффективности и согласованности работы всех подразделений службы психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП.
- Региональная адаптация диагностического инструментария, своевременное обновление и модернизация диагностических технологий с учетом современных мировых достижений и этнокультурных традиций казахского народа. Осущест-
вление комплексной психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить потребности ребенка с ДЦП и членов его семьи в психолого-педагогической помощи, ее направлений, содержания и формы.
- Контроль за составлением и поэтапной реализацией индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса, оценка ее эффективности на промежуточных этапах и при завершении курса реабилитации, при необходимости внесение в программу изменений и дополнений, разработка рекомендаций для обеспечения преемственности в продолжении реабилитации по месту постоянного проживания ребенка.
- Разработка технологии психолого-педагогического консультирования специалистов, родителей и детей по вопросам оптимизации реабилитационной среды в интересах всех участников реабилитационного процесса.
- Внесение изменений в содержание психолого-педагогической помощи, совершенствование методов и технологий психолого-педагогического воздействия с учетом этно-национальных культурных традиций казахского народа.
- Разработка вариативных стратегий психолого-педагогической помощи с учетом этнорелигиозных предпочтений семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Методы: 1. Проведение комплексной диагностики и последующей команд-
Специалыюе образование. 2014. № 4
107
ной оценки актуального уровня развития ребенка, системного анализа структуры имеющихся у него нарушений, соотношения биологических факторов и социальной ситуации развития, имеющегося реабилитационного потенциала с целью объективной оценки потребности детей с ДЦП и членов их семей в тех или иных видах психолого-педагогической поддержки, определение перечня и содержания оказываемой помощи, согласование механизма взаимодействия привлекаемых специалистов того или иного профиля, составление расписания реализации необходимых мероприятий психолого-педагогической помощи.
2. Анализ ресурсных возможностей и содержания профессиональной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, разграничение их сфер ответственности и уточнение функциональных обязанностей.
3. Разработка, оптимизация и утверждение алгоритма и регламента предоставления помощи, а также осуществления полипрофессионального взаимодействия специалистов, обеспечивающего согласованность и преемственность их действий в создании единого реабилитационного пространства при реализации программ психолого-педагогического сопровождения.
4. Разработка, внедрение и контроль реализации алгоритма и регламента взаимодействия службы психолого-педагогического сопровождения с другими подразделениями реабилитационного центра с
целью обеспечения эффективности использования ресурсного потенциала центра, рационального функционирования и эффективного развития реабилитационной среды в интересах всех участников реабилитационного процесса.
5. Анализ результатов ежедневного и рубежного контроля за эффективностью функционирования службы психолого-педагогического сопровождения (мониторинг показателей работы разнопрофильных специалистов) по показателям достижения результативности работы. Выявление факторов, препятствующих и способствующих повышению эффективности функционирования службы психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
6. Изучение культурно-педагогических традиций казахского народа, выявление возможностей применения народного фольклора, музыкального, художественного, литературного и театрального искусства, ремесленного творчества, игровых и других традиций в аспекте психолого-педагогического коррек-ционного и реабилитационного потенциала. Корректировка содержания и технологий коррекционного воздействия на основе учета национального культурного наследия и достояния казахского народа (обычаи, традиции, национальные игры и обряды, трудовая занятость населения и пр.).
7. Выбор содержания и методов психологического воздействия с учетом национально-этнических традиций (арт, изо, музыка, эрготе-
108
Специальное образование. 2014. № 4
рапия, сказкотерапия, игротерапия и пр.).
8. Учет этнорелигиозных предпочтений семей на всех этапах разработки, реализации и оценки эффективности программ психолого-педагогического сопровождения (многообразие религиозно-конфессиональных, языковых и национально-культурных традиционных укладов воспитания в семьях).
9. Перевод и адаптация (локализация) диагностического инструментария: региональная адаптация стимульного визуального и речевого материала (формулировки вопросов, инструкций и пр.) и методических указаний к применению, оценке и интерпретации результатов.
Задачи оценки эффективности реабилитационного процесса реализуются в рамках модуля оценки и контроля качества психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с ДЦП на основе текущего и пролонгированного наблюдения за изменением показателей психического и физического развития, уровня социальной адаптации (дезадаптации) ребенка и др.
Цель — планирование и контроль мероприятий, позволяющих оценить качество психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
Модуль оценки и контроля качества психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса выполняет следующие функции:
- промежуточный (мониторинг) и итоговый контроль — оценка эффективности работы разнопро-
фильных специалистов за период реабилитации в условиях реабилитационного центра (курс лечения);
- пролонгированный мониторинг показателей психического и физического развития, уровня социальной адаптации (дезадаптации) ребенка, определение его потребности в прохождении повторных курсов реабилитации в условиях реабилитационного центра, осуществление взаимодействия с учреждениями и службами, предоставляющими реабилитационную помощь по месту жительства ребенка, рекомендация и планирование периодичности;
- разработка и внедрение многоуровневой системы оценки качества оказываемой психолого-педагогической помощи.
Методы:
1. Ежедневный контроль за работой службы психо лого -педагогического сопровождения реабилитационного процесса.
2. Систематизация данных об эффективности реабилитации детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра.
3. Анализ факторов эффективности (содержательно-организационных и инструментально-технологических аспектов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе в области профессиональных компетенций специалистов) и их связи с тяжестью состояния, продолжительностью и системностью реабилитации, адекватностью выбора содержания, направлений, методов и технологий реабилитации, уровнем профессио-
Специалыюе образование. 2014. № 4
109
нализма мультидисциплинарной команды специалистов, особенностями взаимодействия и сотрудничества с семьей, преемственностью и согласованностью работы всех участников коррекционно-реабили-тационного процесса (в реабилитационном центре, семье, образовательных, социальных и медицинских учреждениях (по месту жительства).
4. Обработка и анализ данных совместно со специалистами-аналитиками научно-методического и организационного отделов.
Четвертый этап (2012— 2013) — заключительно-обобщающий (теоретический анализ и систематизация полученных результатов, внедрение апробированной модели в систему коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в различных регионах Республики Казахстан, определение перспектив дальнейшей разработки изучаемой проблемы). Оценка эффективности разработанной нами модели службы психолого-педагогического сопровождения осуществлялась в ходе контрольного эксперимента, позволившего сравнить динамические показатели всех линий развития и уровня социальной адаптации детей контрольной и экспериментальной групп. Проведенный сравнительный анализ полученных результатов, подтвердивший эффективность предлагаемой модели, явился основанием для внедрения результатов нашего исследования в опыт реабилитации детей с ДЦП в других регионах Республики Казахстан.
Литература
1. Акатов, JL И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / JL И. Акатов. — М. : ВЛАДОС, 2003.
2. Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом : материалы науч,-практ. семинара с мсждунар. участием. — М. :МГПУ, 2013.
3. Жарыкбаев, К. Антология педагогической мысли Казахстана / К. Жарыкбаев, С. Калиев. — Алматы : Рауан, 1998.
4. Вяхякуопус, Е. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы : учеб.-метод, комплекс / Е. Вяхякуопус, В. 3. Кантор. — М. : Папирус, 2009.
5. Гусейнова, А. А. Основные направления медико-психо лого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра / А. А. Гусейнова // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 1 (3).
6. Зозуля, Т. В. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Зозуля, Е. Г. Свистунова, В. В. Чеши-хина, С. Н. Кавокин, В. С. Соколова, Н. П. Дедов, В. 3. Базоев. — М. : Академия, 2005.
7. Кубесов, А. Педагогическое наследие Аль-Фараби / А. Кубесов. — Алма-Ата: Мектеп, 1989.
8. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-раз-вивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. — М.: Книголюб, 2008.
9. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с наруше-
но
Специальное образование. 2014. № 4
ниями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студентов / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М. : Академия, 2001.
10. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2001.
11. Приходько, О. Г. Концептуальные основы системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-раз-вивающей помощи детям с церебральным параличом / О. Г. Приходько // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии : материалы междунар. теоретико-методологического семинара / ГОУ ВПО МГЛУ. — М.,2009.
12. Семенова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским
церебральным параличом: Великая Россия. Наследие / К. А. Семенова. — М. : Закон и Порядок, 2007.
13. Симонова, Т. Н. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Сравнительное комплексное исследование : моногр. / Т. Н. Симонова. — Астрахань : ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010.
14. Симонова, Т. Н. Междисциплинарное взаимодействие специалистов системы комплексной помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями / Т. Н. Симонова // Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей : науч.-практ. конф. с междунар. участием. —М., 2011.
15. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года = Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».
Специальное образование. 2014. № 4
111