Научная статья на тему 'Региональная модель непрерывного педагогического образования'

Региональная модель непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьев Владимир Васильевич, Новиков Михаил Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная модель непрерывного педагогического образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 1

ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

В.В. Афанасьев, М.В. Новиков

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное педагогическое образование, появившееся в России в XIX в., долгое время в основном соответствовало уровням, которые сейчас принято считать средним специальным образованием и незаконченным высшим образованием. Более того, на протяжении почти всего XX в. подготовка учителей ряда специальностей, например, учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, воспитателей дошкольных учреждений, осуществлялась в основном в педагогических училищах. Значительная часть учителей физической культуры также имела среднее профессиональное образование. Учителя трудового обучения, мастера производственного обучения профессионально-технических училищ в большинстве случаев не имели не только высшего, но и среднего педагогического образования.

Если учительские институты, которые готовили специалистов с незаконченным высшим образованием, в 60-х гг. XX в. были либо закрыты, либо реорганизованы в высшие педагогические учебные заведения, то система среднего профессионального педагогического образования сравнительно благополучно пережила реформу общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г., предусматривавшей полный переход на всеобщее высшее педагогическое образование, пережила непростые 90-е годы, существует и продолжает развиваться в наши дни.

Между тем в условиях XXI в. требования к профессиональной квалификации педагога независимо от сферы его деятельности существенно повышаются. Мы не можем теперь говорить, что для педагога узкой специализации (учителя начальных классов, так называемых "неосновных предметов", воспитателя дошкольного или внешкольного учреждения и т.д.) достаточным является уро-

Афанасьев Владимир Васильевич — доктор педагогических наук, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушин-ского.

Новиков Михаил Васильевич — доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

вень среднего профессионального образования, предполагающий в основном технологический подход и репродуктивные методы в его подготовке к будущей профессиональной деятельности. Современные требования к образованию и воспитанию предъявляют одинаково высокие критерии к интеллектуальному и культурному развитию педагога, уровню его способности к творческому осмыслению профессиональных задач в сфере полного среднего образования независимо от преподаваемого предмета, а также при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В связи с этим приходится признать, что минимально необходимым уровнем образования для педагога любой специальности становится высшее образование. Однако в ближайшие годы экономическая ситуация в России не позволит реализовать данный принцип в качестве государственного требования к уровню профессионального образования педагога. В этой ситуации актуальными становятся различные варианты компромиссных подходов к повышению уровня массового педагогического образования, ориентированных на уровень, приближенный к уровню высшего образования. Одним из наиболее естественных и эффективных возможных решений обозначенной проблемы является использование резервов обеспечения непрерывности педагогического образования.

Задача создания и корректировки функционирования системы непрерывного педагогического образования в современных условиях (экономические трудности, новые подходы к государственной стандартизации образования и т.д.) наиболее конструктивно может быть решена на региональном уровне, так как при этом возникает возможность разумно и экономно использовать имеющиеся интеллектуальные, организационные, материально-технические, финансовые ресурсы с учетом специфики региона: его географии, наличия транспортных и информационных каналов связи, существующей сети образовательных учреждений, традиций организации, содержательного наполнения и практической реализации педагогического образования. Заметим, что региональный принцип организации педагогического образования утверждался в России еще в XIX столетии при непосредственном участии К.Д. Ушинского.

Под региональной системой непрерывного педагогического образования мы понимаем такую организационную структуру, которая позволяла бы обеспечивать непрерывность и преемственность довузовского, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского педагогического образования, а также могла эффективно решать проблемы мониторинга уровня подготовки педагогов, оказания помощи в их профессиональной

и социальной адаптации, аттестации кадров. При этом система должна обладать гибкостью, создавать возможность вариативности путей получения образования различного уровня, повышения квалификации по разным аспектам профессиональной деятельности.

Педагогические институты (университеты), педагогические училища (колледжи) и институты повышения квалификации педагогов долгое время развивались как обособленные образовательные системы. Несмотря на то что во всех перечисленных учебных заведениях готовились и проходили повышение квалификации специалисты одной профессии, изучались сходные, а в ряде случаев одни и те же предметы, единства образовательной концепции и преемственности образовательных программ не было.

Значительное продвижение по пути решения данной проблемы в Ярославской обл. произошло в результате создания и развития учебно-педагогического комплекса "Педагогический университет-педагогические колледжи". На рубеже 1980-1990-х гг. несколько педагогических вузов СССР включились во всесоюзный эксперимент по созданию учебно-педагогических комплексов (УПК), объединяющих высшие и средние специальные учебные заведения педагогического профиля. Программа эксперимента предполагала повышение уровня преподавания в педагогических училищах, введение в практику их образовательной деятельности содержательных и технологических элементов, присущих вузовской образовательной системе, повышение квалификации преподавательских кадров педагогических колледжей, вовлечение их в систематическую научную и учебно-методическую деятельность соответствующих кафедр вуза.

В дальнейшей перспективе предполагалась совместная разработка сопряженных учебных планов и согласованных программ преподаваемых дисциплин с целью обеспечения возможности завершения высшего образования для выпускников педагогических училищ в сокращенные сроки. При этом ставилась задача исключения дублирования учебного материала, оптимизации использования знаний, умений и навыков, полученных на уровне среднего педагогического образования, при продолжении обучения в вузе.

В Ярославской обл. комплексный подход к подготовке педагогических кадров на основе сотрудничества средних педагогических учебных заведений и педагогического университета осуществляется с 1989 г. На начальном этапе была разработана концепция непрерывного педагогического образования по ряду специальностей. В дальнейшем были созданы и апробированы первые сопряженные учебные планы и согласованные программы дисциплин, позволяющие выпускникам педагогических училищ Ярославской обл. (Ростовского, Рыбинского, Угличского,

Ярославского) обучаться в Ярославском педагогическом университете в сокращенные сроки с учетом повышения уровня преподавания в училищах и исключения дублирования пройденного материала в вузе.

Учебные планы и программы такого типа после ряда изменений, связанных с накоплением опыта совместной работы, а также с введением и сменой Государственных образовательных стандартов как высшего, так и среднего профессионального образования, продолжают действовать до сих пор по специальностям: Педагогика и методика начального образования, Дошкольная педагогика и психология, Физическая культура, Русский язык и литература, Иностранные языки, Музыкальное образование, Технология и предпринимательство.

Сотрудничество с педагогическим университетом оказалось значимым фактором повышения уровня преподавания в училищах и научной квалификации педагогов. Все четыре педагогических училища перешли в статус средних специальных учебных заведений повышенного уровня и были переименованы в педагогические колледжи. Колледжи успешно прошли государственную аттестацию.

Педагогические коллективы и студенты колледжей вовлекаются в совместную научную и научно-методическую работу с учеными университета. В рамках комплекса проводятся ежегодные научно-практические конференции преподавателей колледжей и университета. Около 100 преподавателей колледжей были или являются аспирантами или соискателями при кафедрах ЯГПУ, около 30 к настоящему времени защитили кандидатские диссертации. Заметим, что до вхождения в комплекс с университетом научная работа с преподавателями педагогических училищ практически не велась.

По мере развития сотрудничества университета и колледжей создавались условия для организации образовательного процесса на уровне высшего образования по ряду специальностей в удаленных учебных подразделениях на базе педагогических колледжей. Это позволило открыть филиалы университета в городах Угличе (1998 г.), Рыбинске (2002 г.) и Ростове Великом (2004 г.). Часть учебно-методической и научной работы при этом была делегирована филиалам, коллективы которых создавались из числа наиболее подготовленных, получивших ученые степени преподавателей колледжей. Филиалы, как и головной университет, строят свою работу в русле единой образовательной политики в регионе совместно с колледжами, на базе которых они созданы.

С 1998/99 учебного года в Угличском филиале ведется подготовка студентов по специальностям: Педагогика и методика

начального образования, Физическая культура, с 2001 г. открыт прием по специальности Русский язык и литература. В Рыбинском филиале с 2002 г. ведется подготовка студентов по специальностям Дошкольная педагогика и психология и Физическая культура, с 2003 г. — по специальности Иностранный язык (английский). Ростовский филиал готовит к лицензированию специальности Педагогика и психология, Социальная педагогика, История, Математика.

Мониторинг качества знаний студентов филиалов, регулярно проводимый преподавателями университета, показывает хороший уровень подготовки по сравнению с требованиями к знаниям студентов соответствующих курсов университета. Итоговая государственная аттестация выпускников филиала в Угличе, по отзывам председателей аттестационных комиссий, показывает достаточно высокий уровень освоения выпускниками учебного материала, предусмотренного государственными стандартами высшего образования по соответствующим специальностям. Качество подготовки, уровень выступлений и ответов на вопросы на защите выпускных квалификационных работ также оцениваются председателями ГАК как достаточно высокие. В последние четыре года свыше 80% выпускников очной формы обучения Угличского филиала трудоустраиваются в системе образования по полученной в филиале специальности. На таком же уровне находится показатель доли студентов заочной формы обучения, работающих по специальности.

В 2002 г. филиал университета в г. Углич успешно прошел государственную аттестацию по специальностям Педагогика и методика начального образования и Физическая культура, а в 2003 г. получил государственную аккредитацию в составе университета по этим специальностям.

Открытие филиалов университета в центрах удаленных муниципальных округов Ярославской обл. имеет большое социальное значение. Население этих районов (в том числе и г. Рыбинск) имеет достаточно низкие показатели уровня жизни, в связи с чем существуют значительные слои населения, для которых обучение молодежи в вузах областного центра является тяжелым в финансовом плане. Студенты очной формы обучаются в филиалах в основном за счет средств федерального бюджета (в 2004 г. Углич— 100%, Рыбинск — 83,1%), на заочных отделениях филиалов контингент студентов, обучающихся на бюджетной и платной основе, примерно равен. По нашим оценкам, основанным на статистических данных по Ярославской обл., обучение студента в филиале даже на основе полной оплаты стоимости обучения для его семьи более выгодно экономически, чем обучение на бюджетной основе в областном центре.

Ежегодно (с 1995 г.) проводимый анализ успеваемости среди выпускников колледжей в группах первого года обучения в университете показывает, что уровень их подготовки не ниже, чем у студентов соответствующих курсов на основных потоках университета. В ходе государственной аттестации университета (1997 г. и 2002 г.) нами в инициативном порядке был проведен выборочный срезовый контроль знаний студентов колледжей по заданиям, сертифицированным УМО высших педагогических учебных заведений для проведения аттестационной экспертизы соответствующих специальностей университета. Результаты в среднем оказались на уровне знаний студентов младших курсов университета (по данным самоаттестации), изучающих те же дисциплины.

Организационная система совместной работы университета и колледжей была создана к 1994 г. и просуществовала на неизменных началах до 2001 г. Образовательные учреждения были объединены в учебно-педагогический комплекс "Ярославский государственный педагогический университет — Ростовский, Рыбинский, Угличский, Ярославский педагогические колледжи". Все директора педагогических колледжей с этого момента являются членами ученого совета университета.

В этот период координацию работы подразделений и служб университета и колледжей, участвовавших в деятельности комплекса, осуществлял Совет УПК, который на своих ежемесячных заседаниях рассматривал следующий круг вопросов:

— разработка и утверждение годовых планов работы;

— разработка нормативной базы, определяющей функционирование УПК и стратегию его развития;

— регулярный мониторинг качества подготовки выпускников колледжей (ежегодно по итогам сессий в университете);

— организация приема выпускников колледжей в университет;

— организация научно-методической работы и повышения квалификации педагогических кадров;

— организация учебно-методической работы по специальностям обучения в комплексе;

— анализ и оптимизация структуры педагогических специальностей в комплексе.

Непосредственной организацией учебно-научно-методической работы занимались учебно-педагогические объединения (УПО) по специальностям: Педагогика и методика начального образования, Русский язык и литература, Дошкольная педагогика и психология, Физическая культура, Иностранные языки, Музыкальное образование, а также по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Советы УПО строили свою работу в соответствии с годовыми планами, предусматривающими 3-4 заседания в течение

учебного года, совместные научно-методические и практические мероприятия: конференции преподавателей и студентов, семинары, открытые занятия, педагогические олимпиады и др. Основная часть текущей работы УПО осуществлялась по следующим направлениям:

— корректировка учебных планов и программ в соответствии с меняющейся нормативной базой;

— организация методической работы и формирование комплектов методических материалов по дисциплинам;

— методическое руководство деятельностью учебных подразделений колледжей (предметно-цикловых комиссий, филиалов кафедр университета), а также повышение квалификации преподавателей колледжей.

Советом УПК было разработано положение о филиалах кафедр университета в колледжах, что способствует интеграции научно-методической работы на уровне научных коллективов кафедр.

Университет и педагогические колледжи, оставаясь самостоятельными юридическими лицами, автономны и независимы в вопросах повседневной жизни, а также в определении стратегии своего развития. Жесткие взаимные обязательства действуют только на уровне совместной учебной и научной работы. Сохранение юридической самостоятельности всех образовательных учреждений является, по нашему мнению, принципиально важным, по крайней мере на начальном этапе совместной работы. Это позволяет обеспечить гибкость в организации сотрудничества и значительно снижает риск установления атмосферы недоверия при принятии управленческих решений. Такая система взаимоотношений показала в нашем случае свою жизнеспособность на протяжении 15 лет и продолжает обнаруживать тенденцию к дальнейшему развитию.

Описанный вариант организационной структуры регионального сотрудничества образовательных учреждений наиболее близок к модели университетского комплекса в форме ассоциации.

Он способен сочетать в своей деятельности решение следующих задач:

— повышение уровня массового педагогического образования: обеспечение непрерывного образования; многообразие и вариативность системы образовательных услуг; обеспечение преемственности ступеней и уровней образования; развитие информационных технологий в образовании; создание условий для академической мобильности учащихся;

— подготовка интеллектуальной элиты общества: развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми; обеспечение готовности специалистов нового поколения к самостоятельному творческому росту;

— гибкое реагирование на изменение условий на рынке образовательных услуг с учетом современных социальных проблем в обществе; амортизация реального социального неравенства в области доступа к образованию различных слоев населения за счет расширения спектра образовательных услуг и обеспечения их преемственности.

Решение задачи повышения уровня массового педагогического образования, на наш взгляд, не исключает возможности подготовки педагогических кадров высшей квалификации. Система университетской подготовки выпускников педагогических колледжей в сокращенные сроки предусматривает возможность продолжения их обучения в магистратуре и аспирантуре, в том числе с целью занятия преподавательских должностей в колледжах. Такие примеры уже имеются в нашей практике.

Развитие УПК "Ярославский государственный педагогический университет — Ростовский, Рыбинский, Угличский, Ярославский педагогические колледжи" в 1994-2002 гг. показало эффективность организации сотрудничества и перспективность ассоциативной модели регионального университетского комплекса педагогического профиля. В 2002 г. было принято решение о преобразовании УПК в университетский комплекс в форме ассоциации образовательных учреждений "Непрерывное педагогическое образование". Ассоциация была создана и зарегистрирована в 2003 г. Она унаследовала организационную структуру УПК. Деятельностью ассоциации руководит общее собрание учредителей. Функции, ранее выполнявшиеся советом УПК, перешли к учебно-методическому совету ассоциации, советы УПО преобразовались в учебно-методические советы по специальностям и блокам дисциплин государственных образовательных стандартов. Для общественной поддержки деятельности ассоциации создан попечительский совет.

Параллельно со становлением ассоциации в университете и колледжах шло развитие информационных технологий обучения и коммуникации, которое заключалось в расширении и совершенствовании материальной базы электронных средств создания, хранения, доставки и обеспечения доступа к информации, приобретении современного программного обеспечения, создании банков и баз данных, развитии компьютерных сетей. К настоящему времени имеется надежная связь по электронной почте между университетом и колледжами. Созданы интернет-страницы университета и колледжей. Находится в процессе пополнения электронная библиотека университета, в которой собираются учебные пособия, созданные в университете и взятые из общедоступных образовательных ресурсов Интернета, рабочие программы дисциплин, методические рекомендации для студентов и преподавателей.

К образовательным ресурсам, размещенным на сайте университета, обеспечен доступ преподавателей и студентов колледжей.

Таким образом, в Ярославской обл. создан, функционирует и постоянно развивается университетский комплекс педагогического профиля, представляющий собой сбалансированную региональную систему непрерывного педагогического образования с четким набором взаимных обязательств на академическом уровне и разграничением административных, финансовых и хозяйственных полномочий.

Эта система уже сейчас позволяет:

— рационально объединить финансовые вклады федерального, областного, муниципального бюджетов, внебюджетные средства, включая спонсорскую помощь попечителей, в рамках реализации единых образовательных программ и обеспечить качество образования, адекватного потребностям личности, социума и рынка труда;

— получить высококвалифицированного специалиста нового качества, у которого личный практический опыт органично соединяется со знанием основ академической науки;

— преодолеть дублирование в изучении программного материала;

— повысить конкурентоспособность выпускника через расширение спектра дополнительных квалификаций, специализаций, которые на уровнях среднего и высшего профессионального образования различны;

— повысить научный потенциал педагогических коллективов колледжей;

— приблизить академическую науку к практике;

— сократить срок обучения выпускников средних специальных учебных заведений и повысить качество подготовки специалиста;

— сгладить социальные проблемы в образовании;

— помочь выпускнику сельской школы подняться до уровня, который позволит ему учиться в вузе.

Показателями признания эффективности деятельности университетского комплекса на базе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского являются присвоение университету статуса "Федеральная экспериментальная площадка — университетский комплекс" (приказ Министерства образования Российской Федерации от 1.08.2001 г. № 2853), присвоение коллективу организаторов комплекса званий лауреатов премии губернатора Ярославской обл. за заслуги в области образования (2001 г.). Популярность и жизнеспособность реализуемой в университетском комплексе ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского ассоциативной модели сотрудничества учреждений профессионального образования разных уровней выражается также в том,

что в 2004 г. в состав учредителей ассоциации выразили желание войти Ярославский областной институт развития образования и Ярославский градостроительный колледж (последний решением совета учредителей уже принят в состав ассоциации).

Эксперимент по созданию и практическому внедрению системы непрерывного профессионального образования в Ярославской области в настоящее время вступает в новую фазу. На данном этапе наиболее перспективными направлениями работы становятся:

1. Расширение спектра специальностей, по которым осуществляется сотрудничество университета и колледжей. Открытие филиалов и включение в состав комплекса Ярославского градостроительного колледжа дает перспективу внедрения апробированной системы непрерывного образования по новым педагогическим и непедагогическим специальностям, имеющимся в университете: Специальная дошкольная педагогика и психология, Социальная педагогика, Педагогика и психология, Логопедия, Информатика, Менеджмент организации, Социально-культурный сервис и туризм, Реклама.

2. Совершенствование сопряженных учебных планов, создание форм их компактного представления, адаптируемого к новым специальностям.

3. Совершенствование системы документооборота в рамках комплекса, разработка форм внутренней документации, адекватной организации интегрированного образовательного процесса.

4. Усиление эффективности совместной научно-методической работы кафедр университета и филиалов кафедр в педагогических колледжах.

5. Развитие нормативно-правовой базы университетского комплекса.

6. Научный анализ деятельности университетского комплекса и возможности распространения его опыта на другие регионы и другие образовательные области.

7. Мониторинг и представление статистических данных по качеству подготовки специалистов в университетском комплексе. Создание в рамках комплекса системы контроля качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.