Научная статья на тему 'Региональная мифология как инструмент символической политики в формировании территориальной общности Краснодарского края'

Региональная мифология как инструмент символической политики в формировании территориальной общности Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / МИФ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башмаков Игорь Станиславович

Статья исследует проблему территориальной общности в Краснодарском крае в связи с региональной мифологией и символической политикой его властей. Чувство региональной принадлежности может становиться мощным ресурсом политической лояльности, как следствие, региональные элиты пытаются усилить его средствами символической политики: возведением исторических монументов, патриотическими речами, организацией празднеств. В Краснодарском крае, по мнению автора, символическая политика опирается на исторические мифы, в частности связанные с историей кубанского казачества, таким образом способствуя созданию регионального сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Башмаков Игорь Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная мифология как инструмент символической политики в формировании территориальной общности Краснодарского края»

УДК 32:2-264(470.620)

Башмаков Игорь Станиславович

аспирант кафедры государственной политики и государственного управления Кубанского государственного университета igorbash87@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Bashmakov Igor Stanislavovich

post-graduate student of the chair of state policy and state management, Kuban State University igorbash87@mail.ru

REGIONAL MYTHOLOGY AS INSTRUMENT OF SYMBOLIC POLITICS IN FORMATION OF TERRITORIAL COMMUNITY OF KRASNODAR TERRITORY

Аннотация:

Статья исследует проблему территориальной общности в Краснодарском крае в связи с региональной мифологией и символической политикой его властей. Чувство региональной принадлежности может становиться мощным ресурсом политической лояльности, как следствие, региональные элиты пытаются усилить его средствами символической политики: возведением исторических монументов, патриотическими речами, организацией празднеств. В Краснодарском крае, по мнению автора, символическая политика опирается на исторические мифы, в частности связанные с историей кубанского казачества, таким образом способствуя созданию регионального сообщества.

Ключевые слова: символическая политика, территориальное сообщество, миф, региональная мифология.

The summary:

The article analyzes the problem of territorial community in Krasnodar territory in connection with regional mythology and symbolic politics of its authorities. The sense of regional identity can become a powerful resource of political loyalty, as a consequence, regional elites try to strengthen it by means of symbolic politics: constructing historic monuments, making patriotic speeches, organizing celebrations. In Krasnodar territory, in author's view, symbolic politics is based on historical myths particularly linked with the history of the Kuban Cossacks, thus contributing to create the regional community.

Keywords:

symbolic politics, territorial community, myth, regional mythology.

Одним из важнейших элементов государственного и регионального управления является символическая политика — особый род политической коммуникации, нацеленный не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов посредством визуальных эффектов. При этом используются не только различные символы, но и само политическое действие становится символом [1, с. 62]. Примерами могут служить возведение памятников и зданий, реформы законодательства, праздничные мероприятия и торжества, патриотические речи представителей власти и т.д. Символическая политика, по мнению О.Ю. Малиновой, является неотъемлемой составляющей политической сферы и заключается в производстве и продвижении определенных способов интерпретации социальной реальности в качестве доминирующих [2, с. 8]. Символические процедуры используются властями для различных целей, одна из которых -построение единой общности.

Существование территориального сообщества выражается в преобладании региональной идентификации населения, сильно выраженного чувства местного патриотизма, осознания отличия региона и гордости за его успехи. По мнению исследователя Е.Ю. Мелешкиной, региональная идентичность является фактором политической легитимации региональных властных институтов [3, с. 49]. Таким образом, формирующаяся территориальная идентичность может выступать в качестве действенного политического ресурса, а руководство региона всячески старается культивировать чувство территориального сообщества, совершая разнообразные символические действия.

Успешность данной политики зачастую гарантируется вовлечением в нее региональных мифов. Вопреки общественному мнению миф не исчез с развитием цивилизации, а продолжает играть важную роль в социуме. Миф, как отмечает Э. Кассирер, представляет собой объективацию человеческих чувств [4, с. 45]. Миф сводит многообразие чувств к их единству. Он дает убежденность в том, что жизнь обладает универсальностью и фундаментальной идентичностью

[4, с. 37]. Несмотря на эмоциональную природу, миф является попыткой теоретически осмыслить окружающий мир, создать целостную картину вселенной и преодолеть хаотическое состояние, в котором вещи и мысли не приобрели определенную форму и структуру [4, с. 15]. Хотя мифы и являются символами, сочетая в себе объективную форму и мысленный образ, но не осознаются в качестве таковых, они воспринимаются как реальность. Поэтому они не отвергаются и не критикуются, а пассивно воспринимаются [4, с. 47]. По мнению М. Эдель-мана, миф является одной из основных символических форм, использующихся в политических целях [5, с. 16].

Совокупность мифов, бытующих в массовом сознании, могут формировать региональную мифологию, опирающуюся на исторические, географические, социально-культурные и прочие особенности региона. Именно благодаря наличию в Краснодарском крае своеобразной региональной мифологии, разделяемой большинством населения, символическая политика и использование в ней мифов находят отклик в региональном самосознании и превращаются в чрезвычайно эффективные методы политической легитимации и мобилизации.

Мифы о происхождении общности, предания и церемонии, связанные с предками, отстаивание специфического стиля жизни и наличие мест поклонения являются одними из основных символических форм, практикуемых для обозначения самобытности группы и ее особой идентичности [6, с. 219]. Так, в Краснодарском крае история кубанского казачества и освоения дореволюционной Кубани является главным источником мифов, активно используемых в символической политике региональными элитами.

Несмотря на то, что регион знаменит своей богатой античной и средневековой историей, в символических речах руководства края приоритет отдан заселению Кубани казаками в конце XVIII в. Первыми лицами подчеркивается, что именно казаки начали первыми осваивать эти территории, о чем говорит губернатор А.Н. Ткачев в выступлении на торжественном собрании, посвященном 70-летию Краснодарского края: «70-летие Краснодарского края очень символично совпало с другой знаковой датой - 215-летием с начала освоения Кубани казаками» [7, с. 4]. Таким образом, региональная политическая элита связывает становление современной региональной общности с кубанским казачеством, и несмотря на небольшую долю казачьего населения в современном населении края (38 % связаны (по личным оценкам) с Кубанским казачеством, 13,7 % считают себя казаками, 4 % являются членами казачьих организаций) [8, с. 212], в регионе культивируется миф о «казачьем крае». В красноречивой статье под названием «Жив казачий дух на Кубани» губернатора края А.Н. Ткачева говориться, что «...Кубань - казачий край. Был, есть и будет» [9, с. 145]. В жесткой форме данную мысль выражают представители казачества, например, атаман Кубанского казачьего войска вице-губернатор Н.А. Долуда: «Вся Кубань должна видеть, что это казачий край, а те, кто приехал к нам недавно, усвоить это раз и навсегда» [10, с. 2].

Символично, что главным культурным событием на Кубани, широко освещаемым в средствах массовой информации, второй год подряд становится открытие этнической деревни кубанских казаков на месте высадки первых запорожских казаков на полуострове Тамань, в создании которой участвуют все муниципальные образования Краснодарского края, а в день открытия организуются массовые гуляния, ярмарка и выступления фольклорных коллективов. В обращении А.Н. Ткачева, посвященном этому событию, подчеркивается «сакральность» данного места, а также важность преемственности в жизни кубанцев и сохранения древних казачьих традиций: «Только здесь можно прикоснуться к ожившим легендам нашего прошлого, понять, чем жили наши деды и прадеды, как относились к старшим, как воспитывали детей и защищали родную землю. Здесь особенно чувствуешь, что каждый прожитый ими день был подвигом» [11, с. 4].

В рамках региональной мифологии возможна идеализация не только отдельных периодов истории, но и исторических личностей. В Краснодарском крае подобным культовым персонажем стала российская императрица Екатерина Великая. В символических речах на исторические темы первые лица региона, например, атаман Н.А. Долуда, действительно, немало внимания уделяют заслугам императрицы перед Кубанью: «История нашей родины - Кубани - напрямую связана с именем императрицы.» [12, с. 2]. Часто отмечается тот факт, что именно Екатерина жаловала Кубань казакам, и поэтому они, как утверждают представители казачьего руководства, обладают наследственным правом на владение этими землями: «Имя самодержицы Екатерины II свято для каждого современного казака. 30 июня 1792 года перед их предками-черноморцами открылись новые горизонты. Отныне земли. <Кубани> по праву принадлежали им» [12, с. 2].

В высказываниях политиков на Кубани символически подчеркивается особая связь Екатерины, именуемой «покровительницей казачества», с Кубанью, что можно наглядно продемонстрировать на примере фразы из выступления А.Н. Ткачева: «Именно Екатерина принесла сю-

да <на Кубань> мир и процветание для всех народов» [11, с. 4]. Более того, по убеждению представителей казачьей элиты, жители Краснодарского края обязаны всем Екатерине Великой: «И если бы не Екатерина II, возможно, не было бы у нас ни этих славных станиц, ни плодородных нив, ни благоустроенных курортов Краснодарского края, на которые каждый год съезжаются миллионы туристов, да и нас с вами, возможно бы, тоже не было. Кто еще для нас мог сделать больше, чем Екатерина Великая?» [12, с. 2]

О том, что Екатерина II является важным историческим лицом для края, свидетельствует неоднократно поднимавшийся вопрос о возвращении исторического названия главному городу Кубани, а также такие символические события в культурной жизни Кубани, как восстановление в Краснодаре памятника императрице, разрушенного в советское время, организация праздничных мероприятий, посвященных Екатерине II, например, бала выпускников, представление императрицы на проекте «Имя России» губернатором А.Н. Ткачевым, торжества, посвященные Дню святой Екатерины, открытие памятника Святой Екатерине и т.д. Целью символических обращений и церемоний, связанных с императрицей, становится создание чувства причастности к культовому «прародителю» у всех жителей региона, а также схожих ассоциаций, связанных с ее именем. Таким образом, идеализированная и мифологизированная личность Екатерины становится важной составляющей символической политики, направленной на формирование территориальной общности Краснодарского края.

Существование регионального самоназвания «кубанцы» и использование неофициального названия края - «Кубань» - и их частое применение в символической политике являются немаловажными факторами в формировании территориальной общности Краснодарского края. Властями часто используются обращения «кубанцы», «жители Кубани», а также такие фразы, как «каждая кубанская семья», «многие поколения кубанцев», «5 миллионов кубанцев» [7, с. 4]. Так, можно привести фразу из выступления А.Н. Ткачева, посвященного 70-летию Краснодарского края: «Сегодня наш общий день рождения. Для каждого из 5 миллионов кубанцев» [7, с. 4]. Этноним «кубанцы» наделяет жителей региона отличительным признаком, объединяет их в единую группу и становится своеобразным символом «родства», формирующим территориальное сообщество.

Итак, осознание близости и общего исторического происхождения, схожих ценностей и идей формирует региональную мифологию, которая объединяет жителей Краснодарского края. В свою очередь участие в ритуальных действиях, инициируемые властями края, а также их символическое восприятие через средства массовой информации создают эмоциональное единство населения. Таким образом, наличие в Краснодарском крае региональных мифов, распространяемых инструментами символической политики, интегрирует его жителей в единое территориальное сообщество.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Политические исследования. 1999. № 5. С. 62-75.

2. Малинова О.Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. № 1. С. 5-29.

3. Мелешкина Е.Ю. Региональная идентичность как фактор становления региональных политик в Российской Федерации // Вестн. МГУ. Сер. 12, Политические науки. 1999. № 6. С. 48-59.

4. Cassirer E. The myth of the state. New Haven: Yale univ. press. 1946.

5. Edelman M. The symbolic uses of politics. University of Illinois Press. 1985.

6. Cohen A. Political anthropology: the analysis of the symbolism of power relations // Man, New Series. 1969. Vol. 4. №. 2. P. 215-235.

7. Программное выступление губернатора Кубани на торжественном собрании, посвященном 70-летию Краснодарского края // Краснодарские известия. 2007. 14 сентября.

8. Савва М.В. К вопросу о восприятии населением казачьего движения на Кубани // Кубанское казачество: три века исторического пути. (Материалы международной практической конференции). Краснодар, 1996. С. 209-213.

1. Potseluev S.P. Simvolicheskaya politika: konstellyat-siya ponyatiy dlya podhoda k probleme // Politi-cheskie issledovaniya. 1999. No. 5. P. 62-75.

2. Malinova O.Y. Konstruirovanie makropoliticheskoy identichnosti v postsovetskoy Rossii: simvolicheskaya politika v transformiruyuscheysya publichnoy sfere // Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2010. No. 1. P. 5-29.

3. Meleshkina E.Y. Regional'naya identichnost' kak faktor stanovleniya regional'nyh politik v Rossiyskoy Federatsii // Vestn. MGU. Ser. 12, Politicheskie nauki. 1999. No. 6. P. 48-59.

4. Cassirer E. The myth of the state. New Haven: Yale univ. press. 1946.

5. Edelman M. The symbolic uses of politics. University of Illinois Press. 1985.

6. Cohen A. Political anthropology: the analysis of the symbolism of power relations // Man, New Series. 1969. Vol. 4. No.. 2. P. 215-235.

7. Programmnoe vystuplenie gubernatora Kubani na torzhestvennom sobranii, posvyaschennom 70-letiyu Krasnodarskogo kraya // Krasnodarskie izvestiya. 2007. September 14th.

8. Savva M.V. K voprosu o vospriyatii naseleniem ka-zach'ego dvizheniya na Kubani // Kubanskoe kaza-chestvo: tri veka istoricheskogo puti. (Materialy mezhdunarodnoy prakticheskoy konferentsii). Krasnodar, 1996. P. 209-213.

9. Ткачев А.Н. «Жив казачий дух на Кубани» // Родина. 2004. № 5. С. 145.

10. Поцебнева П. Казаки обсудили ближайшие планы // Кубанский казачий вестник. 2010. 25 сентября.

11. Терещенко К. Мы поедем с тобой спозараночку в Атамань, Атамань, Атаманочку! // Кубанские новости. 2010. 14 сентября.

12. Великое имя великой страны (Заявление атамана Кубанского казачьего войска Н.А. Долуды) // Кубанский казачий вестник. 2008. 15 ноября.

9. Tkachev A.N. «Zhiv kazachiy duh na Kubani» // Rodina. 2004. No. 5. P. 145.

10. Potsebneva P. Kazaki obsudili blizhayshie plany // Kubanskiy kazachiy vestnik. 2010. 25 sentyabrya.

11. Tereschenko K. My poedem s toboy spozaranochku v Ataman', Ataman', Atamanochku! // Kubanskie no-vosti. 2010. September 14th.

12. Velikoe imya velikoy strany (Zayavlenie atamana Kubanskogo kazach'ego voyska N.A. Doludy) // Kubanskiy kazachiy vestnik. 2008. November 15th.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.