целом, анализ указанного в Положении порядка проведения закупок и порядок функционирования закупочной системы показывает, что его требования не противоречат требованиям 223-ФЗ.
В итоге можно сделать вывод, что нормативное регулирование закупок ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Газпром» не противоречит требованиям законодательства, способствует функционированию закупочных систем, удовлетворяющих требования данных организаций в части их эффективности и гибкости при надлежащем уровне внутреннего контроля. При этом выстраиваемые на основе регламентирующих документов данных компаний закупочные системы позволяют выбирать наиболее соответствующих потребностям заказчика участников закупок.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).
2. Федеральный закон от 17 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
5. http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20111102_03.
6. http://gazprom.ru/press/news/2012/january/article128210/.
7. http://www.novatek.ru/ru/about/tenders/info/.
8. http://www.gazprom.ru/fZposts/21/053269/polozhenie-o-zakupkah.pdf.
9. http://www.gazprom.ru/about/management/subdivisions/.
Я.Ю. Павлова Б.А. Аникин
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
THE REGIONAL LOGISTICS INFRASTRUCTURE IN MARI EL REPUBLIC
Аннотация: в статье рассматривается логистическая инфраструктура региона как часть логистической системы, описываются проблемы, их причины, общие пути решения связующих отраслей республики Марий Эл.
Ключевые слова: логистическая инфраструктура, связующая отрасль, региональная логистическая система.
Abstract: the article considers the logistics infrastructure of the region as part of the logistics system, describes the problems, their causes, common solutions to communications industries of Mari El Republic.
Keywords: logistic infrastructure, communications industry, the regional logistics
system.
С развитием процессов глобализации в начале XXI века и вступлением России в ВТО в декабре 2011 года потоки чистого конечного продукта, проходящие через страну, возрастут. Мировой товарооборот, начиная с 2000 года возрос в 3 раза [4]. В России товарооборот с 2000 года вырос в 6 раз [4]. В республике Марий Эл (РМЭ) товарооборот, начиная с 2000 года вырос в 10 раз [3], причем положительное сальдо с каждым годом растет. Такие тенденции в российской экономике как регионализация,
© Я.Ю. Павлова, Б. А. Аникин, 2012
дерегулирование транспорта, кооперация с поглощением мелких компаний, повсеместная технологическая информатизация двигают страну к сотрудничеству с глобализационным миром. В данной работе авторы не преследуют цель раскрыть проблемы глобализации, а принимают ее как неизбежный и адекватный процесс современности. На наш взгляд, наиболее важной задачей является подготовка страны к увеличивающимся человеческим (трудовым, туристическим), материальным (сырьевым, товарным), информационным (программным управлением, связи) потокам.
Российская логистическая инфраструктура, основанная на региональных логистических системах, попросту не готова к такому объему и в настоящее время является ограничивающим фактором развития всех отраслей хозяйства. Понимая под инфраструктурой экономики совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производства и хозяйство в целом, создающих для них общий фундамент и условия функционирования, можно разделить ее на производственную, логистическую и социальную инфраструктуры. Логистическая инфраструктура (ЛИ), как часть региональной логистической системы, - технические средства связующих отраслей, которые еще называют сферами услуг: транспортная, оптовая и розничная торговля, связь. Данные отрасли перемещают ресурсы от производителя до потребителя. Цель: минимизация затрат с использованием оптимального перемещения (расстояния, времени между пунктами доставки и габаритов груза) ресурсов.
В структуре транспорта, работающего на двигателе (см. рис. 1), в республике Марий Эл присутствуют 4 вида - ж/д, автомобильный, водный (речной), воздушный, а также в структуру трубопроводного транспорта входят - нефте-, газо-, тепло-, водопроводные, канализационный, электрический. Международные транспортные коридоры (МТК) напрямую не проходят через РМЭ, огибая юг республики проходит трасса М7, а также Транссиб. Главная железнодорожная транспортная сеть республики - ветка Горьковской железной дороги (Йошкар-Ола - Зеленый Дол; Йошкар-Ола -Яранск), которая является тупиковой. Главные транспортные магистрали Республики Марий Эл: автомобильная дорога «Вятка» - от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара, федеральная автомобильная дорога Йошкар-Ола - Зеленодольск до магистрали «Волга» (1Р-175), автомобильные дороги Йошкар-Ола - Уржум, Йошкар-Ола - Козьмодемьянск - Чебоксары, Кокшайск -Красногорский. Важное транспортно-экономическое значение имеет р. Волга, что позволяет осуществлять относительно дешевые перевозки грузов между республикой и другими регионами Поволжья. Местное значение (по перевозкам в Нижегородскую область) имеет р. Ветлуга. Основным и единственным перевозчиком пассажиров и грузов по воде является ОАО "Порт Козьмодемьянск", расположенный в городе Козьмодемьянске. В столице республики действует государственное учреждение Республики Марий Эл "Аэропорт Йошкар-Ола", являющееся аэропортом регионального значения и способное принимать воздушные суда типа АН-24, Як-40, ТУ-134. В настоящее время регулярно осуществляется перевозка пассажиров по направлению Йошкар-Ола - Москва.
Транспорт, работающий на двигателе
Основные показатели развития транспорта, работающего на двигателе, в РМЭ представлены в таблице 1. По наземной протяженности путей, составляющих 4241 км, наибольшую долю (89,8%) составляет автомобильный транспорт, водный занимает 6,7%, наименьшую долю (3,5%) имеет железная дорога. Хотя автомобильным транспортом перевозится 69,3% грузов, но на него приходится 28,3% грузооборота со средним расстоянием доставки 28 км.
Железнодорожные пути
Г
Строительство и содержание полотна, станций, составление графиков и расписания маршрутов: ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога
Пассажирские перевозки: Дальнего следования: ЗАО «ТрансКлассСервис» ОАО «Федеральная пассажирская компания» Пригородное направление: ОАО «Пригородная пассажирская компания Содружество»
Грузовые перевозки: Горьковская дирекция по управлению терминально -складскими комплексами. ОАО «Первая грузовая компания»
ОАО «Вторая грузовая компания»
ЗАО «ТрансКонтейнер» Частные компании, имеющие пути необщего пользования.
С
Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства
I
X
Автомобильные пути
Водные пути
Анализ, плановое управление, содержание, ремонт, строительство дорог: ГУК РМЭ
«Марийксавтодор» -республиканские и местные дороги
ФГУ «Волго-Вятскуправдор» - федеральные трассы, проходящие через республику
Воздушные пути
ОАО «Порт Козьмодемьянск»
и
ГБУ «Аэропорт Йошкар-Ола»
грузоперевозки
Б
пассажирские перевозки
пассажирские перевозки
Пассажирские перевозки: Департамент транспорта - составление маршрутов, отбор организаций, отвечающих за маршрут, регистрация легковых такси.
ГБУ РМЭ «Автотранспортная компания» - балансодержатель недвижимого имущества и парка автобусов (движимого имущества) республики
ГУП РМЭ «Пассажирские перевозки», ГУП РМЭ «Волжское автотранспортное предприятие», ГУН РМЭ «Козьмодемьянское автотранспортное предприятие», ГУП «Октябрьское автотранспортное предприятие» - составление льготных проездных билетов, содержание автотранспорта МП «Троллейбусный транспорт» - перевозка пассажиров, содержание троллейбусного транспорта ООО «Объединение автовокзалов и автостанций» - составление расписания на пригородные и междугородние перевозки, реализация билетов, содержание зданий вокзалов и привокзальных остановок
Частные организации, отвечающие за движение на определенном маршруте
Грузовые перевозки
Частные организации
Рис. 1 Структура организаций двигательного транспорта республики Марий Эл
Водный транспорт занимает 70,3% грузооборота республики, перевозит 13,3% грузов на среднее расстояние 438 км. По железной дороге грузы перевозятся в основном внутри республики со средним расстоянием 5,4 км, по этой причине занимает в доле грузооборота всего 1,4%, хотя в объеме перевозок - 17,4%. Воздушный вид транспорта, представленный аэропортом «Йошкар-Ола», занимается пассажироперевозками. В статистических данных количество пассажиров не отображается, т.к. показатели небольшие. 99% пассажиров перевозит автобусный и троллейбусный транспорт на среднее расстояние 9 км, активно участвует частное маршрутное такси, оборот которого в статистике не отображается. Водный транспорт, представленный одним участником рынка, ОАО «Порт Козьмодемьянск», перевозит пассажиров с одного берега на противоположный по маршруту «Козьмодемьянск -Коротни - Козьмодемьянск».
Таблица 1
Основные показатели транспорта, работающего с помощью двигателя, _в РМЭ на начало 2011 года_
Показатели Ж/Д Автомобильный Водный Всего
Протяженность путей, км % 152 3,5% 3810 89,8% 279 6,7% 4241 100
Грузоперевозки, тыс .тонн % 1593 17,4% 6346 69,3% 1217 13,3% 9156 100
Пассажироперевозки, тыс.чел. % 379 0,5% 80095 99,2% 193 0,3% 80667 100
Грузооборот, млн.т.на км % 8,6 1,4% 176,4 28,3% 438 70,3% 623 100
Пассажирооборот, млн.чел. на км % - 687,2 99,8% 0,97 0,2% 688,17 100
Среднее расстояние грузовых перевозок, км % 5,4 1,4% 28 7,1% 359 91,5% 392,4 100
Среднее расстояние пассажирских перевозок, км % - 9 64,3% 5 35,7% 14 100
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный транспорт является частью производственной и социальной инфраструктуры. К трубопроводному транспорту относят: тепловые, электрические, водопроводные, нефтепроводные, газопроводные сети (см. рис. 2). По территории Марий Эл проходит более 21200 км всех трубопроводных сетей. Через территорию республики проходят три газопровода Уренгой - Помары - Ужгород (0,3% объема добычи), Ямбург - Тула (3,7% объема добычи), Пермь - Нижний Новгород (96% объема добычи), общая длина которых 4644,8 км с общей ежегодной мощностью добычи 1280,3млн. куб.м (см. таблица 2). В настоящее время ОАО «Газораспределение Йошкар-Ола» газифицировано 82,2% территории РМЭ, в сельской местности - 64% [6]. Марийское районное нефтепроводное управление, входящее в ОАО «Верхневолжскнефтепровод», обеспечивает деятельность магистрального нефтепровода «Сургут - Полоцк» на участке «Лазарево - Горький» длиной около 400 км, в состав которого входит пять нефтеперекачивающих станций («Дубники», «Прудки», «Килемары», «Мелковка», «Макарьево») с перекачкой порядка 61 млн. тонн, база производственного обслуживания. Переработкой нефти на территории республики занимается компания ООО «Марийский нефтеперегонный завод».
Таблица 2
Длина и объем потребления по видам ^ трубопроводного транспорта_
Виды трубопроводного транспорта Длина Объем потребления (сутки или год)
Тепловые сети [3] 227 км 5594 тыс.Гкал. в год
Электросети [3] 12257,98 км 1166 млн.кВт-ч в год
Водопроводные сети [1] - канализация - водопровод 1223,9 км 2438,9 км Обработка осадка=2,1 тыс.куб.м. в сутки Производственная мощность = 985,2 тыс.куб.м. в сутки
Нефтепроводные сети [2] 400 км 61 млн.тонн в год
Газопроводные сети [6]: - Уренгой-Помары - Ужгород - Ямбург - Тула - Пермь - Нижний Новгород 4644,8 км 1280,3 млн.куб. м. в год
В топливно-энергетический комплекс РМЭ входят угольная, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, обеспечивающие добычу минерального топлива -главного источника энергии в электроэнергетике и технологического сырья в промышленности. Топливно-энергетический комплекс и строительный комплекс имеют внутрирайонное значение. Электроэнергетика является одной из благополучных отраслей промышленности, на нее приходится 5,6% ВРП.
Электроэнергия вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭЦ), работающие на газу и мазуте: ОСП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-2, ОАО «ТГК-5», ГУП «Маркоммунэнерго», МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», которые обеспечивают 27% потребления республики (электроэнергия - 1166 млн.кВт-ч и теплоэнергия - 5594 тыс.Гкал.), 73% получают из-за пределов республики. 35% электроэнергии потребляется транспортной и связной отраслью, 25% приходится на добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства, 15% используется населением. На берегу реки Волга рядом с республикой Марий Эл (п. Кокшайск) находится Чебоксарская ГЭС, среднегодовая выработка ее составляет 2175 млн.к.Вт-ч, запущенная не на полную мощность по экологическим причинам, таким как существует угроза затопляемости республики Марий Эл на 1/3 территории, заболачиваемость мелководья реки Волга, изменение климата Поволжья.
Связь
Основой связи являются информационные транспортномультимедийные (кабельные) сети, длина которых составляет 30000 км. Основу информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Марий Эл формируют более 40 операторов связи, имеющих лицензии на право осуществления деятельности. Предоставляемые ими услуги связи - междугородная, международная, внутризоновая и местная телефонная связь, почтовая связь, документальная электросвязь, подвижная связь, радиосвязь, радиовещание, телевещание, спутниковая связь, услуги присоединения, услуги радиочастотного центра, пропуск трафика, проводное вещание, телематические услуги связи и др.. Услуги доступа к сетям передачи данных, в частности, сеть Интернет, имеют право оказывать на основании действующих лицензий более 20 организаций. Мобильная связь на рынке телекоммуникаций Республики Марий Эл представлена 5 операторами сотовой связи. Плотность сотовых телефонов в 2009 году составила 122%.
Крупным оператором связи, оказывающим услуги почтовой связи, является Управление федеральной почтовой связи Республики Марий Эл - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"[7].
Рис.2 Структура организаций трубопроводного и мультимедийного транспорта республики Марий Эл
Чз
8 05 К
3 к то
а
то
05 О
С\> О
к ^
то с\> к о
а;
§
о* а: о
с\>
О
Й
а §
то
а: §
В РМЭ насчитывается 256 отделений почтовой связи, из них 195 в сельской местности, также функционируют 3 передвижных отделения связи. Есть 3 склада: первый склад для хранения периодической печатной продукции, второй склад является участком условных ценностей, третий склад используется под коммерческие товары. Услуги по отправлению писем и бандеролей 1 класса, экспресс-почта «EMS Почта России» имеют тенденцию роста. Курьерскими перевозками в РМЭ занимается 3 фирмы кроме почты России.
Торговля, складская деятельность
В 2012 году наблюдается рост оборота розничной торговли республики (доля РМЭ в РФ 0,3% и 1,5% в ПФО). Характерной особенностью является повышение доли оборота сетей 27,5% (ООО «Универсал», Х5 Retail, Eurospar, Магнит, Fix-price, Спортмастер, М-Видео, Эльдорадо, Центробвувь) от общего оборота розничной торговли, конкуренция среди местных, соседнерегиональных (Чувашия) и федеральных сетей, последние активно внедряются на региональный рынок с 2006 года и поглощают местные розничные сети. По этой причине снижается оборот оптовой торговли республики, который занимает 0,11% РФ и 0,9% ПФО. Местные дистрибьюторы, оптовики только начинают осваивать новый вид логистических услуг - услуги по хранению на складе, на что их вынуждает рынок, в котором становится невыгодно заниматься оптовой торговлей в связи с развитием сетевых компаний розничной торговли. Эти процессы способствуют консолидации отрасли, сокращению количества компаний и увеличению их размеров. Общий объем торговых площадей, включая складские сети и сети объектов общественного питания составили на начало 2011 года 107873 кв.м. (29% - в сельской местности и 71% - в городской местности). Из них складские помещения составляют 33294 кв.м. или 30%, со складским объемом 139532 куб.м. Средняя высота склада составляет 4,2 м., что характерно для складов уровня С. При этом арендаторы работают на 4964 кв.м. площади складов или 14% складских площадей сдается в аренду. В частной собственности находится 40% складских площадей у местных компаний. Средняя арендная ставка на складах уровня В достаточно высока и составляет 85$/кв.м/год. Для республики Марий Эл характерен низкий уровень вакантных складских площадей, это вызвано не высоким спросом, а сильно ограниченным предложением: в городе Йошкар-Оле представлен 1 высококачественный крупный складской комплекс местной компании уровня В+, расположенный в промышленной зоне, высотой 9 м, имеющий недостаточно удобные подъездные пути (автодорожный). Из нового предложения можно отметить только склады - небольшие объекты, не соответствующие классу «А», которые были построены компаниями для собственного использования. В столице республики большинство оптовиков использует склады советского времени (склады уровня С), высота которых составляет 4-5 м, находящиеся в черте города, но имеющие выход к железнодорожным путям. В ближайшие несколько лет складские комплексы будут выходить на рынок не так активно, как в городах - миллионниках. Активное вхождение на рынок складских услуг республики Марий Эл российских и иностранных девелоперов будет происходить не раньше 2020 года. В таблице 3 описаны проблемы связующих отраслей РМЭ, указаны причины проблем, даны общие пути выхода.
Таблица 3
Проблемы связующих отраслей в РМЭ_
Отрасль Проблема Причины проблемы Решение проблемы
1 2 3 4
Несоразмерное Улучшение качества
завышение ставок управления вагонным
вознаграждения за Установление парком за счет
пользование тарифной политики консолидации
подвижным составом собственниками участников
при грузоперевозках и подвижного состава. перевозочного процесса
его простаивание в всех сторон и создании
ожидании «дорогого конкуренции за
груза» перевозку груза
Устаревание Интеграция таможенных
Железно- Небольшой объем контейнеризации товаров повседневного спроса, особенно в малых сборных контейнерах терминально-складских комплексов и износ основных фондов подъемно -транспортного оборудования и постов и складов временного хранения в единую сеть транспортно-логистических центров; создание регулярных
недвижимого маршрутов
дорожный транспорт [6] имущества контейнерных перевозок
Отсутствие Обновление складской площадки по современным требованиям логистики
Отсутствие транзитных перевозок терминально-складского комплекса
Тупиковая ветка Йошкар-Ола - Яранск Строительство ж/д ветки Яранск - Котельнич (130
км), которая может стать
связующим звеном
железнодорожного
Убыточность пригородных маршрутов Снижение пассажиропотока с 2005 в 4 раза направления Астрахань - Волгоград - Саратов -Ульяновск - Казань -Йошкар-Ола с выходом на Киров и порты Белого моря
Неудовлетворительное Не возможность Введение ограничения
состояние получения льготных эксплуатации
инфраструктуры водных путей; моральное и условий налогообложения на устаревших судов; Модернизация
Речной физическое устаревание строительство и гидротехнического
транспорт оборудования судостроительного завода и грузового эксплуатацию судов, работающих не на международных комплекса; организация эффективной системы финансирования
парка порта перевозках. отрасли; развитие лизинга; снятие фискальных барьеров.
Продолжение табл. 3
1 2 3 4
Нерентабельность Неравные условия налоговых Создание налоговых
перевозки платежей для крупных и льгот для крупных
пассажиров мелких автопредприятий; автотранспортных
государственным и Отсутствие тарифного организаций;
муниципальным соглашения между Законодательное
транспортом пассажирскими закрепление
автотранспортными обязательств региона
предприятиями и органами перед пассажирскими
Автомо- власти региона в отношении автотранспортными
компенсации льготной и предприятиями;
бильный фактической стоимости Введение системы
транс- транспортной услуги; отслеживания
порт Недостаточный поток пассажиров льготной
пассажиров льготной категории.
категории
Износ пассажирских Невозможность обновления Создание
транспортных подвижного состава за счет государственно-
средств государственных частного партнерства
предприятий на базе пассажирских
автотранспортных
предприятий
Превышение Недостаточное Создание новой
нагрузки на финансирование нормативной базы при
несущую Несоответствие технического строительстве дорог;
способность дорог; уровня дорог современным Проведение
100% изношенность требованиям независимого аудита
опорных дорог; Прерывность федеральных строительства и
Автомо- Несоблюдение дорог региональными и ремонта дорог;
бильные нормативных местными дорогами; Разработка
дороги межремонтных Средства на ремонт дорог не инновационных
сроков по ремонту и увеличиваются, в следствие технологий, новых
капитальному чего появляется стремление материалов покрытия
ремонту федеральных властей применительно к
автомобильных содержать меньше дорог на российским условиям
дорог своем балансе с тем, чтобы строительства дорог
больше средств оставалось на
содержание 1 км дорог
Износ основных Непривлекательность Разработать
производственных регионального рынка дифференцированную
фондов на 80%; аэропортовой отрасли для систему сертификации
Отсутствие спроса инвесторов; аэропортовых служб,
на пассажирскую Высокие тарифы, не учитывающую
перевозку у соответствующие масштабы деятельности
Воздуш- жителей; платежеспособности аэропорта.
ный транс- Экономическая населения; Аренда аэродромной
порт неэффективность Жесткие сертификацион-ные инфраструктуры и
отрасли из-за требования по количеству земельного участка под
увеличения персонала, высокие налоги на аэропорт, которая
себестоимости землю и имущество, ведущие зависит от объема
перевозок. к большой доле постоянных пассажиропотока
затрат аэропорта. аэропорта
Окончание табл. 3
1 2 3 4
На ФГУП Почта России: Увеличение потока Расширение складских
автоматизация товаров, приобретенных площадей и
Связь розничной продажи; по сети Интернет оптимизация
нехватка складских площадей под хранение коммерческих товаров расстановки на складе
Оптовая Снижение темпов роста Увеличение розничных Дистрибьюторство
торговля оптовой торговли сетевых магазинов товарами местных
местных местного, региональных
дистрибьюторов соседнерегионального и производителей,
Рознич- федерального уровня имеющих выгодную
ная Уменьшение количества маркетинговую
торговля небольших магазинов розничной торговли концепцию; Локальная кооперация в совместной закупке с другими дистрибьюторами объема продукции; Оказание услуг по хранению на складских площадях; Продажа эксклюзивных товаров
Вывод: Республике необходимо повышать привлекательность региона не только как туристического и сельскохозяйственного кластера, но и как транзитной территории. Республика в ближайшей перспективе должна бороться за выход в МТК «Европа -Западный Китай» и активно участвовать в развитии единой глубоководной магистрали России в средней части реки Волга, соединяющей Черное, Каспийское и Балтийское моря. Для этого необходимо повышать качество ЛИ, которая влияет на инвестиционную привлекательность региона. ЛИ является высоко затратной, но должна себя окупать в среднесрочной перспективе по уровню развития социальной инфраструктуры. Отсутствие единого контролирующего органа ЛИ ведет к разнонаправленным стратегических решениям и инфраструктурным «перекосам» территорий.
Литература
1. Жилищно-коммунальное хозяйство в республике Марий Эл.: стат. сб. / Маристат, 2011. - 51 с.
2. Марийскому РНУ - 30 лет // Верхневолжские магистральные нефтепроводы. 2009. № 7(24). - С.1.
3. Республика Марий Эл: / Статистический ежегодник «Республика Марий Эл» / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2011. - 464 с.
4. Россия и страны мира. 2010.: Стат.сб. / Росстат. - М., 2010. - 372 с.
5. Сергеенко О.Национальный проект // Волжская магистраль. 2012. № 13 (10014) 6-12 апреля. - С.5.
6. marigaz.ru
7. portalmari.ru Постановление Правительства РМЭ от 30 апреля 2010 года «О республиканской программе «развитие конкуренции в РМЭ на 2010-2012 годы».