Научная статья на тему 'Региональная конференция «Этнические взаимодействия на Южном Урале» (Челябинск, 2002), секция археологии'

Региональная конференция «Этнические взаимодействия на Южном Урале» (Челябинск, 2002), секция археологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Любчанская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная конференция «Этнические взаимодействия на Южном Урале» (Челябинск, 2002), секция археологии»

НАУЧНЫЕ ФОРУМЫ

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ» (Челябинск, 2062), СЕКЦИЯ АРХЕОЛОГИИ

29 - 30 октября 2002 г. в Музее археологии и этнографии Челябинского госуниверситета впервые состоялась конференция «Этнические взаимодействия на Южном Урале». Конференция была организована кафедрой археологии, этнографии и социоестественной истории ЧелГУ, Институтом гуманитарных проблем, Челябинским научным центром УрО РАН, Специализированным природно-ландшафтным и историко-археологическим центром «Аркаим». В ее работе приняли участие более 100, специалистов - археологов и этнографов из Челябинска, Екатеринбурга, Уфы, Оренбурга, Орска, Троицка, Магнитогорска, Астаны и Петропавловска; было заслушано 30 докладов. Работали две секции - археологии и этнографии. Доклады, затрагивавшие как важнейшие ключевые проблемы этнических взаимодействий, так и частные моменты, дают общее представление о состоянии изученности проблемы. В ряде докладов освещались новые материалы, еще не введенные в научный оборот.

Конференция началась с пленарного заседания, где были заслушаны доклады Ф.Н. Петрова «Экзистенциональный подход в археологических исследованиях», В.А. Семенкина, О.Б. Мильдера, Г.П. Визгалова, Г.З. Вайсма-на, Е.М. Беспрозванного «Опыт применения эффекта Мессбауэра в датировании археологической керамики», A.A. Рыбалко «Этническая ситуация на территории современной Челябинской области».

История древних обществ была представлена на секции археологии. Секционное заседание открывал доклад А. Кислевко и М. Левине «К вопросу о доместикации лошади в энеолите урало-казахстанских лесостепей». Авторы рассмотрели остеологический материал, полученный при раскопках поселения БотаЙ в Казахстане, и сравнили его с материалами европейских памятников Дереивка и Торнхилл. Полемика о наличии доместицированной формы лошади на Ботае продолжается последние 20 лет. За это время исследователями проанализировано более 300 000 костей, 99,9% из них - лошадиные. В результате исследований авторы пришли к выводу, что говорить о доместикации лошади на Ботае преждевременно. Судя по всему, жители поселения уничтожали целые стада лошадей во время загонной охоты, что делает невозможным выборочную доместикацию отдельных особей. Это подтвердили и параметры некоторых костей, также свидетельствующие о дикой форме лошади на Ботае.

Эту точку Зрения подтвердил и доклад П.А. Косинцева «Лошади Ботая и Синташты: сравнительная и морфометрическая характеристика». Сравнительный остеологический анализ позволил автору указать, что синташтинс-кие лошади отличались своеобразным сочетанием морфометрических показателей костей посткраниального скелета, существенно отличным от таковых у ботайско-терсекских и постботайских лошадей. Последние представляли собой единую группу, с которой синташтинские лошади, вероятно, не связаны прямым родством. Окончательный вывод: 1) кости из ботайско-терсекских и постботайских памятников принадлежат диким лошадям; 2) нет сомнений в принадлежности синташтинских лошадей к домашней форме. Но дикая форма лошади - тарпан продолжала обитать в евразийских степях до XIX века, и «прилив крови» дикой формы к домашней происходил постоянно.

Доклад Т.С. Малютиной и Г.Б. Здановнча «Опыттипологии керамики укрепленного поселения Аркаим на фоне историко-культурного развития степных культур эпохи средней бронзы» явился итогом многолетней работы по составлению каталога сосудов. В настоящее время в каталоге учтено 390 реконструированных сосков. Типология керамики - сложная проблема для большинства культур и культурных общностей степей Евразии. Исследователями было выделено четыре типа горшечных и три типа баночных форм сосудов, отмечено большое количество различных смешанных и переходных форм. Из инокультурных сосудов самую большую группу составили сосуды полтавкинского типа, причем встречены были как раннеполтавкинские формы и орнаменты, так и более поздние. В целом исследователи отметили, что в формировании и развитии аркаимского керамического комплекса можно выделить две мощные волны влияний. Первая, более ранняя, волна кавказско-каспийских ямно-катакомбных новаций и ямно-полтавкинский компонент обусловили начало формирования синташтинско-аркаимской культуры. Вторая волна собственно катакомбных воздействий связана, вероятно, уже с основным периодом развития аркаимского комплекса. Полтавкинский компонент сопутствует ранним и поздним группам аркаимской керамики. Возможно, это свидетельствует о достаточно длительной синхронности развития синташтинско-аркаимской и собственно полтавкннской культур.

Наибольшую дискуссию вызвал доклад С.А. Григорьева «Этнические процессы в Южном Зауралье в эпоху бронзы». По мнению автора, начиная с палеолита, на Южный Урал осуществляются инфильтрации ностратическо-го населения, связанного с зарзийскими комплексами Загроса. В неолите-энеолите этот процесс усиливается, и в Зауралье проникает население из Восточного Прикаспия, говорившее на финно-угорских диалектах. Возможно, что уже в этот период в Зауралье появляются и отдельные индоевропейские популяции. А начиная с эпохи СБВ П, можно достаточно уверенно говорить об индоевропейцах в Южном Зауралье. Синташтинская миграция осу-

ществлялась из сиро-анатолийского региона, появление древнеевропейского федоровского населения (исследователь рассматривает его в качестве предков балтов, славян и германцев) привело к широким контактам этой популяции с иранцами. В Южном Зауралье формируется две зоны - северная, населенная древними европейцами, и южная, населенная иранцами. Не исключен и эпизодический контакт иранского населения с другой древнеевропейс-кой популяцией - кельто-италиками (археологически - сейминско-турбинс-кие памятники). Однако археологические свидетельства подобных контактов отсутствуют. Более определенно, по мнению автора, можно говорить о контактах между самими древнеевропейскими популяциями, что отразилось в формировании памятников вначале черкаскульского, а затем межовского типа. Данная концепция не вызвала одобрения у участников конференции. Давно отмечено, что проводить этнические параллели на археологическом материале нужно с изрядной долей осторожности, тем более это касается лингвистических характеристик отдельных археологических культур.

Новые материалы из района строительства Юмагузинского водохранилища на реке Белой были представлены в докладе Ю.А. Морозова «Памятники алакульской культуры в горах Южного Урала». За время работ были исследованы 8 стоянок каменного века и поселения бронзового века. Материалы, полученные во время раскопок, указывают на постоянные контакты населения Южного Приуралья и Южного Зауралья. Так, на памятниках Аза-нуй, Калмаш, Акаваз в едином культурном слое обнаружены фрагменты керамики срубной культуры Волго-Уральского региона и материалы, характерные для андроновской культурно-исторической общности Зауралья. Отдельные сосуды имеют срубно-алакульские синкретические черты, характерные для памятников контактных зон. Работы в зоне Юмагузинского водохранилища продолжаются, и, возможно, будут получены новые материалы, характеризующие передвижение зауральских племен.

Огромный интерес вызвал доклад И.А. Русанова «К вопросу о металлургическом процессе как культуроопределяющем факторе». Автор отметил, что по остаткам металлургического производства делаются не только выводы о технологиях получения металла, но и об уровне развития той или иной культуры, выявляются межкультурные параллели и различия. Однако в действительности, технология получения металла всегда одна, она не зависит от места и времени получения металла и культурной принадлежности металлурга. Эта технология зависит от законов физики и химии, а не от способности человека измешггь окружающий мир под свои нувды и потребности. Следовательно, металлургический процесс и его производные не мо1уг служить культуроопределяющим фактором.

Доклады Ф.Н. Петрова «Мегалиты. Культ духов природы» и Е.Л. Поляковой «Мегалиты Южнош Зауралья: выделение существенных признаков как способ приближения к трактовке» затронули фактически не исследован-

ные на сегодня специфические памятники - так называемые «аллеи менгиров». Авторы докладов отметили, что такой тип памятников, как менгиры или аллеи менгиров, не имеют практического оборонительного или хозяйственного значения, и наиболее вероятен их культовый характер. В частности, аллеи менгиров могут рассматриваться как некая духовная ограда. Видимо, именно с этим и связана их «вписанность» в ландшафт.

Завершал секционное заседание первого дня доклад Н.И. Чуева «Южное Зауралье эпохи бронзы в зеркале Древнего Китая». Автор считает, что военные нововведения в Китае рубежа Ш-П тыс. до н.э. пришли с запада, в частности с Южного Урала, от племен синташтинской культуры. Причем китайский опыт-это опыт действительно военного, а не только ритуального использования технических новшеств, что позволяет, по мнению автора, преодолеть сомнения в практическом военном использовании колесниц и оборонительных сооружений «Страны городов», но в свою очередь вызывает необходимость дальнейшего поиска и изучения ее соседей-противников и осмысления складывавшейся тогда «международной обстановки».

Второй день работы секции археологии в основном был посвящен проблемам южноуральского номадизма. Открыл заседание доклад А.Д. Таирова «К вопросу о взаимодействии племен степи и лесостепи Южного Зауралья в раннем железном веке». Было отмечено, что в относительно стабильные периоды, очевидно, преобладали постоянные хозяйственные, в том числе тор-гово-обменные, контакты, инфильтрации, включая брачные связи, охватывающие не только элитарные, но и рядовые слои населения. В такие периоды открывались значительные возможности и для культурно-идеологических контактов, проводниками которых в обществах лесостепи (баитовские, воро-бьевские городища, племена гороховской, иткульской, гамаюнской и саргат-ской культур) выступала родоплеменная верхушка, связанная своим происхождением с кочевым миром. В периоды же политической и экологической нестабильности преобладали, скорее всего, потестарно-политические контакты военного характера, сопровождавшиеся миграционными (включением в состав того или иного объединения достаточно крупных групп инородного населения). Автор выделил две модели взаимодействия, характерные для Южного Зауралья VII -V вв. до н.э., - «иткульскую», более раннюю, и «гороховскую» (юнец VI - начало V в. до н.э.). Судя по археологическим данным, первые контакты кочевников с обитателями поселений восточного склона Урала относятся к VII вв. до н.э. Первоначально они носили военно-грабительский характер, результатом военной активности номадов явилось установление системы даннических отношений и полное отсутствие культурно-идеологических контактов между «иткульцами» и кочевниками. Формирование второй, «гороховской», модели связано с миграцией групп ираноязычных кочевников в лесостепь Зауралья и Западной Сибири. Эти группы сыграли решающую роль в ускорении социально-экономического развития

западносибирского населения и приняли участие в формировании гороховской и саргатской культур.

Доклад И.В. Ульянова «Возможные следы проникновения зороастризма в среду ранних ираноязычных кочевников Урало-Поволжья» затронул остродискуссионную проблему огнепоклонничества ранних кочевников. Традиционно отмечаемое этническое родство номадов скифо-сибирского мира с оседлым населением Ирана и Средней Азии породило у исследователей представление о существовании в кочевой среде маздеизма, отличающегося Широким использованием огненной стихии в погребальной традиции. Исследователь обратил внимание на то, что количество курганов со следами огненного ритуала в среде ираноязычных кочевников никогда не достигало критической величины, позволяющей говорить о господстве этого ритуала. Общая масса населения Урало-Поволжья была привержена традициям ингумации, хотя в погребениях и присутствовали следы огня - остатки кострищ, зольные пятна или уши. Между тем, в маздеизме нет и не может быть места объяснению присутствия огня близ тела умершего. Это запрещено канонами религии огнепоклонства, но может быть связано с авестийской традицией создания временных могил. В этом случае меловая, известковая, углистая или зольная подсыпка, на которую помещается тело умершего, играет не очистительную роль, а заградительную. Назначение ее-не допустить контакта плоти, принадлежащей уже Насу, дэву разложения, с одной из священных стихий - землей. Этот способ погребения имеет археологические подтверждения в среде оседлого зороастрийского населения Средней Азии.

Доклад С.Г. Боталова «V - VI вв. Историко-культурная сущность перехода от гунно-сарматской к раннетторкской эпохе в урало-казахстанских степях» явился попыткой сделать пространственно-временные обобщения, а именно, попыткой обобщить процессы, происходившие в Евразийской степи от Монтлии до Паннонии с бронзового века до средневековья. Автор проследил процессы складывания хунно-гуннского и раннетюркского ИКК и пришел к выводу, что, вероятнее всего, культура гуннов более тяготела к ирано-тохарскому миру, испытывая определенное влияние со стороны монгольского и Северокитайского культурных ареалов; культура же древних тюрок более связана с туранским, сако-скифо-сибирским ареалом и подвергалась мощнейшему монгольскому влиянию, а позднее - угорскому. Эпохальный рубеж V - VI вв., когда гуннская эпоха сменяется тюркской, археологически представляется автору более ярким и кардинальным, нежели период П в. до н.э., когда заканчивается сарматская культурная доминанта, и наступает гуннская эпоха. Возражения участников вызвало необоснованное омолаживание бега-зы-дандыбаевской культуры до VIII - VI вв, до н.э. А,Д. Таиров отметил и то, что неправомерно делать выводы о периодах аридизации и гумизации, опираясь на палеопочвоведческие данные других регионов, поскольку на конкретные ситуации влияют не глобальные, а локальные климатические изменения.

Также широкие временные обобщения были представлены в докладе В .А. Иванова «Древние угры вокруг Урала». Автор прослеживает расселение угров на Южном Урале с середины П тыс. до н.э. Первый период широкого расселения древних угров в регионе он относит к эпохе развитой бронзы, когда носители черкаскульско-межовской культуры одновременно осваивают восточные и западные предгорья Уральского хребта. В раннем железном веке угорская этнокультурная доминанта локализуется в лесостепном Зауралье (гороховская культура), а в эпоху средневековья (первая половина Ш ~ начало II тыс. н.э.) древние угры вновь становятся ведущим компонентом этнической карты Южного Урала и Приуралья. Все перечисленные культуры, по мнению автора, обладают общими элементами погребального обряда и погребального инвентаря, что позволяет говорить, по крайней мере, о вхождении их в один этнокультурный ареал (ЭКА). Было показано, что угорский ЭКА на Южном Урале имел на протяжении своей истории «пульсирующий» характер. С.А. Григорьев и В.И. Стефанов не согласились с позицией автора по черкаскульско-межовской культуре, выразив очень глубокие сомнения в том, что черкаскульские комплексы имеют корни в зауральском энеолите и отметив, что не доказана финно-угорская принадлежность памятников черкаскульско-межовской культуры.

Три доклада: О.Ф. Бытковсгого «Результаты работ Орской экспедиции в 2002 г.», Б,М, ХасеновоЙ «Некоторые итоги работ Ишимской археологической экспедиции» и Н.С. Савельева «К вопросу о культурной принадлежности кочевнических памятников VII - VI вв. до н.э. Южного Зауралья» - ознакомили участников с материалами последних исследований лешего сезона 2002 года.

В заключение участники отметили, что подобные собрания крайне полезны и плодотворны. В результате работы конференции были сняты некоторые спорные моменты и определены приоритетные направления исследований. Кроме того, отмечен высокий уровень организации, высказаны пожелания в регулярности проведения конференции.

ТВ. Любчанская

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХШКОЛ И СООБЩЕСТВ НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА И ВЛАСТЬ» (Москва - Саратов, 22 - 25 октября 2002 г,)

«Наука и власть: научные школы в историческом измерении» - под таким названием прошла 22 - 25 октября 2002 г. научная конференция, организованная Институтом Всеобщей истории РАН и Обществом интеллектуальной истории1. Конференция имела широкое представительство историков и историографов, занимающихся проблемой формирования интеллектуальной среды и научных сообществ. Местом ее проведения был избран Саратов, где находится один из старейших университетов с давними традициями форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.