РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Саакян П.А., аспирант кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации
В статье рассматривается региональная интеграция, которая является одним из процессов, прямо подверженных влиянию происходящих в настоящее время на мировой арене событий. Автор отмечает ключевую роль глобализации в трансформации региональной интеграции в регионализм, который, по мнению исследователя, в своем классическом виде исчерпал свой геополитический и экономический ресурс.
Ключевые слова: региональная интеграция; регионализм; интеграционные группировки; мировая экономика; глобализация.
REGIONAL INTEGRATION IN THE MODERN WORLD ECONOMICS
Saakyan P., the post-graduate student of the Chair «World economics and international business» in Financial University under the
Government of Russian Federation
In the article the regional integration, which is one of the processes, subjected to the influence of the events taking place now on the world arena, is discerned. The author notes the key role of the globalization in the transformation of the regional integration into the regionalism, which in its classic kind exhausted geopolitical and economic resource, at the author’s opinion.
Keywords: regional integration; regionalism; integration groups; the world economics; globalization.
Экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем региональных объединений. Научная мысль стремится выяснить, какими критериями следует руководствоваться в ходе нарастающего взаимодействия экономических акторов.
В их число вошли как регионы, узаконенные административно-территориальным делением многих стран (графства в Великобритании, федеральные земли в Германии, области в Италии, фюль-ке в Норвегии, федеральные округа в России, департаменты во Франции, кантоны в Швейцарии), так и регионы, образующиеся в результате трансграничного сотрудничества стран [3, с. 9].
Говоря о теоретической подоплеке данного вопроса, к примеру, отметим, что Буторина О.В. в рамках проведенного исследования предлагает новую дефиницию интеграции в контексте глобализации и интернационализации: «Региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира. Ее главная цель создание максимально успешной страты, то есть укрепление позиций объединения в сферах, наиболее важных для данного этапа глобализации. Задача каждой отдельно взятой страны обеспечить себе максимально благоприятную стратегическую перспективу. Интеграция позволяет максимально использовать преимущества глобализации, одновременно ограничивая ее негативное воздействие» [2, с. 18].
В данном контексте первоочередны высказывания, приводимые рядом специалистов, суть которых сводится к тому, что дополнительные импульсы регионализации придала глобализация современного мира [4, с. 156].
Как отмечает Спартак А.Н., сегодня регионализм представляет собой последовательные действия государств по структурированию внешней конкурентной среды для получения максимальных преимуществ в процессе интеграции в глобальное экономическое пространство [6, с. 37].
По масштабам охвата хозяйствующих субъектов и глубине воздействия на них региональная экономическая интеграция стала мас-
штабным явлением, оказывающим заметное влияние на ход глобализации. Под воздействием этого процесса возникает новая реальность, регионализация мирового экономического пространства претерпевает существенные изменения.
Необходимо отметить, что на мега- и макроуровнях экономики интеграция институционально подготовленный системный процесс объединения субъектов международных отношений, выражающийся в увеличении объемов и разнообразия международных связей, распространении их на новые сферы деятельности [3, с. 9]. Главный ее качественный признак возникновение и развитие самостоятельного, устойчивого сотрудничества государств. Они объединяются на основе некоторых общих признаков.
Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, интеграция приводит к созданию межгосударственных группировок (рисунок 1).
Мировой опыт показывает, что способность государств к интегрированию и потребность в нем обусловлены сочетанием ряда факторов: естественных географической и культурной близостью; экономических синергетикой воспроизводственных систем участников; политических волей к интеграции (в дополнение к военно-политической поддержке такого взаимодействия).
Сегодня в интеграционные процессы вовлечены практически все страны мира. В рамках интеграционных группировок и соглашений в настоящее время реализуется около 60 процентов международной торговли. По оценкам экспертов, к 2013 году 80 процентов всей торговли на американском континенте будет осуществляться в беспошлинном режиме [5, с. 3].
По фактическому охвату стран и регионов, отраслей и секторов хозяйства, глубине влияния на взаимодействующие экономики региональная экономическая интеграция сама стала глобальным явлением.
Интеграционные комплексы можно пытаться развивать и не имея всех этих предпосылок, но в таком случае их фундамент оказывается непрочным. Поэтому межгосударственные экономические блоки различаются как по количеству участников, так и по глубине
Сетевая организация производства
Рис. 1. Процессы, ведущие к экономическому интегрированию стран
и характеру выбранной интеграционной стратегии, сферам и масштабам деятельности, институциональному устройству.
Отсутствие общей теории региональной интеграции, способной объяснить сложный интеграционный феномен во всей его совокупности, многообразие концепций и теоретических подходов к его изучению являются косвенным доказательством возможности существования многообразия региональных объединений.
Классическая схема ступеней региональной интеграции, представленная в трудах известного американского экономиста венгерского происхождения Б. Балашши, опубликованных в 1960-е годы, последовательно включает зону свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз (ТС), общий рынок (ОР), экономический союз (ЭС), экономический и валютный союз (ЭВС) [1, р. 1 2].
ЭВС, или полная интеграция хозяйств стран-членов, предусматривает унификацию денежно-кредитной, налоговой и валютной политики вплоть до введения единой валюты и учреждение наднациональной администрации с широким объемом полномочий, решения которой обязательны для участвующих государств.
При всей логичности и убедительности приведенной классификации с течением времени выявились ее ограничения и растущее несоответствие главным трендам. Дело в том, что данная классификация была разработана фактически на единственном примере ЕЭС, причем в начальной стадии его становления [5, с. 3 4]. Соответственно, она отражала идеологию и последовательность шагов, содержащихся в учредительных документах и декларациях ЕЭС.
В то же время необходимо отметить, что классическая схема ступеней региональной интеграции, представленная Балашши Б., уходит в прошлое на фоне доминирующих новых тенденций.
Основополагающие концепции интеграции «различаются между собой в оценке важности роли наднациональных правительств в интеграционном процессе и степени наднациональности, достигнутой в Европейском союзе», хотя и при этом «сходятся в почтительном отношении к государству как к форме организации политической жизни» [2, с. 40].
Феномен наднациональности как раз и является камнем преткновения для тех, кто считает европейский проект случайным (поскольку в его интеграционной практике присутствуют «жесткие» формы, предполагающие наднациональное регулирование) и предлагает «мягкий» вариант межгосударственного экономического пространства, который содержит черты общего рынка и элементы экономического союза в части гармонизации отдельных сфер хозяйственного регулирования [5, с. 5 7].
Известны и описаны в научной литературе традиционные предпосылки формирования экономических блоков [3, с. 9]:
- географическая близость интегрирующихся стран;
- сравнимый и достаточно высокий уровень социально-экономического развития;
- общность историко-культурных корней;
- возможность взаимодополнения национальных хозяйств;
- наличие совпадающих интересов по основным вопросам региональной динамики и трансформации экономического пространства;
- совместимость институциональной среды.
В настоящее время они дополняются необычными чертами. В число последних входят:
- неопределенность границ (появление сетевой модели интеграции как альтернативы ее региональной модели);
- внесистемная интеграция на многих ярусах мирового пространства (производственном, финансовом, информационном, этническом и др.);
- широкий спектр различий участников (вовлечение менее развитых партнеров в интеграционные блоки высокоразвитых стран);
- экстравертность, т.е. включение входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы (в отличие от интравертности, т.е. протекционистской направленности «старого» регионализма).
Как следствие, необходимо отметить, что в настоящий момент региональная экономическая интеграция в ее традиционном виде -это сужающаяся часть [5, с. 5] более общего, набирающего силу явления, которое можно охарактеризовать как глобализирующийся регионализм, который впоследствии примет характер глобального.
Говоря об современных реалиях развития интеграционных процессов, следует сказать о степени их результативности. Функцио-
нирование интеграционных группировок мира в ряде случаев в реальности не столь эффективно.
Они формируют привилегированные связи между взаимодействующими странами. Изменения направлений международных обменов ведут к ряду последствий. Возникают, во-первых, статические и, во-вторых, динамические эффекты. Первые проявляются немедленно после создания интеграционного объединения как его непосредственный результат. Вторые возникают на более поздних стадиях интеграционного объединения [3, с. 18].
В этой связи заметим, что динамические эффекты региональной интеграции связаны с целевыми ориентирами национальной экономики на мировой хозяйственной арене. Они определяются доступом ее хозяйствующих субъектов к формированию, распределению и перераспределению мирового дохода. Но вместе с тем углубление региональной интеграции, на которое идут ее участники, руководствуясь общей выгодой, государствам приходится соотносить с вытекающим из него ограничением национального суверенитета.
Следовательно, снятие барьеров только между некоторыми странами может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям для партнеров и всего мирового хозяйства. До тех пор пока экономический регионализм, по крайней мере, не ухудшает условия для торговли с остальным миром, он может считаться позитивным фактором развития мировой системы.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что умение государств маневрировать формой интеграции, желание сочетать требования и уступки во внешнеэкономической политике, способность участвовать в различных по степени экономического сотрудничества интеграционных комплексах открывают им стратегический простор, создавая возможность перегруппировки сил при выходе на новый уровень управляемых связей в мировой системе.
Литература:
1. Balassa В. The Theory of Economic Integration. L., 1961.
2. Европейская интеграция: Учебник / Под ред. О.В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. 345 с.
3. Новокшонова Л., Шмелева Н. Межгосударственная интеграция: региональные интеграционные структуры // Проблемы теории и практики управления. 2012. №2. С. 8 18.
4. Новокшонова Л.В. Международный бизнес: экономические основы развития и регионализации. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2001. 278 с.
5. Спартак А. Современный регионализм // МЭ и МО. 2011. №1. С. 3 15.
6. Спартак А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование региональной экономической интеграции: новые тенденции и явления в начале XXI века // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 6. С. 34 45.