ЭКОНОМИКА
В. В. Строев РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ОПЫТ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕГИОНОВ
В статье рассматривается движение обучающихся регионов как феномен двух взаимосвязанных процессов — глобализации и регионализации. Рассмотрены теоретические посылки и конкретные виды обучающихся регионов.
V. Stroev REGIONAL INTEGRATION: LEARNING REGIONS’ EXPERIENCE
The article touches upon the questions of learning regions’ development as a phenomenon of globalisation and regionalisation. Theoretical aspects of the problem and separate types oflearning
regions are examined.
Начиная с промышленной революции, циклические процессы подъема и спада региональных экономик ускоряются. Многие из специфических проблем спада, затрагивающих старые индустриальные области, связаны их зависимостью и закрытостью. Особенно политическая закрытость препятствует необходимым реструктуризирующим процессам в старых индустриальных областях. Они могут рассматриваться как плотные сети, стремящиеся к сохранению существующих индустриальных структур, и тем самым замедляющие индустриальную реструктуризацию и развитие потенциала для иностранного взаимодействия и творчества.
Сравнительно недавно появившаяся территориальная инновационная модель обучающегося региона сконцентрировалась на преодолении и уходе от политической закрытости старых индустриальных областей. Большинство исследователей рассматривают обучающиеся регионы как региональные концепции по развитию, в которых главные деятели (политики, законодатели, торговые палаты, профсоюзы, институты высшего образования, исследовательские учреждения и компании) гибко соединяются друг с другом и открыты как внутрирегиональным, так и межобластным обучающим процессам.
Существует масса разновидностей, форм и направлений работы, проводимой под этими наименованиями.
Поскольку нет единственного или общепринятого определения обучающегося региона (города), некоторые общие черты можно выделить, анализируя литературу, посвященную этому феномену.
Первая особенность — эти регионы имеют ясное, поддержанное всеми партнерами — общественными властями, частными предприятиями, образовательными учреждениями, гражданскими организациями и ключевыми индивидуумами — обязательство сконцентрироваться на обучении и распространении знаний как главном факторе развития. Общая цель, идентичность и доверие между различными гражданами — движущая сила в достижении разделенных ценностей и развития сетей в пределах города.
Вторая особенность — намерение создать глобально конкурентоспособный, знание-емкий индустриальный потенциал и развивать способность местного сообщества изменяться под влиянием инноваций. Принцип обучения на протяжении всей жизни заложен здесь в основу формального и неформального обучения во всех возрастах и на всех уровнях.
Третья особенность — общее стремление к социальной общности, расширению доверия между людьми и устойчивому развитию.
Несмотря на некоторые общие особенности, социологические исследования показывают, что каждый город или регион строит собственную модель развития и через инновации становится конкурентоспособным в экономике, основанной на знаниях.
Обзор зарубежной литературы, посвященной обучающимся регионам и городам, показывает, что путь к идее создания обучающегося сообщества в регионе начинается в каждой территории своеобразно, под воздействием как внешних воздействий, так и внутренних стимулов и условий. Поскольку далеко не все города работают целенаправленно в этом направлении, можно утверждать, что внешние условия выступают как необходимые, но недостаточные.
Анализ позволяет выявить ряд оснований, условий, стимулов и предпосылок, которые и составляют внутреннюю движущую силу, объективную основу для развертывания этой работы1.
Лидером в развитии идеи обучающихся городов является Япония. В этой стране многие годы доктрина обучающегося сообщества развивается как официальная государственная. В 1979 г. Какегава стал первым городом в Японии, который объявил себя «городом обучения на протяжении всей жизни». Какегава, маленький город в 200 км к западу от Токио, стремится вовлекать своих граждан в образовательные и культурные действия. Город также стремится быть более интересным местом, поощрять больше видов коммерческой деятельности, чтобы молодые люди не уезжали в Токио.
Больше сорока городов в США в течение 20 лет экспериментируют с различными моделями «обучающих обменов», которые являются образовательными услугами, облегчающими объединение людей, обладающих некоторыми типами знания и навыков с другими людьми, стремящимися учиться. Иван Иллич в начале 1970-х гг. в Чикаго популяризировал обучающие обмены, которые обеспечивали доступ к учебным ресурсам.
В Австралии действует Ассоциация обучающихся городов, разрабатывающих и реализующих оригинальные концепции социально-экономического развития на основе идеи образования на протяжении всей жизни, поддерживаемая Всемирным банком.
Особенно активно развитие обучающихся регионов происходит в Европе. Обучение на протяжении жизни — главная цель, принятая ЕС и Европейским советом в Лиссабоне. Это главная политика построения активного гражданства и социальной интеграции наиболее значимых элементов европейской модели.
Большую помощь в развитии обучающихся городов играют европейские сети обучающихся городов. Эти сети вовлекают в сотрудничество и партнерство города, которые пробуют создать новые обучающие среды. Эти программы субсидируются правительствами европейских стран.
В 2003 г. образовательные программы нового поколения «Обучающиеся регионы», которые были результатом сотрудничества Европейской Комиссии, Комитета Регионов и Европейского Парламента, реализовывались в сети уже 120 регионов и городов Европы, объединенных идеей непрерывного образования в течение всей жизни.
Обучающиеся города — это национальная программа Великобритании. Сеть обучающихся городов Великобритании осознает свое предназначение примерно таким образом: обучающиеся города обращаются к местным образовательным потребностям через партнерство. Это позволяет использовать силы социальных и институциональных отношений, чтобы вызвать культурные изменения в восприятии ценности обучения.
Правительство также поддерживает сети. Например, сеть обучения г. Уоррингтон имеет более чем 1000 добровольческих организаций и групп сообщества. Эти группы и организации обеспечивают широкий объем услуг и действия, часто фокусированные на потребностях специфической местной области или специфической группы клиентов (пожилых людей, детей и семейств, инвалидов). Они представлены маленькими, ведо-
мыми добровольцами группами или кружками самоусовершенствования, например, ассоциаций родителей. Некоторые организации предлагают курсы публике, но много добровольческих организаций обеспечивают обширные программы обучения для своих членов, персонала отдельных фирм2.
Город Йена в Германии представляет собой пример впечатляющего экономического и культурного преобразования. До 1989 г. и немецкого воссоединения в экономике Йены доминировала оптика Карла Цейс-са. Предприятия Цейсса нанимали 23 000 местных жителей из общего количества 68 000, сегодня — лишь 4 500. Но теперь новая стратегия развития продвигает Йену как область высоких технологий. Уже приблизительно 200 компаний обосновались там. Эти глубокие экономические и культурные изменения произошли очень быстро. Только за шесть лет Университет им. Ф. Шиллера заменил 85% персонала, все преподаватели в Тюрингии (приблизительно 32 000) прошли переаттестацию.
Начавшееся несколько лет назад в Германии движение обучающихся регионов в 2001 г. насчитывало 3 региона, в 2002 г. —
54 города или муниципалитета, в настоящее время их — 70. Программа « Обучающиеся регионы — стимулирование создания сетей» — это центральное звено программы-акции «Обучение на протяжении всей жизни для всех». Федеральное правительство образования и науки поощряет диалог с землями современных 70 обучающихся регионов. Основа стимулирования — программная линия. Избранные обучающиеся регионы получают поощрение для первого года фазы планирования, которое служит для создания сетей и конкретизации идей и предложений. Если концепция убедительна, начинается длящаяся до 4 лет фаза реализации, в которой регионы должны постоянно увеличивать собственную долю финансирования. Дальнейшее развитие и новые обучающиеся регионы не будут получать поощрения. Первая волна обучающихся регионов началась в 2001 г., вторая — в 2002 г.
Федеральное министерство образования и науки в рамках программы «Обучающийся регион — стимулирование создания сетей» преследует цель: соединить интересы учреждений, предлагающих услуги в образовании и потребителей, индивидуалов, предприятий, а также других заинтересованных в регионалом окружении.
Пример обучающегося региона во Франции — Пуатье. Этот преимущественно сельский район стал известным благодаря развитию новых технологий связи, мультимедиа и высококвалифицированной рабочей силы. Технопарк «Futuroscope», объединив научные исследования, образование и досуг, явился центром притяжения. К настоящему времени это привлекло 70 фирм и создало 1 500 рабочих мест в парке и 12 000 рабочих мест вокруг него. Это — также главный туристский объект, привлекающий посетителей со всего света.
Например, область Орезунд лежит между двумя странами и в ней развивается как традиционное хозяйство, так и отрасли промышленности, основанные на знаниях 21-го столетия. Мост 16 км длиной и туннель связывают город Копенгаген в Дании с Maльме в Швеции. Международный регион имеет самую большую концентрацию средств обслуживания, исследования, первоклассных образовательных учреждений и технологического ноу-хау в Скандинавии: 175 000 фирм, на службе в которых заняты 1,4 млн человек из регионального населения 2,8 миллионов. Региональные системы инноваций на каждой стороне Оре-зунда несколько отличаются. Новый мост, примиряя эти две области, фактически эффективно преобразовывает их в одну, объединяя их в исследовании, образовании и инвестиционной политике3.
Самой распространенной моделью обучающихся городов в Европе стали так называемые «Е-Learning cities», где широко применяются информационно-коммуникационные технологии в обучении. Существует масса международных и национальных организаций, курирующих развитие этих региональных программ.
Предварительное изучение литературы по проблемам обучающихся регионов позволило выделить три наиболее распространенных подхода.
Первая группа ученых рассматривает обучающиеся регионы как пространственный результат великих социальных изменений на макро-уровне4. Ярким представителем этого направления является Р. Флорида, который описывает обучающиеся города как движение от массового производства к капитализму, основанному на знаниях.
Согласно его интерпретации, регионы, становящиеся фокусами для создания знания и обучения в новом возрасте глобального, знаниеемкого капитализма, в действительности становятся обучающимися регионами.
Отправная точка второй группы исследователей — это то, что фирмы, которые должны быть конкурентоспособны, зависят от инновационных процессов. Другими словами, фирмы должны «учиться». Инновационные процессы в фирме можно рассматривать как обучение, в котором люди участвуют и непрерывно собирают информацию и преобразовывают эту информацию в знание, которое может подвести и к новшеству. Такая информация может быть собрана и внутри и вне организации.
Фирмы поэтому должны сотрудничать с другими, работать в сетях с большими фирмами, деловыми партнерами, поставщиками, с публикой или частными институтами (прототип — индустриальные районы Италии, преобразованные в «обучающиеся регионы»).
Третья группа ученых, например Морган, расценивает регионы в свете нового поколения региональной политики, которая сосредоточивается на «инфоструктуре», вместо «инфраструктуры», на создании которой сосредоточивалась традиционная региональная политика.
Как показывает зарубежный опыт развития обучающих городов, важнейшими «кирпичиками строительства» должны быть следующие:
1. Кооперация между местными властями, образовательными институтами, организациями культуры и рабочими местами, которые решают действовать сообща, чтобы улучшить ситуацию в своем городе.
2. Участие граждан во всех проектах обучения в городе. Главная цель здесь состоит в том, чтобы предоставить гражданам независимо из образования, социального или экономического положения возможности активно участвовать в социальных изменениях.
3. Четкий план действий, чтобы город знал о предстоящих изменениях, граждане понимали общие цели, опирались в их достижении на те культурные элементы, которые составляют историческую идентичность города, на использование местных ресурсов и идей.
Обучающиеся города — это те города, где традиционные ценности сохранены, а всем гражданам обеспечен свободный доступ к образованию, следствием чего становится активизация социальной и профессиональной мобильности граждан и развитие инновационного потенциала экономики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Крупкин А. В., Литвинова Н. П. Обучающийся регион как стимулирующая образовательная среда // Гуманитарные проблемы непрерывного образования: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К. К. Вишнякова-Вишневецкого. — СПб.: СПбИГО, 2006. - С. 22-31.
2 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.wgfl.org.uk
3 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.uni.oresund.org
4 Asheim B. Industrial Districts as “Learning Regions”: a Condition for Prosperity. European Planning Studies. 1996. Vol. 4. P. 379—400; Maskell P., Eskelinen H., Hannibalsson I., Malmberg A., Vatne E. Competitiveness, Localised Learning and Regional Development. — London: Routledge, 1998; Lundvall B-Е. National Systems of Innovation: towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — London: Pinter, 1992; Storper M., Scott A. The wealth of regions. Futures. 1995. P. 505—526.