ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ
УДК 338.2
региональная инновационная система районов пионерного хозяйственного освоения природных ресурсов*
а. в. котов,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] центр экономики севера и Арктики совета по изучению производительных сил
В статье изучается возможность использования концепции региональных инновационных систем (РИС) применительно к новым районам освоения природных ресурсов. Показывается, что в ходе хозяйственного процесса возникают и развиваются элементы территориальной инновационной системы. Доказывается, что феномен региональных инновационных систем присущ не только метропо-литенским ареалам, как это в основном излагается в зарубежных работах. Особое внимание уделяется специфическим особенностям региональных инновационных систем пионерного типа.
Ключевые слова: региональная инновационная система, северные регионы, государственное регулирование, новое пионерное освоение.
Введение
Региональные инновационные системы (РИС) представляют собой различные концептуальные рамки для осмысления инновационных процессов в экономике. Широким кругом исследований подчеркивается, что разнообразные субъекты участвуют в инновационном процессе (государственные учреждения, научно-исследовательские институты и университеты, аэропорты и др.). Все
* Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Региональная инновационная система как важнейший фактор модернизации российской экономики» № 11-02-00443а.
они работают вместе для обеспечения распространения и применения новых знаний для продуктов и технологических инноваций.
На территориях современного пионерного освоения природных ресурсов формируется тип РИС, черты которой имманентным образом встроены в сам процесс хозяйствования. Ее знаковыми чертами является складывание научно-производственных цепочек с чистого листа. Потоки знаний формируются крупными корпоративными структурами. В современных условиях к территориям пионерных РИС относятся территории, где начинается широкомасштабные и абсолютно новые для России проекты освоения арктического континентального шельфа. В этом случае Россия повторяет опыт формирования РИС, который имелся в норвежском Ставангере и шотландском Абердине.
Логика формирования РИС пионерного типа продиктована необходимостью мощного постоянного научного сопровождения арктических мега-проектов на всех их стадиях - от проектирования до эксплуатации и ремонта оборудования и тесного международного сотрудничества экспертов (табл. 1). По классификации факторов РИС Ф. Кука в пионерном типе наиболее выражены такие черты, как централизованные расходы, финансовая зависимость от крупных корпоративных и федеральных организаций, ограниченные возможности регио-
РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика
31
Таблица 1
Открытые месторождения на российском шельфе Баренцева моря
Месторождение Ввод в эксплуатацию по плану Извлекаемые запасы категорий А+В+С1+С2
Нефть, млн т Газ, млрд м3 Газовый конденсат, млрд м3 Итого, млн т у. т.
Штокмановский район
Штокмановское 2013 г. - 3 695,0 30,7 3 725,6
Ледовое После 2039 г. - 422,1 4,2 426,3
Лудловское После 2039 г. - 211,2 - 211,2
Южная часть Баренцева моря
Мурманское 2023 г. - 120,6 - 120,6
Северо-Кильдинское - - 15,6 - 15,6
Печорское море
Поморское 2018 г. - 22,0 0,6 22,6
Приразломное 2010 г. 72,0 3,2 - 75,1
Долгинское 2018 г. 235,8 16,0 - 251,8
Варандей-море 2018 г. 5,8 - - 5,8
Варандейское* - 0,2 0,0 - 0,2
Медынское-море 2014 г. 76,4 1,5 - 77,9
Северо-Гуляевское 2021 г. 11,4 52,1 1,5 65,0
Итого... - 401,6 4 559,3 36,9 4 997,8
* Морские продолжения прибрежных месторождений с оцененными запасами
нальных правительств, создание с чистого листа стратегической инфраструктуры.
Мощное влияние государства как важнейшая особенность пионерной РИС
Первым этапом при создании данной РИС можно считать обновление в период рыночных реформ в России в 1990-х гг. практически всего свода законов о природных ресурсах. Основу законодательства составили Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 30.12.1996 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.1998 № 191 -ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Природа пионерного процесса и приоритетная роль государства в этом вопросе закреплены в Государственной программе освоения ресурсов континентального шельфа на период до 2030 г. (далее -Программа). Этот документ усиливает императив наукоемкости процесса пионерного освоения. В первую очередь это существенное повышение степени геологической изученности шельфа. Вторым вопросом, который тесно взаимодействует с первым, являются определение начала реализации пионерных проектов и создание добычной, транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры [8].
У отечественных и зарубежных компаний существует большая заинтересованность в изучении и освоении ресурсов недр российского шельфа, при которой предполагается существенное изменение законодательства, нацеленное на расширение субъектного состава пользователей недр, введение геологического изучения недр как самостоятельного вида пользования недрами, формирование принципов функционирования рынка геологической информации, включая оборот такой информации. этот вариант в Программе именуется инновационным сценарием. Таким образом, в Программе предполагается, что процесс освоения будет связан с множеством сервисных организаций, которые представляют собой сеть взаимодействующих фирм, способных к гибкому включению и исключению из узлов сети.
В контексте мощного государственного влияния на создание РиС пионерного типа подразумевается возможное предоставление налоговых льгот. Они могут заключаться, например, в предоставлении понижающего коэффициента к налогу на добычу полезных ископаемых и таможенной пошлине, в предоставлении налоговых каникул на 5 лет (до периода окупаемости) по налогу на добычу полезных ископаемых и по таможенной пошлине, ускоренной (хотя бы в 2-3 раза) амортизации основных фондов.
Развитие РиС пионерного типа напрямую зависит от конфигурации взаимодействия государства и недропользователей (добывающих компаний) [4]. Оно проявляется в разнообразных формах: лицен-
зии, концессии, соглашения о разделе продукции (СРП), договоры риска, сервисные соглашения. Характеристиками и особенностями применения этих инструментов в значительной степени определяется инвестиционная привлекательность проектов [5]. Фискальные инструменты, как правило, включают следующие налоги и платежи:
- бонусы;
- плату за использование территории (ренталс);
- плату за добычу (роялти);
- налоги на прибыль и налоги на дивиденды;
- дополнительный налог на нефтяные доходы или эквивалентные платежи (в некоторых случаях);
- другие налоги, связанные с нефтяными операциями (такие как налоги на предоставляемые услуги и т. д.).
Ледостойкие платформы как главные объекты в инфраструктуре пионерной РИС
ключевой объект РИС пионерного типа - это платформа. Некоторые характеристики шельфовых месторождений, на которых используются платформы, представлены в табл. 2.
Следует заметить, что и другая форма выделенной структуры - «остров» - также отражает в себе черты РИС пионерного типа: обязательную обособленность площадки, на которой развертывается инновационный процесс, и «замыкание» на себе многих усилий разработчиков.
Стальные гравитационные ледостойкие платформы представляет собой новую не только для российской, но и для мировой науки и промышленности организационно-техническую проблему, затрагивающую комплекс взаимоувязанных задач. Выполнение проектных работ требует развития прикладных исследований в области гидрометеорологии, инженерной геологии, ледотехники, физики конструкционных материалов. Необходимо рассчитать оптимизацию элементов конструкций,
демпфирующих возможные колебания платформы, выбрать схемы сборки и транспортировки платформы на месторождение по мелководным акваториям северных морей России. Как искусственный остров она обладает собственной плавучестью, емкостями для хранения подготовленной к транспортировке нефти в объеме, соответствующем пяти-шестису-точной производительности в период максимального уровня добычи.
Границы РИС пионерного типа
Границы РИС пионерного типа очерчиваются по инфраструктуре вывоза добываемых углеводородов. Возможны два варианта образования границы:
- строительство трубопроводов и подключение
их к действующей магистральной сети;
- вывоз углеводородов морскими танкерами.
В первом случае РИС пионерного типа смыкается с сухопутной базой освоения, во втором - она сохраняет изолированность.
Транспортировка нефти танкерами-челноками происходит в сложной ледовой обстановке, где даже судам усиленного класса потребуется обязательный ледокольный сервис. Для обеспечения круглогодичной транспортировки нефти от месторождений, расположенных в восточно-арктических морях, потребуется использовать такие нетрадиционные транспортные средства, как танкеры-ледоколы (табл. 3).
Круг производственных связей пионерной РИС очерчивается также контрактами аутсорсинга и морского субконтрактинга. На этапе проведения геологоразведочных работ, когда перспективы дальнейшего развития шельфовых проектов еще не определены, возникает дилемма: возложить на компанию дополнительную финансовую нагрузку или передать процесс разработки и сопровождение экономической модели стороннему подрядчику -компании-аутсорсеру.
На последующих стадиях освоения компании-аутсорсеры обычно продают свои активы (лицензии,
Таблица 2
Особенности обустройства выделенных структур в Печорской губе [3]
№ п/п Тип гидротехнического сооружения Структура Количество горизонтов Глубина моря, м Расстояние до берега, км
1 Остров 1 6 1-3 26
2 Ледостойкая платформа 3 5 4-6 18
3 Ледостойкая платформа 5 3 5-10 15
4 Остров 9 2 3-4 43
Таблица 3
Потребность ОАО «Газпром» в строительстве судов и плавтехсредств до 2020 г. [9]
Виды судов и плавтехсредств Количество судов и плавтехсредств, вводимых в эксплуатацию (в том числе по годам), ед.
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Суда снабжения 2 2 3 2 3 2 2 2
Флот обеспечения портового транспортно-технологического комплекса в п. Териберка - - - 1 2 5 4 4
Танкеры-газовозы СПГ - - - - 3 3 4 3
накопленные уникальные знания и компетенции). Морской аутсорсинг предстает суперструктурным элементом «делегирования и сетевого развития» с учетом сильного потенциала РИС.
Схема аутсорсинга заключается в передаче компанией-оператором необходимых геологических данных по месторождениям компании-подрядчику. Компания-подрядчик выполняет экономические расчеты и полученную информацию передает обратно компании-оператору. Взаимодействие между компаниями будет вестись на основании контракта (соглашения о предоставлении услуг), в котором будут указаны:
- перечень оказываемых услуг;
- процедуры сдачи и приемки услуг;
- порядок оплаты услуг;
- соглашение о конфиденциальности информации.
Региональная инновационная система пионерного типа постоянно развивается, и, учитывая, что геологические данные будут корректироваться каждый раз по результатам проведения очередных геологоразведочных работ, потребуется заключение долгосрочного контракта с компанией-подрядчиком [1].
Роль сервиса для РИС пионерного типа будет возрастать, поскольку здесь объединяются преимущества взаимной контрактации с современными технологическими, консалтинговыми структурами. Многие компании, работающие на шельфе в сфере услуг, логистики и снабжения, относятся к малому бизнесу (в семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников). Иной становится сама структура системы, она становится более плотной и насыщенной межфирменными связями, ведь при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80 % работ приходится на долю поставщиков: сервисных компаний, строительных, транспортных поставщиков оборудования и материалов, а также научных и образовательных учреждений.
При освоении нефтегазовых ресурсов на суше в индустриальную эпоху организационно-экономический механизм создания промышленного потенциала состоял в создании замкнутых, по возможности самодостаточных структур; факторы охраны окружающей среды, социальной защищенности рабочих если и присутствовали, то понимались как побочные виды деятельности. Особенность нового пионерного освоения континентального шельфа состоит в том, что происходит «разворот» от такой замкнутой ло-кализованности. Организационно-экономический механизм освоения состоит не в технологическом сопряжении нескольких производств на площадке нового освоения, а в преодолении информационной закрытости операторов и участников шельфовых проектов, в координации разработки и производства импортозамещающей продукции. Плотность коммуникации в зарубежных РИС пионерного типа такова, что образуемые ассоциации могут лоббировать собственные интересы в диалоге с государственными структурами, могут поставлять свои товары и услуги не только на этапах проектирования и строительства, но и на этапе эксплуатации.
Источники кооперации в РИС пионерного типа: страхование морских контрактов и партнерство военного и гражданского секторов
Особенностями проектов РИС являются высокая капиталоемкость, необходимость использования передовых технологий, значительный риск вложения капиталов (см. рисунок). Например, уже на этапе нивелирования геологических рисков можно применить ряд экономических инструментов. К ним относятся перераспределение финансовых затрат недропользователя на экономическую выгоду от другой деятельности, уменьшение налоговой нагрузки на всю величину затрат, понесенных при проведении геологоразведочных работ.
Доля риска, % 100+
|Поиски Подготовка |1место-локального )|рождения ^ объекта
0,001-0,005 ¡0,2-1,0
0,5-4,0
Принципиальная схема соотношения риска и масштабов потерь инвестиций на разных стадиях процесса изучения и освоения шельфовых углеводородных ресурсов [7]
В мировой практике разработаны и сертифицированы технологии и программы страхования опасных производств (к которым относятся практически все объекты шельфовой нефтегазовой сферы деятельности), предусматривающие тесное взаимодействие страховых компаний с финансовыми, проектными, строительными, промышленными, транспортными и эксплуатационными организациями на всех стадиях осуществления проектов. При реализации морских проектов страхованию подлежит широкий круг объектов: основные фонды участвующих в проектах предприятий, грузоперевозки оборудования и материалов, профессиональная ответственность проектировщиков, строителей, перевозчиков, гражданская ответственность организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. Кроме обеспечения технической безопасности, страхование может также оказать предприятиям существенную помощь в деле привлечения к выполнению проектов квалифицированных кадров, обеспечивая необходимые социальные гарантии работникам, помогая обеспечить им достойные условия труда в суровом климате Арктики.
Кооперация в данной РИС возникает в результате интеграции усилий гражданского и военного потенциалов арктической экономики. Военно-промышленный комплекс реально включается в работу
по проектированию оборудования для арктического машиностроения в целях освоения континентального шельфа вместе с предприятиями российского судостроительного комплекса, строительными, транспортными и другими крупными и малыми предприятиями-субконтракторами в центральной России и в зоне Арктики. ФГУП «Севмашпред-приятие» уже в настоящее время строит конкурентоспособные на мировом рынке платформы и танкеры, работающие в сложных условиях Арктики. ОАО «Северсталь» ведет работы по созданию перспективных хладостойких сталей, основными потребителями которых станут судостроительные заводы, изготавливающие конструкции для буровых
платформ для их эксплуатации на арктическом шельфе.
Малый венчурный бизнес приходит на арктическое побережье под «крыло» научных и техноло-
20,0-60,0 Масштабы потерь инвестиций,
млрд руб.
гических парков, под структурированную систему взаимоотношений бизнеса и власти на основе государственно-частного партнерства, под загрузку производственных мощностей военно-промышленного комплекса высокотехнологичными заказами.
Военные технологии могут быть применены на морском шельфе для создания комплекса сложных, уникальных инженерных сооружений, включающих средства для разведки нефти и газа, их добычи, транспортировки, хранения и переработки углеводородного сырья, технического и обслуживающего флота, разработки технологий безопасности. При этом из целевых типов судов могут быть составлены многоцелевые, комбинированные суда и плавучие технические средства, так называемый «флот освоения континентального шельфа».
Оторванность базы освоения в пионерной РИС
Особенность формирования РИС при хозяйственном освоении континентального шельфа в Арктике связана с неразвитостью (а иногда и отсутствием) коммуникаций. Однако в существующих условиях это «отчужденность» принципиально иная, чем в индустриальную эпоху. Тогда коммуникации основывались на стандартных приемах и механизмах, унифицированных для всех крупных
проектов по всей стране. Шельфовая РИС ставит вопрос по-другому: как использовать местные особенности, специфические свойства пространства для решения проблем транспортировки нефти в экстремальных условиях?
необходимость разработки Штокмановского месторождения ускоряет создание на территории Мурманской области нефтегазового кластера. научные активы региона собираются в сетевые конфигурации под конкретный проект развития региональной экономики. Объединение усилий научных центров, сетей наукоемкого бизнеса катализировалось потому, что для региона в целом пионерное освоение Штокмана стало инновационным, венчурным проектом. Кольский научный центр РАн, Мурманский государственный технический университет, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», Арктикморнефтегазразведка и ряд геофизических организаций собирают данные об особенностях объекта не в отрыве от него, а научно сопровождая этот проект, не обособляя, как раньше, исследовательскую стадию от других стадий его освоения. Процесс накопления нового знания может оказать синергетическое воздействие на предприятия машиностроения, металлообработки, оборонно-промышленный, судостроительный и транспортный комплексы, т. е. стать локомотивом развития высокотехнологичных секторов экономики в регионе.
Для РИС пионерного типа базами освоения -перевалочными базами - являются порты Архангельска, Северодвинска и пос. Варандей. База в Мурманске предназначена для хранения и отгрузки грузов снабжения, которые поступают из центральных районов страны, а также из-за рубежа. В море на платформы грузы планируется доставлять в основном спецфлотом «Севморнефтегаза» из Мурманска и Архангельска и частично вертолетами из пос. Варандей. Производственно-ремонтная база в Северодвинске на территории Севмашпредпри-ятия обеспечит сборку, испытания и ремонт оборудования в период эксплуатации. Перевалочным пунктом системы вывоза нефти с Приразломного месторождения на рынки является плавучая база в Печенгском заливе (бухта Девкина заводь). В ее состав входят плавучее нефтехранилище, «интеллектуальный залив» - причал грузоподъемностью 220 тыс. т с нефтегазовым сервисом: насосной станцией, бункеровочной базой и противопожарным оборудованием [6].
Сухопутная часть играет роль контактной зоны для РИС пионерного типа. В этом плане она похожа на базы пионерного освоения тайги в советское время, в которых образовывались специфические контактные структуры [2]. Базы индустриального строительства были форпостами для расширяющегося широтного железнодорожного строительства. Они подчинялись задачам усиления перевозочных мощностей, что открывало возможности для реализации освоенческих функций железнодорожного строительства.
В случае РИС пионерного типа контактные зоны носят акватерриториальный характер. Они образуют сочетания природных, природно-ресурсных и хозяйственных компонентов в зоне контакта, стыка суши и моря, океана. Формирование акватерри-ториально-прибрежной контактной зоны идет через развитие локальных структур. Заинтересованными сторонами в этом процессе выступают предприятия, муниципальные районы, население. Особенностью этих контактных зон является реализация через них национальных интересов. неожиданным образом здесь раскрывается понимание комплексного управления прибрежными территориями как контактными зонами и базами для РИС пионерного типа.
Переоткрытие комплексного менеджмента прибрежных территорий
Арктические страны перешли в формировании своих РИС к реализации планов в сфере морского территориального планирования. на начальном этапе этот подход эффективно применялся в менеджменте морских особо охраняемых зон. Россия пока не имеет комплексных планов управления морскими экосистемами.
В России отсутствует официально принятый перевод данного термина, поэтому некоторые исследователи предлагают использовать существующие в отечественной практике эквиваленты и говорить о функциональном зонировании морских акваторий (ФЗМА). Хотя в законодательстве прямо не указана возможность использования механизма ФЗМА, некоторые законодательные акты создают основу для выделения зон разного функционального назначения в целях обеспечения эффективного сохранения и восстановления морских экосистем в России: Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ
«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне», Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне», Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе», Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Выделение прибрежных зон в самостоятельный объект управления содействовал бы улучшению информированности об их проблемах, а также развитию мотивационных механизмов по привлечению внимания деловых кругов и инвесторов к развитию прибрежной зоны. В процессе решения проблем социального блока комплексного управления прибрежными зонами важно разработать механизмы активного вовлечения населения в процесс принятия решений.
Развитие комплексного управления арктическими прибрежными зонами должно вестись в рамках Морской доктрины РФ на период до 2020 г. В Морской доктрине наряду с формулировкой общих принципов, целей и способов реализации национальной морской политики выделены региональные направления, в том числе арктическое. В Основах государственной политики в Арктике среди основных национальных интересов РФ в Арктике заявлено «сбережение уникальных экологических систем Арктики».
Заключение
Представления о многообразии региональных условий генезиса инноваций выдвинули проблематику разработки РИС пионерного типа.
Важнейший вызов пионерной РИС состоит в том, чтобы использовать безальтернативные к разработке арктические мегапроекты для запуска процесса инновационного развития как в самой Арктике, так и в российской экономике в целом. Очевидно, что освоение новых месторождений Арктики должно идти на принципах максимальной ресурсоэффективности с использованием новых технологических решений, с подключением многочисленных российских субконтракторов к обус-
тройству новых добычных платформ и площадок, российских транспортных средств для экспорта энергоносителей, с загрузкой российских портов.
Список литературы
1. Бирюков Д. Ю. Перспективы применения аутсорсинга бизнес-процессов в компаниях-операторах нефтегазовых проектов шельфа Арктики / Портал молодых ученых «Россия 2030». URL: http://www. rossiya2030.ru.
2. Космачев К. П. Пионерное освоение тайги. Новосибирск: Наука. 1974. 143 с.
3. Кульпин Л. Г. Заливы арктических морей. Ресурсы углеводородов. Перспективы освоения: материалы IV Международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом». мурманск, 2011 г. URL: http://www. murmanshelf-conf. ru.
4. Ларченко Л. В. Формирование механизма устойчивого территориального развития ресурсодобывающих регионов российского Севера // Проблемы современной экономики. 2006. № 3-4. С.297-300.
5. Ларченко Л. В. Воспроизводство минерально-сырьевой базы как основа национальной безопасности страны (на примере северных регионов) // менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 1. С. 20-29.
6. Нефть и газ российской Арктики: экологические проблемы и последствия: доклад объединения Bellona, 2007 г. URL: http://www. bellona. ru/reports/oil_gas_report_ru.
7. Риски в системе управленческих решений по выбору направлений и объектов исследований морских углеводородных ресурсов // Нефтегазовая геология: теория и практика. 2009. № 4. С. 1-11.
8. Селин В. С., Цукерман В. А., Виноградов А. Н. Экономические условия и инновационные возможности обеспечения конкурентоспособности месторождений углеводородного сырья Арктического шельфа. Апатиты: Изд-во ИЭП КНЦ РАН. 2008. 267 с.
9. Системы управления и электрооборудование для строящихся судов и кораблей // морская биржа. 2010. № 4. URL: http://www. maritimemarket. ru/article. phtml?id=1259.