Научная статья на тему 'Региональная инновационная политика моносырьевого региона'

Региональная инновационная политика моносырьевого региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОСЫРЬЕВОЙ РЕГИОН / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОНООТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаков М.А., Вторушина Т.М.

В статье на основе анализа различных классификаций регионов выделена подгруппа моносырьевых регионов. Рассмотрены основные проблемы развития моносырьевых регионов, обоснована необходимость проведение региональной инновационной политики и диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная политика моносырьевого региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.021

региональная инновационная политика моносырьевого региона

м. а. гусаков,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: migus37@yandex. ш институт проблем региональной экономики ран

т. м. вторушина,

преподаватель кафедры экономики E-mail: tanchik34@mail. ш Югорский государственный университет

В статье на основе анализа различных классификаций регионов выделена подгруппа моносырьевых регионов. Рассмотрены основные проблемы развития моносырьевых регионов, обоснована необходимость проведения региональной инновационной политики и диверсификации.

Ключевые слова: моносырьевой регион, диверсификация, инновационная политика, моноотраслевая структура хозяйства.

В настоящее время для проведения эффективной региональной политики, способной обеспечить социально-экономическое развитие территории, необходим подход, учитывающий специфику каждого отдельно рассматриваемого региона.

Особое место в национальной экономической системе занимают регионы с узкой специализацией, определяемой их ресурсной базой или оставшейся в качестве наследия от прежней системы хозяйствования структурой экономики. Для них сегодня в условиях непредсказуемой динамики мировой и национальной экономики особенно остро стоят проблемы экономического роста, конкурентоспособности и обеспечения высокого уровня жизни населения.

В регионах, имеющих моноотраслевую структуру хозяйства, когда развитие экономики сконцентрировано на одной отрасли, остро проявляются проблемы, которые в перспективе могут оказать негативное влияние на экономическое развитие территории, так как зависимость бюджета от одной отрасли порождает серьезные риски при изменении как внешних, так и внутренних экономических условий.

Переход от моноотраслевой производственной структуры региона к многоотраслевому производству предполагает освоение новых видов экономической деятельности и более рациональное использование имеющихся сырьевых и материальных ресурсов.

Для изучения и совершенствования процессов диверсификации в преодолении моноотраслевой структуры экономики сырьевого региона требуется уточнение понятия «моносырьевой регион».

В экономической литературе существует множество классификаций регионов на основе различных критериев их социально-экономического потенциала и уровня развития. Анализ мнений российских экономистов позволяет выделить ряд классификаций регионов по различным признакам:

• в интерпретации М. К. Бандмана регионы делятся на традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые (индустриальные, индустриально-аграрные, аграрные, сырьевые), программно развивающиеся (ресурсные);

• по мнению А. Г. Гранберга, в типологию входят кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные (старопромышленные, аграрно-промышленные, добывающие), приграничные регионы [1];

• Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев приводят типологию, в которой выделяются депрессивные, стагнирующие, пионерные, программные, уникальные регионы;

• В. В. Кистанов и Н. В. Копылов предлагают тактическую типологию, где присутствуют регионы опорные, депрессивные, слаборазвитые, самообеспечивающие, особые (экстремальные, кризисные, приграничные) [2];

• с точки зрения Б. М. Штульберга, следует рассматривать регионы ускоренного развития, депрессивные, отсталые, регионы экологических кризисов, регионы реализации общегосударственных программ [8];

• Р. И. Шнипер разграничивает промышленно развитые с преобладанием обрабатывающей промышленности, с преобладанием добывающей промышленности, агропромышленной ориентации, стагнирующие, пионерные, кризисные, экстремальные регионы [7]. Рассмотренная совокупность типологий регионов не является исчерпывающей в классификационном плане. Различные типологии тесно связаны между собой, но не дают одинаковых группировок, и выделенные по тому или иному критерию регионы могут в одних случаях попадать в одну группу, а в другом случае оказываются отнесенными к разным типам. Существующие классификации можно и следует продолжать развивать. В частности, в них отсутствует подгруппа моносырьевых регионов, которая, по мнению авторов, является весьма специфичной и реальной категорией в рамках российской экономики. Целью выделения в отдельную подгруппу моносырьевых регионов является отбор территорий со схожими чертами социально-экономического развития и применение к ним механизмов проведения региональной политики, способных обеспечить сбалансированное развитие отраслей экономики и улучшение условий жизни населения.

В соответствии с типологией регионов по уровню и особенностям социально-экономического развития, составленной Министерством регионального развития РФ, было выделено 4 типа регионов. Первые 3 типа регионов включают по два подтипа (табл. 1).

Таблица 1

Типология социально-экономического

развития субъектов Российской Федерации

Типы регионов Подтипы регионов

Регионы — локомотивы роста Мировые города

Центры федерального значения

Опорные регионы Сырьевые

Старопромышленные

Депрессивные регионы Фоновые

Кризисные

Источник: составлено по данным [6].

Согласно представленной типологии к подгруппе сырьевых регионов отнесены такие субъекты Федерации, как Кемеровская область, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Они обладают схожими чертами социально-экономического развития, являясь сырьевыми зонами России, в основном экспортоориентированными территориями, которые характеризуются нацеленностью большинства инфраструктурных проектов на обеспечение транзитной экономики.

Рассматривая регионы сырьевой направленности из типологии Минэкономразвития России во взаимосвязи с функцией их специализации, выделим регионы, которые можно отнести к мо-носырьевым1.

Вследствие анализа отраслевой структуры промышленного производства сырьевых регионов, определения роли добывающих отраслей в структуре ВРП и доли субъекта в общероссийской добыче сырья или топлива к подгруппе моносырьевых регионов относятся следующие субъекты: Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, в жизнеобеспечении которых

1 Анализируем регионы за исключением Тюменской области, включающей в себя Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, рассматриваемые как самостоятельные субъекты, а также Таймырского автономного округа, который в настоящее время входит в состав Красноярского края.

Таблица 2

Доля сырьевого сектора в региональной экономике отдельных субъектов РФ в 2009 г., %

Показатель

Сырьевой Добыча полезных Доля ТЭК Доля региона

регион ископаемых в отраслевой в структуре промышлен- в общероссийской

структуре ВРП ного производства добыче нефти

Российская Федерация 9,7 30 —

(из суммы субъектов)

Кемеровская область 25,3 30 —

Ненецкий автономный округ 77,4 90 3,9

Республика Коми 29,5 1,7 2,4

Республика Саха (Якутия) 28,3 17 0,7

Сахалинская область 55,7 87,7 3,2

Ханты-Мансийский 62,2 92,6 54,8

автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ 47,6 95,4 (в том числе газовая — 60) 8,6

Источник: составлено по данным [5].

добывающая промышленность играет ведущую роль (табл. 2).

Кемеровская область, Республика Коми и Республика Саха (Якутия), несмотря на то, что в различных классификациях они относятся к группам сырьевых и экспортно-ресурсных регионов, нельзя отнести к моносырьевым регионам в силу достаточно диверсифицированной региональной структуры промышленного производства. В ВРП Республики Саха (Якутия) промышленность составляет 34 % (основными сферами специализации промышленности республики являются добыча алмазов, угля, золота), строительство — 9,4 %, торговля — 8,1 %, транспорт и связь — 14 %. Также и в Кемеровской области, несмотря на ведущую роль в развитии регионального хозяйства топливно-энергетического комплекса, область имеет мощное многоотраслевое хозяйство, представленное такими отраслями, как угольная, металлургическая, химическая, легкая, пищевая.

В результате изучения основных тенденций развития моносырьевых регионов можно говорить не только об их сходстве по экономическим показателям, уровень которых является достаточно высоким среди регионов России, но и о некоторых проблемах (табл. 3), существующих в представленной группе регионов, в частности, их слабая инновационность.

Невысокая степень диверсификации и инно-вационности экономики моносырьевых регионов, имеющих ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, — один из ключевых факторов, сдерживающий их развитие.

Выделим некоторые признаки, которые отличают моносырьевые регионы:

1) доминирование в структуре промышленного производства одной из отраслей промышленности;

2) сырьевая ориентация региональной экономики, которая закрепляется в ущерб развитию наукоемкого сектора и сферы услуг;

3) низкая доля инновационного сектора в структуре региональной экономики, не обеспечивающая технический прогресс.

Следовательно, моносырьевой регион можно определить как территориально-экономическую систему, основанную на созданном ранее социально-экономическом потенциале с моноотраслевой структурой промышленного комплекса, функционирующего и развивающегося за счет одной ресурсодобывающей отрасли.

Моноструктурность региональной экономики неизбежно приводит к риску дестабилизации социально-экономического положения в случае неблагоприятных изменений в основной отрасли.

Для примера приведем следующую ситуацию, когда в результате последствий мирового финансового кризиса и снижения мировых цен на нефть (с 140 долл. за баррель в июне 2008 г. до 45 долл. в феврале 2009 г.) произошло резкое сокращение поступлений в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа. В то время бюджет автономного округа потерял половину ранее намеченных поступлений от налогов на прибыль, и из вполне благополучного попал в список 13 кризисных регионов.

Необходимым инструментом развития моносырьевых регионов является диверсификация, так как

Таблица 3

Доля инновационного сектора в структуре региональной экономики отдельных субъектов Российской Федерации в 2008 г.

Показатель

Моносырьевой регион Число малых Объем инновационных Удельный вес организаций,

предприятий (на конец 2008 г.), товаров, работ и услуг, в % от общего числа осуществляющих технологические инновации

тыс. ед. отгруженных товаров (в общем числе организаций), %

Российская Федерация 1 347,7 5,0 9,4

Ненецкий автономный округ 0,2 0,1 2,9

Сахалинская область 3,3 0,1 3,2

Ханты-Мансийский 8,7 0,7 5,2

автономный округ

Ямало-Ненецкий 2,5 0,4 8,1

автономный округ

Источник: составлено по данным [4].

она повышает разнообразие опорных отраслей экономики, определяющих конкурентные преимущества региона. А в перспективе она способна обеспечить возникновение таких положительных эффектов, как создание новых рабочих мест и снижение безработицы, что в свою очередь ведет к смягчению социальной напряженности. Диверсифицированная региональная экономика представляет собой всесторонне развитое, относительно устойчивое к экономическим кризисам многоотраслевое хозяйство.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., развитие регионального хозяйства должно быть основано на повышении сбалансированности регионального развития, создании условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для комплексного развития и повышения конкурентоспособности своих экономик, обеспечения достойных условий жизни граждан [3].

Изучение программных документов долгосрочного развития регионов, относящихся к моносырьевым, показало, что во всех регионах, кроме Ненецкого автономного округа, в качестве основного направления развития выделена диверсификация и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Однако, если рассматривать программы социально-экономического развития региона в качестве инструмента управления, необходимо отметить, что помимо определения основных приоритетов развития региона программные документы должны содержать конкретные механизмы эффективного распределения ресурсов региональных систем, что в указанных документах не прослеживается2.

2 Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа—Югры до 2020 года; Стратегия

Для преодоления негативных факторов, являющихся следствием моносырьевого уклада экономики региона, и во избежание будущих рисков необходимо обеспечить максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. В первую очередь необходимо решить общие для всех моносырьевых регионов проблемы, среди которых выделяются следующие:

• значительная доля сырьевых производств;

• высокая себестоимость продукции вследствие высокого удельного веса в ее структуре энергетических и транспортных затрат;

• низкий уровень использования производственных мощностей;

• низкая конкурентоспособность продукции;

• недостаточный уровень развития внутри-и межотраслевой кооперации на территории региона;

• нехватка квалифицированных кадров. Эффект от реализации стратегии диверсификации экономики моносырьевого типа заключается в максимально выгодном использовании местных конкурентных преимуществ территории с ориентиром на преумножение внутреннего потенциала региона и укрепление его позиций на межрегиональном и международном рынках.

По мнению авторов, потенциальным источником развития региональных промышленных комплексов моносырьевых регионов может служить имеющийся сырьевой сектор.

социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года; Стратегия социально-экономического развития Ненецкого автономного округа на перспективу до 2030 года; Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года.

Анализ влияния сырьевого сектора на экономику региона в целом выявляет не только отрицательные, но и положительные моменты, которые могут служить потенциальным источником развития моносырьевого региона при условии устранения неблагоприятного влияния на него институциональных условий (табл. 4). В связи с чем актуальность приобретает решение проблемы диверсификации экономики с усилением инновационных основ. Без внедрения инновационных технологий моносырьевые регионы страны могут выполнять лишь функцию сырьевых придатков, а учитывая исчер-пываемость ресурсов, становятся регионами без будущего. Однако уникальный потенциал таких регионов не должен быть потерян, необходимо сохранить, обновить и расширить имеющуюся социальную и производственную инфраструктуру моносырьевых регионов.

В настоящее время важнейшим фактором роста, стратегическим направлением диверсификации экономики региона по преодолению сырьевой зависимости является инновационный процесс, без управления которым невозможен устойчивый долговременный экономический рост.

Каждому типу регионов для реализации инновационной стратегии требуется разная инновационная политика, а значит и разные варианты организационно-экономического механизма реализации такой политики.

На взгляд авторов, определенные способности реализации инновационной стратегии есть и у моносырьевых регионов, несмотря на низкую степень участия в научно-инновационном процессе страны. Наличие научно-инновационного пространства, механизмы освоения и формы его существования в регионе должны быть стратегически определены в разделе «инновационное развитие» в документах, нацеленных на долгосрочное развитие субъекта. Под

Влияние сырьевого сект

научно-инновационным пространством понимаются хозяйственные структуры научно-инновационной сферы, арена их формирования и функционирования (социально-экономическое пространство), условия взаимодействия (институты, система управления), среда (бизнес, государство, общество).

Для региональной инновационной политики характерны следующие черты, проявляющиеся в динамике:

• связей научно-инновационного потенциала (известных его показателей) с ВРП (объемом отгруженной продукции, обновлением основных фондов, рентабельностью регионального производства);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инновационного развития регионов, изменения их роли и функций (например, трансформация от ориентации на потребление технологий к процессу реструктуризации производства возрастанию сложности осваиваемых технологических инноваций;

• планирования пространства взаимодействия научного и инновационного потенциала с учетом моносырьевой специализации региона. Учитывая крайне малую долю инновационного сектора в структуре экономики моносырьевых регионов, становится очевидной необходимость преодоления этого негативного фактора развития и достижение определенного уровня инновацион-ности региона, большей наукоемкости отраслей (в первую очередь топливных).

Региональная инновационная политика должна заключаться во всеохватности, а именно предусматривать вложения в образование, ориентированное на нужды промышленности, производственного процесса, инфраструктурные институты рынка, фундаментальную и прикладную науку. Это вложения в профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации рабочих, менед-

Таблица 4

>а на экономику региона

Положительное влияние Отрицательное влияние

• Сырьевой сектор обеспечивает потребности региональной экономики в первичных ресурсах. • Продукция сырьевого сектора — основной источник наполнения регионального бюджета. • Облегчает создание рабочих мест, финансирование общественных благ. • Способствует созданию позитивного инвестиционного настроя. • Может стать источником инновационных инвестиций • Смещение центра инвестиционной активности в сырьевой (низкотехнологичный) сектор экономики. • Лишает перспектив развития в долгосрочном периоде и снижает качество институтов государства. • Возрастающая зависимость от экспорта природного сырья и прогрессирующая деградация капитало- и наукоемких отраслей. Не создает стимулов для развития инновационных процессов. • Олигопольная (в некоторых регионах монопольная) структура рынка, которая сказывается на эффективности функционирования самого сырьевого сектора

жеров среднего и высшего уровней, руководителей, конструкторов, ученых. Это поддержка научных исследований, опытно-конструкторских разработок и внедрения новых технологий и новых образцов товаров. Также современная инновационная политика невозможна без соответствующей социальной политики, направленной на формирование продуктивно-творческого человека — главного ресурса современной экономики. Комплексный подход к проведению региональной политики позволяет совместить экономический и социальный прогресс.

К числу дополнительных мероприятий и инструментов диверсификации моносырьевых регионов относятся:

• всестороннее стимулирование развития уже имеющегося производства и создания новых предприятий — по большей мере обрабатывающей, а не добывающей промышленности;

• определение наиболее интересных и перспективных отраслей и проектов;

• оперативное развитие законодательной базы;

• разработка налоговых механизмов предоставления льгот, обеспечивающих не только стимулирование инновационной деятельности, но и поддержку коммерциализации результатов фундаментальных исследований;

• создание и модернизация уже существующей информационной сети коммуникаций и инфраструктуры, обеспечивающей эффективное проведение научных исследований и использование их результатов;

• формирование совместно с бизнес-структурами инвестиционных и инновационных проектов по поддержке и развитию перспективных производств, предоставление промышленных площадок для реализации проектов;

• поддержка потенциала внутреннего рынка путем содействия лизингу, льготному кредитованию и др.;

• увеличение финансирования бизнесом научных исследований, разработок и освоения инноваций;

• разработка совместно с бизнесом и образовательными организациями прогнозов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, в особенности профессиональных инновационных менеджеров, и их реализация. Таким образом, можно сделать следующие

выводы.

Во-первых, каждый отдельно взятый регион — это материальная среда с жесткими ресурс-

ными, инфраструктурными и институциональными ограничениями и диспропорциями, сложившимися в процессе объективных экономико-географических условий. В связи с этим требуется более детальная классификация регионов для выработки оптимальных и действенных механизмов их развития.

Во-вторых, между обеспеченностью природными ресурсами и качеством экономического роста существует обратная связь. Общее влияние сырьевого сектора на экономику региона определяется не только и не столько процессами в самом сырьевом секторе, сколько его влиянием на развитие наукоемких и капиталоемких производств. Моносырьевая экономика, обеспечивающая рост на начальных этапах развития, не создает базиса для дальнейшего развития на инновационной основе. Успешное развитие моносырьевых регионов может осуществляться только в случае замещения первичных ресурсов капиталом и продуктами интеллектуальной деятельности.

В-третьих, моносырьевая экономика имеет потенциал для собственного развития, за счет экспортной выручки и благоприятного инвестиционного климата, а при переходе на инновационный путь развития может стать основой развития инновационного сектора и способствовать ускорению процессов диверсификации.

Список литературы

1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Кистанов В. В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2005.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 662-р.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сборник. Росстат. М., 2009.

5. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сборник. Росстат. М., 2010.

6. Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения // Аналитический вестник. 2007. № 21.

7. Шнипер Р. И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: ИЭ и ОППСО РАН, 1996.

8. ШтульбергБ. М., Введенский В. Т. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.