Научная статья на тему 'Региональная и глобальная финансовая интеграция в Юго-Восточной Азии'

Региональная и глобальная финансовая интеграция в Юго-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
676
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АСЕАН / АСЕАН+3

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Марина Григорьевна

Dr. Marina Osipova's paper entitled «Financial integration in South-East Asia» examines economic strategies of the countries of South-East Asia for the near future in the sphere of financial integration of the region. ASEAN + 3 (South Korea, Japan and China) are moving towards more open financial system. However monetary union makes such rigid requirements for co-ordination of policy and for setting up the necessary institutions, that evidently it will call for clear political will on the part of the Asian countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная и глобальная финансовая интеграция в Юго-Восточной Азии»

Осипова М.Г.

ИВ РАН

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

В своем стремлении к эффективному размещению капитала, росту эффективности инвестиций страны Юго-Восточной Азии предпринимают значительные усилия, направленные на рост взаимодействия между различными мировыми финансовыми системами. Азиатским странам с формирующимся финансовым рынком особенно такой стране, как Сингапур, в Юго-Восточной Азии отводится ведущая роль в этом процессе,

На глобальном уровне интеграция Азии в международную финансовую систему отличается большей развитостью и эффективностью, нежели на региональном.

За период после финансового кризиса 1997-1998 гг. правительства стран Азии подтвердили свое намерение способствовать финансовой интеграции на региональном уровне в целях сокращения уязвимости и более эффективного размещения сбережений. Были разработаны серьезные инициативы по повышению самодостаточности региона в самых разных сферах— от обмена информацией до механизмов финансирования в иностранной валюте. Правительства стран ЮгоВосточной Азии предпринимают шаги по углублению региональных рынков облигаций с тем, чтобы снизить зависимость от банковского финансирования и защитить экономику региона от возможных негативных последствий, от будущих потоков капитала, поступающего из других регионов мира.

Тем не менее, несмотря на все эти усилия, рынки капитала в Юго-Восточной Азии остаются фрагментированными. Страны Юго-Восточной Азии часто привлекают финансовые ресурсы на рынках промышленно развитых стран, и существует лишь весьма ограниченное число облигационных займов в валютах азиатских стран.

Другими словами, страны Азии с формирующимся рынком практически не осуществляют взаимные инвестиции. Добиться сдвига в вопросе финансовой интеграции — задача, свя-

занная с преодолением многих трудностей. Финансовая интеграция, которая определяется как процесс, благодаря которому потоки капитала между странами увеличиваются, возрастает синхронность динамики финансовых рынков, а цены на товары и рыночная инфраструктура приходят к общим стандартам,

Приоритет региональных связей по сравнению с внутрирегиональными или глобальными является одним из показателей финансовой интеграции. Следует также учитывать тот факт, что между странами Юго-Восточной Азии существуют значительные различия. В то время как в некоторых странах, таких как Филиппины, значительный объем внешних финансовых обязательств является результатом официального заимствования, в других, например, в Сингапуре и в Гонконге эти обязательства отражают роль этих стран как региональных финансовых центров и высшую степень их интеграции в глобальный финансовый рынок.

Ограниченность имеющихся статистических данных по финансовым потокам затрудняет точность анализа финансовой интеграции в регионе.

Другим показателем финансовой интеграции можно считать классы активов - межгосударственных связей во внутренних банковских системах, на рынках акций и рынках облигаций. Этот показатель также указывает на неравномерность финансовой интеграции.

Данные за 2007 г. по банковской сфере указывают на то, что крупнейшими иностранными кредиторами являются европейские и американские банки. Японские банки занимают 3 место во всех странах региона, кроме Таиланда, где они на первом месте.

Вместе с тем в соответствии с последними статистическими данными за истекшие три года, очевидно, что резко возрос интерес сингапурских банков к привлечению прямых иностранных инвестиций.

На фондовых рынках в Юго-Восточной Азии котируется только небольшое число иностранных компаний, еще меньшерегиональных. В то время как на фондовых рынках Гонконга и Сингапура отмечается высокая степень международного присутствия, лишь небольшой процент этого участия приходится

на компании соседних стран. Доля иностранных котировок на азиатских фондовых рынках также снижается, поскольку заемщики предпочитают выпускать депозитарные расписки в Нью-Йорке или в Лондоне.

На рынках облигаций степень региональной интеграции также ограничена. Значительная часть растущего объема облигаций в иностранной валюте выпущенных суверенными или корпоративными заемщиками азиатских стран, деноминирована в долларах США и размещена за пределами региона - примерно 80% в США и в Европе. При этом имеются косвенные данные, что часть таких выпусков приобретают на этих рынках инвесторы из Сингапура, Гонконга и других стран. Высокая степень интеграции рынков облигаций, выраженных в иностранной валюте, однако, не распространяется на азиатские рынки облигаций в национальной валюте. По данным на 21 апреля 2007 г. зафиксировано всего несколько примеров вложения азиатскими инвесторами средств в облигации, выпускаемые в странах региона ЮВА, несмотря на реализуемые Валютным Управлением Сингапура инициативы, призванные содействовать развитию транснационального владения активами.

Благодаря своему участию в международном финансовом рынке, ЮВА пожинает плоды диверсификации, но расширение внутрирегиональных связей могло бы принести дополнительные выгоды, такие например, как более стабильный доступ к капиталу. Региональная финансовая интеграция могла бы ограничить потребность в использовании посредников для размещения азиатских сбережений за пределами региона и тем самым снизить подверженность риску внезапных изменений направленности потоков капитала - в тех случаях, когда они обусловлены несовершенной информацией, которой обладают случайные инвесторы. Углубление региональных рынков капитала и формирование новых источников финансовых средств возможны лишь в тех случаях, если интеграция способна снизить зависимость от банков как главного источника финансирования частного сектора, тем самым может быть усилена устойчивость корпоративных секторов.

К другому положительному аспекту региональной финансовой интеграции можно отнести снижение стоимости финан-

сирования и рост инвестиций. Интеграция увеличивает потоки капитала и повышает ликвидность внутренних финансовых рынков, одновременно активизируя конкуренцию между финансовыми учреждениями (именно такая динамика наблюдается в зоне евро). Усиление конкуренции ведет к повышению прозрачности и качества управления, что, в свою очередь, может иметь обратный положительный эффект, а именно способствовать привлечению в регион дополнительных средств.

К другому положительному следствию финансовой интеграции можно отнести укрепление рыночной дисциплины при разработке и проведении макроэкономической политики и, в рамках более широкой политической программы, облегчить укрепление стабильности в регионе.

Таким образом, углубление финансовых рынков и усиление связей между ними пойдет на пользу странам ЮгоВосточной Азии. Основой финансовых систем стран региона являются банки, а размеры рынков акций и частных облигаций обычно меньше, чем в зоне евро, в США, в Японии. Исключение составляют Малайзия и Ю.Корея, так как после резкого сокращения банковского кредитования в конце 1990-х гг. рынки корпоративных облигаций в этих странах в процентном отношении к ВВП является одними из крупнейших в мире. Вместе с тем емкость национальных рынков стран АСЕАН в целом повысилась, так как со времени финансового кризиса, правительства этих стран сделались крупнейшими инвесторами, с тем чтобы финансировать реструктуризацию банков и растущий бюджетный дефицит. С другой стороны, активность фондовых рынков с тех пор (имеется в виду после финансового кризиса) снизилась, отчасти в результате переориентации кредитоспособных азиатских корпораций на финансовые рынки США и Европы. В ближайшие годы положительные тенденции региональной торговли и имеющаяся в избытке ликвидность, скорее всего послужат катализаторами укрепления финансовых связей в регионе.

На долю внутрирегиональной торговли в настоящее время приходится 40% торгового оборота региона (данные на середину 2007 г.), который увеличивался с менее чем 30% в 80-е годы. Резерв ее дальнейшего роста еще не исчерпан. В зоне ев-

ро, например, внутрирегиональная торговля составляет почти 70% совокупного объема торговли. В целом рост внутрирегиональной торговли в Азии ускорит рост финансовой интеграции и, в свою очередь, будет стимулироваться ею.

Усилия, предпринимаемые под эгидой АСЕАН + 3 (10 стран Юго-Восточной Азии плюс Китай, Ю.Корея и Япония) и других форумов до сих пор во многом сосредотачивались на укреплении рынков облигаций. Правительства стран, особенно Малайзии и Ю.Кореи, принимали меры по удлинению кривой доходности, поддержке более крупных выпусков эталонных государственных облигаций в Малайзии, Индонезии, Ю.Кореи, Сингапуре и на Филиппинах, а также поощрению роста объема ценных бумаг, обеспеченных активами, исламских облигаций и облигаций выпускаемых в национальной валюте, размещаемых многосторонними банками развития и японским банком международного сотрудничества.

Успешно началась деятельность облигационных фондов, вкладывающих средства в облигации, выраженные в долларах США и национальных валютах и выпускаемые правительствами и квазисуверенными структурами стран Азии. В результате сотрудничества Ю.Кореи и Японии были созданы паназиатские облигации (облигационные обязательства, базовым обеспечением которых являются облигации малых и средних предприятий), а Таиланд разработал правовую базу для выпуска азиатских облигаций, выраженных в тайских батах. Проводится серьезная работа по изучению возможностей создания регионального механизма гарантий и региональной клиринговой и расчетной системы.

Рассматриваются вопросы, касающиеся укрепления роли местных кредитных рейтинговых агентств. Развитие финансовых связей приносит выгоды, но при этом требует взвешенной политики и надежных финансовых институтов, а также механизмов ограничения новых рынков, которыми чревата большая открытость финансовых систем.

Принимая во внимание, что финансовая интеграция может расширить каналы, по которым передаются негативные тенденции между странами или рынками активов в пределах одной страны, правительственные круги приняли меры по мо-

ниторингу и уязвимости финансовых систем и обеспечению быстрого реагирования в случае кризиса,

Например, страны АСЕАН+3 совершенствуют систему обмена информацией, с тем, чтобы более внимательно отслеживать потоки краткосрочных капиталов.

Многие эксперты полагают, что успешное развитие финансовой интеграции в азиатском регионе, является предвестником возможного введения единой региональной валюты и создания азиатского валютного союза по модели евро. Опыт Европы показывает, что валютный союз предъявляет столь жесткие требования к координации политики и созданию соответствующих институтов, что это, вероятно, потребует от азиатских стран четкой политической воли. Для выработки такого чувства общей цели Азии предстоит еще долгий путь.

К числу других препятствий относится отсутствие общих институтов, значительные различия в экономической структуре. Различия в структуре производства составляют особенно серьезную проблему. Можно с уверенностью сказать, что азиатский валютный союз остается, в лучшем случае, целью отдаленного будущего. Вместе с тем, требования к политике для создания сильной региональной экономики также способствует сближению экономических условий между ее участниками. На данном этапе оптимальными для экономики стран Азии являются системы обменных курсов, обладающих достаточной гибкостью для смягчения различных негативных тенденций.

Список использованной литературы:

1. Asian Finance, Hong Kong 2007.

2. AsianMoney., Hong Kong 2006.

3. Economist, Lnd, 2007.

4. Far Eastern Economic Review, Singapore, 2005-2007.

5. Financial Times, Lnd, 2006.

6. International Monetary Fund, Directorate of Trade Statistics, Washington, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.