УДК 338.2
А. С. Костинбой
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА
В статье обобщаются подходы к определению понятий «государственная политика», «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика», «энергетическая политика». Выявлены ключевые особенности определения понятия «региональная политика». Предложено авторское определение понятия «энергетическая политика». Построена терминологическая пирамида понятия «региональная энергетическая политика».
Ключевые слова: региональная политика, региональная социально-экономическая политика, энергетическая политика, региональная энергетическая политика.
Актуальность рассмотрения теоретических аспектов государственной энергетической политики определяется тем, что в российской научной литературе данному вопросу уделяется крайне незначительное внимание. Так, в результате анализа материалов электронной научной библиотеки ELibrary.ru по запросу «энергетическая политика» за 2013-2016 гг. нами было найдено только 5 источников из предложенных библиотекой 374 публикаций в открытом доступе, содержащих теоретические аспекты данного вопроса. По запросу «региональная энергетическая политика» было найдено 66 публикаций в открытом доступе, однако только одна из них содержит определение понятия «региональная энергетическая политика». Анализ нормативно-правовой базы энергетической политики показал, что базовый документ в данной области — Энергетическая стратегия России 2030 — не содержит определения понятия «энергетическая политика».
Проблемы качества проводимой государством политики управления энергетическим комплексом были выявлены в результате обобщения мнений экспертов о проблемах развития энергетики в регионах РФ [1, с. 57-58]. С нашей точки зрения, понимание сущности объекта управления определяет качество самого процесса управления, поскольку обеспечивает единство восприятия сущности объекта всеми целевыми группами. В связи с этим, целью данной статьи является построение терминологической пирамиды понятия «региональная энергетическая политика» на основе таких понятий как «государственная политика», «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика», «энергетическая политика». Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой задачи обобщения и систематизации подходов к определению вышеперечисленных понятий.
В рамках данного исследования не будем углубляться в анализ подходов к определению понятия государственной политики, поскольку данной теме посвящено множество исследований, начиная с Аристотеля и его «Политики» [2]. Однако, приведем его трактовку. Согласно Большому энциклопедическому словарю, «политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства» [3].
Согласно исследованию В. Н. Гончарова, наиболее полно сущность государственной политики раскрывает субстанциональный подход, в соответствии с которым, политика — деятельность государственных структур и социальных групп, ядром которой является завоевание, удержание и использование государственной власти; участие в делах государства, определение его целей, форм, задач, функций, содержания и направленности его деятельности, а также его взаимоотношений с другими государствами [4, с. 101].
В теории государственного управления под политикой понимают целенаправленную деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества и его отдельных сфер [5, с. 219].
Из представленных выше определений видно, что субъектом государственной политики являются органы государственной власти, объектом — государство и общество, предметом — целенаправленная деятельность по регулированию отношений внутри и вовне объекта управления, а также по управлению объектом.
Далее рассмотрим подходы к определению понятия «региональная политика». Согласно Указу Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ», под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [6].
А. Г. Гранберг под региональной политикой предлагает понимать специализированную регионально ориентированную деятельность [7, с. 349].
Р. Ф. Туровский приводит следующее определение региональной политики: субъект-объектные отношения между центром и регионами (в других терминах — инновационным центром и перифериями), где центральный уровень является ее субъектом, региональный уровень — объектом [8, с. 81].
Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев [9, с. 19], Э. Б. Алаев [10, с. 189-190], а также Л. А. Николаева и И. П. Черная [11, с. 191-194] и некоторые другие определяют региональную политику как сферу деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающую как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
По мнению А. Г. Воронина и Ю. С. Лебединской, региональная политика есть инструмент централизованного перераспределения ресурсов развития через федеральный центр, с целью осуществления политики стимулирования и выравнивания. При этом авторы рассматривают регион как один или несколько субъектов федерации, обладающих сходными экономико-географическими признаками и параметрами, позволяющими им выполнять определенную роль в рамках внутреннего рынка страны [12, с. 260].
Авторы учебного пособия «Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности» приводят следующее определение региональной политики — это совокупность регулирующих документов, целевых установок и механизмов достижения целей в политическом, экономическом и социальном развитии регионов страны [13, с. 14].
Обобщение подходов экспертов к выделению уровней региональной политики, проведенное М. А. Николаевым, показало, что большинство авторов выделяют два уровня: государственную региональную политику, проводимую федеральными органами государственной власти в отношении регионов, и региональную политику, проводимую субъектами федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией [14, с. 9].
В результате обобщения приведенных выше определений нами были выявлены следующие основные особенности понятия «региональная политика»:
- существует два уровня региональной политики: федеральный и региональный;
- объектом региональной политики являются регионы (субъекты федерации) для федерального уровня и территории (муниципальные образования) для регионального;
- субъектом региональной политики являются федеральные органы власти для федерального уровня и региональные органы власти для регионального;
- предметом региональной политики является управление политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием объекта, а также отношения между субъектом и объектом и между объектами;
- целью региональной политики является осуществление централизованного перераспределения ресурсов, а также обеспечение устойчивого развития объекта.
Авторы пособия «Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности» под региональной социально-экономической политикой предлагают понимать совокупность инструментов, форм, процедур и методов реализации субъектами управления целей и задач, определенных в документах, характеризующих перспективное социально-экономическое развитие территории (концепций, программ, стратегий развития) [13, с. 17].
В работе М. А. Николаева «Формирование региональной экономической политики» представлено обобщение подходов экспертов и предложено авторское определение социально-экономической политики региона — важнейшая составляющая деятельности региональных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупных проблем функционирования и социально-экономического развития субъекта федерации [14, с. 164]. При этом под субъектом социально-экономической политики региона автор предлагает понимать носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов (всех членов общества, причастных к формированию и реализации экономической политики региона). Объектом является социально-экономическое развитие субъекта федерации, предметом — управление, обеспечивающее баланс отраслевых и региональных интересов. Целью региональной социально-экономической политики, по мнению М. А. Николаева, является обеспечение комплексного социально-экономического развития региона.
Одним из видов экономической политики региона, согласно секторально-сфер-ному признаку классификации, является энергетическая политика [14, с. 178]. Рассмотрим подробнее подходы к определению данного понятия. Изучением теоретических аспектов энергетической политики занимались такие ученые, как К. В. Адаменко, М. Б. Петров, В. Е. Хвощев, Р. С. Пейзулаев и Г. И. Идзиев, С. С. Лачинский, Я. В. Ву-тянова. Стоит отметить, что большая часть исследований связана с энергетической
дипломатией и внешней энергетической политикой, а также энергетической безопасностью. Непосредственно вопросами энергетической политики и, в частности, региональной энергетической политики занималось крайне малое количество ученых.
Энергетическая стратегия России 2030 не содержит понятия энергетической политики, но определяет ее цель: «максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций»[15].
На экспертном сайте Высшей школы экономики приведено следующее определение: «Словосочетание «энергетическая политика» относится к комплексу правительственных мер, направленных на долгосрочную стабилизацию внутреннего энергетического рынка и обеспечение эффективности функционирования национальной экономики в условиях сильной нестабильности мировых цен на природные не возобновляемые энергоносители» [16].
С. С. Лачининский понимает под энергетической политикой России один из важных видов деятельности государства и ее бизнес-структур, ориентированных на достижение целей общеэкономического (получение прибыли и закрепление на рынке) и геоэкономического характера [17, с. 17].
М. Б. Петров дает следующее определение: «Энергетическая политика — система отношений, формирующих с государственно-властных позиций целевое видение долгосрочного развития энергетики, выявление альтернатив и мобилизации ресурсов для ее развития, а также комплекс инструментов целевого развития в координации со смежными политиками, работающими на осуществление стратегии национального развития, — промышленной, инвестиционной, научно-технической» [18, с. 54].
С. В. Танайлов пишет: «Энергетическая политика государства — направленная деятельность государства, общественных организаций, политических партий, групп и т. п. в энергетической сфере по защите национального достояния, природных энергетических ресурсов государства от внешних и внутренних угроз и по достижению определенных целей: политических, военных, экономических, экологических, социальных, информационных и т. п. на основе энергетической деятельности и/или ее результатов» [19].
Я. В. Вутянова дает следующее определение энергетической политики: «это часть общей политики государства, направленная на стабильное развитие внутреннего энергетического рынка, обеспечение национальной и мировой энергетической безопасности, развитие межгосударственного взаимодействия в сфере энергетики» [20].
В таблице 1 представлены результаты обобщения подходов к определению понятия «энергетическая политика».
Таблица 1
Обобщение подходов к определению понятия «энергетическая политика»
№ п/п Автор/ Источник Элемент определения
Предмет Объект Субъект Цель Условие
1 Энергетическая стратегия России 2030[15] - - - Эффективное использование ресурсов для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни, укрепления внешнеэкономических позиций -
2 Экспертный сайт Высшей школы экономики [16] Комплекс мер Внутренний энергетический рынок Правительство Долгосрочная стабилизация объекта и обеспечение эффективности функционирования национальной экономики Нестабильность мировых цен на природные не возобновляемые энергоносители
3 С. С. Лачи-нинский [17, с. 17] - - Государство и бизнес-структуры Общеэкономические и геоэкономические -
4 М. Б. Петров [18, с. 54] Система отношений; комплекс инструментов Энергетика Государство Формирование целевого видения долгосрочного развития объекта, выявление альтернатив и мобилизация ресурсов Координация со смежными политиками
5 С. В. Танай-лов [19] - Энергетическая сфера Государство, общественные организации, политические партии, группы Защита национального достояния, природных энергетических ресурсов государства Достижение определенных целей: политических, военных, экономических, экологических, социальных, информационных и т. п.
6 Я. В. Вутяно-ва [20] - Внутренний энергетический рынок Государство Обеспечение национальной и мировой энергетической безопасности, развитие межгосударственного взаимодействия в сфере энергетики -
В результате анализа таблицы 1 нами были сделаны следующие выводы.
1. Большая часть экспертов под объектом энергетической политики понимает энергетический рынок — систему объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в производстве и передаче (продвижении) энергоресурсов, энергопродукции и энерготоваров от изготовителей к потребителям (оптовым и розничным) [21, с. 81]. Мы считаем, что энергетический рынок как объект энергетической политики достаточно узко определяет ее сущность, поскольку включает в себя отношения между производителями, посредниками и потребителями энергии. Однако спектр отношений, подлежащих регулированию, на наш взгляд, шире. Под объектом энергетической политики мы предлагаем понимать энергетическую систему как совокупность целевых групп топливно-энергетического комплекса: органов го-
сударственной власти, регулирующих развитие смежных с энергетикой отраслей, предпринимательских структур топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей, общественных и государственных организаций, населения.
2. В качестве субъекта энергетической политики эксперты называют государство, бизнес-структуры, общественные организации и др. Мы предлагаем разделить понятия субъекта государственной энергетической политики, которым являются органы государственной власти, регулирующие развитие энергетики, и субъектов влияния энергетической политики — целевых групп энергетического комплекса и смежных отраслей, оказывающих непосредственное влияние на развитие топливно-энергетического комплекса (здесь мы имеем в виду, прежде всего, предпринимательские структуры в энергетике и промышленности как основных потребителей энергии).
3. Предметами энергетической политики эксперты называют комплекс мер и инструментов, а также систему отношений. Мы считаем целесообразным уточнить формулировку предмета энергетической политики следующим образом: это комплекс мер и инструментов по управлению устойчивым развитием объекта, а также системой взаимоотношений между субъектом и объектами и между объектами энергетической политики.
4. В качестве целей энергетической политики эксперты называют: обеспечение долгосрочного развития объекта, обеспечение эффективности функционирования национальной экономики, выявление альтернатив и мобилизация ресурсов, повышение качества жизни, укрепление внешнеэкономических позиций, защиту национального достояния, природных энергетических ресурсов государства, обеспечение национальной и мировой энергетической безопасности, развитие межгосударственного взаимодействия в сфере энергетики. С нашей точки зрения, большая часть перечисленных целей являются общими для государственной политики вообще. Мы считаем целесообразным уточнить цели энергетической политики — обеспечение устойчивого развития объекта, эффективное распределение и использование энергетических ресурсов, обеспечение энергетической и экономической безопасности.
5. Условиями реализации энергетической политики эксперты называют сильное влияние мирового рынка энергоресурсов, тесную связь с реализацией других видов политик. Мы предлагаем определить условие реализации энергетической политики одним словом — глобализация.
В результате обобщения и анализа подходов к определению понятия «энергетическая политика» нами было сформулировано авторское определение. Энергетическая политика — это комплекс мер и инструментов, применяемых органами государственной власти по управлению устойчивым развитием энергетической системы, а также взаимоотношениями между его целевыми группами с целью эффективного распределения и использования национальных энергетических ресурсов и обеспечения энергетической и экономической безопасности страны в условиях глобализации. Ключевой особенностью предложенного определения, отличающей его от существующих подходов, является уточнение объекта и субъекта энергетической политики.
Далее рассмотрим подходы к определению понятия «региональная энергетическая политика».
Федеральный портал PROTOWN.RU определяет содержание региональной энергетической политики следующим образом: «законодательное разграничение полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами
местного самоуправления для достижения баланса интересов органов государственной власти, предприятий энергетического сектора и потребителей энергоресурсов» [22]. По нашему мнению, данное определение отражает сущность региональной энергетической политики федерального уровня.
Энергетическая стратегия России 2030 не содержит определения региональной энергетической политики, но раскрывает ее стратегическую цель: «создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов» [15].
Р. С. Пейзулаев и Г. И. Идзиев понимают под региональной энергетической политикой «систему мониторинга энергетической ситуации в мире, в стране и регионе, прогноз возможных социальных, экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное — формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых инструментов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование электроэнергии в интересах нынешнего и будущих поколений» [23, с. 27]. Представленное определение характеризует оба уровня региональной политики, однако, не раскрывает ее субъект и объект.
А. Н. Андреев под региональной энергетической политикой предлагает понимать совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений деятельности органов власти и управления по созданию условий для стабильного обеспечения населения и хозяйствующих субъектов энергетическими ресурсами [13, с. 159]. Данное определение характеризует собственно региональную энергетическую политику, однако, не содержит объекта и цели реализации.
Из анализа представленных выше определений региональной энергетической политики, а также результатов обобщения подходов к определению понятий «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика», «энергетическая политика» нами были сделаны следующие выводы:
- существует два уровня региональной энергетической политики: федеральный и региональный;
- объектом региональной энергетической политики федерального уровня является национальная энергетическая система (совокупность целевых групп топливно-энергетического комплекса); регионального уровня — региональная энергетическая система;
- предметом региональной энергетической политики федерального уровня является управление, обеспечивающее баланс отраслевых и региональных интересов; регионального уровня — комплекс мер и инструментов по управлению устойчивым развитием объекта, а также системой взаимоотношений между субъектом и объектами и между объектами региональной энергетической политики;
- целью региональной энергетической политики является обеспечение энергетической и экономической безопасности, обеспечение устойчивого развития объекта, эффективное распределение и использование энергетических ресурсов.
Таким образом, под региональной энергетической политикой федерального уровня предлагаем понимать деятельность органов государственной власти федерального уровня по управлению устойчивым развитием национальной энергетической системы, обеспечивающим баланс отраслевых и региональных интересов с целью эффективного распределения и использования национальных энергетических ресурсов и обеспечения энергетической и экономической безопасности регионов страны.
ОБЪЕКТ
Регионы (субъекты федерации)
СУБЪЕКТ
федеральные органы исполнительной власти (центр)
ОБЪЕКТ
социально-экономическое развитие субъекта федерации
СУБЪЕКТ
члены общества
ОБЪЕКТ
энергетическая система как совокупность целевых групп ТЭК
СУБЪЕКТ
органы гос. власти, регулирующие развитие энергетики
ПРЕДМЕТ
управление политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием объекта, отношения между субъектом и объектом
ПРЕДМЕТ
управление, обеспечивающее баланс
отраслевых и региональных интересов
ПРЕДМЕТ
комплекс мер и инструментов по управлению устойчивым развитием объекта, а также системой взаимоотношений между субъектом и объектами и между объектами
ЦЕЛЬ
осуществление централизованного перераспределения ресурсов развития
ЦЕЛЬ
Обеспечение Комплексного
социально-экономического развития региона
ЦЕЛЬ
устойчивое развитие объекта, эффективное распределение и использование энергетических ресурсов, энергетическая и экономическая безопасность
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
зОЕ
РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
зОЕ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
зОЕ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Федеральный уровень
деятельность органов государственной власти федерального уровня по управлению устойчивым развитием национальной энергетической системы, обеспечивающим баланс отраслевых и региональных интересов с целью эффективного распределения и использования национальных энергетических ресурсов и обеспечения энергетической и экономической безопасности регионов страны
Региональный уровень
комплекс мер и инструментов, применяемых органами государственной власти региона по управлению устойчивым развитием региональной энергетической
системы, а также системой взаимоотношений между его целевыми группами и субъектами влияния с целью эффективного распределения и использования региональных энергетических ресурсов
Рис. 1. Терминологическая пирамида понятия «региональная энергетическая политика»
Собственно региональная энергетическая политика — это комплекс мер и инструментов, применяемых органами государственной власти региона по управлению устойчивым развитием региональной энергетической системы, а также системой взаимоотношений между его целевыми группами и субъектами влияния с целью эффективного распределения и использования региональных энергетических ресурсов.
На рисунке 1 представлена терминологическая пирамида понятия «региональная энергетическая политика».
Преимуществами предложенной терминологической пирамиды являются следующие:
- комплексность, так как определение раскрывает объект, предмет, субъект и цель рассматриваемого понятия, содержит два уровня;
- широкое понимание объекта региональной энергетической политики, которое, в отличие от существующих подходов, содержит не только участников цепочки производитель-посредник-потребитель, но и другие целевые группы ТЭК;
- уточненное определение предмета региональной энергетической политики, который включает в себя меры и инструменты по управлению не только объектом, но и системой взаимоотношений между целевыми группами ТЭК;
- уточненное понимание субъекта региональной энергетической политики как совокупности собственно субъекта реализации политики и субъектов влияния.
Таким образом, в рамках проведенного исследования нами было выполнено обобщение подходов к определению понятий «политика», «региональная политика», «региональная социально-экономическая политика» и «энергетическая политика», проанализированы такие элементы названных понятий как объект, субъект, предмет и цель политики. В результате был предложен авторский подход к определению понятия «энергетическая политика» и построена терминологическая пирамида понятия «региональная энергетическая политика». С нашей точки зрения, использование предложенных теоретических концепций при разработке нормативно-правовых и стратегических документов в региональной энергетике позволит повысить их качество, так как обеспечит единое понимание предмета, объекта, субъекта и цели энергетической политики региона на различных уровнях управления.
Литература
1. Костинбой А. С. Тенденции развития топливно-энергетического комплекса российских регионов: отличия от мировой практики // Экономические науки. № 4. 2015. С. 56-60.
2. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 376-644. Перевод с древнегреч. С. Жебелева.
3. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: URL: http://www.vedu.ru/ bigencdic/49098/ (дата обращения: 09.01.2016).
4. Гончаров В. Н. Понятие и особенности политических процессов // Система ценностей современного общества. № 22. 2012. С. 101-108.
5. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник / Под ред. В. А. Коз-баненко. М.: Статут, 2000. 912 с.
6. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. «Об основах положениях региональной поли-тики в РФ» // [Электронный ресурс]: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW;n=10590;req=doc
7. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ. 2000. 495 с.
8. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика: Учеб. пособие для вузов / Р. Ф. Туровский; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. 792 с.
9. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И., Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 659 с.
10. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль. 1983
11. Николаева Л. А., Чёрная И. П. Экономическая теория // Учебник. М.: Изд. Книжный дом, Экоперспектива, 2009. 637 с.
12. Воронин А. Г., Лебединская Ю. С. Экономическое содержание понятий регион и региональная политика // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 1 (32). С. 259-262.
13. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / Авт. колл. под рук. д-р. техн. наук, проф. С. М. Вертешева; д-р. техн. наук, проф. В. Е. Рохчина. СПб.: Изд-во СПбГПУ 2003. 320 с.
14. Николаев М. А. Формирование региональной экономической политики. СПб.: Изд-во СПБГПУ. 2003. 202 с.
15. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. [Электронный ресурс]: URL: http://www.minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/
16. Энергетическая политика Азии: определение и теоретическое обоснование // Экспертный сайт Высшей школы экономики. Режим доступа: http://www.opec.ru/1115806.html
17. Лачининский С. С. Некоторые вопросы реализации энергетической политики России в Балтийском регионе: геоэкономический подход // Балтийский регион. 2013. № 2 (16). С. 17-29.
18. Петров М. Б. Энергетическая политика России: реалии и возможности // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2015. № 3 (27). С. 52-63.
19. Танайлов С. В. Энергетическая политика России как фактор обеспечения национальной безопасности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва. 2011. Режим доступа: http://reftrend.ru/428423.html
20. Вутянова Я. В. Энергетическая политика как фактор геополитического влияния России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва. 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://polit.msu.rn/pub/asp_doc/Diss_sovet/ Vutyanova.pdf
21. Зевайкина А. Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. № 3 (2). 2012. С. 77-82.
22. Региональная энергетическая политика // Федеральный портал PROTOWN.RU [Электронный ресурс]: URL: http://protown.ru/information/hide/hide_585.html
23. Пейзулаев Р. С., Идзиев Г. И. Разработка механизма формирования региональной энергетической политики // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40. С. 26-31.
Об авторе
Костинбой Александр Семенович — аспирант Псковского государственного университета, директор филиала ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» —
Псковское ЛПУМГ, Псков, Россия.
E-mail: akostinboj@psk.ltg.gazprom.ru
A. S. Kostinboy REGIONAL ENERGY POLICY: TERMINE PYRAMID
The article contains systematization of theoretical approaches to the definition of terms "state policy", "regional policy", "regional socio-economic policy", "energy policy". The key peculiarities of the definition of term "regional policy" were revealed. Theauthordefinitionoftheterm "energypolicy" wassuggested. A definition pyramid of the term "regional energy policy" was developed.
Key words: regionalpolicy, regional socio-economic policy, energy policy, regional energy policy.
About the author
Kostinboy Alexander Semenovich, PhD student of Pskov State University, head of the Pskov region subdivision of LLC «Gazprom transgaz Sankt-Peterburg», Pskov, Russia.
E-mail: akostinboj@psk.ltg.gazprom.ru