УДК 332.1
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
В. Л. Матюхин, В.Ф. Родоманов
Предлагается ответ на актуальный вопрос: как должна реализоваться региональная экономическая политика на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, и какие усилия следует предпринять для минимизации внешних вызовов и угроз, с которыми сталкиваются субъекты, реализующие данную политику.
Ключевые слова: развитие регионов, региональная экономическая политика, реализация региональной экономической политики, развитие региональной экономической политики субфедерального уровня.
В общем понимании (Гранберг А. Г., Носов С.С., Орешин В.П., Потапов Л.В. и др.) региональная экономическая политика - это совокупность методов регулирующего воздействия на процессы социально-экономического развития регионов. Федеративный тип государственного устройства Российской Федерации определяет три уровня реализации региональной экономической политики: федеральный, субфедеральный, муниципальный.
Вектор развития России - реальный федерализм, переход к которому должен объективно сопровождаться процессом повышения экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации. Однако обособленность хозяйственного комплекса региона закономерно требует постоянного совершенствования методов регулирования региональным развитием.
Особенно ярко это подтверждается новыми глобальными вызовами, к которым относятся:
- структурный кризис, начавшийся в 2012 году;
- снижение более чем вдвое цен на нефть, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро;
- экономические санкции, вызванные геополитической напряженностью.
Прогнозируемый многими экономистами финансовый шок - как следствие многолетней ориентации Российской экономики на экспорт энергоресурсов - фактически состоялся. В результате мы получили ужесточение денежно-кредитной политики, повышение стоимости кредитования, что привело к дальнейшему снижению внешнего и внутреннего спроса и сокращению объемов производства.
Существенно изменилась и структура региональных бюджетов. По оценке экспертов, в структуре расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации доля расходов на оплату труда выросла с 27,3 % в 2011 году, до 35,2 % в 2014 году. А соотношение государственного долга и доходов возросло с 18,1 % в 2011 году, до 28 % в 2014 году. При этом, без учета безвозмездных поступлений, соотношение долга и до-
ходов возросло с 24,9 % в 2011 году, до 35,4 % в 2014 году. Произошло заметное сокращение доли инвестиционных расходов в общем объеме расходов с 15,1 % в 2011 году, до 10,9 % в 2014 году.
В 2015 году соотношение государственного долга к общим доходам, по предварительной оценке, составило 25,1 %, без учета безвозмездных поступлений - 62,1 %. В бюджете 2016 года ситуация к лучшему не меняется, прогноз этих показателей 37 % и 67,7 % соответственно [1].
Разбалансированность региональных бюджетов в РФ, за редким исключением, имеет общий негативный тренд. Такая же тенденция сохраняется и в нашем областном бюджете. Так, инвестиционные расходы в структуре расходов консолидированного бюджета Брянской области за 2015 год - 5,7 %, 2016 год - 3,5 %.
Не так давно, в «докризисный» период устойчивого развития российской экономики «социальную направленность» региональных бюджетов считали достижением, вкладывая в это понятие не только затраты на текущие расходы, но и инвестиции на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Сегодня определение «социальная направленность» имеет другое содержание - использование общественных финансов на оплату труда работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы. Особое яркое тому подтверждение - бюджеты муниципальных образований фактически превратились в «бюджетные сметы».
Возникает закономерный вопрос: как должна реализоваться региональная экономическая политика на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, и какие усилия следует предпринять для минимизации внешних вызовов и угроз, с которыми сталкиваются субъекты, реализующие данную политику?
Ответ может быть только один: согласованные усилия федерального центра, субъекта Федерации, муниципального образования при единстве общих целей и разграничении ответственности и ресурсов по их достижению.
Авторы итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально экономической стратегии России на период до 2020 года («Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика») делают вывод о том, что «... стратегия улучшения делового климата (институциональная стратегия) и стратегия повышения инвестиционной привлекательности (инвестиционная стратегия) являются ключевыми элементами формирования условий для новой модели экономического роста» [1]. А «.увязка динамики привлечения инвестиций с формулой предоставления средств из федерального бюджета в рамках программ поддержки регионов, стимулируют улучшение инвестиционного климата в регионах»[1].
В практике реализации региональной экономической политики существует множество примеров, подтверждающих этот вывод. Примером широкого применения программно-целевого метода регулирования регионального развития в Российской Федерации является факт разработки и
реализации Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 -2010 годы и на период до 2015 года)».
В Программе были определены:
- Главные цели: сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов, уменьшение разрыва по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза.
- Основные задачи: формирование условий для развития регионов, создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата.
- Ожидаемые результаты: уменьшение различий по уровню ВРП на душу населения в два раза в 2010 году и в три раза - к 2015 году. Сокращение доли населения, живущего за чертой бедности, на 15 процентов в 2010 году и на 25 процентов - в 2015 году[7].
Отличительной особенностью Программы являлся её общегосударственный характер и система отбора программных мероприятий. В программе выделялись направления:
- поддержка социальных проектов;
- поддержка строительства объектов инженерной инфраструктуры;
- поддержка проектов регионов, имеющих общенациональное значение.
Конкурсный отбор проектов на основе внутренних критериев оценки проектов по утвержденным показателям, по замыслу разработчиков, должен был обеспечить их объективный отбор. Такой подход к отбору проектов является безусловным достоинством программы.
Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)» была первой федеральной программой, столь масштабно реализующей программно-целевые методы регулирования регионального развития.
К числу недостатков программы относились: невозможность достижения поставленной цели - сокращение различий в экономическом развитии регионов за счет развития в основном объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры - без разработки и реализации стратегических программ развития субъектов Федерации и муниципальных образований, увязанных с общими целями программы.
Как результат, реализация Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)», Постановлением Правительства Российской Федерации в октябре 2006 года была прекращена. Цели, задачи и ожидаемые результаты программы достигнуты не были.
В июне 2015 года в Москве по инициативе Общероссийского народного фронта и при участии следующих общероссийских организа-
ций: Деловая Россия, Опора России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, Федерация независимых профсоюзов, была проведена Всероссийская промышленная конференция «Страна живет, когда работают заводы».
В ходе подготовки к конференции актив регионального отделения ОНФ Брянской области провел изучение мнений и систематизировал предложения руководителей промышленных предприятий, бизнес-сообщества, региональных ученых, общественных организаций, направленных на формирование эффективной промышленной политики, как важнейшей составляющей части общей государственной экономической политики.
Предложения были обобщены и направлены в адрес конференции (необходимо сказать, что многие из этих предложений совпали с предложениями большинства участников конференции и стали вопросами повестки дня конференции.) Важнейшие из них:
1. Перестройка системы профессионального образования, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих современным запросам бизнеса и инновационного развития промышленности.
2. Корректировка налоговой политики в части стимулирования создания новых производств и выпуска инновационной продукции.
3. Государственная поддержка финансирования научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ.
4. Формирование конкурентной тарифной политики.
5. Создание инфраструктуры для развития малого производственного бизнеса.
6. Формирование механизмов привлечения финансирования для малых предприятий в сфере промышленности.
7. Создание условий для встраивания разработок малых предприятий в производственные цепочки крупного промышленного бизнеса.
8. Совершенствование механизма доведения государственной поддержки до сельхозпроизводителей [8].
Предложений было представлено значительно больше. Но анализ даже вышеизложенных позволяет сделать обоснованный вывод: реализация каждого из них требует приложения усилий Федерального центра, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Взять, например, первое предложение: «Перестройка системы профессионального образования, подготовка высококвалифицированных кадров, отвечающих современным запросам бизнеса и инновационного развития промышленности». На Федеральном уровне необходимо разработать ФГОС, отвечающие новым инновационным запросам промышленности и бизнеса. На уровнях субъектов Федерации и муниципальных образований восстановить, или создать вновь, также на основе новых требований, материально-техническую базу подготовки кадров. Организовать сам процесс подготовки профессиональных кадров.
И самое важное - обеспечить конкретизацию зон ответственности федеральных, региональных и муниципальных уровней управления по решению этой задачи, определить источники и адресность распределения ресурсов, направляемых на эти цели.
Далее - избранный государством путь реиндустриализации экономики определяет необходимость активного участия в этом процессе субъектов Федерации. В Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации», статья 7, определено право субъектов Федерации: «принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств их бюджетов»; «разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъектов Федерации, осуществляемых за счет средств их бюджетов»[6]. Но учитывая размеры дефицита региональных бюджетов, субъектам в этом процессе отводится роль «наблюдателя».
Таким образом, отсутствие реальных перспектив повышения роли субъектов Федерации и муниципальных образований в реализации региональной экономической политике негативно сказывается на развитии всей страны.
Результатом поиска ответов на обозначенные проблемы стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон устанавливает: «правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления, и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования» [9].
Разработанные правовые инструменты позволяют обеспечить согласование целей, ресурсов и сроков реализации региональной экономической политики на Федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях. Отдельные экономисты, да и управленцы-практики, не без основания считают, что данный закон позволяет в какой-то мере реанимировать плановые подходы в управлении экономическими процессами. Это реально и достижимо, но при условии качественной и своевременной подготовки документов стратегического планирования на всех уровнях управления.
И самое главное - согласование целей, сроков и ресурсов на всех уровнях стратегического планирования. В этой связи очень важным фактором является возможность обоснования включения потребностей экономики региона в Федеральные целевые программы, которые сегодня являются реальным инструментом распределения Федеральных ресурсов.
Так же, в целях минимизации внешних вызовов и угроз, особого внимания со стороны управленческих структур субъекта (на примере
Брянской области) требуют следующие направления развития региональной экономической политики субфедерального уровня:
1. Реализация региональной программы подготовки высококвалифицированных кадров, отвечающих современным запросам бизнеса и инновационного развития отраслей промышленности.
2. Выполнение комплекса мероприятий по включению субъекта в систему государственного стратегического планирования.
3. На федеральном уровне обоснование необходимости включения программных мероприятий предприятий региона, имеющих инновационный потенциал развития, в Федеральные целевые программы, в первую очередь, по обеспечению их потребности в финансировании НИОКР.
4. Обеспечение софинансирования приоритетных направлений ФЦП, в первую очередь в отрасли АПК, как фактора привлечения дополнительных ресурсов для реализации программы импортозамещения.
5. Ускорение реализации в субъекте Федерального закона РФ от 29 декабря 2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», как точек развития экономического роста и инноваций.
6. Разработка и реализация региональной программы импортозаме-
щения.
7. Стимулирование внутреннего потребительского спроса, в первую очередь, за счет роста доходов населения региона.
8. Развитие практики заключения соответствующих договоров и соглашений, регулирующих условия взаимоотношений органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, учитывающих и защищающих как интересы населения региона, так и корпоративные интересы хозяйствующих субъектов.
9. Развитие государственно-частного партнерства и муниципально -частного партнерства как фактора привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона.
Перечень предложенных направлений не исчерпывающий, и классифицируется как «первоочередной» в общих мероприятиях, минимизирующих новые угрозы и вызовы региональному развитию.
Список литературы
1. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под науч. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 430 с.
2. Носова С.С. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. М.: КноРус, 2013. 272 с.
3. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2013. 411с.
4. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. 495с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70833138/
7. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 года N 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/183843/
8. Резолюция Всероссийской промышленной конференции Общероссийского Народного Фронта «Страна живет, когда работают заводы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onf.ru/sites/default/files/ projects _docs/rezolyuciya.
9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70684666/
Матюхин Валерий Леонидович, аспирант, [email protected], Россия, Брянск, Брянский государственный технический университет,
Родоманов Валерий Филиппович, канд. экон. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Брянск, Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
REGIONAL ECONOMIC POLICY: NEW CHALLENGES V.V. Matyuhin, V.F. Rodomanov
The article proposes an answer to the actual question: how should implement regional economic policy at the federal, regional and municipal levels, and what efforts should be made to minimize the external threats and challenges faced by entities that implement this policy.
Keywords: regional development, regional economic policy, the implementation of regional economic policy, the development of regional economic policy sub-federal level.
Matyuhin Valeriy Leonidovich, a graduate student, matuhin@,mail.ru, Russia, Bryansk, Bryansk State Technical University,
Rodomanov Valery Philippovich, Candidate of Economic Sciences, Head of the Department, [email protected], Russia, Bryansk, Bryansk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration