Научная статья на тему 'Региональная экономическая политика как основа создания условий устойчивого развития предприятий'

Региональная экономическая политика как основа создания условий устойчивого развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипшев З. Х., Лигидов А. Х.

В статье рассмотрены проблемы развития территориальных производственных комплексов, проанализированы структурные элементы региональной экономической политики, рассмотрены условия создания устойчивого развития предприятий в условиях нестабильной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная экономическая политика как основа создания условий устойчивого развития предприятий»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

З.Х. ШИПШЕВ

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия», кандидат экономических наук, доцент кафедра «Экономический анализ и аудит»

А.Х. ЛИГИДОВ

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

аспирант

кафедра «Экономический анализ и аудит»

В статье рассмотрены проблемы развития территориальных производственных комплексов, проанализированы структурные элементы региональной экономической политики, рассмотрены условия создания устойчивого развития предприятий в условиях нестабильной обстановки.

Ключевые слова: регион; экономика; политика; устойчивое развитие; предприятия.

Коды классификатора JEL: O18, R58.

Логика активной промышленной политики состоит в том, что ее субъект планомерно и на долгосрочной маркетинговой основе обеспечивает баланс интересов развития территориального промышленного комплекса и муниципального образования в целом. Реализуя эту логику, органы местного самоуправления как обладатели перспективной маркетинговой информации организуют на этой основе выдачу муниципальных заказов, способствуют переориентации неиспользуемых производственных мощностей на выпуск товаров для насыщения рынка. Атрибуты такой политики — объявление региональных индустриальных приоритетов, содействие концентрации всех видов ресурсов для их реализации, употребление бюджетных средств на финансирование соответствующих проектов, применение других механизмов стимулирования и поддержки перестройки работы промышленности в нужных направлениях [2, 4]. Мера активности промышленной политики, очевидно, определяется совокупностью факторов, в том числе отношениями собственности, в которых функционируют регулируемые объекты. Прямое целенаправленное воздействие местных властей, разумеется, возможно, главным образом, на муниципальные предприятия; применительно к предприятиям иного собственнического статуса управляющие муниципальные структуры вынуждены выбирать более «мягкие», косвенные меры регулирования (которые, однако, способны быть весьма эффективными).

Концептуальная проработанность региональной промышленной политики, в частности, в Кабардино-Балкарской республике, может быть оценена по ряду критериев, в том числе по признаку комплексности ее мероприятий. Комплексность выражается в том, что проводимая политика имеет много аспектов — от сбора налогов до медико-реабилитационных и прочих социальных нюансов организации производства.

Исходя из многоаспектности как важной качественной характеристики региональной промышленной политики хотелось бы указать на наиболее актуальные ее структурные компоненты. Это, во-первых, компоненты социально-трудовые, от внимания местной власти к которым зависит решение вопросов занятости населения и его профессионально-культурного уровня, взаимоотношений труда и капитала, эффективности функционирования медицинских учреждений и др. [1].

Во-вторых, — инвестиционные, предполагающие как непосредственное участие органов этой власти в формировании планов капиталовложений муниципальных предприятий, а также в развертывании финансовых рынков (в частности, посредством размещения муниципальных займов), так и выполнение ею функций гаранта или посредника при мобилизации промышленных инвестиций.

В-третьих, — институционально-корпоративные, связанные с включенностью органов местного самоуправления в решение вопросов собственности в территориальном индустриальном комплексе, а также с их содействием формированию интегрированных корпораций с участием промышленных предприятий, финансовых, торговых и иного профиля хозяйствующих субъектов, расположенных в данном муниципальном образовании.

© Шипшев З.Х., Лигидов А.Х., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

Еще один признак проработанности региональной промышленной политики — учет в ней объективной конфликтности интересов населения и крупных территориальных корпораций. Нахождение компромиссов при согласовании стратегий местной власти и, в частности, крупных добывающих компаний — актуальная и традиционно болезненная проблема многих муниципальных образований в России.

Промышленная политика местной власти, разумеется, чревата и конфликтами, связанными с ущемлением интересов хозяйствующих субъектов, расположенных за пределами подведомственной этой власти территории. Данное обстоятельство, равно как и то, что эффективная координация деятельности многих, особенно технологически и кооперационно сопряженных, предприятий разных муниципальных образований объективно требует укрупнения масштабов регулирования, предопределяет необходимость увязки политики, о которой идет речь, с промышленной политикой более высоких — регионального и федерального — уровней. В таком сопряжении, проявляющемся, с одной стороны, в отстаивании муниципалитетами своих индустриальных приоритетов перед региональными и федеральными властями, с другой — в их участии (в том числе организационно-административном и информационном) в реализации региональных и федеральных проектов и программ, — еще один признак качественной муниципальной промышленной политики [3, 5].

В отраслевом разрезе индекс физического объема по всему кругу хозяйствующих субъектов характеризуется следующими показателями:

• электроэнергетика — 103,5%;

• цветная металлургия — 102,7%;

• машиностроение и металлообработка — 99,6%;

• деревообрабатывающая промышленность — 56,7%;

• промышленность строительных материалов — 100,0%;

• легкая промышленность — 71,4%;

• пищевая промышленность — 110,0%;

В общем объеме промышленного производства республики 40,3% занимает пищевая промышленность, 27,0% — машиностроение и металлообработка, 18,6% — электроэнергетика, 4,1% — цветная металлургия, 4,1% — легкая промышленность.

Увеличены объемы производства алмазных инструментов, различных видов кабельной продукции, установок для депарафинизации скважин горячей нефтью, глушителей шума, коммутаторов для автомобилей, обувного картона и ряда других изделий.

Успешно справились с поставленной задачей и обеспечили значительное перевыполнение прогнозных показателей трудовые коллективы: ОАО «Терекалмаз», ОАО «Гидрометаллург», ЗАО «Кабельный завод «Кавказкабель», ОАО «Машзавод», ГУЛ «Нарбек», ОАО «Баксанское ТТО», ОАО «Горянка» и ряд других предприятий.

В рамках выполнения комплекса мер по реализации республиканской целевой программы «Развитие промышленности Кабардино-Балкарской Республики на 2006-2010 годы», за истекший год реализованы инвестиционные проекты ряда предприятий. В ОАО «Терекалмаз» за счет привлеченных средств завершены работы по второму этапу реализации инвестиционного проекта по производству сегментов камнеобрабатывающего инструмента и освоению алмазных шлифовальных кругов на органической связке, что позволило предприятию выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, расширить рынок сбыта бурового инструмента и алмазных кругов для сухой резки камня, асфальта и бетона.

В истекшем году промышленными предприятиями проведена определенная работа по повышению качества выпускаемой продукции, освоению новых изделий.

За отчетный период на промышленных предприятиях министерства освоено 137 новых видов изделий, в том числе в машиностроении и металлообработке — 125 изделий, из них: 54 типа алмазного инструмента и 27 изделий кабельной продукции различного назначения.

Золотой приз международной организации «За технологию и качество» получен в 2008 г. ОАО «Автозапчасть». Медали международной организации «За высокое качество», «Новая эра» удостоена продукция ОАО «Телемеханика». Дипломами трех международных выставок отмечена продукция ОАО «Терекалмаз».

Лауреатами программы-конкурса «100 лучших товаров России» стали: ЗАО «Кавказкабель», ОАО «Телемеханика», ОАО «Телеавтоматика».

Победителями конкурса на соискание премии Президента Кабардино-Балкарской Республики в области качества в 2003 г. стали: ОАО «Терекалмаз», ЗАО «Кабельный завод Кавказкабель», ОАО «Горянка», ОАО «Нальчикский трикотаж», ОАО «Хуржин».

Многие промышленные предприятия/министерства получили дипломы различных международных и всероссийских выставок.

В истекшем году не удалось реализовать намеченные меры по привлечению инвестиций и техническому перевооружению ОАО «ТГОК». Из-за недостаточности финансовых ресурсов не выполнены в полном объеме мероприятия по вводу в эксплуатацию новых производств в ООО «Эльфарми». Не решены организационные и имущественные вопросы в ООО «Налкат», что не позволяет запустить практически готовое предприятие.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ.

265

В 2008 году темпы роста промышленного производства в целом по республике снизились по сравнению с предыдущими годами.

Основными причинами замедления темпов роста в промышленности республики, на наш взгляд, являются:

• физический и моральный износ основных фондов и, как следствие, низкая производительность труда и высокие издержки производства;

• низкие темпы структурных преобразований в отрасли из-за недостаточности финансовых ресурсов;

• низкая платежеспособность потребителей отечественной продукции;

• обострение проблемы нехватки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров;

• неудовлетворительное финансовое состояние, просчеты и упущения в работе ряда промышленных предприятий.

За 2008 г. утвержденные прогнозы по выпуску промышленной продукции не выполнили 12 предприятий министерства. В легкой и медицинской промышленности выпуск продукции снижен по сравнению с 2006 г. на 28,6% и 73,4% соответственно.

Наибольшее невыполнение прогнозных показателей имеют: ООО «Эльфарми», ООО «Искож-Метхимком», ОАО «Нальчикский электровакуумный завод», ОАО «Прохладненский завод полупроводниковых приборов», ОАО «Севкаврентген», ООО «Ирис», ОАО «Майский завод электронного машиностроения», ОАО «Севкавэлектроприбор».

Из перечня продукции, учитываемой при расчете индекса физического объема, по сравнению с 2007 г. допущено снижение выпуска в натуральном выражении: рентгеновской аппаратуры — на 43%; регуляторов напряжения — на 20%; чулочно-носочных изделий — на 21%; искусственной мягкой кожи — на 48%; деревообрабатывающих станков — на 10%; прицепов тракторных — на 20%; постельного белья — на 69%; шприцев однократного применения — на 68%.

С точки зрения финансового анализа существует два основных способа улучшить экономическое состояние предприятия: увеличение объема производства продукции, имеющей платежеспособный спрос, и снижение издержек производства [2]. Все управленческие решения и действия администрации предприятия должны быть направлены на реализацию этих двух направлений. Такой объективный подход подтверждает, что решающее влияние на эффективность деятельности предприятия оказывает его администрация, от компетентности которой во многом зависит успех коллектива.

Несмотря на принимаемые меры, значительными остаются дебиторская и кредиторская задолженности, остатки готовой продукции.

Необходимо активизировать работу по взысканию дебиторской задолженности, использовать в полном объеме положение «О порядке списания с баланса на забалансовые счета дебиторской и кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности и нереальных к взысканию».

За отчетный период кредиторская задолженность промышленных предприятий возросла по сравнению с 01.01.2008 г. на 17,6% и составила 871,0 млн руб., в том числе просроченная 339,8 млн руб. В общей сумме кредиторской задолженности 43,8% составляет задолженность поставщикам за товары, работы и услуги, 19,9% — задолженность по платежам в бюджет, 17,6% — задолженность по платежам во внебюджетные фонды.

Серьезную озабоченность вызывает состояние кредиторской задолженности на таких предприятиях, как ОАО «Нальчикский электровакуумный завод», ОАО «Севкавэлектроприбор», ОАО «Станкозавод», ОАО «Майский завод электронного машиностроения», ОАО «Телеавтоматика», ООО «Искож-Метхимком», МУП «Черекский промкомбинат».

По этим предприятиям кредиторская задолженность близка или превышает годовой объем производства продукции. При этом общая сумма кредиторской задолженности данных предприятий превышает дебиторскую в 6,9 раза. Исходя из сказанного легко сделать вывод о финансовой несостоятельности этих предприятий.

Серьезной проблемой для многих предприятий министерства остается низкий платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию.

Выпуск не пользующейся платежеспособным спросом продукции является одной из причин ухудшения финансового состояния предприятий и, как следствие, растет задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, поставщикам за товары, работы и услуги, несвоевременно выплачивается заработная плата, растет дефицит финансовых ресурсов для поддержания производства.

Необходимо добиться не просто дальнейшего роста объема производства, а структурных изменений, чтобы предприятия наращивали выпуск пользующейся платежеспособным спросом продукции.

Важнейшей социально-политической задачей хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти республики в 2008 г. было повышение уровня оплаты труда и обеспечение

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

своевременной выплаты заработной платы. Многие руководители предприятий министерства проявляют высокую ответственность по выполнению этой задачи.

В истекшем году не удалось выполнить в полном объеме поставленную руководством республики задачу погашения просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 01.01.2008 г. просроченная задолженность по заработной плате предприятий министерства составила 281 183 тыс. руб., в том числе задолженность ОАО «ТГОК» — 26 883 тыс. руб., ОАО «Нальчикский электровакуумный завод» — 1020 тыс. руб., ОАО «НЗПП» — 280 тыс. руб.

Повышение уровня заработной платы и обеспечение своевременной ее выплаты остается одним из основных приоритетов и на текущий год. Эту задачу невозможно решить без реализации мер по снижению издержек производства и повышению производительности труда.

Низкая производительность труда — одна из причин неудовлетворительных результатов работы целого ряда предприятий министерства. Если не будет обеспечен опережающий рост производительности труда над ростом средней заработной платы, то предприятия будут вынуждены направлять на заработную плату средства, необходимые на поддержание производства и развитие, что является прямой угрозой промышленному росту, к которому мы стремимся.

Серьезным препятствием на пути финансового оздоровления предприятий, повышения производительности труда и качества продукции является неудовлетворительное состояние производственных фондов, их моральный и физический износ. Износ основных фондов на промышленных предприятиях министерства (без учета ООО «Эльфарми») составляет на конец 2008 г. более 55%, в том числе в ОАО «НЭВЗ» — 71,5%, ОАО «Телемеханика» — 64,1%, ОАО «Станкозавод» — 72,2%, ОАО «Автозапчасть» — 69,3%, ОАО «Гидрометаллург» — 68,2%, ОАО «Телеавтоматика» — 69,6%, ОАО «Севкаврентген» — 72,4%.

Более 60% составляет износ основных фондов в ГУП «Лимб», ОАО «Майский завод электронного машиностроения», ОАО «Тырныаузский завод низковольтной аппаратуры», ОАО «Каб-балкТЭН», ОАО «Авторемонтный завод», ОАО «Кожгалантерейная фабрика», ОАО «Баксанский производственный комбинат», ОАО «Меховщик» и ряде других предприятий.

Финансовые возможности предприятий, несущих основную нагрузку поддержания инвестиционной активности, не покрывают величины износа основных фондов и выбытия производственных мощностей. Ежегодный минимальный объем инвестиций на обновление основных фондов промышленных предприятий министерства составляет не менее 200 млн руб., а начисленная сумма амортизации за год не превышает 35-40 млн руб., из которых значительная сумма не используется по своему прямому назначению из-за отсутствия свободных финансовых ресурсов.

Активная роль государства в реализации приоритетных направлений структурной перестройки — непременное условие для форсированного роста, укрепления и развития реального сектора экономики республики.

Считали бы целесообразным определиться с формами государственной поддержки новых технологий и производств, соответствующих возможностям республики. Первым шагом в этом направлении могла бы стать компенсация на конкурсной основе за счет средств республиканского бюджета части процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым на реализацию эффективных инвестиционных проектов промышленных предприятий республики.

Серьезной проблемой для обеспечения динамичного развития промышленности республики является недостаточное количество на рынке труда квалифицированных рабочих кадров и инженерно-технических работников.

Задача состоит в том, чтобы восстановить разрушенную систему подготовки и переподготовки кадров с приоритетным вниманием к профессиональному обучению и закреплению на производстве молодежи, реализовать комплекс мер для привлечения и закрепления квалифицированных управленческих кадров на производстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. АндреевГ.И. Основы управления предприятием. М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика,

2008.

3. ИвановП.М. Регионализация управления и устойчивое развитие. Нальчик: ИИПРУ КБНЦ РАН, 1996.

4. Минько Э.В. Теория организации производственных систем / Э.В. Минько, А.Э. Минько. М.: Экономика,

2006.

5. РоманенкоИ.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.