Здоровое общественное мнение и обоснованная агитация и пропаганда семьи, возврат к кавказским обычаям и традициям семейного образа жизни и многодетности принесут лучшие демографические результаты, чем большие финансовые вложения.
Список литературы:
1. Царахова-Салбиева З.У Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения // Высшее образование сегодня. - М., 2010. - № 2.
2. Кесаева Р.Э. Семья и медицина: монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ 2006. - 351 с.
3. Каберты Н.Г. Браки и разводы в Северной Осетии: учеб. пособие. -Владикавказ: РИО СОИГСИ, 2008. - 134 с.
4. Парламент РСО-Алания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.parliament-osetia.ru/index.php?id=message (дата обращения: 15.11.13).
5. В Северной Осетии наблюдается прирост населения [Электронный ресурс] // 15-й регион. - 27 ноября 2013. - Режим доступа: http://region15. ш/ ^8/2013/11/27/13-18 (дата обращения: 02.12.13).
6. В России родилось рекордное количество детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/deti-site-anons.html (дата обращения: 28.11.13).
7. Северной Осетии не удалось избежать «русского креста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://osradю.ru/ekoшmika/print:pageД,53745-severnojj-osetii-ne-udalos-izbezhat-russkogo.html (дата обращения: 02.12.13).
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РФ В 2000-2013 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ ЮФО)
© Котова Е.О.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
В данной статье рассматривается демографическая ситуация в регионах, входящих в состав Южного Федерального Округа, выявляются причины происходящих процессов, а также оценивается эффективность проводимой региональной демографической политики.
Ключевые слова демографическая ситуация, Южный Федеральный Округ, депопуляция, естественный прирост, естественная убыль, миграционная убыль.
Как известно, Россия начала «проваливаться в демографическую яму» задолго до распада СССР. При этом изменение демографической ситуации в
* Студент кафедры Регионоведения и международных отношений.
российских регионах в 1990-2000-х годах происходило и происходит на совершенно разных скоростях и иногда в противоположные стороны. В связи с этим представляется важным определить, в каких регионах наблюдается худшая по сравнению со всей остальной территорией страны демографическая ситуация, в чём заключаются причины происходящих процессов, а также насколько эффективны меры региональной демографической политики в условиях депопуляции или естественного прироста населения. В данной статье мы рассмотрим демографическую ситуацию в регионах, входящих в состав Южного Федерального Округа.
Южный Федеральный Округ объединяет 6 регионов: республику Адыгея, республику Калмыкия, Краснодарский край, Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области. В таком составе Южный Федеральный Округ существует с 2010 года, когда Указом Президента РФ от 19 января 2010 года № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»» из его состава был выделен Северо-Кавказский Федеральный Округ [4]. Стоит отметить, что в данной работе мы будем рассматривать изменение демографической ситуации с 2000 года именно тех 6 регионов, которые ныне входят в состав Южного Федерального Округа.
ЮФО представляет собой территорию, характеризующуюся выгодным экономико-географическим положением, мощным промышленно-производ-ственным потенциалом, формирующимся спортивно-рекреационным потенциалом, благоприятными климатическими условиями [11]. Данный округ занимает 3 место по плотности населения, составляющей 33, 4 человека на 1 км2, и 5 место по численности населения [10]. Несмотря на выгодное экономика-географический положение, промышленно-производственный и при-родно-ресурсный потенциал, 4 региона ЮФО можно классифицировать как депопулирующие.
В период с 2000 по 2009 года общая численность населения ЮФО неизменно сокращалась: с 14 096 000 человек до 13 845, а вот уже с 2010 по 2012 года наблюдается её постепенный рост до 13 884 000 человек, хотя в
2011 г. было зарегистрировано падение с 13 854 000 человек до 13 851 000. Несмотря на общую тенденцию, можно выявить ряд региональных особенностей: во-первых, общая численность населения Краснодарского края и Астраханской области начинают устойчиво расти уже с 2007 года. Во-вторых, наблюдается волнообразность в изменении общей численности населения республики Адыгея: общая численность населения неизменно сокращалась до 2007 года. С 2007 по 2008 года наблюдается стабилизация, а с
2012 года её незначительный рост [8]. При этом в оставшихся 3 субъектах: республике Калмыкия, Волгоградской и Ростовской областях, в указанный период происходит постоянное сокращение общей численности населения.
Несмотря на преломление негативных тенденций, в целом в ЮФО наблюдается естественная убыль, что подтверждают данные таблиц «Родившиеся, умершие и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации», взятые из Демографических ежегодников России за 2005, 2008, 2010 и 2012 года. Так, в 2002 году она составила 85 473 человек [5], в 2004 году - 70 466 человек [5], в 2006 году - 34 417 человек [6], в 2008 году -43 985 человек [7, с. 76], в 2010 году - 30 807 человек [8], в 2011 году -26 424 человек [8]. При этом наибольшую естественную убыль населения на протяжении 10 лет неизменно демонстрировала Ростовская область, а наименьшую - Республика Адыгея, а в 2006-2007 годах также и Астраханская область. Единственным субъектом, демонстрировавшим естественный прирост населения на протяжении указанного десятилетия, стала республика Калмыкия. Однако уже в 2008 году естественный прирост также был зарегистрирован в Астраханской области.
За период с 2000 по 2010 года суммарный коэффициент рождаемости по ЮФО был на порядок выше общероссийского, составляя в 2002 году 1,389 [5], в 2004 - 1,426 [5], в 2006 - 1,383 [6], в 2008 - 1,593 [7, с. 97]. Однако уже в 2010-2011 годах СКР по Российской Федерации превосходит СКР по регионам ЮФО. Так в 2010 году он составлял 1,512 против 1,567, в 2011 - 1,517 против 1,582 [8]. При этом наибольший СКР наблюдался в республике Калмыкия (в 2002 - 1,696, в 2011 - 1,806), а наименьший в Ростовской области (в 2002 - 1,175, в 2011 - 1,390).
Таким образом, на основании статистических данных мы можем свидетельствовать о том, что демографическая ситуация в регионах, входящих в состав Южного Федерального Округа, так же неоднородна, как если бы мы их сравнивали по экономическому и природно-географическому потенциалу. Также мы можем свидетельствовать, что в большинстве, а именно в 4 субъектах, наблюдается устойчивый процесс депопуляции.
Причины происходящих депопуляционных процессов совершенно различны. Конечно же, не последнюю роль в этом сыграли события XX века: от войн, голода и репрессий до общественно-политического и социально-экономического кризисов. В Стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2020 года, а также концепциях демографического развития выделяются следующие причины:
1. Материально-бытовые трудности.
2. Низкий уровень жизни части населения.
3. Недостаточное качество оказания медицинской помощи.
4. Ухудшение репродуктивного здоровья населения.
5. Утрата семейных ценностей.
6. Рост числа разводов.
7. Большое количество преждевременного прерывания беременности.
8. Высокий уровень смертности граждан в трудоспособном возрасте.
9. Миграционная убыль.
10. Дифференцированность регионов по уровню социально-экономического развития [1, 3].
На основании анализа концепций демографического развития, мы можем говорить о том, что конечные цели регионов практически едины: стабилизировать общую численность населения, создать условия для увеличения численности населения, повысить качество жизни, увеличить ожидаемую продолжительность жизни, повысить СКР, восстановить социальную ценность семьи и брака, сохранить и укрепить здоровье населения, сократить уровень смертности [1, 3]. В ряде регионов, например, в Ростовской области основной задачей демографической политики помимо указанных мер также является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учётом необходимости их социальной адаптации и интеграции [2].
Во исполнении этих целей принимаются различные программы по развитию системы здравоохранения, выстраиваются меры социальной и материальной поддержки семей, материально стимулируется и поощряется рождение вторых, третьих, четвёртых и последующих детей, повышается уровень заработных плат. Однако эти меры пока не оказывают того влияния на демографическую ситуацию, на которое рассчитывают региональные власти. Кроме того, стоит отметить тот факт, что в регионах, входящих в состав ЮФО, необходимо пересмотреть меры по улучшению инвестиционного климата, от которого во многом зависит реализация одной из ключевых задач -повышение качества жизни населения и его благосостояния. Если обратиться к данным рейтингового агентства «Эксперт РА», то по данным за 2013 год по рейтингам инвестиционной привлекательности 4 субъекта, входящих в состав ЮФО, оцениваются как территории с низким или пониженным потенциалом. Исключение составляют Краснодарский край, потенциал которого оценивается как высокий с минимальными рисками, и Ростовская область, потенциал которой оценивается как средний с минимальными рисками [9].
Конечно же, пока говорить о том, насколько эффективны меры демографической политики регионов ЮФО, проводимые во исполнении целей и задач указанных выше концепций, рано, поскольку большинство концепций демографического развития приняты до 2025 года. Конечно, «сухие цифры» данных Демографических ежегодников России за последние несколько лет могут свидетельствовать о том, что предпринимаемые шаги региональных властей эффективны, однако стоит сделать оговорку и обратить внимание на то, что в это же время в детородный возраст вступили родители поколения «второго советского бэби-бума».
Список литературы:
1. Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 года № 1778-ОД «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» // «Волгоградская правда». - 2008. - № 225-226.
2. Постановление Администрации Ростовской области от 16.12.2009 № 672 «Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года» [Электронной ресурс]. - Режим доступа: http://mintrud.don-land.ru/Default.aspx?pageid=882.
3. Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 года № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_119398/?frame=1.
4. Указ Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2010. - № 5089.
5. Демографический ежегодник России. 2005: стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. - М., 2005. - 595 с. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B05_16/Main.htm.
6. Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. - М., 2008. - 557 с. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/B08_16/Main.htm.
7. Демографический ежегодник России. 2010: стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 525 с.
8. Демографический ежегодник России. 2012: стат. сб. [Электронный ресурс] / Росстат. - М., 2012. - 535 с. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113 7674209312.
9. Инвестиционные рейтинги регионов России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://raexpert.ru.
10. Минрегион России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.min-region.ru/home/index?locale=ru.
11. Южное инвестиционное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invest-yug.ru/climat/yufo/aboutyug.