УДК 070.23 (1-32) (470.6) «18»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТНАЯ ГАЗЕТА «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ» КАК ОБРАЗЕЦ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ КОНЦА XIX ВЕКА
Гребенькова Наталья Александровна, аспирант 3 года очной формы обучения специальности 10.01.10 «Журналистика»
Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь, Россия nata-grebenek@yandex. ru
Статья посвящена историческому опыту социальной журналистики на примере одной из ведущих провинциальных газет конца XIX века - «Северный Кавказ».
Ключевые слова: социальная журналистика; дореволюционная
провинциальная газета; информационная политика.
REGIONAL PRIVATE NEWSPAPER "NORTH CAUCASUS” AS AN EXAMPLE OF THE SOCIO-LEGAL JOURNALISM AT THE END OF THE XIX CENTURY Natalya Grebenkova,
postgraduate student of the 3 year full-time form of education of specialty 10.01.10 "Journalism"
Stavropol state university, Stavropol, Russia nata-grebenek@yandex. ru
The article is devoted to the historical experiences of the social journalism on the example of the regional fair of the newspaper ”Northern Caucasus ” at the end of the 19TH century as part of the information policy of the publication.
Keywords: social journalism; the pre-revolutionary provincial newspaper; information policy.
Научный интерес к социальной журналистике, актуализировавшийся в последние годы в журналистской ученой среде [см.., например: 1, 2, 3, 4, 5], детерминирует обращение к зарождению социализации прессы, начавшемуся еще в XIX веке, к историческому опыту исследования и репрезентации социальных проблем, накопленному журналистами того времени. Особенный интерес, на наш взгляд, в этом аспекте представляет дореволюционная провинциальная газета, поскольку для нее было характерно обращение к текущей жизни своего региона и, прежде всего, к социальной сфере. Провинциальная газета демонстрировала стремление к установлению контакта с аудиторией, социальному просвещению читателя и, по мысли профессора Л.Е. Кройчика, «консолидировала общество вокруг решения конкретных задач» [6, с. 20].
Именно такой на Северном Кавказе была первая частная газета в регионе, издававшаяся в Ставрополе с 1884 по 1906 гг., и получившая название «Северный Кавказ». Она соответствовала типу универсальной газеты, сложившемуся в России в 1860-е годы, обязательным атрибутом которого было освещение политических, экономических и литературных аспектов [7]. Современные исследователи называют ее «наиболее заметным явлением в частной периодике не только Ставрополья, но и всего региона» [8, с. 132].
Вместе с тем на страницах издания уделялось пристальное внимание освещению проблем социальной сферы. Как отмечает О.И. Лепилкина, именно «появление подобных газет является свидетельством начала установления в провинции партиципарной коммуникации» [9, с. 207], для которой характерно
активное «гражданское участие в решении важнейших социальных проблем с помощью средств массовой информации» [10, с. 74].
Анализ газеты показал, что до начала XX века ведущее место в ней занимала социальная сфера: широко освещались образование и медицина, благотворительность и экология, социальные конфликты, качество жизни граждан, положение печати. На страницах издания были представлены темы, осложняющие «правильное» [11], по определению газеты, течение жизни обывателя: бюрократия и коррупция в чиновничьей и военной среде,
повсеместное пьянство жителей станиц и хуторов региона, отсутствие благоустроенной инфраструктуры в регионе.
Постоянному обращению издания к социальной тематике немало способствовала личность редактора-издателя газеты «Северный Кавказ» Д.И. Евсеева, который, как удалось установить при исследовании архивных данных, был кандидатом прав [12], присяжным поверенным Ставропольского окружного суда, известным общественным деятелем. Евсеев занимался развитием образования в Ставропольской губернии, благотворительностью, активно участвовал в местной общественно-политической жизни [см. подробно: 13].
Уже в первом номере в передовой статье «Ставрополь, 1 декабря» редакция заявила, что считает своей главной задачей «всеми силами содействовать дальнейшему развитию и процветанию нашего края» [11]. В статье ставилась проблема, носившая в регионе острый социальный характер: противостояние «иногородних» и «старожилов», которое приводило к земельным спорам, скупке земли богатыми приезжими у бедных местных, ответным преследованиям пришлых со стороны местных, травле посевов и уничтожению образованных приезжими хуторов. Редакция отмечала, что борьба «принимает все более острый характер», и считала важным обозначить и другие «наиболее крупные отрицательные стороны общественной жизни нашего края». Позиция «Северного Кавказа» свидетельствует о принадлежности газеты к социальной журналистике, которой, по мнению
современных ученых, «принадлежит главенствующая роль в определении ситуации как проблемной, в придании ей меры релевантности и легитимности, необходимых для того, чтобы она стала предметом обсуждения общественности» [3, с. 3].
Важное место в газете занимают уголовная и судебная темы, представленные в социальном ракурсе. Так, в рубриках «Корреспонденции «Северного Кавказа»» и «Судебная хроника» в конце XIX века постоянно публикуются материалы о преступлениях на почве бедности и о неудовлетворительном содержании заключенных в тюрьмах. К примеру, постоянный автор, скрывавшийся под псевдонимом Юсъ, писал о жестоком обращении с осужденными: «Я видел, когда его привели, как трофей к ногам какого-то военного в шинели. Молодой, почти мальчик, измученный, избитый» [14]. В одном из номеров за 1885 г. было опубликовано письмо некоего Узника под названием «Темир Хан-Шура» «для читателей, интересующихся тюремными порядками и сочувственно относящихся к положению заключенных» [15], где сообщалось о грязи и убогой обстановке в камерах и нарушениях устава со стороны начальства.
Газета проявляла внимание к проблемам организации труда рабочих и способствовала защите их прав, рассказывая о махинациях с оплатой, искусственном увеличении рабочего времени, уклонении работодателя от возмещения расходов на лечение производственных травм. В корреспонденции «Из Кавказского уезда» приводился текст соглашения между «хозяином» (работодателем) и «рабочим», разработанного на одной из фабрик, и указаны «ложные ссылки на закон», которые «извращают смысл последнего и передают его верно лишь настолько, насколько выгодно хозяину» [16].
В отделе «Местная хроника» появлялись заметки, свидетельствующие о внимании газеты к развитию инфраструктуры региона: о строительстве телеграфных станций и линий, дорог, школ, учреждении больниц, читален и библиотек, деятельности губернатора и органов власти в этом направлении. Материалы на сельскохозяйственную тематику также иногда подавались в
контексте социальных проблем времени. Так, в 1885 году газета сообщала, что длительной засухой на Ставрополье и последовавшим за ней неурожаем воспользовались торговцы, и на рынках расцвела спекуляция продуктами питания по высоким ценам [17].
На протяжении 1880-1890-х гг. обязательной и заметной составной частью информационной повестки дня в «Северном Кавказе» была тема здоровья. В газете пристальное внимание уделяется медицинскому просвещению населения, освещается деятельность Пятигорского общества помощи недостаточным больным. Научно-познавательные статьи врача Г. Склотовского и доктора медицины И. Мрочковского посвящались мерам по противодействию эпидемиям чумы, холеры, оспы, профилактике венерических болезней. Показательно, что в первые годы издания газеты на ее страницах появляется значительное количество сообщений о самоубийствах чиновников, студентов, офицеров в регионе и в России и анализируются причины этого социального феномена.
Одной из важнейших на страницах «Северного Кавказа» была тема народного образования. Редакция выражала озабоченность неграмотностью населения станиц и хуторов, публиковала материалы о деятельности первого в губернии Общества для содействия распространению народного образования, которое появилось в Ставрополе в 1878 году благодаря инициативе Д.И. Евсеева, будущего редактора и издателя «Северного Кавказа» [18]. Широко освещалась просветительская и благотворительная деятельность народной и публичной библиотек, Общества грамотности, Общества содействия воспитанию и защите детей, которые устраивали народные чтения, благотворительные выставки-продажи детской литературы, «изящных» рукоделий, редких вещей, археологических находок и т.д.
В проблемных статьях и корреспонденциях газета рассказывала о нехватке школ и учителей, низкой заработной плате, тяжелых условиях труда и бесправии учителя, нередко используя для иллюстрации этих социальных явлений литературные тексты. В № 73 за 1887 г. в рубрике «Фельетон» был
опубликован сатирический рассказ «Веселая картинка», в сюжете которого автор И. Близнюков наглядно вывел, видимо, типичную ситуацию того времени: увольнение единственного учителя в сельской школе,
пользовавшегося любовью учеников, за несхожесть во взглядах на преподавание с местным священником.
Благотворительность и помощь нуждающимся была также важнейшей сферой информационного внимания «Северного Кавказа». Сообщалось о сборах средств, благотворительных концертах, спектаклях и выставках. Корреспонденции такого рода поступали из Ставрополя и Ставропольской губернии, Екатеринодара и Кубанской области, а также из Владикавказа. Нередко из публикаций газеты читатели узнавали, на что тратились благотворительные средства: возведение домов пострадавшим от пожаров, помощь бедным семьям, устройство елок для сирот и детей из недостаточных семей, помощь учащимся гимназий, голодающим, благоустройство города. В 1898 году редакцией и обществом Красного Креста была объявлена акция по сбору средств в пользу голодающих Ставропольской губернии, пережившей большой неурожай. «Нечего и говорить, что мы более чем охотно принимаем на себя посредничество между управлением Красного Креста и жертвователями: помещения редакции и конторы нашего здания всегда будут открыты для приема пожертвований», - писал «Северный Кавказ» [19].
Газеты уделяла внимание вопросам экологии и природопользования. Нередко на ее страницах можно было найти статьи, посвященные необходимости возведения плотин в некоторых местах рек, отношению человека к природе, а также путевые очерки, в которых рассказывалось о природе того или иного региона. Например, в конце 1880-х гг. газета публиковала серию статей о лесоведении, в рубрике «Фельетон» в 1887 г. размещала серию путевых очерков «В новом краю. Записки о Закаспийском крае» А. Бабича, в рубрике «По Кавказу» за тот же год сообщала «О результатах посадки в Крыму пробкового дерева».
На протяжении 1880-1890-х гг. в газете периодически появляются статьи, посвященные положению прессы в России. Так, в 1898 г. была размещена статья «О нуждах печати», подвергнувшая анализу законы, регулирующие права периодических изданий и степень свободы слова. В материале не только перечислены все законы, принятые с 1865 г., но и дана их подробная характеристика, в результате чего газета пришла к выводу, что к концу XIX века произошло значительное стеснение свободы прессы и переход цензуры от «предупредительной системы к системе карательной» [20].
Показательно, что в фокусе внимания «Северного Кавказа» присутствовали вопросы семейного права в России. Тема насилия в семье появилась на страницах издания уже в 1884-1885 годах. Сначала она находила отражение в корреспонденциях «Из зала суда» и информациях уголовного характера, в которых сообщалось об убийствах и увечьях на почве ревности и в результате злоупотребления спиртным. Эти прискорбные случаи, видимо в силу своей массовости, подвигли редакцию вынести обсуждение этой темы в передовую статью «Ставрополь, 26 сентября». Там говорилось, что, несмотря на то, что «скоро минет 25 лет со времени уничтожения крепостного права», женщина по закону остается «на всю жизнь закрепощенной мужу». Автор статьи приводил вопиющие примеры семейного насилия из судебной практики и приходил к выводу, что эти случаи только увеличились с тех пор, как «мужик стал свободным». Автор указывал на отмену уголовной статьи «за жестокое обращение» в 1876 году, возлагал вину на волостные суды, которые просто «игнорируют бабьи стоны». «Неумолкающие рыдания, потоки слез и бесчисленные кровоподтеки - вот вещественные доказательства того трагического положения, в которое поставлена наша женщина», - отмечала газета [21]. Данная тема получила развитие, и «Северный Кавказ» в конце XIX века периодически к ней возвращался. В частности, в 1893 г., в № 12 была помещена необычная статья «Женщины в общественных должностях», посвященная положению женщины в Америке: там они работают в судах, занимают руководящие должности, участвуют в голосовании на выборах.
Таким образом, проведенное исследование показало, что газета «Северный Кавказ» уже в конце XIX века стала образцом социальной журналистики. Анализ публикаций 1884-1899 гг. позволил выявить наиболее важные темы социальной направленности, которые являлись неотъемлемой частью информационной политики издания в тот период: образование, медицина, благотворительность, экология, социальные явления и конфликты, положение печати в России, качество жизни граждан.
Газета формулировала назревшие социальные проблемы общероссийского и местного уровня, анализировала и разъясняла ситуацию с точки зрения законодательства, житейских реалий, позиции власти, искала и предлагала решения. Редакция непосредственно участвовала в социально ориентированных акциях, направленных на улучшение уровня жизни населения, и нередко сама становилась их организатором, вовлекая читательскую аудиторию в поиск решений проблем.
«Северный Кавказ», насколько это было возможно в цензурных условиях, последовательно отстаивал права человека, личности, выполняя такие важнейшие функции социальной, партиципарной журналистики, как участие в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, позитивное влияние на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни, трансляция социальных ценностей.
Литература
1. Проблематика СМИ. Информационная повестка дня / Под ред. М.В. Шкондина. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 316 с.
2. Фролова Т.И. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге: Учебное пособие. - М.: Пульс, 2003. - 44 с.
3. Баутина П.В. Журналистика как средство конструирования социальных проблем: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / Казанский гос. ун-т. -2003. - 195 с.
4. Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.
5. Дзялошинский И.М. Пресса третьего сектора или социальная журналистика? // Право знать: история, теория, практика. - 2004. - №7/8. - С. 42-47.
6. Кройчик Л.Е. Провинциальная частная газета. Формирование концепции // Российская провинциальная частная газета / Сост Л.Е. Кройчик; под ред. Л.Е. Кройчика и Ю.Л. Мандрики. - Тюмень: Мандр и К°, 2004. - С. 3-20.
7. Сонина Е.С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. -СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. - 356 с.
8. Станько А.И. Журналистика Дона и Северного Кавказа (XIX в.). -Ростов-на-Дону, 2006. - 173 с.
9. Лепилкина О.И. Становление системы периодической печати на Ставрополье в XIX - начале XX вв. [Текст]: Монография. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. ун-та, 2010. - 364 с.
10. Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации: Автореф. дис.... докт. филол. наук: 10.01.10. - М., 2002. - 79 с.
11. Северный Кавказ. - 1884. - № 1.
12. ГАСК. Ф. 398. Оп. 24, ед. хр. 6, л. 5.
13. Дорошенко Н.А. Дмитрий Евсеев - редактор, журналист,
общественный деятель // Ьформат. Журналистика провинции: научно-
публицистический альманах. - Вып. 1. - Ставрополь, Изд-во СГУ, 2005. - С. -167-172.
14. Северный Кавказ. - 1884. - № 2.
15. Северный Кавказ. - 1885. - № 11.
16. Северный Кавказ. - 1885. - № 22.
17. Северный Кавказ. - 1885. - № 16.
18. Краснов М.В. Историческая справка к 25-летию Общества для содействия распространению народного образования в г. Ставрополе // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии. - Ставрополь, 1913.
29. Северный Кавказ. - 1898. - № 139. 20. Северный Кавказ. - 1898. - № 43.
Рецензент:
Лепилкина Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой истории и теории журналистики, ФБГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»