Г. П. КУЛЕШОВА Ю. В. ДАДАЕВА
РЕГИОНАЛЬНАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В КОНТЕКСТЕ
МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Ключевые слова: антинаркотическая профилактика, наркотизация, наркотизм, модернизация, молодежь, мониторинг, Республика Мордовия
Key words: counter-drugs prophylactic, narcotization, narcotism, modernisation, youth, monitoring, region
Модернизация любого общества предполагает совершенствование не только техники, технологий, производств, но тесно связанных с ними социальных и личностных отношений, определяемых как инновационный уклад жизни общества, социальная среда его развития. В контексте социокультурной модернизации государство и институты гражданского общества определяют политику модернизации и создают необходимые условия для активного участия большинства граждан в ее реализации, а также в развитии страны, общественной жизни, совершенствовании окружающего мира1.
КУЛЕШОВА Галина Петровна, директор Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор социологических наук.
ДАДАЕВА Юлия Владимировна, старший научный сотрудник НОЦ «Правовое обеспечение государственного управления» Средне-Волжского (г. Саранск) филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
Роль молодежи в жизни общества в большей степени проявляется на этапе модернизации. В социальном плане именно с молодыми людьми связывают перспективы развития любого общества. Кроме того, молодежь обладает значительным инновационным потенциалом, являющимся источником современных и будущих изменений. Одну из основных угроз для общих перспектив социально-экономического развития России и возможности восприятия обществом современных инновационных идей, успешной практической деятельности в данном направлении представляет распространение различных форм злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде (табак, алкоголь, наркотики). Широкое распространение подобных явлений опасно не только для непосредственных потребителей психоактивных веществ, но и ближайшего социального окружения.
Наиболее опасно потребление наркотиков, вызывающее многочисленные негативные социальные и медицинские последствия и приводящее к физической и нравственной деградации человека. Проблема распространения наркомании в России рассматривается как «угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои общества»2. На 1 января 2011 г. в РФ зарегистрировано 650 тыс. потребителей наркотиков. По данным экспертных оценок, число лиц, потребляющих наркотики, достигает примерно 2,5 млн чел., или около 2 % населения страны3. Более половины — это молодые люди до 30 лет. Ситуация усугубляется тем, что в обществе (как в молодежной среде, так и среди взрослого населения) прослеживается тенденция толерантного отношения к проблеме наркотизма, отсутствует выраженное неприятие и противодействие этому явлению. Носители проблемы — не только больные наркоманией, но и те, кто имеет опыт разовых, эпизодических проб наркотических веществ. Как правило, начинающие наркопотребители не идут дальше разовых и эпизодических экспериментов с наркотиками и со временем самостоятельно или под влиянием внешних обстоятельств отказываются от них. Но большая часть молодежи, включенная в наркотизацию, остается вне сферы внимания со стороны институтов социализации и социального контроля. Широко распространенные правоприменительная и медицинская практики обычно направлены
против наркомании, а не наркотизма, что не соответствует современной антинаркотической политике.
Становится очевидным, что посредством использования только правоохранительного ресурса нельзя коренным образом изменить ситуацию, связанную с распространением наркотиков и их потреблением. Произошло перераспределение основных приоритетов в государственной политике противодействия наркомании и наркопреступности и сосредоточение основных усилий на профилактике наркотизма и борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Антинаркотическая профилактика на федеральном уровне и в регионах осуществляется в форме целевых программ профилактики. Среди преимуществ подобных программ можно отметить их четкость в понимании и формулировке целей, выбор приоритетных и ключевых направлений работы, возможность поэтапного контроля достигаемых результатов. Вместе с тем этого достаточно трудно добиться на практике. Так, основными проблемами антинаркотических программ являются несоответствие декларируемым принципам целевого планирования, отсутствие регламента, позволяющего контролировать ход и качество исполнения программ в должной мере. Это приводит к снижению их эффективности. В связи с этим Р. Г. Дубровский и В. Г. Теплицкий отмечают, что часто встречающиеся несоответствия между целями, задачами, мероприятиями и ожидаемыми результатами программ, а также явные диспропорции в распределении финансовых средств характерны для многих программ4. Это характерно и для Мордовии, где значительный объем средств целевой программы тратится на мероприятия общеоздоровительной направленности и укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения. При этом такие ключевые направления профилактики наркомании, как программы по формированию жизненных навыков и социально-психологическая работа, остаются без должного государственного внимания и финансирования.
Для преодоления сложившейся ситуации с потреблением наркотиков становится актуальным отслеживание масштабов охвата, динамики и специфики наркотизации различных социальных групп, социально-территориальных сообществ. Так, значение научных подходов к осуществлению антинаркотической деятельности отмечается в Стратегии государ-
ственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. В Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации в направлениях «сокращение предложения наркотиков (путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия внешней наркоагрессии)» и «развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками» имеется раздел «Система мер по сокращению спроса на наркотики», предполагающий два главных направления работы — «Исследование и оценка (мониторинг) наркоситуации в Российской Федерации» и «Меры по профилактике наркомании»5.
Поскольку мониторинг наркоситуации осуществляется для определения совокупности причин, обусловливающих потребление наркотиков в регионе (факторов риска), а также причин, препятствующих наркопотреблению (факторов защиты), то данные социологических исследований позволяют ставить не только конкретные задачи, но и предоставляют собой основу для определения критериев эффективности профилактики. Обращение к методам социологической науки, изучающей как специфику и динамику общественного мнения, так и конкретные проявления социальных патологий (в том числе наркоманию), связано с тем, что социология (и другие сопредельные науки) дает знания о закономерностях и механизмах изменения общественного сознания, в частности, особенностей восприятия различных возрастных групп молодежи.
Согласно многочисленным социологическим исследованиям, приобщение к наркотикам происходит преимущественно у лиц с определенным набором социально-демографических характеристик и поведенческих проявлений. На основании «предрасполагающих» к употреблению наркотиков факторов, выявленных в ходе мониторинга наркоситуации, на территории Мордовии выделяются «группы риска», т. е. социальные группы, в которых вероятность наркопотребления наиболее высока. С учетом социально-демографических характеристик этих групп планируются и реализуются все необходимые виды профилактической антинаркотической работы. Профилактическое воздействие должно быть направлено не только на лиц, уже имеющих опыт употребления наркотиков, но и на лиц, у которых подобного опыта нет, но в силу своих
социально-демографических или поведенческих особенностей демонстрируют высокий риск начала наркопотребления.
В настоящее время в Мордовии реализуется Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2010—2014 годы. Среди указанных в программе задач отмечено развитие системы мониторинга наркоситуации и оценки эффективности проводимой профилактической антинаркотической работы, а среди ожидаемых результатов — наличие научно обоснованных статистических данных о числе лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Из-за отсутствия действенной системы исследования и оценки наркоситуации субъекты антинаркотической деятельности не имеют достоверной информации о распространенности наркомании и других факторах, определяющих наркоситуацию в регионе. Так, вследствие организационно-правовой неурегулированности действующая система учета потребителей наркотиков, основанная на принципах добровольности и анонимности, не отражает реальной ситуации с потреблением наркотиков. Не существует и объективной системы учета смертности, напрямую или косвенно связанной с потреблением наркотиков, что зафиксировано в официальной статистике Республики Мордовия за последние годы.
В настоящее время в Мордовии информация об осуществляемой деятельности в области профилактики представлена в форме разнородных данных различных ведомств и организаций. В республике с 2007 г. различными ведомствами проводятся исследования наркоситуации, однако они, как правило, затрагивают лишь проблемы потребления психоактивных веществ, избегая анализа антинаркотической деятельности, проводимой различными организациями и ведомствами. В ходе социологического исследования «Реализация антинаркотической профилактики в Республике Мордовия», проведенного нами в 2010 г., выявлены весьма показательные особенности проводимой в среде учащейся молодежи профилактической деятельности. Объем выборочной совокупности составил 575 чел. (194 чел. — учащиеся общеобразовательных школ, 381 чел. — учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений).
Исследование показало, что учащиеся достаточно осведомлены о том, что в школах, училищах, техникумах, вузах республики проводятся мероприятия, акции, направленные против употребления наркотиков (52,4 %). Необходимо отметить, что учащиеся вечерней школы вообще не знают об антинаркотической работе их учебного заведения: 45,9 % отметили, что подобные мероприятия проводятся не чаще, чем один раз в год. Среди опрошенных 24,6 % отметили, что мероприятия по профилактике наркомании проходят 3—4 раза в год; 1,8 % — 5—7 раз в год. Довольно большая доля учащихся (27,7 %) затруднилась ответить на вопрос. Мы видим, что профилактика, проводимая среди учащейся молодежи, зачастую не носит системного характера. Разовые акции не оказывают должного влияния на создание антинаркотической среды. Вместе с тем количество профилактических мероприятий не должно снижать их качество. Мероприятия по профилактике наркомании в молодежной среде должны проходить в течение всего периода обучения.
В ходе опроса выяснилось, что только 34,8 % учащейся молодежи принимали участие в антинаркотических мероприятиях (организовывали, присутствовали, видели), в то время как 64,8 % респондентов не были охвачены подобными мероприятиями. Низкая активность учащихся свидетельствует либо о том, что большая часть мероприятий, запланированных в антинаркотических программах, не реализуется, либо их проведение настолько формально, что не затрагивает личной позиции молодого человека и не изменяет его установок.
Выяснилось, что выступления специалистов (врачей, сотрудников правоохранительных органов и др.) перед молодежной аудиторией, антинаркотическая реклама (плакаты, буклеты, брошюры, подборка специальной литературы в учебном заведении и библиотеке), творческие работы на антинаркотическую тематику являются традиционными формами антинаркотической деятельности, проводимыми среди всех групп молодежи. Так, участвовали в тематических концертах и фестивалях 29,5 % студентов, 28,6 % учащихся техникумов, 20,0 % учащихся колледжей и 16,1 % учащихся средних общеобразовательных школ. О документальных и художественных фильмах с антинаркотическим сюжетом и выступлениях молодежных лидеров по проблеме
наркомании знают лишь учащиеся средних общеобразовательных школ, студенты вузов и работающая молодежь. Интерактивные формы работы с молодежью (антинаркотические тренинги, ролевые игры, дискуссионные клубы), позволяющие осуществлять обратную связь, выражать свое мнение, отметили 28,7 % студентов вузов, 16,1 % учащихся средних общеобразовательных школ и 10,0 % учащихся ПТУ. В обсуждениях проблемы наркотизма на форумах, в блогах, социальных сетях и др. принимали участие лишь 4,0 % учащихся колледжей, 17,9 % учащихся средних общеобразовательных школ и 25,6 % студентов вузов. Мы видим, что наибольшую активность в антинаркотической профилактике проявляют учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты вузов.
Проведенное исследование предпочтений представителей различных групп учащейся молодежи в сфере профилактики наркотизма свидетельствует о том, что представители всех опрошенных групп учащихся единодушно определили в качестве самого эффективного средства профилактики документальные (51,3 %) и художественные (31,3 %) фильмы о последствиях употребления наркотических средств. Примечательно, что и молодежь, имеющая опыт потребления наркотиков, высказалась о документальных фильмах как о наиболее эффективной форме проведения антинаркотической профилактики (45,8 %).
Полученные в ходе исследования результаты показывают необходимость включения в целевые программы не только исследования наркоситуации, но и мониторинга антинаркотической профилактики, реализуемой в регионе, который позволяет определить не только охват целевой аудитории, но и степень воздействия различных форм профилактической деятельности.
Не менее важной проблемой реализации целевых антинаркотических программ является оценка их эффективности. Критериями оценки достижения результатов служат целевые индикаторы программы — количественное выражение параметров деятельности, значение которых должно находиться в пределах заданной нормы. Желательные изменения в поведении представителей целевых групп программы относятся к ее ожидаемым результатам. Так, в «Комплексных мерах противодействия злоупотреблению наркотиками и их неза-
конному обороту» на 2010—2014 годы одним из важнейших целевых индикаторов, касающихся антинаркотической профилактики, является доля детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц6, а ожидаемым результатом — формирование антинаркотического мировоззрения широких слоев общества. Однако они не в полной мере отражают реальную наркоситуацию.
Показателен в этом плане опыт Санкт-Петербурга, где в городской антинаркотической программе введен ряд целевых индикаторов ее реализации: степень соответствия данных, полученных в результате проведения независимых социологических исследований наркоситуации о числе лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества на территории Санкт-Петербурга, данным государственной статистики; процент населения, негативно относящегося к идеям легализации распространения «легких наркотиков» (по данным социологических опросов); процент населения, считающего, что немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ может быть безвредным (по данным социологических опросов); процент населения, признающего собственный опыт немедицинского потребления наркотических средств и сильнодействующих психоактивных веществ (по данным социологических опросов); процент населения, считающего, что в Санкт-Петербурге можно свободно приобрести наркотики для немедицинского потребления (по данным социологических опросов)7. Введение подобных индикаторов в региональные целевые антинаркотические программы позволит не только определить степень охвата различных целевых групп профилактической деятельностью, но и выявить влияние этой деятельности на формирование антинаркотических установок жителей определенного региона.
Таким образом, современная наркоситуация требует новых подходов в антинаркотической деятельности, способных внести существенный вклад в профилактику наркотизма. Проблема наркотизации молодежной среды может быть разрешена только с помощью системной, последовательной организационно-профилактической работы и на основе проведения комплексных социологических исследований в регионе, их всесторонней научной оценки и разработки
эффективной системы мер противодействия. Результаты проводимых в разных регионах исследований не сопоставляются между собой и, как правило, не используются. Для выявления особенностей наркоситуации в субъектах РФ представляется действенным проведение мониторинга в соответствии с общероссийской программой, реализуемой Государственным антинаркотическим комитетом России совместно с Управлением по наркотикам и преступности ООН по России. Важным является также изучение эффективности проводимой в регионах профилактики наркотизма, позволяющей определить воздействие на восприятие различных форм профилактической деятельности молодежью.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Вестн. образования. URL: http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html (дата обращения: 25.08.2011).
2 «Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации». URL: http://stratgap.ru/pages/strategy/3662/3887/4208/index. shtml (дата обращения: 22.08.2011).
3 См.: Заседание президиума Госсовета, посвященное борьбе с распространением наркотиков среди молодежи. URL: http://Kremlin.ru/ transcripts/10986 (дата обращения: 20.08.2011).
4 См.: Дубровский Р.Г., Теплицкий В.Г. Разработка и оценка эффективности целевых антинаркотических программ // Наркология. 2010. № 1. С. 30.
5 См.: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.
6 См.: Постановление Правительства Республики Мордовия «О Республиканской целевой программе „Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2010—2014 годы» от 30 ноября 2009 г. № 514. URL: http://www.ufsknrm.ru/?id_refer=496 (дата обращения: 10.08.2011).
7 См.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О программе „Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге" на 2009—2012 годы» от 28 апреля 2009 г. № 437. URL: http://law.kodeks.ru/ egov/index?tid=0&nd=891810571&nh=0&ssect=1 (дата обращения: 12.08.2011).
Поступила 21.10.11.