Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ'

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагарина С.Н.

Основная концепция современного развития - концепция устойчивого развития (экономическое, социальное, экологическое). Все эти факторы влияют на формирование активного долголетия. В настоящее время все страны, в т.ч. и Россия осуществляют национализацию Целей устойчивого развития (ЦУР). Несмотря на снижение самостоятельности регионов РФ в постковидный период, из-за целевых субсидий, актуальной является регионализация ЦУР. В статье представлено видение автора на необходимость и возможность адаптации целей устойчивого развития ООН посредством их интеграции в стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. для реализации концепции активного долголетия в качестве стратегического приоритета. При этом отмечена необходимость специфического целеполагания, с учетом особенностей развития региона. Учитывая проблемы региона, которые оказывают непосредственное влияние на формирование активного долголетия и качество жизни населения, из 17 ЦУР выбраны восемь Целей. Взаимосвязь Целей может свидетельствовать о комплексном подходе к реализации мероприятий, обеспечивающих активное долголетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гагарина С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS IN THE PROCESS OF STRATEGIC PLANNING OF ACTIVE LONGEVITY

The main concept of modern development is the concept of sustainable development (economic, social, environmental). All these factors influence the formation of active longevity. Currently, all countries, including Russia, are nationalizing the Sustainable Development Goals (SDGs). Despite the decline in the independence of the regions of the Russian Federation in the post-crisis period, due to targeted subsidies, the regionalization of the SDGs is relevant. The article presents the author's vision of the need and possibility of adapting the UN Sustainable Development Goals through their integration into the strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030 to implement the concept of active longevity as a strategic priority. At the same time, the need for specific goal-setting was noted, taking into account the peculiarities of the development of the region. Taking into account the problems of the region, which have a direct impact on the formation of active longevity and the quality of life of the population, eight Goals have been selected from 17 SDGs. The interrelation of Goals may indicate an integrated approach to the implementation of measures that ensure active longevity.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ»

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-60-63

Аннотация. Основная концепция современного развития - концепция устойчивого развития (экономическое, социальное, экологическое). Все эти факторы влияют на формирование активного долголетия. В настоящее время все страны, в т.ч. и Россия осуществляют национализацию Целей устойчивого развития (ЦУР). Несмотря на снижение самостоятельности регионов РФ в постковидный период, из-за целевых субсидий, актуальной является регионализация ЦУР.

В статье представлено видение автора на необходимость и возможность адаптации целей устойчивого развития ООН посредством их интеграции в стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. для реализации концепции активного долголетия в качестве стратегического приоритета. При этом отмечена необходимость специфического целеполагания, с учетом особенностей развития региона. Учитывая проблемы региона, которые оказывают непосредственное влияние на формирование активного долголетия и качество жизни населения, из 17 ЦУР выбраны восемь Целей. Взаимосвязь Целей может свидетельствовать о комплексном подходе к реализации мероприятий, обеспечивающих активное долголетие.

Ключевые слова: стратегическое планирование, активное долголетие, устойчивое развитие, регионализация целей устойчивого развития, Калужская область.

Демографическое старение является глобальным вызовом и представляет собой эволюционный процесс, что может свидетельствовать о сохранении этих тенденций в долгосрочной перспективе. Это обусловливает необходимость стратегического подхода к управлению активным долголетием, в целях повышения качества жизни и устойчивого развития [1].

Стратегическое управление активным долголетием может реализовываться различными экономическими субъектами. При этом, учитывая особенности современного этапа развития ведущая роль принадлежит государству, выполняющему роль интеллектуально-информационного центра регулирования, прогнозно-стратегического ориентирования, социального оздоровления.

Важнейшим функциональным элементом стратегического управления является стратегическое планирование, которое представляет собой решение обратной задачи в чрезвычайно сложной концепту-

альной (когнитивной, понятийной) и слабо определенной среде.

В Российской Федерации с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сформировалась система общегосударственного стратегического планирования [2]. На федеральном и региональном уровне приняты документы стратегического планирования, программы, проекты, которые содержат мероприятия по активному долголетию. В этих документах отсутствует определение понятия «активное долголетие», и оно отождествляется с «активным старением».

По мнению автора, следует посмотреть на понятие «активное долголетие» в широком смысле, не ограничиваясь старшими возрастными группами. Это объясняется тем, что «долголетие» предполагает долгую жизнь, а «старение» - это стадия жизненного цикла человека. При этом условия для активного долголетия закладываются на протяжении всей жизни человека. В

этой связи в определении понятия «активное долголетие» представляется целесообразным акцентировать внимание на необходимость разработки и реализации мероприятий, способствующих активному долголетию для всех возрастных групп населения.

Базовым документом стратегического планирования, разрабатываемым в Калужской области, в рамках целеполагания является Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций» [3]. Инструментом реализации Стратегии являются государственные программы.

В рамках исследования проведен анализ документов государственных программ субъекта РФ по результатам которого автором предлагается реализация ряда мероприятий, в частности: проведение аудита госпрограмм на основе Стандарта внешнего государственного (муниципального) контроля; проведение анализа степени взаимного влияния показателей различных госпрограмм (индикаторов) госпрограммы на показатели (индикаторы) других госпрограмм, что снижает риски их недостижения; обеспечение межведомственного характера их разработки и реализации (т.е. принципа участия); формирование группы мониторинга, с привлечением экспертного сообщества, при ГБУ «Проектный офис Калужской области»; создание портала «Государственные программы Калужской области для граждан».

Анализ концептуальных документов ООН, принятых во втором десятилетии XXI века, свидетельствует, о том, что главной концепцией будущего является устойчивое развитие. Основываясь на данном утверждении, в формулировке главной цели Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. предлагается заменить «.. .устойчивого экономического развития» на «.устойчивого развития».

Устойчивое развитие региона предполагает стабильность его функционирования как сложной социо-эколого-экономичес-кой системы. В этой связи региональная политика устойчивого развития должна учитывать структурные демографические

изменения, адаптироваться к старению и включать в качестве составляющего элемента политику активного долголетия, которая должна охватывать все возрастные группы населения и реализовываться на протяжении всей жизни человека.

В настоящее время осуществляется интеграции ЦУР в национальную повестку России с учетом международного опыта [4]. По мнению автора, актуальной является адаптация ЦУР ООН к долгосрочным целям развития Калужской области, что позволит интерпретировать устойчивость развития во всем многообразии, а не только с позиций экономического роста; реализовывать социальную политику, нацеленную не только на повышение качества жизни, но и на поддержание тенденций его роста в перспективе и более полного использования потенциала для активного долголетия. При этом регионализация ЦУР ООН требует специфического целеполагания с учетом социально-экономического уровня развития региона.

В рамках данного исследования представляется целесообразным осуществлять выбор целей на основе главных детерминант активного долголетия, а именно, образа жизни человека (поведенческие, личностные факторы), социально-экономических условий (в т.ч. медицинские, социальные, образовательные услуги), состояния окружающей среды, с учетом проблем социально-экономического развития и возможных «точек роста».

Автором, из 17 ЦУР ООН [5], выделены восемь стратегических направлений, которые важны для Калужской области, в части реализации концепции активного долголетия, и поддаются количественному и качественному анализу: бедность и неравенство; здоровье; образование; экономика, рынок труда, производительность труда; городское развитие; окружающая среда; миролюбивое общество для всех; общественно-государственно-частное партнерство.

Представляется важным отметить, что современные исследователи наряду с экономическими, социальными, экологическими факторами устойчивого развития выделяют четвертый фактор - институци-

ональный (управленческий). В этой связи, ритизацию адаптированных Целей устой-учитывая наличие четырех факторов чивого развития в таблице. устойчивого развития, представим прио-

Таблица 1. Структуризация адаптированных Целей устойчивого развития для реализации концепции активного долголетия на региональном уровне_

№ цели Содержание цели Приоритеты

экономические социальные экологические институциональные

3 Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте **

4 Обеспечение качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех **

8 Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех ** *

10 Сокращение бедности и региональной дифференциации доходов * **

11 Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов * **

15 Улучшение экологической обстановки и создание комфортных условий для жизни **

16 Содействие построению миролюбивого и открытого общества для всех возрастов * **

17 Активизация работы механизма общественно-государственно-частного партнерства * **

Примечание: ** — основной приоритет для Цели, * — сопряженный приоритет для Цели

Адаптация целей устойчивого развития ООН и их интеграция в стратегию социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. для реализации концепции активного долголетия, по принципу «важен каждый», должна осуществляться на программном уровне, на основе механизмов общественно-государственно-частного партнерства. Это будет способствовать комплексному решению задач, достижению нескольких целей и реальному применению программно-целевого подхода к решению социо-эколого-экономических проблем региона.

Таким образом, интеграция Целей в стратегию социально-экономического развития региона на долгосрочную перспек-

тиву, мониторинг их достижения открывают возможности проведения межрегиональных сопоставлений в области устойчивого развития сложных социо-эколого-экономических региональных систем. Это позволит обеспечить принятие органами публичной власти своевременных мер, снижающих негативное и повышающих позитивное влияние внешних и внутренних факторов на устойчивость развития региона и, как следствие, на качество жизни населения. В свою очередь, положительная динамика индикаторов и отдельных показателей, включенных в систему оценки, повышает степень обоснованности принимаемых решений по управлению устойчивым развитием региона.

Библиографический список

1. Бурцева, Т.А. Оценка качества жизни населения старших возрастов при обосновании стратегий активного долголетия в условиях структурных демографических изменений / Т.А. Бурцева, С.Н. Гагарина, Н.Ю. Чаусов // Вестник университета. - 2019. - № 2. - С. 512. - Б01 10.26425/1816-4277-2019-2-5-12. - ББК

2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

3. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pre.admoblkaluga.ru/sub/econom/strategy/Strateg_K0_red_26-11-2020_.pdf

4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 298 с.

5. Цели в области устойчивого развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

REGIONALIZATION OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS IN THE PROCESS OF STRATEGIC PLANNING OF ACTIVE LONGEVITY

S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The main concept of modern development is the concept of sustainable development (economic, social, environmental). All these factors influence the formation of active longevity. Currently, all countries, including Russia, are nationalizing the Sustainable Development Goals (SDGs). Despite the decline in the independence of the regions of the Russian Federation in the post-crisis period, due to targeted subsidies, the regionalization of the SDGs is relevant.

The article presents the author's vision of the need and possibility of adapting the UN Sustainable Development Goals through their integration into the strategy of socio-economic development of the Kaluga Region until 2030 to implement the concept of active longevity as a strategic priority. At the same time, the need for specific goal-setting was noted, taking into account the peculiarities of the development of the region. Taking into account the problems of the region, which have a direct impact on the formation of active longevity and the quality of life of the population, eight Goals have been selected from 17 SDGs. The interrelation of Goals may indicate an integrated approach to the implementation of measures that ensure active longevity.

Keywords: strategic planning, active longevity, sustainable development, regionalization of sustainable development Goals, Kaluga region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.