Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В ВУЗЕ'

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / РЕГРЕССИОННЫЕ МОДЕЛИ / СТУДЕНТЫ-ЭКОЛОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торопова Светлана Ивановна

Необходимость разрешения экологических проблем делает актуальным поиск путей совершенствования процесса математической подготовки будущих экологов, одним из направлений которого выступает выполнение принципа региональности в обучении математике. Уточняется определение данного принципа, изложен опыт его реализации посредством проектной деятельности, нацеленной на изучение экологических проблем региона средствами математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONALIZATION OF THE CONTENT OF THE MATHEMATICAL EDUCATION OF STUDENTS-ECOLOGISTS IN UNIVERSITY

The necessity of solving the ecological problems makes actual the search of the ways of improving the process of mathematical training of future ecologists, one of the directions is the fulfillment of the principle of regionality in teaching mathematics. There is specified the definition of the principle, there is represented the experience of its implementation by the means of the project activities aimed at studying the ecological problems of the region by the means of mathematics.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ В ВУЗЕ»

12. Literaturnoe chtenie: uchebnik dlya 2 kl. chetyrekhlet. nach. shk.: v 2 ch. / L.A. Efrosinina [i dr.]. M., 2014. CH. 1.

13. Literaturnoe chtenie: uchebnik. 3 kl.: v 2 ch. / L.F. Klimanova [i dr.]. M., 2014. Ch. 2.

14. Kozhina N.A. Zaglavie hudozhestvennogo proizvedeniya: struktura, funkcii, tipologiya: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 1986.

15. Kuharenko V.A. Interpretaciya teksta. M., 1988.

16. Lazareva E.A. Zagolovok v gazete: ucheb. posobie dlya studentov-zhurnalistov. Sverdlovsk, 1989.

17. Lamzina A.V. Zaglavie // Vvedenie v litera-turovedenie / pod red. L.V. Chernec, V.E. Halizeva [i dr.]. M., 2000.

18. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazy-ka / pod red. N.Yu. Shvedovoj. M., 1986.

19. Svetlovskaya N.N. Detskaya kniga i detskoe chtenie v sovremennoj nachal'noj shkole [Elektron-nyj resurs]: ucheb. posobie dlya studentov pedago-gicheskih vuzov. M., 2011. URL: http://www.iprbook shop.ru/26466.html (data obrashcheniya: 26.07.2021).

20. Sosnovskaya O.V. Teoriya literatury i praktika chitatel'skoj deyatel'nosti. M., 2008.

21. Suprun V.I. Onomasticheskoe pole russkogo yazyka i ego hudozhestvenno-esteticheskij potencial: monogr. Volgograd, 2000.

22. Fomin A.A. Associativnye svyazi literaturnogo onima i aksiologiya hudozhestvennogo obraza // Izv. Ural. gos. un-ta. 2001. № 20. S. 213-228.

23. Fonyakova O.I. Imya sobstvennoe v hudozhest-vennom tekste: ucheb. posobie. L., 1990.

The role of proper noun in the structure of the analysis of fiction in primary school

The article deals with the role of proper nouns in the structure of the analysis of the literary work for children. There is described the position of the headline and headline complex in the text, their cooperation and the most important fulfilled functions. There is shown the functioning of the literary anthroponyms in the works studied by younger schoolchildren. The authors demonstrate the analysis of anthroponyms as an imaginative means of the fiction at the lessons of the literary reading.

Key words: proper noun, analysis of fiction, headline of literary work, headline complex, literary anthroponymy, functions of literary anthroponyms in text.

(Статья поступила в редакцию 25.08.2021)

О Торопова С.И., 2021

С.и. торопова

(Киров)

регионализация содержания

математического

образования

студЕнтов-экологов в вузе

Необходимость разрешения экологических проблем делает актуальным поиск путей совершенствования процесса математической подготовки будущих экологов, одним из направлений которого выступает выполнение принципа региональности в обучении математике. Уточняется определение данного принципа, изложен опыт его реализации посредством проектной деятельности, нацеленной на изучение экологических проблем региона средствами математики.

Ключевые слова: регионализация образования, математическое образование, метод проектов, регрессионные модели, студенты-экологи.

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью разрешения проблем, связанных с нарастающими дисфункциями в состоянии окружающей среды на фоне усиления антропогенного воздействия на нее. Решение указанных проблем предполагает не только комплекс мер природоохранного характера, но и выстраивание целостной стратегии профессионально направленного образования компетентных экологов. Одним из действенных направлений реализации такой стратегии может стать регионализация высшего экологического образования.

C. Gergek, О. Ozcan считают, что невозможно изменить экологическое поведение людей только посредством их информирования; эффективные изменения возможны, если они имеют деятельностную основу [24]. Так, в образовательном процессе студентов-экологов следует привлекать к участию в прикладных мероприятиях, например на уровне муниципалитета. Данное мнение согласуется с точкой зрения O.A. Ige, L.C. Jita, T. Jita: большинство экологических проблем, с которыми в настоящее время непосредственно сталкиваются люди, связаны с «ближайшей окружающей средой» (immediate environment), следовательно, важнейшим источником обучения должно являться то пространство, где живут будущие экологи [25].

Таблица 1

обобщение определений понятия «принцип региональности»

Исследователи Определение

Принцип региональности

A.B. Иванова, А.П. Бугаева [6, с. 36] Это «учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей в содержании и организации деятельности системы образования»

A.A. Ниязова, Ю.Н. Галагузова [14, с. 36] Это «собственная образовательная стратегия региона, создание программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями»

Принцип региональности в процессе обучения математике

Ю.В. Балашов [1, с. 53] Это «обучение на региональной информационной основе с использованием знакомой окружающей среды, результатов конкретной трудовой деятельности и объектов культурно-предметного окружения»

Н.Г. Дюкина [4, с. 129] Это «связь школьного курса математики с экологическими проблемами окружающей природной среды»

Таблица 2

регионализация математического образования

Исследователи Курс математики Значение реализации принципа региональности

Ю.В. Балашов [1] 5-6-е классы национальных школ Севера Образование, основанное на субъективном опыте учащегося, позволяет формировать у него личностно значимые знания, самостоятельную познавательную активность и эмоционально-ценностные мотивы учебной деятельности

Н.Г. Дюкина [4] 5-6-е классы школ Республики Удмуртии Учащиеся становятся и экологически, и математически более грамотными, что способствует сознательному отношению к окружающей среде и ресурсам родного края

A.B. Иванова, A.n. Бугаева [6] 1-11-е классы школ Республики Саха (Якутия) Систематическое включение в содержание математического образования регионального контекста предоставляет возможность использовать активные и нестандартные формы урока математики, стимулирует развитие познавательного интереса, логического и пространственного мышления школьников

НА. Корощенко [9] 5-6-е классы школ Тюменской области Привлечение информации регионального характера имеет важное образовательное и воспитательное значение, обеспечивает создание правильных представлений о роли математики в будущей деятельности учащихся, в том числе профессиональной

Н.Н. Манджиева [11] Начальная школа Республики Калмыкии Регионализация образования обеспечивает интеграцию мате-магических знаний с экологией, биологией и другими смежными науками, формирует опыт самостоятельной деятельности по сбору информации

A.C. Монгуш [12] Учащиеся 5-9-х классов Республики тыва Математические задачи с региональным контекстом повышают учебную мотивацию к овладению математическими знаниями, демонстрируют связь изучаемого материала с практическим опытом, используются при организации учебно-исследовательской деятельности учащихся

Отечественные ученые также выражают нии принципа региональности обусловлена

согласие с рассуждениями зарубежных коллег. Согласно результатам исследования A.A. Ни-язовой, Ю.Н. Галагузовой [14], целесообразность реализации в экологическом образова-

потребностью общества в решении экологических проблем как глобального, так и регионального характера; необходимостью формирования у студентов-экологов знаний об эко-

логических проблемах региона, о причинах, последствиях и способах их решения, а также соответствующих умений.

В связи с вышеизложенным постановка и решение задач регионализации математической подготовки будущих экологов являются своевременными и значимыми. В.К. Doruk констатирует следующий факт: студенты склонны воспринимать математику как абстрактную отрасль науки, они испытывают затруднения в использовании прикладных математических методов [19]. Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению ученого, выступает искусственная связь изучаемого материала и проводимых в учебном заведении мероприятий с реальной жизнью обучающихся. С точки зрения исследователя, отправной точкой решения обозначенной проблемы может стать региональный контекст вопросов и задач, предлагаемых к решению в процессе обучения математике. Данное положение предполагает реализацию принципа регионально-сти в обучении математике (см. табл. 1).

Реализация принципа региональности в процессе математического образования анализируется в научных исследованиях Ю.В. Балашова [1], Н.Г. Дюкиной [4], A.B. Ивановой, A.n. Бугаевой [6], НА. Корощенко [9], Н.Н. Манджиева [11], A.C. Монгуш [12] (см. табл. 2).

Наибольшее значение в контексте настоящего исследования имеет работа Н.Г. Дюкиной [4], посвященная осмыслению принципа регионализации с целью формирования экологической культуры школьников на занятиях по математике. Однако предложенное автором определение (табл. 1) может быть уточнено, поскольку предполагает применение сведений исключительно экологического характера. Вместе с тем в научной литературе обнаруживается более широкое понимание данного термина. Например, профессор М.В. Егу-пова включает в число основных задач экологического образования формирование этического отношения к природе, ответственности личности за здоровье людей, улучшение окру-

Таблица 3

регионализация экологического образования (по материалам рецензируемых зарубежных источников)

Исследователи Экологические проблемы регионального значения

E.F. Dos Santos, B.C.M. Gon^alves, K.B. de Oliveira, M.B. Silva [20] Повторное использование воды в штатах Бразилии

R.A. Dunkley [21] Ознакомление с экодостопримечательностями Англии: ботаническим садом в Корнуолле, заповедными зонами в Западном Сассексе, природным заповедником в Эссексе

A.M.M. Freitas, B.C. Rossi, S.G. Pereira, M.R. Dos Santos, C.A.M. Dos Santos, M.A.C. Pereira [22] Воздействие шумового загрязнения в окружающей среде г. Сан-Паулу (Бразилия)

M.E. Forsythe [23] Овладение методами полевых экологических исследований в процессе изучения водных экосистем на юге США

C. Gerjek, O. Ozcan [24] Анализ проблем по накоплению и переработке бытовых отходов на основе учебных станций в Анкаре (Турция)

O.A. Ige, L.C. Jita, T. Jita [25] Изучение экологических проблем городов, на территории которых расположены городские школы Нигерии

E. Karahan, G. Roehrig [26] Исследование проблем речного бассейна р. Миннесоты (США)

M.N. Kyule, J.J.J. O. Konyango, A.O. Nkurumwa [27] Приобретение практических умений и навыков по оценке аридных и полузасушливых земель округов Баринго, Макуени, Нарок (Кения)

S. Ursi, N. Towata [29] Программа, ориентированная на морские и прибрежные экосистемы (мангровые заросли, коралловые рифы и т. п.) прибрежных районов штата Сан-Паулу (Бразилия)

Y. Wanchana, P. Inprom, W. Rawang, A. J. N. Ayudhya [30] Школьные экопроекты по изучению экологических проблем общин Таиланда

жающей среды, устойчивое развитие общества [5, с. 53].

С учетом изложенного выше под принципом региональности в процессе обучения математике студентов-экологов будем понимать отражение в содержании математического образования, рассматриваемого в единстве его информационной и методологической составляющих, официальных данных об экологическом, медицинском, экономическом, социальном и географическом состоянии региона проживания или обучения студентов экологических направлений подготовки.

Важность использования в учебных дисциплинах материала регионального характера подчеркивается в исследованиях по высшему экологическому образованию. Так, Е.В. Муравьёва обосновывает целесообразность мак-

симального применения реальных экологических и производственных проблем региона, изучение техногенной нагрузки на окружающую среду региональных предприятий в процессе экологической подготовки студентов технического профиля [13, с. 21]. Зарубежные исследователи также признают ценность изучения студентами местных экологических проблем, привлечения студентов к участию в различных природоохранных мероприятиях (табл. 3).

Нередко в описанных экологических исследованиях применяются математические модели и методы. Например, в работе С. Ger-дек, О. Ozcan [24] проблема накопления бытовых отходов, экономии энергии при повторном их использовании иллюстрируется посредством строгих математических расчетов.

Таблица 4

оценка параметров регрессионных моделей

Название и уравнение регрессии, индекс детерминации R2 Эмпирические значения критериев Фишера Е и Стьюдента t

Линейная модель у = -9774,82 +1263,06х, Я2 = 0,77 Р = 47***, ^ = 6,86***, га =-3,88**

Полиномиальная модель у = -36448,6 + 5279,36х - 150,11х2, Я2 = 0,79 Р = 23,77***, th = 1,24, Ь1 tЬг =-0,95, tа =-1,29

Логарифмическая модель у = -94466,76 - 2750,75х + 53432,421п х, Я2 = 0,78 Р = 23,73***, thl =-0,64, ^ = 0,94 , tа =-1,04

Полулогарифмическая модель у = -36603 + 16882,031п х, Я2 = 0,78, Р = 49,11***, th = 7,01***, ta =-5,82***

Обратная модель у = , 0,0005 - 0,000029х Я2 = 0,78 р _ 5177*** t =-72*** tа = 9,75***

Обратная параболическая модель - 1 2 У =-Т, Я2 = 0,86 0,0018 - 0,00022х + 0,0000073х2 Р = 38,35***, th =-2,83*, ^ = 2,47 *, tа = 3,48 **

Гиперболическая модель - „„ 223682,83 2 у = 23964,47--—, Я2 = 0,78 х Р = 50,47***, th =-7,1***, tа = 10,27***

х2 Модель у =-, Я2 = 0,6 0,005 - 0,00023х Р = 20,75***, th =-4,56***, tа = 7,31***

Степенная модель у = 0,00003 • х8,8, Я2 = 0,9999 Р = 106235,2***, tь = 325,94***, ta =-175,13***

Показательная модель у = 561,15 • 1,2х, Я2 = 0,79 Р = 51,41***, tь = 7,17***, ta = 17,67***

В ряде источников [3; 6; 10; 14] предлагаются в качестве средства, обеспечивающего проведение полевых экологических работ, различные геометрические измерения на местности, в основе которых лежат методы решения геометрических задач с практическим содержанием. Ряд таких задач представлен в исследовании М.В. Егуповой [5].

В работе M.E. Forsythe обсуждается развитие у студентов современной культуры сбора собственных статистических данных в процессе экологических исследований местных сельских общин [23]. Автор отмечает, что интеграция экологического контекста со статистическим образованием оказывает положительное влияние на умения учащихся статистически грамотно обосновывать и принимать решения по вопросам, касающимся защиты природной среды. Значимость овладения аппаратом математической статистики подчеркивается также учеными A. Theobold и S. Hancock [28], которые указывают, что современные исследования в области наук об окружающей среде все чаще требуют вычислительной способности применять методы прикладной статистики к решению экологических проблем.

Большинство исследователей в качестве средства регионализации математического образования предлагает использовать задачи, построенные с учетом особенностей конкретного региона своей страны. Недостаточно исследованным представляется вопрос осмысления потенциала других средств в контексте обсуж-

даемой проблемы. Так, ряд ученых [2; 7; 8; 10] указывает, что метод проектов является одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения молодежи в решение реальных, актуальных для конкретного региона задач. По их мнению, проектная деятельность отвечает требованиям логики изучения экологических ситуаций, отражает деятельностный характер решения проблем в сфере экологии и рационального природопользования. Кроме того, проектное обучение на региональном материале, учитывающем специфику места проживания, позволяет студентам почувствовать себя востребованными, отвечает их психолого-возрастным потребностям и имеет огромное воспитательное значение.

Реализация региональной направленности в процессе математической подготовки будущих бакалавров-экологов в Вятском государственном университете (ВятГУ) осуществляется посредством решения задач профессиональной экологической направленности и метода проектов. Задачи по математике, составленные на основе статистического материала Кировской области, представлены нами в ряде публикаций [16; 17]. В настоящей работе изложим опыт регионализации содержания математического образования будущих экологов в вузе на основе проектной деятельности, нацеленной на изучение экологических проблем региона средствами математики.

Рассмотрим прикладной исследовательский проект региональной направленности, ре-

Анализ случайных остатков

Таблица 5

Вид модели Коэффициенты асимметрии A и эксцесса E Критерий дарбина -Уотсона D-W Коэффициент корреляции p рангов Спирмена, эмпирическое значение t

Полулогарифмическая A = -0,13, E = 0,81 D-W = 1,74 р = 0,18, tp = 0,68

Обратная A = -0,17, E = -0,58 D-W = 1,64 р = -0,3, tp =-1,17

Гиперболическая A = -0,26, E = 1,04 D-W = 1,65 р = 0,07, tp = 0,28

X Модель у =- а + Ьх A = 0,07, E = 0,03 D-W = 1,66 р = -0,26, tp =-1,02

Степенная A = 0,09, E = -1,55 D-W = 0,49 р = -0,28, tp =-1,09

Показательная A = 0,05, E = 0,02 D-W = 1,77 р = -0,23 , tp = -0,9

ализованный совместно со студентами ВятГУ в 2019 г. на основе изучения статистического материала Кировской области математическими методами. Цель исследования состояла в выявлении зависимости загрязнения атмосферного воздуха на первичную заболеваемость у (на 1000 чел.) детского населения региона болезнями кожи.

Данная проблема особенно актуальна для жителей области, поскольку атмосферный воздух является одним из важнейших факторов среды обитания человека, характеризующим санитарно-эпидемиологическое благополучие региона. При этом здоровье детского населения считается индикатором экологически неблагополучного состояния воздушной среды [15, с. 139].

В процессе выполнения проекта установлено, что статистически значимый вклад в формирование указанной заболеваемости принадлежит выбросам оксида азота X (тыс. тонн) от стационарных источников загрязнения. Результаты моделирования обозначенной зависимости с помощью линейной и нелинейных регрессионных моделей приведены в табл. 4 (в данной таблице параметры, статистически значимые при а = 0,05, отмечены символом *, при а = 0,01 - **, при а = 0,001 - ***).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дальнейшее исследование осуществлялось с моделями, статистически значимыми на уровне значимости а = 0,001 (табл. 5). Для них студенты оценивали соответствие случайных остатков нормальному закону распределения с помощью коэффициентов асимметрии и эксцесса, применяли тесты Дарбина - Уот-сона (верхняя граница указанного критерия (0-Жи = 1,37) и ранговой корреляции Спир-мена "[18, с. 117, 216-220].

На основе проведенного анализа был сделан вывод о том, что случайные остатки полулогарифмической (А = 7,55%), обратной (А = 9,74%), гиперболической (А = 7,49%), показательной (А = 8,62%) модели и модели вида

х (А = 8,76%) подчинены нормаль-

а + Ьх

ному закону распределения, не автокорре-лированы и гомоскедастичны (в скобках для каждой модели указана средняя ошибка аппроксимации А). Студенты заключили, что любая из перечисленных функций регрессии может быть использована для моделирования изучаемой зависимости, однако гиперболическая модель лучше остальных аппроксимирует связь между рассматриваемыми показателями.

таким образом, студенты-экологи ВятГУ установили наличие достоверной связи между содержанием оксида азота в атмосферном воздухе Кировской области и уровнем первичной заболеваемости детского населения региона болезнями кожи. Полученный результат обладает научной новизной (поскольку оказалось, что ранее данные уравнения регрессии не попадали в поле зрения ученых) и определенной значимостью для жителей области. Например, построенные модели могут быть использованы с целью прогнозирования уровня первичной заболеваемости детей региона болезнями кожи.

Будущие бакалавры-экологи, привлеченные к выполнению характеризуемого и аналогичного ему проектов, самостоятельно собирают достоверную экологическую информацию, анализируют ее посредством математического аппарата, формулируют научно обоснованные выводы, принимая непосредственное участие в исследовании актуальных экологических проблем родного региона. такая форма работы мотивирует будущих экологов к освоению математических моделей и методов, демонстрирует возможность их приложения в будущей профессиональной деятельности.

Полученные результаты наблюдений согласуются с мнениями других исследователей. Так, R.A. Dunkley отмечает, что студенты, демонстрировавшие безразличное отношение к экологическим проблемам глобального характера (таким, как изменение климата, истощение природных ресурсов Земли), переосмыслили свое восприятие их актуальности в процессе участия в решении региональных экологических вопросов, связанных, в частности, с накоплением пластикового мусора [21]. В цитируемом источнике подчеркивается, что регионализация образования в сфере экологии обеспечивает развитие критического мышления студентов, интегрирует теоретические знания учебных дисциплин с практическим опытом по их применению.

Подводя итог представленному исследованию, отметим, что осуществляемая нами регионализация математической подготовки студентов-экологов ВятГУ направлена на интеграцию математического и экологического содержания высшего образования в сфере экологии, предполагает включение будущих экологов в систематическую, самостоятельную проектную деятельность, ориентированную на оценку экологической ситуации математическими методами. Деятельностный характер

выполняемой работы обеспечивает формирование у студентов умений:

- обобщать разнородную экологическую информацию;

- оценивать разнообразные экологические показатели;

- прогнозировать пути развития и моделировать варианты оптимизации.

Все это способствует успешной реализации будущей профессиональной деятельности выпускников-экологов.

список литературы

1. Балашов Ю.В. Организация процесса обучения математике учащихся 5-6 классов национальных школ Севера с учетом их этнопсихологических особенностей: на примере национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

2. Бордонская Л.А., Игумнова Е.А. Подготовка магистров педагогического образования к реализации воспитательного потенциала регионализации содержания образования // Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. С.В. Лозовенко. М., 2019. С. 543-549.

3. Бугаева А.П. Индигенный подход в нравственном воспитании младших школьников посредством эмпирических математических представлений народа Саха // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 109-111.

4. Дюкина Н.Г. Формирование экологической культуры учащихся на уроках математики // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2017. № 7(207). С. 10-14.

5. Егупова М.В. Методика использования задач с экологическим содержанием при обучении геометрии в основной школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

6. Иванова А.В., Бугаева А.П. Регионализация математического образования в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 497-501.

7. Иванова С.В., Пастухова Л.С. Возможности использования проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 6. С. 29-49.

8. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практика применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. т. 20. № 2. С. 32-59.

9. Корощенко Н.А. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации: на примере 5-6 классов школ Тюменского региона: дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 1998.

10. Кротова E.A., Матвеева AB. Шучные и методические аспекты изучения экологических ситуаций России и мира в условиях образования для устойчивого развития [Электронный ресурс] // Вестн. Минин. ун-та. 2016. № 2. URL: https://vestnik. mininuniver.ru/jour/article/view/207/208 (дата обращения: 05.09.2021).

11. Манджиева H.H. Духовно-нравственное развитие младших школьников средствами регионализации математического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 66-68.

12. Монгуш A.C, Танова О.М. Математические задачи с региональным контекстом как средство мотивации обучения математике (на примере Республики Тыва) // Вестн. Краснояр. гос. нед. унта им. В.П. Aстафьева. 2016. № 2(36). С. 22-27. '

13. Муравьёва EB. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: дис. ... д-ра нед. наук. Казань, 2008.

14. Щиязова A.A., Галагузова Ю.Н Регионализация социально-экологического образования: подходы и содержание // Педагогическое образование в России. 2018. № 2. С. 35-39.

15. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Кировской области в 2018 году: государственный доклад / Управление Федеральной службы но надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека но Кировской области, 2019 [Электронный ресурс]. URL: http : //www.43.ro spotrebnadzor.ru/documents/ go sregdoklad/publications/go sudarstvennyy-doklad-2018.pdf (дата обращения: 05.09.2021).

16. Торонова С.И. Математический аппарат как источник формирования и реализации научно-исследовательской деятельности студентов-экологов // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. 2018. № 7(130). С. 33-42.

17. Торонова С.И. Формирование математической компетентности студентов экологических направлений подготовки [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN519.pdf (дата обращения: 05.09.2021).

18. Эконометрика: учебник для бакалавриата и магистратуры / нод ред. И.И. Eлисеевой. М., 2015.

19. Doruk B.K. Realistic Real World Contexts: Model Eliciting Activities [Electronic resource] // International Journal for Mathematics Teaching and Learning. 2016. Vol. 17. № 2. URL: https://eric.ed.gov/ ?id=EJ1118699 (дата обращения: 05.09.2021).

20. Dos Santos E.F., Gonçalves B.C.M., de Oli-veira K.B., Silva M.B. Project Based Learning Applied to Technical Drawing // Creative Education. 2018. Vol. 9. P. 479-496. D0I:10.4236/ce.2018.93034.

21. Dunkley R.A. Learning at eco-attractions: Exploring the bifurcation of nature and culture through

experiential environmental education // The Journal of Environmental Education. 2016. Vol. 47. № 3. P. 213221. DOI: 10.1080/00958964.2016.1164113.

22. Freitas A.M.M., Rossi B.C., Pereira S.G., Dos Santos M.R., Dos Santos C.A.M., Pereira M.A.C. Project-Based Learning as a Tool for Sounding Perception and Developing Socio-Emotional Skills in 4th-Grade Students // Creative Education. 2019. Vol. 10. P. 1444-1455. DOI: 10.4236/ce.2019.107106.

23. Forsythe M.E. Sampling in the wild: how attention to variation supports middle school students' sampling practice [Electronic resource] // Statistics Education Research Journal. 2018. Vol. 17(1). P. 8-34. URL: http://www.stat.auckland.ac.nz/serj (дата обращения: 05.09.2021).

24. Gerçek C., Özcan Ö. Determining the students' views towards the learning stations developed for the environmental education // Problems of Education in the 21st Century. 2016. Vol. 69. P. 29-36.

25. Ige O.A., Jita L.C., Jita T. Major personality traits influencing environmental knowledge: A case of urban learning ecologies // Problems of Education in the 21st Century. 2019. Vol. 77. № 1. P. 39-54. DOI: 10.33225/pec/19.77.39.

26. Karahan E., Roehrig G. Case Study of Science and Social Studies Teachers Co-Teaching So-cioscientific Issues-Based Instruction // Eurasian Journal of Educational Research. 2017. Is. 72. P. 63-82. DOI: 10.14689/ejer.2017.72.4.

27. Kyule M.N., Konyango J.J.J.O., Nkurum-wa A.O. Teachers in the implementation of practical agriculturecurriculum in Kenya's arid and semi arid secondary schools // Problems of Education in the 21st Century. 2018. Vol. 76. № 4. P. 533-543.

28. Theobold A., Hancock S. How environmental science graduate students acquire statistical computing skills [Electronic resource] // Statistics Education Research Journal. 2019. Vol. 18(2). P. 68-85. URL: http://iase-web.org/documents/SERJ/SERJ18 (2)_Theobold.pdf?1575083627 (дата обращения: 05.09.2021).

29. Ursi S., Towata N. Environmental perception about marine and coastal ecosystems: Evaluation through a research instrument based on model of ecological values // Problems of Education in the 21st Century. 2018. Vol. 76. № 3. P. 393-405.

30. Wanchana Y., Inprom P., Rawang W., Ayud-hya A.J.N. A Model of Environmental Education Competency Development for Teachers in Secondary Schools // International Journal of Environmental and

Science Education. 2019. Vol. 14(9). P. 511-520.

* * *

1. Balashov Yu.V. Organizaciya processa ob-ucheniya matematike uchashchihsya 5-6 klassov na-cional'nyh shkol Severa s uchetom ih etnopsiholo-

I вгпу -

gicheskih osobennostej: na primere nacional'nyh shkol Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2011.

2. Bordonskaya L.A., Igumnova E.A. Podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovaniya k realiza-cii vospitatel'nogo potenciala regionalizacii soder-zhaniya obrazovaniya // Fiziko-matematicheskoe i tekhnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspekti-vy razvitiya: materialy VI Mezhdunar. nauch.-metod. konf. / otv. red. S.V. Lozovenko. M., 2019. S. 543-549.

3. Bugaeva A.P. Indigennyj podhod v nravstven-nom vospitanii mladshih shkol'nikov posredstvom empiricheskih matematicheskih predstavlenij naroda Saha // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5(78). S. 109-111.

4. Dyukina N.G. Formirovanie ekologicheskoj kul'tury uchashchihsya na urokah matematiki // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2017. № 7(207). S. 10-14.

5. Egupova M.V. Metodika ispol'zovaniya za-dach s ekologicheskim soderzhaniem pri obuchenii geometrii v osnovnoj shkole: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2001.

6. Ivanova A.V., Bugaeva A.P. Regionalizaciya matematicheskogo obrazovaniya v duhovno-nravst-vennom stanovlenii podrastayushchego pokoleniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2015. № 12. S. 497-501.

7. Ivanova S.V., Pastuhova L.S. Vozmozhnosti ispol'zovaniya proektnogo metoda v obrazovanii i rabote s molodezh'yu na sovremennom etape // Obrazo-vanie i nauka. 2018. T. 20. № 6. S. 29-49.

8. Kazun A.P., Pastuhova L.S. Praktika prime-neniya proektnogo metoda obucheniya: opyt raznyh stran // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 2. S. 32-59.

9. Koroshchenko N.A. Regional'nyj komponent matematicheskogo obrazovaniya v usloviyah ego gu-manitarizacii: na primere 5-6 klassov shkol Tyu-menskogo regiona: dis. ... kand. ped. nauk. Tobol'sk, 1998.

10. Krotova E.A., Matveeva A.V. Nauchnye i metodicheskie aspekty izucheniya ekologicheskih si-tuacij Rossii i mira v usloviyah obrazovaniya dlya ustojchivogo razvitiya [Elektronnyj resurs] // Vestn. Minin. un-ta. 2016. № 2. URL: https://vestnik.mi ninuniver.ru/jour/article/view/207/208 (data obrash-cheniya: 05.09.2021).

11. Mandzhieva N.N. Duhovno-nravstvennoe ravitie mladshih shkol'nikov sredstvami regionaliza-cii matematicheskogo obrazovaniya // Problemy so-vremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019. № 63-3. S. 66-68.

12. Mongush A.S., Tanova O.M. Matematicheskie zadachi s regional'nym kontekstom kak sredstvo mo-tivacii obucheniya matematike (na primere Respubliki Tyva) // Vestn. Krasnoyar. gos. ped. un-ta im. V.P. As-tafeva. 2016. № 2(36). S. 22-27.

13. Murav'yova E.V. Ekologicheskoe obrazo-vanie studentov tekhnicheskogo vuza kak bazovaya

sostavlyayushchaya strategii preodoleniya ekologi-cheskogo krizisa: dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan', 2008.

14. Niyazova A.A., Galaguzova Yu.N. Regio-nalizaciya social'no-ekologicheskogo obrazovaniya: podhody i soderzhanie // Pedagogicheskoe obrazova-nie v Rossii. 2018. № 2. S. 35-39.

15. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Kirovskoj oblasti v 2018 godu: gosudarstvennyj doklad / Upravlenie Fe-deral'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka po Kirovskoj oblasti, 2019 [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.43.rospotrebnadzor.ru/documents/gosregdoklad/ publications/gosudarstvennyy-doklad-2018.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2021).

16. Toropova S.I. Matematicheskij apparat kak istochnik formirovaniya i realizacii nauchno-issledo-vatel'skoj deyatel'nosti studentov-ekologov // Izv. Vol-gogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 7(130). S. 33-42.

17. Toropova S.I. Formirovanie matematiche-skoj kompetentnosti studentov ekologicheskih na-pravlenij podgotovki [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/66PDMN519.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2021).

18. Ekonometrika: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / pod red. I.I. Eliseevoj. M., 2015.

Regionalization of the content of the mathematical education of students-ecologists in university

The necessity of solving the ecological problems makes actual the search of the ways of improving the process of mathematical training of future ecologists, one of the directions is the fulfillment of the principle of regionality in teaching mathematics. There is specified the definition of the principle, there is represented the experience of its implementation by the means of the project activities aimed at studying the ecological problems of the region by the means of mathematics.

Key words: regionalization of education, mathematical education, project methods, regression models, students-ecologists.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2021)

а.п. лаврушкин, м.а. олейник

(Волгоград)

педагогические аспекты хоровой театрализации в современном музыкальном образовании

Рассматривается актуальная проблема повышения интереса современных детей и подростков к хоровому исполнительству средствами хоровой театрализации, отвечающей актуальным тенденциям художественной культуры и музыкального образования: полихудожественности, интегративности, возрастания значимости визуальных средств. Недостаточная подготовленность педагогов-хормейстеров к использованию возможностей хоровой театрализации в образовательном процессе требует углубленного исследования и обновления методического обеспечения.

Ключевые слова: хоровая театрализация, хоровой театр, полихудожественный подход, хоровое исполнительство.

Хоровое искусство является важнейшей частью российской музыкальной культуры, в полной мере отражая общинность, коллективность, соборность, присущие духовной жизни людей. На протяжении нескольких столетий хоровое пение оставалось ведущим видом художественного творчества, достигнув высочайшего уровня исполнительского мастерства, наряду с глубоким содержанием хоровых произведений. Не случайно в операх русских композиторов-классиков хор становится полноправным действующим лицом, воплощая образ народа - мыслящего, чувствующего, действующего.

М.С. Красильникова и Е.Д. Критская справедливо определяют хор как «школу общения с другими людьми, взаимодействия с единомышленниками в творческом коллективе» [4, с. 208], что дает основания оценить значимость хорового пения в художественном образовании, выявить его педагогические возможности, направленные на возвращение утраченного интереса молодого поколения и обретение статуса альтернативы музыке массовых жанров низкого качества.

Л.Н. Пичугина, Т.С. Богданова констатируют, что процесс приобщения обучающихся

О Лаврушкин А.П., Олейник М.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.