Научная статья на тему 'Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО'

Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РЕГИОНЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / FOOD SUPPLY / PRODUCTION / REGIONAL MARKET / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / REGIONS / AGRICULTURE / AGRICULTURAL PRODUCTION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газимагомедова Патина Казимовна

Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газимагомедова Патина Казимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionalization processes achieve and sustain food security on the example of North Caucasian federal district

The development of agriculture in the context of food security is considered one of the priorities of the socio-economic policy of the state. The existing legal framework largely reflects a comprehensive solution to this problem.

Текст научной работы на тему «Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security

>

Креативная экономика

издательство

Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО

Газимагомедова П.К. 1

1 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, продовольственное обеспечение, производство, региональный рынок, Северо-Кавказский федеральный округ, регионы, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, эффективность

Regionalization processes achieve and sustain food security on the example of North Caucasian federal district

Gazimagomedova P.K. 1

1 Dagestan State University, Russia

вает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей Стратегии. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспектив их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

овременное состояние агропродовольственной сферы показы

В последние годы развитие агропромышленного комплекса России можно охарактеризовать, «с одной стороны, как поступательное, с другой - как неустойчивое, подверженное достаточно серьезным колебаниям, а по отдельным позициям даже с признаками спада» [6] (Vartanova, 2014).

Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает согласование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов.

В настоящее время агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, «является важнейшим сектором экономики Северо-Кавказского федерального округа» [4] (Vartanova, 2016b).

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.

Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Стратегия исходит из возрастания роли и места АПК в экономике страны, несмотря на относительное уменьшение его доли в отдельных макроэкономических показателях, что определяется:

- незаменимостью продовольствия в удовлетворении наиболее важных жизненных потребностей населения, долей продовольственных товаров на потребительском

ABSTRACT:_

The development of agriculture in the context of food security is considered one of the priorities of the socio-economic policy of the state. The existing legal framework largely reflects a comprehensive solution to this problem.

KEYWORDS: agro-industrial complex, food supply, production, regional market, North Caucasus Federal district, regions, agriculture, agricultural production, efficiency

JEL Classification: Received: 14.01.2018 / Published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Gazimagomedova P.K. (patina_gpk0rambler.ru)

CITATION:_

Gazimagomedova P.K. (2018) Regionalizatsiya protsessov dostizheniya i podderzhaniya prodovolstvennoy bezopasnosti na primere SKFO [Regionalization processes achieve and sustain food security on the example of North Caucasian federal district]. Prodovolstvennaya politika ibezopasnost. 5. (2). - 99-105. doi: 10.18334/ppib.5.2.40111

рынке страны, превышающей 40 %, удельным весом расходов населения на продовольствие в общем их объеме, составляющим в настоящее время более одной трети, а в группах с низкими доходами - достигающим 60 %, необходимостью обеспечения продовольственной независимости государства;

- влиянием на динамику цен на продовольственные товары, инфляцию, жизненный уровень населения и другие основные макроэкономические показатели;

мультипликативным воздействием на большинство других видов экономической деятельности, включая тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, транспорт, строительство, химическую промышленность, сферу агрохимического и иного производственного обслуживания, стимулируя в них рост производства и услуг, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест;

- значением сельского хозяйства как базовой отрасли сельских территорий, которая формирует в значительной мере уровень занятости и доходов сельского населения, влияет на демографические процессы, заселение и освоение сельской местности, выполняя этим важнейшую функцию сохранения территориальной целостности государства, сохранения традиций, культур и в целом российского этноса;

- воздействием на сохранение и улучшение окружающей среды, в том числе на состояние сельскохозяйственных угодий, обеспечение здорового питания, рост продолжительности жизни населения страны;

- растущим значением в формировании экспортного потенциала страны, повышении финансовой устойчивости государства.

Более 18 % дохода формируется за счет налоговых отчислений от деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Миссией агропромышленного комплекса Российской Федерации как многофункционального сектора экономики страны является обеспечение в полном объеме населения страны высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, устойчивого развития сельских территорий.

Разнообразие и неоднородность территориального пространства регионов РФ вызывает необходимость исследования факторов, «влияющих на развитие этих отра-

ОБ АВТОРЕ:_

Газимагомедова Патина Казимовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной медицины (patina_gpk0rambler.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Газимагомедова П.К. Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - Том 5. - № 2. -С. 99-105. doi: 10.18334/ppib.5.2.40111

слей, специфику их размещения в регионах, с учетом организации эффективного функционирования продовольственного рынка [8, 9] (Ergunova, Plakhin, Fominyh, 2017; Zasko, Dontsova, 2016).

Согласно стратегии, развитие аграрного сектора происходит под влиянием двух фундаментальных факторов:

- использования рыночных механизмов, формирующих систему эффективных и конкурентоспособных товаропроизводителей;

- совершенствования государственной аграрной и агротехнологической политики, призванной решать комплекс проблем, связанных с земельными отношениями и институциональными преобразованиями в аграрной сфере, модернизацией и инновационным развитием отрасли, экологизацией производства, формированием необходимой доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулированием агропродовольственного рынка и внешнеэкономической деятельности, улучшением социального положения сельского населения.

Наличие этих факторов отражает внутреннее состояние и внутренний потенциал, которые могут обеспечить развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в отдельно взятом регионе.

В качестве стратегических целей функционирования агропромышленного комплекса России предусматриваются следующие:

исходя из положений Доктрины продовольственной безопасности страны, насыщение внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, для производства которых в России имеются благоприятные условия, в объеме, структуре и качестве, необходимых для полноценного питания всех граждан страны, обеспечивающих им здоровый и активный образ жизни.

Учитывая природный потенциал, в перспективе Россия призвана занять весомое место на мировом рынке не только зерна, но и других видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения, включая жилищные условия и коммунальные услуги, размер доходов, дорожно-транспортную и иную инфраструктуру, доступ к полноценному здравоохранению, образованию, национальной культуре, спорту и другим общественным благам для воспроизводства физически и духовно здорового генофонда нации;

- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции, обеспечить ее конкурентоспособность на национальном и мировом рынках [2, 10] (Belokopytov, 2016; Lyasnikova, Tarchokov, 2016);

- обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции;

- экологизация агропромышленного производства, сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, восстановление земельной службы, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, производство экологически безопасной продукции.

Эти целеполагающие положения составляют основу Стратегии и носят долговременный характер. По мере решения обозначенных целей они могут конкретизироваться и дополняться новыми.

Современное развитие России «требует создания условий, при которых будет формироваться продовольственная безопасность на фоне интеграционных процессов во внешней экономике» [6] (Vartanova, 2014).

Решение ряда задач и использование имеющихся преимуществ позволит в прогнозном периоде обеспечить лидерство аграрного сектора России по основным направлениям его развития на экономическом пространстве СНГ, а в последующем - более активно участвовать в международном разделении труда.

Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа [4] (Vartanova, 2016b). Основными приоритетными направлениями госпрограммы с 2017 года будет являться реализация эффективных проектов реального сектора экономики в промышленности, агропромышленном комплексе, транспорте и логистике, а также развитие туристического кластера. Принятие подпрограмм позволит увеличить инвестиционный поток, увеличить поддержку промышленности и агропромышленного комплекса, создать новые высокопроизводительные рабочие места, улучшить социально-экономическое положение в субъектах СевероКавказского федерального округа и создать мультипликативный эффект развития смежных секторов экономики на юге России.

ИСТОЧНИКИ:

1. Антамошкина Е.Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации //

Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - № 3. - с. 131-144. - doi: 10.18334/ppib.3.3.36494.

2. Белокопытов А.В. Совершенствование кадрового обеспечения молочного подком-

плекса АПК Смоленской области // Экономика труда. - 2016. - № 4. - с. 331-340.

- doi: 10.18334/et.3.4.37087.

3. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из миро-

вого продовольственного кризиса: монография. - Москва: Библио-Глобус, 2016.

4. Вартанова М.Л. Оценка современного состояния производства сельскохозяйственной продукции в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 6(68). - с. 26-39.

5. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного

рынка региона// Российское предпринимательство. - 2016. - № 24. - c. 3487-3504. -doi: 10.18334/rp.17.24.37215 .

6. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения

продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12(50). - с. 4-9.

7. Вартанова М.Л. Агропромышленный комплекс: проблемы социально-экономиче-

ской модернизации // Социальная политика и социология. - 2017. - № 3(122). - с. 20-28. - doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-3-20-28.

8. Ергунова О.Т., Плахин А.Е., Фоминых К.А. Институты регионального развития и их

роль в модернизации экономики субъектов РФ // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - № 4. - с. 323-338. - doi: 10.18334/vinec.7.4.38567.

9. Засько В.Н., Донцова О.И. Особенности государственной политики в сфере управле-

ния инновационно-промышленными кластерами // Креативная экономика. - 2016. - № 11. - с. 1253-1262. - doi: 10.18334/ce.10.11.36989.

10. Лясникова Ю.В., Тарчоков С.К. Особенности государственной политики на рынке труда // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - № 1. - с. 101-113.

11. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе // Вестник ОрелГАУ. - 2014. - № 5(50). - с. 3-11.

12. Шевченко Т.В. Государственная поддержка устойчивого развития сельскохозяйственного производства как основа продовольственной безопасности страны // Молодой ученый. - 2015. - № 5(85). - с. 223-227.

REFERENCES:

Antamoshkina E.N. (2016). Agrarnaya politika: effektivnost i usloviya optimizatsii [Agrarian polky: effide^y and optimization terms]. Food polky and se^rity. 3 (3). 131-144. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.3.3.36494. Belokopytov A.V. (2016). Sovershenstvovanie kadrovogo obespe^eniya molo^nogo podkompleksa APK Smolenskoy oblasti [Enhanœment of staffing dairy subœmplex of agra^h^al sedor of the Smolensk region]. Russian Journal of Labor Eœnomks. 3 (4). 331-340. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.4.37087. Ergunova O.T., Plakhin A.E., Fominyh K.A. (2017). Instituty regionalnogo razvitiya i ikh rol v modernizatsii ekonomiki subektov RF [Regional development institutes and their role in modernizing the eœnomy of the œnstituent entities of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Eœnomks. 7 (4). 323-338. (in Russian). doi: 10.18334/vinea7.4.38567.

Lyasnikova Yu.V., Tarchokov S.K. (2016). Osobennosti gosudarstvennoy politiki na rynke truda [Features of the organization of activities for the internal quality control and safety in health facilities]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 6 (1). 101-113. (in Russian).

Shevchenko T.V. (2015). Gosudarstvennaya podderzhka ustoychivogo razvitiya selskokhozyaystvennogo proizvodstva kak osnova prodovolstvennoy bezopasnosti strany [Public support for sustainable development of agricultural production as the basis of food security of the country]. The young scientist. (5(85)). 223-227. (in Russian).

Ushachev I.G. (2014). Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie APK v usloviyakh chlenstva Rossii vo Vsemirnoy torgovoy organizatsii i Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Socio-economic development of agriculture in conditions of Russia's membership in the world trade organization and the Eurasian economic Union]. Vestnik OrelGAU. (5(50)). 3-11. (in Russian).

Vartanova M.L. (2014). Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v kontekste obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Development of the agro-industrial complex in the context of providing food security of the russian federation]. Regional problems of transforming the economy. (12(50)). 4-9. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Otsenka sovremennogo sostoyaniya proizvodstva selskokhozyaystvennoy produktsii v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Evaluation of the modern state of production of agricultural products in the constituent territories of the north caucasian federal district]. Regional problems of transforming the economy. (6(68)). 26-39. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Teoreticheskie osnovy formirovaniya agroprodovolstvennogo rynka regiona[Theoretical foundations of formation of agrifood market of the region]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3487-3504. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37215 .

Vartanova M.L. (2016). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [The country's food security and ways out of the global food crisis] Moscow: Biblio-Globus. (in Russian).

Vartanova M.L. (2017). Agropromyshlennyy kompleks: problemy sotsialno-ekonomicheskoy modernizatsii [The agro-industrial complex: problems of socioeconomic modernization]. Social policy and sociology. 16(3(122)). 20-28. (in Russian). doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-3-20-28 .

Zasko V.N., Dontsova O.I. (2016). Osobennosti gosudarstvennoy politiki v sfere upravleniya innovatsionno-promyshlennymi klasterami [Features of the governmental policy in the field of innovative and industrial cluster administration]. Creative economy. 10 (11). 1253-1262. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.10.11.36989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.