ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ
Том 5 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2499-9431 Food Policy and Security
>
Креативная экономика
издательство
Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО
Газимагомедова П.К. 1
1 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения продовольственной безопасности считается одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Существующая нормативная правовая база во многом отражает комплексное решение этой проблемы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, продовольственное обеспечение, производство, региональный рынок, Северо-Кавказский федеральный округ, регионы, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, эффективность
Regionalization processes achieve and sustain food security on the example of North Caucasian federal district
Gazimagomedova P.K. 1
1 Dagestan State University, Russia
вает, что с каждым годом проблема продовольственного обеспечения населения продуктами питания становится важнейшей задачей. Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей Стратегии. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия) определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, экономики России, глобальной экономики и перспектив их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.
овременное состояние агропродовольственной сферы показы
В последние годы развитие агропромышленного комплекса России можно охарактеризовать, «с одной стороны, как поступательное, с другой - как неустойчивое, подверженное достаточно серьезным колебаниям, а по отдельным позициям даже с признаками спада» [6] (Vartanova, 2014).
Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности предполагает согласование элементов торговой, а затем и элементов производственно-инвестиционной политики развития национальных продовольственных комплексов.
В настоящее время агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, «является важнейшим сектором экономики Северо-Кавказского федерального округа» [4] (Vartanova, 2016b).
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.
Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.
Стратегия исходит из возрастания роли и места АПК в экономике страны, несмотря на относительное уменьшение его доли в отдельных макроэкономических показателях, что определяется:
- незаменимостью продовольствия в удовлетворении наиболее важных жизненных потребностей населения, долей продовольственных товаров на потребительском
ABSTRACT:_
The development of agriculture in the context of food security is considered one of the priorities of the socio-economic policy of the state. The existing legal framework largely reflects a comprehensive solution to this problem.
KEYWORDS: agro-industrial complex, food supply, production, regional market, North Caucasus Federal district, regions, agriculture, agricultural production, efficiency
JEL Classification: Received: 14.01.2018 / Published: 30.06.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Gazimagomedova P.K. (patina_gpk0rambler.ru)
CITATION:_
Gazimagomedova P.K. (2018) Regionalizatsiya protsessov dostizheniya i podderzhaniya prodovolstvennoy bezopasnosti na primere SKFO [Regionalization processes achieve and sustain food security on the example of North Caucasian federal district]. Prodovolstvennaya politika ibezopasnost. 5. (2). - 99-105. doi: 10.18334/ppib.5.2.40111
рынке страны, превышающей 40 %, удельным весом расходов населения на продовольствие в общем их объеме, составляющим в настоящее время более одной трети, а в группах с низкими доходами - достигающим 60 %, необходимостью обеспечения продовольственной независимости государства;
- влиянием на динамику цен на продовольственные товары, инфляцию, жизненный уровень населения и другие основные макроэкономические показатели;
мультипликативным воздействием на большинство других видов экономической деятельности, включая тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, транспорт, строительство, химическую промышленность, сферу агрохимического и иного производственного обслуживания, стимулируя в них рост производства и услуг, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест;
- значением сельского хозяйства как базовой отрасли сельских территорий, которая формирует в значительной мере уровень занятости и доходов сельского населения, влияет на демографические процессы, заселение и освоение сельской местности, выполняя этим важнейшую функцию сохранения территориальной целостности государства, сохранения традиций, культур и в целом российского этноса;
- воздействием на сохранение и улучшение окружающей среды, в том числе на состояние сельскохозяйственных угодий, обеспечение здорового питания, рост продолжительности жизни населения страны;
- растущим значением в формировании экспортного потенциала страны, повышении финансовой устойчивости государства.
Более 18 % дохода формируется за счет налоговых отчислений от деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Миссией агропромышленного комплекса Российской Федерации как многофункционального сектора экономики страны является обеспечение в полном объеме населения страны высококачественным отечественным продовольствием и наращивание экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, устойчивого развития сельских территорий.
Разнообразие и неоднородность территориального пространства регионов РФ вызывает необходимость исследования факторов, «влияющих на развитие этих отра-
ОБ АВТОРЕ:_
Газимагомедова Патина Казимовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной медицины (patina_gpk0rambler.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Газимагомедова П.К. Регионализация процессов достижения и поддержания продовольственной безопасности на примере СКФО // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - Том 5. - № 2. -С. 99-105. doi: 10.18334/ppib.5.2.40111
слей, специфику их размещения в регионах, с учетом организации эффективного функционирования продовольственного рынка [8, 9] (Ergunova, Plakhin, Fominyh, 2017; Zasko, Dontsova, 2016).
Согласно стратегии, развитие аграрного сектора происходит под влиянием двух фундаментальных факторов:
- использования рыночных механизмов, формирующих систему эффективных и конкурентоспособных товаропроизводителей;
- совершенствования государственной аграрной и агротехнологической политики, призванной решать комплекс проблем, связанных с земельными отношениями и институциональными преобразованиями в аграрной сфере, модернизацией и инновационным развитием отрасли, экологизацией производства, формированием необходимой доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулированием агропродовольственного рынка и внешнеэкономической деятельности, улучшением социального положения сельского населения.
Наличие этих факторов отражает внутреннее состояние и внутренний потенциал, которые могут обеспечить развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в отдельно взятом регионе.
В качестве стратегических целей функционирования агропромышленного комплекса России предусматриваются следующие:
исходя из положений Доктрины продовольственной безопасности страны, насыщение внутреннего рынка отечественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, для производства которых в России имеются благоприятные условия, в объеме, структуре и качестве, необходимых для полноценного питания всех граждан страны, обеспечивающих им здоровый и активный образ жизни.
Учитывая природный потенциал, в перспективе Россия призвана занять весомое место на мировом рынке не только зерна, но и других видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- создание благоприятных и привлекательных социальных условий жизни сельского населения, включая жилищные условия и коммунальные услуги, размер доходов, дорожно-транспортную и иную инфраструктуру, доступ к полноценному здравоохранению, образованию, национальной культуре, спорту и другим общественным благам для воспроизводства физически и духовно здорового генофонда нации;
- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции, обеспечить ее конкурентоспособность на национальном и мировом рынках [2, 10] (Belokopytov, 2016; Lyasnikova, Tarchokov, 2016);
- обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, достаточного для расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности продукции;
- экологизация агропромышленного производства, сохранение и улучшение природного потенциала сельского хозяйства, восстановление земельной службы, комплексное землеустройство, рациональное использование почвенных ресурсов, производство экологически безопасной продукции.
Эти целеполагающие положения составляют основу Стратегии и носят долговременный характер. По мере решения обозначенных целей они могут конкретизироваться и дополняться новыми.
Современное развитие России «требует создания условий, при которых будет формироваться продовольственная безопасность на фоне интеграционных процессов во внешней экономике» [6] (Vartanova, 2014).
Решение ряда задач и использование имеющихся преимуществ позволит в прогнозном периоде обеспечить лидерство аграрного сектора России по основным направлениям его развития на экономическом пространстве СНГ, а в последующем - более активно участвовать в международном разделении труда.
Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа [4] (Vartanova, 2016b). Основными приоритетными направлениями госпрограммы с 2017 года будет являться реализация эффективных проектов реального сектора экономики в промышленности, агропромышленном комплексе, транспорте и логистике, а также развитие туристического кластера. Принятие подпрограмм позволит увеличить инвестиционный поток, увеличить поддержку промышленности и агропромышленного комплекса, создать новые высокопроизводительные рабочие места, улучшить социально-экономическое положение в субъектах СевероКавказского федерального округа и создать мультипликативный эффект развития смежных секторов экономики на юге России.
ИСТОЧНИКИ:
1. Антамошкина Е.Н. Аграрная политика: эффективность и условия оптимизации //
Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - № 3. - с. 131-144. - doi: 10.18334/ppib.3.3.36494.
2. Белокопытов А.В. Совершенствование кадрового обеспечения молочного подком-
плекса АПК Смоленской области // Экономика труда. - 2016. - № 4. - с. 331-340.
- doi: 10.18334/et.3.4.37087.
3. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из миро-
вого продовольственного кризиса: монография. - Москва: Библио-Глобус, 2016.
4. Вартанова М.Л. Оценка современного состояния производства сельскохозяйственной продукции в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 6(68). - с. 26-39.
5. Вартанова М.Л. Теоретические основы формирования агропродовольственного
рынка региона// Российское предпринимательство. - 2016. - № 24. - c. 3487-3504. -doi: 10.18334/rp.17.24.37215 .
6. Вартанова М.Л. Развитие агропромышленного комплекса в контексте обеспечения
продовольственной безопасности в Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 12(50). - с. 4-9.
7. Вартанова М.Л. Агропромышленный комплекс: проблемы социально-экономиче-
ской модернизации // Социальная политика и социология. - 2017. - № 3(122). - с. 20-28. - doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-3-20-28.
8. Ергунова О.Т., Плахин А.Е., Фоминых К.А. Институты регионального развития и их
роль в модернизации экономики субъектов РФ // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - № 4. - с. 323-338. - doi: 10.18334/vinec.7.4.38567.
9. Засько В.Н., Донцова О.И. Особенности государственной политики в сфере управле-
ния инновационно-промышленными кластерами // Креативная экономика. - 2016. - № 11. - с. 1253-1262. - doi: 10.18334/ce.10.11.36989.
10. Лясникова Ю.В., Тарчоков С.К. Особенности государственной политики на рынке труда // Экономика и социум: современные модели развития. - 2016. - № 1. - с. 101-113.
11. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе // Вестник ОрелГАУ. - 2014. - № 5(50). - с. 3-11.
12. Шевченко Т.В. Государственная поддержка устойчивого развития сельскохозяйственного производства как основа продовольственной безопасности страны // Молодой ученый. - 2015. - № 5(85). - с. 223-227.
REFERENCES:
Antamoshkina E.N. (2016). Agrarnaya politika: effektivnost i usloviya optimizatsii [Agrarian polky: effide^y and optimization terms]. Food polky and se^rity. 3 (3). 131-144. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.3.3.36494. Belokopytov A.V. (2016). Sovershenstvovanie kadrovogo obespe^eniya molo^nogo podkompleksa APK Smolenskoy oblasti [Enhanœment of staffing dairy subœmplex of agra^h^al sedor of the Smolensk region]. Russian Journal of Labor Eœnomks. 3 (4). 331-340. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.4.37087. Ergunova O.T., Plakhin A.E., Fominyh K.A. (2017). Instituty regionalnogo razvitiya i ikh rol v modernizatsii ekonomiki subektov RF [Regional development institutes and their role in modernizing the eœnomy of the œnstituent entities of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Eœnomks. 7 (4). 323-338. (in Russian). doi: 10.18334/vinea7.4.38567.
Lyasnikova Yu.V., Tarchokov S.K. (2016). Osobennosti gosudarstvennoy politiki na rynke truda [Features of the organization of activities for the internal quality control and safety in health facilities]. Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya. 6 (1). 101-113. (in Russian).
Shevchenko T.V. (2015). Gosudarstvennaya podderzhka ustoychivogo razvitiya selskokhozyaystvennogo proizvodstva kak osnova prodovolstvennoy bezopasnosti strany [Public support for sustainable development of agricultural production as the basis of food security of the country]. The young scientist. (5(85)). 223-227. (in Russian).
Ushachev I.G. (2014). Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie APK v usloviyakh chlenstva Rossii vo Vsemirnoy torgovoy organizatsii i Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Socio-economic development of agriculture in conditions of Russia's membership in the world trade organization and the Eurasian economic Union]. Vestnik OrelGAU. (5(50)). 3-11. (in Russian).
Vartanova M.L. (2014). Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v kontekste obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii [Development of the agro-industrial complex in the context of providing food security of the russian federation]. Regional problems of transforming the economy. (12(50)). 4-9. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016). Otsenka sovremennogo sostoyaniya proizvodstva selskokhozyaystvennoy produktsii v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Evaluation of the modern state of production of agricultural products in the constituent territories of the north caucasian federal district]. Regional problems of transforming the economy. (6(68)). 26-39. (in Russian).
Vartanova M.L. (2016). Teoreticheskie osnovy formirovaniya agroprodovolstvennogo rynka regiona[Theoretical foundations of formation of agrifood market of the region]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (24). 3487-3504. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.24.37215 .
Vartanova M.L. (2016). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [The country's food security and ways out of the global food crisis] Moscow: Biblio-Globus. (in Russian).
Vartanova M.L. (2017). Agropromyshlennyy kompleks: problemy sotsialno-ekonomicheskoy modernizatsii [The agro-industrial complex: problems of socioeconomic modernization]. Social policy and sociology. 16(3(122)). 20-28. (in Russian). doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-3-20-28 .
Zasko V.N., Dontsova O.I. (2016). Osobennosti gosudarstvennoy politiki v sfere upravleniya innovatsionno-promyshlennymi klasterami [Features of the governmental policy in the field of innovative and industrial cluster administration]. Creative economy. 10 (11). 1253-1262. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.10.11.36989.