Научная статья на тему 'Регионализация как принцип модернизации художественного образования'

Регионализация как принцип модернизации художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регионализация как принцип модернизации художественного образования»

разования на современном этапе / Н.Г, Калинникова // Современные технологии высшего профессионального образования : Сборник статей. - М., 2006. -С. 13-14.

10. Кларин, М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. — 1996. - № 2. - С. 14-21.

11. Леднев, В. С. Непрерывное образование : структура и содержание / В. С. Леднев. - М., 1988. - 204 с.

12. Орлов, А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность /

А. А. Орлов// Педагогика. - 1995. — № 6. - С. 63—68.

13. Сластении, В. А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя / В. А. Сластенин // Современные технологии высшего професси-онального образования : Сборник статей. - М., 2006.-С. 5.

14. Степанов, Е. Н., Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М.: ТЦ СФЕРА, 2002. - 160 с,

15. Фатыхова, А. Л., Корочкова, Л. Н. Личностно ориентированные аспекты современного об-разования / А. Л. Фатыхова, Л. Н. Корочкова// Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 24 /1 [од ред. В. А. Слао тенина, Е. А. Левановой. - М. : МПГУ - МОСПИ, 2006. - С. 23.

УДК 33.005

О, В. Сальдаева

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ПРИНЦИП МОДЕРНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. российское общество обратилось к качественно новой организации среды жизнедеятельности людей, в связи с чем большое распространение приобрели понятия «регион» и «регионализация». Многообразные проявления регионализации проникли практически во все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому закономерно, что данное явление подверглось всестороннему изучению, стало чрезвычайно распространенным в научной литературе. В зависимости от того, какие из этих сфер включаются в раскрытие понятий «регион» и «регионализация», можно вывести федеральное и национальное определение этих явлений, выражающее взаимосвязь исследовательских подходов.

Толкование данных категорий мы находим в «Словаре иностранных слов», где отмечается, что «регион - область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения», а «регионализация — развитие, укрепление экоиомичес-

ких, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в один регион; возникновение региональных объединений государств» [5].

Широкое освещение в отечественной науке нашел федеральный уровень рассмотрения проблемы, в рамках которого эти категории разрабатываются в специфическом аспекте - со стороны социальных отношений. В их системе особое внимание аналитики уделяют тем отношениям, которые, непосредственно взаимодействуя с процессом регионализации, в наибольшей степени определяют специфику цивилизованной федерализации России. Так, например, в социологической теории понятие «регион» служит составляющей набора интегративной конструкции общества, обеспечивающей территориально-географическое пространство структурирования России, а категория «регионализация » позволяет определить их роль в качестве субъекта структуры, посредством которого осуществляется социально-природная координация в федеральном и локальном вариантах. Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко, В. А. Юрченков, характеризуя регионализацию в контексте с природными и социальными явлениями, видят ее специфику во взаимосвязи с постсоветским этапом цивилизационного развития общества, который представляет собой определенный ресурс для достижения региональными системами определенного качественного уровня.

В. А. Писачкин рассматривает регион как «основную территориальную структуру жизненного пространства социума, обладающая целостностью политической, культурной и экономической жизни, масштабной соразмерностью в системе других административно-государственных образований России», выступает катализатором социальных процессов, определяющих характер трансформации «жизненного пространства, обретающего новое качественное состояние организации социальной жизни современного российского общества» [4]. В его понимании; данная категория связывается со спецификой природных, общественных и культурных явлений, а регионализация трактуется как процесс качественного изменения региональных общественных систем, т. е. создание системы российского федерализма должно обеспечиваться региональными формами воспроизводства как инструмента для обеспечения «жизнеспособности социальной действительности, которая невозможна без производства самого человека и средств его жизни» [4].

В самом общем виде категория «регионализация» указывает на необходимость потребления и воспроизведения ценностей духовной и материальной культуры регионов. При этом цели использования духовных ценностей могут быть разными, но главное состоит, по замечанию С. Ф. Анисимова, в «поддержании, подкреплении производства и воспроизводства других групп духовных ценностей» [1].

Из сказанного очевидно, что определение регионализации как качественного явления имеет бесспорный воспроизводственный смысл, связанный

с актуальными и потенциальными изменениями среды жизнедеятельности людей: оно не изолирует регионализацию, а подчеркивает ее влияние, оценивает региональное воспроизводство как важнейшее структурное качество российского федерализма. При этом воспроизводство проявляется как свойство двоякого процесса. С одной стороны, как особенность регионального, т. е. процесса воспроизводства элементов структуры федерации, а с другой -как атрибут федерального, т. е. процесса воспроизводства целостности как совокупности воспроизводств субъектов России. Иными словами, речь идет о дифференциации и интеграции региональных воспроизводственных процессов, отражающих современные цивилизационные условия развития российского общества.

Интерес к изучению регионов в их системном функционировании и развитии определил возникновение новой отрасли отечественной науки - ре-гионологии, которая, по мнению А. И. Сухарева, выступает «социологическим интегратором всех относительно самостоятельных элементов и структур целостной социально-природной жизнедеятельности на конкретных территориях» [6]. С его точки зрения, регионализация мотивировалась, прежде всего, переходом «от командно-административного к цивилизованному федерализму» и направлялась на задачи «укрепления единства и целостности России и повышения уровня самостоятельности и комплексности развития регионов - субъектов Российской Федерации» [6]. Одновременно ученый включает в такое расширенное определение регионализации меры по изменению качественного состояния региональной среды жизнедеятельности общества как инструмента для обеспечения равноправного развития каждого из народов и многонациональной страны в целом.

А. И. Сухарев считает, что регионализация социальной жизни является самой сложной сферой современного цивилизационного развития, поскольку территориальное общественное структурирование России при многих общих чертах отличается существенными признаками национального состава населения, качеством и укладом жизни, традициями быта. «Исторически сложились не просто территориальные общности, - пишет он, - а народы регионов (республик, краев, областей и других субъектов федерации), которые имеют внутренние структурные связи, системный облик и динамику» [4]. По нашему мнению, в данном смысле феномен регионализации, по сути, коррелирует с феноменом национального, являясь смысловой конкретизацией процессов воспроизводства.

Исследователи, включенные в национальный уровень рассмотрения проблемы, в регионализации фиксируют процессы, имеющие целью регулирование национальных отношений в направлении ликвидации разрывов в материальном и духовном развитии субъектов Российской Федерации, гармонизации межэтнических отношений.

Нам представляется, что регионализация как категория - это не некий коренной переворот в социально-культурном пространстве структурирова-

ния России, а лишь более полный учет национальных потребностей общества, развитие как всей многонациональной Российской Федерации, так и ее региональных субъектов с населяющими их народами.

Позиции ученых, отражающие федеральный и национальный уровни рассмотрения проблемы регионализации, позволяют аргументировать первый как исходящий из факта демократии, построения гражданского общества, взаимосвязанности субъектов, общности социально-экономических и духовных проблем, а второй - из стремления к удовлетворению потребностей разнонациональных людей конкретной социально-культурной среды, национального возрождения. Как видим, регион, регионализация - это понятия, призванные раскрыть цивилизационную основу, дать теоретическое основание внутреннего национально-культурного расчленения государства. Ученые обращаются к этим понятиям в том случае, когда возникает необходимость в эмпирическом изучении процессов национально-культурной дифференциации и интеграции социума: с их помощью становится доступным изучение реальностей национально-культурного прогресса федеративной России. С нашей точки зрения, в современной философской и социологической литературе регион характеризуется определенностью территорий и культуры, которые отличают субъекты друг от друга, создавая многообразие России, а регионализация, обладая устойчивостью, - неотделимостью от субъектов государства, связанностью с их типом культуры, способностью обнаруживаться через конкретные, свои национальные особенности в процессе субъектного, регионального взаимодействия, интеграции.

Отмечая, что национально-культурные задачи решаются посредством общечеловеческого менталитета, мы определяем регионализацию как национально-культурную направленность всех существующих ценностей и .ченталитетов народов современной России. Данная трактовка обусловливается выводом о тождественности, с точки зрения конечной цели российского общества - духовного развития человека и воспроизводства среды его жизнедеятельности, - федерального и национального уровней в определении исследуемого явления. В нашем понимании национально-культурная направленность представляет собой согласованность целей данных составляющих. Преследуя свои специфические цели, каждый регион способствует достижению общей цели: обеспечение нового качественного состояния культуры (духовной и материальной) и индивидуально-личностного развития всех представителей многонационального российского общества. Так, для регионализации в ее национальном определении такие специфические цели состоят в защите от исчезновения, сохранении исторически сложившейся конкретной среды жизнедеятельности народов, естественного культурного потенциала, изменении деятельностных характеристик людей. В свою очередь, целеполагание регионализации в федеральном смысле состоит в регулировании в субъектах России воспроизводственных национально-

культурных процессов, создании условий для обеспечения высокого уровня духовного развития шодей.

Вместе с тем, между названными целями регионализации на национальном уровне может наблюдаться определенное противоречие. Известно, например, что в ряде регионов страны стремление к национальному возрождению и самостоятельности с целью удовлетворения локальных потребностей способствовало нарушению межнациональной структуры государства, что, по сути, не согласуется с целями регионализации. Именно поэтому аналитиками подчеркивается важность разделения тех региональных национально-культурных процессов, которые оказывают интегративное воздействие на федерализацию России. Следовательно, регионализация может рассматриваться как особая большая область управления национально-культурным цивилизационным развитием страны.

На структурном уровне регионализация позволяет выявить содержательное выражение тех границ, которые установились в Российской Федерации между ее субъектами и людьми как представителями определенных регионов, специфику их образа духовной жизни, разделяемых ими ценностей национальных культур за счет исторических и демографических особенностей.

Характеризуя регионализацию с позиций закономерностей становления региональной системы художественного образования выделим принципы, которые непосредственным образом коснулись вопросов разработки стратегии развития в стране образования, в том числе и художественного: 1) принцип защиты от исчезновения, сохранения исторически сложившейся национальной художественно-культурной среды жизнедеятельности людей, художественного-культурного общественного и личностного потенциала структуры России как очевидной реальности выживания цивилизации вообще и человека, в частности; 2) принцип создания условий для равноправного развития регионально-структурированной плоскости художественного образования России, то есть реализация стратегии удовлетворения художественно-образовательных и художественно-культурных потребностей многонационального населения Федерации; 3) принцип провозглашения национальных художественно-культурных ценностей; 4) принцип персонификации национальной художественной культуры и принцип непрерывного национального художественно-культурного развития человека как условия осуществления им воспроизводственных национальных художественно-культурных процессов на протяжении всей жизни.

Наличие в стране значительных социально-культурных и демографических различий, с одной стороны, и, с другой, - необходимость сбалансированного развития каждого из российских субъектов обусловили выработку и проведение в жизнь эффективной государственной политики регионализации образования.

Специально проблема образования как средство развития региональных социальных систем была поставлена в работах Ю. В, Громыко, Э. Д. Днеп-рова, В. С. Лазарева, В. Д. Шадрикова и др. Требование учета социальноэкономических, культурных и демографических особенностей в построении региональных программ развития образования, проектировании его содержания, нахождении оптимального сочетания между федеральными и региональными интересами, нашло конкретизацию в работах В. В. Давыдова, Г. И. Ловецкого, в исследованиях Л. И. Аттаевой, Л. Ф. Греханкиной, Л. И, Найденовой, Ф. Ф. Харисова, В. К. Шаповалова, В. 3. Юсупова, М. А. Якунчева.

В отечественной педагогической науке понятие регионализации изначально стало связываться с необходимостью переориентации образования с режима функционирования на режим развития и саморазвития. Так,

Э. Д. Днепров, обосновывая стратегические установки и тактические задачи образовательной политики в новых демократических условиях России, принцип регионализации рассматривает наряду с принципами открытости образования, то есть обращенности образования к «единому и неделимому миру», и в то же время к «различению на карте человечества лица других народов»; гуманизации образования, то есть преодоления его обезличенно-сти, «поворота школы к ребенку»; гуманитаризации образования, то есть возрождения его «культуросообразности и культуросозидающих функций»; народности и национального характера образования, т. е. возвращения школе культурно-исторических традиций народов, отражающих их национальный характер; вариативности образования, то есть превращения образования в многообразный процесс организации обучения, его технологий, целей и содержания; непрерывности образования, обеспечивающей преемственность различных ступеней образования и создающей пространство для развития личности.

В методологическом подходе Э. Д. Днепрова регионализация противопоставляется унифицированности образования, скрепляющей образовательное пространство России «цепью единых учебных программ, учебников и учебных пособий, инструкций и циркуляров», не учитывающей внутренние закономерности развития конкретного социально-культурного и экономико-природного территориального пространства, нуждающегося в переходе от экстенсивной к интенсивной модели развития. Исходя из изложенного, считаем, что сама совокупность принципов модернизации образования, предложенная Э. Д. Днепровым, нацеливает на процесс образования личности сквозь призму культуры; признает объектом образования субъекта культуры как ценителя и создателя культурных ценностей; утверждает образование как целостный культурный процесс, реализующийся в системно-культуросообразной образовательной среде. И эта установка носит для образования, в том числе и художественного, системно-прогностическую направленность. Поэтому мы развиваем идею именно о переводе ор-

ганизации современного художественного образования в субъектах России с национально-государственного на национально-культурный принцип, учитывающий особенности становления каждого из регионов.

«Национальная доктрина образования Российской Федерации», призвав системы образования в регионах обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России», поставила их в эпицентр модернизации. Речь идет, как отмечает В. К. Бацын, о создании «программ для определенных историко-культурных регионов, объединенных единством исторических, экономических, демографических традиций» [2].

Как известно, Россия состоит из большого количества регионов с этнической многоликостью населяющих их людей, М, Н. Кузьмин справедливо утверждает, что основным объектом внимания ученых должна выступать прежде всего национальная школа, так как именно она представляет собой в миниатюре все национальное многообразие российского социума, а потому может дать богатый материал для исследования регионализации образования [3].

Образование в современной России становится самобытной социальной практикой и призывается, как подчеркивает В. 3. Юсупов, реализовывать функцию развития способностей человека, задавать новые формы общественной жизни и, главное, обеспечивать личностное становление подрастающих поколений, адекватное своей истории и культуре [7]. Ученые выступают против того единообразия образования, которое ставило обучающихся различных регионов страны в одинаковые условия культурного, в том числе образовательного, развития, где идеологическая направленность, отстаивающая классовые и групповые ценности, калечила нравственность людей, абсолютизируя вульгаризированный интернационализм. М. Н, Кузьмин, обращая внимание на этот процесс, отмечает, что «...наша школа была субъектом национальной политики, реализуя концепцию стирания социальных и национальных различий во имя будущего гомогенного по этим показателям общества».

Такая философия образования породила в массовом человеческом сознании отторжение от сообщества людей, объединенных общностью судеб, территориально-географической и национально-культурной среды жизнедеятельности. Поэтому закономерно, что в условиях демократии регионализация образования в России, история и характер поликультурности которой не имеют аналогов в мире, стала связываться с процессом становления его многообразия посредством отражения в организации и содержании образования и обучения социального опыта окружающей молодое поколение национально-культурной среды.

Очевидно, что теоретическое осмысление образования в аспекте его регионализации стимулируется необходимостью решения той государственной

важности задачи, которая обосновывает новые подходы, связанные с преобразованием средств учебной деятельности с репродуктивных в продуктивные содержательные формы организации региональных образовательных систем, соответствующие национально-культурной среде жизнедеятельности современных подрастающих людей. Правовые законопроекты позволяют рассмотреть регионализацию художественного образования как условие конкретизации содержания и формы художественного образования, ориентированного на развитие художественной культуры личности, организации в систему региональных образовательных институтов, рассмотрения системы художественного образования в прямых и обратных связях с целостной системой национальной художественной культуры конкретной среды человеческой жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Словарь иностранных слов. — 18-е изд. - М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.

2. Писачкин, В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - 180 с.

3. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности; производство и потребление /

С. Ф. Анисимов. - М.: Мысль, 1988. - 254 с.

4. Сухарев, А. И. Концепция государственной региональной политики Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования / А. И. Сухарев // Основы регионологии / НИИ регионологии при Мордов. ун-те. -Саранск, 1996.-С. 69-83.

5. Бацын, В, К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации / В. К. Бацын, М. Н. Кузьмин // Школа и мир культуры этносов / Ученые записки Института национальных проблем образования. - М., 1995. - Вып. 2. — С. 5-30,

6. Кузьмин, М. И. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации / М. Н. Кузьмин // Труды Института национальных проблем образования. - М., 1993. - Вып. 1. -С- 5-19,

7. Юсупов, В. 3. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании: учеб. пособие / В. 3. Юсупов. - Киров: Изд-во В ГПУ, 1999.-64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.