Научная статья на тему 'Регион активных инноваций'

Регион активных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянович Ирина, Ботаева Лариса

В материале рассказывается о Томской области одном из ведущих инновационно активных регионов России. Описывается эффективная инфраструктура региона, а также успешные примеры продвижения на рынок новой наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A region of actively introduced innovations

The information given is about one of the most innovatively active regions of Russia, Tomsk region, where the effective infrastructure has been made and new samples of the science intensive produce have been successfully tested. The measures realized to achieve these results in the region have been presented.

Текст научной работы на тему «Регион активных инноваций»

Томская область - один из ведущих инновационно активных регионов России. Здесь создана эффективная инфраструктура, апробированы успешные примеры продвижения на рынок новой наукоемкой продукции. Начиная с момента принятия Инновационной стратегии Томской области в 2002 г. инновационная деятельность формировалась в соответствии с целями и задачами, определенными в пяти областных инновационных программах, ставших важными элементами Программы социально-экономического развития Томской области на среднесрочный период. Реализация указанных документов позволила к 2014 г. достичь значительных успехов - довести долю организаций, осуществляющих технологические нововведения в сфере промышленного производства, до 17%, обеспечить до 25% ежегодного прироста инновационной продукции, создать более 50 новых малых инновационных предприятий в год, довести общее число резидентов Особой экономической зоны технико-внедренческого типа Томска до 60.

Барьеры на пути нововведений

Как известно, одним из главных препятствий, мешающих активизации инновационного движения в России, является низкий спрос на научные разработки со стороны государственных предприятий и бюджетных организаций, что сильно тор-

мозит развитие инновационной экосистемы в стране. Задача Правительства РФ и таких государственных институтов, как АИРР, РОСНАНО, РВК, ВЭБ,-сформировать алгоритм сбыта инновационной продукции и показать инструменты и механизмы, с помощью которых можно было бы стимулировать заказчика покупать ее. Еще одним барьером на пути инноваций становится слабая инфраструктура и отсутствие стимулов для инновационных субъектов. Преодоление каждого из них -первейшая задача российских регионов. И в Томской области она решается на должном уровне. В частности, создана обширная нормативно-правовая база, регулирующая этот сегмент: Законы «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области» и «Об инновационной деятельности в Томской области», Положение «Об инновационной деятельности в городе Томске». Впервые в России в рамках региона разработан одноименный модельный закон, который одобрен на уровне Совета Федерации и станет основой для инновационного законодательства в ее субъектах.

Территория комфортных условий

Такая полновесная законодательная база поспособствовала тому, что в Томской области практически завершено формирование основных элементов инновационной инфраструктуры. Сейчас их более 50, в том

числе ОЭЗ, Томский региональный инжиниринговый центр, Центр кластерного развития, Нанотехнологический центр «СИГМА. Томск», Центр стимулирования спроса на инновационную продукцию, студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок вузов и академических институтов, центры молодежного инновационного творчества, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, консалтинговые компании, инновационный портал «ИНО ТОМСК», Инновационная пресс-служба и др.

Важнейшим инфраструктурным элементом для коммерциализации разработок и вывода их на мировой рынок является особая экономическая зона «Томск», созданная в декабре 2005 г., - площадка, на которой действуют особые условия налогообложения -

отсутствует транспортный, земельный и налог на имущество, значительно уменьшены взносы в социальные фонды (14% вместо 30%), а также налог на прибыль (13,5%, а не 20%). Существенно упрощено таможенное регулирование -пошлины составляют 0%.

На территории ОЭЗ «Томск» зарегистрировано более 60 компаний-резидентов, ими создано порядка полутора тысяч рабочих мест. 12 проектов реализуются с участием иностранного капитала из США, Норвегии, Южной Кореи, Австралии, Германии, других стран. Частные инвестиции составили около 5 млрд руб., объем производства инновационной продукции -более 4,5 млрд руб.; создано 1297 новых рабочих мест. Основные направления деятельности предприятий, входящих в состав ОЭЗ, - информационные, ресурсосберегающие, био-и нанотехнологии, электроника, медицина, новые материалы. Особая экономическая зона расположена на двух земельных участках (площадки Северная и Южная) общей площадью 207 га. Под проекты потенциальных резидентов дополнительно зарезервировано более 130 га.

Томская технико-внедренческая зона позволяет получить доступ к готовой инфраструктуре - инженерной, транспортной, таможенной. Современные офисные и лабораторные помещения повышают статус компании в глазах партнеров и инвесторов, к тому же резиденты имеют льготы для получения земельных участ-

ков, а также выгодные условия при строительстве собственных зданий. Профессиональная управляющая компания формирует благоприятную среду для ведения бизнеса, организует взаимодействие с органами государственной власти и другими заинтересованными структурами.

Для реализации кластерной политики в декабре 2011 г. образован Центр кластерного развития. В его задачи входит содействие реализации кластерных проектов, подготовка и переподготовка кадров, организация выставочно-яр-марочных и коммуникативных мероприятий, маркетинговые исследования, проведение информационных кампаний, мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров, проектное управление. Центр предоставляет полный комплекс услуг по сопровождению проекта на аутсорсинге. В 2012 г. Томская область стала победителем конкурса Минэкономразвития России на поддержку инновационных территориальных кластеров. В 2013 г. принят первый документ в этой сфере - Региональная программа развития инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области» на 2013-2016 гг. Ее успешное выполнение позволит повысить экономические показатели не только организаций, входящих в данное образование, но и даст

неоценимый опыт для развития других аналогичных структур.

Формирование «инновационного пояса» (а в настоящее время в него входит 340 организаций) осуществлятся и вокруг двух ведущих университетов региона - Томского политехнического и Томского государственного, которые обладают статусом «Национальный исследовательский университет» и в 2013 г. вошли в топ-100 престижнейших учебных заведений мира. Они и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники являются победителями федерального конкурса вузов, внедряющих передовые образовательные программы.

Элементы

инновационной

инфраструктуры

Цель их работы - основание и эффективная поддержка новых инновационных компаний, которых к 2020 г. должно быть не менее 950. Ежегодно создается около 50 новых инновационных предприятий малой либо средней формы.

Томский региональный инжиниринговый центр (ТРИЦ) оказывает услуги по проектированию технологических и технических процессов, консультирует организации по вопросам подготовки и обеспечения производства, содействует получению технических лицензий и необходимой документации для внедрения новой продукции. В рамках федеральной программы поддержки

субъектов малого и среднего предпринимательства ТРИЦ проводит конкурсы на софи-нансирование инжиниринговых услуг для малых и средних предприятий, компаний-участников инновационного территориального кластера «Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области». Победитель получает не только деньги, но и комплексное сопровождение по отбору исполнителей-подрядчиков, оформлению необходимой документации и т.п.

На поддержку деятельности начинающих компаний, входящих в состав упомянутого кластера, направлен проект «Инновационный ваучер». Он представляет собой денежный эквивалент для оплаты консалтинговых услуг, услуг по проведению испытаний, научных и патентных исследований, оказываемых профильными организациями, в большей части государственными и некоммерческими, на сумму от 50 до 100 тыс. руб. Таких «ценных бумаг» планируется выпустить на 4 млн руб.

На томских предприятиях, занимающихся созданием серийной и мелкосерийной продукции, запущена программа по организации технологического и управленческого аудита. По итогам экспресс-оценки индекса технологической готовности субъекты хозяйствования получают рекомендации по оптимизации текущих процессов с целью роста их производительности, а также возможность на

льготной основе разработать программу модернизации и развития. Эксперты ТРИЦ сформировали актуальную базу поставщиков инжиниринговых услуг в Томской области в сфере приборостроения, информационных технологий, медицинской техники и материалов, химии и фармакологии. На базе ведущих технических вузов Инжиниринговый центр инициировал создание школ промышленного дизайна.

ТРИЦ активно участвует в проекте по сертификации профессиональных инженеров с регистрацией их в APEC Engineer Register. Проект реализуется на базе Международного центра сертификации профессиональных инженеров при Томской торгово-промышленной палате совместно с Политехническим университетом.

Основным направлением Центра стимулирования спроса на инновационную продукцию является подготовка квалифицированных специалистов по ее продаже и формирование комплексной системы продвижения на региональный, российский и мировой рынки. На сегодняшний день ни один вуз не готовит кадры такого профиля и, соответственно, более половины компаний региона не имеют их в своем штате. При этом подавляющее большинство фирм не связывают проблемы своего развития с отсутствием системы продаж продукции. Для решения этого вопроса в январе 2014 г. на базе Томского филиала Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации была открыта Школа менеджеров продаж инновационной продукции. В образовательную программу входят интерактивные мастер-классы по продвижению инновационной продукции на российский и международные рынки и ее презентации, по работе на выставках, обсуждение способов защиты результатов интеллектуальной деятельности, изучение техники сетевого общения, тренинги по установлению отношений с клиентами и т.д. К тому же Школа менеджеров продаж включает в себя программы дополнительного профессионального образования, по окончании которых слушатели получают удостоверения государственного образца РАНХиГС о повышении профессиональной квалификации. Лучшим выпускникам предлагаются рабочие места в заинтересованных компаниях.

Важную роль в продвижении научно-технических разработок играет Дилерский центр инновационной продукции, начавший свою деятельность в апреле прошлого года. Он представляет интересы компании при поиске и заключении договоров с потенциальными клиентами. Вознаграждение выплачивается по агентскому или дилерскому договору только после успешной продажи продукта. Предварительно определяется ассортиментный ряд товаров, далее они распределяются по сферам использования (медицина, химия,

строительство и т.п.), затем готовится начальная база контактов и коммерческих предложений по каждому продукту, создается посадочная страница в Интернете. Кроме того, центр оказывает помощь в оформлении объектов интеллектуальной собственности, проводит маркетинговый анализ рынка инновационной продукции, разрабатывает концепцию ее продвижения и наконец «упаковывает продукт» - создает его положительный и эффективный образ. Для этого используются следующие методы: контекстная реклама, рассылки, лэндинги, PR-технологии, прямые продажи (обзвоны, встречи).

В функции Дилерского центра входит также поиск потенциальных потребителей, работа с ними, формирование клиентской базы. Последняя создается и ведется в специальной CRM-системе, в которую интегрирована 1Р-телефония. Каждый этап взаимодействия или сделки оформляется как задача и позволяет оценивать эффективность и уровень загрузки каждого сотрудника. Встроенная система расчета показателей результативности позволяет специалисту видеть и оценивать свой вклад в работу, а также предпринимать оперативные меры по улучшению своих показателей.

Чтобы стать участником Дилерского центра инновационной продукции, необходимо наличие реализованного проекта с сопроводительной документацией - лицензией, разрешением, сертификатом и патентом. Маркетолог предварительно оценивает продукт компании на элемент иннова-ционности, например новая разработка, новый механизм, новые пути решения проблемы и т.д., и запускает механизм его коммерциализации.

Информационное сопровождение инновационного движения

Одной из основных мер поддержки инновационных процессов является их полное информационное обеспечение -от возникновения идеи до внедрения и реализации научной разработки. Эти задачи выполняет пресс-служба инновационных организаций, созданная Томским консорциумом научно-образовательных и научных учреждений. Она освещает деятельность инновационных субъектов региона, вузов и научных организаций, рассказывает об их успехах и достижениях, информирует о новых целях и открытиях. Предприятиям предлагается возможность разработки индивидуальных медиапланов, подготовки материалов и их распространение в федеральных и региональных СМИ, проведения фото- и видеосъемок, организация презентаций и рекламных кампаний. Можно также осуществить пресс-мероприятия (пресс-туры, пресс-завтраки и т.п.), получить рекомендации по дальнейшей PR-активности компании, организовать тренинг для руководства предприятия по работе со СМИ. Для того чтобы с субъектом хозяйствования начала работать профессиональная команда, состоящая из медиаменеджера, журналиста и фотографа, в пресс-службу нужно подать заявку о каком-то значимом информационном поводе.

Первой интерактивной площадкой региона, посредством которой инновационные компании могут оперативно узнавать о событиях и программах поддержки в сфере науки и инноваций, принимать участие в мероприятиях регионального и федерального уровней, взаимодействовать

с властью, субъектами инновационной инфраструктуры, стал инновационный портал «ИНО ТОМСК». Регистрация на нем дает организации возможность быть включенной в федеральный и областной реестры инновационной продукции, допущенной к участию в госзакупках РФ, а также найти инвестора, партнера, бизнес-команду для развития проекта и выведения продукта на рынок. Компании предоставляют информацию о себе онлайн и, регистрируя свой профиль, обязательно подтверждают свои права на объекты интеллектуальной собственности. У всех зарегистрированных предприятий есть возможность размещать новости и объявления. Чтобы принять участие в мероприятии, необходимо пройти регистрацию: после авторизации в системе портала заполнить интерактивную форму, указав необходимые данные.

Большие возможности для обмена информацией предоставляет ежегодный Инновационный форум с международным участием INNOVUS и Молодежный всероссийский форум молодых ученых U-NOVUS. За более чем десятилетнюю историю по организации этих мероприятий отработан формат, привлекательный как для российских, так и для зарубежных участников.

Таким образом, в Томской области сложилась эффективная инновационная экосистема, тесно увязывающая отношения и интересы входящих в ее состав структурных единиц, напрямую или опосредованно вовлеченных в создание инновационного продукта, и способная вдохнуть жизнь в новейшие идеи и научные разработки.

Лариса БОТАЕВА, ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.