УДК 94(470)
DOI: 10.21685/2072-3024-2016-4-6
Е. В. Харьков
РЕФОРМЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С 1991 ПО 2012 г.
Аннотация.
Актуальность и цели. В нашей стране и Пензенской области в частности уделяется большое внимание развитию физической культуры и спорта. Одним из факторов их успешного функционирования является грамотно выстроенная структура управления отраслью. В статье проведен анализ реформ в системе управления физической культурой и спортом в Пензенской области в период с 1991 по 2012 г. Нижней границей исследования выступил распад СССР с последующей за ним перестройкой всей системы управления в стране. Верхняя граница обусловлена кардинальной реформой в структуре управления изучаемой сферой как на федеральном, так и на региональном уровнях. Цель статьи: изучить реформирование системы управления сферой физической культуры и спорта в указанный выше период.
Материалы и методы. Реализация поставленной цели была достигнута благодаря изучению архивных источников, материалов, содержащих законодательные акты, на основе которых и были проведены реформы.
Результаты. В статье приведен анализ многочисленных реформ в структуре управления сферой физической культуры и спорта, которые происходили на территории Пензенской области.
Выводы. В течение данного промежутка времени в структуре управления сферой физической культуры и спорта произошло большое количество реформ. Большая часть реформ сводилась к тому, что в изучаемую сферу включались функции молодежной политики и туризма, а также менялся статус управляющего органа.
Ключевые слова: система управления, физическая культура, спорт, функции органов управления.
E. V. Kharkov
REFORMS IN THE SYSTEM OF ADMINISTRATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN PENZA REGION FROM 1991 TO 2012
Abstract.
Background. In our country and in Penza region in particular significant attention is paid to development of physical culture and sports. One of the factors of its successful functioning is a proper built structure of the sector administration. The article analyzes reforms of the physical culture and sports administration system in Penza region in the period from 1991 to 2012. The collapse of the Soviet Union followed by reconstruction of the country's administration system was used as the bottom line of the research. The top line was based on the cardinal reform in the administration structure of the studied field both at federal and regional levels. The purpose of the article is to study the restructuring in the physical culture and sports administration system during the research period mentioned above.
Materials and methods. The set goal was achieved through examination of archival sources, materials, containing legislative acts that were the base of the performed reforms.
Results. The article analyzes numerous reforms in the structure of the physical culture and sports administration that were performed in Penza region.
Conclusions. During the given period of time a large amount of reforms was performed in the structure of the physical culture and sports administration. A major part of the reforms consisted of inserting the functions of the youth policy and tourism into the field under consideration, as well as the status of the management authority was changing.
Key words: administration system, physical culture, sport, function of the administration system.
В 1991 г. произошло важное событие в истории нашей страны - распалось союзное государство. Это привело к изменению системы государственного управления. Сфера управления физической культурой и спортом как одна из составных ее частей подверглась многочисленным реформам как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Через некоторое время после распада СССР постановлением Администрации Пензенской области № 94 от 29.12.1991 Комитет по физической культуре и спорту облисполкома был преобразован в Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области [1]. Задачи у данного органа были следующие: осуществление единой государственной политики в указанных выше сферах, направленной на укрепление здоровья населения, пропаганда и распространение передовых знаний о физической культуре и спорте, координация планов и проведение спортивных мероприятий в области. Комитет утверждал единый календарный план областных физкультурно-спортивных мероприятий. Совместно с другими центральными органами исполнительной власти городов и районов области комитет осуществлял такие функции, как развитие материально-технической базы отрасли, вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность лиц с ограниченными возможностями, обеспечение социальной защиты работников отрасли.
Следует заметить, что весь изучаемый период исследования состоит из многообразного количества реформ. Особенно следует выделить период с 1991 г. по конец XX в., когда реформирование отрасли происходило особенно часто. На протяжении данного периода реформы в управлении главным образом сводились к тому, что в орган управления сферой физической культуры и спорта периодически включали и изымали из его полномочий такие сферы, как туризм и молодежная политика, а также меняли статус органов управления. Это наиболее наглядно представлено в реформировании органов управления на федеральном уровне. В частности, согласно Указу Президента от 10.01.1994 № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» новым органом управления стал Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму [2]. Просуществовав чуть больше четырех месяцев, Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1109 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"» он был преобразован в Комитет РФ по физической культуре и туризму [3]. Функции молодежной политики из ведения данного органа были исключены. Но и в таком
виде орган не просуществовал долго. В соответствии с Указом Президента от 03.08.1994 № 1583 «О внесении изменений в указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. № 1109» Комитет РФ по физической культуре и туризму был переименован в Государственный комитет по физической культуре и туризму [4].
Непостоянство в управлении на федеральном уровне приводило к постоянному реформированию региональной структуры управления. Особенно эта тенденция проявилась в Пензенской области ближе к концу 1990-х гг. Так, в частности, согласно постановлению губернатора Пензенской области от 16.11.1998 № 845 Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации области был преобразован в Комитет по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Пензенской области [5]. В положении о новообразованном органе было указано, что комитет «является структурным подразделением Министерства образования, науки, культуры и информации и осуществляет реализацию единой государственной молодежной политики, регулирование и координацию по вопросам развития спорта и туризма в Пензенской области на принципах законности и гуманизма» [5].
Общим между Комитетом по физической культуре, спорту и туризму областной Администрации и Комитетом по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Пензенской области было то, что в обоих органах уделена роль разработке физкультурно-спортивных мероприятий, работе с кадрами, их переподготовке. Различия состояли в том, что новообразованный Комитет не был самостоятельным органом, а находился в структуре другого ведомства. В нем в большей степени уделялось внимание массовой физической культуре, направленной на укрепление здоровья населения. В Комитете по делам молодежи, спорту и туризму в задачах органа был сделан акцент, помимо развития массовой физической культуры, на развитие спорта высших достижений, заключающегося в подготовке спортивного резерва, формировании сборных команд области по видам спорта.
Спустя непродолжительное время была произведена новая реформа в управлении. Так, постановлением губернатора Пензенской области от 11.05.1999 № 67 было утверждено Министерство молодежи, спорта и туризма Пензенской области. В задачи данного органа в области физической культуры и спорта входили: разработка и реализация областных целевых программ по развитию физической культуры и спорта; осуществление совместно с физ-культурно-спортивными организациями работ по подготовке спортивного резерва, формированию сборных команд области по видам спорта; развитие детско-юношеского спорта и спорта высших достижений. Главным в этом преобразовании можно считать то, что управляющий орган вновь стал самостоятельным.
В начале нового столетия реформы в системе управления физической культурой и спортом продолжились как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в частности, Указом Президента от 17.05.2000 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» был образован Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму» [6]. Постановлением губернатора Пензенской области от 07.06.2002 № 283 Министерство молодежи, спорта и туризма было преобразовано в Комитет по делам молодежи, спорта и туризма Пензенской области. Но уже в этом же году постановлением губернатора Пензенской области от 10.10.2002 № 498
данный орган был преобразован в Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму. Основными задачами стали: формирование, координация и поддержка деятельности областной системы организации и управления физической культурой и спортом; разработка и реализация областных целевых программ по развитию данной сферы.
В 2004 г. вновь прошли сразу две реформы на федеральном и одна на региональном уровнях. На федеральном уровне в соответствии с указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Государственный комитет по физической культуре и спорту был упразднен [7]. Было образовано новое ведомство, а именно Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. Некоторое время спустя постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 326 было принято положение о новообразованном органе [8]. Главное, что интересно в плане нашего исследования, состоит в том, что федеральный орган управления потерял свою самостоятельность, так как согласно выше представленному положению управляющий орган стал относиться к ведению Министерства здравоохранения и социального развития. Следует отметить, что аналогичная реформа уже проводилась в истории управления физической культурой и спортом в нашей стране еще в советское время. Так, в частности, 15 марта 1953 г. Комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР был передан в Министерство здравоохранения СССР. Но вскоре практика показала, что Министерство здравоохранения не способно управлять возложенными на него новыми обязанностями, так как дополнительная нагрузка отвлекала ведомство от решения внутриведомственных задач. Поэтому, как показал исторический опыт, не прошло и года, как 11 февраля 1954 г. Комитет по делам физической культуры и спорта был вновь восстановлен в качестве самостоятельного органа.
Такая же ситуация повторилась и в рассматриваемый период исследования. Так, согласно указу Президента РФ от 18.11.2004 № 1453 было образовано Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Некоторое время спустя постановлением правительства от 31.12.2004 № 904 в свет вышло положение о данном органе. Главное достоинство данной реформы заключалось в том, что руководящий орган в сфере физической культуры и спорта вновь стал самостоятельным органом исполнительной власти.
Очередные реформы на федеральном уровне привели к изменениям структуры управления исследуемой отраслью на региональном уровне. В частности, постановлением Правительства Пензенской области от 08.12.2004 № 995-пП комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму был преобразован в Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту. Если сравнить функции и полномочия комитета Пензенской области по физической культуре и спорту с предыдущим органом управления физической культурой, то они идентичны. Единственное отличие состояло в том, что были исключены функции туризма. Несмотря на это, следует выделить то, что впервые в истории Пензенской области с 1991 г. был создан орган, в компетенцию которого входили исключительно вопросы физической культуры и спорта, и данный орган мог вплотную заняться решением именно этих вопросов.
Новая полоса реформ произошла в 2008 г. Так, Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных орга-
нов исполнительной власти» было образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Чуть позже постановление Правительства от 29.05.2008 № 408 утвердило положение о новообразованном органе.
В 2010 г. последовала новая полоса преобразований в системе управления рассматриваемой отрасли. Согласно постановлению Правительства Пензенской области от 16.07.2010 № 408-пП Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту был преобразован в Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму [9]. Соответственно, вопросы туризма вновь вошли в компетенцию руководящего органа.
В 2012 г. произошло важное событие в истории управления физической культурой и спортом на федеральном уровне. Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации было преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации [10]. Данная реформа имела большое значение в истории российского спорта.
Данное событие привело к очередной реформе на региональном уровне. Постановлением Правительства Пензенской области от 28.12.2012 № 954-пП Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму был переименован в Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту [11]. Полномочия данного органа были существенно расширены по сравнению с предыдущим органом управления. В частности, появились новые, такие как: организация развития национальных видов спорта, включающая в себя проведение соревнований по этим видам спорта; формирование единой информационно-аналитической системы в рассматриваемой сфере.
Таким образом, можно сделать вывод, что в течение указанного периода исследования в структуре управления физической культурой и спортом произошло большое количество изменений. В период с 1991 по 2012 г. в Пензенской области орган управления физической культурой и спортом реформировался девять раз. В течение долгого времени большая часть реформ сводилась к тому, что функции органа управления физической культурой и спортом стремились расширить за счет добавления к нему функций молодежной политики и туризма, а также менялся статус руководящего органа. В течение данного периода произошло преобразование, согласно которому орган, руководящий сферой физической культуры и спорта, как на региональном, так и федеральном уровнях потерял свою самостоятельность. В 2012 г. был создан новый областной орган управления - Комитет Пензенской области по физической культуре и спорту.
Список литературы
1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 2906. Оп. 1. Л. 7.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - 17 января. - № 3. -Ст. 190.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - 6 июня. - № 6. -Ст. 588.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - 8 августа. - № 15. -Ст. 1711.
5. ГАПО. Ф. 2906. Оп. 1. Д. 1084. Л. 162.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - 22 мая. - № 21. -Ст. 2168.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - 15 марта. - № 11. -Ст. 945.
8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - 19 июля. - № 29. -Ст. 3048.
9. Пензенские губернские ведомости. - 2010. - 24 июля. - № 63. - С. 2.
10. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - 28 мая. - № 22. -Ст. 2754.
11. Пензенские губернские ведомости. - 2012. - 28 декабря. - № 123. - С. 143.
References
1. Gosudarstvennyy arkhiv Penzenskoy oblasti (GAPO) [The State Archive of Penza Region (GAPO)]. F. 2906. Op. 1. L. 7.
2. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 1994, 17 January, no. 3, art. 190.
3. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 1994, 6 June, no. 6, art. 588.
4. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 1994, 8 August, no. 15, art. 1711.
5. GAPO. F. 2906. Op. 1. D. 1084. L. 162.
6. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 2000, 22 May, no. 21, art. 2168.
7. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 2004, 15 March, no. 11, art. 945.
8. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 2004, 19 July, no. 29, art. 3048.
9. Penzenskiegubernskie vedomosti [Penza region bulletin]. 2010, 24 July, no. 63, p. 2.
10. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collected laws of the Russian Federation]. 2012, 28 May, no. 22, art. 2754.
11. Penzenskie gubernskie vedomosti [Penza region bulletin]. 2012, 28 December, no. 123, p. 143.
Харьков Евгений Владимирович
аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: evgenuil@mail.ru
Kharkov Evgeny Vladimirovich Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 94(470) Харьков, Е. В.
Реформы в системе управления физической культурой и спортом в Пензенской области в период с 1991 по 2012 г. / Е. В. Харьков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2016. - № 4 (40). - С. 58-63. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-4-6