Научная статья на тему 'Реформы систем высшего образования Вьетнама и России как предпосылки развития сетевого взаимодействия инженерных вузов'

Реформы систем высшего образования Вьетнама и России как предпосылки развития сетевого взаимодействия инженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНЖЕНЕРНЫЕ ВУЗЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / REFORMS OF HIGHER EDUCATION / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / ENGINEERING UNIVERSITIES / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухристина Анна Сергеевна, Ле Тхань Там

В статье описывается существующая структура управления системой высшего образования во Вьетнаме и дается характеристика утвержденной правительством реформы. Выявляется аналогия с проектом создания федеральных и национальных исследовательских университетов в России. Рассматриваются общие тенденции развития образования и предпосылки сотрудничества в академической сфере. Особое внимание уделяется организации сетевого партнерства между инженерными вузами двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухристина Анна Сергеевна, Ле Тхань Там

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA AND VIETNAM AS THE BACKGROUND OF THE NETWORKING BETWEEN ENGINEERING UNIVERSITIES

The paper describes the existing structure of higher education management in Vietnam and characterizes the reform set by the Government. The authors demonstrate the analogy with Russian project of establishment of federal and national research universities. The common trends of education development and the backgrounds of the academic cooperation are shown. Special attention is paid to networking between the engineering universities of the countries.

Текст научной работы на тему «Реформы систем высшего образования Вьетнама и России как предпосылки развития сетевого взаимодействия инженерных вузов»

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

УДК 378.14

РЕФОРМЫ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЬЕТНАМА И РОССИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

А.С. Сухристина, Ле Тхань Там1

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.

Аннотация. В статье описывается существующая структура управления системой высшего образования во Вьетнаме и дается характеристика утвержденной правительством реформы. Выявляется аналогия с проектом создания федеральных и национальных исследовательских университетов в России. Рассматриваются общие тенденции развития образования и предпосылки сотрудничества в академической сфере. Особое внимание уделяется организации сетевого партнерства между инженерными вузами двух стран.

Ключевые слова: реформа высшего образования, национально-исследовательские университеты, инженерные вузы, сетевое взаимодействие.

REFORMS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN

RUSSIA AND VIETNAM AS THE BACKGROUND OF THE

NETWORKING BETWEEN ENGINEERING UNIVERSITIES

A.S. Sukhristina, Le Thanh Tam

Abstract. The paper describes the existing structure of higher education management in Vietnam and characterizes the reform set by the Government. The authors demonstrate the analogy with Russian project of establishment of federal and national research universities. The common trends of education development and the backgrounds of the academic cooperation are shown. Special attention is paid to networking between the engineering universities of the countries.

Keywords: reforms of higher education, national research universities, engineering universities, networking.

В свете недавнего политического сближения России и Вьетнама, в том числе и в академической сфере, сравнение путей реформирования систем высшего образования в этих странах становится актуальной задачей. Реформы в области высшего образования России и Вьетнама имеют схожие тенденции, обусловленные тем, что в середине прошлого века обе страны претерпели разрушительные войны и ряд серьезных политических трансформаций, результатом которых стали изменения во всех сферах жизнедеятельности обоих государств.

В последние годы правительство Вьетнама предпринимало неоднократные попытки реформирования системы высшего образования. В ноябре 2005 г. была издана резолюция 14/2005/NQ-CP, которая формирует базу для проведения фундаментальной и всеобъемлющей реформы в период 2006-2020 гг. В 2012 г. был принят закон о высшем образовании, призванный изменить систему управления высшим образованием. Она должна

стать более самостоятельной, линейный министерский контроль будет минимизирован, а университеты получат возможность самостоятельно формировать бюджет. В настоящее время система строго централизована. Государство осуществляет свою управленческую функцию с помощью различных ведомств. Такая модель обусловлена более чем тридцатилетнем влиянием Советского Союза и свойственна многим государствам постсоветского блока. Регулятивная роль осуществляется посредством различных министерств - это Министерство образования и подготовки кадров, Министерство финансов, Министерство планирования и инвестиций, Министерство внутренних дел и Министерство науки и технологий. Эти органы консультируют правительство в вопросах соответствия системы высшего образования государственной политике, утверждают финансовые планы и расходы на содержание штата научных сотрудников. Самыми широкими полномочиями обладает Министерство образования и

1

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

подготовки кадров. Вместе с Министерством планирования и инвестиций оно распределяет квоты на прием для всех колледжей и вузов [5].

Основными задачами программы реформирования высшего образования Вьетнама являются:

1. Предоставление автономии организациям высшего образования в вопросах управления учебным процессом, проведения исследований и кадровой политики;

2. Минимизация линейного министерского управления и развитие механизма государственного участия в общественных вузах;

3. Развитие системы контроля качества и сертификации высшего образования, а также пересмотр существующей нормативной базы.

По аналогии с китайской высшей школой правительство Вьетнама внедрило систему приоритетного финансирования некоторых образовательных учреждений - шестнадцать из более двухсот университетов были признаны «ключевыми», куда стекается почти треть студентов страны. Среди них - два национальных университета в Ханое и Хошимине, которые обладают относительной автономией в вопросах реализации научно -образовательных программ, финансовых аспектах, а также объединяют несколько инженерных вузов, в то время как большинство университетов страны являются монодисциплинарными [6]. Например, Национальный университет (г. Хошимин) объединяет такие технические вузы, как Технологический университет (г. Хошимин), Университет науки (г. Хошимин), Университет информационных технологий (г. Хошимин) и пр. Национальные университеты находятся в ведомстве Кабинета, и президенты назначаются непосредственно Премьер-министром Вьетнама. В связи с этим национальные университеты имеют определенную свободу в формировании учебных планов, штата сотрудников и бюджета [5].

Здесь можно проследить схожие черты с российским проектом по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов, основными идеями которого были запуск современных образовательных программ с целью подготовки высококвалифицированных кадров, проведение передовых научных исследований, интеграция в международную образовательную среду и

развитие международного сотрудничества. Благодаря федеральному финансированию и поддержке местных органов власти сейчас в России насчитывается 10 федеральных и 27 национальных исследовательских университетов [4]. Для примера в Казани расположен один федеральный университет, объединивший классический университет с институтами гуманитарного профиля, и два национальных исследовательских - технический и технологический университеты [2].

Таким образом, в развитии систем высшего образования России и Вьетнама прослеживается ряд положительных сдвигов. Среди них - усиление международного сотрудничества, значительный рост численности студентов колледжей и университетов, увеличение автономии вузов, приоритетное финансирование отдельных вузов, в том числе и технического профиля. Однако, несмотря на это, развитый бюрократический аппарат тормозит процесс реформирования системы, делая ее статичной в изменяющихся экономических условиях. Получив относительную независимость в результате проведенных реформ, инженерные вузы обеих стран приступили к поиску путей вывода образования на новый уровень и интенсификации академического взаимодействия.

В настоящее время многие исследователи сходятся во мнении, что сетевая форма международного сотрудничества является одним из самых эффективных видов организации взаимодействия [3]. Сетевое сотрудничество в академической сфере подразумевает интеграцию партнерских связей среди различных участников, задействованных в отношениях в области образования. Во-первых, это университеты технического и технологического профиля, занимающиеся подготовкой квалифицированных кадров для нужд стремительно развивающейся экономики и промышленности. Во-вторых, это промышленные предприятия, без участия которых образовательные программы уже не будут отвечать современным требованиям к высшему образованию. Студенты российских инженерных вузов в обязательном порядке проходят практику на промышленных предприятиях страны, где знакомятся с производственным процессом и учатся реагировать на возникающие технологические проблемы. Сейчас в сетевые отношения в сфере высшего образования вступает новый участник - бизнес. Представители малого и среднего бизнеса

2

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

активно внедряются в процесс реализации научно-образовательных проектов, инвестируя исследования и предоставляя материально-техническую базу для проведения экспериментов (технопарки), когда возможностей учебных лабораторий в вузе не достаточно. В свою очередь университеты осуществляют техническое сопровождение большинства крупных промышленных проектов, разрабатывают технологическую платформу, выступают в качестве консультантов при сооружении различных объектов производственной инфраструктуры. Таким образом, формируется замкнутая цепь партнерства: вуз - промышленная компания - малый/средний бизнес.

В качестве примера можно привести Казанский национальный исследовательский технологический университет, который участвует в реализации практически всех крупных проектов в области нефте- и газохимии в Республике Татарстан. Крупные промышленные компании, такие как ОАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Нижнекамскнефтехим» обращаются в университет для разработки проектов, в которых нуждается отрасль, а университет с помощью компаний-резидентов технопарков (технополис «Химград», технопарк «Идея») осуществляет исследования для целей промышленности. Недавно университет начал осваивать новую практику реализации сетевого взаимодейст-

Литература:

1. Зайцева, А.С. Вьетнам в XXI веке: развитие институтов научно-технической и инновационной политики. // Форсайт. 2012. Т. 6. №2. С. 44-55.

2. Зиятдинова Ю.Н., Валеева Р.С. Реформирование систем ВПО Китая и России: конец XX -начало XXI вв. // Высшее образование в России. 2012. №5. С. 96-101.

3. Кочнев, А.М. Образование на основе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 69-74.

4. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] - URL: минобрнауки.рф/проекты/ведущие-вузы/.

5. Hayden M., Thiep L.Q. Institutional autonomy for higher education in Vietnam // Higher education research and development - 2007 - Vol. 26, No.1. - P. 73-85.

6. Khan V.D. Key challenges in the reform of governance, quality assurance, and finance in Vietnam higher education - a case study // Studies in higher education - 2015 - Vol. 40, No. 5. - P. 745-760.

вия с научно-образовательными центрами во Вьетнаме. Такой вид сотрудничества между инженерными вузами, расположенными в различных уголках мира, предоставляет уникальные возможности использования ресурсов партнерской организации за рубежом.

Можно сделать вывод, что в условиях глобализации современного общества сетевые отношения в сфере образования переходят на новый уровень, привлекая к сотрудничеству партнеров из различных стран мира. Тенденции интернационализации высшего образования обуславливают интенсификацию связей между передовыми промышленными регионами России и Вьетнама, а исторически сложившиеся академические связи подготовили основу для сетевого взаимодействия между инженерными вузами двух стран. В настоящее время эффективность академического сотрудничества напрямую зависит от качественного построения отношений между всеми участниками образовательного процесса - университетами и соответствующими государственными ведомствами, промышленными компаниями и представителями малого и среднего бизнеса. Опыт Казанского национального исследовательского технологического университета является наглядным примером возможности перенесения сетевой модели отношений «вуз-промышленность-бизнес» в международную плоскость.

References:

1. Zaytseva A.S. [Vietnam in XXI Century: Institutional Development of S&T and Innovation Policy] Foresight-Russia. Vol. 6. No.7. pp. 44-55. (in Russ., abstract in Eng.).

2. Ziyatdinova J.N., Valeeva R.S. (2012) [Reforms in the Systems of Higher Professional Education in China and Russia: Late XXth - Early XXIst Centuries]. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No.5. pp. 96-101. (in Russ., abstract in Eng.).

3. Kochnev A.M. (2015) [Network-Based Education]. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No.5. pp. 69-74. (in Russ., abstract in Eng.).

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. [Electronic Resourse] - URL: ми-нобрнауки.рф/проекты/ведущие-вузы/ниу.

5. Hayden M., Thiep L.Q. (2007) Institutional autonomy for higher education in Vietnam. Higher education research and development. Vol. 26. No.1. pp. 73-85.

3

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

6. Khan V.D. (2015) Key challenges in the re- Vietnam higher education - a case study. Studies in

form of governance, quality assurance, and finance in higher education. Vol. 40. No. 5. pp.745-760.

Сведения об авторах:

Сухристина Анна Сергеевна (г. Казань, Россия), переводчик Управления международной деятельности, ассистент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет

Ле Тхань Там (г. Вьетчи, Вьетнам), проректор Индустриального университета Вьетчи

Data about the authors:

Sukhristina A.S. (Kazan, Russia), interpreter of International Affairs, Lecturer of Department of Foreign Languages for Professional Communication, Kazan National Research Technological University

Le Thanh Tam, (Viet Tri, Vietnam), Vice-rector Viet Tri university of industry

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.