УДК 93
Чашников М.А.
студент 1 курса магистратуры, социологический факультет
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
(Россия г. Москва)
РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена рассмотрению процесса реформирования системы государственного и местного управления в период становления Российской Империи. Детально показано какие органы были и какие перестали существовать в эпоху Петра Великого/а также в чем видоизменилась их функция и статус в процессе становления абсолютной монархии.
Ключевые слова: Государственная власть, Государственный орган, Петр Великий, Российская империя, Система управления
Проведение реформ государственного управления осуществлялось главным образом в два этапа. Первый из них, как правило, выделяют с 1699 по 1711. Характерной чертой является поспешность, отсутствие четко выверенного плана создания функционирующего между собой аппарата управления. Второй этап относится к более спокойному времени, когда Россия доминировала в Северной войне.
Проведению преобразований на данном этапе предшествовала длительная и интенсивная подготовка, когда тщательно изучалось государственное устройство европейских стран, привлекались к работе профессиональные правоведы, вырабатывалась определенная системность. Петр провёл реорганизацию всех звеньев старого государственного аппарата управления, ибо унаследованный им еще со времен Ивана IV приказной аппарат плохо вписывался в существующие реалии. Реформы также явились следствием развития бюрократической тенденции. Итак, с чего же всё начиналось...
167
Необходимость получить выход к Балтийскому морю вынудила Петра Великого развязать войну против Швеции. Поражение под Нарвой показало, что русское войско слабо, малообучено и не имеет должной подготовки, следствием чего произошли радикальные изменения в армии: в 1705 году вводится рекрутская повинность, по которой происходил набор в армию из податных сословий, произошло преобразование дворянских и стрелецких войск, а также полков нового строя в целостную основу будущей регулярной армии. Был создан военно-морской флот, была введена строгая дисциплина в армии, создавались специальные военные школы и академии. Можно сделать вывод, что Пётр начал свои государственные реформы с военной сферы.
Отметим, что происходило постепенное снижение роли боярской думы. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, в помещении которой позже стал собираться Совет Министров.
"В отсутствие монарха на Консилию министров возлагалась обязанность управления государством. Ближняя канцелярия осуществляла контроль за выполнением решений Консилии. Подобный порядок просуществовал до учреждения Сената, который взял на себя её функции".
Итак, указом от 1711 года был учрежден Сенат, который постепенно стал превращаться из временного в постоянно действующее правительственное учреждение. В его ведение был контроль за правосудием, торговлей; сбор налогов и наблюдение за дворянской службой. Решение принимались коллегиально, если же один из девяти сенаторов выступал против, то решение автоматически являлось не действительным. Сенат "решал административные вопросы и по региональным, и по функциональным направлениям.
Все сенаторы назначались государём". Пётр Великий отзывался о Сенате следующим образом : «Смотреть во всём государстве расходов, и не нужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.» Сенат издавал указы, имевшие силу закона. "Непосредственная связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских
комиссаров, состоявших при губернском столе сенатской Канцелярии". С 1722 года никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. В итоге Пётр I передал часть своих полномочий Сенату, однако внёс личную ответственность его членов за проводимые реформы.
С укрупнением государственного аппарата появилась необходимость в контроле за ним, пресечением коррупциогенных факторов. В связи с этим в 1711 году учреждается должность фискалов, которые должны были следить за высшим и нижним чиновничьим аппаратом, за их качественным и объективным исполнением своих обязанностей. Во главе фискалов стоял обер-фискал, подчинявшийся непосредственно императору. Фискалы должны были выявлять действия, которые наносят ущерб государству. За ложные доносы они не наказывались, однако за доказанные получали половину от конфискованного имущества, так как постоянного жалованья не получали. Можно сказать, что работали они сами на себя.
В начале XVIII в. органами центрального управления были приказы, которые бюрократизировались. В 1718-1720 гг. была проведена реформа, которая упразднила большинство приказов и ввела коллегиальную систему управления. Приказы были реорганизованы, так как тормозили осуществление главных задач государства в условиях начавшегося перехода от феодализма к капитализму. Коллегии были созданы по образцу тех, которые существовали в Швеции, Дании и Германии. Коллегиальный способ решения дел был более прогрессивным, нежели приказной, в них более четко было организовано дело, вопросы решались гораздо быстрее, не было волокиты, функции и сферы деятельности каждой коллегии строго разграничивались. В некоторых коллегиях сложилась система местных функциональных органов управления. Например, Юстиц-коллегии подчинялись надворные суды.
Положение о коллегиях определял "Генеральный регламент 1720", по которому о всех действиях должна была вестись отчетность. Служащие приносили присягу на верность государю. Коллегии возглавляли президенты,
которые вели документооборот и организовывали работу. Вице-президенты, ассесоры и советчики назначались Сенатом. При коллегии состоял фискал, а позже прокурор, контролирующий их деятельность.
В 1718-1722 году происходит повторное реформирование Сената. Первоначально его членами были президенты всех коллегий, но вскоре остались только Иностранной, Адмиралтейской и Военной коллегий. Во главе Сената был генерал- прокурор. С его появлением на данном посту стал действовать целый массив прокуроров в центральных и местных учреждениях власти.
Важнейшей реформой было введение Табели о рангах в 1722 году, следствием чего произошло определение иерархической системы "служебной лестницы", которая закрепила важность выслуги лет и необходимость прохождения всех рангов над принципами знатности и родовитости.
Последний царь и первый император не оставил без изменения церковную жизнь. В 1701 году произошел запрет на выборы патриарха. Самостоятельная церковь под управлением независимого патриарха не вписывалась в систему бюрократического государства с абсолютистской иерархией власти и самодержавным царём. Пётр I поручил Феофану Прокоповичу разработать Духовный регламент, подписание которого в 1721 году определило положение русской православной церкви, а именно произошла ликвидация церковной автономии и подчинение духовенства государству.
Церковь стала регулироваться Синодом. Надзор за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор- светский чиновник из военных или гражданских лиц. Члены Синода назначались императором и были подотчетны ему. Также была проведена частичная секуляризация церковных земель, как итог- церковь стала частью государственного аппарата.
Не оставил без внимания "Отец Отечества" и местное управление. В 1708 году был издан "Указ об учреждении губерний", по которому страна получила территориальное деление. Изначально Россия была поделена на 8 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы или генерал-губернаторы, а их назначение и
полномочия определялись напрямую царём. Функции губернаторов сводились к следующему: руководство войсками и рекрутами, сбор налогов, таможенные сборы.
В отсутствие губернаторов делами управлял вице-губернатор, который ведал по большей частью гражданской областью губернии. Губернаторы назначались бессрочно. Губернии были поделены на промежуточные территориальные образования - провинции и уезды.
Итак, указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.
В скором времени будущий император провёл вторую реформу местного управления, по которой основной административной единицей стала провинция. Провинции возглавлялись воеводами. В 1720 году была учреждена должность Главного магистрата, который выполнял следующие функции: проведение выборов, надзор за исполнением административно-полицейских обязанностей, развитие торговли и ремёсел. В больших городах магистратам принадлежала судебная власть как по гражданским, так и по уголовным делам. В городах функционировали земские советы, которые обсуждали мирские нужды и вопросы городского хозяйства.
"Должностные лица, избираемые в органы местного самоуправления, не обладали реальной властью. Органы власти, спонтанно создававшиеся, не имели корней в местном населении", следствием чего быстро превращались в придаток государственного аппарата, а власть на местах сосредотачивалась у губернаторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Байнова, М. С. История государственного управления в России: учеб. Пособие по спец. №061000 "Государственное и муниципальное управление" / М.С. Байнова. - Москва: Дашков и К, 2004. 235 с. Биншток, Ф. И. История государственного управления в России: учеб. пособие / Ф. И. Биншток. - Москва : Риор, 2008 С. 124 .
Болотина, Н. Ю., История государственного управления в России : учебник / Н. Ю. Болотина [и др.] ; под общ. ред. Р. Г. Пихои ; Рос. Акад. Гос. службы при президенте Рос. Федерации. - Москва : РАГС, 2009. С. 439. Быстренко, В. И. История государственного управления и самоуправления в России : учеб. пособие / В. И. Быстренко . - Москва : ИНФРА - МНовосибирск : Изд-во НГАЭиУ , 1997. С. 92 .
Григорьев В. Реформа местного управления при Екатерине II (учреждение о губерниях 7 ноября 1775 г.). СПБ., 1910. С. 120-184. Ежов, М. В. История государственного управления и государственной службы России : учеб. пособие / М. В. Ежов, Г. В. Ежова ; С.Петерб. ин-т внешнеэконом. связей, экономики и права, о-во "Знание" С.-Петербурга и Ленингр. обл., -Санкт-Петербург. :СПБИВЭСЭП, 2004. С. 239 .
Игнатов, В. Г. История государственного управления в России: учебник для вузов . - изд.4-е, перераб. И доп.. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. С. 146. 8. Куликов, В. В. Некоторые проблемы развития отечественной государственности : учеб. пособие к спецкурсу по "Истории государственного управления России" : По спец. "Гос. и муниципальное управление" / В. В. Куликов ; Вятский гос. пед. ун-т, Ин-т управленческих кадров. - Киров : ВГПУ, 1999. С. 25 .
Chashnikov M.A.
1st year master student, faculty of socio Moscow State University (Russia, Moscow)
REFORMS OF PETER THE GREAT IN THE FIELD OF GOVERNANCE
Abstract: The article is devoted to the consideration of the process of reforming the system of state and local government during the formation of the Russian Empire. It is shown in detail which organs were and which ceased to exist in the era of Peter the Great / and also how their function and status changed in the process of the formation of an absolute monarchy.
Key words: State power, State body, Peter the Great, Russian Empire, Management system