УДК 323
Моисеев В.В. Реформы и реальность
В статье в дискуссионной форме автор рассуждает о состоянии социального самочувствия российских граждан, социально-политических проблемах современного бытия. Ключевые слова: реформы, качество жизни, социальная политика, власть.
Moiseev V.V. Reforms and reality
In the article the author speculates in a debatable form on the condition of the Russian citizens' social health, socially - political problems of the modern life. Keywords: reforms, the quality of life, social policy, authority.
В год парламентских выборов, предстоящих выборов нового Президента могучей державы хотелось бы объективно оценить то, что сделано депутатами Госдумы и Президентом для развития страны, всего российского народа, подвести некоторый итог реформам, проведенным в последнее время, выразить отношение к их результатам в социально-экономической сфере.
Владимир Владимирович Путин был избран Президентом Российской Федерации 26 марта 2000 г Благодаря усилиям Президента РФ и его команды в стране осуществлены полномасштабные реформы банковской, бюджетной, налоговой, административно-управленческой, правовой систем. В период его руководства страной значительными тиражами изданы Гражданский, Уголовный, Земельный, Трудовой, Таможенный, Налоговый, Жилищный и другие кодексы. Они соответствуют новой Конституции Российской Федерации и позволяют регулировать все сферы государственной и общественной деятельности, современные рыночные отношения.
Немало внимания глава государства уделил реформам государственного управления, созданию вертикали власти. Были созданы федеральные округа, введены должности полномочных представителей Президента, улучшена структура Правительства РФ, назначены опытные
кадры. Изменен порядок формирования Совета Федерации: из состава верхней палаты Федерального Собрания были выведены все руководители российских регионов. Они были отлучены от высшей законодательной власти и не могут теперь напрямую влиять на принятие федеральных законов. При Президенте РФ из бывших сенаторов был создан Государственный совет - совещательный орган без каких-либо властных полномочий. Его права, состав и обязанности не прописаны в Основном законе страны.
На состоявшихся 3 декабря 2003 г выборах в Госдуму третьего созыва победила партия "Единая Россия", которую Президент РФ лично поддержал накануне всеобщего голосования. В высшем законодательном органе было получено конституционное большинство (300 с лишним мест из 450) во главе с бывшим министром внутренних дел РФ Б.В. Грызловым. Либерально-демократические, оппозиционные В.В.Путину партии "Яблоко" и СПС были вытеснены из Госдумы, как не преодолевшие 5% барьер. "Партия власти" оказывает Президенту РФ неоценимую помощь в дальнейшем продвижении государственно-правовых реформ в нашей стране.
Благодаря поддержке Государственной Думы В.В. Путин, как последовательный реформатор, изменил отживший порядок избрания губернаторов. Это особенно важно в условиях, когда к региональной
Владимир Викторович Моисеев - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и общих естественнонаучных дисциплин Тульского государственного педагогического института.
власти рвутся криминальные структуры, вкладывая огромные средства в свои пиар-кампании.
Семь лет нахождения В.В. Путина на должности Президента РФ характеризуются появившимися возможностями решения масштабных, общенациональных задач. Период его руководства страной совпал с благоприятной конъюнктурой на газ и нефть, цена на которую выросла с 9 долларов за баррель в 1998 г до 70-80 долларов в 2006 г Благодаря этому ВВП нашего государства в завершившемся году достиг 27,8 триллиона рублей1. Появились реальные возможности развития экономики более высокими темпами.
Однако реальных сдвигов в развитии российской экономики пока явно недостаточно. Отсталая по сравнению с развитыми странами экономика России, ориентированная на экспорт энергоресурсов, характеризуется невысокими темпами развития перерабатывающих отраслей. Прежде всего это утверждение касается авиастроения, машиностроения, станкостроения, других отраслей обрабатывающей промышленности. Если в 1991 г. в нашей стране производилось 500 самолетов, то в 2006 г. всего 32. Производство металлорежущих станков сократилось за годы реформ примерно в 11 раз, тракторов - в 14 раз, прядильных машин - в 50 раз, а ткацких станков - в 127 раз. В целом показатели обрабатывающей промышленности современной "реформированной" России составляют лишь 45% от уровня 1991 г.2.
Российские показатели производства промышленной продукции в обрабатывающих отраслях значительно хуже, чем в известный период "застоя и стагнации". За 18 лет отсутствия подобных "реформ" (1970-1988 гг.) промышленное производство в СССР возросло на 238% . Даже развитые страны Европы отставали от нашей страны в этот период по темпам промышленного производства3. В СССР они были выше, чем во Франции, в 1,6 раза, выше, чем в Англии и в ФРГ, в 1,8 раза и даже выше, чем в США, в 1,4 раза.
В Федеральном законе о создании Стабилизационного фонда записано4, что "средства Стабилизационного фонда могут
использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей". Совокупный объем аккумулированных в нем средств по состоянию на 1 января 2007 г. превысил 2 трлн. 340 млрд. руб.5. В 2007 году размер финансовых ресурсов, заключенных в этом фонде, составит более 3,5 триллиона рублей. Это более 130 млрд. долларов США по курсу Центрального банка РФ.
Но практика использования накопленных средств в интересах экономики и общества оставляет желать лучшего. Из-за непомерного роста "резерва" более быстрыми темпами растет размер корпоративного долга России - с 80 до 188,5 млрд. долл., или в 2,4 раза6! Корпоративный долг сопоставим с размерами заимствований накануне пресловутого дефолта. Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл, Татнефть, коммерческие банки и другие бизнес-структуры вынуждены искать инвестиции не внутри страны, а у западных банков под высокие проценты. Тогда почему Минфину, Правительству РФ не выдать часть накопленных средств на более выгодных условиях нашим флагманам экономики, банкирам? Получив дополнительные миллиардные инвестиции, наша экономика от этого только выиграет.
Благодаря высоким ценам на нефть и газ золотовалютные резервы России по состоянию на 1 февраля 2007 г. достигли 303,7 млрд. долларов США. Это составляет примерно 8 триллионов рублей в зависимости от обменного курса Центрального банка РФ. Кроме того, в Стабилизационном фонде, как отмечалось выше, уже насчитывается свыше 2 триллионов 340 миллиардов рублей. В общей сложности резерв финансовых средств, созданный в нашей стране, достиг в 2007 г. астрономической суммы - 10 000 000 000 000 (десяти триллионов)рублей.
Почему не использовать часть валютных ресурсов государства на закупку за рубежом столь необходимых для нас импортного оборудования и предприятий с передовыми технологиями? Именно таким способом появились в нашей стране Вол-
жский автомобильный завод, купленный на нефтедоллары в Италии, и Старооскольс-кий металлургический комбинат с самыми современными технологиями, приобретенный в ФРГ в 1970-е годы также за нефтедоллары. И Минфину РФ ясно, что никакого роста инфляции в этом случае не будет. Но при этом страна получит колоссальный импульс для своего развития. Государство, к сожалению, больше заботится о закупке импортных легковых автомобилей повышенной комфортности для чиновников, чем о приобретении передовых технологий и переоснащении отечественных предприятий современным оборудованием. По оценкам российских экономистов, изношенность основных фондов и технологического оборудования, установленного еще в советский период, сегодня достигает от 50 до 75 процентов в зависимости от отрасли экономики.
Как известно, Российская Федерация -одна из самых богатых стран в мире по природным ресурсам и полезным ископаемым. Она занимает первое место в мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения, второе место по запасам угля и железной руды, третье - по запасам пресной воды и т.д. Эти показатели в 5 раз превышают аналогичные показатели Норвегии и Канады, в 6 раз - США, в 20 раз -таких европейских стран, как Германия, Великобритания и Франция, в 38 раз -Японии и в 80 раз - Китая. Задача состоит в том, чтобы по-государственному, правильно и рационально распорядиться этими кладовыми для роста экономики страны, повышения благосостояния россиян.
По данным Минфина России, в 2006 г. профицит федерального бюджета, то есть превышение доходов над расходами, составил 1 трлн. 911 млрд. рублей. Эти данные Минфина удручают экономистов и социологов: почти 2 000 000 000 000 (два триллиона) рублей не использовались в 2006 г. ни для дальнейшего развития экономики, ни для проведения взвешенной социальной политики, ни для более успешной реализации приоритетных национальных проектов. На деньги, изъятые из экономики, не строятся новые предприятия с новыми рабочими местами, не об-
новляются устаревшие основные фонды и технологическое оборудование, не создается материальная база для массового жилищного строительства, не осваиваются новые месторождения и т.д.
Политика искусственного изъятия денег из государственного бюджета продолжается и в 2007 г. Еще 1 триллион 500 миллиардов рублей будет изъято из экономики в качестве профицита госбюджета на 2007 год. Такая мера определена в соответствии с Федеральным законом № 238-ФЗ.
Из этого следует, что государство пока не стремится кардинально улучшить жизнь россиян. Вместо увеличения зарплат, пенсий, пособий имеющиеся финансовые средства просто резервируются. Стабилизационный фонд и золотовалютные резервы страны растут, а 40 процентов населения, по официальным данным, пребывает в состоянии нищеты7.
Следует согласиться с мнением некоторых аналитиков, что реальные масштабы бедственного положения миллионов людей в современной России значительно выше, чем показывает официальная статистика. По данным Всероссийского центра уровня жизни, численность бедных россиян составляет сейчас более 50 млн. человек, или около 42%. Это те люди, чьи доходы ниже реального прожиточного минимума. Еще примерно столько же - 41% образуют неустойчивый "переходный" слой населения с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии. Средний класс, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, составляет всего 14%, а благополучных россиян с высокими постоянными доходами и отличным жильем всего 3 процента из 143 млн. россиян. Соотношение социальных групп еще раз подчеркивает высокое расслоение российского общества по качеству и уровню жизни. Для преодоления бедности необходимы экстренные меры правительства. Важно, чтобы "государство постоянно занималось всем этим, имея в виду судьбы конкретных россиян"8.
Несмотря на ипотеку, национальный приоритетный проект "Доступное и комфортное жилье", государство не может сегодня обеспечить право граждан на жили-
ще так, как это было до начала реформ. В СССР широкий круг людей мог в относительно короткий срок получить квартиру от государства. При Л.И. Брежневе, например, 80% советских людей жили в отдельной квартире9. Это больше, чем сегодняшнее население России. Сегодня встать в очередь на бесплатное получение жилья по новому Жилищному кодексу РФ имеет только небольшая часть самых обездоленных, социально не защищенных, малоимущих людей. И они смогут обрести крышу над головой при сегодняшних темпах жилищного строительства не раньше чем через 20-30 лет11.
По заработной плате и другим доходам населения Россия отстает не только от Соединенных Штатов Америки в 15-20 раз,12 но и от стран Азии и Африки. Для иллюстрации этого тезиса приведу сравнительные данные по заработной плате педагогических работников в Российской Федерации и странах Азии и Африки. Сейчас молодой учитель за 18-20 уроков в неделю (официальная ставка) получает 2959 рублей, учитель со стажем не менее 10 лет - 3434 рубля. При такой зарплате российского педагога банки и слышать не хотят ни о какой ипотеке, закрывая этой категории населения доступ к реализации своих конституционных прав на жилище. По данным ректора Северокавказской региональной академии государственной службы доктора экономических наук, профессора В.Г. Игнатова, зарплата педагогических работников в России в 2004 г. была ниже, чем в Турции, в 9 раз, ниже, чем в Тунисе, в 16 раз, ниже, чем в США, в 37 раз и ниже, чем в Южной Корее, в 38 раз12.
Низкая оплата труда, по мнению российских педагогов, приведет к тому, что молодые способные учителя в школу не придут. Как сказал директор Михайловской средней школы Александр Костров (Волгоградская область), "наших детей будут учить бездари, которых на более прибыльную работу не взяли"13.
Федеральным законом от 26 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что средняя заработная плата преподавателя высшего учебного заве-
дения должна в 2 раза превышать среднюю зарплату в промышленности РФ (ст. 7), то есть составлять сегодня примерно 20-22 тыс. рублей в месяц. К сожалению, принятые законы не всегда исполняются. Игнорирование Федерального закона № 125-ФЗ - яркое тому подтверждение. Вместо "законной" зарплаты "бюджетные" доценты и профессора получают от государства в 2 раза меньше.
Государственная Дума, понимая эту проблему, в конце 2006 г. сделала небольшой шаг в сторону увеличения зарплаты преподавателям вузов, имеющим ученую степень. В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 16 октября 2006 г. с 1 ноября им увеличены доплаты: за ученую степень кандидата наук - до 3000 рублей, за ученую степень доктора наук - до 7000 рублей. Однако эти надбавки за ученую степень кардинально не решают вопросы оплаты труда педагогов высшей квалификации. Профессор в России в 2007 г. за одинаковую работу получает в 30 раз меньше своего южнокорейского, французского или американского коллеги.
Можно только приветствовать увеличение зарплаты депутатам областных законодательных собраний до 70 000, федеральным судьям до 80 000-100 000, федеральным министрам и депутатам Государственной Думы до 100 000-120 000 рублей в месяц. Однако, по официальным данным Минэкономразвития, среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2006 г. составила на одного работающего всего 11 071 рубль, то есть в 7-10 раз ниже. Еще хуже положение с заработной платой в сельском хозяйстве России. По данным министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2,5 раза ниже, чем в среднем в экономике страны. "Это ненормально и унизительно", - считает министр14.
К этим проблемам следует добавить низкий уровень государственного здравоохранения. По данным члена Общественной палаты Леонида Рошаля, наше здравоохранение занимает только 127-е место в мире. В результате - высокая смертность граждан, в том числе детская смер-
тность. Два из каждых трех новорожденных детей появляются на свет больными. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей увеличился на 50%15.
Руководство страны всерьёз озабочено низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, в целом неблагоприятной демографической ситуацией. "В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек", - констатировал Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г.16. Моральные и материальные стимулы (материнский капитал) начинают действовать. Но и здесь рассчитывать на материнский капитал можно только через три года после рождения второго и последующего ребенка. К воспитанию, содержанию, лечению, оздоровлению малыша государство почему-то не спешит присоединяться к родителям сразу после рождения гражданина, как в цивилизованных странах. Более того, материнский капитал можно будет потратить лишь спустя годы, и опять не на реальные потребности (продукты питания, красивую и удобную детскую одежду, лекарства и т.п.). Как сказано в законе, родители могут потратить обещанные государством деньги только на получение высшего образования (при условии успешного окончания 11 классов), приобретение по безналичному расчету нескольких квадратных метров жилья, получение повышенной пенсии после достижении матери 50-55-летнего возраста. Но ведь и жильё, и образование в СССР до реформ россияне получали бесплатно. Для этого не нужен был материнский капитал. Получается, сегодняшнее государство только компенсирует родителям то, что забрало у них в ходе реформ.
К демографическим и социальным проблемам, которые до сих пор не решило наше достаточно богатое государство, напрямую относится необеспеченная старость. По признанию председателя думского комитета по труду и социальной политике А. Исаева, одного из руководителей партии "Единая Россия", к началу 2007 г. 70% россиян получали пенсию ниже прожиточного минимума17. (Для сравнения:
пенсия, например, в Швейцарии в 2007 г. превышает 120 тысяч рублей в месяц18).
По доходам на душу населения Россия занимает 90-е место в мире. По этому важнейшему показателю современная Россия находится в одном ряду с отсталыми странами Африки и Латинской Америки. Низкие уровень и качество жизни россиян, и как следствие - низкая средняя продолжительность жизни. В России в среднем живут на 12 лет меньше, чем в США, и умирают на 15 лет раньше, чем в Японии.
Осмысливая не решенные государством социально-экономические проблемы накануне парламентских и президентских выборов, нельзя умолчать о растущей детской беспризорности и безнадзорности. Не война, не революция, не разруха, а маленьких бродяг в России сегодня более 2 млн., не меньше, чем было во всем Советском Союзе19. По данным руководства МВД РФ, два миллиона подростков неграмотны, более 6 млн. находятся в социально неблагоприятных условиях20. В этой связи Федеральная целевая программа "Дети России", разработанная Министерством здравоохранения и социального развития под руководством Михаила Зурабова, не отвечает в полной мере конституционным положениям. Эта программа, обсужденная на заседании Правительства РФ в феврале 2007 г., "финансируется из расчета 7 рублей на ребенка в год"21. Что можно сделать на эти мизерные деньги?
К нерешенным социально-экономическим проблемам относится и относительно высокая преступность в стране. По свидетельству министра внутренних дел РФ Ра-шида Нургалиева, только за 2006 г. было зарегистрировано около 4 млн. преступлений22. Почти один миллион российских граждан ежегодно отправляется за решетку. Около 60% преступников, по данным МВД, не имеют постоянного источника дохода.
По масштабам криминализации и коррупции наша страна занимает лидирующие позиции в мире. О размахе коррупции в Российской Федерации свидетельствует тот факт, что только за 8 месяцев 2006 г. в целом по стране выявлено более 30 000 преступлений коррупционной направленности23. Коррупция поразила своими ме-
тастазами не только средний управленческий персонал, но и высший эшелон власти. Об этом свидетельствуют многочисленные аресты высших чиновников, замешанных в коррупции, "откатах" и взятках. Аресту и суду за мошенничество в особо крупных размерах подвергаются даже министры, члены Российского Правительства (бывшие министр юстиции В.А. Ковалев, руководитель Минатома Адамов и др.). Однако Государственная Дума не отреагировала на неоднократные призывы Президента о борьбе с коррупцией24. Закона о противодействии коррупции в России до сих пор нет.
Очевидно, что все эти и другие накопившиеся социальные проблемы призвано решать государство, его органы на местах.
Реформы последних лет вселяют надежду на то, что российский народ будет жить по крайней мере лучше. Выступая на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов 1 февраля 2007 г., В.В. Путин заявил: "Теперь главная задача заключается в том, чтобы... сохранить высокие темпы развития российской экономики и сделать лучше жизнь людей".
1 Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. М., 2006. С. 244.
2 Р. Гринберг, директор Института экономики Российской Академии наук, член-корреспондент РАН. Миражи процветания.// Аргументы и факты, 2007, январь (№ 4).
3 Российская газета. 2004, 27 мая.
4 Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части сож-дания Стабилизационного фонда Российской Федерации".
5 Парламентская газета. 2007. 1 февраля.
6 Д. Львов. Контуры будущей России. Доклад на секции экономики Российской Академии наук. М., 2006. С. 5-6.
7 Р. Гринберг, директор Института экономики РАН. Миражи процветания // Аргументы и факты, 2007, январь (№ 4).
8 В тесноте и в обиде //Российская газета, 2007, 9 февраля.
9 Моисеев В.В. История государственно-правовых реформ в России. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орел: Изд-во ОРАГС, 2007. С. 255.
10 Аргументы недели, 2007, 8 февраля.
11 История государственного управления в России: Учебник. Изд. 4-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М., 2006. С.437.
12 Комсомольская правда, 2007, 2 февраля.
13 Что даст новый закон селу? // Аргументы и факты, 2007, январь (№ 4).
14 Российская газета, 2007, 9 февраля.
15 Российская газета, 2006, 11 мая.
16 Аргументы и факты, № 50 (239), декабрь 2006 г.
17 WWW.tvc.ru.
18 Мир новостей, 2007, 30 января.
19 Российская газета, 2007, 9 февраля.
20 Там же.
21 Там же.
22 Российская газета, 2006, 22 ноября.
23 См.: Российская газета, 2005, 26 апреля; Российская газета, 2006, 22 ноября и др.
24 Комсомольская правда, 2007, 2 февраля.